Профилактика близорукости у детей школьного во

Близорукость (миопия) — это нарушение способности видеть предметы, находящиеся на расстоянии. Даже при незначительной степени она доставляет дискомфорт. Если степень заболевания выше средней, качество жизни ухудшается заметно. Поэтому важно провести профилактические меры, которые помогут не допустить развития данного заболевания.

Что дает профилактика близорукости у детей

Близорукость (миопия) — это нарушение способности видеть предметы, находящиеся на расстоянии

Если зрение достаточно низкое, то ребенку будет проблематично даже различить предметы, находящиеся на расстоянии пары метров.

Чтобы хорошо видеть, придется использовать оптические средства либо проводить операцию. Все это влечет за собой дополнительные сложности, поэтому стоит уделить должное внимание профилактике, которая поможет свести риск возникновения проблемы к минимуму.

Врачи разработали множество эффективных рекомендаций по предупреждению близорукости у детей. Главное — делать все регулярно и не преуменьшать значение профилактических мероприятий.

Наиболее остро стоит проблема развития близорукости у детей школьного возраста. Это связано с регулярной нагрузкой на глаза во время обучения в школе. Со временем рост глаза и развитие миопии протекают медленнее и к совершеннолетию могут полностью прекратиться. Таким образом, если не допустить снижения зрения до этого возраста, то есть шанс, что ухудшение зрения не произойдет до старости. Именно поэтому особенно профилактикой близорукости стоит озаботиться с раннего возраста. 

Профилактика близорукости у детей школьного возраста и подростков

Большое значение имеет освещенность рабочего места ребенка. Слишком яркий или недостаточный свет сказывается на остроте зрения. Идеальным считается вариант, при котором освещение близко к естественному. При этом свет должен падать с левой стороны, настольная лампа должна быть мощностью от 60 Вт. Важно сделать так, чтобы свет не отражался от поверхности стола в глаза ребенка. 

Профилактика близорукости у детей школьного во

Не стоит одновременно пользоваться искусственным и естественным освещением: в такой ситуации глаза пытаются адаптироваться к вариантам освещения, в результате чего подвергаются сильным нагрузкам. По этой же причине не стоит смотреть телевизор или работать за компьютером при ярком или недостаточном освещении. 

Родителям необходимо контролировать время, которое ребенок проводит за телевизором или компьютером. Непрерывно без вреда для здоровья можно находиться не более 35 минут. Наиболее сильным нагрузкам подвергаются детские глаза при просмотре телевизора с высоким разрешением.

В числе других действенных профилактических методов следующие:

  • При работе за компьютером голова ребенка должна находиться, по меньшей мере на 35 см от монитора: это не нарушает процесс аккомодации.
  • Родители должны обратить внимание на величину значков на рабочим столе компьютера, за которым работает ребенок. Так, шрифт должен быть не менее 14 при 100% масштабе. 
  • Масштабирование на мониторе уменьшать нельзя. Если же этого избежать нельзя, то нужно пропорционально увеличивать шрифт. Это поможет сократить нагрузку на зрительный нерв.
  • Необходимо объяснить ребенку, что через каждый час работы нужно давать глазам отдых как минимум 5 минут. Если признаки снижения зрения уже есть, стоит делать перерыв через каждые полчаса работы.
  • Если у ребенка есть небольшая патология в развитии зрительного нерва, то проводить за компьютером можно не более 4 часов в день. 

Кроме того, каждые полгода школьник должен проходить осмотр у офтальмолога. 

Профилактика близорукости у детей дошкольного возраста: упражнения

Профилактика у детей дошкольного возраста связана с аккомодацией. Этот процесс подразумевает фокусировку на определенной точке пространства. У человека без патологических процессов мышцы аккомодации напрягаются непродолжительное время. Если имеют место нарушения, глаз лишается способности фокусироваться. Чтобы снять напряжение, стоит делать следующее упражнение. Последовательность выполнения крайне важна, поэтому ее необходимо запомнить. 

Упражнение заключается в том, чтобы направлять зрачки:

  • вверх;
  • вниз;
  • влево;
  • вправо;
  • влево — затем вверх;
  • вправо — затем вниз.

Чтобы снять напряжение, стоит делать следующее упражнение

Также есть другие упражнения для профилактики близорукости у дошкольников. Например, врачи рекомендуют каждые 3-4 часа «рисовать» глазами круги или любые другие геометрические фигуры в воздухе. Выполнение этих двух упражнений должно длиться не более 3 минут.

Профилактика близорукости: здоровый образ жизни

Родители должны подавать детям пример, привить любовь к здоровому образу жизни. Для начала подойдут прогулки на свежем воздухе, которые с возрастом могут перерасти в небольшие пробежки, гимнастику или поездки на велосипеде. Подобрать вариант физической активности поможет врач по результатам осмотра. 

Однако есть виды спорта, которые выбирать не стоит: к ним относятся те, которые обладают наиболее высоким риском получения травм. Так, не рекомендуется отдавать ребенка в секцию восточных единоборств и прыжков в воду — эти занятия считаются наиболее наиболее травмоопасными для головы.

Школьная программа предполагает наличие физической активности, поэтому дополнительные занятия не должны перегружать организм.

прогулки на свежем воздухе

Организм каждого ребенка имеет свои особенности. То, что для одного не принесет вреда, у другого может спровоцировать возникновение больших проблем. В самых сложных случаях может произойти отслоение сетчатки. Поэтому даже при малейших травмах стоит обращаться к врачу и проходить профилактическое обследование каждые полгода. 

Предупреждение близорукости у детей в первые годы жизни

Заботиться о состоянии глаз детей необходимо с первых лет жизни. Как правило, профилактика сводится к сокращению нагрузки на зрительные органы. Первые книги для малышей должны иметь крупные изображения и значки: чем меньше малыш будет напрягать глаза, тем лучше это для зрения. 

Также важно, чтобы комната была хорошо освещена и не содержала мелких предметов. Даже непродолжительное обращение с ними способно спровоцировать перенапряжение глаз. 

Первые книги для малышей должны иметь крупные изображения

Кроме того, при недостаточном освещении недопустимо рисование и другие аналогичные занятия. С раннего возраста следует приучать детей рисовать и писать за столом. При этом, вне зависимости от вида деятельности, ребенок должен сидеть за столом ровно, расстояние от уровня глаз до рабочей поверхности должно быть строго определенным. В этом поможет следующая рекомендация: эталонным считается расстояние от локтя до кисти руки ребенка.

Прочие рекомендации по профилактике близорукости у детей

Другие медицинские рекомендации по профилактике близорукости у детей дошкольного возраста:

  • стоит контролировать позы малыша во время чтения: оно должно проходить только сидя — в положении лежа глазной нерв излишне напрягается;
  • в первые годы жизни стоит обращаться к офтальмологу каждые три месяца;
  • при посещении окулиста надо проводить некоторые обязательные процедуры;
  • если имеют место врожденные патологии, то визиты к врачу должны быть чаще. 

Профилактика у детей дошкольного возраста: питание

Правильный рацион имеет далеко не последнее значение для предупреждения близорукости. В ежедневном меню не должно быть много сладостей и фастфуда. Основу рациона должны составлять продукты, содержащие большое количество витаминов A и C, кальция и каротина. Обязательно, чтобы дети регулярно употребляли молочную продукцию. 

При формировании правильного рациона стоит проконсультироваться с педиатром, так как во внимание необходимо принять показания и противопоказания. Особенно важно выполнять рекомендации врача, если у ребенка есть аллергия: в таком случае рацион будет составлен индивидуально. 

Правильное питание позволяет сделать профилактику эффективнее, благодаря чему риск развития близорукости значительно ниже. 

Предупреждение близорукости у детей: выводы

Чем раньше ребенок посетит офтальмолога и чем регулярнее будут эти визиты, тем меньше проблем со зрением у него будет в будущем. Стоит помнить, что самостоятельные попытки не допустить снижения остроты зрения могут привести к серьезным проблемам. И это касается не только средств коррекции, но и приема витаминно-минеральных комплексов. 

Организмы детей уникальны, поэтому то, что подходит одному, может навредить другому. Только после тщательных исследований фактического состояния здоровья можно дать рекомендации по профилактике близорукости. И чем точнее они будут соблюдаться, тем больше шанс сохранить зрение на всю жизнь.
 

Источник

Данные многочисленных исследований говорят, что более 50 % современных школьников страдают близорукостью. С твердой закономерностью увеличивается количество детей с нарушениями зрения от младших классов к старшим. Увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. 

Читайте также:  Близорукость и дальнозоркость что это такое для детей

Профилактика нарушений зрения детей во многом зависит от учителей и родителей, задача которых правильно организовать режим дня младшего школьника (учебного дня в школе: организация уроков и перемен; занятий и отдыха во внешкольное время), чтобы избежать зрительного и умственного переутомления и обеспечить полноценную и достаточную двигательную активность.

Наиболее распространенными формами нарушения зрения в детском возрасте являются – спазм аккомодации и близорукость.

Спазмом аккомодации (ложной близорукостью) является чрезмерное напряжение циллиарной (глазной) мышцы, при котором нарушается способность глаза четко различать предметы, находящиеся на разном удалении от него. «Усталость глаз» чаще всего бывает вызвана спазмом аккомодации. Основная его причина  — зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтении, работе за компьютером, длительном просмотре телевизора). Развитию спазма способствуют плохое освещение рабочего места, частые и длительные просмотры телевизора и компьютерные игры, отсутствие распорядка дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, поздний отход ко сну, нерациональное питание и общее ослабление здоровья. По данным некоторых исследований каждый шестой школьник страдает этим нарушением зрения. При этом ребенок может жаловаться на ухудшение зрения, головные боли и боль в глазах, ощущение рези и жжения, глаза могут краснеть и слезиться.

Близорукость характеризуется тем, что лучи света после прохождения через преломляющие среды глаза (роговица, хрусталик) фокусируются не на сетчатке как должно быть в норме, а перед ней. При этом хорошая острота зрения может быть только вблизи,  а удаленные предметы видны плохо и расплывчато. В развитии близорукости, помимо наследственной предрасположенности, немаловажное значение имеет длительное перенапряжение органа зрения при работе вблизи, чтении, работе за компьютером и т.п., особенно в условиях плохого освещения. При ослабленном аккомодационном аппарате (спазмированной глазной мышце), напряженная зрительная работа становиться для глаза непосильной, и организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить его к работе вблизи без напряжения аккомодации. Это достигается удлинением переднезадней оси глаза в период его роста, в результате чего лучи света перестают фокусироваться на сетчатке.

Первые симптомы близорукости

Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым (спазм аккомодации). Поэтому очень важно вовремя заметить нарушение зрения и не дать ему перерасти в истинную осевую близорукость. Для этого нужно РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯТЬ ЗРЕНИЕ У РЕБЕНКА.

Школьники при появлении близорукости нередко жалуются на дискомфорт, резь в глазах и нечеткое видение предметов. Такие дети плохо различают буквы и цифры на доске, низко наклоняются над столом при письме, стараются сесть поближе к телевизору, на первые ряды в кинотеатре, нарушается также ориентация в сумерках. Из-за постоянного напряжения зрения ребенок быстрее утомляется.

Что нужно делать, чтобы избежать возникновения близорукости

1. Соблюдать требования гигиены зрения. 

  • Зрительная работа должна проходить только при хорошем освещении, с использованием верхнего света и настольной лампы не менее 60-100 Вт. Свет на рабочем месте должен падать сверху и слева.
  • Книжку или тетрадку нужно держать на расстоянии 40 см от глаз. Замерьте это расстояние и покажите ребенку, как он должен сидеть. Контролируйте его пока не убедитесь, что у него выработалась привычка правильно работать на близком расстоянии.
  • Не позволяйте своему ребенку читать лежа! При этом трудно обеспечить правильное освещение, и работа глаз затрудняется. Чтение и игры на игровых приставках и телефонах во время езды в транспорте вредно для глаз, так как вибрация и недостаток света вызывают сильное утомление!
  • За компьютером младший школьник может проводить не более 15 -20 минут в день. Если нужно провести больше времени, необходимо каждые 15 минут делать перерывы.
  • Для детей дошкольников общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 минут в день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор не более 1,5-3 часов в день, но непрерывно не более 1,5 часов. Не следует разрешать смотреть телевизор детям до трех лет, так как только к этому возрасту глаз ребенка из дальнозоркого при рождении, становиться нормально видящим, с остротой зрения равной «единице».
  • Если у вашего старшего ребенка – близорукость, не следует учить младших детей чтению раньше 5 лет, отдавать в школу до 7 лет. Цилиарная (глазная) мышца формируется к 7-8 годам, и среди тех, кто пошел в школу до 7 лет, близорукостью страдают в три раза больше детей, чем среди тех, кто пошел в школу после семи.

2. Укрепляйте организм ребенка, обеспечьте ему полноценную физическую активность и рациональное питание.

  • Закаляйте ребенка, чтобы он меньше болел. Обеспечьте ему регулярное и достаточное по продолжительности пребывание на свежем воздухе. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис, футбол, бадминтон. Все виды спорта, в которых низка вероятность травм головы – полезны для глаз.
  • Обеспечьте своего ребенка полноценным сбалансированным питанием, в котором достаточно белковой пищи (рыба, нежирное мясо, яйца, творог и .т.п.), а также продуктов богатых кальцием (молочные продукты, сыры, орехи, кунжут, бобовые, капуста, сельдерей) и содержащих витамины А,Е,С, селен.

Что делать, если близорукость уже возникла?

  • Небольшая близорукость (до 2-3 диоптрий) – это не трагедия. Основная задача лечения близорукости – остановить или замедлить прогрессирующее ухудшение зрения и предотвратить осложнения близорукости (разрывы и отслойка сетчатки, дистрофия сетчатки).

Профилактика прогрессирования близорукости должна быть комплексной и включает следующие мероприятия:

1. Общее укрепление организма, адекватный режим двигательной активности. Физические упражнения способствуют как общему укреплению организма, так и укреплению глазной мышцы. Особенно полезны для тренировки глазной мышцы спортивные занятия, которые обеспечивают переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно (теннис, волейбол, баскетбол, плавание)

2. Функциональные тренировки и аппаратное лечение, видеотренажеры, комьпьютерные программы «Relax», «Русский щит» особенно подходят для детей.

3. Медикаментозное устранения спазма аккомодации. В дополнение к перечисленным методам офтальмологи широко применяют специальные глазные капли, воздействующие на группу волокон глазной мышцы, отвечающую за зрение вдаль (при близорукости она ослаблена). Обычно такие капли назначают курсами осенью и весной в периоды максимальной зрительной нагрузки.

4. Гимнастика для глаз

Когда назначают очки?

Мнение, что ношение очков и контактных линз способствует усилению близорукости, как показали исследования в Европе и США, является ошибочным.

Отсутствие очковой коррекции при первых проявлениях близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органа зрения и способствует её прогрессированию, а иногда и развитию амблиопии ( синдрома «ленивого глаза»).

Источник

По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах — от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость — это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Читайте также:  Скачать упражнения для глаз для тех у кого близорукость

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость — массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран — а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики — неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Отличное зрение — важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных — с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям — под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч, учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности — самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 — 30 с.

Читайте также:  Заболевание глаза дальнозоркость близорукость

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 — 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня — 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10—15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 — 10 раз.

8. И. п. — упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.

11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

Источник: сайт «Спорт и семья»

Источник