Программа здоровье про близорукость

Сегодня доктор Коновалов обследовал наш пациентов на близорукость.
Благодаря этим обследованиям мы знаем, у кого из наших девяти участников есть эта проблема со зрением.

Наверное, все у кого есть близорукость знают об этом, потому что это очевидная вещь, тем не менее, проведём тест на выявление близорукости.
Все желающие, могут провести этот тест самостоятельно.

Первое — что нужно сделать это взять лист бумаги с обычным шрифтом и посмотреть на него на расстоянии 30 см. Видно ли вам, или хочется поднести листок ближе к себе?
Второе – посмотрите вдаль. Близорукие люди видят хорошо на близком расстоянии, а вдаль видят плохо, они начинают щуриться, чтобы присмотреться.

У нас есть человек, у которого по результатам обследования была выявлена близорукость.

— Что такое близорукость?

Коновалов М. Е.:
Близорукость – это заболевание, которое определяется анатомией глаза. У нашей девушки глаз больше, чем у нормального человека, это так называемая осевая близорукость, т.е. близорукость, которая развилась за счёт удлинения передней – задней оси глаза.

Пока доктор Коновалов занимается нашей пациенткой, я хочу рассказать, чем глаз здорового человека отличается от глаза человека больного близорукостью.

В норме наш глаз почти правильной круглой формы и мы видим чёткое изображение, когда свет попадает на сетчатку.

А у близоруких людей глаз немного вытянут в передне — заднем направлении. И попадая на зрачок, свет, не достигает сетчатки. Поэтому чтобы видеть хорошо близорукие люди приближают объект, чтобы фокус оказался на сетчатке.

Близорукость

— Вика, как вы боретесь со своей болезнью?

Вика:
У меня есть вот такие очки, я в них хожу дома, когда смотрю телевизор или работаю за компьютером.

Очки с эффектом диафрагмы

— Михаил Егорович, ну, и как помогают такие очки?
Пол России сейчас в таких ходит, их рекламируют усиленно.

Коновалов М. Е.:
Эти очки очень популярны сейчас. В них задействован эффект диафрагмы, т.е. когда мы смотрим через маленькое отверстие это и есть эффект диафрагмы. Этот эффект нам незначительно повышает остроту зрения.

Многим эти очки могут помогать, но лечебного действия они не имеют, они зрение не портят, но и не улучшают.
Лучше человек видит только когда он в этих очках, как только очки снимаются, к человеку возвращается его нормальное состояние, т.е. близорукость.

Близорукие люди и щурятся только для того, чтобы создать диафрагму.
— Как лечится близорукость?

Коновалов М. Е.:
Для того чтобы видеть при близорукости нужно пользоваться оптическими средствами, это может быть минусовая линза в очках, или же контактная линза отрицательная. Или же хирургическим методом производится лечение.

— С какого возраста можно проводить хирургическое лечение?

Коновалов М. Е.:
В России такие операции разрешены с 18 лет, но мы смотрим, прогрессирует ли болезнь или нет, есть ли ещё какие-то заболевания. Если болезнь не прогрессирует, и других заболеваний нет, то мы проводим такие операции после 18 лет, а вот в Америке такие операции разрешены с 21 года.

Такие возрастные ограничения нужны потому, что необходимо дождаться, чтобы глаз вырос, сформировался и больше не удлинялся.
Поэтому до 18 лет такую операцию нельзя делать принципиально, а то и можно подождать до 20 – 25 лет.
— Михаил Егорович, как проходит операция?

Коновалов М. Е.:
Во время операции мы расслаиваем роговицу, затем часть внутренней роговицы выпаривается лазером, и возвращаем на место наш поверхностный слой.
Операция проходит очень быстро и в результате того, что наружный слой роговицы не повреждается, многие пациенты уже на следующий день не имеют никаких симптомов хирургического вмешательства.

Нормальное зрение появляется в результате изменения кривизны роговицы и фокуса изображения, т.е. роговица становится более плоской.

— Какая толщина роговицы выпаривается?

Коновалов М. Е.:
Выпаривается толщина соответственно той близорукости, которую мы имеем. Чем больше близорукость, тем больше мы должны выпарить.
При правке зрения на 1 диоптрию нужно испарить 10 микрон, но это очень мало, потому что в центральной части роговицы обычно 550 – 600 микрон.

Вопросы от зрителей:
— Что лучше при близорукости, контактные линзы или очки?

Коновалов М. Е.:
Если есть переносимость контактных линз, то лучше использовать линзы. При сильной близорукости зачастую очками просто невозможно полностью скорректировать зрение.
Но это при условии хорошей переносимости.

Источник

Близорукость (миопия) является одной из основных причин нечеткого зрения. При близорукости далеко расположенные предметы выглядят размытыми, и для того чтобы их разглядеть, близорукий человек щурится или хмурит брови. Выделяют три степени близорукости: низкую, среднюю и высокую.

В большинстве случаев близорукость – это не заболевание, а вариант нормы (физиологическая близорукость). В редких случаях близорукость развивается на фоне какого-либо заболевания (патологическая близорукость).

Причины близорукости

Основной причиной близорукости является изменение формы глазного яблока. Реже – с изменениями роговицы или хрусталика.

В норме лучи света проходят через преломляющие среды глаза и фокусируются на сетчатке. При близорукости изображение предметов формируется не на сетчатке, а перед ней.

Предотвратить развитие близорукости невозможно.

Симптомы близорукости

Ведущим симптомом близорукости является нечеткое видение далеко расположенных предметов. Близорукие люди плохо видят рисунки и текст на доске, испытывают трудности при посещении кинотеатров и при просмотре телевизора. Близорукость мешает учебе в школе, занятиям спортом, выполнению профессиональных обязанностей.

Если ребенок щурится или хмурит брови, жалуется на частые головные боли, держит книги и другие предметы близко к лицу, значит, у него близорукость. В школе близорукие дети сидят на первой парте, а дома – близко к экрану телевизора. Они не интересуются спортом и другими занятиями, для которых требуется четкое видение далеко расположенных предметов.

При подозрении на близорукость родителям следует отвести ребенка к офтальмологу. Если начать лечение близорукости в раннем возрасте, можно избежать проблем с учебой и социальной адаптацией ребенка.

Когда появляется близорукость?

Как правило, близорукость появляется в возрасте от 6 до 12 лет. У подростков глазные яблоки продолжают расти, поэтому близорукость может быстро прогрессировать. Некоторым подросткам врачи выписывают новые очки каждый год или еще чаще.

У девушек близорукость перестает прогрессировать к 14-16 годам, а у юношей – к 25 годам.

Диагностика близорукости

Близорукость выявляется при обычном офтальмологическом обследовании. Во время него офтальмолог расспрашивает пациента о проблемах со зрением и производит оценку состояния глаз, которая включает в себя офтальмоскопию, тонометрию, осмотр с помощью щелевой лампы и другие процедуры.

Офтальмологическое обследование новорожденных и маленьких детей должно проводиться при каждом посещении педиатра. Как правило, близорукость выявляется в младшем школьном возрасте.

Лечение близорукости

Для коррекции близорукости используются очки и контактные линзы. Кроме того, применяются и хирургические методы: ЛАСИК, ФРК (фоторефракционная кератэктомия) и установка интраокулярной линзы. Хирургического лечение направлено на улучшение зрения и избавление пациента от очков и контактных линз. Результат операции считается хорошим, если острота зрения после операции составляет не менее 0,5. Люди с остротой зрения не менее 0,5 могут водить машину без корректирующих линз.

Хирургическое лечение рекомендуется пациентам, которым очки и контактные линзы доставляют дискомфорт. Однако прежде чем принять решение, следует взвесить все плюсы и минусы, в том числе возможный риск и стоимость операции. Также следует помнить о том, что после операции, возможно, все равно потребуются очки или контактные линзы.

Читайте также:  Как исправить зрение при близорукости и дальнозоркости

Близорукие люди должны регулярно посещать офтальмолога, а при ухудшении зрения – обращаться к нему немедленно.

Источник

Она готова сменить свой привычный всем телевизионный имидж и снять очки. Но сделает это не просто так, а ради… здоровья телезрителей. Новый сезон Елена начнет циклом программ, посвященных глазным болезням.

— Тебе не жалко разрушать свой имидж, который нарабатывался, создавался годами? Телезрители привыкли уже к очкастой тетеньке-доктору…

— А телезрители сами будут решать — снимать мне очки или нет. Для начала мы собираемся показать на Первом канале программу, где я единственный раз снялась без очков. Но мне бы очень хотелось снять очки вместе со многими телезрителями, которые будут смотреть “Здоровье” и поправят зрение. Сколько можно носить очки? Ведь я постоянно сама рассказываю телезрителям, что их можно снять!

— И как ты себе представляешь эту кампанию по массовому снятию очков?

— Мы будем шаг за шагом рассказывать и показывать людей, которым сделали операции, которые снимают очки при катаракте, близорукости, дальнозоркости и т.д. Нам звонят сотни людей и просят помощи, некоторых прооперируем прямо в эфире. Причем, совершенно бесплатно.

— Для исправления зрения тебе придется делать операцию?

— Есть вариант операции, есть вариант линз. При современной ситуации в медицине человек может выбрать то, что ему удобно.

— Нескромный вопрос: какое глазное заболевание у тебя?

— У меня дальнозоркость.

— Это минус сколько?

— Это не минус, а плюс! Во мне больше плюсов, чем минусов — шутка. (Смеется.)

— Плюс сколько у тебя?

— Не скажу! Плюс много.

— То есть ты видишь хорошо далеко?

— Без очков я лучше вижу вдали, чем вблизи, это верно.

— Как давно ты пользуешься очками?

— Я ношу очки с 9 месяцев и без очков себя не помню.

— Делаются ли операции по дальнозоркости?

— Делаются. Тут используются самые последние медицинские достижения, но так лечится только врожденная дальнозоркость.

— Почему ты, хорошо разбираясь в проблемах зрения, до сих пор не сделала себе операцию?

— А дело в том, что офтальмология в первую очередь нацелена на лечение близорукости — это самая главная проблема у людей. А лечение дальнозоркости — это суперсовременная медицина. Это появилось всего несколько лет назад. Раньше были только очки и линзы.

— Если возникнет необходимость снять очки, то придется, наверное, и прическу менять?

— На случай, если придется снимать очки, сейчас отращиваю волосы. Вообще мне будет тяжело без очков — я к ним привыкла.

— Кто твой стилист?

— Я человек просто устроенный, и крашусь я в обычных парикмахерских рядом с домом, но это в быту. А для работы есть прекрасный художник-гример Герман Моисеев, и именно он создатель образа, который все видят на экране.

— И что говорит Герман про возможную смену имиджа?

— Он категорически против. Телевидение очень консервативно, и, если тебя знают именно таким человеком, а потом ты меняешься, это серьезные вещи и очень трудное решение. Программа “Здоровье” уже 7 лет в эфире, а это много.

— За семь лет ты не изменилась. Какой косметикой пользуешься?

— Поскольку по профессии я врач, у меня есть четкое понимание ситуации: каждый вечер люди должны умываться с мылом, чтобы смывать кожное сало. Потом надо восстановить кислую среду кожи: для этого в полстакана воды капаем несколько капель лимона и таким раствором протираем лицо, а дальше человек может наносить все, что угодно, все, что ему подходит.

— Но говорят, что мыло сушит кожу, как же быть с этим?

— Мыльный раствор необходим, часто он просто называется по-другому на этикетке. Лучше умываться жидким мылом, поскольку в нем всегда меньше микробов. Людям с повышенной раздражимостью кожи, прыщами лучше пользоваться не тканевым махровым, а одноразовым бумажным полотенцем, салфеткой. Такие маленькие приемы, не требующие больших денег, очень эффективны.

— Что еще посоветуешь?

— Еще надо помнить про чистку лица скрабом хотя бы раз в неделю, особенно женщинам, поскольку с возрастом способность кожи к обновлению уменьшается.

— А ванны из трав принимаешь?

— Нет, на ванны из трав времени не хватает. Последнее, что очень важно, — солевой скраб для тела. Человек может его сам сделать из обыкновенной крупной соли и растительного масла. Соль и масло кладутся на мочалку и растираются по всему телу.

— Раздражения от такого не бывает?

— Если это делать без фанатизма, то не бывает.

— Лена, у тебя для телезрителей всегда наготове пара сюрпризов и интересных медицинских фактов. А чем ты можешь удивить читателей “МК”?

— Недавно появилось одно важное новшество — это ультразвуковая зубная щетка, правда, в России такого пока еще нет. Она дает возможность чистить зубы с помощью ультразвуковых колебаний, экономя зубную пасту и не портя эмаль. В США она стоит порядка 100$.

— Почему люди так бурно реагируют на статьи, на телепрограммы о медицине?

— У нас около 600 звонков и 500 писем в неделю. Но в западных странах интерес к здоровью еще выше. Не могу сказать, что вся страна больна, просто, когда мы рассказываем, людям проще откликаться по определенной теме. Мы многим помогаем. Недавно показывали очень тяжелый сюжет про мальчика, которому собака содрала лицо, он ходит в силиконовой маске, и сейчас мы разыскиваем врачей, чтобы помочь ему.

— Поделись секретом своего здоровья.

— Я никогда не болею хандрой, меланхолией, недовольством жизнью и поэтому не устаю.

Источник

По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах — от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость — это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Читайте также:  Если у ребенка близорукость можно исправить

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость — массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран — а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики — неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Отличное зрение — важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных — с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям — под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч, учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности — самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 — 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Читайте также:  Форма глазного яблока при близорукости и дальнозоркости

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 — 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня — 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10—15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 — 10 раз.

8. И. п. — упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.

11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

Источник: сайт «Спорт и семья»

Источник