Причины прогрессирующей близорукости у детей
Одна из самых часто диагностируемых аномалий рефракции — близорукость. Если зрение ухудшается на 1 и более диоптрию в год, она является прогрессирующей. Такая форма патологии требует срочного лечения. Врачу важно установить причины ее развития, чтобы вовремя их устранить. Иначе зрение будет продолжать стремительно падать.
Механизм развития близорукости
Миопия, которую большинству людей привычно называть близорукостью, представляет собой дефект рефракции, характеризуемый плохим зрением вдаль. Близорукий человек хорошо различает предметы примерно на расстоянии вытянутой руки. Поэтому патология и называется близорукостью. Иногда она прогрессирует, что какое-то время компенсируется аккомодационными способностями глазного яблока. Однако при отсутствии лечения и должной коррекции зрительные функции будут стремительно падать. В конечном итоге это приведет к слепоте
Причины возникновения близорукости у детей всего три: повреждение системы преломления глазных яблок, аномальное строение глаз и несоблюдение гигиены зрения. Это основополагающие факторы, которые лежат в корне зрительной патологии. Механизм ее развития будет более понятным, если немного углубиться в анатомию и рассмотреть основные структуры глаза.
Как работают органы зрения при близорукости?
Человеческий глаз — очень сложная структура, обеспечивающая формирование картинки на сетчатке с передачей его в головной мозг. Чтобы это процесс был непрерывным, необходима полноценная работа всех структур и тканей глазного яблока.
Состоит оно из трех основных частей:
- Наружная оболочка, включающая в себя склеру и роговицу. Роговая оболочка покрывает небольшую часть глаза и представляет собой полусферу, выгнутую наружу. Она полностью прозрачна, что обеспечивает свободное прохождение через нее световых лучей.
- Сосудистая оболочка, которая отвечает за кровоснабжение, а следовательно, за кислородное питание глазного яблока. Сзади роговицы располагается радужка, регулирующая объем проникающего в глазное яблоко света. Мышцы радужки сокращаются, если освещение слишком яркое. Благодаря этому сужается зрачок. Число световых лучей, проходящих сквозь него, уменьшается. Когда человек находится в темном помещении, происходит обратный процесс, то есть увеличение радиуса зрачка и объема света, попадающего в глаз.
- Внутренняя/сетчатая оболочка. Она состоит из огромного количества светочувствительных клеток, которые воспринимают поступающие в глаз световые лучи и превращают их в нервные сигналы/импульсы. Они поступают по нервам в кору головного мозга. Так в общем виде можно описать зрительный процесс.
Какие еще части глазного яблока отвечают за преломление?
Основная глазная структура внешней оболочки, отвечающей за преломление световых лучей, — это роговица. Другие составляющие глазного яблока, входящие в систему преломления, находятся внутри глаза. К этим внутренним структурам относятся:
- Стекловидное тело — структура, занимающая большую часть глаза. Она фиксирует остальные части глазного яблока, поддерживает его форму.
- Хрусталик — прозрачное, эластичное, способное изменять свою форму тело, напоминающее двояковыпуклую линзу. Хрусталик расположен за зрачком и отвечает за фокусировку. Наряду с роговой оболочкой он является одной из главных структур, участвующих в преломлении.
- Камеры глаза — полости между радужкой и роговицей. Эти пространства заполнены внутриглазной жидкостью — водянистой влагой, питающей все перечисленные выше ткани.
Как было отмечено ранее, причины возникновения близорукости связаны с формой глаза, состоянием системы преломления и гигиеной зрения. Последний фактор влияет на работу глазодвигательных мышц. Их достаточно много. К основным относятся: наружная прямая, внутренняя прямая, верхняя косая, нижняя прямая и косая. Благодаря этим мышцам глаз может двигаться в разные стороны.
Неизменной силой преломления обладает роговица. Она составляет в норме порядка 40 диоптрий. Аналогичный показатель у хрусталика может быть различным — от 19 до 33 дптр. Это связано с тем, что он может изменять свою форму, то есть искривляться. Так происходит, когда человек переводит взгляд с близко расположенных от глаз предметов на удаленные — и наоборот. Если правильно работают все глазные структуры, световые лучи собираются в одной точке непосредственно на сетчатке. Когда человек смотрит вдаль, сила преломления хрусталика уменьшается, а изображение удаленного предмета становится четким. Стоит посмотреть на предмет, расположенный рядом, ресничная мышца сокращается, хрусталик изменяет свою кривизну, его преломляющая сила увеличивается. Картинка при этом остается такой же качественной.
Если форма глазного яблока искривлена, преломляющая система повреждена или глазные мышцы функционируют неправильно, развивается близорукость. Световые лучи при миопии проецируются не на саму сетчатую оболочку, а на плоскость перед ней. Видеть вблизи это не мешает, а вот далеко находящиеся от глаз объекты расплываются. Это основные причины возникновения близорукости у детей и взрослых. Есть располагающие факторы, которые приводят к подобным аномалиям. От них зависит вид близорукости.
Причины прогрессирующей близорукости у детей. Виды миопии
Та или иная причина приводит к развитию определенного типа миопии. Если поражаются составляющие части преломляющей системы либо полностью глазное яблоко, что приводит к изменению его формы, близорукость подразделяется на осевую и лентикулярную. Осевая миопия возникает вследствие большого размера глаза, очень длинной переднезадней оси. В норме диаметр роговицы составляет 24 мм. При прогрессирующей форме близорукости этот показатель может быть равен 30 мм. Преломляющая система при осевой миопии не повреждена.
Лентикулярная близорукость появляется из-за увеличения силы преломления хрусталика. Это бывает при сахарном диабете и других системных недугах. Иногда к подобному дефекту приводит прием лекарственных препаратов, содержащих фенотиазин, хлорталидон, гидралазин.
Если поражается роговая оболочка — еще одна структура системы преломления, в результате чего увеличивается ее кривизна, также развивается близорукость.
Истинная и ложная близорукость — в чем разница?
Истинная близорукость — патологическое состояние, обусловленное поражением хрусталика, роговой оболочки или глазного яблока. Собственно, это и есть миопия. Если отсутствует лечение, она прогрессирует. Ложная близорукость, которая в офтальмологии именуется спазмом аккомодации, дефектом рефракции не является. Однако впоследствии из ложной формы развивается истинная миопия.
Спазм аккомодации — что это такое?
Аккомодация представляет собой способность глаза приспосабливаться к внешним условиям, чтобы видеть четко на разных дистанциях. При чрезмерной нагрузке на органы зрения может возникнуть спазм аккомодации. У смотрящего вблизи человека ресничная мышца, приводящая в действие хрусталик, напрягается.
Если она находится в таком напряженном состоянии на протяжении долгого времени, что бывает при непрерывном чтении или длительном использовании компьютера и гаджетов, в ней нарушается обмен веществ. Из-за этого происходит спазм. Даже после перевода взгляда на удаленные предметы она не расслабляется. В свою очередь, это приводит к тому, что хрусталик не может изменить свою кривизну и уменьшить силу преломления. В итоге предмет, находящийся от смотрящего далеко, расплывается. Спазм аккомодации проходит, стоит глазам немного отдохнуть. Однако если не принимать никаких мер, то есть не соблюдать гигиену зрения, спазмы будут возникать все чаще. Это может стать причиной истинной близорукости у детей и взрослых.
Причины близорукости у детей и взрослых: наследственная и приобретенная миопия
Исследования доказывают, что к миопии может быть генетическая предрасположенность. Более того, стадии/степени близорукости могут наследоваться по разным механизмам. К примеру, первая и вторая степени миопии передаются от родителей к ребенку по аутосомно-доминантному типу. Иными словами, даже если будет передан хотя бы один ген, который будет способствовать развитию дефекта рефракции, слабая или средняя форма близорукости разовьется у ребенка более чем в 50% случаев. Если от данной аномалии зрения страдает один родитель, риск появления симптомов близорукости у ребенка составляет 50-100%. Если в семье оба родителя близорукие, миопия будет у их ребенка с долей вероятности 75-100%.
Высокая степень близорукости наследуется уже по другому механизму — аутосомно-рецессивному. Это значит, что ребенок может наследовать ген миопии от одного из родителей, но при этом не будет болеть близорукостью. Он станет носителем этого гена, который впоследствии и передаст уже своему ребенку. Когда бессимптомными носителями гена миопии является мама и папа, риск появления на свет ребенка, который также будет только носителем патологии, составляет 50%. 25% детей от таких союзов рождаются с болезнью. То есть они являются носителями гена и одновременно страдают от симптомов зрительной патологии.
Приобретенная близорукость
Когда наследственный фактор полностью исключен, но при этом у ребенка наблюдается прогрессирующая близорукость, речь идет о приобретенной ее форме. Провоцируют данную патологию следующие факторы:
- Отсутствие гигиены зрения. В данном контексте под этим процессом понимается неправильная организация труда при чрезмерном зрительном напряжении. Человек, деятельность которого связана с повышенной нагрузкой на глаза, должен чаще делать перерывы в работе, выполняя специальные упражнения для расслабления глазных мышц. В противном случае ресничная мышца будет перенапрягаться. С годами это может привести к ее гипертрофии. Она становится менее упругой, грубеет и толстеет. Это и станет причиной близорукости.
- Авитаминоз. Глазам обязательно нужны витамины, особенно В2, так как его отсутствие увеличивает риск развития миопии. Рибофлавин (В2) улучшает сумеречное зрение, а также помогает снять симптомы астенопии — быстрой утомляемости глаз. Если этого витамина поступает в организм недостаточно, Вы быстро устанете.
- Первичная слабость аккомодационного аппарата — состояние глаз, характеризующееся недостаточной преломляющей силой хрусталика и/или роговицы. Из-за этого проникающие в систему преломления лучи оказываются за плоскостью сетчатки, как при дальнозоркости. Глазное яблоко за счет аккомодационных способностей пытается преодолеть этот дефект, но его слабость, причина которой обычно кроется в проблемах с иммунитетом, заставляет глазное яблоко увеличиваться в диаметре. Переднезадняя ось становится длиннее. После устранения первичной слабости аккомодации увеличенный диаметр глаза приводит к возникновению миопии.
- Травмы глазных яблок, которые сопровождаются изменением кривизны оптических сред.
Ночная близорукость — что это такое?
Ночная форма близорукости как таковым болезненным состоянием не является, так как она встречается у людей с хорошим зрением. В темноте зрачок расширяется за счет сокращения цилиарной мышцы. Сила преломления прозрачного тела благодаря этому возрастает, что приводит к формированию изображения прямо перед сетчаткой, даже когда человек смотрит на удаленные от него объекты. Это характерно для миопии. Такая реакция организма является защитной. Глаза приспосабливаются к темноте и «формируют» незначительную степень близорукости. Данный эффект проходит, как только освещение станет нормальным. Это одна из форм рассматриваемого дефекта рефракции, которая не может быть прогрессирующей.
Физиологическая и врожденная близорукость
Факторы, которые способствуют развитию перечисленных ранее видов близорукости, характерны для любого возраста. Все эти причины способны вызвать миопию у детей и взрослых. Есть еще две ее разновидности, которые могут быть у детей: физиологическая и врожденная.
Физиологическая близорукость может появиться у ребенка в возрасте от 5 до 10 лет. Именно в этот возрастной период глазные яблоки растут особенно интенсивно. В некоторых случаях, что зависит от индивидуальных физиологических особенностей человека, рост глаз бывает ускоренным. Переднезадняя ось становится слишком длинной. Степень миопии изменяется к 18 годам. До этого возраста близорукость может быть ярко выраженной. Когда рост глазного яблока останавливается, перестает прогрессировать и дефект рефракции.
Признаки близорукости у детей
Основной симптом близорукости у детей — падение остроты зрения. Предметы, которые находятся дальше вытянутой руки, кажутся нечеткими. Другие признаки миопии могут свидетельствовать о ее прогрессировании. В их числе:
- Головные боли, являющиеся следствием перенапряжения глаз и ухудшения кровоснабжения цилиарной мышцы.
- Боль и жжение в глазах, усиливающиеся при зрительных нагрузках.
- Слезоточивость. Повышенное выделение слезы, особенно при ярком свете. Цилиарная мышца работает неправильно, зрачковая область увеличивается в диаметре, а в глаз попадает больше световых лучей.
- Увеличение размера глазной щели. Этот симптом характерен для близорукости средней и высокой степени. Глазные яблоки увеличиваются в размерах и выступают вперед, раздвигая веки.
Как понять, что у ребенка прогрессирующая близорукость?
Многие признаки миопии становятся особенно выраженными при чрезмерной зрительной нагрузке. С ней чаще сталкиваются школьники. Они могут не жаловаться на подобный дискомфорт, что будет приводить к дальнейшему прогрессированию патологии. Симптомы близорукости у детей могут случайно обнаружить взрослые. Если Вы видите, что ребенок постоянно щурится, следует проверить его остроту зрения. Когда близорукий человек не может рассмотреть удаленные от него предметы, он немного смыкает веки. Они частично перекрывают зрачок, уменьшая тем самым количество проникающего в глаз света. Острота зрения за счет этого немного повышается.
Степени близорукости у детей и у взрослых
Есть три степени миопии: слабая, средняя и сильная. Для первой характерен показатель остроты зрения до −3 дптр, для второй — от −3 до −6 дптр, для третьей — более −6 дптр. Определяется стадия близорукости в кабинете офтальмолога посредством специальной таблицы для проверки остроты зрения и очков со сменными линзами. Они уменьшают преломляющую способность глазного яблока.
Линзы меняются до тех пор, пока пациент не будет видеть в них все оптотипы 10-й строки таблицы «ШБ». Оптическая сила линз укажет на остроту зрения. Степень близорукости у детей до 3 лет проверить таким способом невозможно. Для этого применяются компьютерные приборы.
Как лечится близорукость у детей?
Контактные линзы обычно применяются для компенсирования аномалии рефракции с 7-8 лет. В этом возрасте ребенок может самостоятельно надевать, снимать офтальмологические изделия и ухаживать за ними. Лазерная коррекция зрения не проводится детям до 18 лет, так как до этого возраста глаза растут, следовательно, степень миопии может измениться.
Источник
Работ, демонстрирующих четкие критерии чрезмерной зрительной нагрузки и достоверную связь ее с возникновением прогрессирующей миопии, не встречается. Никогда ранее и никем серьезно не рассматривалась возможная взаимосвязь психологических аспектов с возникновением и прогрессированием близорукости у детей.
12
17443
8 Августа 2013 в 22:24
Автор публикации:
Дмитрий Кран, врач высшей категории
Прогрессирующая миопия, или близорукость, наиболее часто встречается и интенсивно прогрессирует у детей в школьные годы. Принято считать, что основной причиной является чрезмерная зрительная нагрузка (чтение, компьютер). Подробно изучен патогенез, характер морфологических изменений, возникающих в зрительном аппарате при этом заболевании. Без ответа остаются вопросы, почему в целом при одинаковой нагрузке у одних детей развивается близорукость, а у других — нет, у одних она подвергается коррекции или даже регрессу — у других прогрессирует год за годом.
Настоящие причины этого тяжелого нарушения для академической медицины до сих пор остаются неизвестными. Работ, демонстрирующих четкие критерии чрезмерной зрительной нагрузки и достоверную связь ее с возникновением прогрессирующей миопии, не встречается. Никогда ранее и никем серьезно не рассматривалась возможная взаимосвязь психологических аспектов с возникновением и прогрессированием близорукости у детей.
Сегодня новый уровень понимания психических особенностей человека позволяет не только понять причину возникновения и неудовлетворительных результатов лечения близорукости, но и дает возможность позитивно повлиять на дальнейший прогноз заболевания.
———-
На профилактический осмотр и за консультацией обратилась мать с дочкой 14 лет. В числе жалоб — быстрая утомляемость, ранимость, страх оставаться одной. Со слов матери, девочка росла и развивалась нормально, соответственно возрасту. Семья из трех человек, живут вместе с родным отцом на протяжении 15 лет. Ребенок наблюдается у офтальмолога с 6-летнего возраста, страдает прогрессирующей миопией (OD = –6,0; OS = –6,5). На данный момент стоит вопрос о склеропластике (оперативное лечение миопии, см. ниже). В связи с этим для исключения противопоказаний со стороны нервной системы рекомендован осмотр невролога.
Объективно: девочка правильного телосложения, контактна, на вопросы отвечает подробно, эмоциональная реакция сохранена, адекватна. Носит очки. Со стороны нервной системы клинически значимой очаговой симптоматики не выявлено.
— Расскажи, пожалуйста, о себе, все ли тебе нравится в твоей жизни, может, есть что-то такое, чего бы тебе хотелось, чего не хватает? Как в школе? Как друзья, подружки?
— Все хорошо, у меня две четверки только, остальные пятерки. Есть подружки…
— Мама с папой строгие?
— Нет, — с улыбкой отвечает девочка, — папа, правда, уезжает часто, он много работает. Раньше на неделю или две, последнее время на месяц и больше… Ну, наверно, мне бы хотелось, чтобы он со мной больше был, играл. Другие девочки с папами ходят и гуляют, а мой всегда занят, с нами почти никогда никуда не ходит, молчит.
Из разговора с матерью без присутствия ребенка:
— Расскажите о девочке. Так понимаю, за исключением резкого снижения зрения, у нее со здоровьем все в порядке?
— Да, все хорошо, только вот меня беспокоит, что мы ничего не можем сделать, чтобы вылечить ей глаза. Куда мы ее только не водили. Уже почти полностью запретили ей компьютер. Это все со школы пошло. Ну куда дальше, –6,5 уже! Сначала нам говорили, что это спазм аккомодации. Мы капали разные капли, делали все, что нам назначали, но либо какой-то незначительный эффект, либо вообще без результата. Столько врачей уже нас пересмотрело. Сейчас говорят, что надо делать склеропластику, а я боюсь, может, эта операция тоже будет без эффекта, а может, повредит ей? Не могу решиться никак.
Для справки:
Склеропластика — способ склероукрепляющего лечения близорукости у детей с повышенным риском прогрессирования миопии. В качестве лечения проводят одновременные повторные склероукрепляющие вмешательства. Первым этапом выполняют одновременно склеропластику выкраиванием трансплантанта из наружной половины донорского глаза от нижнего лимба через внутренний край нижней прямой мышцы с отсечением роговицы на одном глазу и склероукрепляющую инъекцию на парном.
Через год осуществляют второй этап лечения: повторные склероукрепляющие вмешательства на обоих глазах. Основной целью склероукрепляющих воздействий при прогрессирующей близорукости является стабилизация рефракции. Как результат — стабилизация миопии в течение первого года после склеропластики наблюдается в 96 % оперированных глаз и в 66 % парных глаз. В то же время в отдаленном послеоперационном периоде повторное прогрессирование миопии у детей и подростков отмечено почти до 70 % случаев (В. С. Беляев, В. В. и др. Современные методы хирургической профилактики прогрессирующей близорукости. В кн.: «Близорукость. Патогенез, профилактика прогрессирования и осложнений: Материалы международного симпозиума». М., 1990, с. 127–129).
Известно, что со временем имплантированная в ходе склеропластики аллоткань подвергается дезорганизации, резорбции и замещается новообразованной соединительной тканью реципиента. Увеличение толщины и плотности склеры остается практически единственным результатом склеропластики в отдаленные сроки. Однако и этот эффект ослабевает со временем (Е. П. Тарутта. Выбор метода склеропластики при прогрессирующей близорукости у детей // Вестн. офтальмол., 1992, 2, с. 10–13).
— Расскажите, пожалуйста, с чего все началось, когда и при каких обстоятельствах ребенок начал терять зрение? Может, припомните, какие события тогда происходили, неважно, может, на ваш взгляд, и не связанные с ее зрением.
— Мы в школу пошли в шесть с половиной лет. Доктора связывают с этим, начали заниматься… Потом она играла на компьютере, но я не скажу, чтобы очень уж много… Ничего особенного не припомню.
— Вы втроем живете? Домашних питомцев никаких не держите?
— Нет у нас никаких животных… Да, втроем, ну, тогда немного не втроем мы были, — замявшись, добавила мать, — папа уходил от нас.
— То есть? Он уезжал на вахты, вы говорили?
— Да нет. Собрал вещи и ушел к другой женщине, — немного смущенно, с дрожью в голосе объяснила женщина.
— Когда это было?
— Как раз тогда, когда дочка в школу пошла, помню, все тогда разом навалилось… Он ушел внезапно, где-то там нашел себе в командировке другую, собрал вещи и ушел, сначала к матери своей… И тогда как раз в первом классе у дочки зрение начало ухудшаться, я стала водить ее к врачам. Все совпало в тот год, очень тяжело было.
Было заметно, как женщине трудно вспоминать.
— Ну ведь он вернулся? Вы ведь вместе теперь живете, я правильно понимаю?
— Да, сейчас вместе, он вернулся, — закивала она, — мы втроем живем, но он все равно мало с нами проводит времени, весь в своей работе. Одна работа в голове. Приедет и снова уезжает надолго. Может, там у него еще где-то кто-то есть, откуда мне знать… Дочке внимания почти никакого не уделяет.
— Да, об этом она мне говорила, когда вас не было в кабинете.
После некоторой паузы:
— Что касается прогрессирующей миопии у ребенка с 6-летнего возраста, то ее причины в целом понятны. К сожалению, никто из врачей не смог вам рассказать об этом раньше, но в этом нет их вины. Мы только начинаем раскрывать непосредственные связи между психической сферой и физиологией функционирования различных органов тела. Для вас сейчас некоторые выводы могут показаться далеко не очевидными, но тем не менее они лежат в основе прогрессирующей потери зрения конкретно у вашей дочери и у многих других детей с такими же проблемами.
Не у всех, но у определенного процента детей мы определяем то, что в «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана называется зрительный вектор. Это не просто совокупность неких признаков и черт характера, это набор определенных свойств и потребностей в психическом, которые требуют наполнения и реализации в процессе развития с самого рождения и по мере взросления вплоть до преклонных лет.
Физиология нашего тела устроена таким образом, что нехватка, недополучение на психическом уровне запускает процессы, с помощью которых организм пытается адаптироваться, избавиться или хотя бы компенсировать страдания, возникающие от этих пустот.
Ваша девочка ищет тесной и глубокой эмоциональной связи, контакта, внимания. Ей крайне необходимо ощущать любовь и заботу со стороны двух самых близких ей людей. Она наделена способностью, хочет и может устанавливать сильную эмоциональную связь буквально с кем или с чем угодно. Это одно из ряда свойств, которые мы наблюдаем в зрительном векторе. Образно говоря, зрительный анализатор для таких детей является одним из главных каналов, через который они получают самый важный для себя поток всей необходимой «пищи». И он же является наиболее уязвимым и чувствительным в определенных случаях.
— Она очень часто у меня спрашивает: «Мама, ты меня любишь?» — вспомнила мать.
— Конечно, а как вы хотели? Ей необходимо хотя бы вербально получить подтверждение того, чего она не ощущает на своем эмоциональном уровне. Это, кстати, не значит, что для других детей эмоциональная связь с родителями и не только с ними не имеет значения. Отнюдь нет, но это немного о другом. Дети же со зрительным вектором, особенно в раннем детском возрасте, будут совершенно зависимы от нее. Более того, от наличия крепкой эмоциональной связи с родителями, прежде всего с мамой, зависит развитие заданных психических свойств зрительного ребенка. Например, наличие явных страхов или истерик у детей говорит о недостаточности этой связи.
Эмоциональная вовлеченность и привязанность к чему-то или кому-то всегда очень выраженная и значимая — важно, чтобы родители понимали это. Если у другого ребенка, не наделенного с рождения зрительным вектором, утрата, например, домашнего питомца не вызовет особо окрашенной реакции, то для ребенка со зрительным вектором это может послужить достаточным стрессом, чтобы проявиться не только на психическом уровне, но и на уровне связанного с вектором органа.
В последнем случае спазм аккомодации, сокращение цилиарной мышцы, уменьшение диаметра с увеличением оптической силы хрусталика является своего рода попыткой компенсации.
В ряде случаев этот процесс может быть обратимым. Врачам это известно, хоть они и не понимают и не различают истинных причин. Но иногда совокупность внешних и внутренних факторов формирует очень серьезные препятствия, и мы становимся свидетелями почти необратимых изменений.
— Вы имеете в виду, что нас бросил папа? Это было причиной?
— Разрыв эмоциональной связи с отцом, очевидно, послужил толчком для снижения зрения у девочки. Я далек от иллюзии, что за короткое время консультации у нас с вами получится разобрать до основания все психологические переживания вашей дочери, но сделать это важно и нужно. Чтобы понять своего ребенка, особенности ее психического, врожденные свойства и желания, которые требуют наполнения и развития, необходимо как минимум получить полную картину во всех деталях, что возможно только на полноценных лекциях Юрия Бурлана.
Ведь девочке всего 14 лет, у нее еще все впереди, глубже понимая ее, вы сможете многое исправить. Почему-то мы придаем очень большое значение, например, рациону питания, витаминам и всяким другим полезным микроэлементам для обеспечения всем необходимым нашего физического тела, но совершенно не знаем и игнорируем потребности психики, которые иерархически стоят намного выше и имеют гораздо большее значение. Мы путаемся, полагая, что потребности нашей психики у всех примерно одинаковые, как и потребности в белках, жирах и углеводах. Это далеко не так.
— Но что делать, если так получилось, что отец нас бросил? Ведь это от нас не зависело. Я не могу заставить его относиться по-другому… И в отношении этой операции, как вы считаете, соглашаться или нет? Вопрос денег не стоит, мне нужен результат, что я смогу сделать?
— Вы можете сделать очень много. Во-первых, хоть и прошло уже столько лет, но у нас есть шанс остановить прогрессирование близорукости и, вполне возможно, повернуть процесс вспять. Во-вторых, что касается оперативного лечения, по данным статистики, в первый год после операции мы получаем результат, при этом, по данным все той же статистики, более чем у половины таких оперированных детей через год-два происходит рассасывание аллоткани, и все возвращается к исходному состоянию. Так как эти операции для детей и подростков были предложены всего каких-то 15–20 лет назад, у врачей нет данных, что будет у таких пациентов в возрасте после 40 или 50 лет. Если вы спрашиваете мое незаинтересованное мнение, соглашаться или нет на операцию, то с учетом всего вышеизложенного — скорее нет. В-третьих, в качестве единственно возможной альтернативы для вас и вашей дочери настоятельно рекомендую получить знания на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Есть ряд очень важных деталей, которые невозможно раскрыть в формате консультации. Мои частные рекомендации о том, как помочь девочке, не будут иметь той силы и убедительности для вас, которую вы сможете получить сами, когда пройдете 4 занятия по 6 часов только лишь о зрительном векторе.
На лекциях Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» идет речь о наполнении специфических желаний, удовлетворении ключевых потребностей и получении своей доли радости от жизни через определенный вектор или набор векторов в психическом, которым человек наделен с рождения. Это не просто эпизодическое желание, но жизненно необходимая потребность, которая определяет свойства личности, все детали его физиологии на органном уровне, формирует поведение и в конечном итоге жизненный сценарий.
Каждый вектор в системно-векторной терминологии назван и напрямую связан со своей эрогенной (сверхчувствительной) зоной, через которую происходит обмен информацией и взаимодействие с окружающим миром. В системе природной иерархии управления и подчинения функций психическое расположено над всеми системами нейрогуморальной регуляции и через каскад опосредованных процессов оказывает воздействие на функционирование как отдельных, тождественных определенной сфере психического зон, так и всего организма в целом.
В каждом векторе мы наблюдаем свою потребность наполнения и удовлетворения своих особенных желаний и наряду с этим — стремление избежать или сократить объем страданий, связанных с нехваткой или отсутствием получения. Качество и степень ощущения радости и удовлетворения от меры равновесия между силой желаний и полнотой их наполнения напрямую связаны с долей развитости и степенью зрелости в психическом. На каждом этапе взросления мы находим свои необходимые условия для развития в каждом векторе. Мы их либо распознаем и обеспечиваем ребенку с самого раннего возраста, и тогда развитие протекает наиболее адекватно его природе, либо нет. В последнем случае итог бывает очень драматичен.
Давно не секрет, что ожидает организм в случае нехватки пищи, определенных витаминов или микроэлементов. Все связанные с недостатком этих веществ болезни подробно описаны. Без воды человек вообще живет лишь несколько дней. Психические же потребности и способы их наполнения до сих пор никем не были систематизированы и описаны так точно и подробно, во всех деталях, как это делает Юрий Бурлан в рамках тренинга «Системно-векторная психология».
Стоит отметить, что потребности в психическом носят особенный, индивидуальный характер, в отличие от потребностей, скажем, в пище или витаминах, которые свойственны всем без исключения. Наличие вектора или сочетания векторов живет с человеком и четко обуславливает необходимость получения определенных благ, которые для другого человека, без наличия таких же векторов, будут совершенно безразличными.
Когда неизвестны потребности с самого раннего возраста, от нас скрыты страдания, вызванные неспособностью эти жизненно важные желания наполнить. Нехватки в психическом приводят порой к необратимым изменениям и заболеваниям, проявляющим себя на органном уровне. Последние, когда уже становятся совершенно очевидны, приводят нас к врачу.
Обратите внимание, сколько детей носят очки. В офтальмологии не существует эффективного средства от детской близорукости. Мы достигли невероятных успехов в диагностике, но почти не продвигаемся в лечении этого заболевания, потому что причины лежат за пределами того, на чем сфокусировано внимание исследователей.
Практически в каждом конкретном случае снижения остроты зрения в детском возрасте мы имеем дело с ребенком со зрительным вектором и всегда находим связь между падением зрения и разрывом значимой для ребенка эмоциональной связи. Этот факт по незнанию ускользает от нашего внимания. Ведь мы практически не умеем различать психические особенности ребенка, а обозначить свои нехватки словами ребенок не может, да и не должен. Накормить, напоить и создать максимально комфортные условия для развития его врожденного потенциала с самых первых дней жизни — это задача родителей. В этом случае равновесие в психическом всегда найдет отражение в здоровом теле.
Корректор: Наталья Коновалова
Автор публикации:
Дмитрий Кран, врач высшей категории
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник