Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с глаукомой
Рекомендации тифлопедагога для учителей по работе с детьми с нарушением зрения, в зависимости от вида зрительной патологии
Эбер Е.Е.,
учитель-дефектолог
(тифлопедагог)
МИОПИЯ ( близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
-обязательно хорошее освещение,
— нельзя низко наклоняться, беречь спину,
— исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости)
— необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов),
— ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну),
— освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе -1500 лк.,
— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.,
— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия,
— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание,
— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость).
Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
-возможны физические нагрузки,
— легче смотреть вдаль,
— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные,
— трудно работать в тетради — чаще у доски.
АСТИГМАТИЗМ.
Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
— дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности,
ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
— использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками,
— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках,
— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой — все роняют, ручки и другие принадлежности.
АМБЛИОПИЯ.
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
-при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов,
— допустимая нагрузка — 10 минут,
— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий -10 минут,
— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, пазлов, рассматривание картинок,
— использовать трафареты, контурные изображения.
КОСОГЛАЗИЕ (девиация).
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.
При этом:
-снижаются зрительные функции,
— отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),
— замедляется скорость, точность, дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,
— существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
— работать на приподнятой поверхности ( подставка),
— необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов,
— при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.
РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
-работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали,
— т.к., возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки,
— развивать слуховое внимание.
НИСТАГМ.
Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
-т.к. нарушена функция взора — недопустимо списывание с доски,
— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания,
— при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку,
— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей,
— такой ребенок самым первым начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом,
— в учебниках и тетрадях должны быть закладки,
— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
ГЛАУКОМА.
Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
— недопустим резкий эмоциональный всплеск,
недопустимо
— переутомление,
— длительное пребывание в темном помещении,
— резко менять температуру окружающей среды,
— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),
— место ученика в передней половине помещения,
— освещенность рабочей поверхности — 500 лк.,
— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),
— допустимая зрительная нагрузка — 10 минут, отдых- 1 минута
(упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),
— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,
— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,
— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,
— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.
КАТАРАКТА.
Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).
Рекомендации:
-иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение,
— сидеть в классе во второй половине класса,
— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут,
— отдых 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий),
— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий),
— для учащихся с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.
Источник
АНАТОМИЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА ЗРЕНИЯ И РЕЧИ Учебно-методический комплекс дисциплины
Причины возникновения глаукомы, ее течение, первые признаки и исходы. Врожденная глаукома у детей: особенности возникновения, течение, исходы. Приобретенная глаукома: юношеская, первичная и вторичная. Особенности ее возникновения, течение, исходы. Ранняя диагностика, профилактика и лечение глаукомы.
Острый приступ глаукомы, причины, особенности течения.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с глаукомой: противопоказаны состояния организма и условия внешней среды, способствующие повышению внутриглазного давления. Показано ограничение зрительной и физической нагрузки; противопоказанно пребывание в жарком помещении, на солнце, в темном помещении.
15. 6. Патология глазодвигательного аппарата органа зрения
Косоглазие содружественное и паралитическое.
Содружественное косоглазие: этиология возникновения; особенности клиники. Амблиопия при содружественном косоглазии.
Паралитическое косоглазие: причины появления, особенности течения.
Профилактика и лечение косоглазия и амблиопии в поликлиниках, кабинетах охраны зрения, специализированных детских садах, санаториях для детей с косоглазием. Лечение косоглазия складывается из следующих этапов: плеоптическое, ортоптическое, хирургическое, плеоптоортоптическое.
Роль педагога, воспитателя в процессе профилактики и при лечении косоглазия и амблиопии. Тесная взаимосвязь с семьей ребенка. Роль родителей в проведении лечебно-восстановительной работы при косоглазии и амблиопии.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с косоглазием и амблиопией; все педагогические мероприятия должны согласовываться с лечебно-восстановительной работой.
15. 7. Поражение органа зрения в целом
Микрофтальм, анофтальм, альбинизм: причины возникновения, особенности течения и исходы. Профилактика и лечение.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей при данной патологии: зрительная и физическая нагрузка должны соответствовать зрительным возможностям (т.е. состоянию зрительных функций), физическому развитию ребенка, его возрасту.
15. 8. . Повреждения органа зрения у детей
Частота повреждений органа зрения у детей. Все повреждения органа зрения у детей делятся на: тупые травмы — контузии органа зрения; ранения — проникающие и непрободные; ожоги — термические, химические, лучевые, комбинированные; отморожения; укусы насекомыми в области органов зрения. Особенности течения и первая помощь при повреждениях органа зрения у детей. Профилактика повреждений органа зрения.
Модуль 16. Причины глубоких нарушений зрения у детей
Врожденные и приобретенные заболевания органа зрения у детей.
Врожденные заболевания наблюдаются в результате воздействия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также при наличии наследственного фактора (врожденная близорукость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Роль наследственного фактора в появлении глубоких нарушений зрения у детей. Роль отрицательных факторов, воздействующих на плод или эмбрион, к которым относятся: инфекционные и вирусные заболевания матери, перенесенные во время беременности; хроническое заболевание или его обострение; общесоматическое заболевание; различные интоксикации (медикаментозные, алкогольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химические и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы; травмы; недоношенность плода и т.д.
Приобретенные заболевания органа зрения, обусловливающие слепоту, остаточное зрение, слабовидение у детей. Причины их возникновения: детские инфекционные заболевания; травмы органа зрения; поражение центральной нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли головного мозга).
Профилактика появления глубоких нарушений зрения у
Дети с глубокими нарушениями зрения делятся на слепых и
слабовидящих по определенным показателям.
В свою очередь слепые дети делятся на две группы: тотально слепые и дети с остаточным зрением. Определенная часть детей имеет инвалидность по зрению. Установление групп инвалидности.
Модуль 17. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.
Гигиена учебно-воспитательного процесса, особенности режима дня для детей с нарушением зрения; организация занятий в течение недели, дня, урока; допустимая зрительная нагрузка для детей с нарушением зрения; ограничение физической нагрузки; гигиена физического воспитания; гигиена окружающих внешних условий (освещенность, мебель, требования к дидактическому материалу и наглядным пособиям). Технические средства коррекции остаточного зрения и слабовидения (очки, контактные линзы, лупы, тифлоприборы и др.).
Модуль 18. Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения.
18. 1. Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией
Задачи специализированного детского сада: 1) организация и проведение полного комплекса лечебных мероприятий для восстановления зрительных функций; 2) всестороннее воспитание детей с нарушениями зрения; 3) подготовка детей к поступлению в школу. Показания к приему детей в специализированные детские сады. Состав групп для детей с косоглазием и амблиопией, а также групп для слабовидящих детей. Организация режима дня с учетом зрительных нагрузок: 1) общеобразовательные занятия; 2) игровая деятельность; 3) деятельность детей в быту.
Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей с нарушением зрения. Педагог должен иметь представления по следующим вопросам: жалобы ребенка; возраст матери при рождении ребенка, где и кем работала мать; глазные заболевания родителей, ближайших родственников; течение беременности у матери; течение родов; особенности физического и интеллектуального развития ребенка; в каком возрасте и при каких обстоятельствах впервые обнаружено снижение или отсутствие зрения; какой поставлен диагноз; когда, где и какое проведено лечение: хирургическое, терапевтическое, плеоптическое; офтальмологический диагноз правого глаза, левого глаза; состояние основных зрительных функций: острота зрения, поле зрения, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение; общее состояние здоровья ребенка: психоневрологическая сфера, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, состояние речи, состояние слуха, двигательные нарушения.
18. 2. Лечебно-восстановительная работа в специализированных детских садах
Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. Развитие способности зрительного восприятия, зрительной ориентации. Виды детской деятельности: игры, труд, занятия, бытовая деятельность. Дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнений зрительных функций. Особенности общеобразовательных занятий на разных этапах лечения.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
Описание заболевание глаукомы
Открытоугольная глаукома лечение и профилактика
Как проверить глаз на глаукому
Физические упражнения после операции по глаукоме
Хомяки глаукома
Нетрадиционная медицина и глаукома
Вопрос Глаукома врожденная и приобретенная
Глаукома — многопричинное заболевание глаз, основным проявлением которого является постоянное или периодическое повышение внутриглазного давления, из-за нарушения оттока водянистой влаги (внутриглазной жидкости) из глаза.
Выделяют врожденную и приобретенную глаукому. Врожденная глаукома встречается не так часто и лечение (хирургическое) проводят в детских отделениях больниц в раннем возрасте. Чаще всего приходится сталкиваться с первичной открытоугольной глаукомой, которая в начале протекает незаметно для человека (нет ухудшения зрения, боли, ) и это в свою очередь приводит к прогрессированию заболевания, запущенным случаям, когда встает вопрос только о сохранении остаточного зрения, а порой для снятия болевого синдрома, чтобы сохранить глаз.
В приобретенных глаукомах выделяют: возрастную (первичную открытоугольную и закрытоугольную глаукому), обычно развивается у людей старше 40-50 лет; она является одной из главных причин неизлечимой слепоты. И вторичную, которая связана с травмами глаза и другими заболеваниями глаза или организма (например, сахарный диабет), после перенесенных глазных операций (например, катаракты) или воспалений (например, увеит, иридоциклит).
В заключении необходимо сказать о том, что глаукома — заболевание пожизненное. Даже если проведенное лечение позволяет внутриглазному давлению оставаться на нормальном уровне на протяжении многих лет, нет гарантии, что подъемы внутриглазного давления не будут повторяться. Поэтому, если у вас диагностирована глаукома, вам необходимо постоянно находится под наблюдением офтальмолога. Обычно периодичность осмотров составляет 2-3 месяца, в зависимости от стадии болезни.
Вопрос Патология глазодвигательного аппарата органа зрения
Косоглазие содружественное и паралитическое.
При содружественном косоглазии косит то левый, то правый глаз, при этом величина отклонения от прямого положения примерно одинаковая. Практика показывает, что чаще косоглазие возникает у лиц с аметропией и анизометропией, среди которых превалирует дальнозоркость. Причем дальнозоркость преобладает в случаях сходящегося косоглазия, а близорукость сочетается с расходящимся видом косоглазия. Основной причиной содружественного косоглазия, чаще всего, является аметропия, и чем больше она выражена, тем большая ее роль в возникновении этой патологии.
При паралитическом косоглазии косит один глаз. Основным признаком этого вида косоглазия является ограничение или отсутствие движений глаза в сторону действия пораженной мышцы и, как следствие – нарушение бинокулярного зрения, двоение. Причины возникновения этого вида косоглазия могут быть обусловлены поражением соответствующих нервов или нарушением морфологии и функции самих мышц. Эти изменения могут носить врожденный характер или наступить вследствие инфекционных заболеваний, травм, опухолей, сосудистых заболеваний.
Вопрос
Поражение органа зрения в целом
Альбинизм — это отсутствие пигмента в коже, волосах, тканях глаза. Различают полный альбинизм, при котором пигмент отсутствует во всем организме, и частичный альбинизм, при котором пигмент отсутствует только в отдельных органах, например в глазах. При общем альбинизме вся кожа, в том числе и кожа век, имеет бледно-розовую или молочно-белую окраску. Брови и ресницы тоже обесцвечены, белы. Изменения при альбинизме не ограничиваются кожей, а проявляются большей или меньшей недостаточностью пигмента внутри глаза: в радужке, в хориоидее, в сетчатке.
Микрофтальм-аномалия развития глаза: малые размеры глазного яблока.
Анофтальм- отсутствие одного или обоих глаз. А. обычно бывает приобретённым в результате повреждения глаза или оперативного его удаления.
Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 777 | Нарушение авторских прав
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Катаракта глаукома бельмо
Когда глаукома передается по наследству
Медицина лечение глаукомы и катаракты
Близорукость глаукома
Офтальмогигиенические рекомендации по воспитанию и обучению детей с патологией органа зрения
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с близорукостью.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с дальнозоркостью.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с аномалиями и заболеваниями роговой оболочки.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией хрусталика.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией сосудистого тракта.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией сетчатки и зрительного нерва.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с глаукомой.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с косоглазием и амблиопией.
Тема 12. Структура специализированных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушением слуха.
Детские сады для тугоухих и глухих. Показания и порядок направления детей в детские сады.
Школы для глухих детей. Показания и порядок направления в школы.
Школы для тугоухих и позднооглохших детей. Показания и порядок направления в школы.
Задачи и функции спецшкол для слабослышащих. Два отделения в школах данной категории.
Тема 13. Задачи и функции специализированных детских садов для детей с нарушением слуха.
Задачи специализированного детского сада: формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи; организация и проведение комплекса лечебно-компенсаторных мероприятий; всестороннее воспитание детей с нарушением слуха; подготовка детей к поступлению в школу. Организация режима дня: общеобразовательные занятия; игровая деятельность; деятельность детей в быту. Вся работа детских садов строится по принципу двух потоков: глухие и слабослышащие с недоразвитой речью; слабослышащие и позднооглохшие, владеющие речью или ее остатками.
Тема 14. Взаимосвязь лечебной и коррекционно-педагогической работы.
Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей с нарушением слуха. Педагог должен иметь представления о следующих вопросах: течение беременности и родов; состояние наследственности; особенности физического, интеллектуального развития ребенка. Когда и как впервые обнаружено снижение или отсутствие слуха. Какое лечение проведено. Состояние слуха в момент обследования ребенка; состояние речи; общее состояние здоровья: психоневрологическая сфера, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, состояние зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Использование методов компенсации нарушений слуха.
— Тема 15. Развитие слухового восприятия.
Задачи развития слухового восприятия у глухих детей: расширение представлений о звуках окружающей действительности; различение элементов речи; использование остаточного слуха.
Задачи развития слухового восприятия у слабослышащих детей: расширение восприятия речи на слух; развитие словесной речи; формирование навыков правильного произношения слов и фраз.
Развитие слухового восприятия основывается на установлении условно-рефлекторных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями. Основные условия: соответствие звуков слуховым возможностям детей; значимость звуков; постепенность перехода от грубых к более тонким дифференцировкам.
Тема 16. Использование технических средств коррекции и компенсации.
Индивидуальные слуховые аппараты. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования. Современные слуховые аппараты. Протезирование слуха. Электродно-имплантационное протезирование.
Тема 17. Развитие и использование сохранных анализаторов.
Зрительное восприятие у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Значение состояния основных зрительных функций.
Зрительное восприятие устной речи. Чтение с губ. Офтальмо-гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушением слуха.
Тактильно-вибрационное восприятие. Приборы, рассчитанные на использование тактильно-вибрационного ощущения.
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 125 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
СМОТРИТЕ ЕЩЕ:
Лекарство от глаукомы для ресниц
Глаукома глаза операция не помогла
Глаукому если не лечить
Абсолютная болящая терминальная глаукома
Что нельзя делать после операции на глаза глаукома
Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с глаукомой
1. Что такое хориоретиниты?
2. Ретинопатии сетчатки (виды, особенности течения).
3. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки.
4. Атрофии зрительного нерва.
5. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией сетчатки и зрительного нерва.
6. Ретинобластома: этиология, особенности течения, исход.
3.6. Глаукома врожденная и приобретенная
Причины возникновения глаукомы, ее течение, первые признаки и исходы. Врожденная глаукома у детей: особенности возникновения, течение, исходы. Приобретенная глаукома:
юношеская, первичная и вторичная. Особенности ее возникновения, течение, исходы. Ранняя диагностика, профилактика и лечение глаукомы.
Острый приступ глаукомы, причины, особенности течения. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с глаукомой: противопоказаны состояния организма и условия внешней среды, способствующие повышению внутриглазного давления. Показано ограничение зрительной и физической нагрузки; противопоказанно пребывание в жарком помещении, на солнце, в темном помещении.
Источник