Сетчатка глаза как матрица
Для начала.
Видимый свет это электромагнитные волны, на которые настроено наше зрение. Можно сравнить человеческий глаз с антенной радиоприемника, вот только чувствителен он будет не к радиоволнам, а к
другой полосе частот. Как свет человек воспринимает электромагнитные волны с длиной примерно от 380 нм до 700 нм. (Нанометр равен одной миллиардной части метра). Волны именно этого диапазона
называют видимым спектром; с одной стороны к нему примыкает ультрафиолетовое излучение (столь милое сердцу любителей загара), с другой — инфракрасный спектр (который мы сами способны генерировать
в виде выделяемого телом тепла). Человеческий глаз и головной мозг (самый быстрый процессор из существующих) в режиме реального времени визуально восстанавливают видимый окружающий мир (часто не
только видимый, но и воображаемый, но об этом — в статье про Гештальт).
Для фотографов и фотолюбителей сравнение с радиоприемником кажется бессмысленным: уж коль проводить аналогии, так с фототехникой — присутствует определенное сходство: глаза и объектива, мозга и
процессора, ментальной картинки и изображения, сохраненного в файле. Зрение и фотографию часто сравнивают на форумах, мнения высказываются самые разные. Решил и я скомпилировать некоторую
информацию и напроводить аналогий.
Попробуем найти аналогии в конструкции:
Роговица работает как передний элемент объектива, преломляя поступающий свет и одновременно как «УФ-фильтр», защищающий поверхность «объектива»,
Радужная оболочка работает в качестве диафрагмы – расширяющейся или сужающейся в зависимости от требуемой экспозиции. На самом деле радужная оболочка, дающая глазам цвет, что вдохновляет
на поэтические сравнения и попытки «утонуть в очах», это всего лишь мышца, которая расширяется или сжимается и таким образом определяет размер зрачка.Зрачок – объектив, а в нем – хрусталик – фокусирующая группа линз объектива, способная менять угол преломления света.
Сетчатка, находящаяся на задней внутренней стенке глазного яблока, работает де-факто как матрица/пленка.
Мозг – процессор, обрабатывающий данные/информацию.
А шесть мышц, отвечающие за подвижность глазного яблока и крепящиеся к нему снаружи – с натяжкой – но сравнимы и с системой следящего автофокуса и с системой стабилизации изображения, да
и с фотографом, наводящим объектив фотоаппарата на интересующую его сцену.
Изображение, фактически формируемое в глазу, перевернуто (как в камере обскуре); его коррекцией занимается особый отдел мозга, переворачивающий картинку «с головы на ноги». Новорожденные видят
мир без такой коррекции, поэтому они иногда переводят взгляд или тянутся в направлении, противоположном движению, за которым следят. Эксперименты со взрослыми, которым надели очки,
переворачивающие изображение в «неоткорректированный» вид, показали, что они легко приспосабливаются к обратной перспективе. Испытуемым, снявшим очки, требовалось аналогичное время, чтобы заново
«приспособится».
То, что «видит» человек, на самом деле можно сравнить с постоянно обновляемым потоком информации, которая собирается в картинку мозгом. Глаза находятся в постоянном движении, собирая информацию –
они сканируют поле зрения и обновляют изменившиеся детали, сохраняя статическую информацию.
Область изображения, на которой человек может сфокусироваться в каждый отдельный момент времени составляет лишь около полу градуса от поля зрения. Она соответствует «желтому пятну», а остальная
часть изображения остается не в фокусе, все более размываясь к краям поля зрения.
Изображение формируется из данных, собранных светочувствительными рецепторами глаза: палочками и колбочками, расположенными на задней внутренней его поверхности – сетчатке. Палочек больше раз в
14 — около 110-125 миллионов палочек против 6-7 миллионов колбочек.
Колбочки в 100 раз менее чувствительны к свету, чем палочки, но воспринимают цвета и гораздо лучше палочек реагируют на движение. Палочки — клетки первого типа — чувствительны к интенсивности
света и к тому, как мы воспринимаем формы и контуры. Поэтому колбочки в большей степени отвечают за дневное зрение, а палочки – за ночное. Существуют три подтипа колбочек, отличающиеся по
восприимчивости к разным длинам волн или основным цветам, на которые они настроены: колбочки S-типа для коротких волн — синий, M-типа для средних — зеленый и L-типа для длинных – красный.
Чувствительность соответствующих колбочек к цветам не одинакова. То есть, количество света, необходимого для того, чтобы произвести (одинаковое по интенсивности воздействие) такое же ощущение
интенсивности различна для S, M и L колбочек. Вот вам и матрица цифрового фотоаппарата – даже фотодиодов зелёного цвета в каждой ячейке в два раза больше, чем фотодиодов других цветов, в
результате разрешающая способность такой структуры максимальна в зелёной области спектра, что соответствует особенностям человеческого зрения.
Мы видим цвет преимущественно в центральной части поля зрения — именно там расположены почти все колбочки, чувствительные к цветам. В условиях недостатка освещения, колбочки теряют свою
актуальность и информация начинает поступать от палочек, воспринимающих все в монохроме. Именно поэтому, многое из того, что мы видим ночью, выглядит черно-белым.
Но и при ярком свете, края поля зрения остаются монохромными. Когда Вы смотрите прямо вперед, и на краю вашего поля зрения появляется автомобиль, вы не сможете определить его цвет до тех пор пока
глаз на мгновение не посмотрит в его сторону.
Палочки чрезвычайно светочувствительны – они способны зарегистрировать свет всего одного фотона. При стандартной освещенности глаз регистрирует около 3000 фотонов в секунду. А поскольку
центральная часть поля зрения населена колбочками, ориентированными на дневной свет, глаз начинает видеть больше деталей изображения не по центру, как только солнце опускается ниже горизонта.
Это легко проверить наблюдая за звездами в ясную ночь. По мере адаптации глаза к недостатку освещения (полная адаптация занимает около 30 минут), если вы смотрите в одну точку, вы начинаете
видеть группы слабых звезд в стороне от точки, куда вы смотрите. Если перевести на них взгляд, то они пропадут, а новые группы появятся в области, где ваш взгляд был сфокусирован до перемещения.
Многие животные (а птицы – так почти все) имеют гораздо большее число колбочек по сравнению со средним человеком, что позволяет им обнаружить мелких животных и другую добычу с большой высоты и
расстояния. И наоборот, у ночных животных и существ, которые охотятся ночью больше палочек, что улучшает ночное зрение.
А теперь аналогии.
Каковы фокусные расстояния человеческого глаза?
Зрение – намного более динамичный и емкий процесс, чтобы без дополнительных сведений сравнивать его с объективом с переменным фокусным расстоянием.
Изображение, получаемое мозгом от двух глаз, имеет угол поля зрения в 120-140 градусов, иногда чуть меньше, редко — больше. (по вертикали до 125 градусов и по горизонтали — 150 градусов, резкое
изображение обеспечивается только областью желтого пятна в пределах 60-80 градусов). Посему в абсолютных величинах глаза похожи на широкоугольный объектив, но общая перспектива и пространственные
отношения между объектами в поле зрения схожи с картинкой, получаемой с «нормального» объектива. В отличие от традиционно принятого мнения, что фокусные «нормального» объектива лежат в пределах
50 – 55 мм, фактическое фокусное расстояние нормального объектива составляет 43мм.
Приведя общий угол поля зрения в систему 24*36 мм, получаем – с учетом множества факторов, таких как условия освещения, расстояние до предмета, возраст и здоровье человека – фокусное расстояние
от 22 до 24 мм (фокусное 22.3 мм получило наибольшее число голосов как ближайшее к картинке человеческого зрения).
Иногда встречаются цифры в 17 мм фокусного (или точнее в 16,7 мм). Такое фокусное получается при отталкивании от формируемого внутри глаза изображения. Входящий угол дает эквивалентное фокусное в
22-24 мм, исходящий — 17 мм. Это как посмотреть в бинокль с обратной стороны – объект окажется не ближе, а дальше. Отсюда и расхождение в цифрах.
Главное — сколько мегапикселей?
Вопрос несколько некорректный, ведь картинка, собираемая мозгом, содержит куски информации, собранные не одновременно, это потоковая обработка. Да и по вопросу методов и алгоритмов обработки пока
ясности нет. А нужно еще учитывать возрастные изменения и состояние здоровья.
Обычно упоминается 324 мегапикселя – цифра, основанная на поле зрения 24 мм объектива на 35 мм фотоаппарате (90 градусов) и разрешающей способности глаза. Если постараться найти некую абсолютную
цифру, приняв каждую палочку с колбочкой за полноценный пиксель, то получим около 130 мегапикселей. Цифры кажутся некорректными: фотография стремиться к детализации «от края и до края», а
человеческий глаз в отдельно взятый момент времени «резко и детализировано» видит лишь малую толику сцены. Да и объем информации (цвет, контраст, детализация) значительно меняется в зависимости
от условий освещения. Мне больше по душе оценка в 20 Мп: ведь «желтое пятно» оценивается где-то в 4 – 5 мегапикселей, остальная площадь – размыта и недетализирована (на периферии сетчатки
находятся в основном палочки, объединенные в группы до нескольких тысяч вокруг ганглиозных клеток – своеобразных усилителей сигнала).
Где тогда предел разрешения?
По одной из оценок, 74-мегапиксельный файл, распечатанный в полноцветную фотографию с разрешением 530 ppi и размером 35 на 50 см (13*20 дюймов), при
просмотре с расстояния в 50 см соответствует максимальной детализации, к которой способен человеческий глаз.
Глаз и ISO
Еще один вопрос, на который практически невозможно однозначно ответить. Дело в том, что в отличие от пленки и матриц цифровых фотоаппаратов, у глаза нет естественной (или базовой)
чувствительности, а его способность приспосабливаться к условиям освещения просто удивительна – мы видим и на залитом солнце пляже и в тенистой аллее в сумерках.
Так или иначе, упоминается, что при ярком солнечном свете ISO человеческого глаза равно единице, а при низкой освещенности — порядка ISO 800.
Динамический диапазон
Сразу ответим и на вопрос о контрастности/динамическом диапазоне: при ярком свете контрастность человеческого глаза превышает 10 000 к 1 – величина недостижимая ни для пленки, ни для матриц.
Ночной динамический диапазон (рассчитанный по видимым глазу — при полной луне в поле зрения — звездам) достигает миллиона к одному.
Диафрагма и выдержка
Если отталкиваться от полностью расширенного зрачка, максимальная диафрагма человеческого глаза составляет около f/2.4; по другим оценкам от f/2.1 до f/3.8. Многое зависит от возраста человека и
его состояния здоровья. Минимальная диафрагма – насколько наш глаз способен «прикрыть диафрагму», когда смотрит на яркую снежную картинку или под солнцем наблюдает за игроками в пляжный волейбол
— составляет от f/8.3 до f/11. (Максимальные изменения размера зрачка для здорового человека — от 1,8 мм до 7,5 мм).
Что касается выдержки, то человеческий глаз легко обнаруживает вспышки света длительностью в 1/100 секунды, а в экспериментальных условиях – до 1/200 секунды и короче в зависимости от окружающего
освещения.
Битые и горячие пиксели
В каждом глазу существует слепое пятно. Точка, в которую сходится информация от колбочек и палочек, прежде чем отправиться в мозг для пакетной обработки, называется верхушкой зрительного нерва.
На этой «верхушке» палочек и колбочек нет – получается немаленькое слепое пятно – группа битых пикселей.
Если интересно, проведите небольшой эксперимент: закройте левый глаз и смотрите правым прямо на значок «+» на рисунке снизу, постепенно приближаясь к монитору. На определенном расстоянии – где-то
30-40 сантиметров от изображения – вы перестанете видеть значок «*». Также можно заставить исчезнуть «плюс», если смотреть на «звездочку» левым глазом, закрыв правый. На зрение эти слепые пятна
особо не влияют – мозг заполняет пробелы данными – очень напоминает процесс избавления от битых и горячих пикселей на матрице в реальном времени.
Не хочется о недугах, но необходимость включения в статью хоть одной тестовой мишени заставляет. Да и вдруг кому-нибудь поможет вовремя распознать начинающиеся проблемы со зрением. Итак,
возрастная макулодистрофия (ВМД) поражает желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения – в середине поля появляется слепое пятно. Проверку зрения легко осуществить самостоятельно при
помощи «сетки Амслера» — листа бумаги в клетку, размером 10*10 см с черной точкой посередине. Посмотрите на точку в центре «сетки Амслера». Справа на рисунке показан пример того, как должна
выглядеть сетка Амслера в здоровом зрении. Если линии рядом с точкой выглядят нечеткими, есть вероятность наличия ВМД и стоит обратиться к окулисту.
Про глаукомы и скотомы промолчим – хватит страшилок.
Если на сетке Амслера появляются затемнения или искажения линий — проверьтесь у окулиста.
Датчики фокусировки или желтое пятно.
Место наилучшей остроты зрения в сетчатке – называемое по присутствующему в клетках желтому пигменту «желтым пятном» — расположено напротив зрачка и имеет форму овала с диаметром около 5 мм.
Будем считать, что «желтое пятно» — аналог крестообразного датчика автофокуса, отличающегося большей точностью, по сравнению с обычными датчиками.
Юстировка – близорукость и дальнозоркость
Или в более «фотографических» терминах: фронт-фокус и бэк-фокус – изображение сформировано до или после сетчатки. Для юстировки либо идут в сервис-центр (к врачам-офтальмологам) или используют
микроподстройку: при помощи очков вогнутыми линзами при фронт-фокусе (близорукости, ака миопия) и очков с выпуклыми линзами при бек-фокусе (дальнозоркости, ака гиперметропии).
Напоследок
А каким глазом смотрим в видоискатель? В среде фотолюбителей редко упоминают про ведущий и ведомый глаз. Проверяется очень просто: возьмите непрозрачный экран с небольшим отверстием (лист бумаги
с отверстием размером с монету) и посмотрите на отдаленный предмет через отверстие с расстояния 20-30 сантиметров. После этого – не смещая голову – поочередно смотрите правым и левым глазом,
закрывая второй. Для ведущего глаза изображение не сместится. Работая с фотоаппаратом и смотря в него ведущим глазом, другой глаз можно не щурить.
И еще чуть интересных самостоятельных тестов от А. Р. Лурия:
Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Ведущая рука окажется сверху.
Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец, какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.
Возьмите карандаш. «Прицельтесь», выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом
глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.
Источник
Ìíîãî åùå íåèçâåäàííîãî â ÿíäåêñ-ìàðêåòå
Çäåñü ÷òî òî íå òàê, ïî õîäó õàðàêòåðèñòèêè ìåñòàìè ïîïóòàëèñü
Äûê ÿíäåêñ æå, ìîãëè è íàïóòàòü.
ðàäóæêà ýòî ëèíçà?
îòêóäà äàííûå ïî ISO (òåì áîëåå, ÷òî ñâåòî÷óâñòâèòåëüíûõ êëåòîê — 2òèïà ñ ñèëüíî ðàçíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ)?
îòêóäà äàííûå ïî êîëè÷åñòâó ìåãàïèêñåëåé (÷óâñòâèòåëüíûå êëåòêè ãëàçà íå ðàáîòàþò èíäèâèäóàëüíî, à îáúåäèíÿþòñÿ â ãðóïïû íåðâàìè)
1/25ñåê ýòî ãðàíèöà ïëàâíîãî âîñïðèÿòèÿ ñìåíû êàðòèíîê, à íå «âûäåðæêà»
îòêóäà äàííûå ïî ISO (òåì áîëåå, ÷òî ñâåòî÷óâñòâèòåëüíûõ êëåòîê — 2òèïà ñ ñèëüíî ðàçíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ)?
Âîçìîæíî, îòíîñèòåëüíîå ñðàâíåíèå. Âîçìîæíî, öèôðû ñ ïîòîëêà.  ëþáîì ñëó÷àå ðåçóëüòàòû íå îñîáî âåðíûå.
îòêóäà äàííûå ïî êîëè÷åñòâó ìåãàïèêñåëåé (÷óâñòâèòåëüíûå êëåòêè ãëàçà íå ðàáîòàþò èíäèâèäóàëüíî, à îáúåäèíÿþòñÿ â ãðóïïû íåðâàìè)
Ñêîðåå âñåãî â ðàñ÷åò áðàëè îáùåå êîëè÷åñòâî âñåõ ñâåòîâûõ ðåöåïòîðîâ.
1/25ñåê ýòî ãðàíèöà ïëàâíîãî âîñïðèÿòèÿ ñìåíû êàðòèíîê, à íå «âûäåðæêà»
Òîæå çà ãëàç çàöåïèëîñü, ïîýòîìó â êîììåíòû ïîëåç) Íåò ó ãëàçà âûäåðæêè.
Ïî äèàôðàãìå: ó îáúåêòèâà ìîåé êàìåðû ñàìîå áîëüøå ÷èñëî äèàôðàãìû ðàâíî 36.
Î ÷åì òóò ãîâîðèòü åñëè ñòåðåîñêîïè÷åñêîå çðåíèå, ïî ìíåíèþ àâòîðà, ñîçäàåòñÿ çà ñ÷åò êîëè÷åñòâà ãëàç.
À ñâåòîñèëà ãëàçà êàêàÿ ïî îòíîøåíèþ ê îáúåêòèâó?
Ïîëó÷àåòñÿ, åñëè ãëàç áóäåò ñìîòðåòü íà ýêðàí ñ ðàçðåøåíèåì â (100ìëí — 1) ïèêñåëåé, ãäå áóäåò íàïðèìåð 1 ìåðòâûé ïèêñåëü — ãëàç åãî óâèäèò? À åñëè ýêðàí ñ ðîâíî 100ìëí? 100ìëí+1 ïèêñåëü?
Íåò. Åñòü åùå óãëîâîå ðàçðåøåíèå. Ìèíèìàëüíûé óãëîâîé ðàçìåð îáúåêòà, êîòîðûé ñïîñîáåí ðàçëè÷èòü ãëàç.
íà êåíîíå âûäåðæêà íå 30 ñåê — 18000, à áåñêîíå÷íîñòü — 18000, ò.ê. åñòü ðåæèì bulb
Õì, êóïèòü ÷òî ëè ëè åù¸ ïàðó ãëàç?
èíòåðåñíî è ïîçíàâàòåëüíî
Àãà, ñêîðåå ó íàñ õîðîøàÿ ïîñò îáðàáîòêà ÷åì êà÷åñòâî ñåíñîðà.
Îïòèêà — ãîâíî! Çàòî âñòðîåííûé ôîòîøîï è ñèñòåìà ðàñïîçíàâàíèÿ, ïî÷òè èäåàë.
Ñðàâíåíèå äèêî áðåäîâîå.Çðåíèå ÷åëîâåêà-áèíîêóëÿðíîå,à ó êàìåðû îäíà ìàòðèöà.×òî óæå äåëàåò ëþáûå ñðàâíåíèå «ðàçðåøåíèå» íå î÷åíü óìíîé çàòååé.Ê òîìó æå «ðàçðåøåíèå» ãëàçà ñèëüíî ïàäàåò â ïåðèôåðèè.Äà åùå ìíîãî âñåãî,ëåíü ïèñàòü.Ïðî âûäåðæêó â 1/24 ïðîñòî êëàññ,õîòåë áû ïîñìîòðåòü ãäå òàì â ìîçãó òàêòîâûé ãåíåðàòîð.Ê òîìó æå,»âûäåðæêà» äëÿ ãëàçà âîîáùå íå ïðèìåíèìîå ïîíÿòèå,òàê êàê ïîòîê äàííûõ â ìîçã íå ðàçäåëåí íà êàäðû,à íåïðåðûâåí.
ìåíÿ îäíîãî ñìóùàåò òî ÷òî ïîñëå ñðàáàòûâàíèÿ êëåòêè ñåò÷àòêè îòðóáàþòñÿ íà ÌÈÍÓÒÛ, ÿ ïîíèìàþ ÷òî äîëæíà ïðîéòè «ïåðåçàðÿäêà», äîëæíû âîññòàíîâèòñÿ ìåäèàòîðû è òîìó ïîäîáíîå, íî ýòî ïðîèñõîäèò çà äîëè ñåêóíäû à íå çà ÌÈÍÓÒÛ.
äàâàé ïðî ñëóõ!à òî ÿ ïîëóãëóõîé))))
Ïîõîäó àâòîð ïîñòà òàê è õî÷åò ñêàçàòü: «Òàê çà÷åì æå ïåðåïëà÷èâàòü?»
Åñëè ÿ âèæó ðàçíèöó ìåæäó ìîíèòîðîì 120 ãö è 144 ãö(120 ôïñ è 144 ôïñ) òî äóìàþ ÷òî ñêîðîñòü çàòâîðà ìîåãî ãëàçà ãîðàçäî âûøå 1/24.
Ìåæäó 120 è 144 òû ðàçíèöó íå óâèäèøü íèêîãäà, ýòî ñàìîâíóøåíèå.
Ìåæäó 60 è 120 îíà î÷åâèäíà.
Ñîíè óæå âðîäå çàïàòåíòîâàëà èçîãíóòóþ ìàòðèöó.  îñíîâíîì êîíå÷íî ýòî èñïðàâèò êîëîðøèôò è ìûëî â óãëàõ èç çà ëèíç)íî â îáùåì ðàáîòà âåäåòñÿ â ýòîì íàïðàâëåíèè))
Âûäåðæêà 1/24?
Èíôîðìàöèþ ïðîâåðÿòü íàäî.
Âûâîä ¹4: ãëàç òîæå ìîæíî âîîðóæèòü, î÷êè, ìèêðîñêîï.
Íå î÷åíü ïîíÿë, ãëàç ìåíÿåò ôîðìó? Ìåíÿåò ôîðìó õðóñòàëèê.
ìûøöû íåìíîãî ìåíÿþò ÿáëîêî,, íàñêîëüêî ïîìíþ
Êîíå÷íî, ãëàç òîæå ìåíÿåò ôîðìó
Источник