У человека глаукома наследуется как рецессивный признак

Предыдущий выпуск

У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотиппы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Ответ

А – норма, а – глаукома.
B – синдром Марфана, b – норма.

Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана: aabb. Второй супруг дигетерозиготен: AaBb.

PaabbxAaBb  
Gab AB  
   Ab  
   aB  
   ab  
F1AaBb AabbaaBbaabb
 норма.
синдром
 норма
норма
глаукома
синдром
глаукома
норма

Вероятность рождения здорового ребенка (норма/норма) = 1/4 (25%). В данном случае проявляется третий закон Менделя (закон независимого наследования).

При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?

Ответ

В F1 все потомство получилось одинаковым. Следовательно, скрещивали двух гомозигот, проявившиеся в F1 признаки являются доминантными.

А — яркие цветки, a — бледные цветки
B — усы, b
— без усов.

PAABBxaabb  
GAB ab  
F1AaBb    
 яркие
усы
    

Во втором скрещивании по признаку наличия усов потомство получилось одинаковое, следовательно, гибрид скрещивался с гомозиготой ВВ. По признаку цвета произошло расщепление, следовательно, гибрид скрещивался с гетерозиготой Аа.

P AaBb x AaBB

 ABaB
ABAABB
яркие, усы
AaBB
яркие, усы
AbAABb
яркие, усы
AaBb
яркие, усы
aBAaBB
яркие, усы
aaBB
бледные, усы
abAaBb
яркие, усы
aaBb
бледные, усы

В первом скрещивании проявился закон единообразия, во втором – третий закон Меделя (закон независимого наследования).

В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не
сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Ответ

А — карие глаза, а — голубые
B — праворукость, b
— леворукость

Голубоглазая женщина-правша aaB_. Её отец был bb, следовательно, он отдал дочери b, голубоглазая женщина-правша имеет генотип aaBb. Кареглазый мужчина-правша A_B_. Его мать была aabb, она отдала сыну ab, кареглазый мужчина-правша имеет генотип AaBb.

P aaBb x AaBb

 aBab
ABAaBB
кареглазый,
праворукий
AaBb
кареглазый,
праворукий
AbAaBb
кареглазый,
праворукий
Aabb
кареглазый,
леворукий
aBaaBB
голубоглазый,
праворукий
aaBb
голубоглазый,
праворукий
abaaBb
голубоглазый,
праворукий
aabb
голубоглазый,
леворукий

Вероятность рождения кареглазого левши составляет 1/8 (12,5%).

В данном случае проявился третий закон Меделя (закон независимого наследования).

У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть преимущественно правой рукой — над леворукостью. Гены не сцеплены. Кареглазый правша женился на кареглазой правше. Супруги дигетерозиготны. Все ли их дети будут похожи на своих родителей? У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть преимущественно правой рукой — над леворукостью. Гены не сцеплены.

Ответ

А – карие, а – голубые
Е – праворукость, е – леворукость

Р АаЕе х АаЕе

 АЕАеаЕае
ААЕЕ
кар.прав.
ААЕе
кар.прав.
АаЕЕ
кар.прав.
АаЕе
кар.прав.
ААЕе
кар.прав.
ААее
кар.лев.
АаЕе
кар.прав.
Ааее
кар.лев.
АаЕЕ
кар.прав.
АаЕе
кар.прав.
ааЕЕ
гол.прав.
ааЕе
гол.прав.
АаЕе
кар.прав.
Ааее
кар.лев.
ааЕе
гол.прав.
ааее
гол.лев.

F1:
кареглазие правши 9/16 (похожи на своих родителей)
кареглазые левши 3/16
голубоглазые правши 3/16
голубоглазые левши 1/16

Зеленая корка арбуза доминирует над полосатой, а круглая форма плода над удлиненной. Гены, определяющие эти признаки, локализованы в разных парах хромосом. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготных зеленых круглых арбузов с полосатыми удлиненными арбузами?

Ответ

А – зелёная корка, а – полосатая корка
Е – круглая форма, е – удлиненная форма

Р АаЕе х ааее

 АЕАеаЕае
АаЕе
зелёные
круглые
25%
Ааее
зеленые
удлиненные
25%
ааЕе
полосатые
круглые
25%
ааее
полосатые
удлиненные
25%

Плоды томатов бывают красные и желтые, гладкие и пушистые. Ген красного цвета доминирует над желтым, а ген гладкой поверхности плодов над пушистостью. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от скрещивания дигетерозиготного растения с особью, гомозиготной по двум рецессивным признакам?

Ответ

А – красный, а – желтый
Е – гладкий, е – пушистый
Р АаЕе х ааее

 АЕАеаЕае
АаЕе
красные
гладкие
25%
Ааее
красные
пушист.

25%
ааЕе
желтые
гладкие

25%
ааее
желтые
пушист.

25%

У пшеницы безостость доминирует над остистостью, а красная окраска колоса над белой. Оба гена не сцеплены. Скрещивались растения безостого белоколосного сорта с остистым красноколосным. В потомстве получено 40 растений безостых красноколосных и 37 безостых белоколосных. Определите генотипы скрещиваемых растений и потомства.

Ответ

А – безостые, а – остистые
Е – красные, е – белые
Р А_ее х ааЕ_

По признаку остистости все потомство одинаковое (безостое), следовательно, скрещивали гомозигот (первый закон Менделя, закон единообразия гибридов первого поколения), следовательно, скрещивали АА х аа.

По признаку цвета в потомстве
получилось расщепление 1:1, следовательно, проведено анализирующее скрещивание, скурещивали Ее х ее.

ААее х ааЕе

 аЕае
АеАаЕе
безостые
красные

50%
Ааее
безостые
белые
50%

Источник

4159. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с
морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

2) Второе скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы потомства:
AaBb — гладкие, наличие усиков
aabb — морщинистые, без усиков

4) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (A, B), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4159.

4187. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей,
потомков 1, 2, 3 и объясните формирование их генотипов.

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

1) Признак доминантный аутосомный, так как проявляется в каждом поколении и у мужчин, и у
женщин
2) Генотипы родителей: мать — aa, признак отсутствует, отец — AA, гомозигота (возможно Aa)
3) Дочь 1 — Aa, сын 2 — Aa, дочь 3 — Aa, признак проявляется у всех детей, но они гетерозиготы,
так как от матери наследуют ген а

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4187.

4215. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метёлка» (v). При проведении анализирующего скрещивания растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метёлку, все потомство было фенотипически сходным с одним из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве 75% растений оказалось с нормальными междоузлиями и нормальными метёлками, а 25% растений — с укороченными междоузлиями и зачаточной метёлкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

2) Второе скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
1 BBVV и 2 BbVv — нормальные междоузлия, нормальная метёлка (75%)

1 bbvv — укороченные междоузлия, «зачаточная» метёлка (25%)

4) Гены сцеплены, кроссинговера не происходит. Проявляется закон сцепленного наследования
признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4215.

4243. Скрещивали растения земляники усатые белоплодные с растениями безусыми
красноплодными (B), все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридов F1. в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения,а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании. Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

2) Второе скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb — усатое розовоплодное
Aabb — усатое белоплодное
aaBb — безусое розовоплодное
aabb — безусое белоплодное

3) Характер наследования признака окраски плода — неполное доминирование. В первом скрещивании — закон единообразия гибридов, независимого наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4243.

4271. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

1) Признак рецессивный, сцеплен с полом (X-хромосомой), так как проявляется только у мужчин, и не в каждом поколении
2) Генотипы родителей: отец — XaY, мать — XAXA
3) Дочь (3) — XAXa — носитель гена, так как наследует Xa-хромосому от отца
4) Сын (2) — XAY, признак не проявился, так как наследует XA-хромосому от матери
сын (8) — XaY — признак проявился, т.к. наследует Xa-хромосому от матери (3)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4271.

4299. У человека группы крови систем АВО контролируются тремя аллелями одного гена — i0; IA, IB. Они формируют шесть генотипов i0i0 — первая группа, IAi0 или IAIA — вторая группа, IBi0 или IBIB — третья группа и IAIB — четвертая. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.

У отца четвёртая группа крови и отрицательный резус-фактор, у матери — первая группа крови и положительный резус-фактор (гомозигота). Составить схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Какова вероятность наследования ребенком группы крови и резус-фактора отца?

1) Схеме решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Вероятность рождения детей с группой крови и резус-фактором отца составляет 0%

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4299.

4327. Ген окраски у кошек сцеплен с X-половой хромосомой. Черная окраска определяется геном — XB, рыжая геном — Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки родились черепаховый и черный котята. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и их потомства, характер наследования признака окраски шерсти.

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы:
черепаховые кошечки — XBXB
черные котики — XBY

3) Проявляется сцепленное с полом промежуточное наследование признака.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4327.

4355. У человека глаукома (нарушение зрения) наследуется как аутосомно-рецессивный признак, а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный признак. Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

1) Генотипы родителей:
aabb — глаукома, без синдрома Марфана
AaBb — нормальное зрение, синдром Марфана
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы потомства:
AaBb — нормальное зрение, синдром Марфана
aaBb — глаукома, синдром Марфана
aabb — глаукома, без синдрома Марфана
Aabb — норма по двум признакам

4) Вероятность рождения здорового ребёнка — Aabb — 25%
5) Проявляется закон независимого наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4355.

4383. При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и
растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

2) Второе скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AABB, AaBB, 2 AaBb, 2 AABb — усики, яркие цветки (6/8)

AAbb, Aabb — усики, бледные цветки (2/8)

4) В F1 проявляется закон единообразия гибридов; в F2 — закон независимого наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4383.

4411. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 — с морщинистыми окрашенными; 4010 — с морщинистыми неокрашенными; 149 — с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

1) Первое скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

2) Второе скрещивание

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы F2:
AaBb — гладкие окрашенные семена (3800)
Aabb — гладкие неокрашенные семена (149)
aaBb — морщинистые окрашенные семена (150)

aabb — морщинистые неокрашенные семена (4010)

4) Присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется сцеплением генов AB и ab‚ две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами новым сцеплением генов AB и ab

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4411.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще

Источник