Проекция на сетчатке глаза

Intel показала журналистам The Verge умные очки Vaunt. В отличие от других подобных гаджетов, эта модель выглядит как обычные очки. Маломощный лазер используется для направления проекции на стекло, откуда она отражается и попадает на сетчатку глаза.

Как и Google Glass пять лет назад, Vaunt сперва раздадут разработчикам. Google хотела с помощью очков переосмыслить использование человеком гаджетов. У Intel другая цель — сделать гаджет, максимально адаптированный для обычной жизни.

Умные очки чаще всего отличаются необычным, футуристичным дизайном и отсутствием коммерческого успеха. Magic Leap похож на очки главного героя фильмов «Хроники Риддика». Hololens — это скорее не очки, а компьютер с Windows на голове. Google Glass привели к появлению слова glasshole (glass — «очки», asshole — ругательное слово). Пользователи подобных устройств выглядят необычно. Другим людям может не понравиться, что на них постоянно направлен объектив камеры. В крайнем случае это может привести к драке.

Журналист The Verge рассказал о впечатления от новых очков Intel. Подразделение компании New Devices Group постаралась сделать очки, в которых человек не казался бы нёрдом из 1970-х. Продавать устройство Intel планирует в том числе в магазинах оптики: разработчики хотят выйти на рынок очков на коррекции зрения, так как такие очки ноят 2,5 миллиарда человек в мире. В Intel считают, что люди будут покупать Vaunt, как раньше — обычные очки.

На фото слева — Стив Манн (Steve Mann), который ещё в школе сделал рюкзак-компьютер на базе процессора 6502 для управления фотоаппаратурой, а на шлеме закрепил ЭЛТ видоискателя фотоаппарата с возможностью отображения 40 строчек текста. Справа на фото — Тад Старнер (Thad Starner), будущий глава разработки Google Glass.

Умные очки Vaunt отображают простые сообщения вроде направления, уведомлений о сообщениях, адресов и информации о ресторанах и достопримечательностях. Они работают с Android и iOS смартфонами по Bluetooth. Простоту этого устройства можно сравнить с часами Pebble — тем более, что Итай Воншак (Itai Vonshak) возглавлял разработку продуктов и элементов пользовательского интерфейса в Pebble, а сейчас является руководителем продуктов в подразделении Intel New Devices Group.

На правой дужке очков размещён лазер VCSEL — «Поверхностно-излучающий лазер с вертикальным резонатором». Он отправляет монохромную картинку разрешением около 400х150 точек на голографический отражатель правой линзы очков. Затем картинка отражается на сетчатку глаза пользователя. Благодаря этому изображение всегда находится в фокусе. Очки нужно подогнать под пользователя: измерить межзрачковое расстояние и настроить софт. Можно использовать как обычные стёкла, так и линзы для коррекции зрения. Когда пользователь не смотрит в направлении дисплея, он не замечает его. В гаджете нет вибрации или звуковых сигналов — достаточно того, что периферическое зрение быстро реагирует на любое движение и изменение картинки.

На вопрос о безопасности направленного на сетчатку лазера разработчики отвечают, что он не представляет никакой угрозы. Этот лазер очень малой мощности относится к Классу 1 безопасности.

Другие компоненты Vaunt — процессор, акселерометр и компас. Устройство распознаёт жесты головы и знает, в какую сторону вы смотрите. В прототипах нет микрофона, но в будущем он может быть добавлен для возможности общаться с голосовым ассистентом Alexa. Что по поводу батареи — она должна работать около 18 часов. После этого умные очки превращаются в обычные, но их можно продолжать носить.

Важной целью было достижение удобного веса гаджета — не более 50 граммов. Аккумуляторы и электронику разместили в дужках таким образом, чтобы на уши или нос устройство оказывало минимальное давление. Vaunt не просто должны выглядеть, как обычные очки, но и казаться таковыми самому пользователю. Электронику разместили близко к линзам, чтобы дужки могли немного сгибаться, как в случае с обычными очками. В других устройствах, как отмечают разработчики, батарея может занимать всю дужку, так что эта часть очков не деформируется, чтобы удобно прилегать к голове.

Intel планирует раздать разработчикам прототипы очков позже в течение 2018 года. Все компоненты устройства пока делаются самим подразделением или заказываются, о серийном производстве информации нет. Также неясно, насколько широкими будут возможности гаджета — программное обеспечение для него ещё в разработке. Представители подразделения рассказали о возможных сценариях использования Vaun вроде вывода информации о ресторане на основе данных о геолокации со смартфона и направлении головы пользователя. Сроки коммерческой доступности пока не объявили.

Источник

Неожиданно для всех техно-гигант Intel продемонстрировали всему миру футуристический девайс под названием Vaunt. По сути это «умные очки» по типу Google Glass, но гораздо, гораздо круче!

Немного истории

Конечно, концепт очков как универсального интерфейса для взаимодействия с цифровым миром очень стар. Еще в прошлом веке фантасты придумали и шлемы виртуальной реальности, и кибер-перчатки (привет, Джонни-мнемоник!), и даже подключение мозга к компьютеру напрямую. Кое-что из этого уже даже реализовано, хотя и не для массового потребителя.

В 2012 году началось тестирование одного из таких «гаджетов будущего» — Google Glass. Это нательный компьютер и одновременно гарнитура для смартфонов, выполненная в виде очков. Поверх одной из линз закреплен миниатюрный экран. Разрешение маленькое, но из-за близости к глазам воспринимается оно нормально. Однако после поступления Google Glass в продажу что-то пошло не так.

Увы, проект обладал несколькими существенными минусами. Возможность снимать и фотографировать сделало «умные очки» от Google шпионским девайсом, во многих странах устройство было признано нарушающим нормы частной жизни. «Железо» в очках быстро устарело, в то время как смартфоны и планшеты становились все мощнее. В январе 2015 года производство Google Glass было приостановлено.

Что такое Vaunt?

На текущем этапе технология находится на этапе прототипирования, о выходе потребительской версии говорить еще рано. Но уже сейчас Vaunt можно назвать одной из самых любопытных технологических новинок. По сути это смарт-очки, как и Google Glass, но сделанные правильно. Как с точки зрения технологии, так и с точки зрения общественного восприятия.

На первый взгляд, Vaunt — это самые обычные очки с гибкими дужками, без всяких нелепых экранов и камер. Они даже по весу мало отличаются: всего-то 50 грамм. Однако если надеть их, то сразу становится понятно, над чем так долго корпели ребята из лаборатории Intel New Devices Group, ведь в обычных, казалось бы, очках, скрыт настоящей кладезь гениальной инженерной мысли.

Vaunt не похожи ни на что другое. Устройство проецирует красный текст и иконки в нижний правый угол вашего поля зрения. Но когда я не смотрел вниз в этом направлении, я ничего не видел. Поначалу мне показалось, что очки не настроены. На самом деле это была фича, а не баг.

— Дитер Бон (Dieter Bohn), журналист The Verge

Если надеть Vaunt, то нельзя не заметить красный интерфейс, который проецируется с правой дужки с помощью лазера с очень низкой мощностью. Луч идет на линзу, а с нее отражается прямо на сетчатку глаза. Именно поэтому нет необходимости в экранах: картинка попадает сразу на сетчатку, а потом воспринимается так, будто ее создает сам мозг.

Лазер? А это не вредно?

Да, лучшие умы Intel действительно установили в Vaunt лазер. Как известно, лазер может быть довольно опасен, особенно для глаз. Однако нет повода для беспокойства, ведь лазер в очках маломощный. По-научному он называется Vertical-Cavity Surface Emitting Laser, и для его использования не нужны никакие дополнительные разрешения и сертификаты.

То есть это официально: такой лазер не может повредить глазам. Он также не может ухудшить зрение, даже если проекция на сетчатку идет сутки напролет. Более того, для людей с плохим зрением Vaunt — это один из способов упростить ориентацию в пространстве. Например, очки выводят уведомления в виде названия улицы на которой находится носитель. Прямо как в GTA 5!

Еще одно важное отличие Vaunt от Google Glass с точки зрения безопасности — это отсутствие необходимости фокусироваться. В то время как при использовании Google Glass глаза могут уставать, «переключаясь» между реальным миром и цифровым экраном, Vaunt проецирует свои уведомления «нативно», не создавая дополнительных изображений, а лишь дополняя то, что и так видит человек своими глазами.

Возможности Vaunt

Уже сейчас проект видится такой правильной версией Google Glass. Vaunt легче, технологичнее и не снабжен камерой. Последнее — это именно преимущество, а не недостаток, ведь наличие камеры автоматом записывает устройство в список потенциально шпионских, а это для массового продукта недопустимо. Но что именно можно увидеть с помощью Vaunt? Каковы реальные возможности устройства?

Пока что функционал небогат. Во-первых, Vaunt может отображать названия улиц, упрощая навигацию. Во-вторых, очки показывают уведомления о звонках. Интересно, что обе функции требуют постоянной синхронизации со смартфоном или планшетом. Для этого Intel создали приложение-компаньон для мобильных операционных систем iOS и Android. Связь между устройствами происходит по Bluetooth.

Разумеется, это не финальный список возможностей Vaunt, ведь по сути разработчики сейчас занимаются созданием прототипа. Им важно создать очки, которые будут прочными, легкими и при этом похожими именно на очки, а не супер-девайс из фильмов про Джеймса Бонда. Функционал пока на втором месте и нужен лишь для оценки работы устройства в целом.

Что дальше?

Несмотря на то, что Vaunt — это прототип, уже сейчас Intel уверены, что путей развития у технологии множество. Например, в данный момент встроенная батарея позволяет устройству работать до 18 часов, примерно как и Apple Watch. Это круто, ведь Google Glass требовали подзарядки каждые 4 часа. Но это не предел, ведь в будущем можно использовать графеновые батареи.

Они позволят уменьшить вес очков и увеличить время автономной работы. Но это не может не повлиять на конечную стоимость. Это тоже очень сложная задача — сбалансировать устройство таким образом, чтобы оно было технологичным, но при этом не било по карману, оставаясь доступным для широких масс. На самом деле это, возможно, даже важнее, чем все остальное.

Пока что трудно сказать, что ждет Vaunt. Технологию скоро (в этом году) предоставят отдельным разработчикам, чтобы они могли создать первые приложения. Но об остальном Intel пока не торопятся рассказывать. Сколько будет стоить Vaunt, когда их можно будет купить — все это пока неизвестно. Впрочем, никто специально «мариновать» проект не будет, ведь конкуренты не дремлют!

  • Magic Leap представила новые очки дополненной реальности
  • Intel неудачно обновила прошивку процессоров Broadwell и Haswell от уязвимостей Spectre и Meltdown
  • Intel откажется от поддержки BIOS с 2020 года
  • Intel замахнулась на искусственный интеллект с процессорами Nervana
  • Intel разработала сверхпроводящую тестовую микросхему для квантовых вычислений
  • Новые беспроводные наушники Sony выйдут в этом месяце
  • ЮНИСЕФ просит геймеров майнить криптовалюту для детей в Сирии
  • Новый драйвер Intel автоматически настраивает параметры в играх
  • Итоги конференции Nvidia на CES 2018 — огромные мониторы, сервис GeForce NOW, Freestyle, ИИ-машины и новые видеокарты

Источник

Оглавление темы «Температурная чувствительность. Висцеральная чувствительность. Зрительная сенсорная система.»:

1. Температурная чувствительность. Тепловые рецепторы. Холодовые рецепторы. Температурное восприятие.

2. Боль. Болевая чувствительность. Ноцицепторы. Пути болевой чувствительности. Оценка боли. Ворота боли. Опиатные пептиды.

3. Висцеральная чувствительность. Висцерорецепторы. Висцеральные механорецепторы. Висцеральные хеморецепторы. Висцеральная боль.

4. Зрительная сенсорная система. Зрительное восприятие. Проецирование световых лучей на сетчатку глаза. Оптическая система глаза. Рефракция.

5. Аккомодация. Ближайшая точка ясного видения. Диапазон аккомодации. Пресбиопия. Возрастная дальнозоркость.

6. Аномалии рефракции. Эмметропия. Близорукость ( миопия ). Дальнозоркость ( гиперметропия ). Астигматизм.

7. Зрачковый рефлекс. Проекция зрительного поля на сетчатку. Бинокулярное зрение. Конвергенция глаз. Дивергенция глаз. Поперечная диспарация. Ретинотопия.

8. Движения глаз. Следящие движения глаз. Быстрые движения глаз. Центральная ямка. Саккадамы.

9. Преобразование энергии света в сетчатке. Функции ( задачи ) сетчатки. Слепое пятно.

10. Скотопическая система сетчатки ( ночное зрение ). Фотопическая система сетчатки ( дневное зрение ). Колбочки и палочки сетчатки. Родопсин.

Зрачковый рефлекс. Проекция зрительного поля на сетчатку. Бинокулярное зрение. Конвергенция глаз. Дивергенция глаз. Поперечная диспарация. Ретинотопия.

Регуляция интенсивности светового потока

Приспособление к изменяющимся условиям освещения происходит с помощью зрачкового рефлекса. Ширина зрачка уменьшается при ярком свете благодаря сокращению кольцевых мышц, управляемых парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва, а при слабом освещении зрачок расширяется с помощью радиальных мышц, получающих симпатическую иннервацию. Уменьшая просвет зрачка, глаз защищается от избытка света, а увеличивая ширину зрачка, он повышает чувствительность зрительной системы к воспринимаемым стимулам. Сужение зрачков повышает глубину резкости, что позволяет лучше видеть удаленные предметы. При расширении зрачков глубина резкости снижается, а вместе с ней снижается острота зрения, которая характеризуется максимальной способностью глаза различать две соседние точки зрительного пространства как отдельные. В норме глаз различает две точки, видимые под углом в одну минуту при достаточно ярком освещении.

Зрачковый рефлекс. Проекция зрительного поля на сетчатку. Бинокулярное зрение. Конвергенция глаз.
Рис. 17.6. Ретинотопическая проекция сетчатки в первичную зрительную кору.
Пространственное соотношение между объектами зрительного поля соблюдается в его проекции на соответствующие друг другу (корреспондирующие) области сетчатки каждого глаза. Афферентные сигналы от носовых половин сетчатки благодаря частичному перекресту волокон зрительных нервов поступают в противоположное полушарие. Афферентные сигналы от височных половин сетчаток попадают с помощью неперекрещивающихся волокон зрительных нервов в ипсилатеральное полушарие. В связи с этим в каждое полушарие поступает зрительная информация о противоположной ему половине зрительного поля и с сохранением его пространственных координат (принцип ретинотопии). При направленном на определенные объекты внимании световые лучи, отраженные от них, всегда фокусируются в центральной ямке. Поэтому центральная ямка и прилегающие к ней области сетчатки имеют наибольшую площадь представительства в первичной зрительной коре.

Проекция зрительного поля на сетчатку

Благодаря механизму аккомодации глаз представляет собой самофокусирующуюся оптическую систему, позволяющую получать на сетчатке четкое изображение приближенных и удаленных предметов. Кроме того, глаз подвижен, что позволяет ему следить за перемещающимися объектами. Движения глаза обеспечиваются сокращениями глазодвигательных мышц (двух косых и четырех прямых), которые позволяют повернуть глаз внутрь или наружу, вверх или вниз. Оба глаза поворачиваются бинокулярно, т. е. содружественно, и при рассмотрении близких предметов глазные оси сходятся (конвергенция глаз), а при рассмотрении далеких предметов — расходятся (дивергенция). Благодаря бинокулярному зрению каждая точка зрительного поля проецируется на соответствующие друг другу участки сетчатки обоих глаз. Изображение одного и того же предмета на сетчатках левого и правого глаза немного различается, поскольку глаза занимают разную позицию по отношению к зрительному полю. Разница изображений наблюдаемого предмета на сетчатке левого и правого глаза обозначается термином поперечная диспарация, она способствует последующему преобразованию двухмерного изображения на сетчатке в трехмерное изображение, создаваемое в процессе переработки зрительной информации в коре.

Зрительное поле представляет собой область, видимую обоими глазами в тот момент, когда они и голова неподвижны. При таком условии левая половина зрительного поля проецируется на носовую половину сетчатки левого глаза и височную половину сетчатки правого глаза. Соответственно, правая половина зрительного поля проецируется на носовую половину сетчатки правого глаза и височную половину сетчатки левого глаза. Поскольку оптическая система глаза перевертывает изображение, верхняя половина зрительного поля проецируется на нижнюю половину сетчатки, а нижняя половина зрительного поля — на верхнюю половину сетчатки. При дальнейшей переработке информации в наружном коленчатом теле и первичной зрительной коре сохраняются все пространственные координаты зрительного поля: каждая область сетчатки связана с соответствующим представительством в коре, что называется ретинотопией (рис. 17.6).

— Также рекомендуем «Движения глаз. Следящие движения глаз. Быстрые движения глаз. Центральная ямка. Саккадамы.»

Источник

Виртуальный ретинальный монитор (Virtual retinal display, VRD; retinal scan display, RSD) — технология устройств вывода, проецирующая изображение непосредственно на сетчатку глаза. В результате пользователь видит изображение, «висящее» в воздухе перед ним[1].

История[править | править код]

В предшественниках VRD изображение формировалось непосредственно перед глазом пользователя на маленьком «экране», обычно в виде больших очков. Неудобство этих систем было связано с малым углом обзора, большим весом устройств, необходимостью фокусировки глаза на определенной «глубине» и низкой яркостью.

Технология VRD стала возможной благодаря нескольким разработкам. В частности, это появление LED-систем высокой яркости, позволившие видеть изображение при дневном свете, и появление адаптивной оптики.

Первые образцы VRD были созданы в Университете Вашингтона (Лаборатория технологий интерфейса пользователя) в 1991 году. Большая часть подобных разработок была связана с системами виртуальной реальности[2].

Позже возник интерес к VRD как к устройству вывода для портативных устройств. Рассматривался такой вариант использования: пользователь помещает устройство перед собой, система обнаруживает глаз и проецирует на него изображение, используя методы компенсации движения. В таком виде небольшое VRD-устройство могло бы заменить полноразмерный монитор.

Преимущества[править | править код]

Кроме указанных выше преимуществ, VRD, проецирующая изображение на один глаз, позволяет видеть одновременно компьютерное изображение и реальный объект, что может применяться для создания иллюзии «рентгеновского зрения» — отображения внутренних частей устройств и органов (при ремонте автомобиля, хирургии).

VRD, проецирующая изображение на оба глаза, позволяет создавать реалистичные трехмерные сцены. VRD поддерживает динамическую перефокусировку, что обеспечивает более высокий уровень реализма, чем у классических шлемов виртуальной реальности.

Система, примененная в мобильном телефоне или нетбуке, может существенно увеличить время работы устройства от батареи благодаря «целевой доставке» изображения непосредственно на сетчатку глаза[3].

Безопасность[править | править код]

Считается, что VRD с использованием лазера и LED-элементов безопасны для человеческого глаза, поскольку они имеют низкую интенсивность, луч достаточно широк и не направлен на одну точку долгое время.

VRD-системы проходят сертификацию в American National Standards Institute и International Electrotechnical Commission.

Использование[править | править код]

Военное использование[править | править код]

Как и многие другие технологии, VRD первоначально был создан для военного использования. В настоящее время VRD используется в Striker’е армии США. Командир Striker’а получает изображение от бортового компьютера с помощью ретинального монитора, закрепленного на шлеме. Это используется для более эффективного слежения за обстановкой на поле боя и получения тактической информации. Подобное устройство также используется пилотами новых моделей американских вертолетов.

Медицинское использование[править | править код]

Система может использоваться в хирургии. Хирург проводит операцию, одновременно отслеживая показатели (пульс и тп.) здоровья пациента. Также VRD может помочь в хирургической навигации (surgical navigation) — врач во время операции сможет видеть наложенное томографическое изображение органа.

См. также[править | править код]

  • Шлем виртуальной реальности
  • 3D-дисплей

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Avegant
  • IEEE Spectrum article.
  • Microvision

Источник