У лошади вокруг глаза

Лошади обладают самыми крупными глазами среди наземных млекопитающих[1][2]. Зрительные способности напрямую связаны с их поведением и тем фактом, что лошадь — это животное, которое спасается бегством. При обучении лошадей необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны их зрительных способностей, а понимание устройства и функционирования лошадиного глаза может помочь понять причину, почему животное ведет себя определённым образом в той или иной ситуации.

Анатомия глаза лошади[править | править код]

Лошадиный глаз включает глазное яблоко, окружающие его мышцы и структуры вокруг глазного яблока, так называемые прилежащие органы.

Глазное яблоко[править | править код]

Глазное яблоко лошади представляет собой не идеальную сферу, оно уплощено в направлении спереди назад. Однако исследования показали, что у лошади не наклонная сетчатка, как считалось прежде[3].

Стенка глаза состоит из трех слоёв: внутренней или сетчатой оболочки, сосудистой и фиброзной оболочки.

  • Сетчатая оболочки (или сетчатка) состоит из клеток, связанных с мозгом посредством зрительного нерва. Эти рецепторы чувствительны к свету и включают менее светочувствительные колбочки, которые позволяют видеть цвета и обеспечивают остроту зрения, и палочки, которые более светочувствительны и способствуют ночному видению, но способны различать лишь свет и темноту. Так как только две трети глаза может воспринимать свет, нет необходимости в том, чтобы рецепторные клетки покрывали всю внутреннюю часть глаза, поэтому они расположены только на линии от зрачка до диска зрительного нерва. Часть сетчатки, которая покрыта светочувствительными клетками, называется лат. pars-optica retinae, а слепая часть глаза лат. pars-ceaca retinae. Диск зрительного нерва глаза не содержит светочувствительных клеток: это место, где зрительный нерв выходит из мозга, и слепое пятно в глазу[4].
  • Сосудистая оболочка (или увеальный тракт) состоит из хоироидеи, цилиарного тела и радужки. В хориоидее содержится много пигмента, она почти полностью состоит из кровеносных сосудов. В нижней части глаза она образует тапетум, который обуславливает желтовато-зелёное свечение глаз, при освещении глаза животного в ночное время. Тапетум отражает свет обратно на сетчатку, что улучшает сумеречное зрение. Радужка расположена между роговицей и хрусталиком, и не только придаёт глазам цвет (см. «Цвет глаз» ниже), но также позволяет изменять количество света, проходящего через его центральное отверстие, зрачок[4].
  • Фиброзная оболочка состоит из склеры и роговицы и защищает глаз. Склера (белая часть глаза) состоит из эластина и коллагена. Роговица (прозрачное покрытие передней части глаза) состоит из соединительной ткани и омывается слёзной жидкостью и водянистой влагой, которые обеспечивают её питанием, поскольку она не имеет доступа к кровеносным сосудам.
  • Хрусталик глаза расположен позади радужки и подвешен на цилиарной поддерживающей связке и ресничной мышце, которые обеспечивают аккомодацию: это позволяет хрусталику менять форму, чтобы сфокусироваться на различных объектах. Хрусталик состоит из нескольких слоёв ткани[4].

Цвет глаз[править | править код]

Гомозиготный двойной ген крема обуславливает светло-голубые глаза.

У большинства лошадей глаза тёмно-коричневые, но радужка бывает разных цветов, включая голубой, светло-коричневый, жёлтый и зелёный. Голубые глаза не являются редкостью, они связаны с наличием белых отметин или пегой мастью[5]. У лошадей с белыми отметинами полностью или частично голубыми могут быть как оба, так и один глаз.

У лошадей с гомозиготным геном крема всегда светло-голубые глаза и бледная изабелловая масть[6]. Гетерозиготный ген крема у лошадей обуславливает масти паломино и буланую и зачастую светло-коричневые глаза[7]. Глаза лошадей с шампанским геном обычно имеют зеленоватый оттенок: при рождении они имеют цвет морской волны, а с возрастом становятся светло-коричневыми[8].

Как и у людей, у лошадей генетика и этиология, ответственные за цвет глаз, ещё не вполне ясны.

Прилежащие органы[править | править код]

Третье веко относится к прилежащим органам глаза (видно в левом углу)

Веки состоят из трёх слоев тканей: тонкого слоя кожи, покрытой волосами, слоя мышц, которые открывают и закрывают веко и конъюнктивы, лежащей на глазном яблоке. Между веками образуетcя глазная щель. Верхнее веко крупнее и подвижнее по сравнению с нижним. В отличие от людей, у лошадей имеется третье веко (мигательная перепонка), защищающее роговицу. Оно расположено во внутреннем углу глаза и закрывается по диагонали.

Слёзный аппарат вырабатывает слёзы, обеспечивая питание и увлажнение глаз, а также помогает удалять любой сор, который может в него попасть. Этот аппарат включает в себя слёзную железу и слёзных канальцев. Смежаясь, веки распределяют слёзную жидкость по глазу, после чего она через носослёзный канал, стекает в ноздрю лошади[4].

Глазные мышцы позволяет глазу двигаться внутри глазницы.

Зрительные способности лошади[править | править код]

Зрительное поле[править | править код]

Диапазон монокулярного зрения лошади, тёмным цветом обозначены слепые пятна

Поднимая голову, лошадь может использовать бинокулярное зрение, чтобы сфокусироваться на удалённых предметах,

У лошади с поднятой вертикально головой поле бинокулярной фокусировки находится под ногами.[9]

Как и у большинства животных-жертв, глаза лошади глаза расположены по бокам головы, что обеспечивает зрительное поле почти 350°[10]. Поле бинокулярного видения составляет приблизительно 65°, а оставшиеся 285° приходятся на монокулярное зрение[11].

Такое широкое зрительное поле повышает шанс обнаружить хищника. У лошадей имеется два «слепых пятна»: «конус», который начинается перед носом и доходит до точки на расстоянии примерно 90—120 см перед лошадью, и зона прямо позади головы, которая проходит по спине и за хвостом, если голова лошади обращена строго вперёд. Когда лошадь преодолевает препятствие, оно ненадолго исчезает из её поля видимости прямо в момент прыжка.

Широкий диапазон монокулярного зрения имеет обратную сторону: расположение глаз лошади уменьшает поле бинокулярного зрения примерно до 65° в горизонтальной плоскости, оно имеет форму треугольника перед головой лошади. Поэтому у лошадей меньшая глубина восприятия, чем у человека. Лошади используют бинокулярное зрение, глядя прямо на объект. Вглядываясь вдаль, они поднимают голову. Чтобы рассмотреть с помощью бинокулярного зрения ближние объекты, лежащие на земле, лошадь опускает нос и смотрит вниз, слегка изогнув шею.

Лошадь поднимает или опускает голову, чтобы увеличить диапазон бинокулярного зрения. Поле зрения лошади уменьшается, когда она идёт «в поводу» и держит голову перпендикулярно земле. При этом в поле её бинокулярного видения в большей степени попадают объекты, расположенные непосредственно у нее под ногами. В конкуре всадники учитывают эту особенность и дают возможность своим лошадям поднять голову за несколько шагов до прыжком, чтобы животные смогли оценить препятствие и правильно оттолкнуться от земли[12].

Острота зрения и чувствительность к движению[править | править код]

Острота зрения лошади, то есть насколько хорошо она может видеть детали, составляет 20/33. Это немного хуже, чем обычно у человека (20/20), но гораздо лучше, чем у собак (20/75) и кошек (20/100)[13]. Однако, точно оценить остроту зрения у животных довольно трудно, поэтому в разных исследованиях приводят различные данные.

В пределах сетчатки у лошадей имеется «зрительная полоса» или область с высокой концентрацией ганглиозных клеток (до 6100 клеток/мм2 по сравнению с 150 и 200 клеток/мм2 в периферийной зоне)[14]. Лошади лучше видят объекты, когда они попадают в эту область.

Лошади очень чувствительны к движению, которое в дикой природе, как правило, является первым сигналом приближения хищника. Заметив движение периферийной зоной с низкой остротой зрения, лошади чаще всего обращаются в бегство.

Цветовое зрение[править | править код]

Как лошадь видит красное или зеленое яблоко (внизу) по сравнению с восприятием большинства людей (сверху)

У лошадей дихроматическое зрение. Это означает, что они видят две из трёх основных длин волн видимого света, по сравнению с большинством людей, обладающим трихроматическим зрением. Они видят синий и зелёный цвета спектра и их цветовые вариаций, но не различают красный. Исследования показывают, что их цветовое зрение напоминает дальтонизм у человека, когда некоторые цвета, особенно красный и его оттенки, воспринимаются как зелёный[15].

При разработке препятствий для конкура иногда учитывают ограниченную способность лошадей видеть цвета, поскольку животному будет труднее отличить препятствие от земли, если они приблизительно одного цвета. Исследования показали, что лошади реже сбивают планку во время прыжка, если она окрашена не однотонно, а в два или более контрастных цвета[16]. Особенно трудно лошадям различать жёлтый и зелёный цвета.

Читайте также:  Роскошное питание крем дневной для лица и кожи вокруг глаз 45мл

Чувствительность к свету[править | править код]

У кобылы и жеребёнка глаза светятся отражённым светом

Превосходное ночное видение лошадей объясняется тем, что у них в сетчатке содержится больше палочек, чем у людей, соотношение палочек к колбочкам составляет около 20:1[17], а также наличием тапетума. Лошади лучше видят в слегка пасмурные, чем в относительно светлые, солнечные дни[18]. В 2009 году в лабораторном исследовании лошади были в состоянии различить формы в условиях низкой освещённости, включая уровень, имитирующий тёмную безлунную ночь в лесистой местности. Когда свет почти полностью погас, лошади не смогли различать разные формы, но продолжали ориентироваться в огороженном пространстве с оборудованием для исследования, тогда как люди в этом же помещении «натыкались на стены, предметы и саму лошадь»[19].

Однако лошади хуже приспосабливаются к резким перепадам света по сравнению с людьми, например, при переходе с улицы в тёмную конюшню. Это следует учесть во время тренировки, поскольку определённые задачи, такие, как погрузка в трейлер, может напугать лошадь просто потому, что она не способна видеть должным образом.

Близорукость и дальнозоркость[править | править код]

У многих домашних лошадей (примерно у трети) миопия (близорукость), у небольшой части — дальнозоркость. Однако дикие лошади, как правило, дальнозоркие[20].

Аккомодация[править | править код]

У лошадей относительно плохая аккомодация из-за слабой цилиарной мышцы[21]. Однако для них это не представляет серьёзной проблемы, поскольку аккомодация чаще нужна при острой фокусировке на близкие предметы, с чем они сталкиваются нечасто. Ранее считали, что, чтобы сфокусироваться, лошадь слегка наклоняет голову[3], однако более поздние данные свидетельствуют о том, что движения головы связаны с использованием бинокулярного поля, а не с фокусировкой[22].

Заболевания глаз[править | править код]

Любые травмы глаз, такие как эта отёчность, требуют немедленного внимания ветеринара.

Любая травма глаза потенциально серьезна и требует немедленной ветеринарной помощи. Клинические признаки травмы или заболевания включают отёк, гиперемию и патологические выделения. Без лечения даже относительно незначительные травмы глаз могут привести к осложнениям, в результате которых возможна слепота. Травмы и заболевания глаз включают:

  • Истирание роговицы
  • Язва роговицы
  • Кератит
  • Конъюнктивит
  • Увеит, включая рецидивирующий увеит и периодическую офтальмию. Спонтанный рецидивирующий увеит лошадей возникает у 10—15 % лошадей, тогда как лошади породы аппалуза подвержены восьмикратному риску[23].
  • Habronema
  • Сухой кератоконъюнктивит

Примечания[править | править код]

  1. Soemmerring D. W. A comment on the horizontal sections of eyes in man and animals.. — Copenhagen:Bogtrykkeriet Forum: Anderson SR, Munk O, eds. Schepelern HD, transl., 1971.Soemmerring DW.
  2. L. M. Knill, R. D. Eagleton, E. Harver. Physical optics of the equine eye // American Journal of Veterinary Research. — 1977-06-01. — Т. 38. — Vol. 6. — P. 735—737. — ISSN 0002-9645.
  3. 1 2 J. G. Sivak, D. B. Allen. An evaluation of the «ramp» retina of the horse eye // Vision Research. — 1975-12-01. — Т. 15. — Vol. 12. — P. 1353–1356. — doi:10.1016/0042-6989(75)90189-3.
  4. 1 2 3 4 Riegal, Ronald J. DMV, and Susan E. Hakola DMV. Illustrated Atlas of Clinical Equine Anatomy and Common Disorders of the Horse Vol. II.. — Marysville, OH. Copyright: Equistar Publication, Limited, 2000.
  5. ↑ «Choosing an American Paint Horse» PetPlace.com web site accessed July 20, 2007 at https://www.petplace.com/horses/choosing-an-american-paint-horse/page1.aspx Note American Paint Horse is a breed wherein most representatives are of pinto coloring
  6. ↑ Dilutions In Horses: Cream, Dun, Champagne, Pearl and Silver | Color Genetics. colorgenetics.info. Дата обращения 8 сентября 2016.
  7. M. M. Locke, L. S. Ruth, L. V. Millon, M. C. T. Penedo, J. D. Murray. The cream dilution gene, responsible for the palomino and buckskin coat colours, maps to horse chromosome 21 (англ.) // Animal Genetics. — 2001-12-01. — Vol. 32, iss. 6. — P. 340–343. — ISSN 1365-2052. — doi:10.1046/j.1365-2052.2001.00806.x.
  8. ↑ The Genetics of Champagne Coloring. Дата обращения 8 сентября 2016.
  9. ↑ Miller, Robert W. Western Horse Behavior and Training.
  10. Barnett, Keith C., et al. Equine Ophthalmology. — London: Elsevier Saunders, 2004. — ISBN 0-7020-2748-0.
  11. Les Sellnow. Happy Trails: Your Complete Guide to Fun and Safe Trail Riding. — Eclipse Press; Stated First Edition edition (October 25, 2004), 2004. — ISBN 1581501145.
  12. ↑ Horsewyse–HOW HORSES SEE! (недоступная ссылка). www.horsewyse.com.au. Дата обращения 8 сентября 2016. Архивировано 27 октября 2016 года.
  13. Gwendolyn Lynch DVM DACVO. Vision in domestic animals (Proceedings). Дата обращения 8 сентября 2016.
  14. ↑ Harman AM, Moore S, Hoskins R, Keller P. Horse vision and the explanation of visual behaviour originally explained by the ‘ramp retina’.
  15. ↑ In Living Color. Дата обращения 8 сентября 2016.
  16. Anna Stachurska, Mirosław Pięta, Elżbieta Nesteruk. Which obstacles are most problematic for jumping horses? // Applied Animal Behaviour Science. — Т. 77. — Vol. 3. — P. 197—207. — doi:10.1016/s0168-1591(02)00042-4.
  17. L. Wouters, A. De Moor. Ultrastructure of the pigment epithelium and the photoreceptors in the retina of the horse // American Journal of Veterinary Research. — 1979-08-01. — Т. 40. — Vol. 8. — P. 1066—1071. — ISSN 0002-9645.
  18. Carol A Saslow. Factors affecting stimulus visibility for horses // Applied Animal Behaviour Science. — Т. 61. — Vol. 4. — P. 273—284. — doi:10.1016/s0168-1591(98)00205-6.
  19. ↑ Shedding Light on Equine Night Vision. Дата обращения 8 сентября 2016.
  20. Giffin, James M and Tom Gore. Horse Owner’s Veterinary Handbook, Second Edition. — New York, NY. Copyright: Howell Book House, 1998.
  21. Prince J. H., Diesem C. D., Eglitis I, Ruskell G. L. Anatomy and histology of the eye and orbit in domestic animals. — Springfield, IL: CC Thomas, 1960.
  22. Alison M. Harman, S. Moore, R. Hoskins, P. Keller. Horse vision and an explanation for the visual behaviour originally explained by the ‘ramp retina’ (англ.) // Equine Veterinary Journal. — 1999-09-01. — Vol. 31, iss. 5. — P. 384–390. — ISSN 2042-3306. — doi:10.1111/j.2042-3306.1999.tb03837.x.
  23. ↑ BlindAppaloosas.org. www.blindappaloosas.org. Дата обращения 8 сентября 2016.

Источник

Зрение лошади сильно отличается от нашего. И, поскольку оно во многом определяет поведение этих животных, нам необходимо понимать, как именно лошади видят этот мир.

Строение глаз лошади

Основная задача, которую выполняет зрение лошади — как можно раньше заметить хищника. Это типично для травоядных животных, населяющих открытые пространства.

У лошади самые большие глаза среди всех живых существ. Размер глаз — 51х47,5 мм, а вес глазного яблока — около 50 грамм. Однако по массе глаза относительно тела лошади всего лишь на пятом месте: их опережают кошка, собака, овца и корова.

Радужная оболочка содержит пигментные клетки, определяющие цвет глаз лошадей. Как правило, глаза у них — карие, различных оттенков, но бывают и голубые (полностью или частично). Есть альбиносы — в радужной оболочке их глаз нет пигмента, и просвечивающие кровеносные сосуды создают впечатление красных глаз. Считается, что альбиносы лучше других видят в условиях слабого освещения.

Глаз лошади «оснащен» поперечно-овальным зрачком. Это дает возможность охватить большое пространство. Помимо этого, фоторецепторы на сетчатке распределяются неравномерно. Отростки нервных клеток сконцентрированы в конкретном месте и формируют пучок — зрительный нерв, который поставляет информацию в головной мозг. Но фоторецепторов в этом месте нет, и свет, отражающийся от предметов, не дает изображения. Это так называемые «слепые пятна». Над слепым пятном, немного сбоку, расположена, наоборот, область особенно четкого зрения — центральная ямка, в которой собрано множество колбочек, которые отвечают за четкость изображения. Кроме того, колбочки собраны вдоль горизонтальной тонкой линии, которая проходит через сетчатку. Благодаря центральной ямке, лошади рассматривают предметы перед собой, а благодаря лини — расположенные вокруг.

Лошади гораздо лучше, чем люди, замечают малейшие движения на границе поля зрения, даже если смотрят на более близкий предмет.

Видят ли лошади в темноте?

Рядом с фоторецепторами у лошадей находится тапетум — это отражательная оболочка. Свет, прошедший через фоторецепторы и не поглощенный, тапетумом отражается назад и может быть вновь воспринят фоторецепторами. Тапетум позволяет лошади видеть даже в условиях низкой освещенности. Тапетум также заставляет глаза лошади светиться в темноте, если луч света попадает на них.

Читайте также:  Иммортель вокруг глаз цена

Лошадь видит в темноте гораздо лучше, чем человек, примерно так же, как сова и собака и хуже, чем кролик, кошка или крыса.

Основное отличие зрения лошадей от человеческого

Наши глаза расположены на лице, рядом друг с другом, и то, что находится впереди, мы видим одновременно обоими глазами. Но все равно картинки, воспринимаемые левым и правым глазом, различаются. К тому же мозг прикидывает расстояние до объекта. Поэтому у нас получается объемное изображение, мы оцениваем дистанцию до предмета и между объектами, величину объектов и можем представить приблизительную скорость их передвижения. Это объемное, или бинокулярное зрение. Ведь в процессе эволюции, когда нашим далеким предкам необходимо было рассчитать расстояние для прыжка с ветки на ветку, это было крайне важно.

Лошади были озабочены другим. Они не скакали по веткам, зато спасались от хищников на открытой местности, и тут важнее была широта обзора. Поэтому их глаза расположены по бокам головы. И большая часть пространства видится им плоской. Это монокулярное зрение.

Давайте сравним. Наш угол обзора — примерно 90 градусов. А лошадь охватывает 350 градусов! Один глаз способен охватить около 190 — 195 градусов, и часть этого пространства перекрывается областью, которую лошадь видит другим глазом. Этот небольшой участок (от 30 до 70 градусов, в зависимости от формы головы) лошадь видит объемно.

На лошадей не охотились хищные птицы, поэтому смотреть в небо они не научились. Хотя при желании, задрав голову, они могут полюбоваться Полярной звездой, но астрономия их обычно мало интересует.

Мы говорили о слепой зоне. Она находится прямо позади хвоста, а также прямо перед передними копытами. Разумеется, она может чуть повернуть голову и увидеть, что находится позади, или, опустив голову, изучить объект на земле. В слепой зоне лошади не видят ничего, а в пограничных областях различают лишь движение. Поэтому не рекомендуется подходить к этим созданиям сзади, не предупредив о себе — лошадь может просто испугаться того, что к ней подкрался хищник, и решить защищаться. Если необходимо подойти сзади, дайте лошади возможность услышать вас и повернуть голову, чтобы убедиться, что тыл в безопасности.

Жеребята имеют другую форму головы, поэтому их зрение немного отличается от зрения взрослых сородичей. Бинокулярное зрение жеребят на 20 градусов больше вниз — то есть они почти могут видеть свои копыта — и шире в стороны.

Источник

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Ëþäè ãîäàìè ðàáîòàþò ñ ëîøàäüìè, íå ïîíèìàÿ, êàê èìåííî «óñòðîåíû» èõ ïèòîìöû. Óõàæèâàþò çà íèìè, ñåäëàþò èõ, åçäÿò âåðõîì òàê, êàê èõ íàó÷èëè, íè ðàçó íå ïîäâåðãíóâ ñîìíåíèþ èñòèííîñòü òîãî, ÷òî èì êîãäà-òî ðàññêàçàëè î ñòðîåíèè ëîøàäèíîãî îðãàíèçìà. Ñëîâà îïûòíîãî òðåíåðà èëè âåòåðèíàðà çâó÷àò î÷åíü óáåäèòåëüíî, íî… Ê ñîæàëåíèþ, ìíåíèÿ ìíîãèõ èç ýòèõ ïðèçíàííûõ àâòîðèòåòîâ îñíîâàíû íå íà ðåàëüíûõ ôàêòàõ, è îáùåïðèíÿòûå òåîðèè îêàçûâàþòñÿ íà ïîâåðêó îáùåïðèíÿòûìè ìèôàìè. Äà ÷òî òàì ãîâîðèòü, âåäü, íàïðèìåð, ïðî çðåíèå ëîøàäè ìíîãèå ñìîãóò ëèøü ïðèïîìíèòü, ÷òî ó íåå ãëàçà ðàñïîëîæåíû ïî áîêàì ãîëîâû…

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Òàê ÷òî æå âèäèò ëîøàäü? Êàêîâ åå ìèð: öâåòíîé èëè ÷åðíî-áåëûé, ÷åòêèé âî âñåõ äåòàëÿõ èëè íåðåçêèé, ðàçìûòûé? Êîíå÷íî, ïðàâèëüíåå âñåãî àäðåñîâàòü ýòè âîïðîñû ñàìîé ëîøàäè, ÷òî, ñîáñòâåííî, è äåëàþò ó÷åíûå. Ñåãîäíÿ â èçó÷åíèè ëîøàäèíîãî çðåíèÿ ñäåëàí îãðîìíûé øàã âïåðåä. Îêàçûâàåòñÿ, ìû âèäèì ìèð âîâñå íå òàê óæ ïî-ðàçíîìó.

Óøêè íà ìàêóøêå, ãëàçà íà çàòûëêå.

 øêîëüíûå ãîäû ìíîãèå íå ðàç çàäàâàëèñü âîïðîñîì: êàêèì îáðàçîì ó÷èòåëü, ñòîÿ ñïèíîé ê êëàññó, âñåãäà çíàåò, êòî ÷åì çàíÿò? Ãëàçà íà çàòûëêå? À ìîæåò áûòü, ãëàçà ó íåãî, êàê ó ëîøàäè? Âåäü ðàñïîëîæåíèå ãëàç ïî áîêàì ãîëîâû äàåò ëîøàäè êóäà áîëüøèé îáçîð, ÷åì ó ÷åëîâåêà. Êîãäà åå ãîëîâà ïîäíÿòà ââåðõ, åå ïîëå çðåíèÿ ïðèáëèæàåòñÿ ê ñôåðè÷åñêîìó. Òàêîé îñîáåííîñòüþ îáëàäàþò î÷åíü ìíîãèå æèâîòíûå, ÿâëÿþùèåñÿ ïîòåíöèàëüíûìè æåðòâàìè õèùíèêîâ: ýòî ïîçâîëÿåò ñðàçó çàìåòèòü ïîÿâëåíèå âðàãà. Îäíàêî ãëàçíèöû ëîøàäè âñå æå íåìíîãî ïîâåðíóòû âïåðåä, ÷òî ïîçâîëÿåò ïîëüçîâàòüñÿ è áèíîêóëÿðíûì çðåíèåì — åãî óãîë ðàâåí ïðèìåðíî 55-65 ãðàäóñàì. «Ñëåïàÿ» çîíà ñîâñåì íåáîëüøàÿ: ëîøàäü íå âèäèò òîëüêî òî, ÷òî íàõîäèòñÿ ó íåå ñðàçó çà çàòûëêîì, íàäî ëáîì è ïîä ïîäáîðîäêîì. Âïðî÷åì, ÷òîáû óâèäåòü, ÷òî òàì òâîðèòñÿ, äîñòàòî÷íî ìàëåéøåãî ïîâîðîòà ãîëîâû.

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Ëîøàäêà è î÷êè.

Êàê ôîêóñèðóåòñÿ ëîøàäèíûé ãëàç? Áîëüøîé ïîïóëÿðíîñòüþ ïîëüçîâàëàñü òåîðèÿ «óêëîíà ñåò÷àòêè», î êîòîðîé ÷àñòî ìîæíî ïðî÷èòàòü â.. âåòåðèíàðíûõ ñïðàâî÷íèêàõ. Ñóòü åå â òîì, ÷òî ãëàç ëîøàäè ôîêóñèðóåòñÿ íà îáúåêòàõ, íàõîäÿùèõñÿ íà ðàçëè÷íûõ ðàññòîÿíèÿõ, ñ ïîìîùüþ ïîäúåìà èëè îïóñêàíèÿ ãîëîâû, ÷òî ïîçâîëÿåò èçîáðàæåíèþ «ïåðåìåùàòüñÿ» ïî ðàçëè÷íûì ó÷àñòêàì ñåò÷àòêè ãëàçà. Îäíàêî ñåãîäíÿ ýòà òåîðèÿ óñòàðåëà. Ýêñïåðèìåíòàëüíûå ïîäòâåðæäåíèÿ ñóùåñòâîâàíèÿ óêëîíà ñåò÷àòêè íåäîñòàòî÷íû; áîëåå òîãî, îáíàðóæåííûé íåçíà÷èòåëüíûé óêëîí ñåò÷àòêè íàïðàâëåí â ñòîðîíó, ïðîòèâîïîëîæíóþ òîé, êîòîðàÿ ïîçâîëèëà áû ôîêóñèðîâàòü ãëàç.

Áîëåå âåðîÿòíî, ÷òî ñåò÷àòêó ïðÿìî ïî öåíòðó ãëàçà ïåðåñåêàåò òîíêàÿ ãîðèçîíòàëüíàÿ ëèíèÿ, çàïîëíåííàÿ ðåöåïòîðíûìè êëåòêàìè. Èìåííî îíà îáåñïå÷èâàåò îñòðîòó çðåíèÿ, ÷åìó ñïîñîáñòâóåò åå ãîðèçîíòàëüíîå ðàñïîëîæåíèå, à äåéñòâóåò îíà ïðèìåðíî òàê æå, êàê öåíòðàëüíàÿ ÿìêà â ãëàçó ÷åëîâåêà. Îñòðîòà çðåíèÿ ÷åëîâåêà áûñòðî ñíèæàåòñÿ â çîíàõ, óäàëåííûõ îò öåíòðàëüíîé ÿìêè, ó ëîøàäè íàáëþäàåòñÿ òà æå ñàìàÿ êàðòèíà ïðè óäàëåíèè îò «öåíòðàëüíîé ëèíèè». Ïîýòîìó ïîäúåì è îïóñêàíèå ãîëîâû ëîøàäè íå èãðàþò îñîáîé ðîëè â îñòðîòå åå çðåíèÿ.

Äîñòàòî÷íî ëè ÷åòêî ëîøàäü âèäèò îáúåêòû íà ðàññòîÿíèè? Äà. Âî âñÿêîì ñëó÷àå ìîæíî ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü, ÷òî åå çðåíèå âäàëü îñòðåå, ÷åì ó ÷åëîâåêà ñ íåáîëüøîé áëèçîðóêîñòüþ. ×åëîâå÷åñêèé ãëàç ïðè îöåíêå ñ ïîìîùüþ áóêâåííûõ òàáëèö äàåò ðåçóëüòàò 20/20, à ëîøàäè â àíàëîãè÷íîì òåñòå ñ ïîìîùüþ òîíêèõ ëèíèé ïîêàçàëè 20/30. Ýòî çíà÷èò, ÷òî åñëè ÷åëîâåê ñî ñòîïðîöåíòíûì çðåíèåì îò÷åòëèâî âèäèò íåêîòîðûé ïðåäìåò ñ ðàññòîÿíèÿ 30 ôóòîâ, òî ÷òîáû åãî ñòîëü æå ÷åòêî óâèäåëà ëîøàäü, ýòîò ïðåäìåò äîëæåí íàõîäèòüñÿ íà ðàññòîÿíèè 20 ôóòîâ. Íàäî ñêàçàòü, ýòî íå òàê óæ ïëîõî: â ÑØÀ ëþäåé ñ ðåçóëüòàòàìè òåñòèðîâàíèÿ 20/40 äîïóñêàþò ê âîæäåíèþ àâòîìîáèëÿ. Çäåñü ëîøàäü íàìíîãî ïðåâîñõîäèò êîøåê (20/75) è êðûñ (20/300).

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Âçãëÿä íà æèçíü ñêâîçü ðîçîâûå î÷êè.

Êîëáî÷êîâûå êëåòêè ñåò÷àòêè ãëàçà ìíîãîôóíêöèîíàëüíû. Îíè îáåñïå÷èâàþò ÷åòêîñòü äåòàëåé èçîáðàæåíèÿ, è áëàãîäàðÿ èì æå ìû îùóùàåì öâåò — êîãäà çàäåéñòâîâàíû êîëáî÷êè áîëåå ÷åì îäíîãî òèïà. Ëþäè ñ íîðìàëüíûì öâåòíûì çðåíèåì — òðèõðîìàòû, ó íèõ ðàçíûå êîëáî÷êè ðåàãèðóþò íà êðàñíûé, ñèíèé è çåëåíûé ñâåò, èç êîòîðîãî ñîñòàâëÿåòñÿ âñÿ ãàììà öâåòîâ è îòòåíêîâ. Âîïðîñ î òîì, âèäÿò ëè ëîøàäè ìèð öâåòíûì, äîëãèå ãîäû âûçûâàåò ÿðîñòíûå ñïîðû. Îäíè êîííèêè óòâåðæäàþò, ÷òî èõ ïèòîìöû ïðèñòðàñòíû â âûáîðå âåäåð è ïîïîí èìåííî ïî öâåòîâûì ïðèçíàêàì, äðóãèå óâåðåíû â òîì, ÷òî êîíè öâåòîâ íå ðàçëè÷àþò. Ëþáîïûòíî, ÷òî òî÷êè çðåíèÿ îïïîíåíòîâ íè÷åì íå ïîäòâåðæäàþòñÿ, íà âîïðîñ «Ïî ÷åìó âû òàê äóìàåòå?» îáû÷íî ñëåäóåò îòâåò «Ïîòîìó ÷òî!»

Îáðàòèìñÿ ê ó÷åíûì. Ýêñïåðò â îáëàñòè ëîøàäèíîãî çðåíèÿ äîêòîð Áðàéàí Òèìíåé (óíèâåðñèòåò Çàïàäíîãî Îíòàðèî, ÑØÀ) ñ÷èòàåò, ÷òî ëîøàäè ïîäîáíû ëþäÿì ñ ÷àñòè÷íûì íàðóøåíèåì öâåòîâîñïðèÿòèÿ. Íàïðèìåð, ëþäè, íå âîñïðèíèìàþùèå îòòåíêè êðàñíîãî è çåëåíîãî, æèâóò â äâóõöâåòíîì æåëòî-ñèíåì ìèðå. Òàêèå äèõðîìàòû íå ìîãóò âèäåòü äðóãèå äâà öâåòà, äëÿ íèõ îíè âûãëÿäÿò ñåðûìè èëè áëåêëûìè ñåðîâàòûìè îòòåíêàìè æåëòîãî è ñèíåãî. Êàêèå öâåòà âèäÿò ëîøàäè? «Äëÿ ëîøàäåé íå ñîñòàâëÿåò ïðîáëåìû îòëè÷èòü êðàñíûé èëè ñèíèé öâåòà îò ñåðîãî. ×òî êàñàåòñÿ çåëåíîãî è æåëòîãî, ðåçóëüòàòû ýêñïåðèìåíòîâ ïðîòèâîðå÷èâû», — ïèøåò äîêòîð Òèìíåé. Ïðàâäà, äðóãèå èññëå äîâàòåëè ïîëó÷èëè èíûå ðåçóëüòàòû. Ïðè èññëåäîâàíèÿõ öâåòîâîãî çðåíèÿ ó æèâîòíûõ âîçíèêàþò îïðåäåëåííûå ñëîæíîñòè ñ ïðàâèëüíîé ïîñòàíîâêîé ýêñïåðèìåíòà è òðàêòîâêîé åãî ðåçóëüòàòîâ — âåäü äëÿ äàëüòîíèêà âåäðà èëè ùèòû ðàçíûõú öâåòîâ òîæå âûãëÿäÿò íå îäèíàêîâî – îíè îáëàäàþò ðàçíîé ÿðêîñòüþ. Íî âñ¸ æå íå áóäåò ïðåóâåëè÷åíèåì óòâåðæäàòü, ÷òî ëîøàäè ðàçëè÷àþò öâåòà è ìîãóò ðåàãèðîâàòü íà íèõ.

Читайте также:  Корректор вокруг глаз видео

Ëîøàäü âûó÷èëà, ÷òî â ãîëóáîì ÿùèêå ëàêîìñòâî, à êðàñíûé — ïóñòîé. Îñòàëîñü òîëüêî ïðîâåðèòü, îòëè÷èò ëè îíà ãîëóáîé ÿùèê îò ñåðîãî òàêîé æå ÿðêîñòè.

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Òåìíàÿ íî÷ü, òîëüêî êîíè áåãóò ïî ñòåïè…

 òåìíîòå ëîøàäü, ïîæàëóé, ñïîñîáíà óâèäåòü ãîðàçäî áîëüøå íàñ. Ïðàâäà, ìíåíèÿ ó÷åíûõ ïî ïîâîäó íî÷íîãî çðåíèÿ ó ëîøàäåé îïÿòü ñèëüíî ðàñõîäÿòñÿ. Âñå òåîðèè áàçèðóþòñÿ íà àíàòîìèè è ôèçèîëîãèè ëîøàäè è îáõîäÿò ñòîðîíîé ïîâåäåí÷åñêèå ìîìåíòû.

Äîïîäëèííî èçâåñòíî, ÷òî ïàëî÷åê íà ñåò÷àòêå êîíñêîãî ãëàçà ãîðàçäî áîëüøå, ÷åì êîëáî÷åê, èõ ñîîòíîøåíèå ïðèìåðíî 9:1, à âåäü èìåííî ïàëî÷êè îòâå÷àþò çà çðåíèå ïðè ñëàáîì îñâåùåíèè. Ãëàç ëîøàäè òàêæå èìååò «òàïåòóì ëó-ñèäóì» — ñâîåîáðàçíîå çåðêàëüöå, ñîñòîÿùåå èç îòðàæàþùèõ ñâåò ñåðåáðèñòûõ êðèñòàëëîâ. Îòðàæåííûé ñâåò ïîâòîðíî ïðîõîäèò ÷åðåç ñåò÷àòêó, áëàãîäàðÿ ÷åìó ñíèæàåòñÿ âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî îí «ïðîéäåò ìèìî» ðåöåïòîðîâ-ïàëî÷åê. Áëàãîäàðÿ ýòîìó «çåðêàëüöó» ãëàçà ìíîãèõ æèâîòíûõ ñâåòÿòñÿ â òåìíîòå. Âñå ýòî ãîâîðèò î õîðîøåì íî÷íîì çðåíèè, ïðàâäà, çäåñü åñòü îäíî «íî». «Çåðêàëüöå» ïîâûøàåò ÷óâñòâèòåëüíîñòü ïðè òóñêëîì îñâåùåíèè, íî èç-çà ðàññåèâàíèÿ ÷åòêîñòü î÷åðòàíèé óìåíüøàåòñÿ. Âïðî÷åì, ýòî âñå òåîðèè, à íà ïðàêòèêå ëîøàäü íîðìàëüíî îðèåíòèðóåòñÿ â òåìíîòå: ïàñåòñÿ, ïåðåäâèãàåòñÿ, îáõîäèò ïðåïÿòñòâèÿ è ÿìû. Èìåííî ýòî, âîïðåêè ó÷åíûì òåîðèÿì, ïîçâîëÿåò ñêàçàòü, ÷òî íî÷íîå çðåíèå ó ëîøàäè ðàçâèòî õîðîøî.

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Âçãëÿä â ãëóáèíó. Ñòîèò ëè ñ÷èòàòü âñå ÿìû «÷åðíûìè äûðàìè»?

Ïîäóìàéòå ñàìè: êàê ìîæåò ëîøàäü ñêàêàòü ïî íåçíàêîìîé ìåñòíîñòè, îñòàíàâëèâàòüñÿ çà íåñêîëüêî ñàíòèìåòðîâ äî ïðåãðàäû, ïåðåïðûãèâàòü ïðåïÿòñòâèÿ, ïåðåøàãèâàòü ÷åðåç áðåâíà, èäòè ñðåäè êàìíåé, íå îáëàäàÿ õîðîøèì ãëàçîìåðîì? È òåì íå ìåíåå ìíîãèå êîííèêè (äàæå ïðîôåññèîíàëû) âñåðüåç ïîëàãàþò, ÷òî ëîøàäü íå îòëè÷èò ìåëêîãî àðûêà îò ãëóáîêîãî ðâà.

Ýòîò ñòðàííûé âûâîä äåëàåòñÿ íà îñíîâå âñå òîãî æå ðàñïîëîæåíèÿ ãëàç è «îòñóòñòâèÿ» áèíîêóëÿðíîãî çðåíèÿ. Îäíàêî åãî îøèáî÷íîñòü î÷åâèäíà: âî-ïåðâûõ, ïîëÿ çðåíèÿ ðàçíûõ ãëàç ëîøàäè âñå æå ïåðåêðûâàþòñÿ, à âî-âòîðûõ, îöåíèòü ðàññòîÿíèå ìîæíî è îäíèì ãëàçîì.

Èòàê, ÷òî íàì ìîæåò ñêàçàòü ïî ýòîìó ïîâîäó íàóêà?  îäíîì èç ýêñïåðèìåíòîâ äîêòîðà Òèìíåÿ ñïîñîáíîñòü ëîøàäåé îïðåäåëÿòü ðàññòîÿíèÿ èçó÷àëàñü ïðè ïîìîùè îïòè÷åñêîé èëëþçèè, òàê íàçûâàåìîãî ýôôåêòà Ïîíçî. Íà ïëîñêîé êàðòèíêå ëèíèè, ñõîäÿùèåñÿ â îäíîé òî÷êå, ñîçäàþò îùóùåíèå ïåðñïåêòèâû, òðåõìåðíîãî ïðîñòðàíñòâà.

Ëîøàäåé îáó÷èëè âûáèðàòü êàðòèíêó ñ ýôôåêòîì Ïîíçî, à çàòåì èì ïðåäëàãàëîñü «îïîçíàòü» ýòó îïòè÷åñêóþ èëëþçèþ, âûáðàâ ñðåäè ôîòîãðàôèé òå, íà êîòîðûõ ïîêàçàíà ïåðñïåêòèâà. Óäèâèòåëüíî, íî ëîøàäè áåçîøèáî÷íî óêàçûâàëè íà ôîòî óõîäÿùèõ ê ãîðèçîíòó ðåëüñîâ. Îíè íå òîëüêî ñóìåëè óâèäåòü ãëóáèíó íà ïëîñêîé êàðòèíêå, îêàçàëîñü, îíè ïîäâåðæåíû òåì æå îïòè÷åñêèì èëëþçèÿì, ÷òî è ìû.

 ñëåäóþùåì ýêñïåðèìåíòå äîêòîðà Òèìíåÿ èçó÷àëàñü ðîëü áèíîêóëÿðíîãî çðåíèÿ ëîøàäè â îöåíêå ðàññòîÿíèÿ ïðè ïîìîùè òî÷å÷íûõ ñòåðåîãðàìì. Îíè ïðåä ñòàâëÿþò ñîáîé ïàðû êàðòèíîê, ïî êîòîðûì áåñïîðÿäî÷íî ðàçáðîñàíû òî÷êè, íî åñëè èõ îêðàñèòü è ïîñìîòðåòü íà íèõ ÷åðåç ñïåöèàëüíûå êðàñíî-çåëåíûå î÷êè (êàê â êèíîòåàòðå íà ïðîñìîòðå ñòåðåîôèëüìà), òî èíäèâèäû, îáëàäàþùèå áèíîêóëÿðíûì çðåíèåì, ñìîãóò ðàçëè÷èòü îáðàçû. È íàäî ñêàçàòü, ëîøàäè â î÷êàõ âåëè ñåáÿ òàê, áóäòî îíè âèäåëè ýòè òðåõìåðíûå êàðòèíêè. Ïî-âèäèìîìó, â ñïîñîáíîñòè îïðåäåëÿòü ðàññòîÿíèÿ è îáúåìû ëîøàäè íå ñèëüíî óñòóïàþò ÷åëîâåêó. Ó íèõ äåéñòâèòåëüíî åñòü ñòåðåîñêîïè÷åñêîå çðåíèå, âîïðåêè ìíåíèþ î òîì, ÷òî ïîäîáíîå íåâîçìîæíî ïðè «áîêîâîé» ïîñòàíîâêå ãëàç.

Âîçíèêàåò âîïðîñ: òàê ïî÷åìó æå ñàìè ëîøàäè ïðåäïî÷èòàþò îáõîäèòü ëóæè? Áîÿòñÿ, íå âèäÿ èõ ðåàëüíîé ãëóáèíû? Ñêîðåå âñåãî, ïðîñòî íå õîòÿò ïà÷êàòü è ìî÷èòü íîã.

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Èíòåðîêóëÿðíàÿ ïåðåäà÷à èíôîðìàöèè: ñ ãëàçó íà ãëàç.

Åñòü ñðåäè ìíîãî÷èñëåííûõ ìèôîâ î ëîøàäÿõ è òàêîé: óâèäåâ ïðåäìåò îäíèì ãëàçîì, îíè íå óçíàþò åãî, êîãäà îí ïîïàäåò â ïîëå çðåíèÿ äðóãîãî ãëàçà — ïîýòîìó-òî îíè òàê ÷àñòî ïóãàþòñÿ âðîäå áû çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ.

Îäíàêî òàêîå óòâåðæäåíèå èçîáðàæàåò ëîøàäü î÷åíü ñòðàííûì æèâîòíûì, âåäü âñå ìëåêîïèòàþùèå îáëàäàþò êàëëîçóìîì, ñâÿçóþùèì çâåíîì ìåæäó äâóìÿ ïîëóøàðèÿìè ìîçãà. Ïðàâäà, íàëè÷èå òîëüêî ýòîé ñòðóêòóðû íåäîñòàòî÷íî äëÿ ïîëíîöåííîé ïåðåäà÷è èíôîðìàöèè, òàê æå êàê íàëè÷èå êîëáî÷êîâûõ êëåòîê â ñåò÷àòêå ãëàçà íå ïîäòâåðæäàåò íàëè÷èå öâåòîâîãî çðåíèÿ.

Ïîýòîìó áûë ïðîâåäåí ðÿä ýêñïåðèìåíòîâ, ñâÿçàííûõ ñ èíòåðîêóëÿðíîé ïåðåäà÷åé èíôîðìàöèè ìîçãîì ëîøàäè. Ëîøàäåé ó÷è ëè ðàçëè÷àòü è âûáèðàòü ÷åðíûå èçîáðàæåíèÿ ðàçëè÷íûõ ôîðì, íàïðèìåð, êðóã è ïðÿìîóãîëüíèê, ïðåäâàðèòåëüíî çàêðûâ åé îäèí ãëàç. Êîãäà æèâîòíîå õîðîøî çàïîìèíàëî êàðòèíêó(÷òî òðåáîâàëî íåìàëîãî âðåìåíè), åé çàêðûâàëè òîò ãëàç, êîòîðûì îíà ñìîòðåëà âî âðåìÿ îáó÷åíèÿ, è îòêðûâàëè äðóãîé. Òàê âîò, ëîøàäü â òîò æå ìèã âûáðàëà çíàêîìûé ðèñóíîê, íàâñåãäà ðàçâåÿâ ìèô î òîì, ÷òî «åå ëåâûé ãëàç íå çíàåò, ÷òî âèäèò ïðàâûé». 

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Ìûñëåííîå âðàùåíèå: ïî÷òîâûé ÿùèê áóäåò ïî÷òîâûì ÿùèêîì, êàê íè êðóòè.

Ìèô ðàçâåÿí — íî âîïðîñ îñòàëñÿ. Âåäü ëîøàäè óïîðíî ïðîäîëæàþò ïóãàòüñÿ õîðîøî çíàêîìûõ, íà ïåðâûé âçãëÿä, âåùåé. Èòàê, òåîðèÿ ¹2. Ëîøàäè ïóãàþòñÿ çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ, òàê êàê âèäÿò èõ ïîä íåçíàêîìûì óãëîì çðåíèÿ. Íàïðèìåð, ïî÷òîâûé ÿùèê ñçàäè âûãëÿäèò ÷óòü èíà÷å, ÷åì ñïåðåäè, à, óâèäåâ åãî ñáîêó, ëîøàäü è âîâñå ìîæåò åãî íå ïðèçíàòü. Óçíàòü, íàñêîëüêî áëèçêî ê èñòèíå òàêîå óòâåðæäåíèå, íàì ïîìîãëè ñòóäåíòû, ñîâìåùàâøèå êàíèêóëû ñ ðàáîòîé â Ôîíäå èññëåäîâàíèé ëîøàäè. Îíè ïðî÷åñàëè âñå îêðåñòíûå ìàãàçèíû èãðóøåê â ïîèñêàõ ïîäõîäÿùèõ ïðåäìåòîâ. Ëîøàäÿì ïðåäëàãàëîñü âûáðàòü èç äâóõ ïðåäìåòîâ òîò, ÷òî «ñìîòðåë» â ëåâóþ ñòîðîíó. Ïîòîì ïðåäìåòû ïîâîðà÷èâàëè — «ëèöîì» íàïðàâî, ââåðõ íîãàìè è ò.ä. Ñìîæåò ëè ëîøàäü âûáðàòü òîò æå ñàìûé ïðåäìåò, ïîâåðíóâ åãî ìûñëåííî?

Ëîøàäü íàó÷èëàñü óçíàâàòü êàðòèíêó ñ êðåñòèêîì îäíèì ëåâûì ãëàçîì, à êàê ó íå¸ ýòî ïîëó÷èòüñÿ ïðàâûì?

Ðåçóëüòàòû ýòîãî ýêñïåðèìåíòà, ïðàâäà, åùå íå çàêîí÷åííîãî, íàñ óäèâèëè. Ó ëîøàäåé èìåþòñÿ îïðåäåëåííûå ïðîáëåìû ñ ìûñëåííûì ïîâîðîòîì îáúåêòà. Êàêèå-òî ïîâîðîòû óñâàèâàþòñÿ áûñòðî, êàêèå-òî âûçûâàþò çàòðóäíåíèÿ. Íî, íåñìîòðÿ íà ýòî, ëîøàäè ñïîñîáíû î÷åíü áûñòðî íàó÷èòüñÿ óçíàâàòü ïîâåðíóòûå îáúåêòû. Èìåííî â ýòîì è êðîåòñÿ êëþ÷ ê ïîâåäåíèþ êîíÿ. Åìó íóæíî äàòü âðåìÿ íà òî, ÷òîáû èçó÷èòü îêðóæàþùåå åãî ïðîñòðàíñòâî, ïîíÿòü, ÷òî èìåííî îí âèäèò, ñ òåì ÷òîáû ïîçäíåå îí ìîã âñïîìíèòü è ñðàâíèòü. Äàéòå åìó âðåìÿ ïîðàçìûñëèòü — è âñå áóäåò â ïîðÿäêå.

Èòàê, ëîøàäè âèäÿò îêðóæàþùèé ìèð íå ñîâñåì òàê, êàê ëþäè: äëÿ íèõ îí ÷óòü ìåíåå öâåòíîé, ÷óòü ìåíåå ÷åòêèé, íî íàñêîëüêî áîëåå øèðîêèé è íàïîëíåííûé ïîëåçíîé è èíòåðåñíîé èíôîðìàöèåé! Ëîøàäè âèäÿò ïî-äðóãîìó, íî ôóíêöèè íàøèõ ãëàç î÷åíü ïîõîæè: îíè âèäÿò ïðåäìåòû îáúåìíûìè, óñïåøíî ñëóæàò íàì êàê ïî îäíîìó, òàê è âìåñòå, ïîñûëàþò â ìîçã ñèãíàë î òîì, ÷òî îáúåêòû ìîãóò âðàùàòüñÿ. Ìû ïîõîæèå è â òî æå âðåìÿ ðàçíûå — âåäü ìû âñå-òàêè äâà ðàçíûõ áèîëîãè÷åñêèõ âèäà ñî ñâîèìè îñîáåííîñòÿìè. Îá ýòîì íàäî ïîìíèòü, åñëè ìû õîòèì äîáèòüñÿ âçàèìîïîíèìàíèÿ ñî ñâîèìè ëîøàäüìè. 

Çðåíèå ëîøàäè Ëîøàäè, Ãëàçà, Çðåíèå, Èíòåðåñíîå, Äëèííîïîñò

Êàê èñïîëüçîâàòü ïðèîáðåòåííûå çíàíèÿ.

1. Îáëàäàÿ ïàíîðàìíûì çðåíèåì, ëîøàäè ÷àñòî âèäÿò îáúåêòû, êîòîðûå íå çàìå÷àåòå âû. Åñëè ëîøàäü çàâîëíîâàëàñü, ïðîñòî ïðîñëåäèòå, êóäà ïîâåðíóòû åå óøè — îíè âñåãäà óêàçûâàþò òóäà æå, êóäà è âçãëÿä.

2. Äîëîé ñáîð! Êîíå÷íî, ýòîò ëîçóíã âåðåí â òîì ñëó÷àå, åñëè âû äåéñòâèòåëüíî õîòèòå, ÷òîáû âàøà ëîøàäü âèäåëà, êóäà èäåò. Èññëåäîâàòåëü Ýëèñîí Õýðìàí èç Óíèâåðñèòåòà Çàïàäíîé Àâñòðàëèè îáíàðóæèëà, ÷òî èìåííî áëàãîäàðÿ «ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèè» â ãëàçó ëîøàäè íàïðàâëåíèå áèíîêóëÿðíîãî çðåíèÿ æèâîòíîãî èäåò â íàïðàâëåíèè íîñà. Ñîîòâåòñòâåííî, êîãäà ëîøàäü íàõîäèòñÿ â ñòðîãîì ñáîðå, âîçìîæíîñòè åå îáçîðà âïåðåä ñèëüíî îãðàíè÷åíû, åé ïðèõîäèòñÿ ïîëàãàòüñÿ íà ãëàçà ñâîåãî âñàäíèêà. Ïðîñòîé ïðèìåð: íå ïðîáîâàëè ïåðåñå÷ü óëèöó ñ îæèâëåííûì äâèæåíèåì, ïðèñòàëüíî ðàçãëÿäûâàÿ ñîáñòâåííûå áîòèíêè?

3. Áóäüòå ãîòîâû ê òîìó, ÷òî âàøà ëîøàäü ðàçëè÷àåò öâåòà è ìîæåò ñâÿçàòü ñ íèìè òå èëè èíûå àññîöèàöèè. Íàïðèìåð, âû âñåãäà íàäåâàåòå ãîëóáóþ ðóáàøêó, êîãäà ïðîèçâîäèòå íåêèå íåïðèÿòíûå äëÿ ëîøàäè ìàíèïóëÿöèè. Îíà áûñòðî çàïîìíèò ýòî è, âåðîÿòíî, ïîñòàðàåòñÿ èçáåãàòü âñåãî è âñåõ, êòî ñâÿçàí ñ ýòèì íåïðèÿòíûì öâåòîì. Ñëåäèòå çà âîñïðèÿòèåì ëîøàäè. Åñëè îíà âäðóã íà÷èíàåò ñòðàííî ñåáÿ âåñòè, ïðè óñëîâèè, ÷òî îíà àáñîëþòíî çäîðîâà, ïðîâåðüòå, íåò ëè ðÿäîì öâåòîâîãî ðàçäðàæèòåëÿ. Íàïðèìåð, åñëè êîíü õîðîøî ïðûãàåò, íî îòêàçûâàåòñÿ ïð