Профилактика близорукости у студентов

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальность данной темы обуславливается тем, что миопия – самая распространенная аномалия рефракции, при которой нарушаются зрительные функции, обнаруживается у каждого шестого жителя планеты. Особенно подвержены этому заболеванию студенты, так как нагрузка на глаза за время учебы в университете значительно повышается.

А.Д. Семенов, В.М. Петухов, Р.П. Шикунова (1971) определили аномалии рефракции, представленные в основном миопией слабой и средней степеней, у 34% студентов Куйбышевского медицинского института. Л.А. Деев и соавт. (1995) диагностировали миопию у 25% студентов г. Смоленска. Р. Няма (1990) отмечает 20,4% близоруких студентов Монголии. По данным Реньян Чу и Ван Юн (КНР) в 1987 году миопия определялась у 45,13% студентов г. Шанхая. Данные, полученные отечественными исследователями (Л.В. Шерстнева и соавт., 1998) — 42,5% близоруких среди студентов г. Москвы. Согласно исследованию, проведенному Апрелевым А.Е., Пашининой Р.В., Карауловой Е.С. среди студентов с 1 по 3 курс ГБОУ ВПО ОрГМА видно, что из 1621 студента, обучающихся с 1 по 3 курс 490 юношей, 1131 девушка, средний возраст которых составил 18±1 лет, было выявлено 236 студентов с миопией. Таким образом, на пациентов с данной патологией приходится 14,6% (236) от общего количества обследованных студентов. Исследуя соотношения по степеням близорукости на всех курсах количество студентов со слабой (1 курс – 49%, 2 курс – 56,7%, 3 курс – 57%), средней (35%, 31,4%, 34,8% соответственно), высокой (16%, 10,4%, 4,5%) степенью миопии примерно равны. [1] М.С. Сарыбаева, Л.Л. Карп в статье «Распространенность миопии среди студентов первого курса АО «Медицинского Университета Астана»» отражают количество студентов с миопией на первом курсе. Из 500 амбулаторных карт студентов у 140 студентов (111 девушек (79,3%) и 29 юношей (20,7%))было отмечено данное заболевание. [2] Что касается студентов с миопией, занимающихся в спецгруппах, то их количество, согласно исследованию Блажко Е. А., Кудрявского С. И., Мартыненко А. И. , составляет 12,7 % .[3]

Важна роль физической культуры в предупреждении развития миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза. Ведущее место в системе физического воспитания студентов занимают занятия, секции физической культуры. Профилактика включает комплекс оздоровительных мер медицинского, педагогического, педагогического характера : физические упражнения, рациональное питание, режим дня, в том числе и учебных нагрузок, чередование физических активности и отдыха. Основные задачи ЛФК при близорукости: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечно‑сосудистой систем; повышение общей работоспособности студентов; профилактика нарушений осанки; общее укрепление организма. Обязательные занятия физической культурой у студентов проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной. Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении, им полезны занятия спортивными играми. При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у студентов с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. Студенты с близорукостью высокой степени должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Для студентов подготовительной медицинской группы необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физической культурой. Систематические занятия циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, значительно улучшают зрение. [4] Для студентов с близорукостью Аветисовым разработан специальный комплекс упражнений:1. Исходное положение (и.п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3- 5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. 2. И.п. — сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. 3. И.п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2 — 3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25 — 30 см от глаз, и смотреть на него 3 — 5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. 4. И.п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. 5. И.п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.6. И.п. — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1 — 2 с снять пальцы с век. Повторить 3 — 4 раза.

Таким образом, миопия — одно из самых распространенных заболеваний среди студентов как России, так и зарубежных стран. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Несмотря на это, студентам рекомендуется заниматься лечебной физкультурой с целью укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и профилактики прогрессирования близорукости.

Читайте также:  Аппарат визотроник для лечения близорукости отзывы

Список литературы:

1. Апрелев Александр Евгеньевич, Пашинина Раиса Викторовна, Караулова Екатерина Сергеевна Оценка некоторых аспектов качества жизни у студентов с миопией в сочетании с сопутствующей патологией // Вестник ОГУ. 2014. №12 (173) С.11-14.

2. Сарыбаева М.С., Карп Л.Л., Распространенность миопии среди студентов первого курса АО «Медицинского университета Астана» // Научно-практический журнал «Вестник КазНМУ». 2013. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kaznmu.kz/press/ (Дата обращения: 25.12.2016).

3. Блажко Е. А., Кудрявский С. И., Мартыненко А. И. Эффективность применения оздоровительно-восстановительных программ в повышении уровня функционального состояния и физической подготовленности студентов специальных групп медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2 С.25.

4.Аветисов, Э.С. Занятия физической культурой при близорукости / Э.С.

Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан ; М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.

Источник

Библиографическое описание:


Шейкова, А. А. Миопия у студентов-архитекторов и методы ее профилактики / А. А. Шейкова, Л. М. Демьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55273/ (дата обращения: 02.06.2020).



Миопия (близорукость) — нарушение зрения, при котором изображение формируется перед сетчаткой глаза, а не на ней, как положено в норме. Близко расположенные объекты остаются четко видимыми, но чем дальше, тем больше картинка расплывается.

По статистике, близорукостью страдает треть населения планеты, и эта цифра будет только расти. По данным исследования 1998 года, 42 % студентов г. Москвы — имеют близорукость [1]. Согласно исследованию 2012 года, в странах Юго-Восточной Азии миопия есть у 85-90 % молодежи, из них 20 % случаев — миопия высокой степени (более 6 диоптрий). У 34 % российских школьников к 17 годам выявляют миопию. [2]

Особенно актуальна проблема для студентов-архитекторов. По данным Индианского университета США, учащиеся именно этой специальности проводят за подготовкой к занятиям больше всего времени-22,2 часа в неделю. [5] С учетом аудиторных занятий нагрузка на зрительный аппарат получается колоссальная. Большая часть работы осуществляется на компьютере.

Несоблюдение зрительного режима, режима питания, отсутствие регулярных физических нагрузок, неправильное чередование работы и отдыха, генетическая предрасположенность — все эти факторы прямо или косвенно могут привести к развитию близорукости. Многочасовая беспрерывная работа за компьютером, связанная с чертежами и графикой, мелкими деталями и тонкими линиями приводит к утомлению и спазму мышц глаза, из которых впоследствии и развивается близорукость. Кроме того, многие студенты, особенно в преддверии сессий и сдач, работают за компьютером в ночное время в недостаточно освещенном помещении, что нежелательно из-за высокого контраста со светящимся экраном. Да и само по себе положение тела человека, использующего почти любой современный гаджет — отнюдь не анатомично, тем более что мало кто в состоянии следить за позой и осанкой на протяжении долгого времени, да еще и погрузившись в работу, что называется, с головой. Отсюда нарушения кровообращения, негативно сказывающиеся и на здоровье зрения, и на состоянии организма в целом.

Очевидно, что ситуация просто катастрофическая, более того, цифры статистики продолжают расти. Хотя для борьбы с проблемой не требуется каких-то очень сложных и затратных мероприятий. В качестве профилактики миопии и просто для поддержания здоровья человека применяются следующие меры:

– Соблюдение режима питания, правильный рацион, подобранный с учетом высоких умственных и зрительных нагрузок. Овощи, фрукты, орехи, рыба-все эти продукты богаты веществами, необходимыми для нормального функционирования и зрительного аппарата, и организма в целом. Среди таких веществ — витамин А, лютеин, витамины Е и D, тиамин, рибофлавин и др.

– Занятия физкультурой и спортом — улучшают кровообращение, приводят мышцы в тонус. При этом важно индивидуально подобрать комплекс упражнений и дозировать нагрузку с учетом имеющегося диагноза, чтобы не навредить. Также необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на поддержание тонуса глазных мышц — так называемая глазная гимнастика, например, по методике советского офтальмолога Э.С Аветисова. Примерный список упражнений может выглядеть так: крепко зажмурить глаза, затем открыть-10 раз, быстро поморгать-20 раз, смотреть вверх-вниз-вправо-влево-5 раз, круговой массаж глаз — по верхнему веку от виска к носу, от носа к виску — по нижнему-10 раз, смотреть поочередно то на кончик носа, то на точку вдали (на расстоянии 4-5 метров) — 10 раз.

Упражнения направлены на улучшение кровообращения и тренировку мышц глаза.

– Соблюдение зрительного режима — каждый час непрерывной работы за компьютером делать перерывы по 20-30 минут, в это время можно смотреть вдаль, например, в окно, для снятия напряжения глаз.

– Подбор мебели, соответствующей индивидуальным параметрам: ноги сидящего должны доставать до пола, стул — соответствовать анатомической форме спины.

– Соблюдение условий освещенности, правильного положения тела, соблюдение режима дня.

– Проверка зрения раз в год у врача-офтальмолога.

Читайте также:  Витамины для глаз для детей при близорукости форум

Подытожить все вышесказанное можно следующим образом: миопия в XXI веке — проблема, явно выраженная у всего населения в целом и а отдельных групп — студентов архитектурных вузов — особенно заметно. Причин для этого множество — специфический характер обучения, недостаток физической активности, несоблюдение режима дня и базовых правил гигиены зрения, наследственные факторы и т.д. Также существуют и способы решения этой проблемы — контроль адекватности зрительных нагрузок, различные профилактические меры, грамотное чередование работы и отдыха, занятия физической культурой и спортом, а при наличии проблем со зрением — специальные мероприятия, назначаемые врачом.

Большую часть информации об окружающем мире человек получает именно при помощи глаз, поэтому внимательное отношение к собственному зрению — это то, что должно быть свойственно каждому человеку.

Литература:

  1. Лубенцова А.В., Демьянова Л.М. Профилактика миопии у студентов. IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017//URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032270 (дата обращения: 20.12.18)
  2. Электронный ресурс-URL:https://stopmyopia.ru/ (дата обращения: 20.12.18)
  3. Электронный ресурс-URL:https://www.vseoglazah.ru/eye-diseases/myopia/(дата обращения: 20.12.18)
  4. «Студенты-архитекторы проводят за учебой больше всех часов в неделю», статья в журнале SPEECH, URL:https://archspeech.com/article/studenty-arhitektory-provodyat-za-ucheboy-bol-she-vseh-chasov-v-nedelyu (дата обращения 20.12.18)
  5. Халатова А. Н., Юсупова С. П., Исследовательская работа по теме «Профилактика миопии у студентов колледжа», электронный ресурс : //URL: https://educontest.net/ru/ (дата обращения: 20.12.18).

Основные термины (генерируются автоматически): раз, нагрузка, миопия, зрительный режим, зрительный аппарат.

Источник

Н.А. Цеева, Н.А. Корохова

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент, периодически, особенно в зачетно-экзаменаци-онные сессии, переносит большие зрительные нагрузки в условиях малой двигательной активности. Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний. Известно, что среди всех видов заболеваемости особое место занимает нарушение зрения. В образовательном процессе вуза задача профилактики нарушений зрения не решается, несмотря на ее большую социальную значимость. Для педагогических вузов эта проблема особо актуальна. Учитывая, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе растет. По мере перехода с курса на курс, численность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается. Некоторые вузовские дисциплины рассматривают проблему здоровья человека, но они ставят перед собой только образовательные задачи. Физическая культура в рамках образовательного процесса вуза призвана решать и оздоровительную задачу.

Профилактика миопии у студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры

В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодёжи приобретает особое значение, так как в период обучения в вузе студент периодически, особенно в зачетно-экзаменна-ционные сессии, переносит большие психоэмоциональныенагрузки. (К.В. Судаков 1996, В.А. Бодров 2000, Н.А. Золотова 2001).

Умственный труд студентов протекает в условиях малой двигательной активности и большой зрительной нагрузки, что способствует возникновению условий для повышенной умственной и зри-тельной утомляемости, в результате чего снижается работоспособность и ухудшается самочувствие (А.П. Исаев 2000, В.А. Бароненко, А.В. Чудиновских 2004). Следовательно, умственная деятельность студентов, связанная с таким напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезныхзаболе-ваний, в том числе и заболевания глаз (А.С. Егоров, В.П. Загрядский 1973, Ю.В. Щербатых 2000).

Ряд авторов считают, что приобретённую близорукость можно рассматривать, как адаптивный синдром к близкому видению (В.В.Волков 1976, А.А.Сычев 1977). Ульям Бейтс (1995) придерживается несколько иного мнения, считая, что основной причиной нарушения зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает «физическое напряжение глаз», и может являться причиной функционального расстройства зрительного анализатора.

Установлено, что количество студентов с первичной близорукостью при обучении в вузе от года к году растет (на 3-7%). По мере перехода с курса на курсчисленность студентов с более высокими степенями миопии увеличивается (на 5-9%). Частыми причинами, вызывающими снижение зрения считаются аметропия, амблиопия, косоглазие и, в первую очередь, миопия. Миопия, возникающая нередко в младшем школьном возрасте, впоследствии прогрессирует. Этот процесс приводит к се-рьезным изменениям в структуре глаза и значительной потере зрения. Глазная патология у детей и подростков в РФ в настоящее время — 10,0-10,1 тыс. на 100 тыс. детского населенияи 14,6-14,9 тыс. на 100 тыс. подростков. Частота впервые зарегистрированных заболеваний (заболеваемость) в последние годы среди детей возросла с 4728,1 до 4747,8, среди подростков с 3769,8 до 4028,8 случаев на 100 тыс. населения. (В.В. Нероев, 2009).

Лечение прогрессирующей близорукости, как врожденной, так и приобретенной, позволяет снизить частоту поздних осложнений со стороны сетчатки и сосудистой оболочки, приводящих к стойкой утрате трудоспособности. По данным офтальмологов, близорукость в настоящее время занимает второе место среди причин инвалидности, в том числе и у лиц молодого возраста (Э.С. Аветисов 1999). Среди взрослых, имеющих инвалидность, связанную с миопией, 56% являются инвалидами вследствие врожденной миопии, у остальных она приобретенная. Инвалидность по зрению из-за миопии наступает на 10 лет раньше, чем в результате других заболеваний, нередко сочетаясь с глаукомой и катарактой, увеличивая долю миопии в инвалидности (Е.П. Тарутта, 2009).

Читайте также:  Физика глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки

Зрительные нарушения и заболевания глаз, помимо формирования контингента инвалидов по зрению с детства, ведут к другим негативным социальным последствиям: ограничениям в выборе профессии, проблеме призыва на военную службу, зрительному утомлению.

Важной причиной, приводящей к такой частоте заболеваемости, следует считать не только воз-растной фактор, но и образ жизни, офтальмологическую помощь.

Профилактика и лечение глазной патологии у студентовостается одной из важнейших проблем в офтальмологии. Профилактика заключается в предупреждении ее возникновения и прогрессиро-вания. Миопия появляется и прогрессирует чаще всего и в тех случаях, когда нарушается нормальный режим зрительной работы, по многу часов (без перерыва) читают, особенно в положении лежа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физической культурой, не тренируют мышцы глаз.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения бли-зорукости, позволили по новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрении. Ограничение физической активности приблизорукости, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным, нои чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Считается доказанным, что близорукость чаще возникает улиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. Приблизорукостичаще встречаются из-менения опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также сбыстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой.

Показана важная роль физической культуры в предупреждении развития миопии, и ее прогрес-сирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ведущее место в системе физического воспитания студентовзанимают уроки физической куль-туры.

Обязательные занятия физической культурой у студентов проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физиче-ской культурой в подготовительном отделении, им полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игревволейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое иобратно, способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программныетребования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями умеренной ин-тенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у студентов с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 диоптрий и более) должны заниматься физиче-ской культурой только в специальной медицинской группе.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физической культурой. Основные задачи лечебной физкультуры: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечно — сосудистой систем; повышение общей работоспособности студентов; общее укрепление организма и т.д.

Систематические занятияциклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, значительно улучшают зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые при близорукости, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно вклю-чать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражненияобщеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе должны занять важное место в ком-плексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

Главная цель занятий физической культурой — это укрепление здоровья, повышение уровня фи-зического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, а также полноценном, сбалансированном питании.

Литература

  1. Нероев, В.В., Хватова А.В. Прогресирование миопии и некоторые показатели метаболизма соединительной ткани. М., 1988, с. 142.
  2. Аветисов, Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Физкультура при близорукости. М.: Советский спорт, 1993.80 с.
  3. Тарутта, Е.П. Склероукрепляющее лечение и профилактика осложнений прогрессирующей близорукости у подростков. М.,1993,51с.
  4. Сидоренко, Е.И. Изменения глаз при различных заболеваниях М., 1993, с. 199-218.
  5. Аветисов, Э.С. Близорукость М.: Медицина, 1999,285 с.
  6. Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии. Вестник офтальмологии. 2006, т. 122, С. 41-42.

Любое использование материала сайта, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки
на www.sportmedicine.ru с анкером «Сайт «Спортивная медицина»» запрещается.
Sportmedicine.ru © 2006 — 2020

Источник