Меньше света попадающего на сетчатку
Нам с детства говорят, что нельзя читать при тусклом свете или лежа. На самом деле не всё так однозначно. «Цех» изучил мнения ученых и медиков о том, какие условия действительно неблагоприятно сказываются на нашем зрении.
Читать в темноте вредно
Исследований о вреде чтения в условиях недостаточной освещенности (а уровень освещенности еще надо как-то измерить) почти нет. Большинство научных экспериментов фокусируются на вопросе расстояния книги или экрана от лица. Общее правило таково: чем ближе они находятся, тем хуже для зрения. Лучше всего соблюдать дистанцию в 25 см.
Наши глаза способны подстраиваться под разные уровни света. Когда вы пытаетесь рассмотреть что-то в полутьме, зрачки расширяются, чтобы большее количество света попало на сетчатку. Глаза быстро адаптируются, но из-за мышечного напряжения некоторые люди могут испытывать головную боль. Несмотря на такой возможный неприятный эффект, нет никаких свидетельств, что это каким-либо образом влияет на глазную мышцу: она эластична, и при увеличении светового потока зрачок возвращается к обычному состоянию.
Какие факторы в большей степени ответственны за возникновение близорукости — вопрос сложный. На данный момент известно, что значительную роль играет наследственность. Дети, у которых хотя бы один родитель страдает близорукостью, в полтора раза чаще сталкиваются с этой проблемой.
Окружающая среда также влияет на наше зрение. Согласно последним исследованиям, для профилактики близорукости полезно ежедневно находиться на свежем воздухе. Медики рекомендуют детям проводить на улице два часа в день или не менее 10 часов в неделю. Впрочем, пока ученые не могут точно сказать, какие факторы среды положительно влияют на состояние зрения. Возможно, это зависит от разнородности окружающего ландшафта, что помогает тренировать глазную мышцу. Может быть, важны характеристики светового спектра солнечного света. Не исключено, что есть и более простое объяснение: дети в это время меньше контактируют с гаджетами. Или же все вышеперечисленные факторы имеют значение. Словом, это предмет для дальнейших, более пристальных исследований.
Регулярные прогулки вряд ли избавят взрослых людей от близорукости, но держать книгу или гаджет на близком расстоянии от лица всё же не стоит, чтобы не ухудшить зрение.
Синий свет портит зрение
Последнее время многие издания о технологиях и образе жизни пестрили заметками о вреде голубого света для наших глаз. Давайте разберемся, в чем причина этого страха.
Важно понимать, что с голубым светом мы встречаемся повсюду. Его основной источник — солнце, поэтому наибольшую дозу синего света мы получаем на улице. При этом сейчас появилось большое количество искусственных осветительных приборов с голубым излучением — флуоресцентные и LED лампы, жидкокристаллические мониторы компьютеров, ноутбуков, смартфонов и телевизоров. Количество высокоэнергетического видимого света, которое эти приборы излучают, незначительно по сравнению с дозами, исходящими от солнца. Вопрос в том, сколько времени вы проводите перед экраном и насколько близко находитесь от него.
Человеческий глаз довольно хорошо справляется с блокировкой вредного ультрафиолетового излучения (которое частично входит в диапазон синего света): менее одного процента УФ-лучей достигают сетчатки, если вы не носите солнцезащитные очки. Если от УФ-излучения мы защищены, то от высокоэнергетического света, который может оказывать неблагоприятное воздействие на глаза,— в гораздо меньшей степени. А LED-лампы производят его в заметном количестве.
Как показали лабораторные исследования, попадание чрезмерного количества голубого света на сетчатку может привести к повреждению светочувствительных клеток. Что вызывает изменения, напоминающие симптомы макулярной дегенерации.
Синее излучение может оказать и положительное воздействие: волны определенной длины повышают настроение, улучшают внимание, память и когнитивные функции. Это одна из причин, по которой нам нравится находиться на солнце.
Зато если мы проводим слишком много времени у монитора перед сном, это может привести к нарушению циркадных ритмов, то есть естественного цикла сна/бодрствования. Поэтому так важно за пару часов до того, как вы отправитесь в кровать, выключить компьютер и отложить подальше телефон — и, да, не стоит читать на ночь.
О других правилах здорового сна мы недавно писали.
Чтение с экрана опасно для глаз
Помимо написанного выше о голубом излучении и расстоянии до монитора, необходимо разобрать еще несколько вопросов о чтении с экрана.
Несмотря на то, что прямой угрозы для зрения при чтении с экрана нет, у тех, кто много времени проводит перед компьютером, возникает синдром усталых глаз (астенопия), мышцы напрягаются сверх нормы. Вот несколько рекомендаций для избежания астенопии:
- постарайтесь направить источники света так, чтобы на экране не было бликов и отсветов;
- отрегулируйте яркость самого монитора;
- делайте перерыв в работе за компьютером каждый час;
- моргайте чаще, чтобы предотвратить синдром сухого глаза.
Ученые продолжают спорить, что же лучше — бумажные книги или компьютер. Исследований на эту тему проводилось так много, что Вирджиния Клинтон, изучающая связь образования и психологии, сделала метаисследование. Она собрала данные предыдущих 33 исследований, проведенных в период с 2008 по 2018. Все респонденты были англоговорящими и получили обычное образование. Клинтон обнаружила, что читателям бумажных книг было проще усваивать информацию из статей научно-популярного характера, в то время как на восприятие художественной литературы носитель не влиял. Кроме того, те, кто выбирали бумагу, могли лучше оценить, насколько хорошо усвоили информацию из книги. Средняя скорость чтения с экрана и физической книги фактически была равна. Клинтон сделала вывод, что цифровые читатели склонны к более легкому чтению.
Нельзя читать лежа
Не только расстояние от лица до книги имеет значение, но и угол чтения. Оптимальным считается угол в 60 градусов. Те, кто носит очки, могут располагать книгу чуть ниже. При чтении лежа на спине вы вынуждены направлять взгляд достаточно высоко, что увеличивает давление на глазную мышцу. Это может послужить причиной астенопии, симптомами которой бывают головокружение, размытость изображения, дискомфортные ощущения в глазу, покраснение глаз и т. п. К счастью, эти симптомы проходят, как только вы перестаете чрезмерно нагружать свои глаза и снова читаете, сидя в комфортном положении.
Ольга Дерюгина
«Цех» — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.
Источник
Физиология.
До недавнего времени единственно верной признавалась теория аккомодации Гельмгольца, выдвинутая еще в 19 веке. Суть этой теории в следующем: мы не можем просто напрячь ресничную мышцу, как могли бы просто поднять руку. Для включения механизма аккомодации нужно перевести взгляд на близлежащий предмет. От него в глаз идет расходящийся пучок лучей, для преломления которого оптической силы глаза уже мало, фокус изображения получается за сетчаткой, а на сетчатке появляется расфокусировка. Вот эта расфокусировка изображения воспринятая мозгом, является импульсом к включению механизма аккомодации. Нервный импульс бежит по нерву к ресничной мышце, мышца сокращается, натяжение Цинновых связок уменьшается, они перестают растягивать капсулу хрусталика.
А хрусталик — это эластичный шарик, который только натяжением капсулы удерживается в сплющенном состоянии. Как только натяжение капсулы уменьшается, хрусталик становится более выпуклым, преломляющая способность его увеличивается, рефракция глаза усиливается, и фокус изображения близлежащего предмета возвращается на сетчатку. Если теперь перевести взгляд опять вдаль, фокус изображения возвращается на сетчатку, информации о расфокусировке нет, нервного импульса нет, ресничная мышца расслабляется, натяжение Цинновых связок усиливается, они растягивают капсулу хрусталика, и хрусталик становится опять плоским.
Зрачок представляет собой отверстие переменного размера в радужке. Он выполняет роль диафрагмы глаза, регулируя количество света, падающего на сетчатку. При ярком свете кольцевые мышцы радужки сокращаются, а радиальные расслабляются, при этом зрачок сужается, и количество света, попадающего на сетчатку уменьшается, это предохраняет её от повреждения. При слабом свете наоборот сокращаются радиальные мышцы, и зрачок расширяется, пропуская в глаз больше света.
см. подробнее: Аккомодация.
Рецепторный аппарат
Рецепторный аппарат глаза представлен зрительной частью сетчатки, содержащей фоторецепторные клетки, а также тела и аксоны нейронов, образующих зрительный нерв.
Сетчатка также имеет слоистое строение. Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней камеры, хрусталик и стекловидное тело и, пройдя через всю толщу сетчатки, попадает на отростки светочувствительных клеток — палочек и колбочек. В них протекают фотохимические процессы, обеспечивающие цветовое зрение.
В заднем её полюсе находится небольшое углубление — центральная ямка — наиболее чувствительный участок сетчатки, в котором содержатся только колбочки. Место на сетчатке, где нет ни палочек, ни колбочек называется слепым пятном; оттуда из глаза выходит зрительный нерв.
Цветовое зрение
В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за дневное(цветное) зрение.
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трем «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что вызывает эффект метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.
Дальтонизм
Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом — по имени английского учёного Д. Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.
Источник
MashaV220 7 лет назад Потому что зрачок это, образно говоря, дырка в глазу, через который внутрь него попадает свет.Если света попадает мало, то это отверстие расширяется, чтобы на чувствительные «рецепторы» сетчатки попало больше. А когда много — наоборот, сужается, чтобы не обожгло. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Носорог 5 лет назад Зрачок увеличивается, когда мало света по той же причине, что и уменьшается в размере, когда света намного больше и ярче. Это нормальная реакция зрачка. Таким образом как бы регулируется попадание света в глаза. Чтобы лучше видеть в темноте к примеру, надо, чтобы как можно больше света попало в глаза, вот зрачок и увеличивается. Когда светит солнце, то зрачки очень маленькие, они ограничивают попадание света, иначе можно росто ослепнуть, если долго смотреть на яркий свет. Да и глаза можно просто в конце концов обжечь. Зрачок человека вообще может меняться в размере в несколько раз. У многих животных зрачки также уменьшаются при ярком свете. Агафья 5 лет назад Зрачок регулирует количество световвх лучей, которые попадают насетчатку глаза. На ярком свету зрачок суживается да и сами веки невольно прищуриваются. А когда темно, зрачок автоматичаски расширяется. Зрачок работает как автоматическая диафрагма у фотоаппарата. CooLWarK 5 лет назад В темноте или при довольно слабом освещении зрачки у человека расширяются, это происходит рефлекторно. Благодаря этому увеличивается площадь восприятия зрения, то есть это восполняет недостаточную освещенность. Кстати, зрачки могут увеличиваться не только из-за недостаточной видимости, а и по другим причинам. Например:
elena-kh 7 лет назад Когда темно, глаз человека должен приспосабливаться к этой темноте, ему приходится видеть в темноте. Поэтому и необходимо, чтобы в глаз проникало больше света. А больше света может проникать только с расширенным зрачком. Поэтому, когда мало света, зрачок увеличивается, а когда много света, он уменьшается. Юлия Александровна89 5 лет назад Так устроена форма глаза что при попадания света в глаза, зрачки расшыряются. Так же зрачки могут и сужаться при слишком ярком свете. Еще если долго смотреть на свет, то можно посадить зрение. А еще хуже вообще сжечь. Поэтому с глазами надо быть поакуратнее и беречь при любой необходимости. Охот ник 5 лет назад Дело в том, что сетчатка глаза очень чувствительна к свету, поэтому реагирует на любое изменение, которое на нее воздействует. Чтобы лучше видеть зрачек увеличивается для того, чтобы было больше рецепторов, которые отвечают за улавливание света. Стрымбрым 5 лет назад Человеческий глаз так устроен, что при недостаточной освещённости, зрачок увеличивается для того, чтобы увеличить соответственно количество рецепторов, воспринимающих свет. Эта особенность свойственна и большинству животных. Tanyetta 5 лет назад Когда мало света зрачек увеличивается, потому что зрачок регулирует количество световых лучей, которые попадают на сетчатку глаза. А на ярком свете зрачок сужается, поэтому мы носим солнцезащитные очки, чтобы не щуриться. kacevalova 5 лет назад сетчатка нашего глаза очень чувствительна к свету и поэтому расширяется для того что бы выбрать область более большего объёма света, так же как и кошки когда за чем то следят расширяют зрачки, видно лучше alexm12 7 лет назад Для того что бы на сетчатку попадало больше света. Темно ж, ничего не видно… Знаете ответ? |
Источник
Благодаря бурному росту популярности светодиодов разной цветовой температуры (от 2700К до 9000 К) у нас появилась возможность сделать домашнее или рабочее освещение более функциональным. Считается, что в офисе лучше использовать более холодный свет, а дома — более теплый. Но мало кто знает, откуда взялась такая информация и почему подобные советы не всегда работают.
Любопытные результаты о наиболее комфортной для глаза цветовой температуре получил голландский физик Ари Андрис Крюитоф. Он провел следующее исследование: демонстрировал людям различные источники света разной цветовой температуры и яркости и просил оценить насколько комфортным для глаз является свет.
В результате был получен график, где по горизонтальной оси указана цветовая температура источника света (K), по вертикали — освещенность (Lx), а на перечечении этих параметов указаны зоны комфортного и некомфортного освещения.
Кривая Круитхофа
Оказалось, что восприятие цветовой температуры источника света изменяется взависимости от уровня освещенности. А комфортной для глаз является только средняя область на графике (белая).
Например, свет лампочки с цветовой температурой 2700К, обеспечивающей освещенность в 200 Лк, скорее всего будет приятен. Но, если вы выберете лампу в 2 мощнее, то ее свет, скорее всего, будет раздражать и казаться слишком желтым.
Результаты исследования говорят о том, что не учитывая яркость (световой поток) источника света нельзя однозначно утверждать, например, следующее: «теплые светодиодные лампы или ленты подходят для дома, а холодные для офиса».
Почему человеческий глаз по-разному реагирует на разные условия освещенности?
Опыты опытами, но в науке принято объяснять эмпирически полученные результаты теорией.
Уровни освещения на открытом пространстве и внутри помещений различаются в десятки и более раз. Реагируя на эти изменения, радужная оболочка глаза быстро расширяется и сокращается. Благодаря этому она контролирует количество света, достигающего сетчатки глаза, которая содержит светочувствительные фоторецепторы — колбочки и палочки, ответственные за зрение. Свет, попадающий на сетчатку, пропорционален квадрату диаметра зрачка.
Если зрачок расширяется вдвое, то количество света, попадающего в глаз, увеличивается в четыре раза. При тусклом освещении радужная оболочка может раскрыться до 8мм и сузиться до 2мм при ярком свете. Такое четырехкратное изменение диаметра соответствует шестнадцатикратному изменению яркости на самой сетчатке глаза, а ведь уровень света в музее и на открытом воздухе в солнечный день в Рочестере отличается в 680 раз. Такую разницу в освещенности в 42.5 раза не может откорректировать глазная радужная оболочка, что приводит к активному динамическому взаимодействию между парами колбочек и палочек сетчатки.
Более шести миллионов колбочек и 119 млн. палочек неравномерно распределены на сетчатке. Колбочки конической формы в основном сосредоточены в ее центре, в области, называемой Ямкой, и имеют максимальную чувствительность, как показано на рисунке, в 555нм (зеленый спектр). До недавнего времени именно им приписывали ответственность за цветное зрение. Палочки, чей максимум чувствительности приходится на 508нм (синий спектр), традиционно связывали только с ночным зрением.
Что это все значит для человека, смотрящего на картины на открытом воздухе, в обычном помещении или в музее? Яркий уличный свет становится причиной сужения зрачка, однако, изменений в его диаметре недостаточно, чтобы компенсировать высокий уровень освещенности. При его увеличении чувствительность колбочек является доминирующей, а вклад палочек в общую реакцию ощущается в меньшей степени. При этом цвет большого количества света, достигающего глаза, кажется белым.
Попадая в помещение, зрачок увеличивается в размере, пропорционально пропуская больше света. И опять радужная оболочка не может поддержать требуемый уровень освещения сетчатки. В условиях такой пониженной освещенности палочки с чувствительностью к голубому спектру становятся более активными, и свет силой 6000К, который выглядел на открытом воздухе белым, приобретает синий цвет, а силой в 4700К — начинает казаться белым. Посещая музей, мы снижаем уровень освещенности в десятки раз, и теперь и свет силой 4700К приобретает холодный голубоватый оттенок, а белым становится уровень в 3500К.
Важное значение имеет и то, что радужная оболочка зрачков, сокращаясь, и пропускает меньше света в глаза, но при этом размер изображения на сетчатке не изменяется. Таким образом, для определенной области восприятия всегда одинаковое количество палочек и колбочек подвергается воздействию света, который оказывает большее влиянии на колбочки при высоком уровне освещения и на палочки — при низком.
Взаимодействие между радужной оболочкой, палочками и колбочками дает правдоподобное объяснение нашим наблюдениям, когда люди называют прямой солнечный свет в 6000К белым и видят в нем синие оттенки при недостаточной освещенности.
Цветовая адаптация
В то время как кривая комфортности Круитхофа характеризует физиологические условия, влияющие на восприятие цвета, цветовая адаптация определяет психологические особенности, также играющие важную роль. Цветовая адаптация — восстановление равновесия чувствительности глаза к цвету как к спектральной композиции появляющихся изменений. Мозг постоянно обрабатывает потоки информации, поступающей в него через глаза. Иногда мозг как бы «массирует» полученные данные. Без этой способности большинство источников света, при которых мы работаем и играем, могли бы доставить нам неприятности. Возьмем, например, лампы дневного света: глазу комната кажется освещенной в прохладном белом свете, однако, фотографии сделанные в этом же помещении, показывают зеленый оттенок.
Сочетание факторов цветовой адаптации с высокими перепадами освещенности вызывает порой весьма интересные эффекты. Например, ночью фары автомобиля кажутся яркими и белыми, но они же при дневном освещении выглядят тусклыми и желтыми. В противоположность этому примеру — маленький луч солнечного света, просочившийся в помещение, освещенное лампой накаливания. В то время как комната кажется белой, луч будет иметь синий оттенок. Если же этот же луч рассматривать на улице при дневном свете, он будет абсолютно белым, а вот лампа накаливания — желтой.
Вернемся к первоначальному вопросу о том, что же действительно синее, а что белое? Очевидно, что однозначного ответа тут нет, поскольку все зависит от уровня освещенности источника света и окружающей среды. При высоком уровне освещения, например, на улице дневной свет цветовой температуры в диапазоне 4500-6000К кажется мозгу белым, на промежуточных уровнях в закрытых помещениях 6000К кажутся синими, а 3000-4700К — белыми.
Дизайнеры, освещающие области или объекты дневным светом, должны обязательно учитывать совокупность аспектов — насколько ярко уже освещено пространство, какую адаптацию прошли глаза зрителей и, конечно, что же именно они собираются подсветить.
Назад
Источник