Слезятся глаза при людях
Вопрос психологу:
Здравствуйте, моя проблема заключается в том, что при разговоре с людьми у меня текут слезы. Не сильно, но очень заметно. Это мешает в работе, да и вообще в жизни. Особенно сильно слезятся глаза при общении с мало знакомыми людьми, реже с родственниками, с мужем. Это не офтальмологическая проблема, а психологическая, точно! Я не могу отследить почему они начинают слезиться, пыталась, не получается. Ситуация такая уже 13 лет у меня. Сейчас мне 32, началось все на начальных курсах университета. Помню как сидела с куратором, мы обсуждали курсовую и у меня при ответах поступали слезы. Чтобы они были ранее я не помню. Человек я общительный, оптимистичный, общаться люблю очень. С родителями отношения были очень сложные. Я ребёнок поздний, родили меня в 35 лет, и единственный. Отсюда гиперопека со стороны родителей длилась все 5 лет университета (они жили в посёлке, я училась в городе), звонили мне по 10 раз в день, все детально всегда расспрашивали, все знали о моей жизни. Свободы не было совсем. Однажды дошло до того, что сказали приходить домой каждый день в 6 вечера. Жила я с родственниками, которые в случае чего все доносили родителям тут же. Очень было сложно, хотелось свободы. Я долго, очень долго не могла сепарироваться от родителей, они считали меня ребёнком и в 29 и в 22 года, я и была ребёнком, не способным сказать им нет, отстоять свое мнение. Сейчас я замужем, у нас двое ребятишек. Живём в своей квартире. Я счастлива. Но слезы почему то не проходят. Возможно это так выходят мои эмоции по поводу родителей, невысказанные им слова и тд? В таком случае как мне избавиться от старых обид на них? Помогите пожалуйста понять почему так происходит со мной и что можно сделать?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 32
На вопрос отвечает психолог Иванова Александра Юрьевна.
Здравствуйте, Анастасия.
В Вашем письме вы начинаете очень качественную работу по самоисследованию. У вас богатые ассоциации, что Ваш симптом (слезы при общении) могут быть связанны с отношениями с родителями. Это Ваши ассоциации и они не могут быть неверными..
Если остановится на том, что причины слез не связанна с физиологией, что такой симптом, как слезы — указывает на глазной блок (психологический блок), на то, что есть переживания, которые не нашли ни места (вы их не приняли), ни выхода (вы их не выразили). С телесными блоками очень эффективно работать через телесно-ориентированную терапию.
Советую вам поискать информацию в таком направлении — телесно-ориентированная психотерапия, глазной блок. Возможно вам откроются новые смыслы.
Хочу отметить, что вы несколько обобщаете отношение родителей к вам и их стиль воспитания. Будто не различаете где мама, где папа. Они будто слились в одно — родители. Но так не бывает) Они ведь разные люди и отношение у низ разное, хотя на первый взгляд, маленькому ребенку это может быть незаметно. Но вы ведь уже взрослая?
Считаю важным в работе с вашими ассоциациями — продолжить Ваши исследования таким уточнением — с кем из родителей связан этот симптом? Поиск ответа может натолкнуть вас на еще одни смыслы.
Желаю Вам благополучия.
Оцените ответ психолога:
Источник
Дата публикации: 07.05.2018
Повышенную слезоточивость обычно воспринимают как рядовое явление, не придают должного значения. Непрерывный процесс выделения слез является нормальным физиологическим процессом. Поверхность роговицы смачивается слезой, которая постоянно вырабатывается в слезных железах. Далее через слезный проток в уголке глаза возле носа влага вытекает. Для организма такой процесс очень важен. Увлажнение защищает роговицу от повреждений, микроорганизмы, пыль вымываются наружу, препятствуя возникновению инфекционных заболеваний и механических повреждений тонкой оболочки глазного яблока.
Если система работает нормально, человек не испытывает никаких неприятных ощущений. Когда происходит сбой, железы существенно активизируются. В таком случае слезные протоки не успевают отводить весь объем жидкости, и ее излишки вытекают наружу.
Норма или патология?
Гиперсекреторный вид слезоточивости обусловлен чрезмерной активностью желез, ретенционный – непроходимостью протоков. Причины возникновения проблемы могут быть незначительными и легко решаться, однако в ряде случаев такие симптомы могут указывать на развитие серьезных заболеваний. Чтобы не упустить время и не дать болезни перейти в тяжелую стадию, надо обратиться к офтальмологу.
В норме за сутки образуется 1 миллилитр слез, но при повышенном слезотечении этот показатель может возрасти в 10 раз. Глаза становятся воспаленными, появляется краснота и раздражение от яркого света (светобоязнь). Если человек находится в тяжелом психологическом состоянии или обильное выделение слез связано с эмоциональным всплеском, слезы не являются поводом для беспокойства – кратковременное явление не относится к расстройствам или патологии.
Повышенная слезоточивость, имеющая хронический характер — не только серьезный повод для беспокойства, но и эстетически неприятное явление. Человек выглядит болезненно, производит неприятное впечатление на окружающих.
Почему постоянно слезятся глаза?
Воспаление или раздражение роговицы, век (блефарит), слизистой оболочки глаза (конъюнктивит) являются главной причиной усиленной работы слезных желез, однако существуют и другие причины, в том числе психосоматического характера.
- Самая частая причина такого состояния – аллергия. Дополнительными симптомами нередко является зуд, отечность век, периодичность этих проявлений. Причину можно найти самостоятельно. Это может быть новая косметика, тополиный пух, домашняя пыль, пыльца растений или эфирные масла, которые они выделяют. Стоит проанализировать совпадения и, возможно, удастся избавиться от проблемы без лечения – в некоторых случаях достаточно просто исключить аллерген.
- Долгое и регулярное нахождение в сильно запыленном помещении или контакт с химическими испарениями может вызвать стойкое обильное слезотечение. Такая ситуация часто связана с работой, и ее невозможно избежать. В этом случае единственный способ защитить глаза – использовать защитные очки.
- У человека в состоянии стресса или депрессии часто слезятся глаза. Капли или мази не дадут должного эффекта – нужно бороться с причиной. Обращение к психоаналитику или в клинику неврозов даст желаемый результат. Такую взаимосвязь окулисты рассматривают редко и лечат симптомы.
- Пациент может не заметить инородное тело в глазу, если его размеры малы, а поверхность гладкая. В этом случае возможна микротравма роговицы, которую трудно обнаружить без специального оборудования. Происходит покраснение глаз, возможно образование гноя и напряжение сосудов глаза. Удалить инородное тело часто бывает невозможно в домашних условиях – больному следует незамедлительно обратиться к офтальмологу, чтобы избежать серьезных осложнений, к примеру, кератита.
- При некоторых заболеваниях слезящиеся глаза являются симптомом. Например, при мигрени лечить слезотечения отдельно не представляется возможным – после окончания приступа все признаки исчезают самостоятельно. Достаточно обеспечить больному покой и исключить яркий свет в комнате, где он находится.
- С появлением компьютеров и сотовых телефонов возникла новая причина слезящихся глаз. Яркий дисплей действует на сетчатку как сильный раздражитель. Доказано, что при этом роде деятельности люди моргают гораздо реже. Парадокс, что вызванный работой за компьютером синдром сухого глаза в конечном итоге вызывает активизацию слезных желез. Это защитная реакция организма в ответ на раздраженную слизистую. Светодиодные и ртутные энергосберегающие лампы раздражают глаза, если имеют холодный спектр. Следует выбрать теплый желтоватый свет ближе к солнечному излучению.
Обладателям плохого зрения, чтобы избежать подобных проблем, следует регулярно проходить обследование у офтальмолога для уточнения диоптрий. Ошибочно подобранные линзы или очки заставляют глаза слезиться.
В пожилом возрасте это обычное явление у многих людей. Оно обусловлено физиологическими возрастными изменениями. Врачи назначают консервативное лечение. Если не найдено серьезных заболеваний и внутриглазное давление нормальное, показаны поливитамины, капли для глаз Тауфон, препараты, содержащие лютеин. Такая терапия снижает нагрузку на глаза, улучшает обменные процессы. Для точного подбора лечения следует обратиться к врачу.
Что делать, если у новорожденного ребенка слезятся глаза
У ребенка при рождении открывается слезный канал, однако это происходит не всегда. Иногда бывает поражение одного глаза, очень редко двух. Развивается воспаление, схожее с конъюнктивитом. Заболевание называется дакриоцистит. Самолечение в данной ситуации недопустимо – только грамотный офтальмолог может назначить комплексную терапию.
Народные способы лечения
Прежде всего, нужно разнообразить питание. Состояние глаз может улучшить употребление в достаточном количестве овощей, фруктов и рыбы. Особое внимание следует уделить моркови. Содержащийся каротин способен не только улучшить состояние глаз, он значительно повысить иммунитет, что способствует скорейшему излечению. Кроме того, можно воспользоваться народными способами снятия нагрузки, воспаления и раздражения глаз. В домашних условиях можно делать компрессы, примочки и упражнения.
Необходимо посоветоваться с офтальмологом, чтобы уточнить, какие именно способы лечения показаны в конкретном случае. Но, к сожалению, медицина доступна не всегда – могут быть выходные, праздники или очередь к врачу на несколько дней вперед. Следует заметить, что лекарственные травы эффективны благодаря содержанию активных веществ. Именно они способны иногда вызывать аллергию. Если отвар или сок растения используется впервые, нужно провести локтевую пробу: втереть пару капель приготовленного лекарства в кожу на внутренней стороне руки, ближе к локтевому сгибу. Примерно через 20 минут будет ясно, развивается ли аллергическая реакция: если это место покраснело, появились сыпь или зуд, следует отказаться от такого способа, иначе можно спровоцировать ухудшение состояния. Совсем сбрасывать со счетов домашние средства нельзя – во многих случаях они эффективны как дополнительная терапия.
- Если стали слезиться глаза, можно приложить использованные прохладные чайные пакеты. Только в течение часа, после того, как заваривали чай – позже на них появляется микрофлора, способная нанести вред. Пакет нужно немного отжать, приложить к закрытым векам и провести в состоянии покоя десять минут. Повторять два раза в день. Обычно достаточно одной недели, чтобы симптомы ушли.
- Проверенный веками способ избавиться от слез – отвар ромашки или календулы. Для его приготовления необходимо залить 1 столовую ложку сухих листьев стаканом кипятка и дать настояться 10-15 минут, после чего процедить через марлевую салфетку и остудить до комнатной температуры. Салфетки для компресса нужно брать стерильные. Если их нет, можно прогладить утюгом обычные лоскуты чистой хлопковой ткани.
- Когда причина обильных слез – яркий свет, к примеру, в поле зрения попала вспышка от сварки или пришлось смотреть в сторону солнца, хорошо помогает картофель. Тонкие пластики или тертый картофель нужно приложить к закрытым глазам, предварительно удалив лишний сок, и оставить примерно на 15 минут. Достаточно 2-3 применения.
- Компресс из сока алоэ с добавлением воды в соотношении 1:5 заметно уменьшает воспаление. Процедуру нужно повторять 2 раза в день.
- Если причина слез – переутомление, поможет простое упражнение для глаз. Взглядом нужно нарисовать в воздухе цифры от 1 до 10, затем обратно. Если чувствуется боль или головокружение при таких движениях глаз, следует сократить амплитуду. Чтобы улучшить самочувствие, нужно делать это упражнение 1-2 раза в день.
Обязательно обратитесь к офтальмологу. Обследование может исключить или подтвердить наличие серьезных заболеваний. Запущенные болезни в офтальмологии лечатся долго и часто очень болезненно.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонема (греч. “звук”) — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.
Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух — способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух — способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов.
Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие — как несущественные для данного языка.
В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь) и смена согласных по их глухоте — звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).
Нарушение фонематического слуха у детей.
В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.
В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).
Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Рау) или, что то же самое, фонематические (Р.Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия (нарушение звукопроизношения).
В зависимости от того, каким является дефект — фонематическим или фонетическим, — выделяют 3 основные формы дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую. К акуститко-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К ним относятся: операция опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка неполностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному воспроизведению слова (гора — “кора”, жук — “щук”, рыба — “лыба”). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухость-звонкость, некоторых сонорных фонем (р-л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например, глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие (ж-ш, д-т, г-к, з-с и т.д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.
При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется реакция слухового различения некоторых фонем.
Нарушение фонематического слуха у взрослых.
У взрослых наблюдается нарушение фонематического слуха при локальных поражениях мозга.
Сенсорная (височная) афазия, или речевая агнозия (т.е. непонимание речи), впервые описана в 1874 г. А.Я.Кожевниковым и в том же году уточнена немецким невропатологом и психиатром Вернике, который связывал ее с очагом поражения в задней части левой височной извилины, что соответствует 21-му и 22-му корковым полям, т.е. области слухового анализатора. Точнее сказать, здесь поражается речеслуховой анализатор. И хотя анализ звуковой речи связан со слуховым анализатором, однако нужно помнить, что в возникновении сенсорной афазии огромную роль играет разрыв связей между слуховым анализатором и всей корой, повреждение сложной функционально-динамической системы. Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что в более легких случаях больной понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно имеющие отношение к ежедневному привычному обиходу, но может наблюдаться расстройство фонематического слуха. В тяжелых случаях больной совсем не понимает человеческой речи, слово для него утрачивает свой смысл и воспринимается как сочетание неясных шумов.
При нарушении фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора (41, 42 и 22-е поля) левого полушария возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи (т.е. понимать речь на слух), но и в нарушении всех других форм речевой деятельности.
41-е первичное и 42-е и 22-е вторичные поля звукового анализатора по классификации А.Р. Лурия входят в зону Т1 — зону, при поражении которой возникает сенсорная афазия. Основанием для выделения этой зоны послужил анализ 800 случаев травматической афазии (А.Р. Лурия).
Фонематический код языка состоит из системы ряда фонематических противопоставлений, в каждом из которых выделяется значимый фонематический признак, изменение которого меняет смысл воспринимаемого слова. В процессе декодирования фонематического состава языка решающую роль играют системы височной области левого полушария, которые являются центральным “корковым ядром” слухоречевого анализатора. Поражение слухоречевых отделов коры (задней трети первой височной извилины левого полушария) не отражается на остроте слуха, но нарушает систему слухоречевого слуха. Больные с такими поражениями продолжают хорошо различать различные неречевые звуки (стук посуды, музыкальные мотивы, шум дождя и т.п.), но оказываются не в состоянии выделить фонематические признаки родного языка, являющиеся носителями смысла слов. В силу этого возникают смешения близких, а иногда и далеко отстоящих фонем, невозможность определить существенные признаки речевых звуков, а вместе с этим и невозможность сохранить четкую фонематическую структуру воспринимаемой речи, что и составляет признак “сенсорной афазии”.
Центральным звеном этой формы афазии является феномен, многократно описанный под названием “отчуждение смысла слов”.
Нечетко воспринимая звуки речи, такие больные смешивают слова, близкие по звучанию. Так, воспринимая слово “голос”, они не могут решить, обозначает оно “голос”, или “колос”, или “холост”, или “холст”, и именно это многообразие альтернатив, всплывающих с равной вероятностью, и составляет сущность феномена “отчуждения смысла слов”.
В то же время больные этой группы всегда сохраняют задачу — декодировать полученное ими сообщение: они активно ищут смысл высказывания, пытаются догадаться о нем, но нарушение фонематического слуха неизбежно приводит к грубому затруднению в выделении лексических единиц речи.
Характерно, что, теряя возможность четко определить значение отдельных лексических единиц, больные с поражением височных отделов коры правильно и тонко оценивают интонационно-мелодическую структуру речевого высказывания, легко различая вопросительные и утвердительные предложения, улавливая тон сомнения или уверенности, что позволяет им понять общий ситуационный смысл обращенной к ним речи. Именно эта диссоциация между распадом декодирования лексических компонентов речи и достаточной сохранностью понимания ее просодических компонентов характеризует процесс понимания целого высказывания у больных с поражением левой височной области.
Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека пропадает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или “зашумленную” речь (например, когда одновременно говорят двое людей), т.е. речь в усложненных условиях. Особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. Например, звуки “г-к-х” и “с-з” они не различают; слова “забор-собор-запор” звучат для них как одинаковые. Дефект понимания устной речи является центральным звеном в этом заболевании. Однако, поскольку все формы речевой деятельности связаны между собой, нарушение одного звена влияет на всю речевую систему, вторично страдают и все другие формы речевой деятельности.
В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная устная речь. Речевое высказывание заменяется “словесным салатом”, когда больные произносят какие-то непонятные по своему составу слова или набор звуков. Иногда больные правильно произносят только привычные слова. Как правило, они заменяют одни звуки другими (литеральные парафазии), так как при сенсорной афазии распадается первичный звуковой состав слова, т.е. восприятие тех элементов (звуков), из которых складывается слово.
У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них неясен тот образец, который подлежит написанию; у них резко затруднено повторение услышанных слов; нарушено также чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. Иными словами, вследствие нарушения фонематического слуха распадается вся речевая система. В то же время у больных с сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы (по образцу).
Источник