Скорость снижения остроты зрения обусловливает наличие близорукости
Лечебно-восстановительным процессом в ДОУ руководит врач-офтальмолог высшей категории Черноусова Людмила Васильевна.
Основные зрительные функции и их нарушения.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным (базовым) функциям зрения относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявляться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (это неправильное преломление лучей света, где нет единой точки фиксации). Близорукость, относясь к рефракционным нарушениям, то есть нарушениям, связанным с неправильным положением заднего фокуса по отношению к сетчатке, проявляется в снижении остроты зрения разной степени. Характерными проявлениями близорукости является понижение зрения вдаль при наличии относительно хорошего (в соответствии с возрастной нормой) зрения вблизь, улучшение зрения при прищуривании и при соответствующей коррекции, ухудшение зрения в сумерках. Различные по степени нарушения остроты зрения могут обусловливать возникновение близорукости разной степени: слабой (до 3,0 дптр), средней (3,0—6,0 дптр), сильной (6 и более дптр). Скорость снижения остроты зрения обусловливает наличие различных видов близорукости: стабильной (до 0,5 дптр в год), медленно прогрессирующей (0,5—1,0 дптр в год), быстропрогрессирующей (более 1,0 дптр в год). Кроме того, ложная близорукость, также характеризующаяся снижением остроты зрения, но вызванная спазмом аккомодации, обусловленным зрительным перенапряжением, психоэмоциональными сдвигами или наличием общих заболеваний, при неблагоприятных условиях может перейти в истинную.
Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.
В настоящее время снижение остроты зрения в виде амблиопии является достаточно распространенным заболеванием.
Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновения трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов (дальтонизм).
Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.
Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
Нарушение зрительных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия. У детей встречается сходящееся и расходящееся косоглазие, иногда сочетающееся с вертикальным компонентом, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения (процесс видения двумя глазами в паре). В следствии нарушения бинокулярного зрения у ребенка определяется одновременный или монокулярный характер зрения. Часто косоглазие может являться причиной снижения работоспособности косящего глаза, вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия, что приводит к снижению остроты зрения (амблиопии). Наличие косоглазия, в свою очередь, обусловливает ограничения в восприятии внешнего мира, снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений.
Под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.
Наиболее характерными нарушениями зрения являются миопия, гиперметропия, астигматизм (гипермитропический, миопический, смешанный), амблиопия (дисбинокулярная, рефракционная, с неправильной фиксацией), косоглазие.
При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.
Направления лечебно-восстановительной коррекции.
Работа специализированного детского учреждения направлена на решение задач системного подхода в лечении, воспитании и обучении детей, имеющих зрительные нарушения.
Основными видами работы специального дошкольного учреждения являются лечебно-восстановительная, профилактическая, организационная и коррекционная работа.
Лечебно- восстановительная работа направлена на сохранение и укрепление зрительных функций, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей.
Основные этапы лечения:
I этап. Оптический
Цель: Исправление дефекта оптики; диагностика, подбор очков, режима заклейки.
II этап. Плеоптика
Цель: повышение остроты зрения.
Методы плеоптического лечения:
соблюдение очково-заклеечного режима;
светолечение на аппаратах: лазерстимуляция, «Цветоритм», «Радуга», фотовспышка, «Амблио – 1»;
лечение на аппаратах: «Диаденс», компьютерная программа, «Иллюзион» (макулостимулятор);
соблюдение зрительной нагрузки;
использование игр способствующих повышению остроты зрения: мозаики, шнуровки, обводка через кальку, использование трафаретов, сортировка бус, камешков и др. материалов, нанизывание бус на ниточку, выкладывание по образцу, рисование по клеточкам, «разрезные картинки» и т.д.
III этап. Ортоптика
Цель: выработка правильных связей между глазами и зрительным центром коры головного мозга
Методы ортоптического лечения:
аппаратное лечение: синоптофор, цветотест, «Форбис», засветы по Чермаку;
игры и упражнения для восстановления и укрепления бинокулярного зрения: вкладыши, «подбери рисунок к силуэту», «контуры и предметы», «чего не стало», «прокати шар в ворота», «разрезные картинки», «что изменилось», упражнения на цветоразличение, счет, определение пространственного положения предметов.
IV этап. Оперативный
Цель: при помощи хирургического вмешательства убрать или уменьшить угол косоглазия.
V этап. Диплоптика
Цель: включение и укрепление бинокулярного зрения.
Методы диплоптики:
аппаратное лечение: цветотест, стекла Богалини;
игры и упражнения для укрепления бинокулярного зрения: кольцебросы, упражнения с мячом, биллиард, все виды спортивных игр и упражнений.
VI этап. Стереоптика
Цель: развитие глубинного бинокулярного зрения.
Методы стереоптики:
аппаратное лечение: бивизотренер, стереотренер, стереокниги, стереокартинки, макеты для глубинного зрения;
игры и упражнения для развития стереозрения: спортивные игры с мячом (баскетбол, волейбол и др.), вдевание ниток в иголку, забивание гвоздей, перешагивание через препятствие, метание в цель и т.д.
Сохранению и поддержанию зрительных функций способствует профилактическое лечение, которое включает как общее применение медикаментозных препаратов, так и местное в виде инстилляций, мазей, физиолечения (УФО, магнитотерапия, электрофорез, УВЧ, «Ультратон»).
Лечебно-восстановительная и профилактическая работа в ДОУ ведется в тесном взаимодействии с коррекционно-педагогическим процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:
специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, социально-бытовой адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;
решение коррекционных задач в процессе организации разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной, поисково-исследовательской, физкультурно-оздоровительной, речевой).
Источник
Различают две формы близорукости: кажущуюся близорукость и простую близорукость. Наблюдения за силой или объемом аккомодации показывают, что после рождения ребенка происходит постепенное развитие преломляющей силы, обусловленное возрастом ребенка, особенностями развития глаза и, прежде всего, ресничного тела, размером глаз и ресничной мышцы. При близорукости, или миопии, в связи с отклонениями в рефракции глаза изображение находится впереди сетчатки.
При кажущейся близорукости ребенок может ясно видеть на расстоянии 4-6 см, т.е. на расстоянии более близком, чем то, которое требуется дальнозоркому и взрослому нормально видящему человеку. Такое видение ребенка объясняется большей силой аккомодации (процесс приспособления глаза к ясному видению предмета на различном расстоянии путем изменения преломляющей силы хрусталика и постепенной фокусировки изображения на сетчатке), которая может превышать 20 диоптрий. Это обусловлено тем, что хрусталик может принимать при сокращении ресничной мышцы почти шарообразную форму.
С возрастом ребенка (к 1,5 года жизни) переднезадний диаметр глаза увеличивается до 92%, а к 3 годам он достигает 94% диаметра глаза взрослого человека. К этому сроку уменьшается детская дальнозоркость. Одновременно увеличивается размер глаз и происходит дальнейшее развитие ресничной мышцы и других мышц, а также формируется структура центрального звена зрительного анализатора.
Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного периода и подвергается изменению. Поэтому необходимо учитывать данный факт педагогу, воспитателю и родителям. В дошкольном периоде развитие глаз может происходить нормально, но ребенок при рассматривании рисунков или их выполнении может склоняться так близко к рисунку, что у него можно признать близорукость болезнью. Однако это кажущаяся близорукость, и она не требует коррекции очками. Даже у ряда детей 7-летнего возраста расстояние до точки ясного видения может не превышать 6-7 см.
Не кажущаяся — простая — близорукость чаще развивается у ослабленных детей после 3-летнего возраста. Она чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение и даже характер детей. В этих случаях они становятся рассеянными, горбятся при рассмотрении рисунков, часто жалуются на головные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. На все это необходимо обращать внимание воспитателям и родителям.
При настоящей близорукости параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди нее. На сетчатку могут попасть лишь те лучи, которые отражаются от близко расположенных предметов. Благодаря этим лучам «канал связи» будет нарушен, а рассматриваемый предмет будет восприниматься разлитым и неясным. При резко выраженной близорукости точка ясного видения может находиться на расстоянии не ближе 25 см от глаз. Для исправления близорукости применяют очки с двояковогнутыми линзами и другие коррекционные средства. При оптической коррекции уменьшается преломление аккомодационных сил, лучи, идущие от удаленных предметов, будут сходиться на сетчатке, и предмет будет четко виден. В развитии близорукости задействованы почти все механизмы зрения: анатомический, оптический, физиологический и глазодвигательный.
Среди детей в настоящее время резко возросло число близоруких. По мнению В.С. Беляева, начало близорукости связано с двумя моментами: общей гиподинамией и перегрузкой цилиарной мышцы вследствие увеличения продолжительности работы ее вблизи. В процессе перенапряжения мышцы у детей постепенно развивается оптическое состояние мышцы, которое становится привычным. При отсутствии систематического расслабления цилиарной мышцы при взгляде вдаль наступает так называемый спазм аккомодации, который является начальным, пусковым моментом «рабочей» близорукости.
Общая гиподинамия, т.е. малоподвижный образ жизни детей (отсутствие подвижных игр), может не только усиливать спазм аккомодации, но и приводить к изменениям обмена, тканевым отклонениям от нормы. Излишняя работа вблизи ведет не только к перегрузке цилиарной мышцы, ее гипотрофии (чрезмерному уменьшению), но и к изменению локального обмена, как в самой мышце, так и в нервах, склере и хрусталике. При тяжелой форме близорукости наблюдается тенденция к усиленному растяжению склеры с резким осевым удлинением глаза спереди назад, может наряду с глубоким нарушением зрения наступить тяжелое повреждение оболочки глаза и ее рецепторного слоя — сетчатки, вплоть до отслоения.
Различные по степени нарушения остроты зрения могут обусловливать возникновение близорукости разной степени: слабой (до 3,0 дптр), средней (3,0-6,0 дптр), сильной (6 и более дптр). Скорость снижения остроты зрения обусловливает наличие различных видов близорукости: стабильной (до 0,5 дптр в год), медленно прогрессирующей (0,5-1,0 дптр в год), быстро прогрессирующей (более 1,0 дптр в год).
Источник
Прогрессирование миопии — частая проблема близоруких людей, особенно она актуальна для подростков, так как в период роста у многих школьников отмечается снижение остроты зрения. Можно ли остановить прогрессирующую близорукость? Какие способы лечения являются наиболее эффективными — подробности в статье.
Зрение близорукого человека — особенности
Чем опасно для человека падение зрения? В первую очередь это постоянный дискомфорт и невозможность полноценно видеть. Близорукие люди, страдающие миопией с детства, знают, насколько важна коррекция зрения. Очки или линзы позволяют корректно воспринимать информацию от внешнего мира, что значительно снижает уровень нагрузки на глаза. И все же, даже те люди, которые правильно корректируют зрение, могут столкнуться с проблемой прогрессирования близорукости. Как же остановить близорукость у взрослых, детей, подростков?
Среди причин прогрессирования близорукости — общее ухудшение здоровья, снижение иммунитета на фоне постоянных простудных, инфекционных заболеваний, обострения хронических недугов, системных патологий. Наладив работу иммунной системы, можно значительно снизить вероятность ухудшения зрения.
У подростков зрение падает в связи с активным периодом роста и чрезмерными зрительными нагрузками. Как остановить прогрессирующую близорукость, если зрение ухудшается более чем на 0,5 диоптрий в год? Такая офтальмопатология должна находиться под контролем профильных специалистов, и чем раньше будет начата терапия, тем лучше.
Прогрессирование близорукости — симптомы
Прогрессирующую близорукость у подростков необходимо своевременно диагностировать, чтобы прогноз был благоприятным. Поэтому важно посещать все плановые осмотры у офтальмолога. Дети, имеющие нарушения рефракции, не всегда замечают, что их зрение падает, потому что они постоянно испытывают дискомфорт, связанный с ношением очков или контактных линз. Ухудшение зрения часто связывают с усталостью глаз, плохим самочувствием и т.д., поэтому прогрессирование близорукости некоторое время может оставаться незамеченным. Хотя симптомы прогрессирующей миопии явные и нужно лишь вовремя обратить на них внимание, чтобы обратиться потом за помощью к врачу. Как узнать — есть прогрессирование близорукости или нет?
Прогрессирующая близорукость у подростков — симптомы:
- ухудшение сумеречного зрения;
- снижение остроты зрения днем;
- хроническая усталость, покраснения глаз, частые конъюнктивиты.
Что происходит, когда прогрессирует миопия? Как остановить падение зрения при близорукости? Когда ухудшается острота зрения, человек перестает четко видеть предметы, потому что очкам и контактным линзам уже не хватает оптической силы. Из-за этого у взрослых, детей и подростков падает работоспособность, глаза устают даже при небольшой зрительной нагрузке.
Как можно остановить близорукость у взрослых? У взрослых людей снижение зрения может отмечаться на фоне появления новых патологий, осложнений, развивающейся возрастной дальнозоркости, поэтому нужно провести полное обследование. У подростка причины прогрессирующей миопии несколько иные.
Почему близорукость подростков прогрессирует?
Дети в период активного роста — с 10 до 15 лет — особенно подвержены различным заболеваниям. Растущему организму не хватает ресурсов для преодоления болезней, поэтому у подростков чаще обостряются хронические заболевания, проявляются скрытые и до этой поры неизвестные недуги. Прогрессирует и миопия. Можно ли остановить этот процесс? Да, если своевременно реагировать на появившиеся изменения.
Причины прогрессирующей миопии:
- недостаточная коррекция очками, линзами — дети могут стесняться носить очки, пользуются ими иногда, тем самым увеличивая нагрузку на глаза;
- снижение эффективности склеры, слабость оболочки, потеря ею эластичности из-за недостаточного синтеза коллагена и нехватки в организме цинка, меди, кальция;
- наследственная предрасположенность к близорукости;
- чрезмерные зрительные нагрузки, неправильное освещение, длительное взаимодействие с экранами смартфонов, ноутбуков, планшетов — чтобы остановить прогрессирование близорукости, нужно уменьшить нагрузку на глаза;
- несбалансированное питание.
При диагностике прогрессирующей высокими темпами близорукости, применяются различные виды исследований. Кроме проверки остроты зрения по таблице, проводятся исследования рефракции на специализированном оборудовании, обследование внутренних структур глаза, измерение глазного давления, проверка состояния сетчатки, зрительного нерва.
Чтобы остановить негативную динамику при постоянном падении зрения, необходимо тренировать глазные мышцы, принимать препараты с лютеином и экстрактом черники, избегать переохлаждения и перегрева. Глаза в солнечные дни нужно защищать от воздействия ультрафиолета, надевая солнцезащитные очки.
Чем опасна прогрессирующая миопия?
Симптомы прогрессирующей близорукости нельзя оставлять без внимания. Она может привести к необратимым последствиям. При такой патологии часто фиксируются дегенеративные процессы сетчатки, которые грозят полной потерей зрения.
Опасность прогрессирующей близорукости:
- удлинение глазного яблока, снижение сумеречного зрения, причем остановить прогрессирование при таком стремительном ухудшении зрения достаточно сложно;
- нарушение питания тканей органов зрения, изменение центральных отделов сетчатки;
- помутнение стекловидного тела;
- появление миопического конуса.
Как остановить близорукость у подростка? При таких нарушениях подросткам нужно корректировать физические нагрузки. Нельзя заниматься видами спорта, которые требуют резкого сотрясения тела (прыжки, бокс, борьба).
Как остановить близорукость у взрослых? Необходимо пройти полное офтальмологическое обследование, чтобы исключить осложнения и другие патологии, а затем выполнять все предписания врача. Взрослым с прогрессирующей близорукостью высокой степени может быть рекомендована операция по имплантации интраокулярной линзы.
Как остановить прогрессирование близорукости без операции
В особо сложных случаях пациентам с прогрессирующей близорукостью рекомендуется операция. Как остановить близорукость без операции? Чтобы остановить падение зрения без оперативного вмешательства, нужно своевременно начать терапию заболевания, выполнять полный комплекс лечебных и профилактических мер.
Как остановить прогрессирующую миопию, что входит в терапевтический комплекс:
- аппаратная терапия — для укрепления цилиарной мышцы, снятия спазма аккомодации, улучшения кровообращения в органах зрения применяют магнитотерапию, лазерную терапию, электростимуляцию;
- гимнастика для глаз для снятия усталости, тренировки цилиарной мышцы — методики предупреждают падение зрения, рекомендуются авторские методики восстановления зрения по Жданову, Норбекову, Аветисову и т.д.;
- тренировка аккомодационной мышцы на тренажерах, а также с использованием перфорированных очков;
- курс медикаментозной терапии — необходимо принимать препараты с кальцием, аскорбиновой кислотой, витаминами E, B6, B2 для укрепления стенок глазных сосудов.
Справиться с близорукостью без операции можно, для этого необходимо комплексно оздоравливать организм. Большое значение придается правильному питанию подростка. Сбалансированный рацион является важным пунктом терапии близорукости. И подростки, и взрослые, должны в полной мере получать необходимые для глаз витамины из продуктов питания. В меню должны входить продукты с высоким содержанием селена, кальция, лютеина, витаминов А, В.
Операция при миопии — показания
Оперативное вмешательство при близорукости у подростков — крайняя мера, поэтому прежде чем принять такое решение, врачи должны убедиться в том, что близорукость действительно прогрессирует и ее нельзя остановить терапевтическими методами. Обычно при таком виде нарушений у подростка рекомендуется операция по укреплению склеры. Этот метод предупреждает развитие дистрофических процессов в сетчатке, улучшает обменные процессы в склере, увеличивает ее прочность.
Показания к операции подростка:
- форма глазного яблока претерпевает значительные изменения;
- миопия прогрессирует более чем на 1 диоптрию в год;
- отмечается дистрофия сосудистых оболочек при стремительном падении зрения;
С какой близорукостью можно делать лазерную коррекцию? При близорукости операция лазером является эффективным способом, но при прогрессирующей миопии она не проводится, так как результаты такого вмешательства могут оказаться под угрозой. Подросткам лазерную операцию не делают из-за того, что зрительный аппарат человека продолжает формироваться. Перед коррекцией зрения необходимо, чтобы зрение оставалось стабильным в течение двух- трех лет.
Как сделать зрение стабильным и остановить миопию? Перед операцией особенно важно вести здоровый образ жизни, принимать витаминные препараты, предупреждающие падение зрения, сбалансировать питание и режим зрительных нагрузок.
Источник