На периферии сетчатки мало колбочек
Функция органа зрения и его гигиена
Цель урока — повторить морфологическое строение глаза, показать, как возникают изображения предметов на сетчатке, выяснить функции роговицы, радужной оболочки, хрусталика, стекловидного тела, палочек и колбочек сетчатки. На этом уроке следует также рассмотреть профилактику нарушений зрения и гигиену зрения. Просмотр фильма на прошлом уроке значительно облегчает усвоение этого трудного параграфа.
Поскольку программа не требует от учащихся знаний по геометрическому построению изображения, доказать, что на сетчатке появляется перевернутое изображение, можно с помощью диаскопа. Этот прибор применяется для индивидуального просмотра диафильмов в незатемненной комнате. Прибор состоит из лупы, пластмассовой камеры и матового стекла. С помощью специальных приспособлений лупа может приближаться к стеклу или удаляться от него. Если лупу поднести к источнику света, например направить на окно или лампу, на матовом стекле можно получить перевернутое изображение предмета (рис. 34, А). Его можно продемонстрировать. Оно достаточно хорошо заметно, если несколько зашторить окна обычными занавесками. К затемнению прибегать не нужно.
Урок следует начать с повторения предшествующего материала.
Задание 1. Исследовать глаза своего соседа. Определить, какую функцию выполняют веки.
Испытуемому предлагают мигнуть. Учащиеся наблюдают движение век и отвечают на вопрос задания. (Веки могут прервать световой поток, воздействующий на глаза, и защитить организм от световых раздражений. Благодаря миганию слезная жидкость равномерно смачивает поверхность белочной оболочки и роговицы, предохраняя живые клетки от высыхания, освобождает глаз от попавших в него посторонних частичек.) Затем испытуемому предлагают слегка оттянуть свое нижнее веко вниз. Поручать это делать экспериментатору не следует. Учитель должен проследить, чтобы руки у учащихся, принимающих участие в опыте, были чистыми. Учитель обращает внимание учащихся на цвет конъюнктив. Они должны быть розовыми. Если обнаруживают красноту и отечность, а также другие признаки воспаления, к дальнейшим опытам испытуемый не допускается. Попутно учитель разъясняет причины воспаления век, рассказывает о вредном действии табачного дыма на глаза.
Задание 2. Рассмотреть роговицу, доказать, что она имеет меньший радиус, чем белочная оболочка. (Чем меньший радиус у окружности или сферы, тем большей, выпуклостью обладает эта окружность или сфера.) Практически это наблюдение можно провести так. Испытуемого просят смотреть прямо перед собой. Экспериментатор рассматривает его лицо в профиль и замечает, что роговица более выпукла, чем белочная оболочка (склера) глаза.
Задание 3. Обнаружить сужение и расширение зрачка своего глаза.
Учащимся раздают квадратные листы плотной черной бумаги, размером 4X4 (см2) с точечным отверстием посередине (рис. 34, Б). Отверстие делают иголкой. Испытуемому предлагают непрерывно смотреть правым глазом через отверстие на окно или другой яркий источник света. Левый глаз в начале опыта закрыт. Затем, продолжая смотреть через отверстие правым глазом, испытуемый открывает левый глаз. Отверстие в бумаге ему кажется более узким. Когда испытуемый снова закрывает левый глаз, отверстие в бумаге он видит снова широким. Это явление иллюзорное, кажущееся. На самом деле расширяется и суживается зрачок правого глаза под влиянием света и темноты, воздействующих на левый глаз. Зрачки обоих глаз расширяются и сужаются одновременно благодаря рефлексам среднего мозга.
Таблица 19. Влияние освещенности на диаметр зрачка
Задание 4. Проследить за работой хрусталика.
Учащимся раздают листы плотной белой бумаги с отверстием посередине, диаметр отверстия — 1 см. По краям отверстия по радиусам пишут буквы (рис. 34, В). После этого приступают к опыту. Лист держат на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была бы видна и доска с написанным на ней текстом или рисунком. Второй глаз лучше закрыть.
Ход опыта такой: испытуемому предлагают прочесть надпись на доске и ответить, почему во время чтения буквы, окружающие отверстие в бумаге, кажутся размытыми. (Человек рассматривает далекий предмет. Благодаря вегетативным рефлексам среднего мозга хрусталик стал более плоским и близкие предметы, в данном случае буквы, проецируясь на сетчатку, оказываются вне фокуса.)
Затем переходят ко второй части опыта. Испытуемому предлагают смотреть на буквы, окружающие отверстие в листе бумаги. Теперь они видны четко, а изображение на доске кажется расплывчатым. (Хрусталик настроен на близкое расстояние. Он стал более выпуклым и потому видимое через отверстие в листе изображение далеких предметов на сетчатке оказалось не в фокусе.)
Результаты этого опыта можно связать с некоторыми гигиеническими правилами. Для этого может быть задан вопрос: «Почему вредно читать лежа?» (Книгу держат в руках, опора отсутствует, поэтому текст все время меняет положение. Он то приближается к глазам, то удаляется от них, вызывая перенапряжение ресничной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика. Кроме того, часть страницы то попадает в тень, то оказывается освещенной слишком сильно, от этого перенапрягаются гладкие мышцы радужной оболочки. Но более всего страдает нервная система, ведь регуляция ширины зрачка и кривизны хрусталика осуществляется средним мозгом.) То, что содержание книги может вызвать резкое возбуждение и бессонницу, ясно и так. Впрочем, некоторые люди быстро засыпают при чтении. Однако эта привычка приводит к тому, что печатный текст вызывает сон в любое время, при подготовке к урокам тоже.
За хрусталиком находится стекловидное тело. Спереди оно примыкает к хрусталику, ресничной мышце, в средней части — к сосудистой оболочке, а сзади — к сетчатке. В течение жизни некоторые клетки сосудистой оболочки слущиваются и оказываются на нижней поверхности стекловидного тела.
Задание 5. Доказать, что стекловидное тело имеет полужидкую консистенцию.
Если бы стекловидное тело было жидким, то находящиеся на нижней стенке частички отслоившейся ткани взмучивались бы при каждом движении, если бы стекловидное тело состояло из твердого вещества, взмучивание было бы невозможно. Эти предположения учитель высказывает сам или подводит к ним учащихся, используя метод поисковой беседы.
Высказанные гипотезы следует проверить. Для этого надо резко встряхнуть головой и посмотреть на равномерно освещенный фон: лист освещенной белой бумаги, потолок, стену, чистое небо и т. д. Часто удается заметить появление черноватых теней, которые медленно движутся вниз. Это оседают взмученные частицы. Значит, стекловидное тело не твердое вещество. Из факта, что оседание частичек происходит медленно, следует, что стекловидное тело обладает высокой вязкостью. Оно полужидко и в норме прозрачно.
Далее можно перейти к рассмотрению функции сетчатки. Рассказав о колбочковом и палочковом зрении, слепом и желтом пятне, можно приступить к решению экспериментальной задачи.
В качестве испытуемого к доске выходит желающий.
Задание 6. Доказать, что на периферии сетчатки мало колбочек.
Испытуемого сажают на стул лицом к классу и просят смотреть прямо перед собой. Двигать головой или скашивать глаза на предмет, который ему будут показывать, не разрешается. После этого предупреждения испытуемому показывают ручку, окрашенную в красный, желтый, зеленый или другой цвет. Предмет демонстрируют в движении и короткое время с таким расчетом, чтобы он проецировался на боковую поверхность сетчатки. Вопрос испытуемому: «Какой предмет был показан?» (Обычно отвечает правильно: «Ручка»). «Какого цвета был предмет?» (Ответить не может, гадает, часто ошибается.) Изображение проецируется на боковую поверхность сетчатки. Колбочки, воспринимающие цвет объекта, находятся преимущественно в центральной части сетчатки, в области желтого пятна. На периферии сетчатки колбочек мало, там сосредоточены палочки, которые не воспринимают цвет предметов. Поэтому испытуемый различает форму предмета, но не может определить его цвет (рис. 34, Г).
Рис. 34. Модели и опыты, выясняющие функцию зрения: А — диаскоп как модель глаза, демонстрирующая возникновение на сетчатке уменьшенного и перевернутого изображения; Б — исследование функции зрачка (1 — квадрат черной бумаги с точечным отверстием посередине, 2 — проведение опыта); В — исследование функции хрусталика (1 — лист бумаги с отверстием, вокруг которого размещены буквы, 2 — проведение опыта); Г — опыт, доказывающий, что на периферии сетчатки мало колбочек
Опыты, доказывающие положение слепого пятна, могут быть выполнены дома по схеме, приведенной в учебнике.
Источник
Сечение слоя сетчатки глаза
Строение колбочки (сетчатка).
1 — мембранные полудиски;
2 — митохондрия;
3 — ядро;
4 — синаптическая область;
5 — связующий отдел (перетяжка);
6 — наружный сегмент;
7 — внутренний сегмент.
Ко́лбочки (англ. cone) — один из двух типов фоторецепторов, периферических отростков светочувствительных клеток сетчатки глаза, названный так за свою коническую форму. Это высокоспециализированные клетки, преобразующие световые раздражения в нервное возбуждение, обеспечивают цветовое зрение. Другим типом фоторецепторов являются палочки.
Колбочки чувствительны к свету благодаря наличию в них специфического пигмента — йодопсина. В свою очередь йодопсин состоит из нескольких зрительных пигментов. На сегодняшний день хорошо известны и исследованы два пигмента: хлоролаб (чувствительный к жёлто-зелёной области спектра) и эритролаб (чувствительный к жёлто-красной части спектра).
В литературе представлены различные оценки, хотя и близкие числа колбочек в сетчатке человеческого глаза у взрослого человека со 100 % зрением. Так в[1] указывается число от шести до семи миллионов колбочек, большинство из которых содержится в жёлтом пятне.
Обычно указываемое количество в шесть миллионов колбочек в человеческом глазу было найдено Остербергом в 1935 году[2]. Учебник Ойстера (1999)[3] цитирует работу Curcio et al. (1990), с числами около 4,5 миллионов колбочек и 90 миллионов палочек в сетчатке человека[4].
Размеры колбочек: длина около 50 мкм, диаметр — от 1 до 4 мкм.
Колбочки приблизительно в 100 раз менее чувствительны к свету, чем палочки (другой тип клеток сетчатки), но гораздо лучше воспринимают быстрые движения.
Строение фоторецепторов[править | править код]
Колбочки и палочки сходны по строению и состоят из четырех участков.
В строении колбочки принято различать (см. рисунок):
- наружный сегмент (содержит мембранные полудиски),
- связующий отдел (перетяжка),
- внутренний сегмент (содержит митохондрии),
- синаптическую область.
Наружный сегмент заполнен мембранными полудисками, образованными плазматической мембраной, и отделившимися от неё. Они представляют собой складки плазматической мембраны, покрытые светочувствительным пигментом. Обращённая к свету, наружная часть столбика из полудисков, постоянно обновляется — за счет фагоцитоза «засвеченных» полудисков клетками пигментного эпителия и постоянного образования новых полудисков в теле фоторецептора. Так происходит регенерация зрительного пигмента. В среднем, за сутки фагоцитируется около 80 полудисков, а полное обновление всех полудисков фоторецептора, происходит примерно за 10 дней. В колбочках мембранных полудисков меньше, чем дисков в палочке, и их количество порядка нескольких сотен. В районе связующего отдела (перетяжки) наружный сегмент почти полностью отделен от внутреннего впячиванием наружной мембраны. Связь между двумя сегментами осуществляется через цитоплазму и пару ресничек, переходящих из одного сегмента в другой. Реснички содержат только 9 периферических дублетов микротрубочек: пара центральных микротрубочек, характерных для ресничек, отсутствует.
Внутренний сегмент это область активного метаболизма; она заполнена митохондриями, доставляющими энергию для процессов зрения, и полирибосомами, на которых синтезируются белки, участвующие в образовании мембранных дисков и зрительного пигмента. В этом же участке располагается ядро.
В синаптической области клетка образует синапсы с биполярными клетками. Диффузные биполярные клетки могут образовывать синапсы с несколькими палочками. Это явление называемое синаптической конвергенцией.
Моносинаптические биполярные клетки связывают одну колбочку с одной ганглиозной клеткой, что обеспечивает большую по сравнению с палочками остроту зрения. Горизонтальные и амакриновые клетки связывают вместе некоторое число палочек и колбочек. Благодаря этим клеткам зрительная информация еще до выхода из сетчатки подвергается определенной переработке; эти клетки, в частности, участвуют в латеральном торможении[5].
Цветное зрение[править | править код]
Нормализованные графики спектральной зависимости чувствительности к свету у человеческих клеток-колбочек различных видов — коротковолновых, средневолновых и длинноволновых (синий, зелёный и красный графики) и клеток-палочек (чёрный график). NB: ось длин волны на данном графике линейная.
Те же графики, но без нормализации светочувствительности
По чувствительности к свету с различными длинами волн различают три вида колбочек. Колбочки S-типа чувствительны в фиолетово-синей (S от англ. Short — коротковолновый спектр), M-типа — в зелено-желтой (M от англ. Medium — средневолновый), и L-типа — в желто-красной (L от англ. Long — длинноволновый) частях спектра. Наличие этих трёх видов колбочек (и палочек, чувствительных в изумрудно-зелёной части спектра) даёт человеку цветное зрение.
Название | максимум | Название цвета |
---|---|---|
S | 443 нм | синий |
M | 544 нм | зелёный |
L | 570 нм | красный |
Длинноволновые и средневолновые колбочки (с пиками в жёлто-красном и сине-зелёном диапазонах) имеют широкие зоны чувствительности со значительным перекрыванием, поэтому колбочки определённого типа реагируют не только на свой цвет; они лишь реагируют на него интенсивнее других.[6]
Пигмент, чувствительный к фиолетово-синей области спектра, названный цианолаб, у человека кодируется геном OPN1SW[7][8][9].
В ночное время, когда поток фотонов недостаточен для нормальной работы колбочек, зрение обеспечивают только палочки, поэтому ночью человек не может различать цвета.
Пространственное разрешение глаза человека различается для разных цветов: На белом фоне ориентацию жёлтых линий определить сложно, поскольку жёлтый отличается от белого синей (коротковолновой) компонентой
Колбочки трёх видов распределены в сетчатке неравномерно[10]. Преобладают длинно- и средневолновые, коротковолновых колбочек гораздо меньше и они (как и палочки) отсутствуют в центральной ямке. Такая асимметрия объясняется цветовой аберрацией — изображение хорошо сфокусировано на сетчатке только в длинноволновой части спектра, то есть если количество «синих» колбочек и увеличить, чётче изображение не станет[11].
Примечания[править | править код]
- ↑ The Rods and Cones of the Human Eye.
- ↑ Osterberg, G. Topography of the layer of rods and cones in the human retina (англ.) // Acta Ophthalmologica (англ.)русск. : journal. — Wiley-Liss, 1935. — Vol. Suppl. 13, no. 6. — P. 1—102.
- ↑ Oyster, C. W. The human eye: structure and function (неопр.). — Sinauer Associates (англ.)русск., 1999.
- ↑ Curcio, CA.; Sloan, KR.; Kalina, RE.; Hendrickson, AE. Human photoreceptor topography (англ.) // J Comp Neurol (англ.)русск. : journal. — 1990. — February (vol. 292, no. 4). — P. 497—523. — doi:10.1002/cne.902920402. — PMID 2324310.
- ↑
Н. Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология: в 3-х т. — Пер.с англ./ под.ред. Р.Сопера. — М.: Мир, 1993. — Т. 2. — С. 280—281. - ↑
Д. Хьюбел. Глаз, мозг, зрение. — под ред. А. Л. Бызова. — М.: Мир, 1990. — 172 с. - ↑ Nathans J., Thomas D., Hogness D. S. Molecular genetics of human color vision: the genes encoding blue, green, and red pigments (англ.) // Science : journal. — 1986. — April (vol. 232, no. 4747). — P. 193—202. — PMID 2937147.
- ↑ Fitzgibbon J., Appukuttan B., Gayther S., Wells D., Delhanty J., Hunt D. M. Localisation of the human blue cone pigment gene to chromosome band 7q31.3-32 (англ.) // Hum Genet : journal. — 1994. — February (vol. 93, no. 1). — P. 79—80. — PMID 8270261.
- ↑ Entrez Gene: OPN1SW opsin 1 (cone pigments), short-wave-sensitive (color blindness, tritan).
- ↑ Rods & Cones см. раздел The Receptor Mosaic.
- ↑ Brian A. Wandell, Foundations of Vision, Chapter 3: The Photoreceptor Mosaic (недоступная ссылка). Архивировано 5 марта 2016 года.
Источник
Долгожданный отдых на берегу моря. Радуют взор синие волны, зеленые пальмы, желтый песок, красные экзотические птички летают вокруг. Наслаждаясь яркими цветовыми гаммами, даже не задумываешься, что все это великолепие нам передают маленькие фоторецепторы – колбочки и палочки сетчатки глаза.
Принцип действия фоторецепторов
Человек воспринимает изображение окружающей среды посредством оптической системы организма – глаза. Единица света, фотон, проходя через хрусталик, фокусируется на сетчатке. И тут в работу вступают светочувствительные клетки. Периферические отростки этих клеток и есть палочки и колбочки. Основная задача – перевод раздражения от света в нервный импульс, который передается в верхние бугры четверохолмия головного мозга для последующей обработки.
Наименование фоторецепторы получили за свою форму. Размеры очень малы – палочки длиной всего шесть сотых миллиметра, диаметром в две сотых, колбочки – около пятидесяти микрометров, длина варьируется от одного до четырех. Успешно выполнять свои функции при таких небольших размерах, получается за счет количества. Палочек находится в сетчатке около ста двадцати миллионов, колбочек – в районе семи.
Строение
Палочки
Палочка складывается из четырех базовых элементов:
- Наружный – в нем находятся мембранные диски в большом количестве, которые заключают в себе молекулы со зрительным пигментом родопсином, отвечающим за передачу световых ощущений;
- Связующий – ресничка, соединяющая наружные и внутренние элементы конструкции;
- Внутренний – в нем находится ядро, митохондрии – поставщики энергии, полирибосомы – участники синтеза белков для наружных элементов;
- Нервные окончания – интернейроны.
Сигналы с сетчатки собираются не одной палочкой, а объединенной группой, что увеличивает чувствительность зрения на периферии.
Колбочки
Также с четырехкомпонентным строением:
- Наружный – хранит мембранные полудиски с молекулами пигмента йодопсина, отвечающим за цветопередачу;
- Связующий – перетяжка, компоненты – цитоплазма и пара ресничек;
- Внутренний – ядро, митохондрии, полирибосомы;
- Синаптический – место связи нейрона со специальными ганглиозными клетками, обеспечивающими содружество палочек и колбочек.
Функции
Палочки
Обладают высокой чувствительностью к фотонам. Основное действие – ночное зрение. Родопсин, содержащийся в мембранах, обеспечивает восприятие в черно-белых тонах. На свету идет разложение пигмента и смещение в область синего спектра, что, при совместном действии с колбочками, обеспечивает цветовое зрение. Продукты разложения раздражают зрительный нерв, что обеспечивает передачу импульса. Параллельно с распадом, постоянно происходит процедура регенерации. Восстанавливается родопсин около получаса, с этим связана человеческая особенность привыкать к темноте через определенный промежуток времени.
Колбочки
Чувствительность к свету значительно ниже, почти в сто раз, поэтому в темноте они не работают. Бывают трех видов, способных различать различные цвета:
- Коротковолновые – отвечают за синий;
- Средневолновые – несут ответственность за зеленый;
- Длинноволновые – красный.
Количество разное, меньше всего синих, всего около 2%, больше – красных, в районе 64%. Интересный факт – у каждого человека процентное соотношение индивидуально, тем не менее, цветовое восприятие не отличается.
Каждому виду, по трехкомпонентной теории, соответствует своя разновидность йодопсина. Эритролаб отвечает за длинноволновой спектр восприятия, хлоролаб – за средневолновой. В теории считается, что коротковолновому спектру должен соответствовать цианолаб, однако этот компонент до сих пор не был обнаружен. На основании имеющихся данных, имеет много сторонников иная, двухкомпонентная теория. В соответствии с ней, колбочки содержат только два компонента, а синий спектр остается в ведении палочек – разложившемся на свету родопсине. Данная теория имеет некоторые подтверждения, в частности – больные с нарушением видения синих цветов, страдают параллельно и от проблем с сумеречным зрением.
Механизм действия йодопсина похож на родопсин – под воздействием световых волн происходит процесс распада, что вызывает возбуждение нервных окончаний. Более низкая чувствительность объясняет преимущественно дневное цветовое восприятие – ночного освещения недостаточно для реакции этого пигмента. Зато скорость регенерации значительно выше, примерно в пятьсот раз.
Палочки и колбочки сетчатки глаза работают в содружестве, передавая возбуждение нейронам. Они располагаются на пигментном слое клеток, содержащих фуксин. Этот элемент отвечает за поглощение световых волн и обеспечение четкости предметного восприятия.
Нарушение функционирования палочек и колбочек сетчатки глаза
Не всегда наши органы работают как часы, иногда возникают различные нарушения. Случается такое и в службе фоторецепции. Тревогу следует поднимать при появлении следующих симптомов:
- Падение остроты;
- Тусклое восприятие цветов;
- Появление пленки перед глазами;
- Сужение полей зрения;
- Мелькание, сполохи, вспышки перед взором;
- Проблемы с распознаванием деталей в сумерках.
Заболевания, связанные с поражением палочек и колбочек немногочисленны, но серьезны. Часть из них обусловлена генетически, часть приобретается в течение жизни.
Гемералопия
Широкую известность имеет под названием “куриная слепота”. Резкое нарушение сумеречного зрения, связано с патологией в работе палочек – нарушением синтеза родопсина. Выделяют три разновидности:
- Врожденная – наследственно обусловлена, проявляется в раннем детстве, неизлечима;
- Эссенциальная – развивается на фоне резкой недостачи витаминов А, РР и В, толчком могут послужить заболевания эндокринной системы, ЖКТ, печени, диеты, инфекции; лечится диетотерапией и приемом витаминных капель;
- Симптоматическая – проявляется как сопутствующее явление при других глазных заболеваниях, лечится в комплексе с основной причиной.
Макулодистрофия
Патология центральной части сетчатки, где расположены фотопигменты. Связано с сосудистыми патологиями. При влажной форме позади сетчатки возникают новые сосуды, вызывающие кровоизлияния и повреждение светочувствительных клеток. При сухой форме истончается макула (центр сетчатки), при этом процессе погибают клетки пигментов. Эффективных форм лечения нет.
Пигментная абиотрофия сетчатки
Генетически обусловленное поражение палочек. На поздних стадиях страдают и колбочки. Заболевание протекает длительно, в течение нескольких десятков лет. Начинается в детском возрасте – прогрессирует разрушение наружного слоя сетчатки. Постепенно процесс переходит на центральные зоны. Лечение отсутствует, применяют витаминотерапию для торможения патологии.
Дальтонизм
Наследственная патология. В большинстве случаев страдают мужчины, женщины – носительницы. Передается с х-хромосомой матери, поэтому у девочки замещается здоровыми генами х-хромосомы отца. Возможен обратный вариант, но в любом случае ребенок становится носителем дефектной хромосомы. Только при встрече носителя женского пола и больного – мужского, возможно проявление дальтонизма у дочерей, вероятность крайне низка. Проявляется в отсутствии способности различать цвета. Выделяют четыре вида:
- Протанопия – не различаются красные цвета;
- Тританопия – сине-фиолетовый спектр;
- Дейтеранопия – отсутствие восприятия зеленого;
- Ахроматопсия – полностью отсутствует способность воспринимать цвет.
Излечение невозможно.
Хориоретинит
Воспаление сосудистой оболочки. Страдает сетчатка. Причины разнообразны. Лечение проводится в соответствии с возбудителем – антибактериальная, противовоспалительная, дезинтоксикационная, иммунотерапия.
Отслойка сетчатки
Процесс отторжения эпителия сетчатки от фоторецепторного слоя вследствие скопления жидкости между ними. Может быть вызвано нарушениями трофики, работы эндокринной системы организма, травмами, воспалениями, кровоизлияниями, анемиями. Лечение хирургическое.
Профилактика
Генетически обусловленные заболевания предотвратить невозможно, но в некоторых случаях возможно отсрочить последствия. Приобретенных патологий вполне реально избежать при некоторых мерах профилактики.
- Сбалансированное питание;
- Соблюдение зрительного режима – гимнастика, тренировки, своевременный отдых после нагрузки на орган зрения;
- Адекватный профессиональный подбор корригирующих очков при миопии, пресбиопии, астигматизме, гиперметропии. И использование в соответствии с рекомендациями офтальмолога;
- Умеренная физическая общеукрепляющая нагрузка;
- Соблюдение светового режима;
- Защита глаз от ультрафиолета с помощью солнцезащитных очков с качественными фильтрами.
Существуют очень маленькие части нашего организма, выполняющие огромную роль. Безустанно трудятся фоторецепторы – колбочки и палочки сетчатки глаза – для того, чтобы наша жизнь расцветала красками.
Источник