Механизмы формирования близорукости ее профилактика
Близорукостью, или миопией, страдает каждый третий человек на Земле. Близоруким людям тяжело дается видеть номера маршрутов общественного транспорта, прочитать дорожные знаки, а также различать другие предметы на расстоянии. Но близорукие могут хорошо видеть во время занятий, связанных со зрением на близком расстоянии, таких как письмо и чтение.
Близорукость в подавляющем числе случаев связана с небольшим удлинением глазного яблока в переднезадней оси. Это приводит к тому, что параллельные лучи света, попадающие в глаз, собираются в одну точку (фокусируются) перед сетчаткой, а не прямо на ее поверхности.
Рис. 12 Схема рефракции в дальнозорком (1), нормальном (2) и близоруком (3) глазу
Близорукость бывает врожденной (с возрастом она прогрессирует и может носить злокачественный характер) и приобретенной. Она может увеличиваться с возрастом и не сопровождаться значительными изменениями глаз.
При определенных условиях динамика как врожденной, так и приобретенной близорукости приобретает патологический характер. Она появляется у подавляющего большинства детей в ранние школьные годы.
В механизме развития близорукости, возникающей в период детства, выделяют три основных звена:
— работа на близком расстоянии (ослабленная аккомодация);
— отягощенная наследственность;
— ослабление склеры — нарушение трофики (внутриглазного давления).
Прогрессирование близорукости постепенно ведет к необратимым морфологическим изменениям глаз и выраженному снижению остроты зрения, которое нередко мало или совсем не улучшается под влиянием оптической коррекции. Основная причина — значительное удлинение оси глаза.
Большое растяжение глаз при близорукости приводит к тому, что глазная щель оказывается расширенной и создается вид некоторого пучеглазия.
Наиболее серьезные изменения дегенеративного и атрофического характера при высокой близорукости происходят в области сетчатки. У больных отмечается искажение формы и размеров видимых предметов, ослабление зрения, приводящее к сильному снижению, а иногда к почти полной потере центрального зрения.
Лечение близорукости. Миопию можно исправить очками, контактными линзами или рефракционной хирургией. В зависимости от степени близорукости Вы можете испытывать потребность в очках постоянно, или только когда Вам необходимо зрение вдаль, например при просмотре телепрограмм и кинофильмов, когда Вы смотрите на доску. При близорукости сила очковых стекол и контактных линз обозначается отрицательным числом. Чем оно более отрицательно, тем линзы более сильные.
Близорукость в своем типичном проявлении — это состояние, которое относительно мало сказывается на возможностях человека, легко коррегируется очками, контактными линзами или рефракционной хирургией. Но встречаются случаи, когда миопия выражена настолько, что ее называют осложненной.
Профилактика. Правильное распределение в течение дня занятий и отдыха в соответствующих норме санитарно-гигиенических условиях, отведение достаточного времени для прогулок и спорта, нормального сна создают оптимальные условия для работы органа зрения, благотворно влияют на организм и являются мерами профилактики близорукости.
Важно, начиная с раннего дошкольного возраста, выработать у детей правильный «рефлекс чтения» (буквы, картинки не ближе 30 см от глаз). В противном случае развивается рефлекс «склоненной головы», что способствует развитию близорукости и сколиоза.
Необходимо ежегодно проверять остроту зрения, следует следить за правильной посадкой во время чтения, письма.
Большое внимание следует уделять детям со спазмами аккомодации, при которых возникает ложная близорукость. Лечение спазмов аккомодации возможно при помощи специальных упражнений в сочетании с закапыванием лекарственных препаратов.
Важное значение имеют общеукрепляющий режим, лечение хронических заболеваний, профилактика ожирения. В общем случае также необходимо учитывать:
— правильное чередование труда и отдыха;
— исключение чрезмерных физических усилий;
— правильное пользование очками;
— хорошее освещение;
— удаление рассматриваемого предмета на большее расстояние.
Если коррекция с помощью очков или контактных линз, консервативные методы лечения, не обеспечивают приостановки прогрессирования процесса, то показано хирургическое лечение.
Источник
Причины возникновения
Лечение
Профилактика
Близорукость – это часто встречающаяся патология рефракции, при которой, параллельные лучи света, попадающие в глаз, собираются в одну точку (фокусируются) перед сетчаткой. У людей со 100% зрением изображение фокусируется строго на сетчатке.
У близоруких людей либо увеличена длина глаза – осевая близорукость, либо роговица имеет большую преломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние – рефракционная близорукость. Как правило, встречается сочетание этих факторов.
В зависимости от степени снижения остроты зрения различают:
- Близорукость слабой степени до 3-х диоптрий
- Близорукость средней степени до 6 диоптрий
- Близорукость высокой степени свыше 6 диоптрий.
Причины возникновения близорукости. Их можно условно разделить на наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (возникшие во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие под воздействием внешних факторов).
Наследственность играет ключевую роль в развитии близорукости, но наследуется не само заболевание, а предрасположенность к его появлению.
Причиной врождённой близорукости может быть врождённая патология роговицы и хрусталика, недоношенность, наследственная патология склеры, врождённая глаукома. Близорукость может возникнуть вследствие заболеваний почек, лёгких, ЛОР – органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушении обмена веществ и витаминов, различных инфекционных заболеваниях и т.д.
В последние десятилетия близорукость чаще стала развиваться у дошкольников, у которых в процессе воспитания была большая зрительная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни, несбалансированным питанием и ослаблением организма вследствие частых болезней (кариес зубов, тонзиллиты, ОРЗ и др.).
Признаки близорукости: понижение остроты зрения вдаль, улучшающееся при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Осложнения близорукости. Прогрессирующая близорукость опасна возникновением дистрофических очагов в оболочках глаза, приводящих к необратимой потере зрения.
Тактика лечения близорукости.
Главной задачей лечения близорукости является остановка или замедление прогрессирования болезни, улучшение остроты зрения, предупреждение возникновения осложнений. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов на сохранение достаточно высокой остроты зрения. Допустимо увеличение близорукости не более чем 0,5 диоптрии в год.
В лечении близорукости все методики применяются в комплексе, что даёт наилучший результат. Так физиотерапевтическое лечение сочетается с медикаментозным и с оптическими тренировками, а при высокой степени или прогрессировании близорукости и с хирургическим.
Первый шаг – это правильная коррекция близорукости. При выявлении врождённой близорукости очки должны быть назначены как можно раньше, т.к. при миопической болезни очки несколько снижают прогрессирование, за счёт уменьшения напряжения глаз. Очки в этом случае носить нужно постоянно. Это особенно важно, когда у ребёнка появляется расходящееся косоглазие, что бы предотвратить развитие амблиопии.
При миопии слабой степени очки назначают для дали, постоянно их можно не носить.
Помимо очков старшим детям можно пользоваться контактными линзами, особенно это актуально при большой разнице рефракции (больше 2,0 диоптрий) между глазами, так называемой анизометропии.
Медикаментозное лечение. Назначается оно врачом в зависимости от степени близорукости: это и витаминно-минеральные комплексы, препараты, содержащие лютеин, препараты кальция и т.д.
Физиотерапевтическое лечение, включая такие методы, как электростимуляция, магнитотерапия, лазерстимуляция, цветостимуляция, различные виды тренировок аккомодации и др.
Профилактика близорукости.
Родителям, которые столкнулись с признаками близорукости у своего ребёнка, необходимо сразу же обратиться к офтальмологу, с целью выяснить насколько ухудшилось его зрение. Ребёнок должен находиться под постоянным контролем врача. Это не говорит о том, что на ребёнка сразу же наденут очки. Чтобы избежать дальнейшего развития близорукости и помочь ребёнку восстановить зрение необходимо, прежде всего, проявить к нему большое внимание, взять ответственность за эту проблему на себя, не перебрасывая её только на врачей. Родители должны помнить, что зрение ребёнка во многом зависит от их действий (или же бездействия) в данной ситуации. Вот несложные правила, которые помогают сохранить зрение.
Глазам нужно устраивать выходные. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии: смотрим телевизор, читаем и т.д. мышечный аппарат глаз напрягается, меняется кривизна хрусталика и форма глазного яблока. Напротив, когда мы смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается, мышечный аппарат глаз расслабляется. Вот почему очень полезно пребывание в поле, на лугу, у реки, где обеспечен большой кругозор – это прекрасный отдых для глаз.
Не меньше чем за 35 Увеличивающаяся с годами зрительная работа создаёт привычку рассматривать всё вблизи. При чтении и письме, учебники и тетради должны находиться на расстоянии не ближе 35-40 см. от глаз. Если это условие не соблюдается, а ещё и присоединяется плохое освещение и неправильная посадка, то неизбежно развивается близорукость.
Больше света! Для нормальной работы глазу необходимо хорошее освещение. Освещённость непосредственно у окна в 6-8 раз выше, чем в других местах комнаты. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева. Если работа происходит, в основном, в тёмное время суток, то искусственное освещение должно быть достаточным по силе, не давать резких теней и не бликовать. Свет от лампы не должен падать на глаза, а освещать только рабочую поверхность.
Читать лёжа вредно. Для сохранения хорошего зрения рекомендуется читать за столом.
Чаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение он должен делать перерывы в занятиях через каждые 40 мин. Если у ребёнка уже есть близорукость, то через каждые 30 мин. близкой работы необходим 10-15 минутный перерыв, во время которого ребёнок должен побегать, попрыгать, посмотреть в окно, сделать гимнастику для глаз.
Сколько времени проводить за компьютером? За компьютером школьник может проводить не больше 20 мин. в день. Если работу за это время не выполнить, разбейте её на части, и через каждые 20 мин. делайте перерыв.
Закаляйте ребёнка, чтобы он меньше болел. Пусть занимается спортом: бегает, плавает, играет в теннис, бадминтон, футбол. Подходят все виды спорта, где нет травм головы, которые могут усугубить уже существующую близорукость. Если близорукость выше 4,0 диоптрий – то занятия спортом нужно согласовать с офтальмологом.
Кабинеты лечения зрения в Екатеринбурге
Источник
По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах — от 16,2 до 32,2 процента.
Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость — это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.
Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).
Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.
На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.
Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.
Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость — массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран — а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики — неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.
Отличное зрение — важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных — с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.
Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.
Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.
Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.
Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям — под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.
Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.
В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.
Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.
Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.
Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.
Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.
Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.
Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч, учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.
Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.
Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.
Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.
Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности — самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.
Упражнения для тренировки наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 — 30 с.
Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).
Упражнения «метка на стекле»
Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 — 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня — 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.
Физкультура для близоруких школьников.
Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.
Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.
Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий
1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.
2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.
3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.
4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.
5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.
6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.
7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.
8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.
9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.
10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10—15 мин.
11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.
12. Дыхательные упражнения.
В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.
Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)
1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.
2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.
3 И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.
4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.
5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.
6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.
7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 — 10 раз.
8. И. п. — упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.
9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.
10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.
11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.
12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.
Источник: сайт «Спорт и семья»
Источник