Рискует заболеть близорукостью школьник
Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)
9 класс
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие только одного правильного ответа. Максимальное количество баллов – 25 (по одному за каждое тестовое задание)
1. После оплодотворения у папоротника развивается
- семя
- коробочка со спорами
- заросток
- растение с листьями
2. К видоизмененным побегам относится съедобная часть
1) моркови
2) картофеля
3) свеклы
4) репы
3.Однодомными называются растения, у которых на одной особи расположены
1) только тычиночные цветки
2) только пестичные цветки
3) и тычиночные, и пестичные цветки
4) цветки и плоды
4. Определите правильную последовательность развития прудовой лягушки
1) оплодотворение → откладывание икры в воду → созревание икринки → выход маленькой лягушки
2) откладывание икры в воду → оплодотворение → развитие головастика → →появление лягушонка
3) оплодотворение→ перемещение икры на сушу → развитие личинки → развитие лягушонка
4) откладывание икры в воду → развитие личинки → развитие лягушонка
5. К перелетным птицам северной части России относится
1) сизый голубь
2) домовой воробей
3) сорока
4) белый аист
6. У человека по сравнению с шимпанзе лучше развита
1) пищеварительная система
2) кровеносная система
3) нервная система
4) дыхательная система
7. Если поджелудочная железа выделяет недостаточно инсулина, то больному ставят диагноз
1) базедова болезнь
2) сахарный диабет
3) бери-бери
4) авитаминоз В
8. В результате митоза количество хромосом в новых ядрах:
1) не изменяется
2) уменьшается вдвое
3) удваивается
4) утраивается
9. Вирусы – это:
1) прокариоты
2) эукариоты
3) неклеточная форма
4) вид бактерий
10. Спорами не размножаются:
1) водоросли
2) грибы
3) папоротники
4) голосеменные
11. Изгибы позвоночника обеспечивают человеку
1) прямохождение
2) амортизацию при передвижении
3) прочность скелета
4) способность лазать по деревьям
12. Белки пищи начинают перевариваться в
1) желудке
2) печени
3) ротовой полости
4) тонкой кишке
13. Баклажан относится к семейству
1) бобовых
2) крестоцветных
3) розоцветных
4) пасленовых
14. Людям, заболевшим дифтерией, назначают
1) болеутоляющие средства
2) ослабленную вакцину
3) лечебную сыворотку
4) промывание желудка
15. Трение в суставе уменьшается, благодаря:
1) суставной сумке
2) суставной полости
3) надкостнице
4) суставной жидкости
16. Сходство грибов и животных заключается в:
1) одинаковом строении их клеток
2) одинаковом образе жизни
3) типе питания
4) роли в окружающей среде
17. Хитин – это:
1) панцирь ракообразных
2) основа наружного скелета членистоногих
3) пигмент в покрове беспозвоночных
4) составная часть целлюлозы
18. Сходство грибов и растений заключается в:
1) одинаковом строении их клеток
2) одинаковом образе жизни
3) типе питания
4) роли в окружающей среде
19. Наибольший ущерб озеру Байкал нанесен:
1) целлюлозно-бумажным комбинатом
2) холодным климатом
3) животными и растениями
4) землетрясениями
20. Рискует заболеть близорукостью школьник, читающий:
1) лежа
2) мало
3) постоянно в движущемся транспорте
4) книгу, держа ее на расстоянии 25 см от глаз
21.Человек, как биологический вид возник в результате:
1) социальной эволюции
2) эволюции органического мира
3) развития способности к труду
4) появления рассудочной деятельности
22. Для растений семейства крестоцветных характерны соцветия:
1) головка
2) корзинка
3) коробочка
4) кисть
23. Гидра защищается от врагов с помощью:
1) чернильной жидкости
2) зубов
3) стрекательных клеток
4) бегства
24.Репродуктивным органом растения является:
1) цветок
2) лист
3) корень
4) семенная чешуя шишки
25. Дыхание человека регулируется центром, находящимся в
1) продолговатом мозге
2) спинном мозге
3) мозжечке
4) среднем мозге
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантов ответа из 4 возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание)
1. Общими, для грибов и растений, являются следующие признаки:
1) способность к размножению спорами;
2) наличие хорошо выраженной клеточной стенки, включающей хитин;
3) наличие хлоропластов;
4) накапливание гликогена, как запасного вещества;
5) гетеротрофность.
а) только 1;
б) только 1, 2;
в) только 1, 2, 5;
г) только 1, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
2. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов:
1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)млекопитающие.
а) 1, 2;
б) 1, 2, 3;
в) 2, 3;
г) 2, 3, 4;
д) 3, 4, 5.
3. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:
1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.
а) 1, 2, 3;
б) 2, 3, 4;
в) 2, 3, 5;
г) 1, 3, 4;
д) 2, 4, 5.
4. Хорда сохраняется в течении всей жизни у:
1) окуня; 2) осетра; 3) щуки; 4) миноги; 5) ланцетника.
а) 1, 2, 3, 4,
б) 3, 4, 5
в) 2, 4, 5
г) 2, 3, 5.
5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:
1) уменьшается объем грудной клетки;
2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;
3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;
4) диафрагма сокращается;
5) сокращаются мышцы грудной клетки.
а) 1, 2;
б) 1, 3;
в) 1, 3, 5;
г) 1, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
6. К хищникам, как правило, охотящихся из засады, относятся
1) волк; 2) рысь; 3) ягуар; 4) гепард; 5) медведь.
а) 1, 2, 3, 4,
б) 3, 4, 5
в) 2, 4, 5
г) 2, 3, 5
7. Бактерии вызывают заболевания:
1) возвратный тиф; 2) сыпной тиф; 3) малярия; 4) туляремия; 5) гепатит.
а) 2, 4,
б) 1, 4, 5
в) 1, 2, 4,
г) 2, 3, 4, 5
8. Признаки, отличающие белки от углеводов и жиров:
1) состоят из остатков глюкозы; 2) состоят из аминокислот; 3) откладываются в запас в организме; 4) определяют признаки организма; 5) индивидуальны у каждой особи вида.
а) 2, 4, 5,
б) 1, 3,
в) 1, 3, 4,
г) 1, 4, 5
9. Железы только внутренней секреции:
1) гипофиз; 2) надпочечники; 3) поджелудочная железа; 4) слюнные железы;
5) щитовидная железа.
а) 2,4,
б) 1, 4, 5,
в) 1, 2, 5,
г) 2, 3, 4, 5
10. Не встречаются в пресных водоёмах представители следующих групп
беспозвоночных:
1) губки; 2) плоские черви; 3) головоногие моллюски; 4) иглокожие; 5) кольчатые черви.
а) 1, 2;
б) 2, 5;
в) 3, 4;
г) 1, 4, 5;
д) 2, 3, 4.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений. С каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить, В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов – 15.
- Папоротники – низшие растения.
- В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование полового и бесполого размножения.
- Пресмыкающиеся в своем развитии проходят стадию головастика.
- Позвонки грудного отдела соединены между собой подвижно.
- Красный костный мозг осуществляет кроветворную функцию.
- Железы внутренней секреции выделяют гормоны в полость органов.
- По аорте течет венозная кровь.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных
- Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
- У всех рыб сердце трехкамерное.
- Кора больших полушарий головного образована белым веществом.
- В коже расположены осязательные рецепторы
- У домашних животных головной мозг, как правило, больше чем у их диких предков
- В состав плазмы крови входят белки.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов – 5 (по 2,5 баллов за каждое тестовое задание)
1. Установите соответствие между признаком (А-Д) и организмом (1-2), которому он соответствует (2,5 балла)
Признак Организм
А) Есть кровеносная система 1) Дождевой червь
Б) Нет промежуточного хозяина в цикле развития 2) Свиной цепень
В) Пищеварительная система отсутствует
Г) Паразитирует в организме животных
Д) Участвует в разложении органических веществ в биоценозе
2. Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5). (2,5 балла)
- Компонент клеточной стенки грибов А) Крахмал
- Компонент клеточной стенки растений Б) Гликоген
- Компонент клеточной стенки бактерий В) Целлюлоза
- Запасной полисахарид растений Г) Муреин
- Запасной полисахарид грибов Д) Хитин
Олимпиада школьников по биологии (школьный тур)
9 класс
Ответы
Часть I. Максимальное количество баллов – 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
ответ | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 |
№ | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
ответ | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 1 |
Часть II. Максимальное количество баллов – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание)
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | А | Д | Б | В | Б | Г | В | А | В | В |
Часть III. Максимальное количество баллов – 15
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
«да» | + | + | + | + | + | + | |||||||||
«нет» | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Часть IV. Максимальное количество баллов – 5.
- (2,5 балла)
признак | А | Б | В | Г | Д |
организм | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
- (2,5 балла)
функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
соединения | Д | В | Г | А | Б |
Источник
Это показали исследования Научного центра здоровья детей РАМН. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения. Три самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника. Что родители могут сделать, чтобы изменить положение?
Сколько можно учиться?
Сколько часов в день школьник может читать, писать, решать, запоминать без вреда для здоровья?
Разумные нормы
По расчетам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в 5-м классе, например, при 5-дневной рабочей неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше. При шестидневной – 31 урок. В 6-м классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32.
Норма на приготовление уроков дома для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Значит, задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, – нельзя.
Пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать.
Гулять они каждый день должны 3 часа.
Замерьте нагрузки
Справляется ли ваш школьник со всеми умственными нагрузками, можно определить по некоторым косвенным признакам.
Симптомы хронического переутомления такие:
1. Ребенок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Младшеклассник хочет спать днем, хотя уже задолго до поступления в школу от дневного сна отказывался.
2. Аппетит стал плохим. Ребенок отказывается есть перед школой, в лучшем случае берет завтрак с собой. Последите за его весом! Одно исследование наших физиологов показало, что 60% московских первоклассников от переутомления похудели к концу первой четверти. А ведь дети растут, они должны прибавлять в весе!
3. Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться – долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники…
Учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.
4. Младший школьник стал чересчур возбужденным, подвижным. А подросток – постоянно грубит.
Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта.
5. У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80–100 мм рт. ст. у младшеклассника от непосильной школьной нагрузки давление может подняться до 115–120.
Ребенок без конца простужается. Это тоже «звоночек» – не пора ли пересмотреть жизненные приоритеты – на первое место поставить не хорошие отметки, а крепкое здоровье.
Сосет под ложечкой
Что происходит с детьми, если в школьном возрасте у них поголовно начинает болеть живот?
Причина первая
Лет двадцать назад ученые открыли, что в большинстве случаев воспаление слизистой оболочки желудка – гастрит – провоцирует бактерия хеликобактер пилори. Эта древняя бактерия с незапамятных времен преследует человека, правда, у медиков есть предположение, что раньше она была для нас не столь опасной. Но сейчас, когда сопротивляемость наших организмов ослабла под влиянием плохой экологии и насыщенной синтетическими добавками пищи, бактерия может принести вред большему числу людей.
Первичное заражение хеликобактером обычно происходит в семье, когда ребенку 4–8 лет, и от родителей: через поцелуи, общую посуду, немытые руки… Несколько лет после заражения никаких признаков болезни не наблюдается. Однако воспалительные изменения в слизистой оболочке желудка уже идут и в какой-то момент появляются боли, расстройства… Чаще всего это время совпадает с учебой в средних или старших классах. Именно с тем возрастом, когда в жизни ребенка появляются дополнительные предпосылки для возникновения гастрита: большая психоэмоциональная нагрузка и пренебрежение к правильному питанию – обед заменяется чипсами или сухариками и запивается газировками.
Причина вторая
Недавно ученые установили еще одну причину именно «школьного» гастрита. Она не связана с хеликобактериозом, а вызвана поражением поджелудочной железы.
Эта железа регулирует множество процессов в организме, в частности, отвечает за кровоснабжение слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. Стоит «раздразнить» железу теми же непосильными психоэмоциональными нагрузками, физическим переутомлением или нерегулярным и неполезным питанием, как она ухудшает кровообращение слизистой оболочки желудка, на ее поверхности появляются сначала точечные кровоизлияния, а потом и эрозии…
Наша справка
Признаки гастрита
- Ноющая, тянущая боль под ложечкой после еды (возникает не всегда).
- Отрыжка, неприятный кислый запах изо рта.
- Чувство быстрого насыщения и переполнения желудка во время еды.
- Снижение аппетита.
Болезнь отличника
Статистика показывает: чем позже возникает близорукость, тем медленнее она будет развиваться, тем меньших достигнет величин, тем реже дает осложнения.
Хотите, чтобы ваш ребенок видел всю жизнь хорошо или, если уж ему суждено надеть очки, чтоб надел их как можно позже, соблюдайте 5 золотых правил профилактики.
1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – через каждые 30. 10–15 минут отдыха – это когда он бегает, прыгает, смотрит в окно, делает гимнастику для глаз.
Как это ни печально для школьника, но смотреть телевизор он может только в выходные дни, когда у него нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем), да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз.
За компьютером школьник может проводить не больше 15–20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, ее надо разбить на части и через каждые 15 минут делать перерыв для глаз.
2. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 40 см от глаз. При нем меньше всего деформируется глазное яблоко.
3. Закаляйте ребенка, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис…
4. Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, кефиром, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной, морковкой и капустой. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп…
5. Не сберегли глаза старшего – подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 5 лет, не отдавайте в 6 лет в школу.
Спинку прямо!
Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка.
Ода ровной спине
Правильная осанка не только красива, она еще и функциональна, при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.
Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает как во время физической, так и во время умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза.
Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей. К нему так и начинают относиться окружающие, и этим своим отношением вполне могут ребенку внушить, что он и на самом деле не сможет достичь успеха в жизни.
Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Никакой. Так что же делать?
Время действовать
Наращивать «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…
Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. А детям, уже имеющим искривление позвоночника, придется приобрести ортопедический матрас. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно.
Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15–16 лет еще можно исправить спину так, что в одежде искривленного позвоночника видно не будет. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача. Но зачем ждать, когда спина станет кривой, не лучше ли начать заботиться о ней прямо сейчас?
Опрос
Что, на ваш взгляд, надо делать школе для сохранения здоровья своих учеников? (Возможно несколько вариантов ответов.)
- Организовать здоровое питание – 20,2%.
- Открыть спортивные кружки и секции – 19,3%.
- Сократить количество учеников в классах – 13,2%.
- Уменьшить объем домашних заданий – 12%.
- Почаще проветривать кабинеты – 10,7%.
- Добавить в расписание уроков физкультуры – 9,4%.
- Проводить на уроках физкультурные паузы – 7,5%.
- Отправлять гулять на большой перемене – 5%.
- Другое – 2,7%.
В опросе приняли участие 12 165 человек.
Опрос проведен на сайте www.aif.ru по заказу еженедельника «АиФ. Здоровье».
Чем лечить расстройство желудка?
Алена, Москва: – Сын после школы сразу едет на тренировки, ест на ходу, грязными руками. Уже дважды у него было расстройство желудка. Можно ли давать ему при отравлении антибиотики?
Отвечает педиатр, доктор медицинских наук, профессор Владимир Таточенко:
– Самая правильная тактика при отравлении – срочно промыть желудок. Надо освободиться от всего съеденного. На это и направлен защитный природный механизм – рвотный рефлекс.
Потом надо принять сорбент для выведения токсинов и восполнить потерю жидкости. Если под рукой нет аптечных препаратов, необходимый раствор можно сделать самим. Берете литр воды (а лучше – морса, компота из сухофруктов), добавляете 1 ч. ложку соли, полчайной ложки соды и 1 ст. ложку сахара и начинаете выпаивать ребенка – понемножку, по несколько глоточков, с перерывами… Вот что делать нельзя, так это давать детям какие-либо средства, останавливающие рвоту и диарею. Сейчас надо «вынести» инфекцию из организма. И не назначайте сами антибиотики. Это может делать только врач после определения возбудителя.
И в то же время не надо относиться к пищевым отравлениям трагически, редко какому человеку удается их избежать. В США, например, подсчитали, что острая диарея настигает каждого американца в среднем 2 раза в год.
Отчего болит голова?
Нина, Печоры: – У сына-пятиклассника каждый день к вечеру начинает болеть голова, он утверждает, что устает от уроков. Иногда даю ему таблетку, но не хотелось бы злоупотреблять лекарством. Что делать?
Отвечает педиатр, доктор медицинских наук Павел Соколов:
– Главное, что вам сейчас надо сделать, это пересмотреть учебные нагрузки.
Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо отказаться. Если главное – успехи ребенка в музыке, шахматах или изучении языков, тогда не обращайте внимания на тройки в школе.
Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не разрешайте весь день сидеть у телевизора… Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто, и принимать решение об их проведении должны только вы, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три правила:
Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.
Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.
Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя. Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен веществ в головном мозге.
Смотрите также:
- Как справиться со школьными проблемами: советы детского психолога →
- Первый раз в первый класс. Как подготовить ребёнка к школе? →
- Здоровье школьников. Как его не потерять за годы учёбы? →
Источник