Почему глаза слезятся при разговоре

Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонема (греч. “звук”) — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух — способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух — способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов.

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие — как несущественные для данного языка.

В русском языке фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о), их ударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными. Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь) и смена согласных по их глухоте — звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

Нарушение фонематического слуха у детей. 
В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались. 

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем).

Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Рау) или, что то же самое, фонематические (Р.Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия (нарушение звукопроизношения).

В зависимости от того, каким является дефект — фонематическим или фонетическим, — выделяют 3 основные формы дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую. К акуститко-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К ним относятся: операция опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка неполностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному воспроизведению слова (гора — “кора”, жук — “щук”, рыба — “лыба”). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. 

Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухость-звонкость, некоторых сонорных фонем (р-л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например, глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие (ж-ш, д-т, г-к, з-с и т.д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется реакция слухового различения некоторых фонем.

Нарушение фонематического слуха у взрослых. 
У взрослых наблюдается нарушение фонематического слуха при локальных поражениях мозга.

Сенсорная (височная) афазия, или речевая агнозия (т.е. непонимание речи), впервые описана в 1874 г. А.Я.Кожевниковым и в том же году уточнена немецким невропатологом и психиатром Вернике, который связывал ее с очагом поражения в задней части левой височной извилины, что соответствует 21-му и 22-му корковым полям, т.е. области слухового анализатора. Точнее сказать, здесь поражается речеслуховой анализатор. И хотя анализ звуковой речи связан со слуховым анализатором, однако нужно помнить, что в возникновении сенсорной афазии огромную роль играет разрыв связей между слуховым анализатором и всей корой, повреждение сложной функционально-динамической системы. Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что в более легких случаях больной понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно имеющие отношение к ежедневному привычному обиходу, но может наблюдаться расстройство фонематического слуха. В тяжелых случаях больной совсем не понимает человеческой речи, слово для него утрачивает свой смысл и воспринимается как сочетание неясных шумов.

Читайте также:  Глаза отечные и слезятся

При нарушении фонематического слуха вследствие поражения ядерной зоны звукового анализатора (41, 42 и 22-е поля) левого полушария возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи (т.е. понимать речь на слух), но и в нарушении всех других форм речевой деятельности.

41-е первичное и 42-е и 22-е вторичные поля звукового анализатора по классификации А.Р. Лурия входят в зону Т1 — зону, при поражении которой возникает сенсорная афазия. Основанием для выделения этой зоны послужил анализ 800 случаев травматической афазии (А.Р. Лурия). 

Фонематический код языка состоит из системы ряда фонематических противопоставлений, в каждом из которых выделяется значимый фонематический признак, изменение которого меняет смысл воспринимаемого слова. В процессе декодирования фонематического состава языка решающую роль играют системы височной области левого полушария, которые являются центральным “корковым ядром” слухоречевого анализатора. Поражение слухоречевых отделов коры (задней трети первой височной извилины левого полушария) не отражается на остроте слуха, но нарушает систему слухоречевого слуха. Больные с такими поражениями продолжают хорошо различать различные неречевые звуки (стук посуды, музыкальные мотивы, шум дождя и т.п.), но оказываются не в состоянии выделить фонематические признаки родного языка, являющиеся носителями смысла слов. В силу этого возникают смешения близких, а иногда и далеко отстоящих фонем, невозможность определить существенные признаки речевых звуков, а вместе с этим и невозможность сохранить четкую фонематическую структуру воспринимаемой речи, что и составляет признак “сенсорной афазии”.

Центральным звеном этой формы афазии является феномен, многократно описанный под названием “отчуждение смысла слов”.

Нечетко воспринимая звуки речи, такие больные смешивают слова, близкие по звучанию. Так, воспринимая слово “голос”, они не могут решить, обозначает оно “голос”, или “колос”, или “холост”, или “холст”, и именно это многообразие альтернатив, всплывающих с равной вероятностью, и составляет сущность феномена “отчуждения смысла слов”.

В то же время больные этой группы всегда сохраняют задачу — декодировать полученное ими сообщение: они активно ищут смысл высказывания, пытаются догадаться о нем, но нарушение фонематического слуха неизбежно приводит к грубому затруднению в выделении лексических единиц речи.

Характерно, что, теряя возможность четко определить значение отдельных лексических единиц, больные с поражением височных отделов коры правильно и тонко оценивают интонационно-мелодическую структуру речевого высказывания, легко различая вопросительные и утвердительные предложения, улавливая тон сомнения или уверенности, что позволяет им понять общий ситуационный смысл обращенной к ним речи. Именно эта диссоциация между распадом декодирования лексических компонентов речи и достаточной сохранностью понимания ее просодических компонентов характеризует процесс понимания целого высказывания у больных с поражением левой височной области.

Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека пропадает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или “зашумленную” речь (например, когда одновременно говорят двое людей), т.е. речь в усложненных условиях. Особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. Например, звуки “г-к-х” и “с-з” они не различают; слова “забор-собор-запор” звучат для них как одинаковые. Дефект понимания устной речи является центральным звеном в этом заболевании. Однако, поскольку все формы речевой деятельности связаны между собой, нарушение одного звена влияет на всю речевую систему, вторично страдают и все другие формы речевой деятельности.
В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная устная речь. Речевое высказывание заменяется “словесным салатом”, когда больные произносят какие-то непонятные по своему составу слова или набор звуков. Иногда больные правильно произносят только привычные слова. Как правило, они заменяют одни звуки другими (литеральные парафазии), так как при сенсорной афазии распадается первичный звуковой состав слова, т.е. восприятие тех элементов (звуков), из которых складывается слово.

Читайте также:  Болят глазные яблоки и слезятся глаза

У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них неясен тот образец, который подлежит написанию; у них резко затруднено повторение услышанных слов; нарушено также чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. Иными словами, вследствие нарушения фонематического слуха распадается вся речевая система. В то же время у больных с сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы (по образцу).

Источник

Слезы необходимы человеческим глазам, чтобы поддерживать необходимый уровень увлажненности и очищать их от загрязнений. В норме каждый день железы вырабатывают около 0,06 г. слезной жидкости. Если количество слез превышает нормальный показатель, то это — симптом слезотечения, свидетельствующий о нарушениях в работе организма.

Слезотечение как симптом

Повышенное слезотечение проявляется избыточным выделением слез и нарушенным балансом между выработкой этого секрета и его отводом по физиологическим каналам. Со стороны кажется, что человек постоянно плачет.

Выделяют ретенционную и гиперсекреторную разновидности слезотечения. В первом случае слезы вырабатываются в нормальном количестве, но в связи с нарушенным оттоком они не уходят по слезоотводящим путям в носовую полость, а остаются в глазах. Во втором варианте слезные железы продуцируют избыточное количество секрета.

Слезоточивость возникает по разным причинам: ее могут вызывать травмы, инородные тела, инфекционные заболевания. В зависимости от того, по какой причине слезятся глаза, этот симптом может сопровождаться и другими клиническими признаками. Оценка их сочетаемости позволяет врачу-офтальмологу установить причину патологии, поставить правильный диагноз и подобрать оптимальное лечение.

Слезотечение — основной симптом

Если человека не беспокоят другие симптомы, кроме повышенного слезотечения, это может указывать на одну из следующих причин.

Синдром сухого глаза

Патология возникает из-за переутомления органов зрения и редкого моргания. Когда человек много работает за компьютером, долго смотрит телевизор или пребывает в помещении с сухим воздухом, его роговая оболочка пересыхает, потому что не происходит своевременного обновления слезной пленки. Ранним признаком синдрома становится слезоточивость, поскольку зрительные органы пытаются компенсировать недостаток влаги и выделяют избыточное количество слез. Активная выработка секрета в этом случае не спасает ситуацию, поскольку водянистая часть слезной пленки преобладает над жировой и муциновой.

Почему глаза слезятся при разговоре

Эктропион, или выворот века

Данное заболевание может возникать по нескольким причинам: из-за неправильного гигиенического ухода за глазами, хирургического лечения или разрастания опухоли в области века. Любая из этих причин приводит к тому, что в зоне между конъюнктивой и нижним веком остается свободное пространство. Из-за этого происходит сдвиг слезной точки, и пациент постоянно ощущает слезы. На первом этапе развития болезни ее единственный признак — чрезмерное слезотечение. Но при отсутствии грамотной терапии эктропион может осложниться до конъюнктивита и блефарита, которые вызовут дополнительные симптомы в виде покраснения, ощущения инородного тела.

Почему глаза слезятся при разговоре

Закупоривание слезных протоков

Распространенная причина слезотечения — закупорка слезных каналов в результате инфицирования, травмы, хирургической операции, опухоли, возрастного сужения, образования кисты и других патологических процессов, происходящих в носослезном канале. Иногда слезные протоки закупориваются из-за использования медицинских препаратов (например, это состояние могут вызывать капли для лечения глаукомы или химиотерапевтические средства).

Почему глаза слезятся при разговоре

При данном заболевании глаза постоянно слезятся, зрение затуманивается. Если закупорка провоцирует обострение дакриоцистита или конъюнктивита, появляется кровянистое или гнойное отделяемое.

Лагофтальм

Другое название этой патологии – «заячий глаз». При ней происходит опущение нижнего века и его отхождение от глазного яблока, в результате чего смещается слезная точка. Лагофтальм часто развивается при инсультах, энцефалитах и других заболеваниях нервной системы, которые поражают ядро лицевого нерва. Болезнь прогрессирует при поражениях боковой части лицевого нерва, рубцовом изменении век, экзофтальме, увеличении опухоли за глазным яблоком, сращении век.

Почему глаза слезятся при разговоре

Первый и единственный признак «заячьего глаза» на ранней стадии — одностороннее слезотечение. На этом этапе орган зрения имеет нормальный цвет, не склонен к отечности и не чувствует боли. В дальнейшем на фоне лагофтальма и постоянного пересыхания роговой оболочки могут развиться дистрофия или язва роговицы, кератит, в результате чего появляются и другие клинические признаки — гиперемия, боль, ощущение инородного тела.

Дакриолитиаз

При данной патологии в слезном аппарате по неизвестной причине появляются слезные камни (дакриолиты). Часто дакриолитиаз не сопровождается никакими симптомами, но иногда люди пожилого возраста могут страдать от избытка слез и обострений дакриоцистита.

Читайте также:  Когда у грудничка насморк и глаза слезятся

Слезотечение в симптоматике воспалительных процессов

Большинство следующих воспалительных офтальмологических заболеваний сопровождаются слезотечением и другими сопутствующими симптомами.

Конъюнктивит

Аллергический конъюнктивит — это сезонное заболевание, которое проявляется в весенний период как реакция на пыльцу цветущих растений. Для него, кроме избыточной выработки слезного секрета, характерны нестерпимый зуд, жжение в глазах, отечность и гиперемия век, светобоязнь. Нередко присоединяются одышка, першение в горле, заложенность носа.

Инфекционная разновидность конъюнктивита характеризуется появлением гнойного отделяемого и чрезмерной выработкой слез.

Почему глаза слезятся при разговоре

Кератит

Симптомы воспаления роговой оболочки — это постоянно слезящиеся глаза, ощущение инородного тела в глазном яблоке, непереносимость яркого света, смыкание век. Кератит требует немедленного обращения к офтальмологу, поскольку запущенная инфекция может повредить роговицу и  распространиться вглубь глазного яблока.

Почему глаза слезятся при разговоре

Иридоциклит

При воспалении радужной оболочки и ресничного тела на первом этапе появляется резкий болевой синдром, который усиливается и отдает в область головы при касании глазного яблока. По мере развития болезни к первым признакам добавляются слезоточивость, боязнь яркого света, блефароспазм, сужение зрачка, изменение оттенка радужной оболочки.

Почему глаза слезятся при разговоре

Неврит

Воспаление лицевого нерва вызывает ослабление или паралич мышц лица. При неврите нижнее веко уходит вниз, человек не может до конца закрыть глаз, наблюдается избыток слезной жидкости. Часто проявляется и другая симптоматика: лицо становится асимметричным, снижается вкусовая чувствительность, тогда как слуховая восприимчивость, напротив, сильно возрастает.

Почему глаза слезятся при разговоре

Слезотечение при ношении линз

Иногда слезотечение проявляется не как признак заболевания, а как реакция на ношение контактных линз. Избыточное выделение слезной жидкости могут провоцировать:

  • неправильный подбор средств контактной коррекции зрения;
  • использование линз дольше положенного срока;
  • плохая гигиена во время ухода за оптическими изделиями, в результате чего на поверхности линзы образуются грибок, белковые отложения, грязь, которые травмируют конъюнктиву, провоцируют воспалительный процесс;
  • персональная непереносимость контактной оптики;
  • длительное пребывание на солнце или на ветру;
  • попадание пыли между линзой и конъюнктивой.

Почему глаза слезятся при разговоре

Чтобы ношение линз доставляло комфорт и не вызывало офтальмологическую симптоматику, нужно придерживаться рекомендаций врачей: 

  • подбирать средства коррекции с квалифицированным офтальмологом;
  • соблюдать правила ухода за линзами и придерживаться сроков ношения;
  • регулярно пользоваться препаратами искусственной слезы для очистки роговицы от пыли;
  • в солнечный день надевать солнцезащитные очки.

Распространенные причины слезоточивости у детей

Избыточное выделение слез у детей может быть симптомом следующих состояний:

  • спазма, который возникает при резкой смене температуры воздуха; параллельно со слезотечением развивается отек слизистой и выделяется гной;
  • ринита — болезни, при которой сужается носослезный канал, что усиливает выработку слез;
  • прорезывания «глазных» зубов — клыков, расположенных на верхней челюсти;
  • экземы, которая сопровождается сухостью и шелушением век;
  • глазной травмы: усиленную выработку слез вызывают как незначительные повреждения (ребенок поцарапал себя во сне), так и серьезные проникающие ранения, которые сопровождаются резкой болью, кровотечением, иногда невозможностью открыть глаз; последние требуют немедленного посещения врача-офтальмолога.

Почему глаза слезятся при разговоре

Диагностика

Чтобы установить, какая причина вызвала слезоточивость, врач-офтальмолог проводит ряд диагностических мероприятий. Он тщательно собирает анамнез, выясняет характер и длительность клинических признаков, наличие у пациента заболеваний, которые могут провоцировать подобную симптоматику.

Проводится физикальное обследование органов зрения и прилегающих областей: офтальмолог осматривает роговицу и конъюнктиву на предмет повреждений, пальпирует область слезного мешка для определения отека и болевого синдрома, оценивает симметричность лицевых мышц, при необходимости проводит биомикроскопическое исследование.

осмотр офтальмолога

В некоторых случаях врач берет так называемую пробу Ширмера, которая позволяет установить уровень продукции секрета. Если это значение превышает 25 мм, говорят о сухости глаз вследствие повышенного испарения. Если продукция жидкости ниже 5,5 мм, это указывает на недостаточную выработку секрета.

В качестве вспомогательного диагностического метода используют зондирование и промывку системы слезоотведения специальным солевым раствором с окрашиванием или без него. По результатам диагностики врач подбирает комплексное лечение.

Варианты лечения

Слезотечение — это симптом, поэтому избавиться от него можно только путем лечения основной патологии. В зависимости от причины, вызвавшей избыток слез, врач может назначить противовирусные, антибактериальные, противогрибковые, антигистаминные или противовоспалительные препараты.

компрессы и промывания

В комплексную терапию входят народные средства, обладающие противовоспалительным действием (отвары ромашки, календулы). Чаще всего они используются в виде компрессов и промываний. Такие средства должны применяться строго по назначению врача.

При синдроме сухого глаза эффективным лечением будут использование капель с функцией искусственной слезы и снижение интенсивных нагрузок на зрение.

Если слезоточивость вызвана ношением контактных линз, поможет соблюдение рекомендаций по их использованию и гигиене.
 

Источник