Памятка школьнику о близорукости

ПАМЯТКА

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Правило 1. Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

Правило 2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. При чтении за столом, всегда нужно использовать подставку для книг.

Правило 3. Место для занятий должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 ватт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны для правшей, для левшей наоборот, освещать только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Свет над классной доской (500 люкс) при занятиях всегда должен гореть. Окна в классах не должны быть закрыты занавесками и цветами.

Правило 4. Правильное положение ребенка при работе за компьютером:

Не сутулиться.
Не сидеть, положив ногу на ногу.
Сохранять прямые углы в локтевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. При необходимости использовать подставку для ног.
При работе на клавиатуре не держать руки на весу.
Следить, чтобы спинка стула поддерживала нижнюю часть спины.
Отрегулировать высоту стола, кресла, угол наклона и высоту подставки монитора, с учетом того, что центр монитора должен быть на 10-20 см. ниже уровня глаз, а расстояние от глаз до монитора 45-70 см.

Правило 5. Делать перерыв в занятиях 5-10 минут через каждые 30 минут. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

Правило 6. Не рекомендуется читать / играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

Правило 7. Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

Правило 8. Необходимо ограничить время, которое ребенок проводит у телевизора. Расстояние до экрана телевизора должно быть не менее 2,5 м. Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора. Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 5-6 лет — не более 30 минут, до 14 лет — не более 1,5 часа, для школьников старших классов — не более 2 часов непрерывной зрительной работы. Комната при этом должна быть освещена.

Правило 9. Применять простое правило «20 — 20 — 20»: через каждые 20 минут работы за компьютером в течение 20 секунд моргать обоими глазами 20 раз. Такое упражнение существенно улучшает кровоток и облегчает работу глазных мышц.

Правило 10. Для тренировки остроты зрения, необходимо носить 1-2 раза в день по 30 минут очки с дырочками (перфорационные, очки-тренажеры), или смотреть в них телевизор, можно одевать их при работе с компьютером.

Правило 11. При работе в очках необходимо снимать их при чтении или письме вблизи и надевать их снова при зрительной работе вдаль (работа с доской и т.д.). Это обеспечивает правильную работу мышц глаз (при близорукости до – 3,0 диоприй).

Правило 12. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть-семь верхних строк проверочной таблицы, что соответствует 70-100 % зрения. Носить очки для дали следует постоянно, работать ВБЛИЗИ В НИХ НЕЛЬЗЯ!

Очки для работы подбираются индивидуально в зависимости от степени близорукости наличия астигматизма. Очки для работы подбираются для взрослых на 2,5 диоптрии меньше коррекции для дали, а для детей – на 3диоптрии меньше. При наличии астигматизма сферический компонент уменьшается на 2,5диоптрии, а астигматическая коррекция подбирается для работы вблизи.

Главное назначение очков — оптическая коррекция. Важнейшее их качество — чистота линз.

Правило 13. Необходимо исключить зрительные нагрузки за полчаса до сна, т.к. доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит.

Правило 14. Проводить тренировку на удаление текста от глаз (гимнастика «Зоркость»). Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазами. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время. Если близорукость до 4 диоптрий, гимнастикой можно заниматься без очков. Если у учащегося близорукость одного глаза сильнее, чем другого, то и тренировать глаз с более выраженной близорукостью нужно дольше. Линия зрения при чтении и письме должна быть перпендикулярна середине плоскости страницы. Лучше выполнять тренировки со специальной подставкой для книг. Выполнять утром и вечером (см. гимнастику для глаз «Зоркость»).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «ЗОРКОСТЬ»

Одним из безусловных рефлексов, выработанных в процессе развития человеческого глаза, является тот факт, что импульс на аккомодацию (рассмотреть) и конвергенцию (свести зрительные оси), один. Поэтому, когда мы рассматриваем предмет вблизи, мы аккомодируем и конвергируем одновременно. При работе одним глазом выключается процесс конвергенции, пропорционально разгружается аккомодация, следовательно, зрительные нагрузки снижаются наполовину.

При близорукости от 2,5 до 4,0 диоптрий гимнастикой «Зоркость» можно заниматься без очков.

Если близорукость выше, в очках необходимо выполнять все зрительные нагрузки вблизи при хорошем освещении (лампа 60-75 ватт) на максимальном расстоянии и попеременно левым и правым глазами по 20-30 минут каждым. Прикрывать неработающий глаз можно шторкой из бумаги или другого материала. Упражнение лучше делать с подставкой для книг, укрепленной на высоте 15-20 см.

Читайте также:  Близорукость как можно вылечить у ребенка

Вначале текст отодвигается на такое расстояние, когда видно плохо, но читать еще можно. Через какое-то время шрифт текста становится более четким, и тогда подставку с книгой можно отодвинуть еще на несколько миллиметров. Это упражнение надо делать в течение 5 минут. Затем, для того чтобы мышцы немного отдохнули, текст медленно приближается на максимально близкое расстояние на 2-3 минуты.

В начале тренировок расстояние от глаза до текста обычно не превышает 30 см. В процессе тренировок это расстояние следует довести до 40-45 см. Обычно на это уходит от одного до трех месяцев. Контролировать расстояние можно самому, соблюдая одни и те же условия: освещение (лампа 60-75 ватт) и одинаковый шрифт (газетный).

Расстояние измеряется линейкой от наружного угла глазницы до текста. Для самоконтроля рекомендуется делать ежедневные записи с указанием даты и расстояния. Если близорукость глаз неодинакова, то худший глаз придется тренировать дольше.

Задача заключается в том, чтобы максимальное расстояние до текста для обоих глаз стало бы одинаковым. Следует обратить внимание на то, что в таких случаях, читая двумя глазами, необходимо вести контроль расстояния до текста по худшему глазу.

Как только расстояние достигнет 40-45 см, необходимо проверить зрение у врача и выписать более слабые очки. У некоторых (по разным причинам) это расстояние сразу превышает 40 см. В этом случае необходимо, поработав 1-2 недели, срочно обратиться к лечащему врачу для уменьшения коррекции.

При очень высоких степенях близорукости и при осложненной миопии, разрешить заниматься гимнастикой может только лечащий врач.

Практика показала, что при занятиях гимнастикой «Зоркость» близорукость стабилизируется, а в некоторых случаях и уменьшается. Если же начать тренироваться тогда, когда близорукость только началась (промиопия), можно добиться таких результатов, когда очки будут просто не нужны.

Желаем успехов!

А.П. Цамерян, врач офтальмолог-оптометрист высшей категории, к.м.н. Академик Академии медико-технических наук РФ

Источник

Что такое близорукость?

БЛИЗOPУKOCTb (миопия) — это такое состояние, когда человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи и плохо — удаленные от него. При близорукости задний отдел глаза растягивается, сетчатка отодвигается. Изображения отдаленных предметов фокусируются перед сетчаткой, не совпадая с ней и теряя отчетливость. Недуг чаще развивается в молодом возрасте. Близорукостью страдает каждый пятый выпускник средней школы.

ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ.

Близорукость бывает врожденной, тогда в ее основе лежит нарушение развития глаза. Но чаще близорукость приобретенная, возникает в период детства, в школьном возрасте. В механизме развития близорукости (миопии), возникающей в период детства, можно выделить 2 звена:

  1. Длительная работа на близком расстоянии приводит к ослаблению аккомодации. Аккомодация не всегда в состоянии обеспечить зрительную работу на близком расстоянии. Чтение становится чрезмерной нагрузкой. Чтобы избавиться от излишнего напряжения, организм изменяет оптическую систему глаза и достигает этого единственно возможным путем — увеличением размеров глаза.
  2. Наследственная предрасположенность. В семьях, где один из родителей страдает близорукостью, дети чаще имеют нарушения зрения.

ПРИЗНАКИ БЛИЗОРУКОСТИ.

Первым признаком миопии (близорукости) является понижение зрения вдаль, которое как правило, повышается до нормального уровня при приставлении к глазам отрицательных линз. Нередко близорукие прищуривают глаза, чтобы уменьшить круги светорассеяния на сетчатке глаза и тем самым улучшить зрение. Прогрессирование близорукости может привести к серьезным изменениям в глазу, особенно в заднем отделе глаза, который подвергается растяжению.

Обычно близорукость возникает и развивается незаметно, исподволь. Дети с близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, при чтении приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время чтения. Родители и педагоги при наличии этих признаков у ребенка должны направить его на осмотр к окулисту. У школьников необходимо ежегодно проверять остроту зрения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Место для занятий школьника должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 Ватт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны, освещая только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий.

Нельзя читать пи читать, писать, играть согнувшись. Следует сидеть прямо, чтобы глаза от книги, игрушки были на расстоянии согнутой в локте руки.

Не рекомендуется читать, играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

Необходимо ограничить время, которое дети проводят у телевизора. 

Они должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от экрана телевизора,

Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора.

Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 
5-6 лет — не более З0 минут,

до 14 лет — не более 1,5 часа,

для школьников старших классов — не более 2 часов непрерывной зрительной работы.

Комната при этом должна быть освещена.

Гигиенические условия зрительной работы особенно важно соблюдать детям, предрасположенным к возникновению близорукости.

Профилактике близорукости способствует предупреждение и лечение очагов инфекции в детском организме (кариес, тонзиллиты, синуситы, гельминтозы и пр.)

Оптический недостаток близорукого глаза компенсируется подбором соответствующих очков. Очки восстанавливают на сетчатке отчетливость изображения отдаленных предметов. Необходимо строго соблюдать рекомендации врача-окулиста по ношению очков. Главное назначение очков — оптическая коррекция. Важнейшее их качество — чистота линз.

Читайте также:  Отчего у ребенка близорукость

При близорукости в разумных пределах должна быть ограничена зрительная нагрузка, не связанная с обучением в школе.

При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 Д целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

В рацион питания должны входить продукты богатые ВИТАМИНОМ А, аскорбиновой кислотой, кальцием, калием.Они улучшают питание тканей глаза и укрепляют его стенки. Кальций содержится в твороге, молочных продуктах, богат кальцием холодец. Аскорбиновая кислота содержится в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, лимоны, апельсины, смородина). Витамин А — в зеленом луке, шпинате, щавеле, масле, сметане, яичном желтке, рябине, облепихе. Калий — в картофеле, кураге, изюме, бананах, киви. Полезны поливитамины с высоким содержанием кальция: КАЛЬЦИНОВА, КАЛЬЦИЙ D3 – в течение месяца.

Разработаны специальные упражнения для глаз при близорукости, улучшающие состояние наружных и внутренних мышц глаза.

Данные упражнения очень полезны на начальном этапе развития близорукости. Гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАРУЖНЫХ МЫШЦ ГЛАЗА.

(с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости упражнения должны выполняться не реже 3 -4 раз в неделю)

  1. Исходное положение (ИП) – сидя. Крепко зажмуриить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторил 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
  2. ИП — сидя. Быстро моргать в течение1 — 2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.
  3. ИП — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомления, облегчает работу на близком расстоянии.
  4. ИП –стоя.Вытянутьруку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки,расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить упражнение 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
  5. ИП — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на конец пальца обоими глазами 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить упражнение 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).
  6. ИП — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палецполусогнутой руки справа налево и, не двигая головой следить глазами за пальцем. Повторитьупражнение 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.
  7. ИП — сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8 — 12 раз.
  8. ИП — сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. Повторить 4 — 6 раз.
  9. ИП – сидя. Движения глазами: вверх-вниз, в стороны (4-6 раз).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ МЫШЦ ГЛАЗА

Тренировка аккомодации

Родители выбирают в квартире окно, через которое видна дальняя перспектива. На стекло, чуть ниже уровня глаз стоящего ребенка, прикрепляют на стекло отрывок газетного текста из 20-30 строчек отпечатанного мелким шрифтом (при остроте зрения 0,5 и выше) или обычным текстом (при остроте зрения ниже 0,5). Не тренируемый глаз закрывают повязкой. Тренировка заключается в том, что ребенок попеременно по 15-20 сек., то смотрит в даль, то рассматривает газетный текст при максимально возможном для сохранения четкого видения приближении к нему. Тренировку проводят в очках.

Способствуют тренировке внутренних мышц глаза также игра в бадминтон, настольный теннис, волейбол, передачи мяча партнеру, броски мяча в стену, через сетку. 

Зрительную нагрузку целесообразно чередовать с физической активностью, подвижными играми на свежем воздухе. Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения. При осложненной близорукости противопоказаны все виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, с резкими перемещениями тела и возможностью его сотрясения. Исключение также составляют виды спорта, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения организма, продолжительное напряжение занимающихся. К таким видам спорта относятся бокс, борьба, прыжки в воду, прыжки в длину, в высоту, хоккей, регби, прыжки с трамплина и т.д. 

Дети с близорукостью и дети, предрасположенные к ее развитию, должны проходить контрольные осмотры врача-окулиста, 2 раза в год с определением остроты зрения и рефракции.

Источник

Данные многочисленных исследований говорят, что более 50 % современных школьников страдают близорукостью. С твердой закономерностью увеличивается количество детей с нарушениями зрения от младших классов к старшим. Увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. 

Профилактика нарушений зрения детей во многом зависит от учителей и родителей, задача которых правильно организовать режим дня младшего школьника (учебного дня в школе: организация уроков и перемен; занятий и отдыха во внешкольное время), чтобы избежать зрительного и умственного переутомления и обеспечить полноценную и достаточную двигательную активность.

Наиболее распространенными формами нарушения зрения в детском возрасте являются – спазм аккомодации и близорукость.

Спазмом аккомодации (ложной близорукостью) является чрезмерное напряжение циллиарной (глазной) мышцы, при котором нарушается способность глаза четко различать предметы, находящиеся на разном удалении от него. «Усталость глаз» чаще всего бывает вызвана спазмом аккомодации. Основная его причина  — зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтении, работе за компьютером, длительном просмотре телевизора). Развитию спазма способствуют плохое освещение рабочего места, частые и длительные просмотры телевизора и компьютерные игры, отсутствие распорядка дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, поздний отход ко сну, нерациональное питание и общее ослабление здоровья. По данным некоторых исследований каждый шестой школьник страдает этим нарушением зрения. При этом ребенок может жаловаться на ухудшение зрения, головные боли и боль в глазах, ощущение рези и жжения, глаза могут краснеть и слезиться.

Читайте также:  Очки при близорукости для круглого лица

Близорукость характеризуется тем, что лучи света после прохождения через преломляющие среды глаза (роговица, хрусталик) фокусируются не на сетчатке как должно быть в норме, а перед ней. При этом хорошая острота зрения может быть только вблизи,  а удаленные предметы видны плохо и расплывчато. В развитии близорукости, помимо наследственной предрасположенности, немаловажное значение имеет длительное перенапряжение органа зрения при работе вблизи, чтении, работе за компьютером и т.п., особенно в условиях плохого освещения. При ослабленном аккомодационном аппарате (спазмированной глазной мышце), напряженная зрительная работа становиться для глаза непосильной, и организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить его к работе вблизи без напряжения аккомодации. Это достигается удлинением переднезадней оси глаза в период его роста, в результате чего лучи света перестают фокусироваться на сетчатке.

Первые симптомы близорукости

Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым (спазм аккомодации). Поэтому очень важно вовремя заметить нарушение зрения и не дать ему перерасти в истинную осевую близорукость. Для этого нужно РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯТЬ ЗРЕНИЕ У РЕБЕНКА.

Школьники при появлении близорукости нередко жалуются на дискомфорт, резь в глазах и нечеткое видение предметов. Такие дети плохо различают буквы и цифры на доске, низко наклоняются над столом при письме, стараются сесть поближе к телевизору, на первые ряды в кинотеатре, нарушается также ориентация в сумерках. Из-за постоянного напряжения зрения ребенок быстрее утомляется.

Что нужно делать, чтобы избежать возникновения близорукости

1. Соблюдать требования гигиены зрения. 

  • Зрительная работа должна проходить только при хорошем освещении, с использованием верхнего света и настольной лампы не менее 60-100 Вт. Свет на рабочем месте должен падать сверху и слева.
  • Книжку или тетрадку нужно держать на расстоянии 40 см от глаз. Замерьте это расстояние и покажите ребенку, как он должен сидеть. Контролируйте его пока не убедитесь, что у него выработалась привычка правильно работать на близком расстоянии.
  • Не позволяйте своему ребенку читать лежа! При этом трудно обеспечить правильное освещение, и работа глаз затрудняется. Чтение и игры на игровых приставках и телефонах во время езды в транспорте вредно для глаз, так как вибрация и недостаток света вызывают сильное утомление!
  • За компьютером младший школьник может проводить не более 15 -20 минут в день. Если нужно провести больше времени, необходимо каждые 15 минут делать перерывы.
  • Для детей дошкольников общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 минут в день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор не более 1,5-3 часов в день, но непрерывно не более 1,5 часов. Не следует разрешать смотреть телевизор детям до трех лет, так как только к этому возрасту глаз ребенка из дальнозоркого при рождении, становиться нормально видящим, с остротой зрения равной «единице».
  • Если у вашего старшего ребенка – близорукость, не следует учить младших детей чтению раньше 5 лет, отдавать в школу до 7 лет. Цилиарная (глазная) мышца формируется к 7-8 годам, и среди тех, кто пошел в школу до 7 лет, близорукостью страдают в три раза больше детей, чем среди тех, кто пошел в школу после семи.

2. Укрепляйте организм ребенка, обеспечьте ему полноценную физическую активность и рациональное питание.

  • Закаляйте ребенка, чтобы он меньше болел. Обеспечьте ему регулярное и достаточное по продолжительности пребывание на свежем воздухе. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис, футбол, бадминтон. Все виды спорта, в которых низка вероятность травм головы – полезны для глаз.
  • Обеспечьте своего ребенка полноценным сбалансированным питанием, в котором достаточно белковой пищи (рыба, нежирное мясо, яйца, творог и .т.п.), а также продуктов богатых кальцием (молочные продукты, сыры, орехи, кунжут, бобовые, капуста, сельдерей) и содержащих витамины А,Е,С, селен.

Что делать, если близорукость уже возникла?

  • Небольшая близорукость (до 2-3 диоптрий) – это не трагедия. Основная задача лечения близорукости – остановить или замедлить прогрессирующее ухудшение зрения и предотвратить осложнения близорукости (разрывы и отслойка сетчатки, дистрофия сетчатки).

Профилактика прогрессирования близорукости должна быть комплексной и включает следующие мероприятия:

1. Общее укрепление организма, адекватный режим двигательной активности. Физические упражнения способствуют как общему укреплению организма, так и укреплению глазной мышцы. Особенно полезны для тренировки глазной мышцы спортивные занятия, которые обеспечивают переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно (теннис, волейбол, баскетбол, плавание)

2. Функциональные тренировки и аппаратное лечение, видеотренажеры, комьпьютерные программы «Relax», «Русский щит» особенно подходят для детей.

3. Медикаментозное устранения спазма аккомодации. В дополнение к перечисленным методам офтальмологи широко применяют специальные глазные капли, воздействующие на группу волокон глазной мышцы, отвечающую за зрение вдаль (при близорукости она ослаблена). Обычно такие капли назначают курсами осенью и весной в периоды максимальной зрительной нагрузки.

4. Гимнастика для глаз

Когда назначают очки?

Мнение, что ношение очков и контактных линз способствует усилению близорукости, как показали исследования в Европе и США, является ошибочным.

Отсутствие очковой коррекции при первых проявлениях близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органа зрения и способствует её прогрессированию, а иногда и развитию амблиопии ( синдрома «ленивого глаза»).

Источник