Рекомендации к процессу обучения детей с глаукомой

Причины возникновения глаукомы, ее течение, первые при­знаки и исходы. Врожденная глаукома у детей: особенности возникновения, течение, исходы. Приобретенная глаукома: юношеская, первичная и вторичная. Особенности ее возникно­вения, течение, исходы. Ранняя диагностика, профилактика и лечение глаукомы.

Острый приступ глаукомы, причины, особенности течения.

Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с гла­укомой: противопоказаны состояния организма и условия внеш­ней среды, способствующие повышению внутриглазного давле­ния. Показано ограничение зрительной и физической нагруз­ки; противопоказанно пребывание в жарком помещении, на солнце, в темном помещении.

15. 6. Патология глазодвигательного аппарата органа зрения

Косоглазие содружественное и паралитическое.

Содружественное косоглазие: этиология возникновения; осо­бенности клиники. Амблиопия при содружественном косогла­зии.

Паралитическое косоглазие: причины появления, особенно­сти течения.

Профилактика и лечение косоглазия и амблиопии в поли­клиниках, кабинетах охраны зрения, специализированных дет­ских садах, санаториях для детей с косоглазием. Лечение ко­соглазия складывается из следующих этапов: плеоптическое, ортоптическое, хирургическое, плеоптоортоптическое.

Роль педагога, воспитателя в процессе профилактики и при лечении косоглазия и амблиопии. Тесная взаимосвязь с семьей ребенка. Роль родителей в проведении лечебно-восстановитель­ной работы при косоглазии и амблиопии.

Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с косоглазием и амблиопией; все педагогические мероприятия должны согласовываться с лечебно-восстановительной работой.

15. 7. Поражение органа зрения в целом

Микрофтальм, анофтальм, альбинизм: причины возник­новения, особенности течения и исходы. Профилактика и ле­чение.

Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей при данной патологии: зрительная и физическая нагрузка долж­ны соответствовать зрительным возможностям (т.е. состоянию зрительных функций), физическому развитию ребенка, его возрасту.

15. 8. . Повреждения органа зрения у детей

Частота повреждений органа зрения у детей. Все поврежде­ния органа зрения у детей делятся на: тупые травмы — конту­зии органа зрения; ранения — проникающие и непрободные; ожоги — термические, химические, лучевые, комбинирован­ные; отморожения; укусы насекомыми в области органов зре­ния. Особенности течения и первая помощь при повреждениях органа зрения у детей. Профилактика повреждений органа зре­ния.

Модуль 16. Причины глубоких нарушений зрения у детей

Врожденные и приобретенные заболевания органа зрения у детей.

Врожденные заболевания наблюдаются в результате воздей­ствия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также при наличии наследственного фактора (врожденная близору­кость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Роль наследственно­го фактора в появлении глубоких нарушений зрения у детей. Роль отрицательных факторов, воздействующих на плод или эмбрион, к которым относятся: инфекционные и вирусные за­болевания матери, перенесенные во время беременности; хроническое заболевание или его обострение; общесоматическое заболевание; различные интоксикации (медикаментозные, ал­когольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химичес­кие и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы; травмы; недоношенность плода и т.д.

Приобретенные заболевания органа зрения, обусловливаю­щие слепоту, остаточное зрение, слабовидение у детей. Причи­ны их возникновения: детские инфекционные заболевания; травмы органа зрения; поражение центральной нервной систе­мы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли голов­ного мозга).

Профилактика появления глубоких нарушений зрения у

детей.

Дети с глубокими нарушениями зрения делятся на слепых и

слабовидящих по определенным показателям.

В свою очередь слепые дети делятся на две группы: тотально слепые и дети с остаточным зрением. Определенная часть де­тей имеет инвалидность по зрению. Установление групп инва­лидности.

Модуль 17. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

Гигиена учебно-воспитательного процесса, особенности ре­жима дня для детей с нарушением зрения; организация заня­тий в течение недели, дня, урока; допустимая зрительная на­грузка для детей с нарушением зрения; ограничение физичес­кой нагрузки; гигиена физического воспитания; гигиена окружающих внешних условий (освещенность, мебель, требо­вания к дидактическому материалу и наглядным пособиям). Технические средства коррекции остаточного зрения и слабовидения (очки, контактные линзы, лупы, тифлоприборы и др.).

Модуль 18. Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения.

18. 1. Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией

Задачи специализированного детского сада: 1) организация и проведение полного комплекса лечебных мероприятий для вос­становления зрительных функций; 2) всестороннее воспитание детей с нарушениями зрения; 3) подготовка детей к поступле­нию в школу. Показания к приему детей в специализированные детские сады. Состав групп для детей с косоглазием и амблиопи­ей, а также групп для слабовидящих детей. Организация режи­ма дня с учетом зрительных нагрузок: 1) общеобразовательные занятия; 2) игровая деятельность; 3) деятельность детей в быту.

Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей с нарушением зрения. Педагог должен иметь представления по следующим вопросам: жалобы ребенка; возраст матери при рож­дении ребенка, где и кем работала мать; глазные заболевания родителей, ближайших родственников; течение беременности у матери; течение родов; особенности физического и интеллек­туального развития ребенка; в каком возрасте и при каких об­стоятельствах впервые обнаружено снижение или отсутствие зрения; какой поставлен диагноз; когда, где и какое проведено лечение: хирургическое, терапевтическое, плеоптическое; оф­тальмологический диагноз правого глаза, левого глаза; состояние основных зрительных функций: острота зрения, поле зре­ния, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение; общее состояние здоровья ребенка: психоневрологическая сфе­ра, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыха­тельная система, состояние речи, состояние слуха, двигатель­ные нарушения.

Читайте также:  Роль медицинской сестры при глаукоме

18. 2. Лечебно-восстановительная работа в специализированных детских садах

Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. Развитие способности зрительного вос­приятия, зрительной ориентации. Виды детской деятельности: игры, труд, занятия, бытовая деятельность. Дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражне­ний зрительных функций. Особенности общеобразовательных занятий на разных этапах лечения.

Учебно-тематическое планирование

Модуль

Количество часов

Лекции

Практические

Самостоятельная раб.

    Модуль 1. Основные понятия и физиология органа слуха.

    4

    2

    6

      Модуль 2.Анатомическое строение и возрастные особенности органа слуха

      2

      2

      4

        Модуль 3. Физиологические основы деятельности слухового анализатора.

        2

        2

        4

          Модуль 4. Особенности исследования слуховой функции у детей.

          2

          2

          4

            Модуль 5. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей.

            2

            2

            4

              Модуль 6. Периферический и центральный отделы речевого аппа­рата.

              2

              2

              4

                Модуль 7. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи.

                2

                2

                4

                  Модуль 8. Физиология органов речи.

                  2

                  2

                  4

                    Модуль 9. Особенности исследования органов речи у детей.

                    2

                    2

                    4

                      Модуль 10. Патология (аномалия развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей.

                      2

                      2

                      4

                        Модуль 11. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей.

                        2

                        2

                        4

                          Модуль 12. Основные вопросы офтальмологической помощи детям.

                          2

                          2

                          4

                            Модуль 13. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей.

                            4

                            2

                            6

                              Модуль 14. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей.

                              2

                              2

                              4

                                Модуль 15. Врожденная и приобретенная патология органов зрения.Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией.

                                2

                                2

                                4

                                  Модуль 16. Причины глубоких нарушений зрения у детей

                                  2

                                  2

                                  4

                                    Модуль 17. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.

                                    2

                                    2

                                    4

                                      Модуль 18. Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения.

                                      2

                                      2

                                      4

                                      Итого

                                      40

                                      36

                                      76

                                      Лекционный курс

                                      Тема 1. Модуль 1. Основные понятия и физиология органа слуха. (4 час)

                                      Предмет и задачи курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Значение данного курса в системе подготовки педагогов. Основные задачи курса. Связь предмета с ме­дицинскими и педагогическими дисциплинами.Понятие об анализаторах. Строение и функция анали­затора по Павлову: периферический, проводниковый, корковый отделы. Взаимосвязь всех сенсорных систем в организме.

                                      Основные понятия: речевая система, сенсорные системы, этиология, патогенез, анамнез, анализатор, корковый конец анализатора.

                                      Литература: основная: 3,16; дополнительная: 12, 20, 28, 46.

                                      Задание для самостоятельной работы (6 час).

                                      1. Подбор литературы по курсу.

                                      2. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

                                      3. Уточнение понятий из словаря.

                                      4. Подготовка к практическому занятию.

                                      Тема 2. Модуль 2. Анатомическое строение и возрастные особенности органа слуха (2 час)

                                      Строение, функции наружного уха и его возрастные особенности. Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности. Строение, функции внутреннего уха и его возрастные особенности. Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора.

                                      Основные понятия: наружное ухо, внутреннее ухо, среднее ухо, евстахиева труба, кортиев орган, эндолимфа, пепелимфа, перекресток слуховых путей, бинауральный слух, корковый отдел анализатора, принцип гетерохронии, звуковысотный слух, фонематический слух.

                                      Литература: основная: 3,5,6,8,11,13,16,15,18,19,20,21,22; дополнительная:1,2,3,5,7,8,16,21,24, 25,30,32,34,35,36,38,40.

                                      Задание для самостоятельной работы (4 час).

                                      1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

                                      2. Уточнение понятий из словаря.

                                      3. Сделать конспект по теме «Развитие слуховой сенсорной системы в онтогенезе»

                                      План:

                                      1. Основные закономерности эволюции слуховой системы и краткая характеристика развития органов слуха у типичных представителей животного мира.

                                      2. Этапы формирования слуховой системы в пренатальном онтогенезе человека.

                                      3. Критические периоды в развитии слуховой сенсорной системы в онтогенезе.

                                      4. Роль эндогенных и экзогенных факторов в нарушении закладки и развитии органов слуха.

                                      1. Подготовка к практическому занятию.

                                      Тема 3.Модуль 3. Физиологические основы деятельности слухового анализатора (2 час).

                                      Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Чувствительность органа слуха.

                                      Основные понятия: амплитуда, частота звуковых колебаний, децибелы, высота звука – герц, тембр, фонация, воздушное и костное звукопроведение, кортиев орган, микрофонный эффект улитки, порог слухового ощущения, порог звукового диском­форта, динамичес­кий диапазон восприятия звуков речи, слуховая адаптация, слуховое утомление, бинауральный слух.

                                      Литература основная: 3,5,6,8,11,13,16,15,18,19,20,21,22; дополнительная: 1,2,3,5,7,8,16,21, 24,25,30,32,34,35,36,38,40.

                                      Задание для самостоятельной работы (4час).

                                      1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

                                      2. Уточнение понятий из словаря.

                                      3. Сделать конспект по теме: «Основные этапы развития слуховой функции у ребен­ка».

                                      Источник

                                      Особенности течения и исходов ретинопатий у
                                      детей. Профилактика и лечение ретинопатий.
                                      Отслоение сетчатки у детей. Причины его возникновения, их
                                      профилактика.
                                      Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей.
                                      Этиология, клиника, исход данных заболеваний.
                                      Ретинобластома — опухоль сетчатки, особенности ее течения
                                      и изменение зрительных функций.
                                      Заболевания зрительного нерва — у детей с глубокими нару-
                                      шениями зрения чаще всего отмечаются в виде атрофии зритель-
                                      ного нерва. Врожденные и приобретенные атрофии зрительно-
                                      го нерва. Особенности возникновения, течения, исходов. Про-
                                      филактика. Лечение.
                                      Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
                                      патологией сетчатки и зрительного нерва: при зрительной и
                                      физической нагрузке — строго дифференцированный, индиви-
                                      дуальный подход в зависимости от формы, течения, глубины
                                      процесса.
                                      139
                                      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
                                      1. Что такое хориоретиниты?
                                      2. Ретинопатии сетчатки (виды, особенности течения).
                                      3. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки.
                                      4. Атрофии зрительного нерва.
                                      5. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
                                      патологией сетчатки и зрительного нерва.
                                      6. Ретинобластома: этиология, особенности течения, исход.
                                      3.6. Глаукома врожденная и приобретенная
                                      Причины возникновения глаукомы, ее течение, первые при-
                                      знаки и исходы. Врожденная глаукома у детей: особенности
                                      возникновения, течение, исходы. Приобретенная глаукома:
                                      юношеская, первичная и вторичная. Особенности ее возникно-
                                      вения, течение, исходы. Ранняя диагностика, профилактика и
                                      лечение глаукомы.
                                      Острый приступ глаукомы, причины, особенности течения.
                                      Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с гла-
                                      укомой: противопоказаны состояния организма и условия внеш-
                                      ней среды, способствующие повышению внутриглазного давле-
                                      ния. Показано ограничение зрительной и физической нагруз-
                                      ки; противопоказанно пребывание в жарком помещении, на
                                      солнце, в темном помещении.
                                      ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
                                      1. Изучить пути оттока внутриглазной жидкости.
                                      2. Ознакомление с методом исследования внутриглазного
                                      давления с помощью тонометра Маклакова.
                                      3. Проанализировать режим дня, зрительную нагрузку, ра-
                                      бочее место ребенка с глаукомой в комнате для занятий.
                                      Рекомендуется провести анализ и конспектирование разде-
                                      ла из учебника:
                                      Ковалевский ЕЛ. Детская офтальмология. — М., 1980.
                                      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
                                      1. Каков основной путь оттока внутриглазной жидкости?
                                      2. Врожденная глаукома у детей.
                                      3. Приобретенная глаукома у детей.
                                      4. Профилактика и печение глаукомы.
                                      140
                                      5. Острый приступ глаукомы.
                                      6. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
                                      глаукомой.
                                      3. 7. Патология глазодвигательного аппарата органа
                                      зрения
                                      f
                                      Косоглазие содружественное и паралитическое.
                                      Содружественное косоглазие: этиология возникновения; осо-
                                      бенности клиники. Амблиопия при содружественном косогла-
                                      зии.
                                      Паралитическое косоглазие: причины появления, особенно-
                                      сти течения.
                                      Профилактика и лечение косоглазия и амблиопии в поли-
                                      клиниках, кабинетах охраны зрения, специализированных дет-
                                      ских садах, санаториях для детей с косоглазием. Лечение ко-
                                      соглазия складывается из следующих этапов: плеоптическое,
                                      ортоптическое, хирургическое, плеоптоортоптическое.
                                      Роль педагога, воспитателя в процессе профилактики и при
                                      лечении косоглазия и амблиопии. Тесная взаимосвязь с семьей
                                      ребенка. Роль родителей в проведении лечебно-восстановитель-
                                      ной работы при косоглазии и амблиопии.
                                      Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
                                      косоглазием и амблиопией; все педагогические мероприятия
                                      должны согласовываться с лечебно-восстановительной работой.
                                      ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
                                      1. Ознакомиться с методом диагностики содружественного
                                      косоглазия.
                                      2. Проанализировать основные принципы лечения содруже-
                                      ственного косоглазия.
                                      3. Изучить основные меры профилактики содружественно-
                                      го косоглазия и амблиопии.
                                      Рекомендуется провести анализ и конспектирование моно-
                                      графии:
                                      Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. — М., 1977.
                                      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
                                      1. Типы косоглазия у детей.
                                      2. Причины и клиническая картина содружественного косо-
                                      глазия.
                                      141
                                      3. Причины и клиническая картина паралитического косо-
                                      глазия.
                                      4. Дисбинокулярная амблиопия.
                                      5. Профилактика появления косоглазия и амблиопии.
                                      6. Лечение косоглазия и амблиопии.
                                      7. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
                                      косоглазием и амблиопией.
                                      8. Роль педагога-воспитателя в процессе профилактики и при
                                      лечении косоглазия и амблиопии.
                                      3.8. Поражение органа зрения в целом
                                      Микрофтальм, анофтальм, альбинизм: причины возник-
                                      новения, особенности течения и исходы. Профилактика и ле-
                                      чение.
                                      Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей при
                                      данной патологии: зрительная и физическая нагрузка долж-
                                      ны соответствовать зрительным возможностям (т. е. состоянию
                                      зрительных функций), физическому развитию ребенка, его
                                      возрасту.
                                      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
                                      1. Что такое микрофтальм?
                                      2. Как можно определить анофтальм?
                                      3. Альбинизм, причины возникновения и его течение.
                                      4. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
                                      альбинизмом.
                                      6. Профилактика развития поражения органа зрения в це-
                                      лом.
                                      3.9. Повреждения органа зрения у детей
                                      Частота повреждений органа зрения у детей. Все поврежде-
                                      ния органа зрения у детей делятся на: тупые травмы — конту-
                                      зии органа зрения; ранения — проникающие и непрободные;
                                      ожоги — термические, химические, лучевые, комбинирован-
                                      ные; отморожения; укусы насекомыми в области органов зре-
                                      ния. Особенности течения и первая помощь при повреждениях
                                      органа зрения у детей. Профилактика повреждений органа зре-
                                      ния.
                                      142
                                      ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
                                      Знакомство студентов с основными методами оказания пер-
                                      вой помощи при повреждении органов зрения у детей.
                                      Первая помощь ребенку с проникающим ранением заклю-
                                      чается в следующем: наложить стерильную повязку; дать боле-
                                      утоляющие и успокаивающие лекарства; в горизонтальном по-
                                      ложении отправить в специализированное глазное отделение.
                                      Первая помощь при ожогах: удалить инородные тела и хи-
                                      мические агенты из конъюнктивального мешка (промыть глаз
                                      дезинфицирующим раствором); наложить стерильную повязку,
                                      отправить в специализированное глазное отделение.
                                      Научить студентов накладывать повязки.
                                      Студентам рекомендуется провести анализ и конспектиро-
                                      вание раздела из моно-
                                      графии:
                                      Аветисов Э.С» Ковалевский ЕМ., Хватова А.В. Руководство по детс-
                                      кой офтальмологии. — М., 1987.
                                      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
                                      1. Как часто отмечаются повреждения органа зрения у де-
                                      тей?
                                      2. Какие основные повреждения органа зрения у детей на-
                                      блюдаются?
                                      3. Профилактика повреждений органа зрения у детей.
                                      4. Первая помощь при повреждениях органа зрения у детей.
                                      РАЗДЕЛ IV. СЛЕПОТА, ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
                                      И СЛАБОВИДЕНИЕ У ДЕТЕЙ
                                      4.1. Причины глубоких нарушений зрения у детей
                                      Врожденные и приобретенные заболевания органа зрения у
                                      детей.
                                      Врожденные заболевания наблюдаются в результате воздей-
                                      ствия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также
                                      при наличии наследственного фактора (врожденная близору-
                                      кость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Роль наследственно-
                                      го фактора в появлении глубоких нарушений зрения у детей.
                                      Роль отрицательных факторов, воздействующих на плод или
                                      эмбрион, к которым относятся: инфекционные и вирусные за-
                                      болевания матери, перенесенные во время беременности; хро-
                                      143
                                      ническое заболевание или его обострение; общесоматическое
                                      заболевание; различные интоксикации (медикаментозные, ал-
                                      когольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химичес-
                                      кие и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы;
                                      травмы; недоношенность плода и т. д.
                                      Приобретенные заболевания органа зрения, обусловливаю-
                                      щие слепоту, остаточное зрение, слабовидение у детей. Причи-
                                      ны их возникновения: детские инфекционные заболевания;
                                      травмы органа зрения; поражение центральной нервной систе-
                                      мы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли голов-
                                      ного мозга).
                                      Профилактика появления глубоких нарушений зрения у
                                      детей.
                                      Дети с глубокими нарушениями зрения делятся на слепых и
                                      слабовидящих по определенным показателям.
                                      В свою очередь слепые дети делятся на две группы: тотально
                                      слепые и дети с остаточным зрением. Определенная часть де-
                                      тей имеет инвалидность по зрению. Установление групп инва-
                                      лидности.
                                      Контрольные вопросы для самоподготовки
                                      1. Врожденные заболевания органа зрения у детей.
                                      2. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
                                      3. Профилактика развития глубоких нарушений зрения у
                                      детей.
                                      4. Дети с какими нарушениями зрения относятся к слепым?
                                      5. Дети с какими нарушениями зрения относятся к слабови-
                                      дящим?
                                      6. Каких детей относят к детям с остаточным зрением?
                                      7. Инвалидность по зрению.
                                      4.2. Гигиена и охрана зрения у детей
                                      Гигиена учебно-воспитательного процесса, особенности ре-
                                      жима дня для детей с нарушением зрения; организация заня-
                                      тий в течение недели, дня, урока; допустимая зрительная на-
                                      грузка для детей с нарушением зрения; ограничение физичес-
                                      кой нагрузки; гигиена физического воспитания; гигиена
                                      окружающих внешних условий (освещенность, мебель, требо-
                                      вания к дидактическому материалу и наглядным пособиям).
                                      Технические средства коррекции остаточного зрения и слабо-
                                      видения (очки, контактные линзы, лупы, тифлоприборы и др.).
                                      144
                                      ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
                                      Рекомендуется провести анализ и конспектирование моно-
                                      графии:
                                      Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школь-
                                      ников. -М.,1982.
                                      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
                                      1. Режим дня в специализированных детских учреждениях.
                                      2. Работоспособность в течение учебной недели, дня, занятия.
                                      3. Гигиена зрительной работы.
                                      4. Гигиена физического воспитания.
                                      5. Технические средства коррекции глубоких нарушений
                                      зрения.
                                      РАЗДЕЛ V. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
                                      ДЕТСКИХ САДОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
                                      С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
                                      5.1. Специализированный детский сад для детей
                                      с косоглазием и амблиопией
                                      Задачи специализированного детского сада: 1) организация и
                                      проведение полного комплекса лечебных мероприятий для вос-
                                      становления зрительных функций; 2) всестороннее воспитание
                                      детей с нарушениями зрения; 3) подготовка детей к поступле-
                                      нию в школу. Показания к приему детей в специализированные
                                      детские сады. Состав групп для детей с косоглазием и амблиопи-
                                      ей, а также групп для слабовидящих детей. Организация режи-
                                      ма дня с учетом зрительных нагрузок: 1) общеобразовательные
                                      занятия; 2) игровая деятельность; 3) деятельность детей в быту.
                                      Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей
                                      с нарушением зрения. Педагог должен иметь представления по
                                      следующим вопросам: жалобы ребенка; возраст матери при рож-
                                      дении ребенка, где и кем работала мать; глазные заболевания
                                      родителей, ближайших родственников; течение беременности
                                      у матери; течение родов; особенности физического и интеллек-
                                      туального развития ребенка; в каком возрасте и при каких об-
                                      стоятельствах впервые обнаружено снижение или отсутствие
                                      зрения; какой поставлен диагноз; когда, где и какое проведено
                                      лечение: хирургическое, терапевтическое, плеоптическое; оф-
                                      тальмологический диагноз правого глаза, левого глаза; состоя-
                                      ю
                                      3dK.2919
                                      145
                                      ние основных зрительных функций: острота зрения, поле зре-
                                      ния, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение;
                                      общее состояние здоровья ребенка: психоневрологическая сфе-
                                      ра, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыха-
                                      тельная система, состояние речи, состояние слуха, двигатель-
                                      ные нарушения.
                                      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

                                      Читайте также:  Бывает ли повышенное глазное давление без глаукомы

                                      Источник