Мероприятия по профилактике близорукости у школьников включают

Данные многочисленных исследований говорят, что более 50 % современных школьников страдают близорукостью. С твердой закономерностью увеличивается количество детей с нарушениями зрения от младших классов к старшим. Увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. 

Профилактика нарушений зрения детей во многом зависит от учителей и родителей, задача которых правильно организовать режим дня младшего школьника (учебного дня в школе: организация уроков и перемен; занятий и отдыха во внешкольное время), чтобы избежать зрительного и умственного переутомления и обеспечить полноценную и достаточную двигательную активность.

Наиболее распространенными формами нарушения зрения в детском возрасте являются – спазм аккомодации и близорукость.

Спазмом аккомодации (ложной близорукостью) является чрезмерное напряжение циллиарной (глазной) мышцы, при котором нарушается способность глаза четко различать предметы, находящиеся на разном удалении от него. «Усталость глаз» чаще всего бывает вызвана спазмом аккомодации. Основная его причина  — зрительное перенапряжение при работе на близком расстоянии (чтении, работе за компьютером, длительном просмотре телевизора). Развитию спазма способствуют плохое освещение рабочего места, частые и длительные просмотры телевизора и компьютерные игры, отсутствие распорядка дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, поздний отход ко сну, нерациональное питание и общее ослабление здоровья. По данным некоторых исследований каждый шестой школьник страдает этим нарушением зрения. При этом ребенок может жаловаться на ухудшение зрения, головные боли и боль в глазах, ощущение рези и жжения, глаза могут краснеть и слезиться.

Близорукость характеризуется тем, что лучи света после прохождения через преломляющие среды глаза (роговица, хрусталик) фокусируются не на сетчатке как должно быть в норме, а перед ней. При этом хорошая острота зрения может быть только вблизи,  а удаленные предметы видны плохо и расплывчато. В развитии близорукости, помимо наследственной предрасположенности, немаловажное значение имеет длительное перенапряжение органа зрения при работе вблизи, чтении, работе за компьютером и т.п., особенно в условиях плохого освещения. При ослабленном аккомодационном аппарате (спазмированной глазной мышце), напряженная зрительная работа становиться для глаза непосильной, и организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить его к работе вблизи без напряжения аккомодации. Это достигается удлинением переднезадней оси глаза в период его роста, в результате чего лучи света перестают фокусироваться на сетчатке.

Первые симптомы близорукости

Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым (спазм аккомодации). Поэтому очень важно вовремя заметить нарушение зрения и не дать ему перерасти в истинную осевую близорукость. Для этого нужно РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯТЬ ЗРЕНИЕ У РЕБЕНКА.

Школьники при появлении близорукости нередко жалуются на дискомфорт, резь в глазах и нечеткое видение предметов. Такие дети плохо различают буквы и цифры на доске, низко наклоняются над столом при письме, стараются сесть поближе к телевизору, на первые ряды в кинотеатре, нарушается также ориентация в сумерках. Из-за постоянного напряжения зрения ребенок быстрее утомляется.

Что нужно делать, чтобы избежать возникновения близорукости

1. Соблюдать требования гигиены зрения. 

  • Зрительная работа должна проходить только при хорошем освещении, с использованием верхнего света и настольной лампы не менее 60-100 Вт. Свет на рабочем месте должен падать сверху и слева.
  • Книжку или тетрадку нужно держать на расстоянии 40 см от глаз. Замерьте это расстояние и покажите ребенку, как он должен сидеть. Контролируйте его пока не убедитесь, что у него выработалась привычка правильно работать на близком расстоянии.
  • Не позволяйте своему ребенку читать лежа! При этом трудно обеспечить правильное освещение, и работа глаз затрудняется. Чтение и игры на игровых приставках и телефонах во время езды в транспорте вредно для глаз, так как вибрация и недостаток света вызывают сильное утомление!
  • За компьютером младший школьник может проводить не более 15 -20 минут в день. Если нужно провести больше времени, необходимо каждые 15 минут делать перерывы.
  • Для детей дошкольников общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 минут в день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор не более 1,5-3 часов в день, но непрерывно не более 1,5 часов. Не следует разрешать смотреть телевизор детям до трех лет, так как только к этому возрасту глаз ребенка из дальнозоркого при рождении, становиться нормально видящим, с остротой зрения равной «единице».
  • Если у вашего старшего ребенка – близорукость, не следует учить младших детей чтению раньше 5 лет, отдавать в школу до 7 лет. Цилиарная (глазная) мышца формируется к 7-8 годам, и среди тех, кто пошел в школу до 7 лет, близорукостью страдают в три раза больше детей, чем среди тех, кто пошел в школу после семи.

2. Укрепляйте организм ребенка, обеспечьте ему полноценную физическую активность и рациональное питание.

  • Закаляйте ребенка, чтобы он меньше болел. Обеспечьте ему регулярное и достаточное по продолжительности пребывание на свежем воздухе. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис, футбол, бадминтон. Все виды спорта, в которых низка вероятность травм головы – полезны для глаз.
  • Обеспечьте своего ребенка полноценным сбалансированным питанием, в котором достаточно белковой пищи (рыба, нежирное мясо, яйца, творог и .т.п.), а также продуктов богатых кальцием (молочные продукты, сыры, орехи, кунжут, бобовые, капуста, сельдерей) и содержащих витамины А,Е,С, селен.

Что делать, если близорукость уже возникла?

  • Небольшая близорукость (до 2-3 диоптрий) – это не трагедия. Основная задача лечения близорукости – остановить или замедлить прогрессирующее ухудшение зрения и предотвратить осложнения близорукости (разрывы и отслойка сетчатки, дистрофия сетчатки).
Читайте также:  Близорукость лазерная коррекция зрения

Профилактика прогрессирования близорукости должна быть комплексной и включает следующие мероприятия:

1. Общее укрепление организма, адекватный режим двигательной активности. Физические упражнения способствуют как общему укреплению организма, так и укреплению глазной мышцы. Особенно полезны для тренировки глазной мышцы спортивные занятия, которые обеспечивают переключение зрения с близкого расстояния на далекое и обратно (теннис, волейбол, баскетбол, плавание)

2. Функциональные тренировки и аппаратное лечение, видеотренажеры, комьпьютерные программы «Relax», «Русский щит» особенно подходят для детей.

3. Медикаментозное устранения спазма аккомодации. В дополнение к перечисленным методам офтальмологи широко применяют специальные глазные капли, воздействующие на группу волокон глазной мышцы, отвечающую за зрение вдаль (при близорукости она ослаблена). Обычно такие капли назначают курсами осенью и весной в периоды максимальной зрительной нагрузки.

4. Гимнастика для глаз

Когда назначают очки?

Мнение, что ношение очков и контактных линз способствует усилению близорукости, как показали исследования в Европе и США, является ошибочным.

Отсутствие очковой коррекции при первых проявлениях близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органа зрения и способствует её прогрессированию, а иногда и развитию амблиопии ( синдрома «ленивого глаза»).

Источник

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

Наш адрес: ТОГБУ «НМБ»

Телефоны:

СБРиНТ: 75 – 51 – 04;

Абонемент: 75 – 15 – 82;

Факс: (4752) 75 – 16 — 14;

http: //medlib-tambov. ru; e-mail: *****@***ru

ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Мероприятия по профилактике близорукости у школьников включают

ТАМБОВ 2015

Близору́кость (миопи́я) — это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Природа как бы предугадала возможность развития близорукости и запрограммировала так, что при рождении большинство детей имеют дальнозоркость (гиперметропию) – 91%, около 4 % имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5% детей рождаются с миопией. Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью. Так по международным данным в дошкольном возрасте близорукость не превышает 2-3 %, в возрасте 11-13 лет миопия наблюдается у 14 % детей, в 20 летнем возрасте и старше в 25% случаев.

Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте. Группу риска составляют следующие дети: недоношенные (особенно склонны к развитию миопии, в этой группе детей частота возникновения миопии от 30% до 50%); дети, ослабленные по общему состоянию (частые ОРЗ, грипп, пневмонии), т. е. со сниженным иммунитетом; дети близоруких родителей, причем, если миопия у обоих родителей, то вероятность близорукости у ребенка очень большая.

В развитие близорукости большое значение имеет и окружающая среда, условия жизни, учебы и работы. Одной из основных причин этой тенденции является информационный взрыв последних лет, когда львиную долю информации мы получаем из зрительных источников: ТВ, видео, книги, журналы, газеты. А на лидирующие позиции в этом списке все более уверенно выходит компьютер. Школьники, в свою очередь, обречены на ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, в том числе неправильная посадка за столом и неумеренное пользование компьютером и постоянный стресс от общения с учителями, репетиторами, сверстниками, как правило, в замкнутом пространстве, с минимальным пребыванием на свежем воздухе, природе (гиподинамия).

Все это приводит к тому, что первым признаком близорукости является появление жалоб у детей на чувство выпирания, давления в глазу, головные боли к концу дня, ухудшение зрения вдаль. Внимательные родители могут заметить, что их ребенок вечером потирает надбровную дугу или закрывает один глаз при чтении. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Прогрессирование близорукости (более 1 диоптрии в год) может привести к необратимым изменениям, как в центральных отделах сетчатки, так и на периферии глазного дна и является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения, из-за осложнений миопической болезни (крайней степени развития близорукости).

Выделяют три степени близорукости:

 слабая: менее -3 диоптрий, средняя: от -3 до -6 диоптрий, высокая: более -6 диоптрий.

Профилактика близорукости (миопии) у детей и взрослых

Профилактика близорукости возможна, если следовать нескольким простым правилам. Несмотря на свою простоту, они эффективны и подходят как взрослым, так и детям.

Правильное расстояние до книги при чтении

Одно из условий для предупреждения миопии – читая, необходимо избегать напряжения глаз.

Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии.

Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии

Если приходится много читать, писать, работать за компьютером или выполнять иную работу на близком расстоянии, необходимо делать десятиминутный перерыв каждые 40 минут.

Освещение

Для профилактики и предупреждения чрезмерного напряжения глаз необходимо достаточное освещение при выполнении близкой работы. Идеальное освещение – это солнечный свет.

Насколько это возможно, рабочее место должно находиться в таком месте, которое обеспечивает наибольшее количество дневного света. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением.

Просмотр телевизора

Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см., необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра.

Читайте также:  Гомеопатическое средство при близорукости

Освещение в комнате должно быть включено. Просмотр телевизора в темной комнате вызывает напряжение глаз. Не стоит смотреть на экран не отрываясь, желательно каждые 5-10 минут переводить взгляд на другие предметы.

Осанка

При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

Зарядка для глаз

Для профилактики близорукости при длительных зрительных нагрузках каждые 30 минут рекомендуется выполнять гимнастику для глаз, помогающие снять напряжение.

Вам помогут простые упражнения:

§  Закрыть глаза и помассировать веки пальцами.

§  Сидя на стуле, вытянуть руки вперед и посмотреть на пальцы. На вдохе поднять руки вверх, не поднимая головы следить глазами за пальцами, на выдохе руки опустить. Повторить несколько раз.

§  Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Для профилактики необходимо соблюдать основные правила. Ими являются общее укрепление здоровья, регулярные физические нагрузки, создание оптимальных условий для работы на близком расстоянии, недопустимость чрезмерного напряжения глаз, регулярные прогулки или занятия на свежем воздухе.

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

Инструкция

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям используя 4-балльную шкалу: 
О — признак не выражен (отсутствует);
1 — признак слабо выражен или проявляется изредка; 
2 — признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 — признак явно выражен или проявляется постоянно.

Признаки

Балл

1. Много читает.

…..

2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

…..

3. Больше часа (получаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.

…..

4. Больше двух часов (1 часа для младших школьников) в день проводит у телевизора.

…..

5. Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.

…..

6. У родителей плохое зрение (носят очки).

…..

7. Неправильно питается (недостаток витамина «А»).

…..

8. Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.

…..

9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.

…..

10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

…..

Интерпретация результатов

§  благополучный показатель — до 10 баллов

§  при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.

Лечение.

Лечение близорукости у детей комплексное, направленное на все аспекты, приводящие к ее прогрессированию. В основном лечение детской близорукости консервативное, включающее в себя различные методы функционального воздействия. Это и занятия на определенных аппаратах, и различные методы физического лечения, и медикаментозные методы. Как правило, при лечении детской близорукости назначают очки. При миопии слабой и средней степени — только для дали, при миопии высокой степени — для постоянного ношения. Однако сами очки лечебными свойствами не обладают, а являются лишь средством коррекции в процессе лечения близорукости у детей.

К сожалению, избавиться от близорукости, до достижения 18 лет нельзя, но основные усилия должны быть направлены на коррекцию миопии (очки, контактные линзы) и на профилактику прогрессирования.

При появлении вопросов по поводу нарушения зрения вашего ребенка обращайтесь в лечебные учреждения по месту жительства.

Рекомендательный список литературы

1.   Вариации индекса Кердо как показателя баланса вегетативной нервной системы у детей и подростков с прогрессирующей миопией
// Глаз. — 2013. — № 2. — С. 22-25. — Библиогр.: 27 назв.

2.   Взаимосвязь биомеханических особенностей корнеосклеральной капсулы и стереометрических параметров диска зрительного нерва при врожденной и приобретенной миопии
// Вестник офтальмологии. — 2013. — № 4. — С. 29-34. — Библиогр.: 23 назв.

3.  Галимзянова, Г. Г.
 О факторах, влияющих на формирование миопии у школьников
// Справочник педиатра. — 2011. — № 10. — С. 48-54. — Библиогр.: 7 назв.

4.  Галимзянова, Г. Г.
 Факторы, способствующие формированию миопии у школьников
// Российский педиатрический журнал. — 2012. — № 2. — С. 47-51. — Библиогр.: 5 назв.

5.  Губарев, Е. И.
 Профилактика и лечение близорукости у школьников методов восстановления аккомодационной функции глаз
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 41-46. — Библиогр.: 14 назв.

6.  Гурылева, М. Э.
 Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование
// Вопросы современной педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 5-9. — Библиогр.: 8 назв.

7.  Гурылева, М. Э.
 Профилактика миопии у детей школьного возраста
// Справочник фельдшера и акушерки. — 2012. — № 5. — С. 80-83.

8.  Должич, Г. И.
 О взаимосвязи клинического течения близорукости с особенностями физического развития детей и подростков
// Вестник офтальмологии. — 2008. — № 5. — С. 50-52. — Библиогр.: 6 назв.

9.   ДЭНС-терапия в комплексном лечении миопии у детей и подростков
// Рефлексотерапия. — 2007. — № 1. — С. 44-46. — Библиогр.: 10 назв.

10.  Еременко, И. Г.
 Применение Ретиналамина в лечении прогрессирующей близорукости у детей
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 4. — С. 13-15. — Библиогр.: 9 назв.

11.  Еременко, К. Ю.
 Влияние некоторых внешних и внутренних факторов на течение приобретенной миопии у детей
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 1. — С. 27-30. — Библиогр.: 7 назв.

Читайте также:  Когда дают инвалидность по близорукости

12.  Избранные лекции по детской офтальмологии.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 184 с.

13.  Кошиц, И. Н.
 Дискуссионные вопросы приобретенной миопии
// Глаз. — 2013. — № 1. — С. 16-27. — Библиогр.: 73 назв.

14.  Кошиц, И. Н.
 О выборе физиологически обоснованной рациональной коррекции для стабилизации приобретенной миопии у детей
// Глаз. — 2011. — № 5. — С. 10-17. — Библиогр.: 22 назв.

15.  Лялин, А. Н.
 Офтальмомиотренажер-релаксатор «Визотроник» в лечении приобретенной близорукости
// Глаз. — 2010. — № 1. — С. 37-38. — Библиогр.: 10 назв.

16.  Методические рекомендации по сохранению здоровья глаз у школьников / [и др.].- Тюмень: Печатник, 2012.- 40 с.

17.  Минаева, М. В. Защита зрения у детей.- М.: Миклош, 2006.- 128 с.

18.  Мунгазова, Э. Н.
 Роль медико-социальных факторов в развитии миопии
// Казанский медицинский журнал. — 2012. — № 6. — С. 958-961. — Библиогр.: 6 назв.

19.  Назаров, Ю. И.
 Коррекции остроты зрения у детей и подростков методом прикладной кинезиологии
// Мануальный терапевт. Врач лечебной физкультуры. — 2011. — № 11. — С. 17-18.

20.  Нефедовская, Л. В.
 Миопия у детей как медико-социальная проблема
// Российский педиатрический журнал. — 2008. — № 2. — С. 50-53. — Библиогр.: 64 назв.

21.  Онуфрийчук, О. Н.
 Закономерности рефрактогенеза и критерии прогнозирования школьной миопии
// Вестник офтальмологии. — 2007. — № 1. — С. 22-24. — Библиогр.: 7 назв.

22.   Офтальмоэргономические и функциональные показатели в оценке эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей и подростков
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 3. — С. 63-66. — Библиогр.: 21 назв.

23.   Оценка эффективности ортокератологической коррекции миопии у детей
// Глаз. — 2012. — № 1. — С. 24-27. — Библиогр.: 18 назв.

24.   Психологические особенности детей с близорукостью: обоснована ли психотерапевтическая помощь?
// Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 101-103. — Библиогр.: 12 назв.

25.   Роль антигенов HLA класса I в развитии миопии у детей
// Рефракционная хирургия и офтальмология. — 2010. — № 3. — С. 39-41. — Библиогр.: 4 назв.

26.  Смирнова, И. Ю.
 Оценка эффективности применения контактной коррекции у миопов школьного возраста с целью нормализации мышечного и аккомодационного баланса
// Глаз. — 2012. — № 5. — С. 5-12. — Библиогр.: 19 назв.

27.  Смирнова, И. Ю.
 Рост школьной близорукости в России: дети страдают из-за невежества родителей
// Глаз. — 2011. — № 4. — С. 20-26. — Библиогр.: 10 назв.

28.   Собираетесь в школу? Тренируйте глаза
// Здоровье школьника. — 2008. — № 8. — С. 56-57.

29.  Старикова, Д. И.
 Результаты измерения ВГД у детей с прогрессирующей миопией
// Поликлиника. — 2014. — № 1(2). — С. 54-55.

30.  Старикова, Д. И.
 Результаты измерения внутриглазного давления у детей с прогрессирующей миопией
// Справочник врача общей практики. — 2014. — № 5. — С. 59-61 . — Библиогр.: 3 назв.

31.  Судовская, Т. В. .
 Влияние антиоксидантного комплекса Стрикс Отличник на зрительные функции и гемодинамику глаза у детей и подростков с миопией
// Российский офтальмологический журнал. — 2011. — № 3. — С. 64-67. — Библиогр.: 9 назв.

32.  Тарутта, Е. П.
 Аберрации оптической системы глаза у детей с миопией, пользующихся ортокератологическими линзами ночного ношения
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 44-48. — Библиогр.: 27 назв.

33.  Тарутта, Е. П.
 Состояние привычного тонуса и тонуса покоя аккомодации у детей и подростков на фоне аппаратного лечения близорукости
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 59-62. — Библиогр.: 6 назв.

34.  Тарханова, Ю. С. Коррекция зрения у детей.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 156 с.

35.  Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М. : БИНОМ: Нев. диалект, 2002.- 248 с.

36.  Тейлор, Д. Детская офтальмология / К. Хойт.- М.: БИНОМ, 2007.- 248 с.

37.   Ультразвуковая оценка кровотока в сосудах глаза у детей с близорукостью, сочетающейся с недифференцированной дисплазией соединительной ткани
// Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2014. — № 1. — С. 47-53. — Библиогр.: 21 назв.

38.  Чобанов, Р. Э.
 Пассивное курение как фактор риска формирования миопии у школьников
// Российский офтальмологический журнал. — 2012. — № 2. — С. 68-70. — Библиогр.: 20 назв.

39.   Электроэнцефалография у школьников 10-12 лет с близорукостью
// Вестник офтальмологии. — 2011. — № 5. — С. 41-44. — Библиогр.: 14 назв.

40.  Яковлев, А. А. Предупреждение близорукости: советы родителям.- М.: Медгиз, 1963.- 15 с.

41.  Ястребцева, Т. А.
 Динамика концентрации гемоглобина и количества эритроцитов у школьников с приобретенной близорукостью
// Российский офтальмологический журнал. — 2013. — № 1. — С. 61-63. — Библиогр.: 8 назв.

42.  Ястребцова, Т. А.
 Роль церебральной гемодинамики в механизме развития приобретенной близорукости у школьников
// Вестник офтальмологии. — 2008. — № 4. — С. 10-13. — Библиогр.: 20 назв.

И. о. зав. сектором ПК СБРиНТ

Источник