Сады молчат унылыми глазами с унынием в душе гляжу вокруг
Афанасий Фет «Тополь». Мой анализ
поэтического текста (2005 год)
Из моей статьи «Поэзия А.Фета на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу поэтического текста» на сайте «Первое сентября. Открытый урок». Читать статью.
А. А. Фет
«Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под
ногами,
Последний лучезарный день
потух.
Лишь ты один над мертвыми
степями
Таишь, мой тополь, смертный
свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как
друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за
днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам
ветвями
Стоишь один и помнишь теплый
юг.
1859
I. Определим ритмический рисунок текста.
Метр – ямб. Размер пятистопный с
пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры
нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и
женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная.
Рифмовка в строфе перекрестная. В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.
Следовательно, ритмический рисунок
определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге,
постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и
коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого
ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
II. Приступим к анализу композиции.
Какова микротема каждой строфы? 1 строфа
– поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния («С унынием в душе
гляжу вокруг»). 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще
живет («Лишь ты один над мертвыми степями»). 3 строфа – тополь живет, несмотря
на гибельную осень («Стоишь один и помнишь теплый юг»).
Найдем
ключевые слова. Это будут «тополь», «осень». Построим словесные тематические ряды. Какие
слова создают образ тополя? «Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой
недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с
подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг». Какие слова
создают образ осени? «Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день
потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет
дух».
Сравним два этих ряда. Композиция
строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и
тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя («унылыми
глазами», «с унынием в душе») и осени. Таким образом, автор использует
композиционные приемы противопоставления и усиления.
текста.
Первое и последнее
предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе
построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название
и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само
название «Тополь» — символ стойкости, мужества, веры.
Итак, осень для поэта – это смерть, сон,
молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество,
стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления
и усиления.
III. Посмотрим, как развиваются эти
художественные образы по строфам.
В 1 строфе природа осенью умирает
(засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности («последний
лист», «последний день»). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю,
который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и
близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя,
который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух
осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.
Развитие художественных образов по
строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние,
грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера
в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.
IV. Приступим к анализу языковых уровней
текста.
В 1 строфе ассонанс на «а, у, ы, э, и», аллитерация на «с, д, м, л, н». Во 2 строфе
ассонанс на «а, э, и»,аллитерация
на«т, ш, п, н, м». В 3
строфе ассонанс на «а, э, и»,аллитерация
на «т, ш, с, н, ч». Преобладающие
звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во
2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.
Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова
создают антитезу: жизнь – смерть.
Найдем повторяющиеся слова. Какова роль
повтора? В 1 строфе «унылыми, унынием», т. е. усиливается гнетущее состояние
лирического героя. Слово «последний» два раза в 1 строфе подчеркивает конец,
умирание. «Один» во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе «мрачней, мрачнее»
нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день «лучезарный»,
во 2 строфе дни «вешние», в 3 строфе дни «мрачные» — так создается контраст.
Подсчитаем количество слов разных
частей речи. Какая часть речи и почему преобладает? Имя существительное и
личные местоимения (21 слово), имя прилагательное, причастие (15 слов), глаголы,
деепричастия (8 слов). Преобладают слова, относящиеся к существительным,
прилагательным, местоимениям и причастиям. Они создают предметность и
описательность, т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение «ты» вводит в текст
диалогичность.
Охарактеризуем каждое предложение. В
тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое
предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное,
бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством.
Четвертое предложение сложное.
Почему в 1 строфе два предложения, а не
одно, как во 2 и 3 строфах? В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2
предложении сообщается о чувствах лирического героя. Почему во 2 предложении
используется точка с запятой? Она разделяет два разных сообщения: чувства
лирического героя и пейзаж. Почему в 4 предложении употребляется точка с
запятой? Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4
предложениях эти сообщения контрастны.
Вывод. Мы обнаружили на всех языковых
уровнях текста прием противопоставления.
V. Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры.
Какова их роль?
«Сады
молчат», тополь «таишь, лепечешь, стоишь, помнишь». «Молчат» и «лепечешь» —
контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных
условиях. «Тлетворный дух» осени –
страшное существо, губящее все живое.
Глаза
«унылые» — безнадежность, тоска. «Последний» лист – он еще был живым. «Последний»
день – конец жизни, «лучезарный» день – солнечный, яркий, живой. «Мертвые»
степи – безжизненные, «смертный свой» недуг – ведущий к смерти, ужасу, «вешние»
дни – весенние, прекрасные, живые, «мрачные» дни – тоскливые, унылые, «тлетворный»
дух осени – смертельный.
.Тополь
«как друг» — надежность, верность.
Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.
В
1 строфе повтор слова «последний» создает трагическое ощущение.
Необычное
синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на
читателя.
.Тополь
– олицетворение мужества, веры, стойкости.
Таким образом, роль художественных
средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.
VI. Теперь мы можем сформулировать тему и
идею текста.
Время стихотворения – поздняя осень,
природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится,
помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть («смертный недуг»), он
выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического
героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в
трудную минуту («мой тополь», «как друг»). Как бы ни было трудно в страшных
условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом,
надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист «под
ногами», а тополь «над мертвыми степями», «с подъятыми к небесам ветвями».
Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
VII. Для более глубокого понимания используем
прием «Вверх по лестнице смыслов» (Эткинда).
1. Внешний сюжет. Природа умирает,
лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он
должен погибнуть.
2. Фантастика и реальность. Тополь
– метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.
3. Природа и человек. Умирание
природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду.
4. Мир и человек. Мир мрачен,
тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях.
5. Человек. Человек тоскует,
грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает
мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.
VIII. Какую роль играют ритмические
показатели в содержании текста?
Мы обнаружили, что чередование длинных и
коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого
ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста
привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.
Сделаем вывод. Композиция организует
всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях.
Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции
вывел нас к авторской позиции.
Приложение
Учимся анализировать поэтический
текст
Часть 1. Примерная схема анализа поэтического текста
I.
Ритмический рисунок (организация).
Метр (хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Размер (количество стоп в строчке,
например, пятистопный). Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей
(в стопе только два ударных слога). Рифма в стихе (точная-неточная,
богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная). Рифмовка в
строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая,
охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая).
II. Композиция
(построение) текста.
Строфы и
стихи. Микротема каждой части. Ключевые
слова, словесные тематические ряды. Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее
предложения, рифмы, повторы.
III.
Художественные образы и мотивы.
Лирический герой.
IV.
Художественное время и пространство
(хронотоп).
V. Языковые
уровни текста.
1.Фонетический уровень. Звукопись. Аллитерация
на…(согласные). Ассонанс на…(гласные).
2.Морфемный уровень. Роль
морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
3.Лексический
уровень. Слова книжные, разговорные,
нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы.
4.Морфологический уровень. Преобладающие части речи. Предметность, описательность,
действенность.
5.Синтаксический
уровень. Синтаксические конструкции. Необычный
порядок слов (инверсия). Роль
знаков препинания.
VI. Языковые
средства художественной изобразительности. Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.). Фигуры (обращение, анафора,
антитеза, восклицание).
VII. Тема и
идея текста.
Часть 2. Строим фразы
- Ритмический
рисунок создаётся (например,
пятистопным ямбом). - Рифмовка в строфе (например, охватная). Рифма в стихе (например, точная и т.д.).
- Композиция стихотворения состоит из (сколько
частей, строф). - Образ (например, человека) … создают ключевые слова ….
- Словесный
ряд … вызывает ощущение (ассоциации) …. - Лирический
герой в первой строфе …, а в
последней … Повторы
слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов …
создаёт … - Троп (например, эпитет)… используется с целью
… - Тема этого стихотворения …
- Анализ
текста вывел нас к авторской позиции. С точки зрения поэта, …
Источник
- Анализ стихотворений
- Фет
- Тополь
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть («смертный недуг»), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве.
Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту («мой тополь», «как друг»). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист «под ногами», а тополь «над мертвыми степями», «с подъятыми к небесам ветвями». Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
Композиция строиться на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя («унылыми глазами», «с унынием в душе») и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.
Произведите анализ стихотворения А. А. Фета «Тополь»
Elena Litovchenko Профи (528), закрыт 1 год назад
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
Композиция строиться на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами”, “с унынием в душе”) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.
Стихотворение Фета А.А.
«Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
Стихотворение Фета А.А. — Тополь
См. также Афанасий Фет — стихи (Фет А. А.) :
Тот богоравный был избран судьбою
(из Катулла) XLX (LI) Тот богоравный был избран судьбою, Тот и блажен.
Туманное утро
Как первый золотистый луч Меж белых гор и сизых туч Скользит уступами.
«Тополь» А.Фет
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
Осеннее увядание и наступление «жестокой поры» зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним миром, так и с преисподней, и согласуют земной жизненный цикл с естественным ходом времени. Дуб и береза в фетовской трактовке становятся символами мудрости, стойкости, терпения и веры.
Стихотворение 1859 г. начинается с изображения безотрадной пейзажной зарисовки, которая нетипична для радостного мировосприятия автора. Зафиксировав внимание на тревожном знаке — тишине прежде многоголосого сада, поэт словно складывает мозаику из сумрачных деталей. Нагнетается лексика с семантикой печали и физического конца, наделенная отрицательными коннотациями: «потух», «мертвыми», «смертный недуг», «тлетворный». Широко используются анафорические конструкции: дважды упоминается лексема «последний», за прилагательным «унылыми» следует однокоренное отглагольное существительное. Завершает череду повторов компаратив «мрачнее», данный в двух вариантах формы.
Миру, охваченному атмосферой тоски и предчувствиями смерти, противостоит образ тополя, одиночество которого также отмечено в двух эпизодах поэтического текста. Дерево, подобно близкому другу, становится адресатом лирического послания во втором и третьем катренах.
Центральная и заключительная части стихотворения объединены с помощью глаголов второго лица единственного числа: «таишь», «лепечешь» и др. Личные формы глаголов служат и средством создания антропоморфного образа, который может скрывать или сообщать информацию. Главным же свойством тополя становится способность припоминания. С учетом последнего обстоятельства складывается его сложная символика, утверждающая связь образа с категориями мужества, памяти и надежды. Герой восхищается неизменностью, твердостью позиции своего адресата, верностью воспоминаниям о прекрасных «вешних днях».
Еще одна знаковая деталь — ветви, поднятые вверх, «к небесам». Они задают духовно-пространственные ориентиры, заставляя оторваться от унылого разглядывания разбросанной под ногами листвы. Ободренный, воспрянувший духом, устремивший свои помыслы к горней выси — финал представляет лирического субъекта, усвоившего урок мудрости, который преподал тополь.
Сертификат для каждого участника БЕСПЛАТНО в день публикации работы! Опыт коллег со всей России и ближнего зарубежья Экспертная комиссия из высококвалифицированных специалистов
Заканчиваются Лучшие олимпиады Февраля 2017 года осталось 5 дней !
Задания уже на сайте! Подводятся промежуточные итоги. Быстрое получение результатов и наград!
Спешите принять участие в лучших олимпиадах зимнего сезона 2017 года!
Урок литературы: Анализ и интерпретация стихотворения А. Фета “Тополь”
учитель русского языка и литературы
г. Белоярский, ХМАО-Югра
Размер файла 23.84Кб
Тема: «Анализ и интерпретация стихотворения А. Фета “Тополь”».
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся
Цели:
• совершенствовать умение анализировать и интерпретировать поэтический текст, развивать культуру общения и речи;
• развивать навыки выразительного чтения;
• развивать речь, внимание, память, образное мышление;
• воспитывать у учащихся эстетический вкус.
В избранном у 0 пользователей.
Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Правительство
Санк-Петербурга
Комитет по образованию
Министерство образования и науки
Российской федерации
День Победы.
70 лет
Официальный сайт Рособрнадзора
Министерство труда и социальной защиты РФ
Российское Образование
Федеральный портал
Портал общероссийской системы оценки качества образования
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Политика конфиденциальности.
© 2008 – 2017 Все права защищены. 6+
Сайт сделан в студии ПаЛыЧа .
Слушать стихотворение Фета Тополь
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Тополь
Источник