Справка о близорукости ребенку
/О детях/Школа
Близорукий ребенок в школе: права и проблемы
Бытует мнение, что ребенок с близорукостью должен непременно сидеть за первой партой в школе, иначе острота зрения продолжит снижаться. Так ли это и кому нужно уступить места «в партере», выясняла «Сибмама».
Очки в ранце
По мнению Татьяны Сизых, завуча средней школы № 61 имени Н. М. Иванова, родительский ажиотаж вокруг первых парт – явление не особенно распространенное:
” — По моим наблюдениям, на первую парту гораздо чаще претендуют дети-отличники, для которых учеба очень важна, чем школьники с плохим зрением. Если родители ребенка предъявят справку от офтальмолога из государственной или частной клиники или даже просто попросят, чтобы сын или дочь сидели именно за первой партой, учитель, вероятнее всего, пойдет навстречу.
— За время своей работы я не сталкивалась с ситуацией, когда претендентов на первые парты больше, чем собственно парт, этот вопрос решается в спокойном рабочем режиме. Споры о партах в классе обычно начинаются тогда, когда дети привыкли каждый к своему месту, а один из учителей-предметников вдруг хочет рассадить их иначе. В каждой школе свои порядки, но чаще всего в роли третейского судьи приходится выступать классному руководителю.
Проблема ухудшающегося детского зрения не сводится только к месту в классе, считает Татьяна Сизых:
— Я бы посоветовала родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ребенок, которому доктор только что выписал очки, обычно очень их стесняется, даже если в детском коллективе обстановка в целом доброжелательная и дразнить никто не будет. Очки не любят одинаково и мальчики, и девочки. Зачастую ребенок надевает очки утром перед школой, чтобы родители не ворчали, а придя в класс, потихоньку прячет их в сумку. Поговорите с ребенком, если он болезненно отнесся к необходимости носить очки, поставьте в известность классного руководителя. Учитель может не знать, что школьнику давно полагается приходить на уроки в очках, дети умеют очень хорошо утаивать информацию, если нужно.
Во-вторых, выясните, проводится ли на уроках гимнастика для глаз. Физкультминуткам учителя уделяют внимание, а о гимнастике для глаз могут и забывать, особенно в среднем звене. Упражнения несложные, детям обычно нравится гимнастика, они любят даже просто посидеть полминуты с закрытыми глазами.
” — В-третьих, существует старое школьное правило: каждую четверть дети пересаживаются на один ряд вправо. То есть если осенью ребенок сидит в первом ряду, зимой он перемещается во второй и так далее. Не все учителя соблюдают его сегодня. Имеет смысл спросить на родительском собрании, что об этом думает классный руководитель».
Парты в дефиците
Александр ЛАРШИН, руководитель социальных проектов офтальмологического центра «Глазка», напротив, полагает, что проблема «битвы за первую парту» вполне актуальна.
— Первых парт всего три, а детей со сниженной остротой зрения больше, и родители часто пытаются посадить их поближе к доске. «Миф о первой парте», скорее всего, связан с давным-давно устаревшей офтальмологической практикой. Когда-то считалось, что очки должны корригировать зрение не полностью, а на 80 – 90 %. Сегодня, согласно европейским нормам, ребенок должен видеть каждым глазом на 100 %. Если зрение полностью скорректировано очками или контактными линзами, первая парта не нужна – это научные данные.
” — Прискорбно, что офтальмолог в детской поликлинике, если он не читает современных статей и не ездит на профессиональные конференции, может быть не в курсе. Он выпишет справку о том, что ребенку нужно сидеть исключительно за первой партой. Но в 80 – 90 % случаев забота родителей о зрении ребенка справкой и ограничится. Беда в том, что прогрессирующая близорукость в это время будет прогрессировать и дальше. Не польза от справки получается, а один вред.
— Если классный руководитель видит такую справку, он вправе спросить у родителя: а что вы дальше делаете, наблюдаетесь ли у специалиста, идет процесс лечения? Конечно, в реальности педагоги редко задают такие вопросы.
— Медицинские показания «для первой парты», конечно, существуют. Например, школьник наблюдается у офтальмолога и проходит функциональное-аппаратное лечение. Нагрузка на органы зрения в этот момент увеличивается, ребенок ежедневно около двух часов проводит на занятиях в офтальмологической клинике. На этот период врач выписывает справку, чтобы школьника посадили за первую парту. Другой пример – ребенок находится на медикаментозном лечении для снятия спазма мышц аккомодационного аппарата. Но это всё единичные случаи.
Ирина СМИРНОВА, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, директор центра «Глазка», дополнила список таких показаний:
— Чтобы усадить ребенка за первую парту, у врача должны быть веские основания. Как правило, речь идет о детях с врожденными заболеваниями глаз, врожденными нарушениями развития зрения. Это слабовидящие школьники, которые действительно должны с первого класса сидеть за первой партой. Но чаще всего родители настаивают на том, чтобы дети сидели поближе к доске, совсем по другой причине – у сына или дочери развивается близорукость, приобретенный, а не врожденный, дефект зрения. Если за первую парту и нужно посадить ребенка, то только на самых начальных этапах развития близорукости, когда ему еще не показана очковая или другая оптическая коррекция зрения. Кстати, парта может быть и второй, не обязательно первой.
” — А дети, у которых зрение снижено и которым уже нужны очки или контактные линзы, могут сесть подальше. Более того, им полезнее сидеть на третьей или четвертой парте, чтобы смотреть и вдаль, и вблизи. Именно так происходит естественная тренировка аппарата аккомодации. К счастью, родители чаще всего с пониманием относятся к этим аргументам и не настаивают, чтобы ребенок сидел максимально близко к доске.
До семи лет – никаких гаджетов
Что могут сделать родители для того, чтобы предупредить развитие детской близорукости? Немало, уверен Александр Ларшин.
— Зрение у ребенка обычно начинает портиться в самом начале обучения в школе, в первом и во втором классе, когда нагрузка на органы зрения возрастает. Второй пик – 5 – 6 класс, в это время резко увеличивается количество изучаемых школьником предметов. Наши немецкие коллеги выделяют еще и третий пик – 18 – 19 лет, это первые курсы университета. Казалось бы, человек приблизился к возрасту стабильного зрения, но совмещение работы и учебы, постоянное сидение за компьютером делают свое дело.
” — Если говорить о дефектах детского зрения глобально, мы сейчас стоим на рубеже. В России пока еще можно помочь детям. А в Китае, Японии, Южной Корее в возрасте стабильного зрения 94 % мужчин и 75 % женщин имеют диагноз «близорукость». Естественно, в этих странах уже и дети рождаются с патологией по зрению. У нас ситуация пока не настолько удручающая, но если ничего не делать, мы пойдем той же дорогой.
Александр Ларшин рассказал и о профилактике близорукости.
Во-первых, ребенок должен обязательно проходить ежегодный осмотр у детского врача-офтальмолога. Только так можно поймать близорукость на ранних стадиях.
Во-вторых, задача родителей – научить ребенка взаимодействовать с современными гаджетами. Мы много работаем с педагогами, и обычно они радеют за здоровье школьников. Основной вред зрению ребенка, по нашим наблюдениям, наносится в семье. Если еще до школы малышу не объяснить, что увлекаться гаджетами опасно, то потом будут трудности. Меня родители часто спрашивают: что делать, если у пятиклассника пытаешься забрать телефон, а он в ответ устраивает настоящую истерику. Когда время упущено, этот вопрос лучше адресовать детскому психологу.
” — Подавайте детям правильный пример, следите, как часто малыш держит в руках гаджет. В возрасте до семи лет он вообще не должен пользоваться смартфоном, планшетом и так далее. Есть статистика, собранная на основе нашего проекта «Пятерка по зрению». За 8 лет мы осмотрели свыше 20 тысяч детей. За последние пять лет резко выросло количество первоклассников с дефектами зрения. Если раньше 1 – 2 % малышей приходили в первый класс с нарушениями зрения, сейчас их уже 15 – 17 %.Это прямое следствие того, что первые свои гаджеты ребенок получает уже в 3 – 4 года.
Не торопитесь. Конструкторы, игрушки, пластилин, гуашь, химические опыты – есть чем занять дитя и без технических новинок. Но опять же не стоит забывать. Что если ребенок часами собирает мелкий конструктор – это такая же нагрузка на глаза вблизи. Что касается ребят постарше, есть специальная формула, разработанная физиологами-офтальмологами. Возраст в минутах умножаем на три и получаем время, которое в день ребенок может проводить с гаджетом. Например, в 12 лет это время составит 36 минут. Самые опасные устройства – те, которые имеют маленький экран и подносятся ближе к глазам, а именно телефон и планшет. То есть чатиться в мессенджерах и социальных сетях опаснее, чем играть на компьютере.
В-третьих, в школьную практику нужно ввести обязательные физкультминутки с занятиями для глаз. Глазки у детей податливые, они быстро устают. Информацию об упражнениях можно найти в интернете, но это должны быть профильные сайты офтальмологических центров. Гимнастике приписывают множество волшебных свойств. Она, к сожалению, не лечит, зато может снять накопленный спазм аккомодации. Педагогов мы просим проводить для детей гимнастику после второго-третьего уроков, родителей – после приготовления домашнего задания.
В-четвертых, не нужно бояться оптической коррекции зрения. К сожалению, на территории постсоветского пространства циркулирует очень много мифов, посвященных очкам. Есть мнение, что если ребенок надел очки, диоптрии будут только увеличиваться. Это в корне неверно. Если у ребенка уже диагностирована прогрессирующая близорукость, важно вовремя надеть на него очки или контактные линзы».
Нормы и правила
«Вопрос первой парты», между тем, строго регламентирован. Как сообщили журналисту «Сибмамы» в департаменте образования мэрии города Новосибирска,
«в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Детей с нарушениями зрения рассаживают на ближние к классной доске парты согласно рекомендациям».
Правило «перестановки» рядов также существует: не менее двух раз в год первый и третий ряды должны меняться местами. Кроме того, ограничено время непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором. Для учеников 1 – 2 классов оно составляет не более 20 минут, для учеников 3 – 4 – не более 25.
Желаем всем здоровья и успехов в учебе — за любой партой!
1.11.2017
Подготовила Мария Тилишевска
У меня дочка на третьей парте сидит, стала жаловаться, что с доски не видит материал. Я повела к окулисту её, он сказал, что это потому что сильная нагрузка на глаза, они к такому не привыкли ещё. Начала давать Лютеин-комплекс детский курсом, там каротиноиды (лютеин, ликопин) и витамины некоторые для зрения, которые снижают риски развития близорукости, способствуют поддержанию зрения. ну и впереди лето, будем отдыхать.
согласна. главное чтобы прогресса к падению не было
Ritt-ka, ну вот у моего сына -9, и он действительно без очков ничего не видит. Но в очках — вполне, и первая парта ему не нужна. То есть сама по себе близорукость не повод к первой парте, только если не удается скорректировать её.
Безусловно есть случаи когда ребенок всегда должен на первых партах сидеть. У меня подруга -10 зрение, так всю школу первые-вторые парты. потому что без очков она не видела даже соседа по парте. только цветное пятно
Очень удивлён, что в школах вообще рассаживают врачи . яу нас только классный руководитель, бывает такое, что он опаздывает на урок на 10-15 минут, но сейчас—это норма. У меня сын очень плохо видит, поэтому сидит за первой партой второго ряда. Его туда посадил классный руководитель, после предъявления справки. Больше он его не пересаживает
Жукова Алена
а на домашнем по состоянию здоровья?
да, помню время , настрадалась я с мальчишками с их мытарствами на последних партах. до сих пор как вспомню, так злиться начинаю, хоть к психологу иди.
хорошо, сейчас дочь на домашнем обучении, да и боевая насчет учебы, сама вперед всех рвется.
Ritt-ka
получила
скинула)
Ritt-ka
у нас так же. Киньте в личку пожалуйста коонтакты, а вдруг понадобится. Ребенок жалуется что зрение упало — просто попасть на прием к окулисту в нашей поликлинике проблемища…
У нас в школе рассаживает классный руководитель. Меняет каждые две недели детей с ряда на ряд и дальность рассадки.
А вообще если кому нужны очки и само изготовление очков можете обращаться. могу помочь сделать гораздо дешевле.
Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:
И на мой взгляд гаджетов не нужно лишать, просто дозировать
До семи лет никаких гаджетов в принципе. Смартфон появился в 3 классе. 5 класс — резкое ухудшение зрения.
А есть ли какие-то нормы по партам не касаемые зрения? Например, позвоночник, шея, уши?
Инга2007
Это на самом деле не редкость.
Первый раз слышу, чтобы рассаживал врач.
Я родителям на первом же собрании сказала, что если ребёнок жалуется, что не видит с доски, то это повод сходить к врачу.
Конечно, если принесут справку, что нуждается в 1-2 парте, то посажу.
Источник
Близорукость в школьном возрасте наиболее распространена. Каждый четвёртый выпускник в той или иной степени страдает снижением остроты зрения. В офтальмологии даже утвердилось понятие «школьная близорукость». Основной ее причиной являются нагрузки в школе и во время выполнения домашних заданий.
Статистика показывает, что риск миопии у школьников находится в зависимости от набора факторов риска и степени их влияния на ребенка.
Основные параметры, обусловливающие вероятность развития близорукости у детей:
Возраст начала снижения зрения. Чем раньше впервые проявляется миопия, тем активнее будет её развитие. Самый пессимистичный прогноз у детей, имеющих ослабленное зрение в раннем и дошкольном возрасте.
Пол ребёнка. Несколько чаще близорукость диагностируется у девочек. Имеет место соотношение порядка 55/45.
Наследственная предрасположенность. Если родители (оба или один) страдают миопией, вероятность развития близорукости у ребёнка возрастает в 3-6 раз.
Образ жизни, режим труда и отдыха. Замечено, что у пассивных детей, малоподвижных и стремящихся избегать любых форм активности, заболевание выявляется чаще и прогрессирует втрое быстрее. Также существенное влияние оказывает питание. Рацион школьника должен содержать достаточное количество белков и углеводов, весь необходимый набор витаминов, макро- и микроэлементов. Кроме того, нужно с детства приучать ребёнка следить за осанкой во время письма и чтения, обеспечить достаточную освещённость рабочего места, ограничить время просмотра телевизора и работы за компьютером. Очень желательно проводить вместе со школьником разминку во время длительных занятий при выполнении домашнего задания.
Фоновые заболевания. Следует учитывать имеющиеся заболевания, которые могут повлиять на зрительную систему школьника. Существенное значение имеют родовые травмы и недоношенность, травмирование спинного или головного мозга, острые и хронические инфекции.
Регулярные осмотры у окулиста особенно необходимы детям с ослабленной аккомодацией, врожденным астигматизмом, анизометропией и т. д. Даже при отсутствии выявленных заболеваний зрительной системы всем учащимся рекомендуется посещение окулиста не реже одного раза в год.
Лечение школьной близорукости
Существует несколько взглядов на целесообразность лечения школьной близорукости. Одни придерживаются положения о том, что близорукость истинная лечению не подлежит, поскольку вытянутость глаза необратима. Смещённый фокус зрения достаточно только корригировать при помощи очков или контактных линз.
Тем не менее, если речь идёт о школьной близорукости, более адекватным является мнение о необходимости лечения школьников с миопией. Высокие нагрузки несут риск перехода близорукости в прогрессирующую форму и развития осложнений. Для снижения такой вероятности требуются поддерживающие мероприятия.
Они должны охватывать три направления:
- коррекция при помощи оптики;
- лекарственная терапия (глазные капли, витамины для глаз при близорукости);
- функциональная и аппаратная терапия.
Диагностический центр «МГК-Диагностик» предлагает полный комплекс лечебных процедур при близорукости. Самое современное оборудование и специалисты высокой квалификации безопасно и эффективно поддержат зрение, опираясь на проверенные методики. Мы предлагаем следующие виды помощи школьникам при миопии.
Аппаратное лечение школьной близорукости
Аппаратные методики призваны оказывать физиотерапевтическое действие на зрительную систему. Такое лечение включает:
- электростимуляцию;
- магнитотерапию;
- лазерную терапию.
Помимо этого комплекса, высокую эффективность показывает практика применения различных фотостимулов в разных комбинациях и меняющихся с определённой частотой.
Каждый ребёнок проходит тщательное обследование. С учётом всех факторов (состояние здоровья, нагрузки, степень близорукости и т.д.) врач разрабатывает индивидуальную лечебную программу.
Результатом пройденного лечения становится:
- устранение или существенное уменьшение спазма аккомодации;
- усиление питания глаза и кровотока в сосудах;
- стимуляция нейронов и образование новых межклеточных связей.
Оснащение нашей клиники отвечает самым современным требованиям медицины. Наши специалисты следят за новейшими разработками ведущих производителей офтальмологического оборудования и внедряют их в практику. Все врачи имеют высокую квалификацию и огромный опыт, многими из них разработаны уникальные авторские программы лечения близорукости.
Мы готовы оказывать профессиональную офтальмологическую помощь семь дней в неделю, с 9 до 21 часов. Функциональное лечение близорукости школьников успешно проводится на аппаратах «Спекл-М», «Монобиоскоп-МБС-02»,«Радуга», «Мозаика» и «Визотроник», при наличии сопутствующей амблиопии – «Амблиокор».
Цены на аппаратное лечение миопии у школьников
Стоимость лечения зависит от выбранной программы и тактики офтальмологической помощи. При этом существенное значение имеет возраст, степень близорукости, динамика. По результатам диагностики разрабатывается индивидуальный лечебный план.
Наши цены вполне доступны. Стоимость одного сеанса – от 200 рублей за процедуру («Радуга» + «Мозаика»). Со всеми ценами на различные виды аппаратного лечения в нашей клинике Вы можете ознакомиться в разделе «Цены».
Когда можно ожидать результат от лечения близорукости
Лечение близорукости – процесс не быстрый, требующий системного подхода и соблюдения всех предписаний врача. Существенно улучшение зрения наблюдается через 1-2 года после начала лечения. Эффективность во многом зависит и от самого пациента. Следует помнить об ограничениях (зрительных, спортивных, трудовых). Ускорить лечение помогают самостоятельные упражнения (гимнастика для глаз, пальминг). Стоит также обратить внимание на свой рацион, режим труда и отдыха, неврологический статус.
Труднее всего поддаётся лечению детская близорукость. Если зрение начало ухудшаться до 6-8 летнего возраста, велика опасность стремительного скачкообразного течения болезни. Лечение таких детей должно проводиться курсами 2-4 раза в год и совпадать с периодами обострения миопии.
Большая роль родителей и воспитателей ребёнка с близорукостью состоит в правильной мотивации. Нужно постараться настроить ребёнка на то, чтобы он сам стремился заниматься улучшением зрения, профилактикой, выполнял все назначения и следил за своим образом жизни.
Источник