Опишите механизм возникновения изображения на сетчатке
Рецептора
Афферентного проводящего пути
3) зоны коры, куда проецируется данный вид чувствительности—
И. Павлов назвал анализатором.
В современной научной литературе анализатор чаще называют сенсорной системой. В корковом конце анализатора происходят анализ и синтез полученной информации.
Зрительная сенсорная система
Орган зрения — глаз — состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Из глазного яблока выходит зрительный нерв, соединяющий его с головным мозгом.
Глазное яблоко имеет форму шара, более выпуклого спереди. Оно лежит в полости глазницы и состоит из внутреннего ядра и окружающих его трех оболочек: наружной, средней и внутренней (рис. 1).
Рис. 1. Горизонтальный разрез глазного яблока и механизм аккомодации (схема) [Косицкий Г. И., 1985]. В левой половине хрусталик (7) уплощен при рассматривании далекого предмета, а справа он стал более выпуклым за счет аккомодационного усилия при рассматривании близкого предмета 1 — склера; 2 — сосудистая оболочка; 3 — сетчатка; 4 — роговица; 5 — передняя камера; 6 — радужка; 7 — хрусталик; 8 — стекловидное тело; 9 — ресничная мышца, ресничные отростки и ресничная связка (циннова); 10 — центральная ямка; 11 — зрительный нерв
ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО
Наружная оболочка называется волокнистой, или фиброзной. Задний отдел ее представляет белочную оболочку, или склеру, которая защищает внутреннее ядро глаза и помогает сохранить его форму. Передний отдел представлен более выпуклой прозрачной роговицей, через которую в глаз проникает свет.
Средняя оболочка богата кровеносными сосудами и потому называется сосудистой. В ней выделяют три части:
переднюю – радужку
среднюю — ресничное тело
заднюю — собственно сосудистую оболочку.
Радужка имеет форму плоского кольца, цвет ее может быть голубой, зеленовато-серый или коричневый в зависимости от количества и характера пигмента. Отверстие в центре радужки — зрачок — способно суживаться и расширяться. Величину зрачка регулируют специальный глазные мышцы, расположенные в толще радужки: сфинктер (суживатель) зрачка и дилататор зрачка, расширяющий зрачок. Кзади от радужки находится ресничное тело — круговой валик, внутренний край которого имеет ресничные отростки. В нем заложена ресничная мышца, сокращение которой через специальную связку передается на хрусталик и он меняет свою кривизну. Собственно сосудистая оболочка — большая задняя часть средней оболочки глазного яблока, содержит черный пигментный слой, который поглощает свет.
Внутренняя оболочка глазного яблока называется сетчаткой, или сетчатой оболочкой. Это светочувствительная часть глаза, которая покрывает изнутри сосудистую оболочку. Она имеет сложное строение. В сетчатке находятся светочувствительные рецепторы — палочки и колбочки.
Внутреннее ядро глазного яблока составляют хрусталик, стекловидное тело и водянистая влага передней и задней камер глаза.
Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы, он прозрачен и эластичен, расположен позади зрачка. Хрусталик преломляет входящие в глаз световые лучи и фокусирует их на сетчатке. В этом ему помогают роговица и внутриглазные жидкости. При помощи ресничной мышцы хрусталик меняет свою кривизну, принимая форму, необходимую то для «дальнего», то для «ближнего» видения.
Позади хрусталика находится стекловидное тело — прозрачная желеобразная масса.
Полость между роговицей и радужкой составляет переднюю камеру глаза, а между радужкой и хрусталиком — заднюю камеру. Они заполнены прозрачной жидкостью — водянистой влагой и сообщаются между собой через зрачок. Внутренние жидкости глаза находятся под давлением, которое определяют как внутриглазное давление. При повышении его могут возникнуть нарушения зрения. Повышение внутриглазного давления является признаком тяжелого заболевания глаз — глаукомы.
Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных приспособлений, слезного и двигательного аппарата.
К защитным образованиям относятся брови, ресницы и веки. Брови предохраняют глаз от пота, стекающего со лба. Ресницы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего века, защищают глаза от пыли, снега, дождя. Основу века составляет соединительнотканная пластинка, напоминающая хрящ, снаружи она покрыта кожей, а изнутри — соединительной оболочкой — конъюнктивой. С век конъюнктива переходит на переднюю поверхность глазного яблока, за исключением роговицы. При сомкнутых веках образуется узкое пространство между конъюнктивой век и конъюнктивой глазного яблока — конъюнктивальный мешок.
Слезный аппарат представлен слезной железой и слезовыводящими путями. Слезная железа занимает ямку в верхнем углу латеральной стенки глазницы. Несколько ее протоков открывается в верхний свод конъюнктивального мешка. Слеза омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Движению слезной жидкости в сторону медиального угла глаза способствуют мигательные движения век. Во внутреннем углу глаза слеза скапливается в виде слезного озера, на дне которого виден слезный сосочек. Отсюда через слезные точки (точечные отверстия на внутренних краях верхнего и нижнего век) слеза попадает сначала в слезные канальцы, а затем в слезный мешок. Последний переходит в носослезный проток, по которому слеза попадает в полость носа.
Двигательный аппарат глаза представлен шестью мышцами. Мышцы начинаются от сухожильного кольца вокруг зрительного нерва в глубине глазницы и прикрепляются к глазному яблоку. Выделяют четыре прямые мышцы глазного яблока (верхняя, нижняя, латеральная и медиальная) и две косые мышцы (верхняя и нижняя). Мышцы действуют таким образом, что оба глаза движутся совместно и направлены в одну и ту же точку. От сухожильного кольца начинается также мышца, поднимающая верхнее веко. Мышцы глаза исчерченные и сокращаются произвольно.
Физиология зрения
Светочувствительные рецепторы глаза (фоторецепторы) — колбочки и палочки, располагаются в наружном слое сетчатки. Фоторецепторы контактируют с биполярными нейронами, а те в свою очередь — с ганглиозными. Образуется цепочка клеток, которые под действием света генерируют и проводят нервный импульс. Отростки ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв.
По выходе из глаза зрительный нерв делится на две половины. Внутренняя перекрещивается и вместе с наружной половиной зрительного нерва противоположной стороны направляется к латеральному коленчатому телу, где расположен следующий нейрон, заканчивающийся на клетках зрительной зоны коры в затылочной доле полушария. Часть волокон зрительного тракта направляется к клеткам ядер верхних холмиков пластинки крыши среднего мозга. Эти ядра, так же как и ядра латеральных коленчатых тел, представляют собой первичные (рефлекторные) зрительные центры. От ядер верхних холмиков начинается тектоспинальный путь, за счет которого осуществляются рефлекторные ориентировочные движения, связанные со зрением. Ядра верхних холмиков также имеют связи с парасимпатическим ядром глазодвигательного нерва, расположенным под дном водопровода мозга. От него начинаются волокна, входящие в состав глазодвигательного нерва, которые иннервируют сфинктер зрачка, обеспечивающий сужение зрачка при ярком свете (зрачковый рефлекс), и ресничную мышцу, осуществляющую аккомодацию глаза.
Адекватным раздражителем для глаза является свет — электромагнитные волны длиной 400 — 750 нм. Более короткие — ультрафиолетовые и более длинные — инфракрасные лучи глазом человека не воспринимаются.
Преломляющий световые лучи аппарат глаза — роговица и хрусталик, фокусирует изображение предметов на сетчатке. Луч света проходит через слой ганглиозных и биполярных клеток и достигает колбочек и палочек. В фоторецепторах различают наружный сегмент, содержащий светочувствительный зрительный пигмент (родопсин в Галочках и йодопсин в колбочках), и внутренний сегмент, в котором находятся митохондрии. Наружные сегменты погружены в черный пигментный слой, выстилающий внутреннюю поверхность глаза. Он уменьшает отражение света внутри глаза и участвует в обмене веществ рецепторов.
В сетчатке насчитывают около 7 млн. колбочек и примерно 130 млн. палочек. Более чувствительны к свету палочки, их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше,- это аппарат дневного и цветового видения. Цветоощущение, мир красок доступен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Доказывается это возможностью выработать у них условные рефлексы на различные цвета. Не воспринимают цвета собаки и копытные животные. Вопреки прочно установившемуся представлению, что быки очень не любят красный цвет, в опытах удалось доказать, что они не могут отличить зеленого, синего и даже черного от красного. Из млекопитающих только обезьяны и люди способны воспринимать цвета.
Колбочки и палочки распределены в сетчатке неравномерно. На дне глаза, напротив зрачка, находится так называемое пятно, в центре его есть углубление — центральная ямка — место наилучшего видения. Сюда фокусируется изображение при рассматривании предмета.
В центральной ямке имеются только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.
Недалеко от пятна сетчатки, ближе к носу, расположено слепое пятно. Это место выхода зрительного нерва. В этом участке нет фоторецепторов, и оно не принимает участия в зрении.
Построение изображения на сетчатке.
Луч света достигает сетчатки, проходя через ряд преломляющих поверхностей и сред: роговицу, водянистую влагу передней камеры, хрусталик и стекловидное тело. Лучи, исходящие из одной точки внешнего пространства, должны быть сфокусированы в одну точку на сетчатке, только тогда возможно ясное видение.
Изображение на сетчатке получается действительное, перевернутое и уменьшенное. Несмотря на то что изображение перевернуто, мы воспринимаем предметы в прямом виде. Это происходит потому, что деятельность одних органов чувств проверяется другими. Для нас «низ» там, куда направлена сила земного притяжения.
Рис. 2. Построение изображения в глазу, а, б — предмет: а’, б’ — его перевернутое и уменьшенное изображение на сетчатке; С — узловая точка, через которую лучи идут без преломления, аα — угол зрения
Острота зрения.
Остротой зрения называется способность глаза видеть раздельно две точки. Нормальному глазу это доступно, если величина их изображения на сетчатке равна 4 мкм, а угол зрения составляет 1 мин. При меньшем угле зрения ясного видения не получается, точки сливаются.
Остроту зрения определяют по специальным таблицам, на которых изображены 12 рядов букв. С левой стороны каждой строки написано, с какого расстояния она должна быть видна человеку с нормальным зрением. Испытуемого помещают на определенном расстоянии от таблицы и находят строку, которую он прочитывает без ошибок.
Острота зрения увеличивается при яркой освещенности и очень низка при слабом свете.
Поле зрения. Все пространство, видимое глазу при неподвижно устремленном вперед взоре, называют полем зрения.
Различают центральное (в области желтого пятна) и периферическое зрение. Наибольшая острота зрения в области центральной ямки. Здесь только колбочки, диаметр их небольшой, они тесно примыкают друг к другу. Каждая колбочка связана с одним биполярным нейроном, а тот в свою очередь — с одним ганглиозным, от которого отходит отдельное нервное волокно, передающее импульсы в головной мозг.
Периферическое зрение отличается меньшей остротой. Это объясняется тем, что на периферии сетчатки колбочки окружены палочками и каждая уже не имеет отдельного пути к мозгу. Группа колбочек заканчивается на одной биполярной клетке, а множество таких клеток посылает свои импульсы к одной ганглиозной. В зрительном нерве примерно 1 млн. волокон, а рецепторов в глазу около 140 млн.
Периферия сетчатки плохо различает детали предмета, но хорошо воспринимает их движения. Боковое зрение имеет большое значение для восприятия внешнего мира. Для водителей различного вида транспорта нарушение его недопустимо.
Поле зрения определяют при помощи особого прибора — периметра (рис. 133), состоящего из полукруга, разделенного на градусы, и подставки для подбородка.
Рис. 3. Определение поля зрения при помощи периметра Форстнера
Испытуемый, закрыв один глаз, вторым фиксирует белую точку в центре дуги периметра впереди себя. Для определения границ поля зрения по дуге периметра, начиная от ее конца, медленно продвигают белую марку и определяют тот угол, под которым она видна неподвижным глазом.
Поле зрения наибольшее кнаружи, к виску — 90°, к носу и кверху и книзу — около 70°. Можно определить границы цветового зрения и при этом убедиться в удивительных фактах: периферические части сетчатки не воспринимают цвета; цветовые поля зрения не совпадают для различных цветов, самое узкое имеет зеленый цвет.
Аккомодация. Глаз часто сравнивают с фотокамерой. В нем имеется светочувствительный экран — сетчатка, на которой с помощью роговицы и хрусталика получается четкое изображение внешнего мира. Глаз способен к ясному видению равноудаленных предметов. Эта его способность носит название аккомодации.
Преломляющая сила роговицы остается постоянной; тонкая, точная фокусировка идет за счет изменения кривизны хрусталика. Эту функцию он выполняет пассивно. Дело в том, что хрусталик находится в капсуле, или сумке, которая через ресничную связку прикреплена к ресничной мышце. Когда мышца расслаблена, связка натянута, она тянет капсулу, которая сплющивает хрусталик. При напряжении аккомодации для рассматривания близких предметов, чтения, письма ресничная мышца сокращается, связка, натягивающая капсулу, расслабляется и хрусталик в силу своей эластичности становится более круглым, а его преломляющая сила увеличивается.
С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Это мешает четко видеть на близком расстоянии. Старческая дальнозоркость (пресбиопия) развивается после 40 лет. Исправляют ее с помощью очков — двояковыпуклых линз, которые надевают при чтении.
Аномалия зрения. Встречающаяся у молодых аномалия чаще всего является следствием неправильного развития глаза, а именно его неправильной длины. При удлинении глазного яблока возникает близорукость (миопия), изображение фокусируется впереди сетчатки. Отдаленные предметы видны неотчетливо. Для исправления близорукости пользуются двояковогнутыми линзами. При укорочении глазного яблока наблюдается дальнозоркость (гиперметропия). Изображение фокусируется позади сетчатки. Для исправления требуются двояковыпуклые линзы (рис. 134).
Рис. 4. Рефракция при нормальном зрении (а), при близорукости (б) и дальнозоркости (г). Оптическая коррекция близорукости (в) и дальнозоркости (д) (схема) [Косицкий Г. И., 1985]
Нарушение зрения, называемое астигматизмом, возникает в случае неправильной кривизны роговицы или хрусталика. При этом изображение в глазу искажается. Для исправления нужны цилиндрические стекла, подобрать которые не всегда легко.
Адаптация глаза.
При выходе из темного помещения на яркий свет мы вначале ослеплены и даже можем испытывать боль в глазах. Очень быстро эти явления проходят, глаза привыкают к яркому освещению.
Уменьшение чувствительности рецепторов глаза к свету называется адаптацией. При этом происходит выцветание зрительного пурпура. Заканчивается световая адаптация в первые 4 — 6 мин.
При переходе из светлого помещения в темное происходит темновая адаптация, продолжающаяся более 45 мин. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200 000 — 400 000 раз. В общих чертах это явление можно наблюдать при входе в затемненный кинозал. Для изучения хода адаптации существуют специальные приборы — адаптомеры.
Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 5263; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10566 — | 7767 — или читать все…
Источник
1. Продолговатый
мозг – наиболее древняя часть головного
мозга.
2. Дыхание,
питание, размножение появились вместе
с возникновением животного мира, т.е.
это самые древние функции организма.
3. Кора
головного мозга – сравнительно молодая
часть мозга. У высших животных она
контролирует все функции организма, в
том числе и перечисленные в задании.
Ответьте
самостоятельно
• Какова
роль продолговатого мозга в регуляции
процессов жизнедеятельности человека?
•
Где расположены центры безусловных
рефлексов?
5.
Назовите основные отличия условных
рефлексов от безусловных.
Элементы
правильного ответа
1. Безусловные
рефлексы – видовые, условные –
индивидуальные.
2. Безусловные
рефлексы – врожденные, условные –
приобретенные.
3. Безусловные
рефлексы – постоянные, условные –
временные.
4. Безусловные
рефлексы контролируются спинным мозгом
и стволом головного мозга, условные –
корой головного мозга.
5. Безусловные
рефлексы вызываются определенным
раздражителем, условные – любым.
Ответьте
самостоятельно
• Как
вырабатываются условные рефлексы?
• В чем
заключаются основные идеи учения И.П.
Павлова об условных рефлексах?
6.
Опишите механизм возникновения
изображения на сетчатке глаза и его
восприятие человеком.
Элементы
правильного ответа
1. Лучи света
отражаются от предмета.
2. Лучи
фокусируются хрусталиком и, пройдя
через стекловидное тело, попадают на
сетчатку.
3. На сетчатке формируется
действительное, уменьшенное, перевернутое
изображение предмета.
4. Сигналы от
сетчатки передаются по зрительному
нерву и достигают зрительной зоны коры
головного мозга.
5. Изображение
предмета анализируется в зрительной
зоне коры мозга и воспринимается
человеком в его реальном, неперевернутом
виде.
Ответьте
самостоятельно
• В чем
заключается общность принципа действия
анализаторов?
• Почему при
боковом зрении человек практически не
различает цвета предметов?
• Как
работает вестибулярный аппарат?
7. Каковы
функции второй сигнальной системы у
человека?
Элементы
правильного ответа
1. Вторая
сигнальная система связана с появлением
у человека речи.
2. Речь
позволяет общаться с помощью символов
– слов и других знаков.
3. Слово может
быть конкретным, обозначающим определенный
предмет или явление, и абстрактным,
отражающим смысл понятий, явлений.
Ответьте
самостоятельно
• Что человек
обозначает словами?
• Чем высшая
нервная деятельность человека отличается
от высшей нервной деятельности животных?
• Какие виды памяти вам известны и
каковы их функции?
8.
Чем вызывается сокращение мышцы?
Элементы
правильного ответа
1. Нервный
импульс.
2. Выделение
медиатора ацетилхолина в нервно-мышечном
синапсе.
3. Ионы кальция, участвующие
в мышечном сокращении.
Ответьте
самостоятельно
• Каковы
причины утомления мышц и как оно
развивается?
• Запас каких
химических веществ необходимо постоянно
пополнять для эффективной работы мышц
и почему?
9.
Приведите примеры профилактических
мер для сохранения правильной осанки
человека.
Элементы
правильного ответа
1. Не надо
сутулиться, ходить нужно держа голову
прямо, расправив плечи.
2. Нельзя
носить тяжести только в одной руке.
3. При ходьбе
не следует запрокидываться назад.
4. Сидеть
желательно прямо, не опираясь на спинку
стула и не искривляя позвоночника.
Ответьте
самостоятельно
• К каким
анатомо-физиологическим последствиям
в строении скелета может привести
нарушение осанки?
• Перечислите
особенности скелета, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью.
10.
Почему необходимо поддерживать
определенный уровень глюкозы в крови?
Элементы
правильного ответа
1. Нарушение
уровня глюкозы в крови может привести
к серьезным заболеваниям.
2. Стойкое
повышение уровня глюкозы может привести
к сахарному диабету – болезни, вызывающей
другие заболевания.
3. Снижение
уровня глюкозы может привести к нарушениям
в работе мозга, клеткам которого глюкоза
необходима.
11.
Как связаны между собой имена Э.Дженнера,
Л.Пастера и И.Мечникова? В чем их заслуги
перед наукой и человечеством?
Элементы
правильного ответа
1. Дженнера
можно считать первооткрывателем явления
иммунитета. Он первым сделал противооспенную
прививку.
2. Пастер
создал вакцины против нескольких
инфекционных заболеваний: бешенства,
сибирской язвы. В его лаборатории работал
И.Мечников.
3. Мечников
открыл явление фагоцитоза. Это открытие
стало основой для создания теории
иммунитета.
Ответьте
самостоятельно
• Какие
работы Л.Пастера оказали большое влияние
на развитие науки и в чем оно заключается?
•
Почему И.Мечникова и Л.Пастера считают
основоположниками иммунологии?
12.
Представьте себе, что вы работаете в
лаборатории И.П. Павлова. Зайдя в
лабораторию, вы видите собаку, у которой
выделяется через фистулу желудочный
сок без всякого приема, вида или запаха
пищи, и докладываете об этом академику.
Павлов не верит вам и объясняет, почему
он не верит. В чем заключаются его доводы
и как вы можете проверить и доказать
свои предположения?
Элементы
правильного ответа
1. Павлов
считает, что в ваших карманах либо есть
остатки пищи, либо ваши руки или одежда
пахнут знакомой собаке едой. Следовательно,
желудочный сок выделяется
условно-рефлекторно.
2. Вы можете
сменить одежду, вымыть руки, вновь
почистить зубы и проверить, будет ли в
этом случае выделяться у собаки желудочный
сок. Если ваши результаты подтвердятся,
то правы вы, если же нет, то Павлов.
Ответьте
самостоятельно
• Как вы
думаете, почему И.П. Павлову за исследование
процессов пищеварения у животных была
присуждена Нобелевская премия?
• Какими
механизмами и как регулируется
деятельность пищеварительной системы
человека?
• Почему заболевшему
инфекционной болезнью человеку вводят
сыворотку, а в профилактических целях
здоровым людям делают прививки?
• Какие
биологические проблемы встают на пути
исследователей, занимающихся пересадкой
органов и тканей.
Отвечая на
вопросы 13–15, вы должны подумать, по
каким причинам происходит тот или иной
процесс, о котором говорится в условии
вопроса. Не нужно детально описывать
сам процесс, если это не требуется.
Необходимо, поняв смысл вопроса, написать
именно о факторах, влияющих на конкретный
процесс.
13. При
каких условиях можно реципиенту
переливать кровь донора? Ответ поясните.
Элементы
правильного ответа
1. Группа
крови донора должна быть такой, чтобы
эту кровь можно было переливать
реципиенту.
2. Кровь донора должна
иметь резус-фактор такой же, как у
реципиента.
3. Донор должен быть здоров,
его кровь не должна содержать вирусов
(ВИЧ, вирусы гепатитов) и других
возбудителей инфекционных заболеваний.
Ответьте
самостоятельно
• У донора
вторая резус-положительная группа
крови. Каким реципиентам нельзя переливать
эту кровь?
• Каким
образом происходит заражение ВИЧ? Почему
невозможно заражение воздушно-капельным
путем, через рукопожатие или пищевые
продукты?
14.
Какие факторы влияют на передвижение
лимфы и крови в организме?
Элементы
правильного ответа
На движение
крови и лимфы по сосудам влияют следующие
факторы.
1. Частота и
сила сердечных сокращений.
2. Эластичность
стенок сосудов и их просвет.
3. Состояние
клапанов в венах и лимфатических сосудах.
4. Сокращения
скелетных мышц.
Ответьте
самостоятельно
• Каковы
функции крови и лимфы в организме и чем
обеспечивается их выполнение?
• Как
строение сердца способствует выполнению
им его функций?
15.
Какие процессы происходят при вдохе и
выдохе?
Элементы
правильного ответа
1. При вдохе
происходит опускание диафрагмы,
сокращение межреберных мышц, снижение
давления в плевральной полости.
2. При выдохе
происходит подъем диафрагмы, расслабление
межреберных мышц, повышение давления
в плевральной полости.
3. При вдохе
воздух из атмосферы поступает в легкие,
при выдохе – из легких в атмосферу.
Ответьте
самостоятельно
• В чем
заключаются особенности внешнего,
тканевого и клеточного дыхания?
•
Какие особенности строения дыхательных
путей и кровеносной системы человека
обеспечивают процессы дыхания?
16.
Из чего состоит желудочный сок?
Элементы
правильного ответа
Ответ на этот
вопрос не требует точного знания
химического состав желудочного сока.
Зная, какие процессы происходят в
желудке, вы можете сделать заключение
о составе желудочного сока.
1. В желудочном
соке присутствуют ферменты, расщепляющие
белки.
2. В желудочном
соке содержится защитная слизь, выделяемая
железами желудка.
3. В нем содержится
соляная кислота.
Ответьте
самостоятельно
• Какие соки
и ферменты обеспечивают процесс
пищеварения в организме человека?
•
Чем различаются процессы пищеварения
в разных отделах пищеварительной системы
человека?
• Какова связь между курением
и язвой желудка?
17.
Почему человек не может питаться только
белковой пищей?
Элементы
правильного ответа
1. Белки –
достаточно прочные органические
молекулы, структура которых стабилизируется
несколькими видами связей.
2. Белки
расщепляются в организме в последнюю
очередь, после жиров и углеводов.
3.
При питании только белковой пищей
скорость поступления энергии, необходимой
для поддержания жизнедеятельности
организма человека, будет недостаточна.
4. Для нормального функционирования
организму человека необходимы
разнообразные вещества. Не все они могут
быть синтезированы в организме человека
из белков.
5. Продукты распада белков
токсичны для организма (например,
мочевина). При избытке белковой пищи
нагрузка на органы выделения увеличивается,
что может привести к их заболеванию.
Ответьте
самостоятельно
• Чем опасно
для человека белковое голодание?
• Что
происходит в ходе диссимиляции и
ассимиляции? Как связаны между собой
эти процессы?
18.
Какие показатели в результатах анализа
мочи могут свидетельствовать о заболевании
почек?
Вспомните,
какие вещества фильтруются, а какие не
должны фильтроваться через почечные
клубочки и капилляры извитых канальцев.
Элементы
правильного ответа
1. Присутствие
в моче сахара.
2. Присутствие
в моче белков.
3. Повышенное
содержание эритроцитов и лейкоцитов.
Ответьте
самостоятельно
• Достаточно
ли для нормальной работы организма
образования только первичной мочи?
Ответ аргументируйте.
• Что
происходит в организме человека, если
его почки не справляются со своими
функциями?
19.
Какова роль плаценты в развитии человека?
Элементы
правильного ответа
1. Плацента
связывает организм матери и плода.
2.
Через плаценту плод снабжается всеми
питательными веществами и кислородом.
3.
Через плаценту удаляются продукты
жизнедеятельности плода.
4. Плацента
предотвращает иммунную несовместимость
матери и плода.
Ответьте
самостоятельно
• Как происходит
обмен веществ у плода, находящегося в
чреве матери?
• Почему человек относится
к классу млекопитающих?
20. |
Элементы
правильного ответа
1. Телевидение
и другие средства массовой информации
способствуют идеализации дурных
наклонностей: боевики, сериалы, в которых
герои пьют и курят, широко распространены.
2.
Подростки подражают старшим.
3.
Невежественность, отсутствие увлечений,
малограмотность способствуют развитию
алкоголизма и наркомании.
Ответьте
самостоятельно
• Как связано
здоровье человека с уровнем культуры
в обществе? Ответ подтвердите примерами.
•
Объясните возможные причины зависимости
человека от пагубных привычек.
Источник