Рекомендации педагогам при глаукоме у детей

Кирсанова Светлана
Памятка для педагогов ДОО, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения

«Особенности организации образовательного процесса»

Работа педагогов в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения имеет свои особенности.

С начала учебного года врач-офтальмолог определяет зрительную и физическую нагрузку каждому ребенку на основе его диагноза, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей развития, дает рекомендации педагогам.

Воспитатели:

— определяют местоположение ребенка на занятии

— составляют график коррекционных занятий в соответствии со зрительной нагрузкой ребенка

— в микрокабинете оформляют картотеку коррекционного материала в соответствии со зрительными нагрузками.

Предметно-развивающая среда в группах и кабинетах специалистов также отличается коррекционной направленностью:

-на потолке расположены многофункциональные зрительные ориентиры, которые используются для гимнастики глаз, для развития ориентировки в пространстве и т. д.

-свободные стены и даже двери используются для оформления на них офтальмотренажеров: различных лабиринтов, схем для рассматривания, упражнений в развитии глазо-двигательных мышц

-отдельным блоком выделено место для сенсорного материала (различная мозаика, бусы, шнуровки, вкладыши и т. д., которым дети занимаются в течение дня и после проведения лечебных процедур в кабинете коррекции зрения.

Любое занятие начинается с правильного размещения:

— дети с низкой остротой зрения занимают первые места

— при сходящемся косоглазии ребенка следует посадить в центре

— при разной остроте зрения, а также при окклюзии ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям

— для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии — горизонтальная, при сходящемся — вертикальная). При близорукости, глаукоме — вертикальная, при дальнозоркости — горизонтальная

— для зрительной работы отдельных детей должна постоянно использоваться подставка для книг, конторка, фланелеграф, мольберт (сходящееся косоглазие)

— обязательной частью любого занятия является проведение физминутки в середине и

гимнастики для глаз через каждые 10-15 минут зрительного напряжения.

— на любых занятиях максимально используются сохранные анализаторы.

Особые требования предъявляются к наглядному материалу:

— наглядность должна быть более крупной для фронтальных демонстраций (изображение предмета не менее 20 см) и строго дифференцированной для индивидуальной работы (в зависимости от остроты зрения и диагноза);

— рекомендуется широко применять объемные и реальные предметы;

— у детей со зрительными нарушениями темп занятий должен быть снижен: таким детям требуется больше времени для рассматривания и осмысления изображения;

— при демонстрации цветных изображений следует использовать яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Зрительное восприятие ребенка нарушено из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;

У слабовидящих детей страдает цветоразличение

— дети плохо воспринимают предметы белого цвета;

— цвета, наиболее благоприятные для сетчатки глаза: оранжевый, синий, зеленый, коричневый;

— красный цвет следует использовать в меру, т. к. он вызывает напряжение и раздражение глазных мышц:

— при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;

— при использовании дидактического материала следует учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, четкость контура;

— для детей с высокой амблиопией нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, с нечетким контуром.

Источник

Рекомендации тифлопедагога для учителей по работе с детьми с нарушением зрения, в зависимости от вида зрительной патологии

Эбер Е.Е.,

учитель-дефектолог

(тифлопедагог)

МИОПИЯ ( близорукость)

Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение «заискрилось» в глазах).

Рекомендации:

-обязательно хорошее освещение,

— нельзя низко наклоняться, беречь спину,

— исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости)

— необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов),

— ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну),

— освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе -1500 лк.,

— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.,

— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия,

— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание,

— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.

ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость).

Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).

Рекомендации:

-возможны физические нагрузки,

— легче смотреть вдаль,

— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные,

— трудно работать в тетради — чаще у доски.

АСТИГМАТИЗМ.

Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.

Читайте также:  Что дает операция глаукомы

Рекомендации:

— дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности,

ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:

— использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками,

— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках,

— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой — все роняют, ручки и другие принадлежности.

АМБЛИОПИЯ.

Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.

Рекомендации:

-при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов,

— допустимая нагрузка — 10 минут,

— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий -10 минут,

— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазлов, рассматривание картинок,

— использовать трафареты, контурные изображения.

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).

Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.

При этом:

-снижаются зрительные функции,

— отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),

— замедляется скорость, точность, дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,

— существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

— работать на приподнятой поверхности ( подставка),

— необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов,

— при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.

РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.

Рекомендации:

-работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали,

— т.к., возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки,

— развивать слуховое внимание.

НИСТАГМ.

Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.

Причина: поражение ЦНС.

Рекомендации:

-т.к. нарушена функция взора — недопустимо списывание с доски,

— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания,

— при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку,

— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей,

— такой ребенок самым первым начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом,

— в учебниках и тетрадях должны быть закладки,

— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.

ГЛАУКОМА.

Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.

Рекомендации:

— недопустим резкий эмоциональный всплеск,

недопустимо

— переутомление,

— длительное пребывание в темном помещении,

— резко менять температуру окружающей среды,

— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),

— место ученика в передней половине помещения,

— освещенность рабочей поверхности — 500 лк.,

— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),

— допустимая зрительная нагрузка — 10 минут, отдых- 1 минута

(упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),

— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,

— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,

— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,

— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.

КАТАРАКТА.

Помутнение хрусталика.

Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).

Рекомендации:

-иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение,

— сидеть в классе во второй половине класса,

— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут,

— отдых 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий),

— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий),

— для учащихся с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА

ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются рекомендации по соблюдению офтальмо-гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения, условия правильной посадки детей на занятиях с учетом остроты зрения и зрительного диагноза, требования к материалам и пособиям для слабовидящих детей и особенностям их демонстрации.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют право на выбор образовательного учреждения для своего ребенка [6]. Поэтому в обще-развивающей группе детского сада или классе обычной школы может оказаться ребенок с проблемами в развитии. В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет. Педагоги общеобразовательных учреждений испытывают значительные трудности при работе с такими детьми.

Рассмотрим требования по соблюдению офтальмо-гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения в зависимости от вида зрительной патологии.

Читайте также:  Глаукома лечение и диагноз

Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время организованной образовательной деятельности, поэтому важно соблюдать ее длительность и рациональное построение. Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно своевременной сменой различных видов деятельности.

Чисто зрительная работа не должна превышать 10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. Для снятия зрительного напряжения, смены статичной позы ребенка необходимо проводить зрительную и физкультурную паузы [5].

Во время 10-минутного перерыва между занятиями можно предложить детям подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Опыт показывает, что даже  такое несложное упражнение, если проводить его ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.

Наряду с рациональным построением занятий большое значение для охраны зрения имеет правильная посадка ребенка. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30-35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы [5].

Мебель должна стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене. В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расставляются в два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств.

Наряду с естественным освещением, в детских учреждениях широко используется искусственное, особенно в осенне-зимний период года [5]. Следует отметить, что смешанное освещение безвредно. Гораздо вреднее, если дети сидят в полумраке, так как  аккомодационный аппарат глаз чрезмерно напрягается, что является одной из причин ухудшения зрения. В новых нормах искусственного освещения предпочтение отдается люминисцентным лампам. Кроме того, рабочее место ребенка может быть оборудовано местным освещением. Для этого лучше всего использовать светильники типа «школьных». Они снабжены непрозрачными абажурами, имеют широкий выход света, направленный на рабочее место.

Посадка детей на занятии с учетом остроты зрения [7]:

1 ряд: до 0,4 (глаз видит 4 строки сверху таблицы Сивцева с расстояния 5 м); 2 ряд: 0,4-0,6; 3 ряд: 0,6-1,0.

  • При сходящемся косоглазии место ребенку на занятиях – в центре.
  • При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом – к центру.
  • При окклюзии сажаем ребенка открытым глазом к центру доски. Если у ребенка окклюзия левого глаза, его сажают справа от педагога, правого глаза – слева от педагога; при расходящемся косоглазии – по центру.
  • При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза.
  • Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной.
  • На прогулке ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком; при разной остроте зрения глаз ребенка ставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза; ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.

При обучении детей с нарушением зрения разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми.

Определенные требования предъявляются к материалам и пособиям для слабовидящих детей:

  • Материалы и пособия должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов.
  • Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету. В основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета.
  • Материалы и пособия должны иметь матовую не бликующую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
  • Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
  • Основные признаки, имеющие наиболее важное информационное значение, следует выделять и подчеркивать.
  • Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качества.
  • Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.
  • В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).
  • Обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (четкая перспектива).
  • Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций (15-25 см) и строго дифференцированные для индивидуальных (1-5 см в соответствии показателями зрительных возможностей ребенка) [4, 7, 8].
Читайте также:  Катаракта и глаукома лечебная гимнастика

        Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100% [5, 8]. 

        Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном. Дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные (кроме специальных занятий).

Особенности демонстрации материала на занятии:

  1. доступность по возрасту;
  2. достаточно крупный размер пособий;
  3. соответствие изображаемых предметов по размеру друг другу;
  4. контрастный фон.

                Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы лучше его рассмотреть во всех деталях. Также необходимо помнить, что красный рядом с желтым видится оранжевым, синий с желтым – фиолетовым, фиолетовый с коричневым – черным, фиолетовый с красным – бордовым [8].

5) постоянное использование указки для показа [4, 8];

  1. ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (окклюзия на правом глазу – слева, на левом глазу –  справа);
  2. педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
  3. некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру) [4, 8];
  4. материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз, для некоторых детей необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.

        Во всех видах деятельности дети  с нарушением зрения должны иметь возможность подходить к рассматриваемому объекту, предмету. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания [4].

        При проведении занятий следует помнить, что каждый ребенок с нарушением зрения нуждается в индивидуальном подходе, а материалы и пособия должны учитывать нарушения зрительного анализатора [2].

        В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы неодинакова. При дальнозоркости рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применение пособий и материалов более мелкого размера.         При близорукости не допускается зрительное напряжение, и пособия даются более крупного размера.

                При сходящемся косоглазии рекомендуются упражнения на расслабление мышц, и направление взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии рекомендуются упражнения на усиление аккомодации и направление взора вниз и вблизи.

        На физкультурных занятиях надо практиковать замену некоторых упражнений по согласованию с врачом-офтальмологом, дополнительную подстраховку детей во всех видах движений, так как у детей нарушена координация движений в связи с низкой остротой зрения. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнения на животе. При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (работа с мячом, лазание, равновесие), чтобы ребенок ощущал движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как наклейка ограничивает свободу движений. Можно иногда снимать окклюзию на музыкальных занятиях, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты. На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия [8].

Таким образом, при  создании специальных условий, соответствующих требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, можно выполнить главную задачу дошкольного образования – подготовить   ребенка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.

Библиографический список

  1. Алексеев, О. Л. Основные вопросы гигиены и охраны зрения детей / О. Л. Алексеев // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2. – С. 4-5.
  2. Подколзина, Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения / Е. Н.  Подколзина // Дефектология. – 2002. – № 6. – С. 71-77, 2003 № 3. – с. 43-49.
  3. Подколзина, Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения / Е. Н.  Подколзина // Дефектология. –2005. – № 6. – С. 33-40.
  4. Самсонова, Е. В. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник // Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ. – 2012. — 56 с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Шалыгина, Т. Об условиях проведения коррекционной работы в тифлопедагогическом кабинете / Т.  Шалыгина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 12. – С. 69-72.
  7. Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрения: Методическое пособие // Под ред. Проф. Л.М. Шипицыной. – СПб. – 1995, – 123 с.

Источник