Рекомендации к процессу обучения детей с глаукомой
Причины возникновения глаукомы, ее течение, первые признаки и исходы. Врожденная глаукома у детей: особенности возникновения, течение, исходы. Приобретенная глаукома: юношеская, первичная и вторичная. Особенности ее возникновения, течение, исходы. Ранняя диагностика, профилактика и лечение глаукомы.
Острый приступ глаукомы, причины, особенности течения.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с глаукомой: противопоказаны состояния организма и условия внешней среды, способствующие повышению внутриглазного давления. Показано ограничение зрительной и физической нагрузки; противопоказанно пребывание в жарком помещении, на солнце, в темном помещении.
15. 6. Патология глазодвигательного аппарата органа зрения
Косоглазие содружественное и паралитическое.
Содружественное косоглазие: этиология возникновения; особенности клиники. Амблиопия при содружественном косоглазии.
Паралитическое косоглазие: причины появления, особенности течения.
Профилактика и лечение косоглазия и амблиопии в поликлиниках, кабинетах охраны зрения, специализированных детских садах, санаториях для детей с косоглазием. Лечение косоглазия складывается из следующих этапов: плеоптическое, ортоптическое, хирургическое, плеоптоортоптическое.
Роль педагога, воспитателя в процессе профилактики и при лечении косоглазия и амблиопии. Тесная взаимосвязь с семьей ребенка. Роль родителей в проведении лечебно-восстановительной работы при косоглазии и амблиопии.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с косоглазием и амблиопией; все педагогические мероприятия должны согласовываться с лечебно-восстановительной работой.
15. 7. Поражение органа зрения в целом
Микрофтальм, анофтальм, альбинизм: причины возникновения, особенности течения и исходы. Профилактика и лечение.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей при данной патологии: зрительная и физическая нагрузка должны соответствовать зрительным возможностям (т.е. состоянию зрительных функций), физическому развитию ребенка, его возрасту.
15. 8. . Повреждения органа зрения у детей
Частота повреждений органа зрения у детей. Все повреждения органа зрения у детей делятся на: тупые травмы — контузии органа зрения; ранения — проникающие и непрободные; ожоги — термические, химические, лучевые, комбинированные; отморожения; укусы насекомыми в области органов зрения. Особенности течения и первая помощь при повреждениях органа зрения у детей. Профилактика повреждений органа зрения.
Модуль 16. Причины глубоких нарушений зрения у детей
Врожденные и приобретенные заболевания органа зрения у детей.
Врожденные заболевания наблюдаются в результате воздействия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также при наличии наследственного фактора (врожденная близорукость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Роль наследственного фактора в появлении глубоких нарушений зрения у детей. Роль отрицательных факторов, воздействующих на плод или эмбрион, к которым относятся: инфекционные и вирусные заболевания матери, перенесенные во время беременности; хроническое заболевание или его обострение; общесоматическое заболевание; различные интоксикации (медикаментозные, алкогольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химические и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы; травмы; недоношенность плода и т.д.
Приобретенные заболевания органа зрения, обусловливающие слепоту, остаточное зрение, слабовидение у детей. Причины их возникновения: детские инфекционные заболевания; травмы органа зрения; поражение центральной нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли головного мозга).
Профилактика появления глубоких нарушений зрения у
детей.
Дети с глубокими нарушениями зрения делятся на слепых и
слабовидящих по определенным показателям.
В свою очередь слепые дети делятся на две группы: тотально слепые и дети с остаточным зрением. Определенная часть детей имеет инвалидность по зрению. Установление групп инвалидности.
Модуль 17. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей.
Гигиена учебно-воспитательного процесса, особенности режима дня для детей с нарушением зрения; организация занятий в течение недели, дня, урока; допустимая зрительная нагрузка для детей с нарушением зрения; ограничение физической нагрузки; гигиена физического воспитания; гигиена окружающих внешних условий (освещенность, мебель, требования к дидактическому материалу и наглядным пособиям). Технические средства коррекции остаточного зрения и слабовидения (очки, контактные линзы, лупы, тифлоприборы и др.).
Модуль 18. Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения.
18. 1. Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией
Задачи специализированного детского сада: 1) организация и проведение полного комплекса лечебных мероприятий для восстановления зрительных функций; 2) всестороннее воспитание детей с нарушениями зрения; 3) подготовка детей к поступлению в школу. Показания к приему детей в специализированные детские сады. Состав групп для детей с косоглазием и амблиопией, а также групп для слабовидящих детей. Организация режима дня с учетом зрительных нагрузок: 1) общеобразовательные занятия; 2) игровая деятельность; 3) деятельность детей в быту.
Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей с нарушением зрения. Педагог должен иметь представления по следующим вопросам: жалобы ребенка; возраст матери при рождении ребенка, где и кем работала мать; глазные заболевания родителей, ближайших родственников; течение беременности у матери; течение родов; особенности физического и интеллектуального развития ребенка; в каком возрасте и при каких обстоятельствах впервые обнаружено снижение или отсутствие зрения; какой поставлен диагноз; когда, где и какое проведено лечение: хирургическое, терапевтическое, плеоптическое; офтальмологический диагноз правого глаза, левого глаза; состояние основных зрительных функций: острота зрения, поле зрения, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение; общее состояние здоровья ребенка: психоневрологическая сфера, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, состояние речи, состояние слуха, двигательные нарушения.
18. 2. Лечебно-восстановительная работа в специализированных детских садах
Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. Развитие способности зрительного восприятия, зрительной ориентации. Виды детской деятельности: игры, труд, занятия, бытовая деятельность. Дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнений зрительных функций. Особенности общеобразовательных занятий на разных этапах лечения.
Учебно-тематическое планирование
№ | Модуль | Количество часов | ||
Лекции | Практические | Самостоятельная раб. | ||
Модуль 1. Основные понятия и физиология органа слуха. | 4 | 2 | 6 | |
Модуль 2.Анатомическое строение и возрастные особенности органа слуха | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 3. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 4. Особенности исследования слуховой функции у детей. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 5. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 6. Периферический и центральный отделы речевого аппарата. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 7. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 8. Физиология органов речи. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 9. Особенности исследования органов речи у детей. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 10. Патология (аномалия развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 11. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 12. Основные вопросы офтальмологической помощи детям. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 13. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей. | 4 | 2 | 6 | |
Модуль 14. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 15. Врожденная и приобретенная патология органов зрения.Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 16. Причины глубоких нарушений зрения у детей | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 17. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей. | 2 | 2 | 4 | |
Модуль 18. Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения. | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 40 | 36 | 76 |
Лекционный курс
Тема 1. Модуль 1. Основные понятия и физиология органа слуха. (4 час)
Предмет и задачи курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Значение данного курса в системе подготовки педагогов. Основные задачи курса. Связь предмета с медицинскими и педагогическими дисциплинами.Понятие об анализаторах. Строение и функция анализатора по Павлову: периферический, проводниковый, корковый отделы. Взаимосвязь всех сенсорных систем в организме.
Основные понятия: речевая система, сенсорные системы, этиология, патогенез, анамнез, анализатор, корковый конец анализатора.
Литература: основная: 3,16; дополнительная: 12, 20, 28, 46.
Задание для самостоятельной работы (6 час).
Подбор литературы по курсу.
Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.
Уточнение понятий из словаря.
Подготовка к практическому занятию.
Тема 2. Модуль 2. Анатомическое строение и возрастные особенности органа слуха (2 час)
Строение, функции наружного уха и его возрастные особенности. Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности. Строение, функции внутреннего уха и его возрастные особенности. Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора.
Основные понятия: наружное ухо, внутреннее ухо, среднее ухо, евстахиева труба, кортиев орган, эндолимфа, пепелимфа, перекресток слуховых путей, бинауральный слух, корковый отдел анализатора, принцип гетерохронии, звуковысотный слух, фонематический слух.
Литература: основная: 3,5,6,8,11,13,16,15,18,19,20,21,22; дополнительная:1,2,3,5,7,8,16,21,24, 25,30,32,34,35,36,38,40.
Задание для самостоятельной работы (4 час).
Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.
Уточнение понятий из словаря.
Сделать конспект по теме «Развитие слуховой сенсорной системы в онтогенезе»
План:
Основные закономерности эволюции слуховой системы и краткая характеристика развития органов слуха у типичных представителей животного мира.
Этапы формирования слуховой системы в пренатальном онтогенезе человека.
Критические периоды в развитии слуховой сенсорной системы в онтогенезе.
Роль эндогенных и экзогенных факторов в нарушении закладки и развитии органов слуха.
Подготовка к практическому занятию.
Тема 3.Модуль 3. Физиологические основы деятельности слухового анализатора (2 час).
Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Чувствительность органа слуха.
Основные понятия: амплитуда, частота звуковых колебаний, децибелы, высота звука – герц, тембр, фонация, воздушное и костное звукопроведение, кортиев орган, микрофонный эффект улитки, порог слухового ощущения, порог звукового дискомфорта, динамический диапазон восприятия звуков речи, слуховая адаптация, слуховое утомление, бинауральный слух.
Литература основная: 3,5,6,8,11,13,16,15,18,19,20,21,22; дополнительная: 1,2,3,5,7,8,16,21, 24,25,30,32,34,35,36,38,40.
Задание для самостоятельной работы (4час).
Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.
Уточнение понятий из словаря.
Сделать конспект по теме: «Основные этапы развития слуховой функции у ребенка».
Источник
Особенности течения и исходов ретинопатий у
детей. Профилактика и лечение ретинопатий.
Отслоение сетчатки у детей. Причины его возникновения, их
профилактика.
Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки у детей.
Этиология, клиника, исход данных заболеваний.
Ретинобластома — опухоль сетчатки, особенности ее течения
и изменение зрительных функций.
Заболевания зрительного нерва — у детей с глубокими нару-
шениями зрения чаще всего отмечаются в виде атрофии зритель-
ного нерва. Врожденные и приобретенные атрофии зрительно-
го нерва. Особенности возникновения, течения, исходов. Про-
филактика. Лечение.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
патологией сетчатки и зрительного нерва: при зрительной и
физической нагрузке — строго дифференцированный, индиви-
дуальный подход в зависимости от формы, течения, глубины
процесса.
139
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Что такое хориоретиниты?
2. Ретинопатии сетчатки (виды, особенности течения).
3. Дегенеративно-дистрофические изменения сетчатки.
4. Атрофии зрительного нерва.
5. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
патологией сетчатки и зрительного нерва.
6. Ретинобластома: этиология, особенности течения, исход.
3.6. Глаукома врожденная и приобретенная
Причины возникновения глаукомы, ее течение, первые при-
знаки и исходы. Врожденная глаукома у детей: особенности
возникновения, течение, исходы. Приобретенная глаукома:
юношеская, первичная и вторичная. Особенности ее возникно-
вения, течение, исходы. Ранняя диагностика, профилактика и
лечение глаукомы.
Острый приступ глаукомы, причины, особенности течения.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с гла-
укомой: противопоказаны состояния организма и условия внеш-
ней среды, способствующие повышению внутриглазного давле-
ния. Показано ограничение зрительной и физической нагруз-
ки; противопоказанно пребывание в жарком помещении, на
солнце, в темном помещении.
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Изучить пути оттока внутриглазной жидкости.
2. Ознакомление с методом исследования внутриглазного
давления с помощью тонометра Маклакова.
3. Проанализировать режим дня, зрительную нагрузку, ра-
бочее место ребенка с глаукомой в комнате для занятий.
Рекомендуется провести анализ и конспектирование разде-
ла из учебника:
Ковалевский ЕЛ. Детская офтальмология. — М., 1980.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Каков основной путь оттока внутриглазной жидкости?
2. Врожденная глаукома у детей.
3. Приобретенная глаукома у детей.
4. Профилактика и печение глаукомы.
140
5. Острый приступ глаукомы.
6. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
глаукомой.
3. 7. Патология глазодвигательного аппарата органа
зрения
f
Косоглазие содружественное и паралитическое.
Содружественное косоглазие: этиология возникновения; осо-
бенности клиники. Амблиопия при содружественном косогла-
зии.
Паралитическое косоглазие: причины появления, особенно-
сти течения.
Профилактика и лечение косоглазия и амблиопии в поли-
клиниках, кабинетах охраны зрения, специализированных дет-
ских садах, санаториях для детей с косоглазием. Лечение ко-
соглазия складывается из следующих этапов: плеоптическое,
ортоптическое, хирургическое, плеоптоортоптическое.
Роль педагога, воспитателя в процессе профилактики и при
лечении косоглазия и амблиопии. Тесная взаимосвязь с семьей
ребенка. Роль родителей в проведении лечебно-восстановитель-
ной работы при косоглазии и амблиопии.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
косоглазием и амблиопией; все педагогические мероприятия
должны согласовываться с лечебно-восстановительной работой.
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с методом диагностики содружественного
косоглазия.
2. Проанализировать основные принципы лечения содруже-
ственного косоглазия.
3. Изучить основные меры профилактики содружественно-
го косоглазия и амблиопии.
Рекомендуется провести анализ и конспектирование моно-
графии:
Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. — М., 1977.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Типы косоглазия у детей.
2. Причины и клиническая картина содружественного косо-
глазия.
141
3. Причины и клиническая картина паралитического косо-
глазия.
4. Дисбинокулярная амблиопия.
5. Профилактика появления косоглазия и амблиопии.
6. Лечение косоглазия и амблиопии.
7. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
косоглазием и амблиопией.
8. Роль педагога-воспитателя в процессе профилактики и при
лечении косоглазия и амблиопии.
3.8. Поражение органа зрения в целом
Микрофтальм, анофтальм, альбинизм: причины возник-
новения, особенности течения и исходы. Профилактика и ле-
чение.
Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей при
данной патологии: зрительная и физическая нагрузка долж-
ны соответствовать зрительным возможностям (т. е. состоянию
зрительных функций), физическому развитию ребенка, его
возрасту.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Что такое микрофтальм?
2. Как можно определить анофтальм?
3. Альбинизм, причины возникновения и его течение.
4. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с
альбинизмом.
6. Профилактика развития поражения органа зрения в це-
лом.
3.9. Повреждения органа зрения у детей
Частота повреждений органа зрения у детей. Все поврежде-
ния органа зрения у детей делятся на: тупые травмы — конту-
зии органа зрения; ранения — проникающие и непрободные;
ожоги — термические, химические, лучевые, комбинирован-
ные; отморожения; укусы насекомыми в области органов зре-
ния. Особенности течения и первая помощь при повреждениях
органа зрения у детей. Профилактика повреждений органа зре-
ния.
142
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Знакомство студентов с основными методами оказания пер-
вой помощи при повреждении органов зрения у детей.
Первая помощь ребенку с проникающим ранением заклю-
чается в следующем: наложить стерильную повязку; дать боле-
утоляющие и успокаивающие лекарства; в горизонтальном по-
ложении отправить в специализированное глазное отделение.
Первая помощь при ожогах: удалить инородные тела и хи-
мические агенты из конъюнктивального мешка (промыть глаз
дезинфицирующим раствором); наложить стерильную повязку,
отправить в специализированное глазное отделение.
Научить студентов накладывать повязки.
Студентам рекомендуется провести анализ и конспектиро-
вание раздела из моно-
графии:
Аветисов Э.С» Ковалевский ЕМ., Хватова А.В. Руководство по детс-
кой офтальмологии. — М., 1987.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Как часто отмечаются повреждения органа зрения у де-
тей?
2. Какие основные повреждения органа зрения у детей на-
блюдаются?
3. Профилактика повреждений органа зрения у детей.
4. Первая помощь при повреждениях органа зрения у детей.
РАЗДЕЛ IV. СЛЕПОТА, ОСТАТОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
И СЛАБОВИДЕНИЕ У ДЕТЕЙ
4.1. Причины глубоких нарушений зрения у детей
Врожденные и приобретенные заболевания органа зрения у
детей.
Врожденные заболевания наблюдаются в результате воздей-
ствия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также
при наличии наследственного фактора (врожденная близору-
кость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Роль наследственно-
го фактора в появлении глубоких нарушений зрения у детей.
Роль отрицательных факторов, воздействующих на плод или
эмбрион, к которым относятся: инфекционные и вирусные за-
болевания матери, перенесенные во время беременности; хро-
143
ническое заболевание или его обострение; общесоматическое
заболевание; различные интоксикации (медикаментозные, ал-
когольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химичес-
кие и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы;
травмы; недоношенность плода и т. д.
Приобретенные заболевания органа зрения, обусловливаю-
щие слепоту, остаточное зрение, слабовидение у детей. Причи-
ны их возникновения: детские инфекционные заболевания;
травмы органа зрения; поражение центральной нервной систе-
мы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли голов-
ного мозга).
Профилактика появления глубоких нарушений зрения у
детей.
Дети с глубокими нарушениями зрения делятся на слепых и
слабовидящих по определенным показателям.
В свою очередь слепые дети делятся на две группы: тотально
слепые и дети с остаточным зрением. Определенная часть де-
тей имеет инвалидность по зрению. Установление групп инва-
лидности.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Врожденные заболевания органа зрения у детей.
2. Приобретенные заболевания органа зрения у детей.
3. Профилактика развития глубоких нарушений зрения у
детей.
4. Дети с какими нарушениями зрения относятся к слепым?
5. Дети с какими нарушениями зрения относятся к слабови-
дящим?
6. Каких детей относят к детям с остаточным зрением?
7. Инвалидность по зрению.
4.2. Гигиена и охрана зрения у детей
Гигиена учебно-воспитательного процесса, особенности ре-
жима дня для детей с нарушением зрения; организация заня-
тий в течение недели, дня, урока; допустимая зрительная на-
грузка для детей с нарушением зрения; ограничение физичес-
кой нагрузки; гигиена физического воспитания; гигиена
окружающих внешних условий (освещенность, мебель, требо-
вания к дидактическому материалу и наглядным пособиям).
Технические средства коррекции остаточного зрения и слабо-
видения (очки, контактные линзы, лупы, тифлоприборы и др.).
144
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рекомендуется провести анализ и конспектирование моно-
графии:
Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школь-
ников. -М.,1982.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Режим дня в специализированных детских учреждениях.
2. Работоспособность в течение учебной недели, дня, занятия.
3. Гигиена зрительной работы.
4. Гигиена физического воспитания.
5. Технические средства коррекции глубоких нарушений
зрения.
РАЗДЕЛ V. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ДЕТСКИХ САДОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
5.1. Специализированный детский сад для детей
с косоглазием и амблиопией
Задачи специализированного детского сада: 1) организация и
проведение полного комплекса лечебных мероприятий для вос-
становления зрительных функций; 2) всестороннее воспитание
детей с нарушениями зрения; 3) подготовка детей к поступле-
нию в школу. Показания к приему детей в специализированные
детские сады. Состав групп для детей с косоглазием и амблиопи-
ей, а также групп для слабовидящих детей. Организация режи-
ма дня с учетом зрительных нагрузок: 1) общеобразовательные
занятия; 2) игровая деятельность; 3) деятельность детей в быту.
Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей
с нарушением зрения. Педагог должен иметь представления по
следующим вопросам: жалобы ребенка; возраст матери при рож-
дении ребенка, где и кем работала мать; глазные заболевания
родителей, ближайших родственников; течение беременности
у матери; течение родов; особенности физического и интеллек-
туального развития ребенка; в каком возрасте и при каких об-
стоятельствах впервые обнаружено снижение или отсутствие
зрения; какой поставлен диагноз; когда, где и какое проведено
лечение: хирургическое, терапевтическое, плеоптическое; оф-
тальмологический диагноз правого глаза, левого глаза; состоя-
ю
3dK.2919
145
ние основных зрительных функций: острота зрения, поле зре-
ния, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение;
общее состояние здоровья ребенка: психоневрологическая сфе-
ра, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыха-
тельная система, состояние речи, состояние слуха, двигатель-
ные нарушения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Источник