Отслоение сетчатки и спорт

26.10.2011, 22:47

 

Новичок

Регистрация: 03.09.2011

Адрес: екатеринбург

Сообщений: 17

Сказал(а) спасибо: 1

Поблагодарили 0 раз(а)

Репутация: 10

Занятия спортом после отслойки

Добрый день. В конце августа мне была проведена операция по поводу отслойки- круговое вдавление. Была периферическая отлойка на левом глазу из-за травмы. Врач спустя месяц сказал, что операция прошла успешно, сетчатка прилегла. Зрение пока не восстановилось.

Каким спортом можно заниматься и через какое время после операции?
До операции увлекался горнолыжным спортом. Можно ли продолжать им заниматься без риска потерять зрение?

Если вдруг ударю голову, насколько велик риск повторной отслойки? Какой может быть характер отслоения: локальный, в месте где была первоначальная отслойка? Или сетчатка полностью отслоится?

Прошу отнестись с пониманием, крайне не хочу прощаться с горными лыжами!
спасибо.

 

26.10.2011, 22:58

 

Врач-офтальмолог

Регистрация: 13.12.2010

Адрес: Беларусь, Минск

Сообщений: 9,552

Сказал(а) спасибо: 1,897

Поблагодарили 4,522 раз(а)

Репутация: 82726838

Здравствуйте!
Для облегчения понимания выложите выписку. Ваши вопросы больше к «вышестоящему коммандованию», т.е. к Богу. Даже если риск будет 5%, но вы в них попадёте, то для вас это может обернуться катастрофой, а для остальных 95% — сущим пустяком.
Подождите пока зрение восстановиться, потом сходите для детального осмотра сетчатки обоих глаз.
Что сказал лечащий доктор по поводу лыж?

 

26.10.2011, 23:02

 

Врач-офтальмолог

Регистрация: 21.12.2010

Адрес: Германия

Сообщений: 12,396

Сказал(а) спасибо: 703

Поблагодарили 5,335 раз(а)

Репутация: 157004437

Цитата:

Сообщение от Udodov

Что сказал лечащий доктор по поводу лыж?

Наверное сказал, что на борде кататься интереснее

Цитата:

Сообщение от diakonov

Какой может быть характер отслоения

Любой.

 

26.10.2011, 23:09

 

Врач-офтальмолог

Регистрация: 13.12.2010

Адрес: Беларусь, Минск

Сообщений: 9,552

Сказал(а) спасибо: 1,897

Поблагодарили 4,522 раз(а)

Репутация: 82726838

Цитата:

Сообщение от Ophthalmist

Наверное сказал, что на борде кататься интереснее

Это на любителя! На снегоходе в данном случае безопаснее. И престижнее!

 

27.10.2011, 08:56

 

Новичок

Регистрация: 03.09.2011

Адрес: екатеринбург

Сообщений: 17

Сказал(а) спасибо: 1

Поблагодарили 0 раз(а)

Репутация: 10

Цитата:

Сообщение от Udodov

Здравствуйте!
Что сказал лечащий доктор по поводу лыж?

Цитирую, что сказал доктор: «После таких операций показано только плавание. Но жить как-то надо, поэтому катайся на здоровье. Повезет- никогда больше не увидимся, не повезет- увидимся снова»
Вот такой юморист

Через какой срок нужно сходить на детальное обследование сетчатки?

 

27.10.2011, 15:25

 

Врач-офтальмолог

Регистрация: 13.12.2010

Адрес: Беларусь, Минск

Сообщений: 9,552

Сказал(а) спасибо: 1,897

Поблагодарили 4,522 раз(а)

Репутация: 82726838

Не совсем согласен с доктором. Несколько уточню: повезёт — никогда больше не увидемся (не пересекутся пути-дорожки), не повезёт — тоже можем не увидеться (не чем будет). Вот такой юмор! Решать вам.
До начала занятий горными лыжами.

 

28.10.2011, 04:20

 

Клиника Столяренко

 

Регистрация: 20.10.2010

Адрес: Москва

Сообщений: 1,110

Сказал(а) спасибо: 873

Поблагодарили 1,081 раз(а)

Репутация: 12858007

diakonov, передаю ответ нашего профессора, который стал доступен только сегодня:

Цитата:

Сообщение от Столяренко Г.Е.

diakonov, что значит «зрение не восстановилось»? Нужно точное понимание положения сетчатки, сохранились ли витреальные тракции, нет ли фиброза в центральной зоне?

ЛК

 

29.10.2011, 18:54

 

Новичок

Регистрация: 03.09.2011

Адрес: екатеринбург

Сообщений: 17

Сказал(а) спасибо: 1

Поблагодарили 0 раз(а)

Репутация: 10

имеет ли смысл перед начало катания сделать укрепление сетчатки?

 

29.10.2011, 19:26

 

Клиника Столяренко

 

Регистрация: 20.10.2010

Адрес: Москва

Сообщений: 1,110

Сказал(а) спасибо: 873

Поблагодарили 1,081 раз(а)

Репутация: 12858007

diakonov, у нас пока получается бессмысленный разговор. Как можно отвечать на эти вопросы, не понимая ответов на вышеприведённые вопросы профессора? И как на расстоянии можно угадать состояние Вашей сетчатки, чтобы вести дистанционную консультацию? Виднее всего оперировавшему Вас хирургу, а он сказал всё чётко: рассчитывайте на своё везение. Ибо спорт Вы выбрали экстремальный даже для здоровых людей. Можно ещё добавить: просто постарайтесь быть аккуратнее…

ЛК

 

Источник

Èòàê, â ýòîì ïîñòó ÿ íà÷íó îïèñûâàòü ìèðîâûå ôàêòû è ñëó÷àè îòñëîåê ñåò÷àòêè. Âñå õîðîøî ïîìíÿò ôèëüì «Áîé ñ òåíüþ», ãäå ó ãëàâíîãî ãåðîÿ îáíàðóæèâàþò ðàçðûâû ñåò÷àòêè,íî âñå ðàâíî âûïóñêàþò íà ðèíã.  èòîãå îí ïîëó÷àåò îòñëîéêó ñåò÷àòêè íà îáîèõ ãëàçàõ, è ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî òîòàëüíóþ, òàê êàê ñïîðòñìåí ïîòåðÿë çðåíèå ïîëíîñòüþ. Ïîñëå åìó äåëàþò îïåðàöèþ, à íà ñëåäóþùèé äåíü îí ïðåêðàñíî âèäèò è íàêàçûâàåò âñåõ çëîóìûøëåííèêîâ. Ýòî ,êîíå÷íî, ñêàçêà, è ïðîöåññ îïåðàöèè, è ïðîöåññ âîññòàíîâëåíèÿ ãîðàçäî òÿæåëåå è îáúåìíåå.  ôèëüìå ïîêàçûâàþò êàêàÿ ýòî ñåðüåçíàÿ è äîðîãàÿ îïåðàöèÿ, íî íå ïîêàçûâàþò íàñêîëüêî ýòà òðàâìà òðóäíîèçëå÷èìà, è âîïðîñ íå òîëüêî â äåíüãàõ. Çà áîêñåðàìè íàáëþäàëè, âåëè ñòàòèñòèêó èõ òðàâì, â îñíîâíîì çà ðóáåæîì, è âîò íåáîëüøèå âûðåçêè:  «Õðóáè» (1999ã.) íàáëþäàë 5 ñëó÷àåâ îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè â ðåçóëüòàòå çàíÿòèé áîêñîì; 4 ïîñòðàäàâøèõ îñëåïëè.»  òî âðåìÿ ìåäèöèíà â ýòîì íàïðàâëåíèè íå áûëà ñòîëü ðàçâèòà êàê ñåé÷àñ, íî è â íàøè äíè ýòîò âîïðîñ äî êîíöà è ñ óâåðåííîñòüþ ðåøèòü íåâîçìîæíî. Èññëåäîâàíèÿ áîëåå ïîçäíèõ ëåò: «Òðàâìû, óãðîæàþùèå ïîòåðåé çðåíèÿ îäíèì ãëàçîì, ò.å. ïîâðåæäåíèÿ ïåðèôåðè÷åñêîé ñåò÷àòêè, ïÿòíà, õðóñòàëèêà èëè óãëà, íàáëþäàëèñü â 58 % ñëó÷àåâ, òðàâìû, óãðîæàþùèå ïîòåðåé çðåíèÿ îáîèìè ãëàçàìè, íàáëþäàëèñü â 28 % ñëó÷àåâ, èññëåäóåìûõ áîêñåðîâ. Åùå îäíà âûðåçêà: «Ïåðèôåðè÷åñêèå ðàçðûâû ñåò÷àòêè èìåëè ìåñòî ïðàêòè÷åñêè ó 1/4 èññëåäóåìûõ áîêñåðîâ Àìåðèêè.» Ýòî ãîâîðèò î òîì, ÷òî î ïðîáëåìàõ ñ ñåò÷àòêîé, â îñîáåííîñòè ó áîêñåðîâ, áûëî èçâåñòíî äàâíî, ïëîõî ÷òî ñïóñòÿ ñòîëüêî ëåò ëþäè íå íàó÷èëèñü îòíîñèòñÿ ê ýòîé ïðîáëåìå îòâåòñòâåííî. Êîíå÷íî, ñàì ñïîðòñìåí ðåäêî çàäóìûâàåòñÿ î ñîáñòâåííîé áåçîïàñíîñòè, òàê êàê ÷åëîâåê, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ ïîäîáíûì âèäîì ñïîðòà, óæå äåëàåò øàã íà âñòðå÷ó áîëüøèì ðèñêàì(ñòîèò ëè ýòî òîãî?)  Ðîññèè áàðäàê âåçäå, è â ñïîðòå òîæå, ïîýòîìó áåðèòå îòâåòñòâåííîñòü çà ñâîå çäîðîâüå íà ñåáÿ! Íå ñ÷èòàéòå ñåáÿ íåóÿçâèìûìè!

Ïîñò 5. Îòñëîåíèå ñåò÷àòêè. Çðåíèå, Ñïîðò, Çðåíèå ñïîðò ñåò÷àòêà, Äëèííîïîñò

Îòñëîåíèå ñåò÷àòêè ýòî åùå è áîëüøàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ òðàâìà. Òà ñèòóàöèÿ, êîãäà òû íå ñïîñîáåí ÷òî-òî êîíòðîëèðîâàòü, è îò òåáÿ ìàëî ÷òî çàâèñèò: èçìåíåíèå óñëîâèé æèçíè, íåâîçìîæíîñòü çàíèìàòüñÿ àêòèâíûìè âèäàìè ñïîðòà, à äëÿ êîãî-òî ýòî ïîòåðÿ çàðàáîòêà. Âñïîìíèì èñòîðèþ: «Â ïîñëåäíèé ðàç ýêèïàæ àýðîáóñà À320, âûïîëíÿâøåãî ðåéñ èç Áàðñåëîíû â Äþññåëüäîðô, âûøåë íà ñâÿçü ñ äèñïåò÷åðàìè ïîñëå òîãî êàê ñàìîëåò äîñòèã ðåãóëÿðíîé âûñîòû ïîëåòà — îêîëî 11 600 ìåòðîâ. Êîìàíäèð ïîïðîñèë Ëþáèöà íà÷àòü ïîäãîòîâêó ê ïîñàäêå è âûøåë èç êàáèíû.  ñïèíó óõîäÿùåìó êàïèòàíó âòîðîé ïèëîò äîáàâèë,  «ïîñìîòðèì». Äâåðü çàêðûëàñü. Ïðàêòè÷åñêè ñðàçó ïîñëå ýòîãî ëàéíåð íà÷èíàåò ñòðåìèòåëüíî òåðÿòü âûñîòó. Çâó÷èò àâòîìàòè÷åñêèé ñèãíàë òðåâîãè. Äàëåå ñëûøíû êðèêè êîìàíäèðà: «Îòêðîé ýòó ÷åðòîâó äâåðü!» è ãðîìêèå óäàðû.»  Äàëåå êðàòêî î òîì, ÷òî ïèñàëè î çäîðîâüå Ëþáèöà ìèðîâûå ÑÌÈ:

«Èç-çà îòñëîåíèÿ ñåò÷àòêè çðèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè ëåò÷èêà áûëè îãðàíè÷åíû íà 30%. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî Ëþáèö ñêðûâàë ýòîò ôàêò îò ðóêîâîäñòâà àâèàêîìïàíèè, êàê è òî, ÷òî íà äåíü ðåéñà îí âîîáùå íå äîëæåí áûë ïîïàñòü íà áîðò.  åãî êâàðòèðå ñëåäîâàòåëè íàøëè ïîðâàííûé áîëüíè÷íûé ëèñò è ãîðñòè òàáëåòîê-àíòèäåïðåññàíòîâ. Ëþáèö ëå÷èëñÿ ñðàçó ó íåñêîëüêèõ íåâðîëîãîâ è ïñèõèàòðîâ. Åãî áûâøàÿ äåâóøêà ðàññêàçàëà æóðíàëèñòàì, ÷òî íåçàäîëãî äî òðàãåäèè Ëþáèö ãîâîðèë, ÷òî ñîáèðàåòñÿ ñäåëàòü ÷òî-òî òàêîå, ÷òî åãî èìÿ çàïîìíèò âåñü ìèð. » Ýòî ëèøü îäíà èç èñòîðèé. Òàê ÷òî òå, êòî èñïûòûâàåò ïñèõè÷åñêèå áåñïîêîéñòâà ïî ïîâîäó  ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì, áîëüøå âðåìåíè ïðîâîäèòå ñ áëèçêèìè ëþäüìè: îáùàéòåñü, íå çàêðûâàéòåñü â ñåáå, òîëüêî òàê âàøà ïðîáëåìà ðåøèòñÿ. À ãëàâíîå íå óíûâàéòå, ÷òî áû íå ñëó÷èëîñü, ýòî íå ïðèãîâîð! Äàëåå ñäåëàþ àêöåíò íà èçâåñòíûõ ëè÷íîñòÿõ, êîòîðûå ñòîëêíóëèñü ñ äàííîé áîëåçíüþ.

Ïîñò 5. Îòñëîåíèå ñåò÷àòêè. Çðåíèå, Ñïîðò, Çðåíèå ñïîðò ñåò÷àòêà, Äëèííîïîñò

Источник

1.1. Изменение социальной ситуации развития больных с отслойкой сетчатки.

Популярная психологическая статья о переживании отслойки сетчатки и адаптации к ней «Жизнь после отслойки сетчатки».

  Хроническое заболевание изменяет условия жизни человека. Ситуация, в которой оказывается заболевший человек, может характеризоваться такими изменениями жизни, как ограничения деятельности вследствие болезни, госпитализация, изменившиеся отношения с другими людьми. Болезнь ограничивает возможности человека, создает дефицитарные условия для развития его личности, «может даже спровоцировать кризис психического развития человека и вследствие этого возникновение психических новообразований как нормального, так и патологического типа. Последние, в свою очередь, могут видоизменить весь имеющийся жизненный (в том числе и телесный) опыт» [49, с. 229].

 В  дипломной работе нами рассматриваются существующие в психологии представления о социальной ситуации развития.

 Развитие психики представляет собой прерывистый процесс, сопровождаемый кризисами (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.). Согласно Л.С. Выготскому, кризисы развития возникают на переходе двух возрастов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало нового. На каждом возрастном этапе происходит накопление психологических изменений, которые подготавливают переход на новый этап психического развития. Новообразования, появившиеся на предыдущем этапе развития, являются основой для формирования психики на следующем возрастном этапе. Для рассмотрения динамики психического развития ребенка Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — это не только совокупность внешних условий ситуации развития, но и внутренних, т.е. «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа» [9]. «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития» [16, с. 258]. Из определенной сложившейся социальной ситуации развития возникают и развиваются психологические новообразования, т.е. меняется структура сознания, формируются новые черты личности, что, в свою очередь, влечет за собой психологические последствия, такие, как изменившееся восприятие окружающего мира, изменение внутренней жизни, а это и означает распад прежней социальной ситуации развития и формирование новой.

 Как и ребенок, человек, заболевший серьезным хроническим заболеванием, оказывается в ситуации распада прежней социальной ситуации развития и формирования новой, что является основным содержанием кризисных периодов развития.

 Болезнь органов зрения создает ситуацию, которая может спровоцировать кризис развития. Болезни глаз  являются распространенными и часто сопровождаются тяжелыми эмоциональными переживаниями пациентов. Одно из таких заболеваний — отслойка сетчатки.

«Отслойка сетчатки –  это такое патологическое состояние, при котором сетчатка теряет контакт с сосудистой оболочкой и отходит от нее» [7]. Данное заболевание, как правило, требует немедленного хирургического вмешательства, отсутствие которого грозит потерей зрения. «Давность существования отслойки сетчатки неблагоприятно сказывается на зрительных функциях даже после удачной операции. Принято считать «свежей» отслойкой ту, которая существует не более 3 месяцев. Однако имеются указания, что к категории свежих отслоек сетчатки следует относить те, которые существуют не более 2 недель. Именно в эти сроки хирургическое лечение дает наилучшие функциональные результаты. Исходя из этого, отслойку сетчатки с полным правом можно отнести к разряду заболеваний, требующих срочного оперативного вмешательства» [7]. В зависимости от того, как быстро были приняты лечебные меры, насколько распространенным было отслоение сетчатки и от успешности проведенной операции, зрение пациента может восстановиться как почти полностью, до того уровня, который был до заболевания, так и быть полностью потерянным. После операции, в день выписки, врач информирует пациента о тех ограничениях в физической активности и других мерах предосторожности, которым больному необходимо следовать, чтобы избежать рецидива заболевания. Например, первое время после операции пациенту следует избегать повышения температуры тела, простудных заболеваний, запрещается посещать бани, сауны, солярии, долгое время находиться на открытом солнце. Крайне нежелательны для пациентов, перенесших операцию по поводу отслойки сетчатки, подвергать себя резкому перепаду давления, первые 3-6 месяцев после операции запрещается употреблять алкоголь. Также при выписке пациент получает  лекарственные назначения на 2-3 месяца: таблетки, мази, капли — все это необходимо для ускорения процесса восстановления зрения и предотвращения воспалительных процессов после операции. Многочисленные ограничения носят не вполне конкретный характер. Например, рекомендуется отказаться от посещения бань и саун, но строгого запрета на это нет. Такая же ситуация и с поднятием тяжестей: некоторым пациентам рекомендуют ограничиться подъемом 3-5 кг, но четких цифр нет, всегда существует определенный диапазон между тем, что можно и тем, что нельзя делать.

 Повторное отслоение сетчатки —  это частое явление, причиной которого в некоторых случаях является нарушение больным предписанных рекомендаций. «При умеренной воспалительной реакции и отсутствии болей в глазу больной может быть выписан на амбулаторное лечение на 8-10 день после операции. На амбулаторном лечении больной находится обычно 4-6 недель. В течение 2 месяцев следует избегать тяжелой физической работы, поднятия тяжестей (до 12-15 кг.), занятий спортом, связанным с сотрясением тела (верховая езда, мотоспорт, теннис, спортивная гимнастика). Полностью следует исключить в будущем виды спорта, связанные с резким сотрясением (например, бокс, прыжки в воду с высоты, горные лыжи)» [7]. Ранний послеоперационный период наиболее опасен с точки зрения возможного рецидива, так как в это время и далее происходит приживание сетчатки к глазному дну, образование рубцов, которые впоследствии будут держать сетчатку. Важно, чтобы первые месяцы после заболевания пациент строго соблюдал все рекомендации врача,  бережно относился к своему здоровью.  Так, например, в этот период времени даже простудные заболевания могут привести к повторному отслоению сетчатки. Ряд ограничений приходятся на начальный послеоперационный период, другие остаются с пациентом на всю жизнь. Так, пациенту, с отслоением сетчатки в прошлом, категорически запрещается носить тяжести (в некоторых случаях нельзя поднимать тяжести более 3-4 кгв течение всей жизни), заниматься спортом кроме плавания (бег, прыжки, фитнес), выполнять какую-либо работу внаклон, вниз лицом. Также небезопасны для пациента резкие перепады давления, высокая температура тела, длительное нахождение на ярком солнце в жаркую погоду. Травмы, сильные удары головы занимают особое место среди факторов риска рецидива отслоения сетчатки. Но даже полное и безоговорочное соблюдение больным всех предписанных рекомендаций не дает гарантию того, что отслоение сетчатки не повторится.  Перечисленные выше ограничения, которые получает пациент при выписке, а также постоянный риск рецидива заболевания оказывают влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека. «Реабилитация особенно ответственна у больных, у которых имеется двусторонняя отслойка сетчатки. Такие пациенты нуждаются в специально созданных условиях труда. Рекомендуется щадящий режим труда с противопоказанием всех видов работ, связанных с наклоном туловища, головы, вибрацией, большой зрительной нагрузкой, с поднятием тяжести, работой в горячих цехах» [7]. Человек может быть лишен возможности заниматься прежней любимой деятельностью (например, спортом или работой, если она сопряжена с сильной физической нагрузкой). Отношение близких людей к больному также может сильно измениться. Постоянная угроза повторного отслоения сетчатки, необходимость следовать рекомендациям и ограничениям создает ситуацию неопределенности, может обуславливать высокую тревожность больного и предъявляет повышенные требования к адаптационным ресурсам человека. В среднем, частота рецидивов отслойки сетчатки колеблется от 3 до 30% в зависимости от тяжести отслойки, давности заболевания и способа хирургического вмешательства [7]. Как правило, такое патологическое состояние, как отслоение сетчатки возникает внезапно, что создает неопределенность будущего, ведь нет уверенности, что это так же внезапно не случится вновь. Перед личностью встает вопрос о том, как совладать с тревогой и принять неизвестность, как перестроить свою жизнь для того, чтобы не нарушать рекомендаций врача и минимизировать последствия этих ограничений для своей жизни. Больные, которые полностью ослепли на один глаз вследствие данного заболевания, могут испытывать переживания и страхи по поводу сохранности зрения второго глаза.

 Особенность ситуации данной болезни заключается в сочетании двух ее элементов: многочисленных ограничений активности больного человека (не вполне определенных, диффузных)  и отсутствие немедленной обратной связи от организма о его состоянии. Глаз, на котором была отслойка сетчатки, может болеть первое время после операции, но далее, как правило, болезненных ощущений нет. Поведение человека, нарушающее предписания врача, например, поднятие тяжестей, может и не привести к повторной отслойке немедленно, но будет иметь отсроченный негативный эффект. Пациент при самоосмотре полей зрения, вероятнее всего, заметит отслойку сетчатки, но не заметит того, что ее может предвещать (например, разрывы на периферии сетчатки, места вздутия). Таким образом, вследствие многочисленных ограничений активности и отсутствии своевременной обратной связи от организма человеку трудно выработать ограничительное поведение, адекватное ситуации, т.е. не подвергать себя риску и в то же время не инвалидизироваться, чрезмерно себя не оберегать. На наш взгляд, эта трудность может иметь следующие последствия: некоторые пациенты будут регулярно нарушать предписания врача, увеличивая риск рецидива отслойки, другие будут чрезмерно ограничивать свою активность. На наш взгляд, подход врача к этим двум категориям пациентов должен быть различным. Также, вышеуказанные трудности могут спровоцировать кризис развития личности.

Рассмотрим  взгляды отечественных психологов на кризис развития личности в условиях хронического соматического заболевания.

Основным содержанием кризисных периодов развития является распад уже сложившейся социальной ситуации развития и формированием новой. Кризисные периоды развития характеризуются такими особенностями, как наличие резких психических изменений; наличие внутренних конфликтов, переживаний; негативным характером развития: происходит отмирание того, что было сформировано на предыдущей стадии, но затем совершается переход к новой, более совершенной форме развития; новообразования, возникшие в переходном периоде, также временны и затем отмирают, сменяются новообразованиями следующего возраста.

  По мере развития ребенка происходит усложнение его знаний о мире, обогащаются операциональный и смысловой аспекты его деятельности. Новые, возросшие возможности ребенка оказываются стесненными старой, сложившейся социальной ситуацией развития и происходит ее изменения, формируется новая ситуация развития. Так происходит психическое развитие ребенка. Эти идеи Выготского Л.С. о развитии ребенка могут быть применены и для анализа развития взрослого человека, страдающего телесным недугом, так как развитие психики взрослого человека подчиняется тем же закономерностям, что и развитие ребенка. В развитии психики взрослого человека также возможны кризисы развития, в которых одна социальная ситуация развития сменяется другой, вследствие накопления противоречий. Таких взглядов придерживались такие исследователи, как Анцыферова Л.И. [4], Братусь Б.С. [10], Зейгарник Б.В.[17]. Кризисы развития взрослых имеют определенные особенности, так, например, они могут возникать внезапно, в связи с изменениями в социальной ситуации развития.

  Соматическое заболевание, особенно с тяжелым хроническим течением, изменяет всю социальную ситуацию развития заболевшего человека. Например, тяжелая соматическая болезнь может изменить биологические условия протекания деятельности. Больной человек может чувствовать недомогание, усталось, т.е. могут измениться операциональные и энергетические возможности осуществления деятельности. Эти психологические последствия болезни могут вызвать желание понять, что изменилось, скорректировать свою жизнедеятельность для наилучшей адаптации в новых условиях.

  Как отмечает Николаева В.В., изменения сложившейся жизненной ситуации влечет за собой и изменения ранее сложившихся особенностей психической организации: познавательных возможностей, самооценки, мотивационной структуры личности [49]. Также болезнь может изменить временную перспективу жизни. «Как показывает опыт работы с больными, будущее для них часто становится неопределенным, теряет свои четкие очертания, в ряде же случаев перспектива будущего развертывается перед больным в оскудевшем виде, не соответствующем преморбидно сложившимся планам и ожиданиям». [44, с. 91] Это одно из наиболее серьезных противоречий новой жизненной ситуации, в которой оказывается заболевший человек.

 Кроме того, болезнь несет и такие неприятные социальные последствия, как изменение профессионального статуса человека. Меняется также и семейный статус человека, заболевший человек становится объектом семейной опеки. Все это, а также, изоляция от привычного круга общения, детерминирует изменения психического облика.

Изменение жизненных условий, новая социальная ситуация развития могут вызвать активную внутреннюю работу больного, «вследствие которой формируется новая «внутренняя позиция» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности». [44, с. 91-92] Новообразования новой социальной ситуации развития могут быть как позитивными, приводящими к росту личности, так и негативными, ведущими к ее обеднению.

Итак, заболевший человек оказывается в особой социальной ситуации развития, в критической ситуации, с которой ему необходимо совладать. Она характеризуется неопределенностью, существованием риска ухудшения здоровья, появлением ряда серьезных ограничений, которые влияют на жизнедеятельность личности. Меняется отношение родных и близких к заболевшему человеку. Прежняя социальная ситуация развития распадается, формируется новая, что может спровоцировать кризис развития личности.

В следующей главе рассмотрим представления в психологии о путях преодоления критической ситуации.

Введение — предыдущая страница|следующая страница — Глава 2

Оглавление 

Источник

Читайте также:  Макулодистрофия с разрывом сетчатки