Мир вокруг нас глазами художников
Добрый день, дорогие мои друзья!
Сегодня немного о том, каким мы видим свой мир. Почему так много рассуждая о поисках гармонии и красоты, мы перестали замечать их в своей жизни. Возможно для этого необходимо посмотреть на мир глазами художника, а может творца или ребенка. Посмотрите, как самозабвенно рисуют свой мир дети. Они все талантливы. В пятнах, черточках или даже кляксах они видят солнце, зеленую траву, красивые цветы, удивительных бабочек, кошку, греющуюся на солнце. Как часто вы берете в руки кисти или карандаш? Большинство скажет, что для этого нужен особый талант. Для того, чтобы создать произведение искусства , несомненно нужен. Для того, чтобы перенести на бумагу или холст свои собственные ощущения, необходимо только вдохновение. Мир станет немного загадочным и волшебным, когда вы посмотрите на него глазами художника.
До наших дней картина не дожила. И давно превратился в легенду рассказ о ней. Жил когда-то очень-очень давно в Древней Греции художник. Звали его Апеллес. Чудесные картины, созданные им, поражали людей совершенством, с которым он изображал казалось бы обыденные вещи, привычные глазу.
Однажды он особенно искусно изобразил на полотне спелые грозди винограда, которые переливались золотистым цветом в солнечных лучах. Законченную картину он поставил на террасе, а сам вышел. Сколь же велико было его изумление, когда вернувшись он увидел птиц, которые пытались клевать нарисованные ягоды.
А какие калачи, батоны и булки, да с хрустящей корочкой на картинах И.Машкова. Румяный хлеб, пышный, дышащий жаром печи, которую только покинул. А крендель-то каков! Хоть сейчас гостей угощать. Смотришь на картину и чувствуешь запах хлеба, вспоминаешь руки бабушки или мамы, которые обминают тесто, выкладывают замысловатые узоры на листах. А еще помнится детство, когда хватали обжигающие руки булки пряло с листа и были они такими вкусными.
Натюрморты Мартироса Сарьяна это не только песня о щедром урожае: яблоки, душистые груши, золотистые персики, пламенеющие гранаты. Это удивительный рассказ о горячем солнце, которое дарит свое тепло, щедрой земле, красивых и сильных руках человека, вырастившего этот урожай.
Мы живем в мире вещей. Он настолько привычен нам, что мы уже многого просто не замечаем. Смотрим на него равнодушными глазами и думаем чаще о том, чего у нас еще нет. Мы живем в мире стрессов, зависти, кредитов, порой ненависти, при этом мечтаем о гармонии и красоте. Мы мечтаем о покое, постоянстве.
А если остановиться хотя бы на мгновение и посмотреть на мир глазами художника. Тогда привычные вещи обретут новые краски. И мы обнаружим,что гармония и красота всегда с нами. Они живут в наших душах.
«В пустыне нет красоты, красота в душе араба» (Максим Горький).
Необходимо только вспомнить это забытое умение видеть. Видеть глазами ребенка и творца. Видеть мир глазами художника, а не через тусклое стекло повседневных стереотипов.
Вот тогда все вокруг вас наполнится особой энергетикой, начнет приносить радость. Мечты и цели приобретут особые краски. Вы точно будете знать чего хотите, создадите гармоничное полотно своей жизни.
Потерянный рай, который мы пытаемся найти — это мир вокруг нас, созданный по законам гармонии и красоты. Просто мы перестали его видеть.
Источник
Мир и его красота глазами художника
Все люди разные.
И все воспринимают этот мир по-своему.
Интересное наблюдение?! ????
Все по-разному относятся к семье, к работе, к политике, к погоде, наконец…
И это-здорово!
Здорово, что все мы разные, как грани одного огромного кристалла отражаем жизнь с разных сторон!
Потому, наверно, я стараюсь прислушиваться к людям. Даже если на первый взгляд, они говорят полную чушь ????
И видят наш мир все люди по-своему.
Как мы видим мир?
Кто-то в черно-белых тонах, а кто-то во всем многообразии красок!
По особому, как мне кажется видят происходящее вокруг люди искусства – художники, музыканты, поэты, артисты.
Потому, чтобы нарисовать прекрасный пейзаж, например, надо УВИДЕТЬ его прелесть.
По-моему, так ????
Хотя есть множество картин посредственных художников (на мой субъективный и непрофессиональный взгляд).
Однако, даже «Черный квадрат» Малевича состоит из множества оттенков!
Так и наша жизнь!
Сейчас зима. Вы никогда не обращали внимание на то, что снег не белого цвета? Вернее, он, конечно, белый (когда чистый).
Но, мне, например, не кажется белым почти нигде ????
В солнечный день, он – россыпь бриллиантов, в пасмурный – почти все оттенки синего и фиолетового :- Хотя, я уже писала про восприятие мира ????
- Моё любимое хобби-рисование
- Картина-необычный подарок
- Как рисовать дома чаще
Как видит мир художник?
Я, конечно, очень начинающий художник. Но, после знакомства с такими замечательными педагогами, как Мила Наумова и Марина Трушникова, я поняла, что жить надо с широко открытыми глазами ????
Мир вокруг нас прекрасен в своем многоцветии и красоте.
Вот сейчас ко мне пришел наш кот Марсель и лег около компьютера (он любит приходить ко мне поближе).
Так ведь он не черный! Я, как начинающий художник, вижу, что мой котик разноцветный – от серебристого (там , где падает свет лампы) до иссиня-черного (ушел, будто почувствовал, что про него пишу:-)
Смотреть на мир глазами художника – это, по-моему, удивляться красоте всего, что нас окружает.
Вот иногда разговариваю с кем-нибудь, а себя ловлю на мысли, что рассматриваю этого человека и любуюсь им (какие удивительные выразительные глаза, какие красивые морщинки).
Но это про мировосприятие:-
А чтобы хорошо рисовать, конечно, этого не достаточно ????
Мир глазами художника
Мила Наумова даже сделала целый обучающий бесплатный курс о том, как научиться видеть мир глазами художника.
Художник видит мир линиями и пятнами – цветными или черно-белыми, но темными и светлыми.
Вы не замечали, почему мы понимаем, глядя на предметы, какой они формы?
Из-за освещенности, светотени.
Т.е. из-за разных по тональности пятен.
Обыкновенный человек видит на улице деревья, дома, дорогу.
Художник видит разные линии, и пятна разной тональности – какие-то темнее, какие-то светлее. Именно, линии и пятна рисует художник .
А зрители воспринимают вместо этих пятен и линий – тот пейзаж или тот сюжет, которым хотел поделиться художник.
И, что интересно, один и тот же пейзаж разные художники тоже видят по- разному и по- разному рисуют:-)
Даже один и тот же художник , находясь в разном душевном и эмоциональном состоянии, напишет один и тот же пейзаж по- разному ????
Вот какая волшебная и необычная эта деятельность – рисование.
Широкое поле изучения для психологов ????
А еще важно видеть как предметы взаимодействуют друг с другом ( в плане цветоотражения и цветовосприятия).
Об этом очень хорошо рассказывает Мила Наумова. Посмотрите ????
Если ваше хобби, как и мое — рисование, думаю, Вам интересна была эта моя статья!
Удачи в творчестве ????
Источник
Екатерина Ушахина
А вы знаете, что Матисс «рисовал ножницами» и любил разглядывать все предметы через цветные стеклышки? А что Питер Брейгель в юности прошел пешком всю Европу и перешел через Альпы? Или о том, что Пабло Пикассо всего за месяц нарисовал свое знаменитое полотно «Герника» размером 7 на 3 метра в одиночку? А у Андрея Рублева был симпатичный кот Юшка?
У нас сегодня вдохновляющая большая книга об искусстве — «Звездная ночь Ван Гога», которая в этом году вошла в детский топ-лист выставки non/fictio№18. В ней художники сами рассказывают о том, как рождались их знаменитые творения, о чем они размышляли, что чувствовали в разные моменты своей жизни.
Это история о живом искусстве, о мире, где правит прекрасное.
Очарованные искусством
«Звездная ночь Ван Гога» — это чарующая, большая и красивая книга, которая вместила в себя 68 историй из жизни художников и путешествие в мир искусства длиной 40 000 лет!
Марк Шагал, Андрей Рублев, Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Клод Лоррен, Рафаэль, Микеланджело, Рембрант, Поль Сезан, Джексон Поллок и многие другие.
На страницах этой удивительной книги собраны портреты-зарисовки из жизни талантливых людей. Ярких, самобытных, многогранных личностей… Художников, скульпторов, фотографов, которые хотели сделать мир прекраснее. С каждым из них вы познакомитесь поближе.
Что любили эти великие люди? Как они проводили вечера в кругу семьи? Как создавали свои произведения? Что им удавалось, а что нет? Что они чувствовали, о чем горевали или мечтали?
В книге целые эпохи преподносятся через истории жизни творческих людей с их радостями и печалями. В ней нет пафоса, энциклопедических статей и скучных фактов. А искусство подается через призму души художника — человека и творца.
Со страниц книги художники, скульпторы, фотографы говорят с читателем. Все рассказы ведутся от первого лица, в репортажном стиле и помогают окунуться в атмосферу жизни каждого из них. Кажется, будто ты находишься в мастерской, рисуешь, лепишь, вырезаешь вместе с гениями. Это удивительное сокровенное чувство сопричастности очаровывает и дарит вдохновение.
Именно поэтому «Звездная ночь Ван Гога» получилась такой душевной. Книга удивляет, впечатляет, пробуждает эмоции. Пронзительные и трогательные истории учат сопереживать и проживать вместе с художниками маленькие отрывки их жизней.
И это здорово, ведь то, что затрагивает чувства ребенка, заинтересовывает и навсегда остается в его памяти.
А еще наша новинка помогает понять, что искусство — настоящая волшебная сила, которая объединяет страны и путешествует сквозь века, это универсальный язык, которым мы пользуемся, если нам не хватает обычных слов.
На одном дыхании
— Эта книга очень содержательная и по праву заслуживает эпитета «большая». И по объему (более 300 страниц), и по формату (больше А4).
— Эта книга о живом искусстве, которое кажется близким и понятным. Из нее вы узнаете, о чем думали, создавая свои шедевры, первобытный охотник, древнекитайский скульптор, древнеримский художник, багдадский каллиграф, японский гравер, викторианский фотограф. Побываете в разных частях света. Увидите гробницу Тутанхамона, первую в мире скульптуру — Человекольва, самые известные полотна и другие произведения искусства.
— В книге собраны фотографии и репродукции известных работ, а также календарь событий за 40 000 лет истории искусства, словарь терминов и развороты о городах, которые в разные эпохи становились центрами искусства (Афины, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Москва).
— Вас ждет теплое художественное повествование и короткие рассказы (на 2-3 страницы), которые читаются на одном дыхании. Легкие, остроумные, добрые, с тонко подмеченными деталями. Даже сами названия рассказов настраивают на лиричную волну.
— Под обложкой тысячи любопытных фактов и историй, которые помогут понять, как создавались те или иные произведения, разобраться в особенностях техники и, что очень важно, — узнать, как видели свои работы сами авторы.
— Книга безупречно оформлена. Плотные глянцевые страницы, самобытные иллюстрации, лаконичный стильный дизайн.
— Это книга для всей семьи, она учит любви и добру всех — и детей, и взрослых.
Истории из первых уст
Пересказать стихи невозможно, так же, как и эту книгу. Чтобы понять, насколько она прекрасна, ее нужно читать. Мы выбрали для вас несколько фрагментов историй.
День рождения. Как Марк Шагал создавал одноименную картину
6 июля — за три недели до свадьбы — у Шагала был день рождения. Его возлюбленной Белле хотелось подарить будущему мужу что-то особенное. Она испекла медовый торт и пирог с красной смородиной, составила букет из роз и полевых цветов и завернула подарки в два платка с ярким красивым узором. Белла надела свое лучшее платье — черное с белым кружевным воротником — и пошла к Шагалу. Он на всю жизнь запомнил, как она возникла на пороге с подарками в руках.
«В комнату вместе с ней влетели синий воздух, любовь и цветы!» — рассказывал он много лет спустя.
Любить — все равно что летать. Если глядеть со стороны, в этой сценке не было ничего особенного. Белла поставила пироги на стол и принялась искать вазу для цветов.
— Тебе нравятся подарки? — спросила она. — Конечно, нравятся. Ведь это твои подарки! Даже если ты принесешь мне селедочный хвост — я буду счастлив…
Шагал уже знал, что обязательно напишет этот момент: яркие цветы, узорчатые платки, но главное — чувство полета. И глаза Беллы, когда она думала, что он стоит где-то сзади, а он вдруг оказался рядом с ней, лицом к лицу, будто перелетел через комнату.
Марк Шагал. «День рождения». — Иллюстрация из книги.
Логика природы. О том, как Поль Сезан рисовал гору Святой Виктории
Сезанну вдруг припомнился один особенный день. Когда же это было? Лет пятнадцать назад, а то и больше. Он поставил мольберт под соснами. В тринадцати километрах от него любимая гора Святой Виктории будто бы наклонилась в его сторону. Ее раскаленные каменные бока отливали серым, коричневым, голубым; яркие краски дрожали и расплывались в летнем мареве. Дул горячий ветер, сильно пахло сосновой хвоей и дикой мятой, что росла между камнями. Слева от Сезанна ветки сосны будто нарочно обрамляли гору Святой Виктории.
Он нарисовал и их: короткие черные мазки, красный блик, белый блик. Сосна и гора знать не знали друг о друге, но встретились на одной картине. У пейзажа есть своя логика, своя структура — как у здания. Сезанн добавил маленький красный блик на крыше чьего-то амбара. Он не смог бы объяснить это словами, но, когда брал кисть, чувствовал: разные части пейзажа складываются воедино. Они неслучайны, они подогнаны, как кусочки мозаики.
Поль Сезанн. «Гора Святой Виктории с большой сосной». — Иллюстрация из книги.
Прямо из банки. Жена Джексона Поллока о том, как он творил
Я прижимаюсь лицом к стене сарая. Деревянные доски пахнут смолой и солнцем. Между ними есть щель, и через нее я заглядываю внутрь. Сначала мне почти ничего не видно: в сарае полумрак, а на улице яркий летний полдень. Я различаю только спину Джексона. Вдоль стен расставлены картины, но та, над которой Джексон работает сейчас, лежит на полу.
Он сказал, что теперь будет рисовать вот так: пришпилит холст к полу, чтобы можно было ходить вокруг, подбираться с любой стороны. Почему бы и нет? Мы все привыкли, что художник сидит или стоит у мольберта, но ведь можно и по-другому.
Джексону нравится, как рисуют индейцы навахо: тонкой струйкой сыплют цветной песок прямо на землю, выводя священные узоры. Мои глаза привыкают к полумраку. Джексон вытряхивает кристаллики сухой краски из коробочки на ладонь и разбрасывает их по всему холсту, словно семена. Затем садится на перевернутый ящик и внимательно разглядывает картину.
Джексон Поллок за работой. — Источник.
Я приподнимаюсь на цыпочки, но все равно не вижу, что это его так увлекло. Потом он вскакивает, хватает со стола открытую банку с краской, переворачивает ее вверх дном, цветная струя льется прямо на холст, и все начинается сначала. Все это время он кружит около холста, словно шаман в ритуальном танце.
Если я постучу в дверь, волшебство кончится. Ни один художник никогда раньше не рисовал вот так. Я сдвигаюсь чуть влево, теперь мне видно кусочек картины на полу. Блестят капли и потеки густой краски — черные, серебристые, белые. О чем эта картина? С таким же успехом можно спросить у танцора: о чем ты танцуешь? Если у тебя от чего-то захватывает дух, уже не так важно, «про что это».
Что говорят о книге?
Евангелина, отзыв с Лабиринт. ру: «Книга великолепная! И стоит каждой копейки, потраченных на нее! Мне очень часто приходилось слышать сетования о том, что трудно найти такую книгу, которая давала бы системное представление о развитии искусства от первобытности до наших дней. Эта книга как раз дает общее представление о ключевых моментах и фигурах в истории искусства. И дает в превосходной форме — точно, емко, образно, живым и интересным языком. Каждый рассказ — это попытка описать событие, эпоху, процесс создания произведения глазами очевидца.
Описываются художники в момент творчества. И благодаря такому приему у читателя появляется понимание произведений. Когда, после прочтения книги, возвращаешься к какой-то картине, описанной в ней, возникает ощущение, что ты был очевидцем ее создания».
Наташа Кайя, художник и искусствовед, автор книги «Играем в искусство»:«Это не массив фактов и поступков, только лёгкое дыхание искусства — импрессии и ощущения. Ни капли занудства в книге, ни намёка на усталость после двух часов чтения взапой.
Факты органично вплетены в повествование. Автор полностью погружает читателя в атмосферу: ты чувствуешь, какая на улице погода и откуда дует ветерок, проникаешься чувствами и мечтами художников, сопереживаешь их трудностям. Даже разговоры подслушать можно! Многие рассказы о конкретных мастерах начинаются с повествования о их детства. И правда, это же так близко каждому ребёнку!»
Эта книга о людях, живших в разные эпохи и в разных частях света, но обладавших удивительным даром изображать то, что их удивляло и волновало. Ее герои рисуют на скалах, на стенах, на дереве, на холсте, на бумаге. Они хотят превратить свои мысли и чувства во что-то живое и настоящее, что можно увидеть, потрогать, передать другим.
Все они говорят с нами, обычными людьми, на языке образов. И благодаря этой книге ваш ребенок научится лучше понимать этот язык — язык искусства, полюбит его всей душой и возможно однажды и сам создаст что-то, что сделает наш мир еще прекраснее.
По материалам книги «Звездная ночь Ван Гога».
Источник
Вы можете быстро нарисовать пейзаж или хотя бы реалистично выглядящий фрукт? Если нет, то это значит, что ваш мозг мешает вам это сделать, — так говорит учитель живописи и пейзажист Дэвид Данлоп.
«Зрение человека не похоже на процесс работы фотоаппарата. Мы смотрим вокруг, предсказывая, что должны увидеть, но не видим реальных предметов».
Первое, что советует Данлоп на своих занятиях начинающим художникам, это перестать распознавать объекты. Вместо этого нужно смотреть на картину как на сочетание линий, теней, форм и контуров. И практически сразу рисунки студентов становятся более реалистичными и объемными.
Учителя рисования замечают, что начинающие художники преувеличивают размеры ключевых черт лица, рта и глаз на своих первых портретах. Опытные — умеют преодолевать это и изображают мир таким, как он выглядит в реальности. Даже мастера, например, Леонардо да Винчи, прибегали к специальному трюку — смотрели на натуру сквозь специальное решетчатое стекло, чтобы воспринимать реальные пропорции, не искаженные несовершенным восприятием человеческого зрения.
«Нам известно, что существует два способа видеть действительность», — утверждает доктор наук, профессор психологии Университета Осло Стайн Вогт.
Без способности «отключать» одну половину мозга, которая отвечает за идентификацию объектов, люди рисуют только образы того, что они видят, а не сами объекты. Например, увидев шляпу, большинство людей рисуют свое представление о шляпе, вместо сочетания линий, цветов, теней, которое непосредственно отражается на сетчатке.
Художники «отключают» распознавание объектов и видят сочетание линий, цветов и форм
При этом, существует особый способ художественного восприятия, отличающийся от обычного — «сканирование» картин глазами. Штайн Вогт и Свен Магнуссен провели и описали эксперимент «Анализ графического восприятия: движения глаз и визуальная память у профессиональных художников и непрофессионалов» (2007 год).
Девятерых студентов-психологов и девятерых студентов-художников попросили рассмотреть 16 картин. В это время с помощью специальной камеры и компьютера записывалось движение их глаз. Оказалось, что зрение художников фокусируется на картине целиком, в том числе на пустых областях — поверхности океана или неба. Глаза «не художников» чаще останавливались на конкретных объектах, особенно на людях. Рассматривая эти объекты, они проводили около 40% времени, тогда как художники — около 20%.
Исследование движения глаз художников и не художниковГлаза профессионала «сканируют» всю картину, а непрофессионала — дольше «застревают» на одном объекте
Затем испытуемых попросили посмотреть на картины снова и попытаться запомнить их, а в конце — подробно описать как можно больше картин (без подготовки). Художники помнили больше деталей всех картин. Хотя неожиданностью стало то, что абстрактные картины, на которых не было конкретных, узнаваемых предметов, лучше запомнили студенты-психологи.
Ученый делает вывод о том, что в то время, пока обычные люди заняты переводом предметов в понятия, художники отмечают сочетания цветов и контуры.
На то, чтобы сформировать художественный взгляд, могут уйти годы. Но по мнению профессора нейропсихологии Уэллсли, доктора Бевила Конвея, тот же эффект дает привычное заболевание зрения. Они вместе с нейробиологом из Гарварда, доктором Маргарет Стратфорд Ливингстон в 2004 году опубликовали исследование (в журнале «New England Journal of Medicine»). Проанализировали 36 автопортретов Рембрандта и выяснили, что художник рисовал себя косоглазым — один глаз на всех портретах был направлен прямо, а другой немного в сторону.
Это состояние наблюдается у 10% всего населения Земли, и его результатом является «стереослепота» — неспособность конструировать полную (трехмерную) картину мира обоими глазами одновременно. Люди со стереослепотой не могут видеть «волшебные» стереокартины, в которых абстрактный фон превращается в трехмерный объект. У них также ограниченное восприятие глубины и они полагаются на другие факторы при движении в пространстве — тени, преграды и др.
Рембрандт. Автопортрет с золотой цепью, 1633. Rembrandt via Wikimedia Commons
«Стереослепота Рембрандта, — говорит Конвей, — могла дать ему преимущество в художественном видении мира». Нередко в процессе рисования учителя просят учеников закрыть один глаз. «Несовершенная оптика глаза формирует слегка искаженный образ», — добавляет ученый. — Рембрандт всю жизнь оттачивал умение передавать трехмерные объекты на двумерной плоскости».
Стереослепота может быть преимущество и для не таких известных художников. Другое исследование Конвея и Ливингстон говорит о том, что у студентов-художников чаще отмечаются недостатки зрения, чем у не художников.
Вогт — художник и ученый — говорит, что стереослепота и «слепота к концептам» помогает художникам видеть реальность такой, какой она является на самом деле — как масса линий, форм, цветов и фигур. И результатом этого являются картины, изображающие людей неожиданно, не так, как мы привыкли их видеть.
Источники:
- https://www.apa.org/monitor/2010/02/artists.aspx
- https://scienceblogs.com/cognitivedaily/2007/03/15/artists-look-different/
Источник