Рискует заболеть близорукостью школьник читающий

Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)

9 класс

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие только одного правильного ответа. Максимальное количество баллов – 25 (по одному за каждое тестовое задание)

1. После оплодотворения у папоротника развивается

  1. семя
  2. коробочка со спорами
  3. заросток
  4. растение с листьями

2. К видоизмененным побегам относится съедобная часть

         1) моркови

         2) картофеля

         3) свеклы

         4) репы

3.Однодомными называются растения, у которых на одной особи расположены

         1) только тычиночные цветки

        2) только пестичные цветки

        3) и тычиночные, и пестичные цветки

        4) цветки и плоды

4. Определите правильную последовательность развития прудовой лягушки

        1) оплодотворение → откладывание икры в воду → созревание икринки → выход маленькой лягушки

        2) откладывание икры в воду → оплодотворение → развитие головастика → →появление лягушонка  

        3) оплодотворение→ перемещение икры на сушу → развитие личинки → развитие лягушонка

        4) откладывание икры в воду → развитие личинки → развитие лягушонка

5. К перелетным птицам северной части России относится

        1) сизый голубь

        2) домовой воробей

        3) сорока

        4) белый аист

6. У человека по сравнению с шимпанзе лучше развита

        1) пищеварительная система

        2) кровеносная система

        3) нервная система

        4) дыхательная система

7. Если поджелудочная железа выделяет недостаточно инсулина, то больному ставят диагноз

        1) базедова болезнь

        2) сахарный диабет

        3) бери-бери

        4) авитаминоз В

8. В результате митоза количество хромосом в новых ядрах:

        1) не изменяется

        2) уменьшается вдвое

        3) удваивается

        4) утраивается

9. Вирусы – это:

        1) прокариоты

        2) эукариоты

        3) неклеточная форма

        4) вид бактерий

10. Спорами не размножаются:

        1) водоросли

        2) грибы

        3) папоротники

        4) голосеменные

11. Изгибы позвоночника обеспечивают человеку

        1) прямохождение

        2) амортизацию при передвижении

        3) прочность скелета

        4) способность лазать по деревьям

12. Белки пищи начинают перевариваться в

        1) желудке

        2) печени

        3) ротовой полости

        4) тонкой кишке

13. Баклажан относится к семейству

        1) бобовых

        2) крестоцветных

        3) розоцветных

        4) пасленовых

14. Людям, заболевшим дифтерией, назначают

        1) болеутоляющие средства

        2) ослабленную вакцину

        3) лечебную сыворотку

        4) промывание желудка

15. Трение в суставе уменьшается, благодаря:

        1) суставной сумке

        2) суставной полости

        3) надкостнице

        4) суставной жидкости

16. Сходство грибов и животных заключается в:

        1) одинаковом строении их клеток

        2) одинаковом образе жизни

        3) типе питания

        4) роли в окружающей среде

17. Хитин – это:

        1) панцирь ракообразных

        2) основа наружного скелета членистоногих

        3) пигмент в покрове беспозвоночных

        4) составная часть целлюлозы

18. Сходство грибов и растений заключается в:

        1)  одинаковом строении их клеток

        2) одинаковом образе жизни

        3) типе питания

        4) роли в окружающей среде

19. Наибольший ущерб озеру Байкал нанесен:

        1) целлюлозно-бумажным комбинатом

        2) холодным климатом

        3) животными и растениями

        4) землетрясениями

20. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

        1) лежа

        2) мало

        3) постоянно в движущемся транспорте

        4) книгу, держа ее на расстоянии 25 см от глаз

21.Человек, как биологический вид возник в результате:

        1) социальной эволюции

        2) эволюции органического мира

        3) развития способности к труду

        4) появления рассудочной деятельности

22. Для растений семейства крестоцветных характерны соцветия:

        1) головка

        2) корзинка

        3) коробочка

        4) кисть

23. Гидра защищается от врагов с помощью:

        1) чернильной жидкости

        2) зубов

        3) стрекательных клеток

        4) бегства

24.Репродуктивным органом растения является:

        1) цветок

        2) лист

        3) корень

        4) семенная чешуя шишки

25. Дыхание человека регулируется центром, находящимся в

        1) продолговатом мозге

        2) спинном мозге

        3) мозжечке

        4) среднем мозге

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантов ответа из 4 возможных, но требующих предварительного множественного выбора.  Максимальное количество баллов – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание)

1. Общими, для грибов и растений, являются следующие признаки:

   1) способность к размножению спорами;

   2) наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин;

   3) наличие хлоропластов;

   4) накапливание гликогена, как запасного вещества;

   5) гетеротрофность.

        а) только 1;

        б) только 1, 2;

        в) только 1, 2, 5;

        г) только 1, 3, 4, 5;

д) 1, 2, 3, 4, 5.

2. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:

   1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)млекопитающие.

        а) 1, 2;

        б) 1, 2, 3;

        в) 2, 3;

        г) 2, 3, 4;

                д) 3, 4, 5.

3. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:

     1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.

        а) 1, 2, 3;

        б) 2, 3, 4;

        в) 2, 3, 5;

        г) 1, 3, 4;

                д) 2, 4, 5.

4. Хорда сохраняется в течении всей жизни у:

1) окуня; 2) осетра; 3) щуки; 4) миноги; 5) ланцетника.

        а) 1, 2, 3, 4,

        б) 3, 4, 5

        в) 2, 4, 5

        г) 2, 3, 5.

5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:

      1) уменьшается объем грудной клетки;

      2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;

      3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;

      4) диафрагма сокращается;

      5) сокращаются мышцы грудной клетки.

        а) 1, 2;

        б) 1, 3;

        в) 1, 3, 5;

        г) 1, 3, 4, 5;

        д) 1, 2, 3, 4, 5.

6. К хищникам, как правило, охотящихся из засады, относятся

Читайте также:  Третий глаз при близорукости

1) волк; 2) рысь; 3) ягуар; 4) гепард; 5) медведь.

        а) 1, 2, 3, 4,

        б) 3, 4, 5

        в) 2, 4, 5

        г) 2, 3, 5

7. Бактерии вызывают заболевания:

1) возвратный тиф; 2) сыпной тиф; 3) малярия; 4) туляремия; 5) гепатит.

        а)  2, 4,

        б) 1, 4, 5

        в) 1, 2, 4,

        г) 2, 3, 4, 5

8. Признаки, отличающие белки от углеводов и жиров:

1) состоят из остатков глюкозы; 2) состоят из аминокислот; 3) откладываются в запас в организме; 4) определяют признаки организма; 5) индивидуальны у каждой особи вида.

        а) 2, 4, 5,

        б) 1, 3,

        в) 1, 3, 4,

        г) 1, 4, 5

9. Железы только внутренней секреции:

1) гипофиз; 2) надпочечники; 3) поджелудочная железа; 4) слюнные железы;

5) щитовидная железа.

        а) 2,4,

        б) 1, 4, 5,

        в) 1, 2, 5,

        г) 2, 3, 4, 5

10. Не встречаются в пресных водоёмах представители следующих групп

беспозвоночных:

   1) губки; 2) плоские черви; 3) головоногие моллюски; 4) иглокожие; 5) кольчатые черви.

        а) 1, 2;

        б) 2, 5;

        в) 3, 4;

        г) 1, 4, 5;

        д) 2, 3, 4.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений. С каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить, В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов – 15.

  1. Папоротники – низшие растения.
  2. В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование полового и бесполого размножения.
  3. Пресмыкающиеся в своем развитии проходят стадию головастика.
  4. Позвонки грудного отдела соединены между собой подвижно.
  5. Красный костный мозг осуществляет кроветворную функцию.
  6. Железы внутренней секреции выделяют гормоны в полость органов.
  7. По аорте течет венозная кровь.
  8. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  9. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных
  10. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
  11. У всех рыб сердце трехкамерное.
  12. Кора больших полушарий головного образована белым веществом.
  13. В коже расположены осязательные рецепторы
  14. У домашних животных головной мозг, как правило, больше чем у их диких предков
  15. В состав плазмы крови входят белки.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов – 5 (по 2,5 баллов за каждое тестовое задание)

        1. Установите соответствие между признаком (А-Д) и организмом (1-2), которому он соответствует (2,5 балла)

             Признак                                                                               Организм

А) Есть кровеносная система                                           1) Дождевой червь

Б) Нет промежуточного хозяина в цикле развития        2) Свиной цепень

В) Пищеварительная система отсутствует

Г) Паразитирует в организме животных

Д) Участвует в разложении органических веществ в биоценозе

        2. Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5). (2,5 балла)

  1. Компонент клеточной стенки грибов                              А) Крахмал
  2. Компонент клеточной стенки растений                           Б) Гликоген
  3. Компонент клеточной стенки бактерий                           В) Целлюлоза
  4. Запасной полисахарид растений                                       Г) Муреин
  5. Запасной полисахарид грибов                                           Д) Хитин

Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)

9 класс

Ответы

Часть I. Максимальное количество баллов – 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ответ

4

2

3

2

4

3

2

1

3

4

2

1

4

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ответ

3

4

3

2

3

1

4

2

4

3

1

1

Часть II. Максимальное количество баллов – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

А

Д

Б

В

Б

Г

В

А

В

В

Часть III. Максимальное количество баллов – 15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«да»

+

+

+

+

+

+

«нет»

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Часть IV.  Максимальное количество баллов – 5.

  1. (2,5 балла)

признак

А

Б

В

Г

Д

организм

1

1

2

2

1

  1. (2,5 балла)

функции

1

2

3

4

5

соединения

Д

В

Г

А

Б

Источник

  1. ВАРИАНТ 3 А1. Клетку растения от клетки животного вы отличите по: 1) присутствию клеточной мембраны
    2) отсутствию ядра 3) присутствию хлоропластов 4) отсутствию митохондрий
    А2. Передача наследственной информации от поколения к поколению осуществляется в процессе:
    1) роста 2) развития 3) обмена веществ 4) размножения
    A3. При выяснении влияния тепла на прорастание семян вы возьмете для опыта:
    1) одно семя фасоли, поместив его в теплое место
    2) семена пшеницы и фасоли, поместив первые в тепло, а вторые на холод
    3) две группы из 5 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая на холоде
    4) две группы по 50 семян фасоли каждая, одна из которых будет в тепле, а другая на холоде
    А4. Отдел мозга, наиболее развитый у млекопитающих, — это:
    1) мозжечок 2) кора мозга 3) продолговатый мозг 4) средний мозг
    А5. Трение в суставе уменьшается благодаря:
    1) суставной сумке 2) суставной полости 3) надкостнице 4) суставной жидкости
    А6. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий: 1) лежа 2) мало
    3) книгу, держа ее на расстоянии 25 см от глаз 4) постоянно, в движущемся транспорте
    А7. Роль продуцента и консумента одновременно может играть пред­ставитель:
    1) инфузорий 2) саркодовых 3) жгутиковых 4) кишечнополостных
    А8. Смена экосистем в природе связана с: 1) разнообразием организмов
    2) неспособностью экосистем к саморегуляции 3) изменениями условий среды под влиянием организмов
    4) преимущественно с деятельностью человека
    А9. Теория эволюции Ч. Дарвина предполагает: 1) неизменяемость живой природы
    2) создание мира творцом 3) изменяемость органического мира
    4) наследуемость только полезных признаков
    А10. В результате митоза количество хромосом в новых клетках:
    1) утраивается 2) удваивается 3) уменьшается вдвое 4) не изменяется
    A11.. Вирусы — это: 1) прокариоты 2) эукариоты 3) неклеточная форма 4) вид бактерий
    А12. Естественный отбор в природе направлен на сохранение:
    1) полезных наследственных приспособлений к конкретным усло­виям среды
    2) любых ненаследственных изменений
    3) полезных и вредных наследственных изменений
    4) приобретенных в течение жизни полезных приспособлений к конкретным условиям среды
    А13. Особи двух разных видов мух, как правило, отличаются друг от друга:
    1) внутренним строением 2) образом жизни 3) способом питания 4) числом хромосом в клетках
    А14. В биоценозе органические остатки разлагаются до минеральных веществ:
    1) растениями 2) животными 3) бактериями 4) вирусами
    А16. Процесс свертывания крови может нарушиться при недостатке:
    1) натрия 2) магния 3) кальция 4) железа
    А17. Контроль за выполнением условных рефлексов осуществляет:
    1) мозжечок 2) гипофиз 3) гипоталамус 4) кора мозга
    А18. Сходство грибов и животных заключается в: 1) одинаковом строением их клеток
    2) одинаковом образе жизни 3) типе питания 4) роли в окружающей среде
    А19. Стабилизирует работу организма: 1) парасимпатическая нервная система
    2) соматическая нервная система 3) симпатическая нервная система 4) спинной мозг
    А20. Во время спортивных соревнований бегун черпает энергию из за­пасных веществ:
    1) желудка 2) печени 3) почек 4) селезенки
    А21. Наибольший ущерб озеру Байкал нанесен: 1) холодным климатом
    2) целлюлозно-бумажным комбинатом 3) животными и растениями 4) землетрясениями
    А22. Формирование второго круга кровообращения у животных обеспе­чило им возможность:
    1) перехода к жаберному дыханию 2) перехода к легочному дыханию
    3) упрощения строения сердца 4) снижения интенсивности обмена веществ

  2. 1.3
    2.4
    3.3
    4.2
    5.4
    6.4
    7.3
    8.3
    9.3
    10.4
    11.3
    12.1
    13.4
    14.3
    16.4
    17.2
    18.3
    19 1 вроде
    20.2
    21.2
    22.2

Источник

Итоговой тест по программе дополнительного образования «Юный натуралист».

Читайте также:  Гимнастика для восстановления зрения близорукость

Найдите один верный из четырех вариантов ответа.

  1. Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки в водоемах Республики Коми?

А — плотва

В — окуни

Б — растворенные в воде газы

Г — водоросли

  1. Без участия бактерий или грибов производятся:

    А — творог

    В — хлеб

    Б — карамель

    Г — уксус

  2. Потребителями в биоценозе леса являются:

    А — береза

    В — почвенные грибы

    Б — дятлы

    Г — почвенные бактерии

  3. К споровым растениям относится:

    А — сосна

    В — белый гриб

    Б — водоросль

    Г — папоротник

  4. Что вы считаете самым эффективным средством улучшения экологической обстановки?

    А — создание законов об охране окружающей среды

    В — запрет жвачки

    Б — перевод всего транспорта на электродвигатели

    Г — вегетарианство

  5. Испарение воды растениями — это приспособление к:

    А — передвижению органических веществ

    В — транспорту минеральных веществ

    Б — образованию органических веществ

    Г — сохранению тепла

  6. Отравление грибами очень опасно, потому что:

    А — ядовитые вещества быстро растворяются и всасываются в кишечнике

    В — смертельно

    Б — не существует противоядий против грибных токсинов

    Г — симптомы отравления проявляются слишком поздно

  7. Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность

    А — белок

    В — зайцев

    Б — сов

    Г — медведей

  8. В царстве растений плоды образуют:

А — мохообразные

В — папоротникообразные

Б — покрытосеменные

Г — голосеменные

  1. Главную роль в развитии и поддержании лесного биоценоза играют:

А — насекомые

В — грибы

Б — растения

Г — млекопитающие

  1. Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток:

    А — воды

    В — света

    Б — минеральных солей

    Г — тепла

  2. Определите правильно выстроенную пищевую цепь:

    А — трава — лягушка — жук — уж — орел

    В — трава — жук — лягушка — уж — орел

    Б — орел — лягушка — жук — трава — уж

    Г — уж — трава — жук — лягушка — орел

  3. Процесс превращения головастика во взрослую лягушку называется:

    А — размножением

    В — прогрессом

    Б — метаморфозом

    Г — ростом

  4. Кто меньше тратит энергии на поиск и добывание пищи?

    А — домовая мышь

    В — воробей

    Б — лиса в зоопарке

    Г — волк

  5. Для пополнения запаса сил спортсмену на дистанции полезнее съесть:

    А — кусок сыра

    В — сырое яйцо

    Б — плитку шоколада

    Г — немного сала

  6. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

    А — книгу, держа на расстоянии 25 см от глаз

    В — лежа

    Б — постоянно, в движущемся транспорте

    Г — мало

  7. Специальность ученого, занимающегося проблемами профилактики заболеваний:

А — анатом

В — генетик

Б — физиолог

Г — гигиенист

Читайте также:  Как определить близорукость по фото

18. Болезнь, которую раньше называли чахоткой, — это:

А — туберкулез

В — ангина

Б — дифтерия

Г — пневмония

19. Наследственное заболевание человека, проявляющееся несвертываемости крови, называется:

А — анемией

В — гемофилией

Б — гиподинамией

Г — дистонией

20. Кто из перечисленных возбудителей заболеваний не поддается лечению антибиотиками?

А — холерный вибрион

В — вирус оспы

Б — стафилококк

Г — дифтерийная палочка

Инструкция по выполнению теста.

  • Работа включает 20 вопросов.

  • К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых, только один верный.

  • Ответы на вопросы оформляются в «Бланке ответов».

  • За каждый правильный ответ дается 0,5 баллов.

  • Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

  • Максимальное количество баллов-10.

  • Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Бланк ответов.

Фамилия, имя ________________________________________ Класс _____

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

№ задания

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

Общее количество баллов _____

Руководитель кружка ________________________ Паршукова Н.А.

Ответы.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б

Б

Б

Г

А

Г

А

В

Б

Б

№ задания

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

В

В

Б

Б

Б

Б

Г

А

В

В

Источник

Тестирование «Юных натуралистов».

Найдите один верный из четырех вариантов ответа.

  1. Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки в водоемах Республики Коми?

А — плотва

В — окуни

Б — растворенные в воде газы

Г — водоросли

  1. Без участия бактерий или грибов производятся:

    А — творог

    В — хлеб

    Б — карамель

    Г — уксус

  2. Потребителями в биоценозе леса являются:

    А — береза

    В — почвенные грибы

    Б — дятлы

    Г — почвенные бактерии

  3. К споровым растениям относится:

    А — сосна

    В — белый гриб

    Б — водоросль

    Г — папоротник

  4. Что вы считаете самым эффективным средством улучшения экологической обстановки?

    А — создание законов об охране окружающей среды

    В — запрет жвачки

    Б — перевод всего транспорта на электродвигатели

    Г — вегетарианство

  5. Испарение воды растениями — это приспособление к:

    А — передвижению органических веществ

    В — транспорту минеральных веществ

    Б — образованию органических веществ

    Г — сохранению тепла

  6. Отравление грибами очень опасно, потому что:

    А — ядовитые вещества быстро растворяются и всасываются в кишечнике

    В — смертельно

    Б — не существует противоядий против грибных токсинов

    Г — симптомы отравления проявляются слишком поздно

  7. Волки выполняют в биогеоценозе роль санитаров и регулируют численность

    А — белок

    В — зайцев

    Б — сов

    Г — медведей

  8. В царстве растений плоды образуют:

А — мохообразные

В — папоротникообразные

Б — покрытосеменные

Г — голосеменные

  1. Главную роль в развитии и поддержании лесного биоценоза играют:

А — насекомые

В — грибы

Б — растения

Г — млекопитающие

  1. Главным фактором, ограничивающим рост травянистых растений в еловом лесу, является недостаток:

    А — воды

    В — света

    Б — минеральных солей

    Г — тепла

  2. Определите правильно выстроенную пищевую цепь:

    А — трава — лягушка — жук — уж — орел

    В — трава — жук — лягушка — уж — орел

    Б — орел — лягушка — жук — трава — уж

    Г — уж — трава — жук — лягушка — орел

  3. Процесс превращения головастика во взрослую лягушку называется:

    А — размножением

    В — прогрессом

    Б — метаморфозом

    Г — ростом

  4. Кто меньше тратит энергии на поиск и добывание пищи?

    А — домовая мышь

    В — воробей

    Б — лиса в зоопарке

    Г — волк

  5. Для пополнения запаса сил спортсмену на дистанции полезнее съесть:

    А — кусок сыра

    В — сырое яйцо

    Б — плитку шоколада

    Г — немного сала

  6. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:

    А — книгу, держа на расстоянии 25 см от глаз

    В — лежа

    Б — постоянно, в движущемся транспорте

    Г — мало

  7. Специальность ученого, занимающегося проблемами профилактики заболеваний:

А — анатом

В — генетик

Б — физиолог

Г — гигиенист

18. Болезнь, которую раньше называли чахоткой, — это:

А — туберкулез

В — ангина

Б — дифтерия

Г — пневмония

19. Наследственное заболевание человека, проявляющееся несвертываемости крови, называется:

А — анемией

В — гемофилией

Б — гиподинамией

Г — дистонией

20. Кто из перечисленных возбудителей заболеваний не поддается лечению антибиотиками?

А — холерный вибрион

В — вирус оспы

Б — стафилококк

Г — дифтерийная палочка

Инструкция по выполнению теста.

  • Работа включает 20 вопросов.

  • К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых, только один верный.

  • Ответы на вопросы оформляются в «Бланке ответов».

  • За каждый правильный ответ дается 0,5 баллов.

  • Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

  • Максимальное количество баллов-10.

  • Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Бланк ответов.

Фамилия, имя ________________________________________ Класс _____

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

№ задания

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

Общее количество баллов _____

Руководитель кружка ________________________ Паршукова Н.А.

Ответы.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Б

Б

Б

Г

А

Г

А

В

Б

Б

№ задания

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

В

В

Б

Б

Б

Б

Г

А

В

В

Источник