Рисунки для глаз при близорукости

Многие из нас помнят еще со школьного возраста необычные картинки. Первоначально казалось, что это — обычный набор черточек и пятен, но если присмотреться к ним и не моргать — то можно было увидеть, как черточки преобразуются в объемный рисунок.

Это — стереокартинки. Если называть эти изображения по-научному, то — автостереограммы. Мегапопулярность такие картинки приобрели в 90-е годы. Их можно было в изобилии найти в журналах. Даже тетради и дневники выпускались со стереокартинками.

Как работают автостереограммы?

Как могут глаза видеть то, чего, вроде бы нет на картинке? На деле все просто. Глаза в расслабленном состоянии не смотрят на детали изображения, а стараются “охватить” его целиком. Таким образом, получается, что мы смотрим как бы сквозь картинку. В этот момент наши зрачки фокусируются на специальных вертикальных полосках, в которых зашифрованы трехмерные изображения.

Как увидеть изображение?

Самое главное — не давайте глазам напрягаться. Расслабьтесь, насколько это возможно. Не фокусируйтесь на отдельных деталях картинки, смотрите на нее целиком. Не стремитесь что-то разглядеть на ней: так зрение будет еще сильнее напрягаться и вы точно не увидите трехмерное изображение. Можно потренироваться пару дней. Даже через этот короткий промежуток времени вы сможете “настраиваться” на трехмерное изображение всего за несколько секунд.

Правда ли, что стереокартинки улучшают зрение?

Достоверных исследований на тему того, что регулярный просмотр автостереограмм улучшает зрение, нет. Но многие специалисты в области офтальмологии и психологи убеждены, что просмотр стереокартинок позволяет расслабить зрение, что определенно полезно.

Кроме того, если вы будете просматривать стереокартинки хотя бы по несколько минут в день, вы будете:

Тренировать свой аккомодационный аппарат. Он отвечает за правильный фокус на объектах, находящихся на разных расстояниях.

  • Развивать бинокулярные функции зрительной системы.
  • Улучшать кровообращение в глазных мышцах.
  • Научитесь снимать глазное напряжение.

Начнем? Разомнитесь, расслабьтесь и посмотрите на картинку. Что вы видите?

Есть ли вред от стереокартинок?

Слишком долгий их просмотр может вызвать сухость глаз, поэтому не уделяйте этому занятию более 15 минут в день.

Я не могу увидеть изображение на стереокартинке, что мне делать?

  • Максимально приблизьте картинку к глазам. Пусть фокус “размоется”. Удерживая такое состояние, медленно отводите картинку от глаз на большее расстояние, пока не увидите изображение. Если с первой попытки не получилось: не расстраивайтесь! Попробуйте еще раз!
  • Между картинкой и глазами обозначьте точку, равноудаленную от глаз и от изображения. Фокусируйтесь на ней, смотря на изображение как бы через эту точку.
  • Ленивый способ. Распечатайте картинку и повесьте ее на стене. Найдите прозрачный файл или кусок пластика и нарисуйте на нем точку. Приклейте его к картинке так, чтобы точка была посередине. Отойдите минимум на полметра от стены, фокусируйте взгляд на точке, а не на всей картинке. Вуаля!

Ниже для вас мы сделали подборку самых интересных стереокартинок! Что вы на них увидели? Пишите в комментариях!

А здесь? Отведите картинку подальше от глаз и изображение проявится!

Как насчет этой картинки? 🙂

За этой картинкой скрывается что-то большее, чем просто яркие пятна!

Этот вариант — достаточно сложный. Увидите, что зашифровано?

А здесь?

А что же скрывается под этой монохромностью?

И последняя картинка для самых стойких!

Сколько из представленных картинок вы расшифровали? Делитесь в комментариях! Поделитесь постом со своими друзьями: кто больше картинок найдет?

А развить свое мышление, внимание, память, улучшить продуктивность можно уже сегодня! Просто перейдите по ссылке!

Источник

Вылечить близорукость можно только с помощью операции: лазерной или хирургической. Повысить качество зрения и предотвратить развитие дефекта рефракции можно с помощью других методов, в том числе лечебной гимнастики для глаз. Узнаем, действительно ли она приносит пользу, какие есть виды упражнений и как их правильно выполнять.

Как работают мышцы глаз при близорукости?

При любом дефекте рефракции важно правильно подобрать комплекс упражнений. Они направлены на определенные группы глазных мышц. По этой причине лечебная гимнастика, которая помогает при близорукости, может быть противопоказана при дальнозоркости. 

В человеческом глазу есть 2 косые (поперечные) и 4 прямые (продольные) мышцы. Первые отвечают за сжатие глазного яблока и придание ему формы овала. Находятся косые мышцы снизу и сверху глаза. Продольные располагаются снизу, сверху, слева и справа.

Они удерживают его в правильном положении. У пациентов с близорукостью поперечные мышцы находятся в постоянном напряжении, почти никогда не расслабляются. По этой причине у близоруких глаза немного выпячены вперед, хотя внешне это обычно и незаметно.

мышцы глаза

Если расслабить косые мышцы, зрение немного улучшится, так как картинка переместится с точки перед сетчаткой на ее центр. У дальнозорких людей наблюдается обратная ситуация. Косые мышцы практически всегда расслаблены, а продольные — напряжены. В связи с этим при различных глазных патологиях назначаются разные комплексы упражнений. При миопии лечебная гимнастика направлена на расслабление поперечных мышц. Самому разобраться в этом вопросе, не имея медицинского образования, достаточно сложно. Поэтому лечение офтальмопатологий должно осуществляться врачом.

Он подберет подходящую Вам гимнастику. Не факт, что Вы выберете эффективные упражнения. К тому же они могут быть противопоказаны Вам. Это также должен выяснить специалист.

Кому нельзя делать упражнения для глаз?

Лечебная гимнастика для глаз при близорукости — это один из самых безопасных способов, с помощью которых можно расслабить глазные мышцы и улучшить качество зрения. Однако доступен он не каждому. В числе противопоказаний:

  • Отслойка сетчатки. Состояние внутренней оболочки глаза может ухудшиться при стимуляции кровообращения, что и происходит при выполнении упражнений.
  • Глазные болезни инфекционной этиологии, сопровождающиеся воспалением. Во время зарядки для глаз зачастую необходимо делать массаж век. При наличии воспалительного процесса он будет доставлять боль. Также есть риск еще большего распространения микробов.
  • Послеоперационный период. Глаза должны полностью восстановиться после операции. В период реабилитации обычно вообще запрещено прикасаться к ним, чтобы не занести микробы и не повредить ткани.

В чем заключается польза гимнастики для глаз при близорукости?

Зарядка при близорукости особенно полезна в детском возрасте. Детям нельзя лечить дефекты рефракции хирургическими и лазерными методами, только в самых редких экстренных случаях. При этом нагрузка на органы зрения у школьников очень большая. Если не принимать никаких мер, патология будет прогрессировать. 

школьный возраст

Гимнастика для глаз от близорукости вылечить не может. Однако она препятствует дальнейшему развитию заболевания. В первую очередь достигается это за счет расслабления глазных мышц. В целом зарядка помогает достичь следующих эффектов:

  • снятие спазма аккомодации;
  • устранение признаков нервного спазма и астенопии;
  • восстановление остроты зрения;
  • улучшение фокусировки;
  • полноценный кислородный обмен за счет нормализации кровообращения;
  • предотвращение развития синдрома «сухого глаза».

Самое же главное, гимнастика для глаз позволяет остановить развитие близорукости. Это важно не только для детей, но и для взрослых. Так, например, лазерная коррекция не назначается при прогрессировании данной аномалии рефракции. Прежде чем назначить подобную процедуру, необходимо выяснить причину стремительного снижения зрительных функций и остановить этот патологический процесс.

Как делается при близорукости гимнастика для глаз?

Разработано множество комплексов упражнений для расслабления глазных мышц при миопии. Есть более общие методики, которые подходят практически всем пациентам. Существуют и специальные комплексы, разработанные учеными Бейтсом, Уиндолфом, Ждановым, Норбековым и др. К стандартным упражнениям можно отнести следующие:

  • Раскройте глаза максимально широко и нарисуйте взглядом восьмерку. Повторите упражнение 8-10 раз, двигая глазами в разные стороны. 
  • Вытяните вперед правую руку с отведенным в сторону большим пальцем. Перемещайте ее влево и вправо, фокусируясь на кончике пальца. Двигать головой в упражнении нельзя.
  • Расположитесь сидя у окна и вытяните руку вперед с поднятым вверх указательным пальцем. Он должен быть на уровне глаз и на расстоянии примерно 30 см от них. Переместите взгляд на какую-нибудь точку за окном, а после этого снова посмотрите на палец. Переводить взгляд необходимо резко, а не плавно.
  • Закройте правый глаз, а левым сфокусируйтесь на указательном пальце правой руки. Она располагается также, как и в предыдущем упражнении. Через 10 секунд прикройте левый глаз, а правым рассматривайте кончик пальца левой руки.
  • Возьмите карандаш и вытяните руку вперед. Перемещая его в разные стороны, смотрите на кончик карандаша, не двигая головой.
  • Распахните веки широко, а потом с силой зажмурьтесь. Повторите этот алгоритм действий 15-20 раз.

жмурится

Как видно, упражнения очень простые. Делать их можно прямо на рабочем месте, на перемене в школе, дома. В перерывах можно массировать веки, надбровные дуги, шею. Эффект от гимнастики будет только в том случае, если делается она ежедневно по 2-3 раза. 

Рассмотрим кратко методики, которые разработали известные ученые-офтальмологи.

Гимнастика для глаз по У. Бейтсу

Уильям Бейтс одним из первых пришел к выводу, что упражнения для глаз препятствуют развитию дефектов рефракции. Он разработал ОМ-карту для выполнения зарядки. На ней изображен рисунок, который напоминает солнце с треугольными лучами. В центре его находится иероглиф. В нем можно заметить буквы «М» и «О» и другие символы. С этой картой выполняется несколько упражнений:

  • Разместите карту на расстоянии до 3 метров от лица. Сфокусируйтесь на центре иероглифа и переводите взгляд по нему в разные стороны. Центральная точка символа должна становиться все более темной.
  • Отодвиньтесь от ОМ-карты на полтора метра. Посмотрите на один из треугольников вокруг солнца, а после этого начинайте перемещать взгляд по часовой стрелке. При этом нужно двигать не глазами, а головой. На каждом луче задерживайте взгляд и моргайте.
  • Повторите упражнение, но уже не с треугольниками. Взгляд нужно переводить по окружности рисунка.

Бейтс также разработал несколько упражнений с таблицей Сивцева («ШБ») для проверки остроты зрения, технологию пальминга и другие методики. Не все они одобряются современными окулистами. Поэтому консультация врача обязательна.

Методика М. Уиндолфа

Уиндолф решил развить комплекс Бейтса, но при этом акцентировав внимание на аккомодационных способностях глаза. По его мнению, близорукость можно лечить путем чередования упражнений, направленных на расслабление и напряжение глазных мышц. Сначала рекомендуется полностью расслабить их. Для этого подходит пальминг. Прикройте веки ладонями. Не открывайте их несколько минут. После этого Вам потребуется взять какой-нибудь блестящий предмет, например, елочную игрушку, и сделать с ней несколько упражнений. Положите  игрушку на расстоянии 30-40 см от глаз и смотрите на нее, быстро моргая. Далее следует мысленно уменьшить рассматриваемый объект в размерах. Смотрите на игрушку так, словно Вы отводите глаза назад. Сфокусируйтесь на центре предмета. Периодически делайте пальминг.

На протяжении всей зарядки старайтесь чаще моргать. У Вас может возникнуть дискомфорт в глазах. Он должен пройти через несколько минут. Однако лучше не прибегать к помощи этой методики без предварительной беседы с окулистом.

руки на глазах

Упражнения при близорукости по Норбекову

Методика Норбекова способствует улучшению кровообращения в глазных яблоках. Выполняется зарядка следующим образом:

  1. Представьте, что смотрите через брови на потолок. После этого посмотрите вниз словно через щеки. Далее нужно посмотреть налево и направо.
  2. Нарисуйте перед собой мысленно две линии от левого нижнего угла до правого верхнего, а после сотрите эти линии в обратном порядке.
  3. Двигайте глазами, рисуя ими восьмерку сначала в одну, а затем и в другую сторону. Голова при этом должна быть неподвижной.
  4. Разместите руку с вытянутым вверх указательным пальцем перед глазами и медленно приближайте его к носу и отодвигайте обратно.
  5. Представьте круглые настенные часы. Сфокусируйтесь на любой точке окружности и перемещайте взгляд по ней, постепенно увеличивая диаметр часов. После этого нужно вернуться в исходную точку, вращая глазами в обратную сторону.

Итак, комплексов упражнений очень много. К ним есть противопоказания. Запишитесь на обследование к офтальмологу, он посоветует конкретную методику.

Источник

Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ) – ýòî çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì ÷åëîâåê âèäèò îòäàëåííûå îáúåêòû íå÷åòêî, à ðàññìàòðèâàíèå îáúåêòîâ âáëèçè íå âûçûâàåò çàòðóäíåíèé. Ñâÿçàíî ýòî ñ òåì, ÷òî ïðåëîìëÿþùàÿ ñèëà ãëàçíîãî ÿáëîêà íå ñîîòâåòñòâóåò åãî äëèíå îïòè÷åñêîé îñè. Òàêèì îáðàçîì, èçîáðàæåíèå ôîêóñèðóåòñÿ ïåðåä ñåò÷àòêîé.

 2000 ãîäó 22,9% íàñåëåíèÿ ìèðà ñòðàäàëî ìèîïèåé è 2,7% — ìèîïèåé âûñîêîé ñòåïåíè, íî ê 2050 ãîäó ýòè ïîêàçàòåëè óâåëè÷àòñÿ äî 49,7% è 9,8% ñîîòâåòñòâåííî (Holden BA, Fricke TR, Wilson DA, et al. Global prevalence of myopia and high myopia and temporal trends from 2000 through 2050).

Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ìèîïèè ó äåòåé åâðîïåîèäíîé ðàñû 2-5%, ó àçèàòîâ 20-30% è äîñòèãàåò 84% ê îêîí÷àíèè øêîëû (Wu PC, Huang HM, Yu HJ, et al. Epidemiology of myopia).

Îñëîæíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ìèîïèåé

Òàê ëè ñòðàøíà ìèîïèÿ? Íà ïåðâûé âçãëÿä, ýòî âñåãî ëèøü àíîìàëèÿ ðåôðàêöèè, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü ñêîððåêòèðîâàíà «ìèíóñîâûìè» ëèíçàìè. Íà ñàìîì äåëå, ìèîïèÿ âûñîêîé ñòåïåíè ñâÿçàíà ñ ðèñêîì ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé, òàêèõ êàê:

— ðàííÿÿ êàòàðàêòà;

— ãëàóêîìà;

— îòñëîéêà ñåò÷àòêè;

— õîðèîèäàëüíàÿ íåîâàñêóëÿðèçàöèÿ;

— ìàêóëÿðíàÿ äåãåíåðàöèÿ.

Ýòè ðèñêè óâåëè÷èâàþòñÿ ìíîãîêðàòíî ñîðàçìåðíî óâåëè÷åíèþ ñòåïåíè áëèçîðóêîñòè. Íàïðèìåð, ÷àñòîòà îòñëîéêè ñåò÷àòêè ïðè ìèîïèè ñðåäíåé ñòåïåíè ñîñòàâëÿåò äî 0,07%, à ïðè ìèîïèè âûñîêîé ñòåïåíè — 3,2% (Arevalo JF, Ramirez E, Suarez E, et al. Rhegmatogenous retinal detachment after laser-assisted in situ keratomileusis (LASIK) for the correction of myopia).

Ðåçþìèðóÿ âûøåïåðå÷èñëåííîå, ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ÷òî ìèîïèÿ ÿâëÿåòñÿ ãëîáàëüíîé ïðîáëåìîé, ïðèíîñÿùåé çíà÷èòåëüíûå ýêîíîìè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå èçäåðæêè.

×òîáû ïîíèìàòü êàêèå ðû÷àãè âîçäåéñòâèÿ íà ìèîïèþ ó íàñ åñòü, íàäî èìåòü ïðåäñòàâëåíèå î ìåõàíèçìàõ ðàçâèòèÿ áëèçîðóêîñòè.

Èñòîðèÿ èçó÷åíèÿ ìèîïèè

Ïåðâîå óïîìèíàíèå î ìèîïèè âñòðå÷àåòñÿ ó Àðèñòîòåëÿ, êîòîðûé çàìåòèë õàðàêòåðíûå äâèæåíèÿ ó òåõ, êòî íå ìîã ðàçãëÿäåòü ïðåäìåòû âäàëè. Îí ïðåäëîæèë òåðìèí ìèîïèÿ – ïîíÿòèå, îáðàçîâàííîå äâóìÿ ãðå÷åñêèìè ñëîâàìè «ùóðþñü» è «âçãëÿä». Íî îí íå ñìîã îáúÿñíèòü ïðè÷èíó òàêîãî çðèòåëüíîãî íàðóøåíèÿ.

Ëåîíàðäî äà Âèí÷è ïåðâûì ïðåäëîæèë âîëíîâóþ òåîðèþ ñâåòà è ñïîñîáû êîððåêöèè çðåíèÿ.

Ñâåò èìååò âîëíîâóþ ïðèðîäó, òî åñòü âåä¸ò ñåáÿ êàê ýëåêòðîìàãíèòíàÿ âîëíà, îò äëèíû êîòîðîé çàâèñèò öâåò âèäèìîãî íàìè ñâåòà.

 1604ã. Êåïëåð îïèñàë îïòè÷åñêèå ïðèíöèïû, ëåæàùèå â îñíîâå ðàçâèòèÿ ìèîïèè — ôîðìèðîâàíèå èçîáðàæåíèÿ ïåðåä ñåò÷àòêîé, íî îøèáî÷íî ïîëàãàë, ÷òî ÷åòêîñòü èçîáðàæåíèÿ íà ñåò÷àòêå ñâÿçàíà ñ ïåðåìåùåíèåì õðóñòàëèêà âïåðåä-íàçàä.

Àðëüò óñòàíîâèë, ÷òî â îñíîâå ìèîïèè ëåæèò óäëèíåíèå ãëàçà, ñîïîñòàâèâ âåëè÷èíû ðîãîâè÷íîãî ðåôëåêñà è ðàçìåðû ýíóêëåèðîâàííûõ (óäàëåííûõ) ãëàç. Îí ïðåäïîëîæèë, ÷òî ïðè÷èíà óäëèíåíèÿ ãëàçà – ñîêðàùåíèå öèëèàðíîé ìûøöû âî âðåìÿ àêêîìîäàöèè (àêêîìîäàöèÿ – ñïîñîáíîñòü ÷åòêî âèäåòü íà ðàçëè÷íûõ ðàññòîÿíèÿõ).

Ãåëüìãîëüö îïèñàë èçìåíåíèå òîëùèíû õðóñòàëèêà âî âðåìÿ àêêîìîäàöèè.

Äîáðîâîëüñêèé è Ýðèñìàí ïðåäïîëàãàëè, ÷òî íàïðÿæåíèå àêêîìîäàöèè ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ âíóòðèãëàçíîãî äàâëåíèÿ è ðàñòÿæåíèþ îáîëî÷åê ãëàçà.

Äæåêñîí ñ÷èòàë, ÷òî ãëàç ñäàâëèâàåòñÿ íàðóæíûìè ìûøöàìè, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ âíóòðèãëàçíîãî äàâëåíèÿ è ðàñòÿæåíèþ ãëàçà.

 1965 Àâåòèñîâ ïðåäëîæèë îáùåïðèíÿòóþ â íàñòîÿùåå âðåìÿ òðåõêîìïîíåíòíóþ òåîðèþ.  ýòîé òåîðèè îòðàæåíî âëèÿíèå ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè, îñëàáëåíèå àêêîìîäàöèè, è ñíèæåíèå ýëàñòè÷íîñòè ñêëåðû. Ïðè îñëàáëåííîé àêêîìîäàöèè èíòåíñèâíàÿ ðàáîòà íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè ñòàíîâèòñÿ äëÿ ãëàçà «íåïîñèëüíîé íîøåé», ïîýòîìó ãëàç äîëæåí ïðèñïîñîáèòü îïòè÷åñêóþ ñèñòåìó äëÿ ðàáîòû âáëèçè áåç íàïðÿæåíèÿ àêêîìîäàöèè ïóòåì óäëèíåíèÿ ãëàçíîãî ÿáëîêà.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ îáñóæäàåòñÿ òåîðèÿ ïåðèôåðè÷åñêîãî ðåòèíàëüíîãî äåôîêóñà êàê îñíîâíîãî ôàêòîðà ðåãóëÿöèè ðîñòà ãëàçà. Ïîä ïåðèôåðè÷åñêèì äåôîêóñîì èìååòñÿ ââèäó îñëàáëåíèå èëè óñèëåíèå ïðåëîìëåíèÿ ëó÷åé ïðè ïåðåõîäå îò öåíòðàëüíûõ îòäåëîâ ñåò÷àòêè ê ïåðèôåðèè. Äåôîêóñèðîâêà èçîáðàæåíèÿ íà ñåò÷àòêå çàïóñêàåò öåïü áèîõèìè÷åñêèõ ðåàêöèé. Ïðè ýòîì èçìåíÿåòñÿ ñêîðîñòü âûñâîáîæäåíèÿ íåéðîìîäóëÿòîðîâ, êîòîðûå ðåãóëèðóþò îáìåí âåùåñòâ â îáîëî÷êàõ ãëàçà, ïðè ýòîì èçìåíÿåòñÿ ñòðóêòóðà ñêëåðàëüíîé îáîëî÷êè è ïðîèñõîäèò ðîñò ïåðåäíå-çàäíåé îñè ãëàçà.

Ìåòîäû ëå÷åíèÿ áëèçîðóêîñòè

Ëå÷åíèå äîëæíî áûòü íàïðàâëåíî íà ñäåðæèâàíèå ïðîãðåññèè ìèîïèè. Áûñòðîå ïðîãðåññèðîâàíèå – óâåëè÷åíèå ðåôðàêöèè íà 1 äèîïòðèþ â ãîä. Îïèðàÿñü íà ôåäåðàëüíûå êëèíè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè îò 2017 ãîäà, âðà÷è-îôòàëüìîëîãè èìåþò â ñâîåì àðñåíàëå ñëåäóþùèå ñðåäñòâà.

Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå

1. Î÷êîâàÿ êîððåêöèÿ

Î÷êè íàçíà÷àþòñÿ ñ ó÷åòîì ñòåïåíè ìèîïèè, ñîñòîÿíèÿ àêêîìîäàöèè, êîíâåðãåíöèè, è áèíîêóëÿðíîãî çðåíèÿ.

Î÷êè ìîãóò áûòü:

— ìîíîôîêàëüíûå — èìåþò îäèíàêîâóþ ñèëó â ïðåäåëàõ âñåé ïîâåðõíîñòè ëèíçû;

— áèôîêàëüíûå î÷êè — ñî÷åòàþò â ñåáå 2 ëèíçû: îäíà — äëÿ äàëè, äðóãàÿ — äëÿ áëèçè;

— ïðîãðåññèâíûå — ñî÷åòàþò âîçìîæíîñòü âèäåòü íà ëþáîì ðàññòîÿíèè: âåðõíÿÿ ÷àñòü ëèíçû îòâå÷àåò çà çðåíèå âäàëü, ñðåäíÿÿ — çà ñðåäíèå äèñòàíöèè, íèæíÿÿ — çà ðàáîòó íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè;

— ïåðèôîêàëüíûå — èç-çà îñîáîãî ñòðîåíèÿ ëèíçû îáåñïå÷èâàþò ðàâíîìåðíóþ ñâåòîâóþ íàãðóçêó íà âñå ó÷àñòêè ñåò÷àòêè.

Íà äàííûé ìîìåíò âðåìåíè íåò óáåäèòåëüíûõ äîêàçàòåëüñòâ â ïîëîæèòåëüíîì âëèÿíèè íåïîëíîé êîððåêöèè çðåíèÿ è ñîâåòñêèé ìèô î òîì, ÷òî î÷êè ïîðòÿò çðåíèå è íóæíî íîñèòü «ñëàáåíüêèå», ðàçðóøåí.

2. Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ

Êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ òàêæå ó÷èòûâàåò îñíîâíûå ïàðàìåòðû ñîñòîÿíèÿ ãëàç è âîçìîæíîñòü íîøåíèÿ ëèíç â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå.

ÌÊË ïîäîáíî î÷êîâûì ëèíçàì ìîãóò áûòü ìîíî-, áè-, ìóëüòèôîêàëüíûìè.

Îðòîêåðàòîëîãè÷åñêèå ëèíçû («íî÷íûå ëèíçû») – ýòî æåñòêèå êîíòàêòíûå ëèíçû, êîòîðûå íàäåâàþòñÿ íà íî÷ü. Îíè èçìåíÿþò êðèâèçíó ðîãîâèöû çà ñ÷åò ñäàâëåíèÿ åå îïðåäåëåííûõ ó÷àñòêîâ, áëàãîäàðÿ ÷åìó îñòðîòà çðåíèÿ äíåì çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ è íåò íåîáõîäèìîñòè ïîëüçîâàòüñÿ î÷êàìè èëè ÌÊË. Ýòîò ýôôåêò îáðàòèì – åñëè ëèíçû íå íîñèòü ðåãóëÿðíî, ðîãîâèöà ïðèìåò ñâîþ ïðèâû÷íóþ ôîðìó.

Äàííûé òèï êîððåêöèè ïåðñïåêòèâåí â ëå÷åíèè ïðîãðåññèðîâàíèÿ ìèîïèè ó äåòåé: ïîñëåäíèå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò ñíèæåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ìèîïèè íà 40% (Charm J, Cho P. High myopia-partial reduction ortho-k: a 2-year randomized study; Sun Y, Xu F, Zhang T, et al. orthokeratology to control myopia progression: a meta-analysis; *Santodomingo-Rubido J, Villa-Collar C, Gilmartin B, et al. Long-term efficacy of orthokeratology contact lens wear in controlling the progression of childhood myopia).

Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå

Ñêëåðîïëàñòèêà – îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî, ïðè êîòîðîì çàäíèé ïîëþñ ãëàçà óêðåïëÿåòñÿ ñïåöèàëüíûìè ïëàñòèíêàìè èëè ëîñêóòàìè, ÷òî ïîçâîëÿåò ñòàáèëèçèðîâàòü ìèîïèþ. Óëó÷øåíèÿ çðåíèÿ ïðè ýòîì íå ïðîèñõîäèò. Çà ðóáåæîì íå ïðèìåíÿåòñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ.

Ëàçåðíàÿ ðåôðàêöèîííàÿ õèðóðãèÿ: ÔÐÊ, LASIK – ýòè êîñìåòè÷åñêèå îïåðàöèè, ïîçâîëÿþùèå ïîëó÷èòü âûñîêóþ îñòðîòó çðåíèÿ, èçáàâëÿþò îò íåîáõîäèìîñòè íîøåíèÿ î÷êîâ èëè ëèíç.

Ïî÷åìó ëàçåðíàÿ îïåðàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ëèøü êîñìåòè÷åñêîé? Ïîòîìó ÷òî âîçäåéñòâèå ëàçåðà èäåò íà ðîãîâèöó, èçìåíÿåòñÿ ñèëà åå ïðåëîìëåíèÿ, à äëèíà ãëàçà â ïåðåäíå-çàäíåì íàïðàâëåíèè îñòàåòñÿ ïðåæíåé. Ðèñêè ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé ìèîïèè îñòàþòñÿ íà òîì æå óðîâíå ÷òî è äî îïåðàöèè. Ëàçåðíûå îïåðàöèè íå ïðîâîäÿò äåòÿì, ò.ê. ãëàçíîå ÿáëîêî ðàñòåò.

Ôàðìàêîëîãè÷åñêîå ëå÷åíèå

Ãëàçíûå êàïëè: èðèôðèí, ýìîêñèïèí, öèêëîìåä, òðîïèêàìèä.

Âèòàìèíû è ÁÀÄû: ëþòåèí êîìïëåêñ äåòñêèé, âèòðóì âèæí ôîðòå, ÷åðíèêà ôîðòå è ïð.

Èíúåêöèè âíóòðèìûøå÷íûå: ðåòèíàëàìèí, àêòîâåãèí.

Òàêæå ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ íèêîòèíîâàÿ êèñëîòà, ïèêàìèëîí.

Íå áóäåì äàâàòü ïîäðîáíîå îïèñàíèå ñõåì ëå÷åíèÿ ïåðå÷èñëåííûìè ïðåïàðàòàìè, ò.ê. äîëæíûì îáðàçîì íå èññëåäîâàíî èõ âëèÿíèå íà ñòàáèëèçàöèþ áëèçîðóêîñòè.

Ýòàëîíîì îöåíêè ëåêàðñòâà â äîêàçàòåëüíîé ìåäèöèíå ñëóæèò äâîéíîå ñëåïîå ðàíäîìèçèðîâàííîå ïëàöåáî — êîíòðîëèðóåìîå èññëåäîâàíèå.  òàêîì èññëåäîâàíèè ÷àñòü ïàöèåíòîâ ïîëó÷àåò íàñòîÿùèé ïðåïàðàò, à ÷àñòü ïëàöåáî, ðàçäåëåíèå ïî ãðóïïàì âåäåòñÿ ñëó÷àéíûì îáðàçîì, ïðè ýòîì íè âðà÷, íè ïàöèåíò íå çíàþò, êòî ïîëó÷àåò «ïóñòûøêó».

Ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå

Äîìàøíèå òðåíèðîâêè: ãèìíàñòèêà äëÿ ãëàç, «ìåòêà íà ñòåêëå», ñïåöèàëüíûå î÷êè-òðåíàæåðû.

Àïïàðàòíîå ëå÷åíèå: âèçîòðîíèê, êàñêàä, îêñèñ, ðó÷ååê.

Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå: ìàãíèòîòåðàïèÿ, ìàãíèòîôîðåç, ýëåêòðîôîðåç, ýëåêòðî-, èãëîðåôëåêñîòåðàïèÿ, ìàññàæ øåéíî-âîðîòíèêîâîé çîíû.

Ýòîò ðàçäåë òàêæå áóäåò îñâåùåí ëèøü òåçèñíî ââèäó îòñóòñòâèÿ óáåäèòåëüíûõ äàííûõ î ïîëüçå òàêèõ ëå÷åáíûõ ìàíèïóëÿöèé.

Ôàðìàêîëîãè÷åñêîå è ôóíêöèîíàëüíîå ëå÷åíèå, ïðèìåíÿâøååñÿ íà ïðîòÿæåíèè äåñÿòèëåòèé, ñ ïîÿâëåíèåì íîâûõ äàííûõ î ìåõàíèçìàõ ðàçâèòèÿ ìèîïèè è ïðîâåäåíèÿ èññëåäîâàíèé â ñîîòâåòñòâèå ñ ñîâðåìåííûìè ñòàíäàðòàìè, îêàçàëîñü íåýôôåêòèâíûì.

Çðèòåëüíûé ðåæèì è ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü

Äîêàçàíî, ÷òî 1 äîïîëíèòåëüíûé ÷àñ â íåäåëþ, ïðîâåäåííûé íà óëèöå, ñíèæàåò âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ìèîïèè íà 2%. (Jones-Jordan LA, Sinnott LT, Cotter SA, et al. Time outdoors, visual activity, and myopia progression in juvenile onset myopes. Invest Ophthalmol Vis Sci 2012)

2-3 ÷àñà â äåíü íà îòêðûòîì âîçäóõå, ïîìèìî øêîëüíîãî âðåìåíè, ñïîñîáíî íèâåëèðîâàòü âëèÿíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè ðàáîòû íà áëèçêèõ ðàññòîÿíèÿõ.

Ïðåáûâàíèå íà îòêðûòîì âîçäóõå äîëæíî áûòü ñ èñïîëüçîâàíèåì çàùèòû êîæè è ãëàç îò óëüòðàôèîëåòîâîãî èçëó÷åíèÿ.

Óìåíüøåíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè ðàáîòû íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè ïîçâîëÿåò îòñðî÷èòü ïîÿâëåíèå ìèîïèè: âåðîÿòíîñòü ìèîïèè âîçðàñòàåò íà 2% äëÿ êàæäîé 1 äèîïòðèé/÷ ðàáîòû íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè â íåäåëþ. (Huang HM, Chang DS, Wu PC. The association between near work activities and myopia in children: a systematic review and meta-analysis 2015)

Ïàðàäîêñàëüíî, ÷òî äîïîëíèòåëüíûå ïðîãóëêè è óìåíüøåíèå ðàáîòû íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè ïîìîãàþò ñíèçèòü ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ìèîïèè, íî íå îêàçûâàþò ñóùåñòâåííîãî âëèÿíèÿ ïðè ïðîãðåññèðîâàíèè ïðîöåññà.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ðåçóëüòàòû ïîñëåäíèõ èññëåäîâàíèé, ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ÷òî íå äîïóñòèòü ðàçâèòèÿ áëèçîðóêîñòè íàì ïîìîãàåò íàëàæåííûé «ðåæèì òðóäà è îòäûõà», à â ñëó÷àå åå ïðîãðåññèðîâàíèÿ áîëüøîé óñïåõ èìååò îðòîêåðàòîëîãè÷åñêîå ëå÷åíèå.

Àòðîïèí

 çàêëþ÷åíèå, ìíå áû õîòåëîñü ðàññêàçàòü î íåîïèñàííîì â ðàçäåëå ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ ñðåäñòâå ïîä íàçâàíèåì «Àòðîïèí». Ýòî ìíîãèì èçâåñòíûé ïðåïàðàò, êîòîðûé èñïîëüçîâàëè ðàíüøå äëÿ äèàãíîñòè÷åñêîãî ðàñøèðåíèÿ çðà÷êà, íàáèðàåò íåâèäàííóþ ïîïóëÿðíîñòü çà ðóáåæîì êàê ñàìîå ýôôåêòèâíîå ñðåäñòâî â ëå÷åíèè ïðîãðåññèðóþùèé áëèçîðóêîñòè.

Äëèòåëüíàÿ ëå÷åáíàÿ àòðîïèíèçàöèÿ (ÄËÀ) – ýòî ñîâðåìåííûé ìåòîä ëå÷åíèÿ ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè, ïðè êîòîðîì èñïîëüçóþòñÿ íèçêèå êîíöåíòðàöèè àòðîïèíà (â âèäå çàêàïûâàíèÿ êàïåëü â ãëàçà íà íî÷ü) â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò.

Êðóïíîå èññëåäîâàíèå ÀÒÎÌ 1 (Atropine for the treatment of childhood myopia), â êîòîðîì ó÷àñòâîâàëè 400 äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ìèîïèåé, ïîêàçàëî, ÷òî ÷åðåç 2 ãîäà ñðåäíåå ïðîãðåññèðîâàíèå ìèîïèè áûëî íèæå â ãðóïïå äåòåé, ïîëó÷àâøèõ àòðîïèí íà 77%, ÷åì â êîíòðîëüíîé ãðóïïå.

 èññëåäîâàíèè ÀÒÎÌ 2 âûÿñíÿëè íàñêîëüêî ýôôåêòèâíû áîëåå íèçêèå êîíöåíòðàöèè ïðåïàðàòà. Ýòî äàëî âîçìîæíîñòü ñîêðàòèòü ïîáî÷íûå ýôôåêòû ïðè ñîõðàíåíèè ýôôåêòèâíîñòè.

Íà îñíîâàíèè ðàíäîìèçèðîâàííûõ êîíòðîëèðîâàííûõ èññëåäîâàíèé èñïîëüçîâàíèå íèçêèõ êîíöåíòðàöèé àòðîïèíà âíåäðåíî â ëå÷åíèå áëèçîðóêîñòè â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ.

 Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè íà äàííûé ìîìåíò ïðèîñòàíîâëåíî ïðîèçâîäñòâî ãëàçíîé ôîðìû àòðîïèíà.

Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/sovremennye-metody-lecheniya-blizorukosti

Источник