У человека один из видов близорукости наследуется по аутосомно доминантному

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

1

1

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Вариант 2

2

2

Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух, используются в биотехнологии. Найдите два метода, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. метод рекомбинантных плазмид

2. соматическая гибридизация

3. выращивание клеток и тканей на питательных средах

4. межвидовая гибридизация растений

5. испытание производителя по потомству

3

3

Какое число аминокислот зашифровано в участке гена, содержащего 129 нуклеотидных остатков?

4

4

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания особенностей строения и функционирования рибосом. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. состоят из триплетов микротрубочек

2. участвуют в процессе биосинтеза белка

3. формируют веретено деления

4. образованы белком и РНК

5. состоят из двух субъединиц

5

5

Установите соответствие между свойством или функцией органических веществ и их видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СВОЙСТВО ИЛИ ФУНКЦИЯ

А. растворимы в воде

Б. гидрофобны

В. составляют основу клеточных мембран

Г. состоят из остатков глицерина и жирных кислот

Д. образуются в результате расщепления крахмала

ВИД ВЕЩЕСТВ

1. липиды

2. моносахариды

6

6

Сколько типов гамет образует особь, гетерозиготная по одному гену?

7

7

Приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания причин комбинативной изменчивости. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. случайная встреча гамет при оплодотворении

2. спирализация хромосом

3. репликация ДНК в интерфазе

4. рекомбинация генов при кроссинговере

5. независимое расхождение хромосом в мейозе

8

8

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вариант 2

СТРУКТУРЫ ЗАРОДЫША

А. внутренние слизистые покровы

Б. надпочечники

В. тканевая жидкость

Г. лимфа

Д. эпителий альвеол

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

1. энтодерма

2. мезодерма

9

9

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких животных относят к классу пресмыкающихся?

1. обыкновенная гадюка

2. прудовая лягушка

3. обыкновенный тритон

4. нильский крокодил

5. серая жаба

6. живородящая ящерица

10

10

Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЖИВОТНОЕ

А. скорпион

Б. паук-крестовик

В. наездник-яйцеед

Г. камчатский краб

Д. черноморская креветка

Е. постельный клоп

КЛАСС

1. Ракообразные

2. Паукообразные

3. Насекомые

11

11

Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. фиалка

2. двудольные

3. фиалка трехцветная

4. покрытосеменные

5. фиалковые

12

12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сердечная мышца человека характеризуется

1. наличием поперечной исчерченности

2. обилием межклеточного вещества

3. самопроизвольными ритмичными сокращениями

4. наличием веретеновидных клеток

5. многочисленными соединениями между клетками

6. отсутствием ядер в клетках

13

13

Установите соответствие между железой и типом секреции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЖЕЛЕЗА

А. гипофиз

Б. печень

В. надпочечник

Г. щитовидная

Д. слюнная

Е. сальная

ТИП СЕКРЕЦИИ

1. внешняя

2. внутренняя

14

14

Установите последовательность движения крови по сосудам большого круга кровообращения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. воротная вена печени

2. аорта

3. желудочная артерия

4. левый желудочек

5. правое предсердие

6. нижняя полая вена

15

15

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

1. редукция органов чувств у ленточных червей

2. редукция задних конечностей у кита

3. отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4. отсутствие конечностей у змеи

5. отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. потеря страусом способности к полету

16

16

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Читайте также:  Близорукость у подростков когда нужны очки

ВИДЫ

А. рыжий таракан

Б. мышь полевая

В. сизый голубь

Г. латимерия

Д. секвойя

КРИТЕРИЙ ВИДА

1. биологический прогресс

2. биологический регресс

17

17

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве

1. короткие пищевые цепи

2. устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3. начальное звено цепи питания представлено растениями

4. популяционный состав животных не изменяется во времени

5. источник первичной энергии — солнечный свет

6. в почве отсутствуют редуценты

18

18

Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

А. гибель деревьев при лесном пожаре

Б. распространение семян растений птицами

В. понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных

Г. санитарная вырубка леса

Д. использование паразитами питательных веществ организма хозяина

Е. затопление растений луга при разливе реки

ГРУППА ФАКТОРОВ

1. абиотические

2. биотические

3. антропогенные

19

19

Определите последовательность процессов, обеспечивающих биосинтез белка. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. образование пептидных связей между аминокислотами

2. присоединение антикодона тРНК к комплементарному кодону иРНК

3. синтез молекул иРНК на ДНК

4. перемещение иРНК в цитоплазме и ее расположение на рибосоме

5. доставка с помощью тРНК аминокислот к рибосоме

20

20

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органоид клеткиЧисло мембран органоидаФункция
(А)одномембранныйрасщепление органических веществ клетки
рибосома(Б)биосинтез белка
хлоропластдвумемранный(В)

Список терминов:

1. комплекс Гольджи

2. синтез углеводов

3. одномембранный

4. гидролиз крахмала

5. лизосома

6. немембранный

21

21

Изучите график «Движущая форма естественного отбора». Выберете номера утверждений, которые характеризуют данную форму отбора.

Вариант 2

1. действует в условиях долго не меняющейся среды

2. обеспечивает закрепление нового продукта организмов

3. сохраняет особи с полезными отклонениями

4. сохраняет особи с нормой реакции, установившейся на длительное время

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (22, 23 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

22

Горные гуси никогда не садятся на воду, но при этом имеют плавательные перепонки. Объясните почему.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) плавательные перепонки горных гусей — это рудимент (сравнительно-анатомическое доказательство эволюции органического мира);

2) этот пример иллюстрирует относительность приспособлений у живых организмов, т. е. приспособления полезные в одной среде (в одних условиях) оказываются бесполезными и даже вредными в других.

23

К какому классу относится изображённое на рисунке животное? Ответ обоснуйте. Каковы особенности строения опорно-двигательной и дыхательной систем изображённого животного?

Вариант 2

Показать ответ

Элементы ответа:

1. класс — Птицы; обоснование: высокоорганизованные животные, приспособленные к полёту, их передние конечности видоизменены в крылья; тело имеет обтекаемую форму и покрыто перьями;

2. особенности опорно-двигательной системы: скелет лёгкий и прочный; кости тонкие, полые, заполнены воздухом; часть костей срослась; челюсти без зубов; хорошо развиты мышцы шеи, межрёберные и большие грудные мышцы (у летающих птиц);

3. особенности дыхательной системы: лёгкие многоячеистые (губчатые), соединены с воздушными мешками; дыхание двойное — кислород поступает в кровь при вдохе и выдохе.

24

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

I. К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы. 2. ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы. 3. В состав клеточной стенки входит муреин. 4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи. 5. При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор. 6. По способу питания бактерии являются авто- и гетеротрофами

Показать ответ

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 1— наследственная информация не отделена у прокариот мембраной от цитоплазмы;

2) 2 — ДНК у прокариот представлена одной молекулой кольцевой формы;

3) 5 — споры служат для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для размножения.

25

Амёба обыкновенная и эвглена зелёная — представители подцарства Простейшие. В чём состоит различие этих организмов? Укажите не менее четырёх признаков. Ответ поясните.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) форма тела: у амёбы — непостоянная, у эвглены — постоянная;

Читайте также:  Минус 3 это близорукость

2) органоиды движения: у амёбы — ложноножки, у эвглены — жгутик;

3) способ питания: у амёбы — гетеротрофный, у эвглены — миксотрофный (фотосинтез + гетеротрофный);

4) пищеварительная вакуоль: у амёбы образуется при фагоцитозе с помощью ложноножек, у эвглены — не образуется;

5) реакция на раздражение: у амёбы — отрицательный таксис на свет, а у эвглены — положительный.

26

Птицы — теплокровные животные с высоким уровнем обмена веществ. Но большинство птиц умеренных широт являются перелётными. По каким причинам птицы умеренных широт совершают перелёты? Укажите не менее трёх причин.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) в зимнее время отсутствует корм для насекомоядных птиц;

2) растения на зиму впадают в состояние зимнего покоя, следовательно, растительноядные птицы также лишены возможности питаться;

3) ледовый покров на водоёмах лишает водоплавающих и около- водных птиц мест добычи пищи.

27

Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок из 520 аминокислот? Какую он имеет длину (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм)? Какое время понадобится для синтеза этого белка, если скорость передвижения рибосомы по иРНК составляет 6 триплетов в секунду?

Показать ответ

Схема решения задачи включает:

1) одну аминокислоту кодирует тройка нуклеотидов — число нуклеотидов в двух цепях: 520 х 3 х 2 = 3120;

2) длина гена: 1560 х 0,34 = 530,4 нм (определяется по одной цепи, так как цепи располагаются параллельно);

3) время синтеза: 520 : 6 = 86,7 с (520 — количество триплетов).

28

У человека один из видов близорукости наследуется по аутосомно-доминантному типу, а отсутствие потовых желез — как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Женщина с нормальным зрением и нормальным развитием потовых желез, у отца которой потовые железы отсутствуют, выходит замуж за мужчину, страдающего близорукостью и с нормально развитыми потовыми железами, отец которого не имел этих аномалий. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Показать ответ

Вариант 2

Вариант 2

3) в данном случае проявляются: закон независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования.

(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла задачи.)

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

Источник

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ». 10 КЛАСС. ВАРИАНТ 1.

1. Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

2. При скрещивании оранжевого попугая с кривым клювом с серым попугаем, имеющим прямой клюв (гены сцеплены), всё потомство (F1) оказалось с оранжевым оперением и кривыми клювами. Для проведения анализирующего скрещивания брали самок из F1. В результате в F2получили птенцов четырёх фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 фенотипы и генотипы потомства F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп в F2.

3. У человека один из видов близорукости наследуется по аутосомно-доминантному типу, а отсутствие потовых желез — как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Женщина с нормальным зрением и нормальным развитием потовых желез, у отца которой потовые железы отсутствуют, выходит замуж за мужчину, страдающего близорукостью и с нормально развитыми потовыми железами, отец которого не имел этих аномалий. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

4. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ». 10 КЛАСС. ВАРИАНТ 2.

1. Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при нарушении сцепления кроссинговером?

2. У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Читайте также:  Физкультура при близорукость глаз

3. Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (темная или светлая окраска, грушевидная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков не сцеплены.

C:Documents and SettingsЛазареваРабочий стол6.png

4. Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ». 10 КЛАСС. ВАРИАНТ 3.

1. Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

2. При скрещивании пёстрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыплёнка пёстрых хохлатых, два – белых (а) хохлатых и два – чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пёстрой окраской. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

3. Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании генотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

4. Тёмные волосы наследуются как аутосомный доминантный признак, прямые волосы — как аутосомный рецессивный признак. Признаки находятся в разных парах хромосом. Отец имеет тёмные прямые волосы, мать — светлые курчавые волосы. В семье двое детей, дочь со светлыми волнистыми волосами, сын с тёмными волнистыми волосами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и детей, вероятность рождения в этой семье детей, имеющих тёмные курчавые волосы. Объясните характер наследования признаков.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ». 10 КЛАСС. ВАРИАНТ 4.

1. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения тыквы с белыми круглыми плодами и дигомозигогного растения с желтыми удлиненными плодами (белый цвет и круглая форма плода доминантные признаки) при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

2. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

3. В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

4. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?

Вариант 3

Источник