Определение слепого пятна сетчатки глаза и изучение аккомодации глаз
Место выхода зрительного нерва из глазного яблока (диск зрительного нерва) называют слепым пятном. Оно не содержит фоторецепторов и поэтому нечувствительно к свету.
Для работы необходимы: картинки с изображением черных точек, белых кругов или крестиков, испытуемые.
Ход работы. Закрыв правый глаз, смотрим левым на верхний крестик, с расстояния 20—25 сантиметров. Вы заметите, что средний большой белый кружок исчезает совершенно, хотя оба меньших кружка по бокам его хорошо видны. Если, не меняя положения рисунка, смотреть на нижний крестик, кружок исчезает только отчасти.
Явление это обусловлено тем, что при указанном положении глаза относительно фигуры изображение кружка попадает на так называемое слепое пятно — место входа зрительного нерва, нечувствительное к световым раздражениям.
Еще одна возможность определения повторения знаменитого опыта Мариотта. Держите рисунок на расстоянии сантиметров 20 от вашего правого глаза (закрывши левый) и смотрите на крестик, помещенный слева; медленно приближайте рисунок к глазу: непременно наступит момент, когда большое черное пятно на скрещении обеих окружностей бесследно исчезнет
Вы не увидите черного пятна, хотя оно будет. Этот опыт, впервые произведенный в 1668 г. (в несколько ином виде) знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных Людовика XIV. Мариотт проделывал опыт так: помещал двух вельмож на расстоянии 2 м друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку,— тогда каждому казалось, что у его визави нет головы.
Как это ни странно, но люди только в XVII веке узнали, что на сетчатке их глаз существует «слепое пятно», о котором никто раньше не думал. Это то место сетчатой оболочки, где зрительный нерв вступает в глазное яблоко и еще не разделяется на мелкие разветвления, снабженные элементами, чувствительными к свету.
Мы не замечаем черной дыры в поле нашего зрения вследствие долговременной привычки. Если вы носите очки, то можете проделать такой опыт: наклейте кусочек бумаги на стекло очков (не в самой середине, а сбоку). В первые дни бумажка будет мешать смотреть; но пройдет неделя, другая, и вы так привыкнете к ней, что перестанете даже ее замечать. Впрочем, это хорошо знает каждый, кому приходилось носить очки с треснувшим стеклом: трещина замечается только в первые дни. Точно так же, в силу долговременной привычки, не замечаем мы слепого пятна нашего глава. Кроме того, оба слепых пятна отвечают различным участкам поля зрения каждого глаза, так что при зрении двумя глазами ее бывает пробела в их общем поле зрения.
Не думайте, что слепое пятно нашего поля зрения незначительно; когда вы смотрите (одним глазом) на дом с расстояния 10 м, то, из-за слепого пятна, не видите довольно обширной части его фасада, имеющей в поперечнике более метра; в нем умещается целое окно. А на небе остается невидимым пространство, равное по площади 120 дискам полной Луны!
Рекомендации к оформлению работы. Запишите в тетради вывод относительно того, почему определенный участок сетчатки не реагирует на действие светового раздражителя.
Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 13043; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11009 — | 8212 — или читать все…
Читайте также:
Источник
ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРЫ)
В постоянно изменяющихся условиях живой организм может существовать только в том случае, если он непрерывно получает и анализирует информацию, поступающую как из окружающего мира, так и из внутренней среды собственного тела. Вся информация поступает в центральную нервную систему, где перерабатывается и анализируется. Функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее и анализ в высших отделах мозга осуществляет система анализаторов.
РАБОТА 1.
Тема. Глазные мышцы.
Цель: определение функций глазных мышц.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: указка, карандаш или авторучка.
ХОД РАБОТЫ
Исследователь просит испытуемого внимательно следить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Ответьте на вопросы: Почему происходит движение глазного яблока? Какие мышцы глаз обеспечивают это движение? Сколько мышц может одновременно приводить в движение глазное яблоко?
РАБОТА 2.
Тема. Аккомодация глаза.
Цель: познакомить с физиологическими причинами аккомодации.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: деревянная рамка размером 15×20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.
1.Под аккомодацией понимают способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов. В основе аккомодации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отражающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы видны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть разноудаленные от глаз предметы невозможно.
ХОД РАБОТЫ
Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо видимыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплываются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Нарисуйте схему преломления лучей хрусталиком глаза при рассматривании близко и далеко расположенных предметов, объясните физиологические механизмы аккомодации.
РАБОТА 3.
Тема. Астигматизм.
Цель: познакомиться с одной из методик обнаружения астигматизма.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: для работы необходим рисунок (чертеж для выявления астигматизма).
Астигматизм зависит от неодинаковой кривизны различных участков преломляющих поверхностей глаза, особенно роговицы. Поэтому лучи, идущие от одной точки, но через разные участки преломляющих поверхностей, будут по-разному преломляться и вследствие этого сходиться не в одной точке. В результате возникает некоторая неясность, расплывчатость изображения.
ХОД РАБОТЫ
Для наблюдения астигматизма предложите испытуемому рассмотреть рисунок, на котором одни линии расположены вертикально, а другие — горизонтально, толщина всех линий обязательно должна быть одинаковой. Испытуемый отмечает, какие линии, горизонтальные или вертикальные, более отчетливы.
Приближая рисунок к глазу и отодвигая его, определите, впереди сетчатки или за ней сходились лучи, идущие от менее ясно видимых линий. Если, например, при приближении рисунка горизонтальные линии стали более отчетливыми, то это означает, что лучи, идущие от этих линий, при начальном положении рисунка сходились впереди сетчатки, а при приближении рисунка к глазу точки схождения лучей переместились на сетчатку, т.е. изображение оказалось в фокусе.
Вращая рисунок, отметьте, что представление о толщине линий все время меняется соответственно изменению их положения.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Объясните наблюдаемое явление. Предложите возможные способы устранения явления астигматизма.
РАБОТА 4.
Тема. Острота зрения.
Цель: научиться определять остроту зрения с помощью типовых таблиц.
Материалы и оборудование: таблицы для определения остроты зрения, указка.
Объект исследования: человек.
Острота зрения человека определяется способностью его глаза различать две близко расположенные друг от друга точки как раздельные. Таблица состоит из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей, по-разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верхней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каждой строки стоит число, обозначающее расстояние (в метрах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле, где V — острота зрения, 6 — расстояние исследуемого глаза до таблицы, Д — расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом.
Формула расчета остроты зрения
ХОД РАБОТЫ
Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком, темной повязкой или рукой. Указкой показывают ту или иную букву или незамкнутую окружность, выясняя, какую из строк испытуемый отчетливо видит. Затем эту процедуру повторяют с другим глазом.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Опишите методику определения остроты зрения. Запишите результаты исследования. По результатам измерения дайте индивидуальную характеристику остроты зрения различных испытуемых. (Средние показатели остроты зрения у человека: нормальная — 1,0 и выше, пониженная -от 0,8 и ниже, повышенная — 1,5-2,0.)
РАБОТА 5.
Тема. Слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).
Цель: познакомиться с одним из методов обнаружения слепого пятна у человека.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: рисунок для выявления слепого пятна, лист бумаги, карандаш, обернутый белой бумагой, линейка.
Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, образующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает вследствие отсутствия в этом участке светочувствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.
Рис. 2 Рисунок для выявления слепого пятна
ХОД РАБОТЫ
Поместите перед глазами заранее подготовленный рисунок (рис. 2). Закрыв левой рукой левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближайте ее к открытому правому глазу. При этом вы должны фиксировать взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20-25 см от глаза правое изображение (круг) исчезнет. Это является доказательством наличия на сетчатке слепого пятна.
Затем опыт повторяется, в этом случае вы закрываете правый глаз и фиксируете левым глазом правое изображение на карточке.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Сделайте краткое описание опыта и укажите расстояние от глаза до карточки в момент, когда второе изображение исчезнет.
РАБОТА 6.
Тема. Цветное зрение.
Цель: отработать одну из методик исследования цветного зрения.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: полихроматические таблицы Е.Б.Рабкина (можно заменить их самодельными), специальный экран для поочередного закрывания каждого глаза, сантиметровая линейка, секундомер либо часы с секундной стрелкой.
Глаз человека может не только различать оттенки белого, серого и черного цветов, но и способен видеть все цвета радуги и различать их оттенки. Однако встречаются люди, у которых имеется то или иное нарушение цветного восприятия. Полная цветная слепота встречается редко. Люди, страдающие этой формой расстройства цветового зрения, видят только различные оттенки серого цвета. Частичная цветовая слепота встречается чаще. Различают три вида частичной слепоты. Люди с первым видом не способны различать оттенки красного и зеленого. Со вторым — также не различают красный и зеленый цвета, но они, в отличие от первых, путают также светло-зеленые тона с темно-красными и фиолетовые с голубыми. Люди с третьим видом частичной слепоты не способны различать синий и фиолетовый цвета. Это расстройство зрения встречается крайне редко.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемый садится спиной к свету, экспериментатор показывает поочередно 25 таблиц. Они должны быть расположены на уровне глаз испытуемого, на расстоянии 1 м от него. При демонстрации таблиц у испытуемого спрашивают, что на них изображено. Продолжительность экспозиции одной таблицы — около 5 с. Каждый глаз обследуется раздельно, при этом второй глаз закрывается специальным экраном.
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Запишите результаты исследования вашего цветовосприятия.
РАБОТА 7.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Тема. Глазные мышцы.
Цель: определение функций глазных мышц.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: указка, карандаш или авторучка.
ХОД РАБОТЫ
Исследователь просит испытуемого внимательно следить за движением карандаша, который располагается на расстоянии 20 см от его глаз. Исследователь перемещает карандаш вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает им окружность. Все это время он внимательно наблюдает за движением глаз испытуемого.
РАБОТА 2.
Тема. Аккомодация глаза.
Цель: познакомить с физиологическими причинами аккомодации.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: деревянная рамка размером 15×20 см с хорошо натянутой на ней марлей. Лист бумаги с печатным текстом.
1.Под аккомодацией понимают способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов. В основе аккомодации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика. Для ясного видения предмета лучи, отражающиеся от предмета, должны быть сфокусированы на сетчатке. Если смотреть вдаль, то близкие предметы видны неясно, расплывчато, так как лучи от ближних точек фокусируются за сетчаткой. Одинаково ясно видеть разноудаленные от глаз предметы невозможно.
ХОД РАБОТЫ
Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо видимыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплываются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и буквы.
РАБОТА 3.
Тема. Астигматизм.
Цель: познакомиться с одной из методик обнаружения астигматизма.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: для работы необходим рисунок (чертеж для выявления астигматизма).
Астигматизм зависит от неодинаковой кривизны различных участков преломляющих поверхностей глаза, особенно роговицы. Поэтому лучи, идущие от одной точки, но через разные участки преломляющих поверхностей, будут по-разному преломляться и вследствие этого сходиться не в одной точке. В результате возникает некоторая неясность, расплывчатость изображения.
ХОД РАБОТЫ
Для наблюдения астигматизма предложите испытуемому рассмотреть рисунок, на котором одни линии расположены вертикально, а другие — горизонтально, толщина всех линий обязательно должна быть одинаковой. Испытуемый отмечает, какие линии, горизонтальные или вертикальные, более отчетливы.
Приближая рисунок к глазу и отодвигая его, определите, впереди сетчатки или за ней сходились лучи, идущие от менее ясно видимых линий. Если, например, при приближении рисунка горизонтальные линии стали более отчетливыми, то это означает, что лучи, идущие от этих линий, при начальном положении рисунка сходились впереди сетчатки, а при приближении рисунка к глазу точки схождения лучей переместились на сетчатку, т.е. изображение оказалось в фокусе.
Вращая рисунок, отметьте, что представление о толщине линий все время меняется соответственно изменению их положения.
РАБОТА 4.
Тема. Острота зрения.
Цель: научиться определять остроту зрения с помощью типовых таблиц.
Материалы и оборудование: таблицы для определения остроты зрения, указка.
Объект исследования: человек.
Острота зрения человека определяется способностью его глаза различать две близко расположенные друг от друга точки как раздельные. Таблица состоит из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей, по-разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верхней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каждой строки стоит число, обозначающее расстояние (в метрах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле, где V — острота зрения, 6 — расстояние исследуемого глаза до таблицы, Д — расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом.
Формула расчета остроты зрения
ХОД РАБОТЫ
Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком, темной повязкой или рукой. Указкой показывают ту или иную букву или незамкнутую окружность, выясняя, какую из строк испытуемый отчетливо видит. Затем эту процедуру повторяют с другим глазом.
РАБОТА 5.
Тема. Слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).
Цель: познакомиться с одним из методов обнаружения слепого пятна у человека.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: рисунок для выявления слепого пятна, лист бумаги, карандаш, обернутый белой бумагой, линейка.
Участок сетчатки, на котором сходятся волокна, образующие зрительный нерв, носит название слепого пятна. При попадании лучей на слепое пятно изображение не возникает вследствие отсутствия в этом участке светочувствительных элементов. В норме площадь слепого пятна колеблется от 2,5 до 6 мм2.
Рис. 2 Рисунок для выявления слепого пятна
ХОД РАБОТЫ
Поместите перед глазами заранее подготовленный рисунок (рис. 2). Закрыв левой рукой левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближайте ее к открытому правому глазу. При этом вы должны фиксировать взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20-25 см от глаза правое изображение (круг) исчезнет. Это является доказательством наличия на сетчатке слепого пятна.
Затем опыт повторяется, в этом случае вы закрываете правый глаз и фиксируете левым глазом правое изображение на карточке.
РАБОТА 6.
Тема. Цветное зрение.
Цель: отработать одну из методик исследования цветного зрения.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: полихроматические таблицы Е.Б.Рабкина (можно заменить их самодельными), специальный экран для поочередного закрывания каждого глаза, сантиметровая линейка, секундомер либо часы с секундной стрелкой.
Глаз человека может не только различать оттенки белого, серого и черного цветов, но и способен видеть все цвета радуги и различать их оттенки. Однако встречаются люди, у которых имеется то или иное нарушение цветного восприятия. Полная цветная слепота встречается редко. Люди, страдающие этой формой расстройства цветового зрения, видят только различные оттенки серого цвета. Частичная цветовая слепота встречается чаще. Различают три вида частичной слепоты. Люди с первым видом не способны различать оттенки красного и зеленого. Со вторым — также не различают красный и зеленый цвета, но они, в отличие от первых, путают также светло-зеленые тона с темно-красными и фиолетовые с голубыми. Люди с третьим видом частичной слепоты не способны различать синий и фиолетовый цвета. Это расстройство зрения встречается крайне редко.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемый садится спиной к свету, экспериментатор показывает поочередно 25 таблиц. Они должны быть расположены на уровне глаз испытуемого, на расстоянии 1 м от него. При демонстрации таблиц у испытуемого спрашивают, что на них изображено. Продолжительность экспозиции одной таблицы — около 5 с. Каждый глаз обследуется раздельно, при этом второй глаз закрывается специальным экраном.
РАБОТА 7.
Тема. Строение сетчатки.
Цель: доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: набор предметов разного цвета (например: цв. карандашей, ручек).
ХОД РАБОТЫ
Испытуемого сажают на стул и просят смотреть прямо перед собой (двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается). Исследователь поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Объекты демонстрируются в движении и короткое время, с таким расчетом, чтобы они проецировались на боковую поверхность сетчатки. Каждая демонстрация должна сопровождаться вопросами: «Какой предмет был показан? Какого он был цвета?»
РАБОТА 9.
Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 206 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник