Решение задач на дальнозоркость и близорукость
У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.
Близорукость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.
Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.
Дальнозоркость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.
Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.
Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».
Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.
Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.
Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.
Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.
Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?
При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.
При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.
??? 1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?
Источник
Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ»
Белова Татьяна Анатольевна
Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.
Цель урока:
Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость»; научить применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач.
Задачи:
— обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе
— развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры,расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике;
— воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Ход урока:
IОрганизационный момент. Актуализация знаний.
II Повторение. Проверка знаний.
— Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата?
— Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата.
IIIИзучение нового материала.
1. Постановка целей и задач урока.
— Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза.
— Какие преимущества дает зрение двумя глазами.
— Что такое аккомодация, поле зрения.
— Недостатки зрения и их исправление.
2. Получение новых знаний.
Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза.
ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система».
Строение глаза. Слайд 2.
Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3.
Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4.
Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека».
1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление.
Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света.
2. Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод?
Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях.
3. Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания:
а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это – поле зрения правого глаза.
б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз?
в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод?
Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения.
4. Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами.
Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным.
Слайд 5.
Недостатки зрения. Слайд 7.
ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости».
Гимнастика для глаз.
1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.
2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
3. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.
4. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Презентация «Оптические иллюзии».
Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения.
Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза.
1. Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на центральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее периферическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов.
2. Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сетчатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вертикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3)
Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на оптических средах. (Слайд 4)
Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем равный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объясняется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата.
Иллюзии, вызванные психологическими причинами. (Слайд 5)
Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы, мозг решает, что «дальняя» фигурка больше «близкой».
Другие иллюзии (слайды 6-15)
IVОбобщение и закрепление нового материала.
Решение задач: № 149, 150.
ТЕСТ:
- Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
а) хрусталик; б) роговица - На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
а) на сетчатке; б) на роговице - Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения - При близорукости применяют очки
а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами - При дальнозоркости применяют очки
а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.
Это интересно
— У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки.
— Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков.
— Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков.
— Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы.
VД/з §37, 38, № 1619, 1637.
Источник
Каждый человек с близорукостью хоть раз наверняка задавался вопросом: если с возрастом у всех появляется дальнозоркость, может ли она развиться у человека с близорукостью? И изменит ли она текущее состояние зрения? На эти вопросы есть ответы у ведущих офтальмологов и в нашей статье.
Переходит ли близорукость в дальнозоркость?
Для людей, страдающих миопией (близорукостью), важно понимать специфику своего заболевания и знать все, что касается его лечения и профилактики прогрессирования.
Но для многих все же остается открытым вопрос: может ли близорукость перейти в дальнозоркость? Случалось ли так, что в юности у человека была диагностирована близорукость, а с возрастом она перешла дальнозоркость? Может ли это произойти, мы узнаем ниже, но сначала необходимо обратиться к особенностям каждого из этих заболеваний по отдельности.
Близорукость
Близорукость — это один из самых распространенных дефектов зрения. Близорукий видит мир несколько иначе, в отличие от здорового человека с идеальным зрением. Больной миопией (близорукостью) слабой и средней степени вблизи видит хорошо примерно на расстоянии трети метра, а вдаль острота зрения значительно падает. Близорукость — это такая аномалия рефракции, при которой изображение фокусируется перед сетчаткой, в то время как у человека с идеальным зрением фокусировка происходит на самой сетчатке.
Офтальмологи выделяет всего три степени близорукости:
- слабую — до -3D.
- среднюю — -3.25-6D.
- высокую — более -6D.
Тяжелой, естественно, считается близорукость высокой степени, но и она поддается очковой, контактной и даже лазерной коррекции.
Причины близорукости
Факторов для возникновения и прогрессирования миопии может быть несколько. Они связаны с врожденными пороками зрительной системы и с деформированием глазного яблока, его удлинением, из-за чего фокус изображения находится перед сетчаткой глаза. В идеальном состоянии глазное яблоко не должно иметь удлиненную или укороченную форму.
Причины, приводящие к деформации глазного яблока в длину:
- наследственность;
- врожденные дефекты зрительной системы;
- врожденные заболевания, влияющие на здоровье глаз (сахарный диабет, синдром Дауна);
- повышенные зрительные нагрузки;
- постоянное несоблюдение гигиены зрения;
- травмы головы, родовые травмы;
- эндокринные изменения, связанные с половым созреванием тоже могут стать причиной близорукости.
Чаще всего близорукость развивается у школьников и студентов из-за повышенных нагрузок на глазах и отказа от гигиены зрения, но встречаются и люди с врожденной близорукостью или приобретенной не по причинам излишнего перенапряжения глазных мышц, а вследствие развития других заболеваний, однако их процент значительно ниже. Дети, родители которых больны миопией, находятся в зоне риска. Их родителям особенно внимательно необходимо следить за здоровьем глаз ребенка, не допускать длительных нагрузок на глаза и прививать малышу правила гигиены зрения с самых малых лет.
Дальнозоркость
Дальнозоркость — также распространенная глазная аномалия. Человек, страдающий дальнозоркостью, вдаль видит хорошо, а вблизи для него изображение размыто. Дальнозоркие люди с высокой степенью видят одинаково плохо и вблизи и вдаль, и вдобавок страдают от сильных головных болей, ощущения «песка» в глазах, затуманенности.
По другому этот дефект зрения называется гиперметропией, и встречается она намного чаще у людей в годах, от 45 лет и старше, из-за возрастных изменений зрительного аппарата. Мышцы глаз ослабевают, хрусталик теряет свою эластичность, глазное яблоко деформируется. Но думать о том, что детям не страшен этот недуг, не стоит. Во-первых, все дети с рождения дальнозорки.
В процессе роста ребенка и развития всех систем организма растет и глазное яблоко. Зрение ребенка с годами улучшается, и к 7 годам становится таким, каким должно быть у здорового человека: он будет видеть хорошо и вдаль, и вблизи, и сможет фокусироваться на одном предмете сразу двумя глазами, т.е. лишь к этому возрасту ребенок обретает бинокулярное зрение. Во-вторых, по статистике в мире 6% детей до 15 лет страдают от гиперметропии, это связано с аномалией глазного яблока, что, впрочем, можно изменить с помощью специальной глазной гимнастики и правильной очковой и контактной коррекции.
Степени дальнозоркости
Дальнозоркость, как и близорукость, имеет три степени тяжести по возрастанию:
- слабая — до +2D;
- средняя — +2-5D;
- высокая — более +6D.
Близорукость и дальнозоркость: в чем схожесть и отличия?
Эти два недуга имеют немало общего:
- Оба заболевания доставляют дискомфорт и при бездействии могут привести к слепоте.
- Корректируются линзами.
- При близорукости человек видит вблизи лучше, чем вдали, а при дальнозоркости — наоборот.
- При миопии очки и линзы имеют диоптрии со знаком «минус», а при гиперметропии — «плюс».
- Близорукость чаще всего проявляется в юношестве, а дальнозоркость за некоторыми исключениями — возрастное заболевание (преимущественно встречается среди людей старше 45 лет).
- Близорукость не лечится, а лишь корректируется, в то время как дальнозоркость слабой степени можно вылечить.
Может ли близорукость перейти в дальнозоркость?
Действительно ли зрение может измениться настолько, что близорукость станет дальнозоркостью? Есть миф, что с годами показатели зрения могут измениться с отрицательных на положительные, и близорукость сама собой скорректируется за счет дальнозоркости. Насколько бы заманчиво для некоторых это не звучало, зрение не улучшается с увеличением возраста, так же как дальнозоркость не может стать близорукостью. К сожалению, если у Вас сейчас близорукость, то вероятнее всего в старости к ней добавится и дальнозоркость, которая является следствием естественных изменений в организме человека после 45 лет.
Хрусталик становится менее эластичным, аккомодационная способность снижается, цилиарные мышцы ослабевают — эти факторы неизбежно влекут за собой развитие возрастной дальнозоркости. И если до этого Вы вынуждены были использовать очки для дали, то к ним добавится также и пара для близи. Случаи, когда близорукость стала дальнозоркостью встречаются крайне редко.
В медицинской практике, как мы знаем, случается всякое. Но статистика показывает, что ситуация перехода от близорукости в юности к дальнозоркости в старости практически невозможна. Офтальмологи предлагают комплекс мер, которые позволят сохранить Ваше зрение в хорошем состоянии как можно дольше. Если Вы страдаете от миопии или гиперметропии, и заболевание прогрессирует, профилактика является обязательной мерой для избежания слепоты.
Коррекция и профилактика
Не стоит думать о далеком будущем, почему бы не позаботиться о состоянии здоровья глаз сейчас. Чем Вы можете помочь своему зрению?
- Чтобы не изменилось зрение в худшую сторону, не перенапрягайте глаза. Если Вы часами сидите перед монитором компьютера или телевизором, не даете глазам отдыхать, важно понимать, что это неизбежно приведет к прогрессированию близорукости.
- Посещайте офтальмолога раз в полугодие. Иногда нам трудно найти время на себя. Но и близорукость, и дальнозоркость — такие же заболевания, как и любые другие, а значит нуждаются в квалифицированном наблюдении и лечении.
- Правильно используйте средства коррекции зрения. При использовании линз важно соблюдать срок ношения, подбирать изделия в соответствии с рецептом и только у проверенных производителей. Очковую оптику и для близоруких, и для дальнозорких также важно приобретать в профессиональных оптиках, а не у сомнительных продавцов.
- Не стоит надеяться что витамины, принимаемые курсами два раза в год, будут со временем увеличивать остроту зрения. Но лютеин, накапливаемый в организме благодаря приему витаминов, предотвращает отслойку сетчатки, которая является серьезным осложнением близорукости.
- Ведите здоровый образ жизни. Правильное питание, занятия спортом и активный отдых еще никому не пошли во вред. Для зрения это будет тоже очень полезно.
- Помните о необходимости гигиены зрения. Читать и писать в достаточно освещенном помещении, соблюдать расстояние от глаз до дисплея или книжных страниц, давать глазам отдых между сессиями работы с электронными устройствами или документами.
- Небольшая зрительная гимнастика по 3 минуты два раза в день не дает развиваться зрительному дефекту.
- Для профилактики близорукости также полезно больше бывать на природе и смотреть вдаль. Такой, казалось бы, простой совет, но он и правда действует, как говорят офтальмологи. Очень важно прививать эту привычку с детства.
Выводы
Близорукость не меняется на дальнозоркость с возрастом, а очки с плюсовыми диоптриями, к сожалению, с годами могут стать неизбежным дополнением к средствам коррекции миопии. Как бы нам не хотелось откладывать лечение глазных болезней в связи с занятостью, для здоровья глаз необходимо постоянно находить время в своем плотном графике, а также не пренебрегать профилактикой осложнений, приемом витаминов, правильной организацией рабочего места.
Так Вы обезопасите себя от слепоты и прочих серьезных осложнений.
К тому же, не стоит сбрасывать со счетов современные методы оперативной коррекции, которые стали доступны практически каждому и помогают восстанавливать зрение даже в самых тяжелых случаях.
Источник