Профилактика близорукости и нарушений осанки у школьников

Школьная мебель должна соответствовать
росту и пропорциям тела подростков.
Несоответствие школьной мебели росту
и пропорциям тела может привести к
напряжению определенных мышц спины,
шеи, конечностей, а в дальнейшем утомлению,
а также нарушению осанки( сутуловатость,
асимметрия плеч и лопаток, сколиозы,
кифозы, лордозы). Поэтому для предупреждения
подобных нарушений предъявляют требования
к мебели, определяющей в значительной
степени правильность посадки.Мелкий
шрифт в учебниках, неразборчивая печать
влекут за собой повышение внутриглазного
давления, преждевременное утомление
зрительного анализатора и служат
основной причиной развития близорукости.
Для зрительного восприятия текста
важным является соблюдение определенного
расстояния между отдельными буквами,
словами, строками это позволит предупредить
развитие близорукости.

49 Питание как фактор здоровья.

Питание является одним из важнейших
факторов в жизнедеятельности человека.
В обеспечении высокого уровня здоровья
важную роль играет рациональное питание,
которое способствует росту и развития
организма, а также поддержанию его в
оптимальном физиологическом состоянии,
сохранению высокой работоспособности,
отдалению старости и увеличению
продолжительности жизни. Рациональное
питание предполагает питание, которое
обеспечивает гомеостаз и поддерживает
жизненные проявления его (рост, развитие,
деятельность различных органов и
систем). В основу рационального питания
положен принцип сбалансированности
потребляемой пищи, благодаря чему
обеспечивается оптимальная потребность
организма в пищевых и биологически
активных веществах. В сбалансированном
питании предусматриваются оптимальные
кол-ые и качеств-е взаимосвязи основных
пищевых в-в: Б, Ж, У, вит, и минеральных
в-в.

50 Чувство сытости, усвояемость пищи и факторы, их определяющие.

В режиме питания важно предусматривать
и определенное распределение

продуктов по отдельным приемам пищи.
Мясо, рыбу, яйца, бобовые т.е продукты
богатые белком, следует съедать за
завтраком и обедом т.к они требуют
большой работы органов пищеварения и
обеспечивают чувство сытости. Чувство
сытости наступает тогда, когда белки,
жиры и углеводы начинают расщепляться
на мономеры и всасываться в кровь.
Усвоение пищи зависит от вида продукта
и от того на сколько разнообразно
питание. Лучше

усваиваются продукты животного
происхождения. Главное значение имеет

усвоение белков. Белки мяса, рыбы, яиц,
молочных продуктов усваиваются

лучше, чем белки хлеба, круп, овощей и
плодов. Лучше усваивается

разнообразная пища. При употреблении
в пищу мяса, хлеба и круп усваивается
75% их белков. При добавлении овощей
усвояемость возрастает до 90%. Значительно
повышает усвояемость правильная,
достаточная термическая обработка
продуктов и их измельчение.

51 Режим питания. Его физиологическое
обоснование
.

Под режимом питания понимают время и
частоту приемов пищи, а также

количественное распределение пищи в
течении суток. Суточный паек должен
быть разделен на несколько приемов,
чтобы обеспечить хорошую усвояемость,
сохранение чувства сытости на протяжении
длительного времени и не обременять
ЖКТ принятием за один раз большого
кол-ва пищи. Наиболее физиологически
обоснованным считается 4-х кратный режим
питания. При этом на завтрак рекомендуется
25%, на обед-35%, на полдник 15%, на ужин-25%. В
режиме питания важно предусматривать
и определенное распределение продуктов
по отдельным приемам пищи. Мясо, рыбу,
яйца, бобовые т.е продукты богатые
белком, следует съедать за завтраком и
обедом т.к они требуют большой работы
органов пищеварения и обеспечивают
чувство сытости. На ужин мясо есть не
рекомендуется т.к в нем содержатся
экстрактивные в-ва, способствующие
возбуждению ЦНС, мешают спокойному
отдыху организма во время сна.

52 .Значение белков в питании. Нормы
потребления
.

Белки явл источником незаменимых
аминокислот- строительный материал для
роста и восстановления клеточных
структур тканей. Количественная
достаточность и биологическая ценность
белка пищевого рациона создают оптимальную
внутреннюю среду организма, необходимую
для высокой функциональной способности
его систем. Белки обеспечивают организм
материалом для синтеза пищеварительных
соков, гормонов, гемоглобина, витаминов
и ферментов. Наиболее важной функцией
белка явл пластическая, и питательная
ценность белков пищи зависит от полноты
использования их для синтетических
целей, а это обуславливается аминокислотным
составом. Существуют аминокислоты,
синтез кот в организме невозможен, и
они должны бать получены с пищей- это
так называемые незаменимые а/ты: лейцин,
изолейцин, лизин и др. Животного

белка в рационе взрослого чел должно
быть больше, чем растительного т.е не
менее 55%. На 1кг взрослого чел при средней
тяжести труда необходимо 1,2-1,3г белка в
сутки. Детям белка требуется больше,
причем, чем моложе ребенок, тем потребность
в белке выше.

Соседние файлы в предмете Гигиена

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста должна быть комплексной. Она включает:

  • а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
  • б) правильную и точную коррекцию обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
  • в) организацию и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
  • г) постоянную двигательную активность, включающую прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием;
  • д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
  • е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
  • ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее трех раз в неделю, тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, на уроках физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе «ласточка», стоя на одной ноге, или «рыбка», лежа на животе. Для детей 7–11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5–2 мин, подростками – 2–2,5 мин, взрослыми – 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сидя (темп выполнения 15–16 упражнений в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7–11 лет выполняют это упражнение 15–20 раз, а в возрасте 12–16 лет – 25–30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5–7 с, а затем сделать паузу для отдыха в течение 8–10 с и повторить упражнение 3–5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц.

Начинать занятия необходимо с более простых упражнений. По мере их усвоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения индивидуального подхода, используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи), увеличения числа повторений до 10–12 раз.

Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота – лежа на спине и на животе.

Первым о существовании близорукости догадался древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н.э. Он заметил, что некоторые люди с трудом различают удаленные предметы и, чтобы лучше видеть, прищуривают глаза. Аристотель назвал этот феномен «миопс», что по-гречески значит «щуриться». Современные глазные врачи об этом помнят, поэтому и предпочитают вместо близорукости использовать термин «миопия».

Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо – предметы, удаленные от него.

Встречается близорукость чрезвычайно часто: но статистике, ею страдает каждый третий житель Земли. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.

Читайте также:  Наследственная близорукость доминантный признак

Развитию близорукости способствуют:

  • • наследственная предрасположенность:
  • • чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора;
  • • ослабление или перенапряжение глазных мышц;
  • • родовые травмы и травмы головного мозга.

У людей со 100%-м зрением изображение предметов, пройдя через оптическую систему глаза, фокусируется на сетчатке. При близорукости точка идеального изображения оказывается перед ней (внутри глаза), а до самой сетчатки картинка доходит уже в слегка расплывшемся виде. Такая ситуация наблюдается только в том случае, когда в глаз попадают параллельные световые лучи, т.е. когда человек смотрит вдаль.

Лучи, идущие от близких предметов, не параллельны, а немного расходятся. С этими лучами близорукий глаз справляется, после их преломления в оптической системе изображение попадает прямо на сетчатку. Вот и получается, что при миопии человек хорошо видит вблизи и плохо видит вдаль.

Чаще всего изображение удаленных предметов не достигает сетчатки по двум причинам:

  • • неправильной (удлиненной) формы глазного яблока;
  • • оптическая система глаза преломляет лучи слишком сильно.

Иногда случается и комбинированный вариант: сочетание обоих дефектов глазного яблока у одного человека.

Осложнения близорукости:

  • 1. Помимо того, что близорукий человек плохо видит удаленные предметы, у него также может нарушиться сумеречное зрение: в вечернее время близоруким людям трудно ориентироваться на улице и управлять автомобилем.
  • 2. При постоянном напряжении глаз у близорукого человека возникают сильные головные боли, он быстро устает.
  • 3. Самое тяжелое осложнение миопии – отслоение сетчатки. При этом зрение начинает резко падать, вплоть до абсолютной слепоты.

Диагноз близорукости устанавливает врач-окулист после проверки остроты зрения с помощью специальных таблиц Снеллепа. Проводится также осмотр глазного дна специальным зеркалом. Перед этой процедурой пациенту обычно закапывают в глаза лекарство атропин, расширяющее зрачок. В современных клиниках для исследования глазного дна используют ультразвук.

При близорукости необходимо регулярно посещать окулиста, поскольку корректирующие линзы и очки нужно периодически менять. В случае необходимости врач может назначить медикаментозное или хирургическое лечение.

На сегодняшний день существует три способа коррекции близорукости: очки, контактные линзы и хирургические операции, из которых самые прогрессивные – лазерные.

Очки и контактные линзы от близорукости не избавят, зато помогут человеку лучше видеть и замедлят развитие болезни. Не надейтесь, что в очках у вас появится орлиная зоркость. Поскольку корректирующие линзы не должны мешать тренироваться мышцам глаза, очки подбирают так, чтобы человек мог в них видеть максимум восьмую строчку в таблице. Очки и контактные линзы подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний глаз и назначают для постоянного либо временного ношения.

Хирургическое лечение – практически единственный способ полностью восстановить зрение при близорукости, остановить прогрессирующее удлинение глазного яблока и предотвратить развитие осложнений. При тяжелой прогрессирующей близорукости врач может дополнительно назначить курс витаминов и препаратов, улучшающие питание сетчатки глаза.

Профилактика близорукости. Очень важно вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства необходимо ежегодно проходить обследование у врача-окулиста, а при наличии близорукости правильно и своевременно ее лечить.

Также очень важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз, проводить общеукрепляющие процедуры.

Источник

АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков. В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности .Запрещается использовать табуреты и скамейки. Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны проходамежду рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм. Существенными являются правильные расстановка оборудования и рассаживание учеников. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:• между рядами двухместных столов — не менее 60 см;• между рядами столов и наружной продольной стеной — не менее50-70 см• между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее50-70 см;• от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см;• от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см;• от 1-й парты до учебной доски — 2,4-2,7 м;• наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски — 860 см;• высота нижнего края учебной доски над полом — 80-90 см.Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II-III ступени школы и не менее 45° для школьников 6-7 лет. Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной доске, большие — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.

Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 1324 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 |

Источник

Каждый
учащийся обеспе­чивается удобным
рабочим местом за партой или столом в
соответствии с его ростом и состоянием
зрения и слуха. Для подбора мебели
соответственно росту учащихся
про­изводится ее цветовая маркировка.
Парты (столы) рас­ставляются в учебных
помещениях по номерам: меньшие — ближе
к доске, большие — дальше. При оборудовании
учебных помещений соблюдаются следующие
размеры про­ходов и расстояния между
предметами оборудования:

  1. между
    рядами двухместных столов — не менее
    60 см;

  2. между
    рядом столов и наружной продольной
    стеной — не менее 50-70 см;

  3. между
    рядом столов и внутренней продольной
    сте­ной или шкафами, стоящими вдоль
    этой стены, — не менее 50-70 см.

  4. от
    последних столов до стены, противоположной
    классной доске, — не менее 70 см, от
    задней стены — не менее 100 см, а при
    наличии оборотных классов — 120 см;

  5. от
    демонстрационного стола до доски — не
    менее 100 см;

  6. от
    первой парты до учебной доски — 240-270 см;

  7. наибольшая
    удаленность последнего места учащего­ся
    от учебной доски — 860 см;

  8. высота
    нижнего края учебной доски над полом
    — 80-90 см;

  9. угол
    видимости доски должен быть не менее
    35° 2—3 ступени школы и не менее 45° для
    школьников 6-7 лет.

  10. стены
    должны быть гладкими, полы без щелей и
    иметь дощатое покрытие.

  11. полы
    туалетных и умы­вальных комнат должны
    выстилаться керамической или мозаичной
    шлифованной плиткой.

144. Гигиенические требования к школьным учебникам.

С
давних пор основным средством передачи
информации явля­ется
чтение.
С детского возраста ребенок сталкивается
с необхо­димостью усвоения значительного
объема информации. Несмотря на появление
новых путей и средств передачи и усвоения
знаний, чтение остается одним из основных
способов восприятия инфор­мации. В
школьном возрасте чтение является
главным видом учебной деятельности,
как в школе, так и дома, дополняющимся
в свободное время чтением художественной
литературы.

Чтение
влияет на величину общей умственной и
статической нагрузки детей и подростков
и нуждается в регламентации по
дли­тельности, режиму и организации
условий его проведения. Чтение должно
проводиться в оптимальных условиях:
соответствие раз­меров мебели
нормируемым показателям, использование
пюпит­ра, поставленного под углом 45е
к горизонтали для размещения книги,
освещение рабочей поверхности в 300 лк
от люминесцент­ных ламп.

Физиолого-гигиеническое
нормирование чтения невозможно без
знания возрастных особенностей физиологии
чтения. Основным условием работы над
книгой является легкость зрительного
воспри­ятия, которая возможна, если:

  1. предмет
    резко выделяется на окружающем фоне и
    поэтому дает на сетчатке резко очерченное
    изображение;

  2. изображение
    предмета образуется на самой сетчатке,
    а не впереди или позади нее;

  3. изображение
    имеет достаточную величину, занимая
    на сетчат­ке дугу не менее 1 мин (чем
    дальше предмет, тем он должен быть
    больше, чтобы давать изображение
    требуемой минимальной величины).

Минимальной
работа глазных мышц бывает в том случае,
если рассматриваемый предмет находится
далеко от глаза. При таком положении
предмета глазные оси стоят параллельно,
глазное яблоко находится в состоянии
равновесия, а весь глазодвигатель­ный
аппарат — в состоянии покоя. Если предмет
приближается к глазу,
глазные оси должны пересечь друг друга
под острым углом. Это
достигается путем конвергенции —
вращения глазных яблок внутрь
(рис. 7.4).
По мере приближения предмета к глазу
угол между осями становится боль­ше
и, следовательно, усиливается работа
мышц, которые движут глазные яблоки при
сведении и разведении зрительных осей
во время фиксации предмета.

При
дальнейшем приближении пред­мета
начинают усиленно работать мыш­цы
радужной оболочки, влияя на вели­чину
зрачкового отверстия, и аккомода­ционная
мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное
рассматривание предметов на близком
расстоянии ве­дет к переутомлению
глазных мышц. Утомление может возникать
и в свето- ощущающем аппарате глаза
(сетчатка, светочувствительные волокна
палочек и колбочек, а также оптичес­кие
центры в головном мозге). Светоощущающий
аппарат глаза под влиянием световых
раздражителей через короткое время
(минуты, секунды) приходит в такое
состояние, когда его чувствительность
устанавливается на определенном уровне.
Утомление мышечного аппарата нарастает
в течение работы при длительном чрезмерном
напряжении или при часто повторяющихся
сменах напряжения и расслабления. Такие
условия для глаза создаются при
необходимос­ти фиксирования очень
близких субъектов либо при рассматрива­нии
мелких деталей. В случаях длительной
работы в подобных усло­виях
аккомодационная мышца от переутомления
может потерять способность сокращаться,
или остается в состоянии напряжения,
спазма (глаз находится в положении,
приспособленном для рассмат­ривания
предметов вблизи), или приходит в
состояние паралича.

Учитывая
вышесказанное, необходимо регламентировать
распо­ложение головы читающего
школьника по отношению к тексту. Так,
расстояние головы школьника 8 -9 лет от
текста, расположенного на пюпитре, в
среднем должно составлять 24,2 см; в
возрасте 11 — 12 лет — 29,1 см; лишь в более
старшем возрасте расстояние от книги
при чте­нии становится больше и
достигает 30 — 35 см. Это обеспечивает
хоро­шие условия для зрительного
восприятия и соответствует возрастным
особенностям школьников.

Значительны
возрастные различия
собственно
процесса чтения как
физиологического акта. Чтение является
сложным психофи­зиологическим
процессом, включающим как технику
чтения, так и
понимание текста. Чтение, особенно на
начальных этапах зри­тельного
восприятия, требует не только остроты
зрения, аккомо­дации
движения глаз, но и участия таких
психических функций, как быстрота
зрительного различения, зрительное
внимание и зрительная память.

Тактика
чтения включает перемещения глаз вдоль
строки, пре­рывающиеся остановками
взора (фиксациями). Именно в это время
(а не в период движения) глаза собственно
воспринимают, обрабаты­вают и передают
в зрительные центры головного мозга
информацию, содержащуюся в данном
фиксационном поле. Кроме поступательных
движений глаз вдоль строки, возможны и
возвратные движения с пов­торной
фиксацией элементов текста (рефиксациями).
Длительность фиксаций и количество
движений глаз позволяют характеризовать
процесс чтения. С возрастом, по мере
развития навыка чтения, совершенствуется
организация движений глаз и происходит
ускоре­ние чтения. Однако этот процесс
идет неравномерно.

Совершенствование
процесса чтения осуществляется за счет:

  1. увеличения
    числа фиксаций без существенного
    изменения их длительности, т.е. путем
    увеличения объема узнавания в период
    каждой фиксации;

  2. уменьшения
    продолжительности фиксаций при
    определенном их числе, т.е. путем
    ускорения узнавания при сохранении
    прежнего объема;

  3. одновременного
    изменения числа фиксаций и их
    продолжитель­ности.

В
1-м классе
чтение строк происходит с большим
количеством фик­саций и движений глаз
от одной фиксации к другой, со значительным
разнообразием их длительности и смещением
в область длительных фиксаций по
сравнению с другими возрастами. 60% строк
прочиты­вается без рефиксаций, но
очень медленно.

Во
2-м классе
наблюдается больше всего коротких
фиксаций, при­чем их число на строку
уменьшается; большинство строк
прочиты­вается либо без рефиксаций,
либо с одной рефиксацией. Скорость
чтения в этом возрасте в 2 раза больше,
чем у первоклассников. В
3-м классе
чтение сопровождается большим числом
фиксаций, причем отмечается значительное
разнообразие их количества по стро­кам.
При чтении почти всех строк отмечаются
возвратные движения глаз на уже
прочитанный текст. Таким образом, у
третьеклассников имеются неустойчивость
глазодвигательных функций, нерациональ­ность
движений глаз и трудность чтения.

В
5-м классе
процесс чтения ускоряется за счет
меньшего количест­ва фиксаций и
рефиксаций, но вновь расширяется диапазон
фиксаций по длительности и увеличивается
их средняя продолжительность. В
7-м
классе
учащаются рефиксации, увеличиваются
фиксации в строке, хотя длительность
их уменьшается. У
девятиклассников
организация движений глаз еще не
достигает совершенства, характерного
для взрослых, у которых чтение
осу­ществляется почти при полном
отсутствии рефиксаций, регулярно, с
высокой организованностью движений
глаз.

Особенности
движения глаз при чтении определяются
возрастны­ми функциональными
возможностями и различными требованиями
к чтению на разных этапах жизни детей.
Чем младше школьник, тем более развернутым
является чтение. Все элементы текста
зрительно воспринимаются без пропусков,
что ведет к прочитыванию строк без
рефиксаций и способствует медленному
чтению. С возрастом повышаются требования
к скорости чтения. К концу 1-го года
обуче­ния скорость чтения должна
достигнуть 40—50 слов в 1 мин, на 2-м — 60—70,
к 3-му — до 80—90 слов в 1 мин и составить
!/з—*/г
скорости такового взрослых. Во 2—3-м
классах школьники переходят от
слогоаналитического чтения к целостным
приемам восприятия, т.е. к начальному
этапу синтетического чтения. Основным
приемом чтения в 3-м классе становится
беглое чтение, но узнавание слова и
понимание текста часто идут как два
параллельных процесса. Школьники этого
возраста не успевают справиться со
сложными операциями восприятия и
переработки зрительной информации, что
ведет к замедлению чтения. Повторность
чтения, ошибки в пере­сказе прочитанного
говорят о затруднении понимания
читаемого. В среднем и в старшем школьном
возрасте движения глаз хорошо организованы,
однако нет ритмичности и регулярности
движений глаз, что характерно для
взрослых.

С
возрастом формируется навык чтения и
происходит совершенствование процесса
чтения, что выражается в его ускорении.
Младшему возрасту при обучении в школе
более свойственны изменения по 3-му и
1-му пути, а в старшем возрасте
совершенствование чтения идет путем
уменьшения продолжительности фиксаций.

Важным
требованием, которому должны соответствовать
учеб­ники и книги для детей, является
удобочитаемость,
т.е. обеспечение максимальной продуктивности
при длительной работе органа зрения с
минимальным напряжением и утомлением.
Это создается добро­качественным
внешним оформлением учебника, размером
набор­ного знака (шрифта), его рисунком
и начертанием, интенсивностью и
равномерностью печати, цветом бумаги
и другими элементами оформления. Особенно
важно качество издания для детей младшего
школьного возраста в связи с возрастными
особенностями зрительно­го восприятия
и недостаточным развитием навыка чтения,
что делает процесс чтения трудным и
утомительным.

К
наиболее гигиенически значимым параметрам
шрифтового оформления издания,
обеспечивающим его удобочитаемость,
отно­сятся:

  1. размер
    шрифта (кегль);

  2. рисунок
    шрифта (гарнитура, начертание);

  3. расстояние
    между строками (интерлиньяж).

  4. Также
    к ним присоединяются:

  5. длина
    строки (формат набора);

  6. расстояние
    между колонками при многоколонной
    верстке (средник).

На
основании анализа шрифтового и
художественного оформления современных
учебных изданий разработана гигиеническая
классифи­кация учебных изданий. В
зависимости от характера предъявления
и объема информационного материала для
единовременного прочтения и усвоения
по учебным дисциплинам издания
подразделяются на:

  1. гуманитарные
    (букварь, родная речь, обществознание,
    история, литература, языковедение —
    русский и иностранные языки, психология,
    науки о государстве и праве, основы
    безопасности жизнедеятельности,
    экономика, предметы эстетического
    цикла, физическая культура, трудовое
    обучение);

  2. математические
    (арифметика, математика, алгебра,
    геометрия, тригонометрия, логика,
    информатика и т.п.);

  3. естественные
    (естествознание, экология, астрономия,
    физика, химия, география, биология,
    черчение и т.п.);

  4. специальные
    для начального профессионального
    образования (механика, радиоэлектроника,
    электротехника, металлургия, горное
    дело, химическая технология, сельское
    хозяйство, меди­цина, педагогика,
    музыка, конструктивные дисциплины и
    т.п.).

В
зависимости от функционального назначения
в процессе обуче­ния
издания
подразделяются на:

  1. учебники
    (учебные издания, содержащие систематическое
    изло­жение учебной дисциплины и
    официально допущенные в качест­ве
    данного вила изданий);

  2. учебные
    пособия (учебные издания, дополняющие
    или частично (полностью) заменяющие
    учебники);

  3. практикумы
    (учебные издания, содержащие практические
    зада­ния и упражнения, способствующие
    усвоению пройденного, в том числе
    прописи).

Для
учащихся выпускаются также хрестоматии
и издания комби­нированные. Хрестоматия
— учебное пособие, содержащее
литератур­но-художественные.
исторические и иные произведения и
отрывки из них, составляющие объект
изучения учебной дисциплины. Издание
комбинированное — издание, включающее
наряду с печатным тек­стом записи
звуков (дискеты, пластинки) и изображения
на других материальных
носителях (слайды, пленки).

В
зависимости от возрастной категории
учащихся и в соот­ветствии с возрастными
физиологическими особенностями органа
зрения и принятой в гигиене детей и
подростков возрастной перио­дизацией
развития детского организма учебные
издания предназна­чаются для:

  1. начального
    образования (1-я ступень) — 1-4-е классы;

  2. основного
    образования (2-я ступень) — 5-9-е классы;

  3. среднего
    образования (3-я ступень) — 10—11-е классы
    (в том числе для начального профессионального
    образования).

Учебные
издания для начального и профессионального
образова­ния по возрастной группе
относятся к 3-й ступени. Санитарные
правила устанавливают требования к
массе, шрифто­вому оформлению и
качеству учебных изданий, а также
требования к полиграфическим материалам,
применяемым для изготовления учеб­ников,
учебных пособий, практикумов. Употребление
больших форматов, утяжеленных переплетов,
тол­стой
бумаги, завышение объема учебника делают
его неудобным в использовании, увеличивают
массу ежедневно переносимого школь­ного
груза.

Масса
учебных изданий
не должна быть более 300 г для 1-3(4)-х
клас­сов; 400 г для 5-6-х классов; 500 г для
7-9-х классов; 600 г для 10-11-х классов. Масса
изданий для 1-3(4)-х классов, предназначенных
для работы только в школе (при этом на
титульном листе книги обязательно
ука­зывается эта специфика использования),
не должна превышать 500 г.

Качество
полиграфических материмое и бумаги
определяет санитар­ное состояние
учебника. Низкое качество переплета,
использование шероховатой, рыхлой,
непроклеенной бумаги (легко впитывающей
влагу) способствует быстрому загрязнению
и порче учебника, что затрудняет
воспитание гигиенических навыков и
может оказаться небезопасным в санитарно
— эпидемическом отношении. Учебные
издания могут быть изготовлены в мягкой
обложке или в жестком переплете. Не
допускается применять способы скрепления
блока издания, приводящие к ухудшению
условий чтения: шитье про­волокой
втачку, клеевое бесшвейное скрепление.
Для изготовления учебников должна
применяться бумага, пред­назначенная
только для печати книжных изданий
(офсетная, типог­рафская, книжно-журнальная)
с показателем белизны 74~Щ%, Не допускается
применение газетной бумаги.

Величина
зрительной нагрузки
при чтении зависит от условий видимости
и удобочитаемости. Видимость текста
определяется качеством бумаги (цвет,
просвечиваемость, гладкость), печати
(контрастность наборного знака и фона,
насыщенность и про­чность краски), а
удобочитаемость — характером печатных
знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой
(комплект шрифтов, харак­теризующихся
едиными стилевыми особенностями рисунка
зна­ков), цветом печатной краски,
форматом полосы набора и располо­жением
текста на странице (длина строки,
интерлиньяж — пробел между нижними
выносными элементами знаков верхней
строки и верхними выносными элементами
знаков нижней строки, измеря­емый в
пунктах, — размер полей).

В
типографской практике для определения
размера шрифта поль­зуются понятием
«кегль», который представляет собой
размер шриф­та, измеряемый в типографских
пунктах (рис. 7.5).

Печать
шкальных учебников
должна быть четкой, интенсивно чер­ного
цвета и равномерной. Не допускается
печать текста с нечетким, «рваным» и
серым очком.
Гигиенические требования к шрифтовому
оформлению учеб­ников зависят от
класса, для которого предназначено
издание, и учебных дисциплин (гумани­тарные,
математические, естес­твенные и
специальные — для начального
профессионального образования).

Для
букварной и послебукварной части букваря
(гуманитарные дисциплины) оптимальными
па­раметрами шрифтового оформ­ления
являются кегль шрифта — 20 пунктов
(высота прописной буквы 4,95 мм); длина
строки — 126—130 мм; увеличение интер­линьяжа
— 4 пункта; шрифты — из группы рубленых
нормального светлого прямого (для
букварной части полужирного) начертания.
Примеры гарнитур из группы рубленых
шрифтов: «букварная», «азбу­ка»,
«журнальная рубленая», «гельветика»,
«прагматика».

Не
допускается двухколонный набор основного
текста, кроме стихов. Двухколонный набор
стихов разрешается только при рас­стоянии
между колонками не менее 18 мм.

Для
изданий, предназначенных детям 2—4-го
класса, оптималь­ными являются
следующие параметры: кегль шрифта — 16
пунктов (высота прописной буквы 4,00 мм);
длина строки — 120—130 мм; увеличение
интерлиньяжа — 2—4 пункта; шрифты — из
группы рубленых нормального светлого
прямого начертания. Не
допускается двухколонный набор основного
текста, кроме стихов. Двухколонный набор
стихов разрешается только при рас­стоянии
между колонками не менее 9 мм.

Для
изданий 5-11-х классов оптимальными
являются шрифты группы малоконтрастных
нормального светлого прямого начертания
(например, гарнитуры «школьная»,
«журнальная», «Петербург»), а также
шрифты с умеренной контрастнос­тью
штрихов, преимущественно наклонными
осями округлых букв (СанПиН 1.2.1253—03
рекомендует их для набора основного
текста в учебных и научных изданиях,
называя в качестве примера гарнитуру
типа «Тайме»).

Масса
учебников из расчета на учебный день
(без массы ранца или портфеля и письменных
принадлежностей) не должна превышать
допустимых уровней переноса учебных
комплектов: учащимся 1-2-го классов до
1,2 кг, 3—4-го классов — до 2,2 кг, 5-6-го
классов — до 2,2 кг, 7-8-го классов — до 3,2
кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг (П.И.
Храмцов, JI.M.
Текшева).

В
последние годы значительный объем
информации поступает к детям посредством
ВДТ, в связи с чем к ним предъявляются
опреде­ленные требования.