Освещение рабочего места при близорукости

Сергей МЕЛЬНИК,
11-й класс, Мичуринский лицей,
г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Научные руководители:
А.В. КАПЛИНА, врач-офтальмолог,
Н.Н. МАКЕРОВА, преподаватель биологии МЛ

Введение

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов
чувств. На долю зрения приходится до 90%
информации, поступающей в нервную систему
человека из внешнего мира.
Специфическим раздражителем для зрительного
анализатора, в состав которого входят сетчатка,
зрительные пути и зрительный центр в затылочной
доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие
от предметов, оптической системой глаза
фокусируются в центральной ямке сетчатки,
вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на
близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой
на глаза. При длительном воздействии такой
нагрузки происходит нарушение зрения –
возникает близорукость.

2. Сущность близорукости

Близорукость имеет научное название миопия
(от греч. «мио» – щуриться и «опсис» –
взгляд, зрение). Это название происходит от
свойственной близоруким манеры прищуриваться
при разглядывании удаленных предметов. Смысл
такого прищуривания – уменьшение размеров
зрачка, что приводит к некоторому увеличению
глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная
близорукость
связана с увеличением
передне-заднего размера глазного яблока, так что
световые лучи фокусируются хрусталиком перед
сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов
нет.
Причинами развития истинной близорукости могут
быть и слабость аккомодационной мышцы
(врожденная или приобретенная), и податливость
оболочек глаза к характерному растяжению у
ослабленных, часто болеющих детей, и
наследственность.

Ложная близорукость возникает в
результате спазма аккомодационной мышцы глаза
при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого
видения удаленных предметов, а ложная
близорукость сопровождается еще и головной
болью, утомляемостью во время чтения и письма,
болью в глазах.
Профилактика близорукости заключается в
укреплении здоровья растущего организма.
Приобщение к физкультуре и спорту, организация
режима дня школьника, витаминизированное
питание, правильная посадка и другие факторы,
которые считаются «мелочами» – хорошая бумага,
темные чернила, качественный мел, хорошая доска,
– все это помогает сохранить здоровое зрение.

3. Значение освещения как фактора
гигиены зрения

Важнейшее значение в гигиене зрения
имеет характер освещения в рабочем помещении.
Постоянный недостаток света при работе может
спровоцировать развитие миопии.
Лучшим видом освещения, конечно, является
естественное. В классную комнату должно попадать
как можно больше солнечного света. Все, что
мешает его поступлению, необходимо устраниить.
Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не
рекомендуется ставить на подоконники горшки с
цветами – их лучше размещать на низких
ступенчатых подставках перед окнами или в
настенных кашпо. Оконные стекла необходимо
систематически очищать от грязи и пыли, а в
холодное время года не допускать их замерзания и
запотевания. Много света поглощают и занавески,
даже из самого тонкого материала, поэтому в
дневные часы они должны быть полностью
раздвинуты.
Во время чтения или другой работы, связанной с
напряжением зрения, не следует бояться включать
искусственное освещение в дополнение к
недостаточному естественному. Вреда для зрения
от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при
чтении и письме нельзя ограничиваться одним
общим освещением помещения, необходимо
пользоваться и дополнительным освещением
рабочего места. Мощность ламп в настольных
светильниках должна быть не менее 40–60 Вт.
Но и слепящая яркость открытых, ничем не
защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому
пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной
работы создают люминесцентные светильники:
создаваемый ими характер освещения снижает
зрительное напряжение, отдаляет наступление
утомления и повышает работоспособность. Такие
лампы создают мягкий рассеянный свет при почти
полном отсутствии теней, а спектр их излучения
ближе к спектру дневного света.

4. Цель и задачи работы

Целью работы было изучение влияния
освещения рабочего места учащихся на остроту
зрения. При этом были поставлены следующие
задачи:

– изучить освещение рабочего места
учащихся начальных классов, за каждым из которых
обычно закреплено свое постоянное место;
– пронаблюдать динамику развития миопии у
учащихся начальных классов;
– изучить освещение рабочего места учащихся 5-го
класса, занимающихся по кабинетной системе;
– продолжить наблюдать динамику развития миопии
у учащихся, перешедших из начальной школы в 5-й
класс.

Ход работы

1. Объекты исследования

Объектами исследования были классная
комната начальной школы и ряд кабинетов, в
которых занимаются старшеклассники: № 3 –
английский язык; № 6 – математика; № 7 – русский
язык; № 26 – биология; № 8 – рисование.
Кабинеты по ряду параметров отвечают
гигиеническим нормам. Мебель соответствует
росту учащихся, цветовое оформление помещений
создает комфортность (нет ярких цветовых
контрастов и пестроты, которые утомляют зрение;
панели выкрашены в светло-зеленые и голубые
тона). Использованы матовые краски, что снижает
отражение солнечных лучей и возникновение
бликов, оказывающих слепящее и утомляющее
воздействие на глаза. Кубатура кабинетов также
отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Методика работы

При изучении характера освещения
рабочего места измеряли освещенность
поверхности классной доски и поверхности парт 3,
5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи
люксметра Ю 116. Полученные значения сравнивали с
требованиями ГОСТ.
В течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали
случаи проявления миопии у 20 лицеистов одного
класса. За это время они проучились 3 года в
начальной школе и перешли в 5-й класс.

3. Результаты

Результаты измерения освещенности
приведены в таблице. (К сожалению, автор не
указывает ни условий (месяц, время суток, наличие
включенных светильников), ни общего числа
повторных измерений в каждой точке. Это в
значительной степени обесценивает полученные
результаты, переводя проделанную работу в разряд
чисто учебных. – Ред.)

Из этих данных видно, что освещенность
соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах,
кроме комнаты начальных классов.
На начало 1998—1999 уч. г. в выбранном для наблюдения
первом классе никто из 20 учащихся близорукостью
не страдал. В группе риска – по
наследственности – находилась Маша Т.
В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П.
была обнаружена ложная миопия, а у Вити К. –
миопия слабой степени.
В 1999–2000 уч. г. миопия проявилась у четвертого
ученика в классе – Маши Т., входившей в группу
риска.
К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия выявлена у
Андрея П.
Таким образом, за три года обучения в начальной
школе признаки близорукости были обнаружены у 5
учащихся из 20.

Читайте также:  Свежевыжатые соки при близорукости

На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев
обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых
случаев близорукости в классе отмечено не было.
Рецидивов ложной миопии у Юли Р. и Оли П. не
наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не
прогрессировала.

Заключение

Исходя из полученных результатов и
учитывая примерно равные условия учебы и отдыха
в разных классах (Мичуринский лицей – школа
полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до
18.30), мы решили, что близорукость самым тесным
образом связана с освещенностью в кабинетах. Для
профилактики близорукости в сложившихся
условиях можно рекомендовать:

– улучшить освещение в кабинете
начальных классов;
– в начальной школе менять расположение
рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в
2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на
уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у
доски;
– использовать матовые доски темного цвета и
качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и
чернила;
– на переменах и после уроков проводить
специальную гимнастику для глаз (см. Приложение).

Приложение

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз
укрепить круглую красную метку размером 3 мм.
Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно
переводить взор то на метку, то вдаль, за окно
(расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым
глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение
месяца. Курс повторяется в течение учебного года
3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают
упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы
могли двигаться только глаза. В вытянутой руке
карандаш. Широкой амплитудой рука многократно
перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза
неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не
поворачивая головы, быстро переводить взгляд из
правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из
левого верхнего – в правый нижний; повторить не
менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При
поворотах головы вправо и влево взгляд
направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом
закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15
раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться,
закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет,
пристально рассматривать его в течение 10 с,
перевести взгляд на свои ручные часы; повторять
по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3
недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой
режим работы глаз укрепляет глазные мышцы,
тренирует и массирует хрусталик, улучшает
кровоснабжение и питание глаза.

Литература

Аветисов Э.С. К теории
происхождения миопии // Миопия. – М., 1974. С. 3–10.
Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития
близорукости у детей и подростков на основе
изучения ее патогенеза. – Горький, 1975.
С. 11–12.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.
Руководство по детской офтальмологии. – М.:
Медицина, 1987.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.:
Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология
амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969.
Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В.
Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф.
Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.

Источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Освещение рабочего места при близорукости

Для того, чтобы избавиться от близорукости на ее ранних стадиях, необходимо сформировать ряд повседневных привычек. Не имеет значения сидите ли Вы дома или работаете в офисе.

Первое, что Вам надо сделать — это правильно оформить рабочее место. Вот основные правила:

1) Сиденье должно располагаться на такой высоте, чтобы ноги в коленном сгибе образовывали угол в 90 градусов. Это необходимо для ровной осанки.

2) Спинка и сиденье должны образовывать также угол в 90 градусов. Ни в коем случае не стоит облокачиваться на спинку кресла, искривляя при этом позвоночник. Садиться надо к самой спинке вплотную. Постарайтесь держаться ровно и проследите, чтобы Вам было легко дышать.

(Когда Вы сидите прямо, кровь циркулирует лучше и дыхание становится свободным. Тело расслабляется, расслабляются и глаза. Так они менее напряжены, а напряжение глаз ведет к близорукости).

3) Монитор должен располагаться к глазам не ближе, чем на 50 см. Не стоит делать настройки экрана яркими.

4) Расположение монитора должно быть перпендикулярно окну, так чтобы Вы сидели к нему боком.

5) Монитор не следует ставить в неудобное место, скажем сбоку. Постоянно смотря на него, и при этом поворачивая голову в сторону, Вы напрягаете позвоночник. Напомним, это вредит зрению.

6) Освещение должно быть достаточно ярким. Если Вы постоянно сидите в темноте, то знайте, что от этого также развивается близорукость. Лучший источник света — естественный, но учтите, солнце не должно Вас слепить или оставлять блики на экране монитора. Если дневного света мало (например, в пасмурную погоду), используйте местное освещение — настольную лампу.

Читайте также:  Как снять напряжения с глаз при близорукости

7) В темное время суток нужно пользоваться как общим освещением, так и включать настольную лампу.

8) Будет здорово, если Вы поставите возле монитора зеленое растение. Зелень снимает напряжение с глаз. В крайнем случае подойдет пейзаж на стене позади монитора.

Позаботились о рабочем месте, настала пора определиться с режимом работы. Ни в коем случае нельзя смотреть в монитор несколько часов кряду и даже 1 час. Поэтому возьмите за правило: 30 мин. работаете за компьютером и 15 мин. отдыхаете. И снова работаете 30 мин. Соблюдая этот режим, Вы даете своим глазам отдохнуть.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.


Автор:

Вернуться к началу страницы

ВНИМАНИЕ!

Информация, размещенная на нашем сайте, является справочной или популярной и предоставляется только медицинским специалистам для обсуждения. Назначение лекарственных средств должно проводиться только квалифицированным специалистом, на основании истории болезни и результатов диагностики.

По всем вопросам, связанным с функционированием сайта, Вы можете связаться по E-mail: Адрес электронной почты Редакции: abc@tiensmed.ru или по телефону: +7 (495) 665-82-37

Источник

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для детей с нарушениями зрения.

1. Особенности режима учебных занятий детей с нарушениями зрения.

2.Медико-эргономические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с незрячими и слабовидящими:

а) нормы освещенности;

б) санитарно-гигиенические требования к состоянию и оформлению учебных помещений;

в) организация рабочей позы и рабочего места ученика;

г) дозировки зрительной нагрузки;

д) использование специальных шрифтов и разлиновок;

е) организация физкультурных пауз и физминуток;

ж) использование средств оптической коррекции.

1.Особенности режима учебных занятий.

    Создание специальных условий при работе с незрячими и слабовидящими преследует следующие цели:

♦предупреждение интеллектуального и зрительного утомления;

♦охрана и развитие зрительных функций.

Выявлены закономерности динамики умственной работоспособности в течение учебного дня, недели, года. Эти закономерности распространяются и на детей с нарушенным зрением. Тифлопедагог обязан их знать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.

Сначала идет постепенное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период оптимума, потом появляются первые признаки утомления (если не отрегулировать величину нагрузки, продолжать работу с той же интенсивностью), потом наступает резкое снижение работоспособности.

Подобные закономерности можно проследить в течение дня, недели, года. С их учетом осуществляется организация учебно-воспитательного процесса:

♦построение урока;

♦распределение уроков в течение дня, недели;

♦распределение учебной нагрузки в течение года.

На уроке это выглядит следующим образом:

1. Врабатывание 3-5 мин;

2. Оптиум 10 – 15 мин (самая интенсивная работа);

3. Перестройка деятельности (физминутка (3 – 5 мин), можно просто полежать на партах или смена деятельности);

4. 5 – 10 мин эффективной работы;

5. Снижение работоспособности (10 мин, нет резкого спада работоспособности).

     В течение дня рассматриваемые закономерности должны учитываться следующим образом:

1 урок – врабатывание;

2 урок – оптимум;                                 

3 урок – начало снижения работоспособности; 

на 2-3 уроки ставятся предметы, требующие максимального интеллектуального напряжения (математика., языки, естествознание);

4 урок – резкое снижение работоспособности (на этом уроке рекомендуется проводить занятия по труду, рисованию, физической культуре, что восстанавливает или препятствует резкому снижению работоспособности);

5 урок – снижение работоспособности.

В течение недели рассматриваемые закономерности учитываются следующим образом:

понедельник — врабатывание;

вторник и

среда — оптимум;

четверг – начало снижения работоспособности;

пятница – работоспособность снижена;

суббота – резкое снижение работоспособности.

В течение года рассматриваемые закономерности учитываются следующим образом:

♦6 недель – врабатывание;

♦с 20 октября до декабря – оптимум (устойчивая высокая работоспособность);

♦декабрь – работоспособность снижена;

♦зимние каникулы – восстановление работоспособности;

♦2 недели – врабатывание;

♦конец января – февраль – оптимум;

♦март – снижение работоспособности;

♦весенние каникулы – восстановление работоспособности;

♦апрель – устойчивая работоспособность;

♦май – снижение работоспособности.

 Таким образом, начало урока, учебного дня, недели или года должно быть облегченным. Более сложный материал выносится на середину урока, учебного дня, недели или года.

Признаки утомления.

Интеллектуального:

•снижение познавательной активности;

•снижение внимания;

•снижение темпа работы;

•снижение качества работы (повышается число ошибок);

•появляются отвлечения;

•двигательное беспокойство (повышение двигательной активности, могут появиться навязчивые движения), либо ребенок наоборот становится вялым, рассеянным;

•появляется бледность или покраснения, повышается потоотделение и т.п.;

•ребенок жалуется на усталость.

Зрительного:

•приближает к глазам текст и др. пособия;

•наблюдаются изменения подчерка (он резко ухудшается, ребенок не удерживает строку);

•закрывает глаза, жмурит их, трогает руками, трет;

•смотрит в даль (в окно);

•ложится на парту.

 2. Медико-эргономические рекомендации

 по организации учебно-воспитательного процесса.

Нормы освещенности

Освещенность: искусственная, естественная, комбинированая.

Обычно на рабочем столе слабовидящего ученика освещенность должна составлять 500 люкс, при проведении практических и лабораторных работ – 1500 люкс. Установлено, что при понижении освещенности на 70-150 люкс острота центрального зрения резко снижается. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма (форма и конфигурация букв начинают казаться размытыми, расплывчатыми), учащиеся начинают напрягать мышечный аппарат глаза, что приводит к нарушению функции адаптации зрительной системы (страдает фиксация, прослеживание).

Необходимая степень освещенности во многом зависит от характера зрительной патологии:

•при миопии высокой степени, атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерации сетчатки требуется повышенная освещенность – 700 – 1500 люкс;

•при катаракте 200 — 400 люкс;

       •альбинизме – до 200 люкс.

Педагоги могут рассчитать освещенность помещения, используя простую формулу: 8 ламп по 300 вт дают 500 люкс на помещение объемом 50 метров квадратных; кроме этого существую формы расчета освещенности помещения.

Читайте также:  Близорукость по бейтсу как лечить

Лучше использовать люминесцентные лампы, т.к. они не дают бликов, их свет приближен к естественному свету.

Общее освещение может быть дополнено местным освещением (настольные лампы).

Дети со светобоязнью должны быть удалены от источников света.

    Расчет освещенности помещенеия.

Освещенность помещения измеряется в люксах. Ее можно рассчитать с помощью специальных таблиц и формул.

Мощность лампы в Вт

Напряжение электросети,   В

110, 120, 127

220

Лампы накаливания меньше 100 Вт

2.4

2.0

Лампы накаливания 100 Вт и выше

3,2

2,5

Люминесцентные лампы 300 Вт

15,0

15,0

        1. Расчет общей мощности ламп

       Количество лам умножается на их мощность

8 ламп х 300 Вт =2400

       2. Расчет удельной мощности

       Общая мощность делится на площадь помещения (м )

       2400 : 50 м = 48

      3. Расчет освещенности помещения

Удельная мощность умножается на коэффициент, соответствующий мощности лампы и напряжению сети

       48 х 15 = 720 лк

 3. Санитарно-гигиенические требования

к состоянию и оформлению учебных помещений

 1. Максимальное использование естественной освещенности. Окна должны находиться с лева от парт, а нижний край окон на уровне поверхности парт. Стекла должны быть чистыми (мыться регулярно, 1 раз в месяц с внутренней стороны и три раза в год с наружной; грязные стекла задерживают до 40% света). Не рекомендуется закрывать окна шторами, для устранения слепящего действия солнечных лучей используются прозрачные занавеси или жалюзи. Не рекомендуется вешать и ставить на окна цветы. Степень освещенности учебных помещений зависит от цвета стен, потолка, мебели. Стены и мебель рекомендуется красить в белый, светло-желтый, светло-серый, светло-салатовый цвета, двери, потолок, окна – в белый цвет.

2. Обеспечение профилактики зрительного утомления. Классная доска окрашивается в черный или темно-зеленый цвет. Не рекомендуется на стене, где висит доска нагромождать дидактические материалы, создавать резкий цветовой контраст.

3. Обеспечение безопасности ребенка с нарушением зрения в учебном помещении. В классе расположение мебели тщательно продумывается:

 •широкие проходы;

•отсутствие нагромождений, незащищенных выступающих углов и стеклянных поверхностей;

    •удобные подходы к партам, столу учителя, доске, входным дверям.  

С учащимися класса обязательно проводятся разъяснительные беседы о правилах поведения в классе: не двигать столы, не выдвигать стулья в проходы, не оставлять открытыми окна, дверцы шкафов и входные двери. Данные меры предосторожности направлены на защиту незрячих и слабовидящих учащихся от ушибов и повреждений во время движения.

  4. Организация рабочего места и рабочей позы ученика

 Местоположение рабочего места в классе школьника с нарушением зрения специально продумывается. Слабовидящего желательно садить за первую или вторую парту (при наличии косоглазия – в средний ряд). Для незрячего нужно выбрать позицию, удобную для организации фронтальной работы и индивидуальной работы с учителем.

Правильно организованное рабочее место позволяет обеспечить ученику правильную рабочую позу.

Особое внимание уделяется оборудованию рабочего места ребенка с нарушением зрения. Желательно садить его за одноместную парту (особенно незрячего). Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика. На рабочей поверхности стола крепится стакан для учебных принадлежностей (ручек, карандашей, линеек и т.д.). Обязательным является наличие подставки для книг со свободной регуляцией угла наклона. Рабочее место должно иметь индивидуальное дополнительное освещение.

Правильная рабочая поза определяется следующими правилами:

•стул задвигается за край парты (до 10 см), расстояние между телом и столом – 6-7 см;

•правило трех прямых углов: спина – бедро, бедро – голень, голень – стопа (при необходимости может использоваться подставка для ног);

•голова наклонена, спина ровная, плечи на одном уровне,

•поясница опирается на спинку стула;

•угол подставки для книг – 15 – 20 градусов (не устают мышцы шеи, улучшается освещенность, беспечивается примерно одинаковое расстояние до глаз отдельных частей текста);    

•расстояние от глаз до текста составляет примерно 30 – 35 см; в зависимости от степени нарушения зрения учащиеся стремятся его сократить, что приводит к быстрому зрительному утомлению, а также утомлению мышц шеи и спины (при чтении текста с расстояния 33 см от глаз его освещенность составляет 650 лк, а с расстояния 10 см – 150 лк). 

 Острота зрения

Расстояние до текста, обеспечивающее его четкую видимость

Расстояние до текста, обеспечивающее его четкую видимость с использованием лупы

0.01 – 0.05

5 — 12 см

17 – 25 см

0.06 – 0.2

17 – 25 см

30 – 35 см

0.3 и выше

30 – 35 см

5. Дозировки зрительной нагрузки

Характер и степень нарушения зрения

Норма зрительной / тактильной нагрузки

Незрячие школьники

Непрерывная тактильная нагрузка – 10 минут

Частичнозрячие школьники

Непрерывная зрительная нагрузка до 5-7 минут не более двух раз за урок, перерыв между периодами зрительного напряжения не менее 10 минут. При обучении частичнозрячих рекомендуется одновременно использовать зрение и осязание

Слабовидящие школьники

Непрерывная зрительная нагрузка составляет:

подготовительный – 3 класс10 — 15 минут

средние, старшие классы – до  20 минут

при этом отдых между периодами зрительного напряжения должен составлять не менее 5 минут

Школьники, у которых зрительное заболевание находится в стадии прогрессирования (глаукома, прогрессирующая близорукость, атрофия зрительного нерва, прогрессирующая дистрофия сетчатки)

Дозировка устанавливается индивидуально врачом-офтальмологом

6. Использование специальных разлиновок, адаптация шрифтов

В основе идеи специальных разлиновок и адаптации шрифтов лежат данные о соотношении остроты зрения и минимальных размеров объектов различения.

Острота зрения

Минимальные размеры объектов различения

Острота зрения

Рекомендуемая высота шрифта

0.01 – 0.03

15 мм

0.05 – 0.08

13 мм

0.04 – 0.08

5 мм

0.09 – 0.1

7.5 мм

0.09 – 0.2

3 мм

0.2 и выше

5.6 мм

Источник