Лечение глаз в пен
Вместе с тем, действие их довольно незначительное (мягкая пенализация), поэтому для достижения эффекта требуется значительное количество времени.
Для уменьшения временного периода, можно использовать методику жесткой пенализации при помощи специального перифовеального пенализатора (ПЕН). Это устройство представляет собой трубку, диаметр которой составляет 35-40 мм, а длина – 100 мм. С одной стороны выходное отверстие прикрыто диафрагмой, которая имеет дефекты размером 15, 5 или 10 мм. Противоположный конец трубки остается свободным. Внутренняя поверхность выполнена из материала, который не отражает свет и является темным.
Как сделать ПЕН?
ПЕН довольно просто выполнить самостоятельно из картона. Для этого необходимо взять прямоугольник со сторонами 10 см и 12-24 см. С одной стороны на него наклеивают прямоугольный кусок черной и неблестящей ткани, например, фланель. Далее прямоугольник сворачивают в трубку так, чтобы ткань оказалась на внутренней поверхности. Важно заклеить продольный стык, длина которого составляет 10 см, так, чтобы не оставалось щелей или отверстий.
После этого изготавливают из картона три диска, диаметр которых должен соответствовать полученному цилиндру. В центральной части одного из них делают круглое отверстие диаметром 15 мм (№1), другого – 10 мм (№2) и третьего – 5 мм (№3).
Диском №1 прикрывают любой конец трубки и закрепляют таким образом, чтобы в случае необходимости можно было ее поменять на другую диафрагму. Важно, чтобы в области контакта диафрагмы с цилиндром не было дополнительных отверстий.
Для уменьшения временного периода, можно использовать методику жесткой пенализации при помощи специального перифовеального пенализатора (ПЕН).
Как тренироваться?
Тренировать зрение необходимо сначала при просмотре телевизора. Для этого взрослый человек должен поднести устройство открытым концом к своему глазу и определить расстояние, с которого через отверстие в диафрагме видно примерно две трети экрана.
После этого пациенту следует закрыть один глаз, который не нужно тренировать. Сам ребенок берет ПЕН в руку и приставляет к другому глазу, нуждающемуся в тренировке. Устройство прикладывают поверх очков. Смотреть через отверстие в диафрагме следует стоя. Это может быть фильм или телепередача.
Обычно ребенок, чтобы изображение стало более четким, приближается к экрану. Однако при этом значительно сузится поле зрения и видимая часть экрана уменьшится. Для того чтобы увеличить обзор, ребенок будет отходить дальше от экрана. В результате тренировка будет заключаться в колебательных движениях (приближение и отдаление от экрана телевизора).
Продолжительность упражнения не должна превышать 20-40 минут, при этом можно выполнять его несколько раз в день. Общая продолжительность тренировки в день должна составлять не менее 90 минут. Проще всего сделать так, чтобы ребенок не смотрел телевизор без ПЕНа вообще.
При улучшении качества зрения расстояние от экрана будет увеличиваться. В тот момент, когда малыш приблизится к точке, с которой видно примерно две трети экрана, следует заменить диафрагму номер 1 на вторую. После этого необходимо повторить весь цикл тренировок и, когда ребенок будет смотреть на экран с заранее определенного расстояния, еще раз заменить диафрагму на более мелкую (№3). С этой диафрагмой лечение продолжают до тех пор, пока не будет виден весь экран.
Родителям стоит знать! Некоторые дети начинают хитрить и подходят близко к телевизору. Для того чтобы увидеть картинку, они либо убирают устройство от глаза, либо быстро перемещают его по разным частям экрана. Конечно же, в этом случае никакой тренировки не происходит. Если взрослые заметили подобную хитрость, то следует применить ряд воспитательных приемов. Для начала малышу запрещают смотреть интересные каналы, заменяя их скучными передачами на один день. При повторном нарушении продлевают наказание еще на пару дней. В большинстве случае такая тактика благотворно влияет на ребенка, и он начинает тренироваться в необходимом режиме.
Словарь терминов:
Аккомодация — способность сфокусироваться на разноудаленных предметах, чтобы получить четкое изображение.
Амблиопия – снижение остроты зрения, связанное с функциональным нарушением аккомодации и контрастной чувствительности.
Зрительная фиксация – способность удерживать область предмета на определенном участке сетчатой оболочки. В случае центральной (правильной) фиксации она располагается в области фовеолы, при отклонении от нормы – на другом периферическом участке.
Острота зрения – способность человека воспринимать две раздельные точки с максимального расстояния или при выраженном сближении их.
Пенализация – исключение глаза из процесса зрения.
Сетчатка – оболочка глаза, расположенная позади стекловидного тела, которая имеет в составе большое количество рецепторов, воспринимающих изображение и свет.
Фовеола – область, расположенная в центре сетчатки (ямка желтого пятна). В ней имеется максимальное количество рецепторов, что обеспечивает самую высокую остроту зрения.
Интересное
Плеоптика — лечение амблиопии
Плеоптика является разделом офтальмологии, который занимается восстановлением функции оптического аппарата при его недоразвитии (амблиопии), являющейся…
Источник
Пенализация в лечении амблиопии у ребенка
Пенализация является альтернативным окклюзии методом лечения амблиопии. Для создания размытости изображения лучше видящего глаза вблизи и/или вдали применяются фармакологические и оптические средства. Впервые пенализацию предложил Worth в 1903 году.
Однако эти методики в качестве первичного лечения амблиопии не получили широкого распространения. Пенализация в основном применяется как терапия второй линии, при несоблюдении режима окклюзии, и как поддерживающее и корректирующее лечение после окончания окклюзионной терапии.
Фармакологическая пенализация проводится путем инстилляций в парный глаз длительно действующих циклоплегических препаратов. Чаще всего применяется атропин, иногда используются циклоплегические препараты короткого действия. Циклоплегия препятствует аккомодации, вызывая размытость изображения парного глаза при взгляде вблизи.
При взгляде вблизи пациент использует амблиопичный глаз. Некоторые клиницисты усиливают терапевтическое действие, уменьшая силу или отменяя плюсовую сферическую коррекцию для парного глаза в очках, вследствие чего изображение эффективно размывается на любых расстояниях. Фармакологическая пенализация рекомендуется при амблиопии средней степени, но также эффективна при амблиопии от 6/30 до 6/60.
При фармакологической терапии выполнение назначений оказывается более простым для опекунов: у 78% пациентов отмечалось прекрасное соблюдение назначений. При помощи этого метода, как представляется, успешный результат достигается медленнее, чем при проведении окклюзии, но, вероятно, оба метода одинаково эффективны.
Оптическая пенализация заключается в установке перед парным глазом положительной затуманивающей линзы, что создает размытость изображения этого глаза при взгляде вблизи и заставляет пациента фиксировать близко расположенные объекты амблиопичным глазом. Оптическая пенализация обычно рекомендуется лишь для лечения амблиопии легкой степени (20/60 или выше). Степень плюсовой гиперкоррекции парного глаза выбирается произвольно, обычно это + 2,5 или + 3,0 D.
Если ребенок носит бифокальные очки, очень удобно просто «распространить» рефракцию нижнего сегмента на всю линзу, таким образом, создается гиперкоррекция плюсовой монофокальной линзой. Альтернативный способ заключается в следующем: фиксировать взгляд пациента на отдаленном вектографичском объекте и усиливать плюсовую сферу перед парным глазом до тех пор, пока отдаленный объект не будет фиксирован амблиопичным глазом. При оптической пенализации важным является соблюдение назначений, поскольку ребенок должен носить очки и не подглядывать из-под оправы. Поэтому этот метод лучше приберегать для детей постарше и пациентов с амблиопией невысокой степени. Клиницист должен быть готов продолжать лечение в течение двух лет и более.
Пенализация оказалась эффективным методом, поскольку вызываемая размытость картинки селективно устраняет высокочастотный компонент изображения парного глаза, и таким образом устраняется подавляющее действие на высокочастотные пространственные стимулы, воспринимаемые ответственными за обработку изображения с амблиопичного глаза отделами коры. Этот механизм воздействия оказывается критически важным, так как амблиопия представляет собой недостаточность нейрональных ответов на высокочастотные пространственные стимулы. При пенализации высокочастотная пространственная стимуляция нейронов коры, ответственных за обработку изображения с амблиопичного глаза, становятся доминирующей.
Сравнение окклюзии и пенализации в лечении амблиопии. В некоторых исследованиях сравнивается пенализация и окклюзия. Первое исследование лечения амблиопии (Amblyopia Treatment Study) представляло собой рандомизированное контролируемое исследование, в ходе которого на материале 419 пациентов сравнивались окклюзия и фармакологическая пенализация. И ежедневное заклеивание (на шесть или более часов), и ежедневное применение атропина были эффективными первичными методиками лечения амблиопии в возрасте от трех до менее семи лет и при остроте зрения от 20/40 до 20/100.
Каждый метод привел к примерно одинаковому улучшению приблизительно в три строки logMAR в течение шести месяцев. Наблюдение до достижения десятилетнего возраста выявило, что улучшение зрения амблиопичного глаза сохраняется, хотя часто наблюдается остаточная амблиопия. Исходы были одинаковы, независимо от первичного лечения.
Сравнение режимов окклюзии на два и на шесть часов в рандомизированном контролируемом исследовании.
Протоколом не предусматривалось усиление терапевтического режима.
Разницы в скорости развития и степени улучшения в течение четырех месяцев проведения терапии не выявлено.
— Также рекомендуем «Затуманивание в лечении амблиопии у ребенка»
Оглавление темы «Лечение амблиопии у детей.»:
- Методы диагностики амблиопии у детей
- Современные методы лечения амблиопии у ребенка
- Коррекция аметропии очками при лечении амблиопии у ребенка
- Заклеивание глаза при лечении амблиопии у ребенка (окклюзионная терапия)
- Пенализация в лечении амблиопии у ребенка
- Затуманивание в лечении амблиопии у ребенка
- Активная и системная терапия амблиопии у ребенка
- Когда прекращают лечение амблиопии у ребенка? Профилактика рецидива
- Обратная амблиопия (амблиопия после заклеивания глаза, окклюзионная амблиопия)
- Лечение амблиопии у подростков и взрослых
Источник
Описание
Автор: В.И. Поспелов, Г.Е. Поспелова
Амблиопия с центральной зрительной фиксацией (ЦЗФ) – наиболее частая причина понижения зрения у детей, прежде всего, дошкольного возраста.
Среди них ее частота варьирует, по данным разных авторов, от 3,5 до 17,6%. Наиболее частые ее причины – рефракционные нарушения: астигматизм, анизометропия, гиперметропия средней и высокой степени, врожденная близорукость.
Диагностика этой амблиопии не представляет особых трудностей.
Минимальный уровень остроты зрения с коррекцией у детей равен 0,1?возраст (лет)+0,1 (в 3 года – 0,4, в 4 года – 0,5 и т.д.).
Понижение ее ниже этого уровня при отсутствии каких-либо структурных повреждений глаза следует расценивать как наличие амблиопии.
Определить состояние зрительной фиксации (центральная, нецентральная) можно с помощью ручного электроофтальмоскопа или щелевой лампы путем ретиноскопии.
Следовательно, ее диагностика доступна любому офтальмологу.
Для лечения амблиопии с ЦЗФ мы используем лечебный комплекс, который включает следующее.
1. Оптимальная очковая (контактная) коррекция аметропии. Подбор очков и КЛ у детей проводят по общепринятым правилам.
2. Окклюзия. Пациентам без косоглазия ее назначают на 25-50% периода бодрствования, при косоглазии – на весь день.
При одинаковом понижении остроты зрения на оба глаза по четным дням закрывают правый глаз, по нечетным – левый. Когда в конце одного и в начале другого месяца рядом оказываются два нечетных дня, то оба дня перекрывают левый глаз.
Если зрение понижено на оба глаза в разной степени, или только на один глаз, то хуже видящий глаз перекрывают в течение одного дня, лучше видящий глаз – в течение 2, 3, 4, 6, 9 или 13 дней, после чего цикл повторяют до конца лечения. Чем больше разница в остроте зрения между глазами, тем большее число дней закрывают лучший глаз.
Общее правило плеоптики:
чем ниже острота зрения, чем больше разница в зрении правого и левого глаза и чем быстрее нужно развить функции амблиопичного глаза, тем на больший промежуток времени следует ежедневно закрывать парный глаз.
3. Перифовеальная депривация. Она может быть осуществлена с помощью засвета по Кюпперсу (слепящий засвет сетчатки с экранированием фовеолы).
Однако длительное и многократное применение слепящих засветов содержит угрозу развития дистрофии сетчатки глаза. В связи с этим мы используем экранирующую депривацию – перифовеальную пенализацию.
Ее осуществляют одним из трех способов:
а) С помощью игрушки «калейдоскоп».
Недостатки способа: «мягкость» депривации из-за попадания на периферию сетчатки глаза света, отраженного от заключенных в игрушке зеркал, что приводит к снижению эффекта депривации; эта игрушка почему-то сейчас крайне редко бывает в продаже.
б) С помощью дырчатых очков (Laser-vision).
Тренировки в них должны проводиться не менее 1,5 часов ежедневно, не тренируемый глаз должен быть закрыт окклюзией.
Недостатки этого способа: высокая рыночная стоимость очков и «мягкость» депривации из-за попадания света на периферию сетчатки глаза через многочисленные отверстия на периферии поля зрения.
в) С помощью специального устройства – перифовеального пенализатора (ПЕН).
Он представляет собой изготовленную из непрозрачного материала трубку длиной 100 и диаметром 35-40 мм, один конец которой перекрыт диафрагмой с круглым отверстием диаметром 15, 10 или 5 мм.
Внутренняя поверхность ПЕНа должна быть темной, не отражающей света.
ПЕН легко изготовить так.
Из картона вырезают прямоугольник размером 10?12-14 см. На одну его поверхность наклеивают такого же размера кусок неблестящей, черной ткани (сукно, фланель).
Картон сворачивают в трубку (тканью во внутрь) так, чтобы меньшая его сторона (10 см) стала длиной цилиндра.
Продольный стык, заклеивают без щелей и отверстий. Из картона же вырезают три диска, равные диаметру полученной трубки.
В центре одного из них делают круглое отверстие диаметром 15 мм (диафрагма N 1), в другом – 10 мм (диафрагма N 2), в третьем – 5 мм (диафрагма N 3).
Диафрагмой № 1 перекрывают любое отверстие трубки и укрепляют ее так, чтобы при необходимости ее легко можно было бы заменить другой диафрагмой.
В стыке между краями диафрагмы и трубки не должно быть отверстий.
ПЕН готов.
Перед тренировкой зрения кто-либо из родителей приставляет ПЕН открытым отверстием к своему глазу и, закрыв второй глаз, определяет и запоминает расстояние, с которого через отверстие в диафрагме ПЕНа видно примерно 2/3 экрана телевизора.
Далее больному закрывают не тренируемый глаз, дают ему в руку ПЕН, который он приставляет открытым отверстием к тренируемому глазу поверх очков, и через расположенное на противоположном от глаза конце ПЕНа отверстие в диафрагме ему предлагают стоя (!) смотреть телепередачу (видеофильм).
Чтобы четче видеть изображение на экране, ребенок будет подходить к телевизору. Однако диафрагма при этом будет уменьшать видимую им часть экрана.
Чтобы видеть большую его часть ребенок будет вынужден отходить от телевизора. Так в процессе тренировки он и должен то приближаться к телевизору, то отходить от него.
Упражнения зрения нужно делать несколько раз в день, в общей сложности не менее 1,5 часов ежедневно.
Самое лучшее условие лечения: “Без ПЕНа телевизор не смотреть!”
По мере повышения остроты зрения ребенок будет смотреть телепередачи с все более далекого расстояния.
Через какое-то время он начнет их смотреть с места, с которого видно 2/3 экрана телевизора, или еще дальше.
В таком случае нужно диафрагму № 1 заменить диафрагмой № 2, определить и запомнить расстояние, с которого через нее видно 2/3 экрана телевизора, провести с ней весь цикл тренировок, после чего таким же путем перейти на упражнения с диафрагмой № 3.
С ней лечение проводят до тех пор, пока ребенок не станет смотреть телепередачи с расстояния, с которого через ПЕН виден весь экран телевизора.
Проведенные нами исследования показали, что у детей, достигших этого результата, острота зрения бывшего амблиопичного глаза варьирует от 1,2 до 1,6.
Некоторые дети при просмотре телепередачи, стоят на одном месте близко к телевизору. При этом они “незаметно для родителей” убирают ПЕН от глаза, либо быстро поворачивают его в направлении разных частей экрана. Естественно, при этом никакой тренировки зрения не происходит.
В такой ситуации родителям следует дисциплинировать ребенка – при обнаружении этой “хитрости” в первый раз ему запрещают смотреть интересные для него передачи на один день, заменяя их «не интересными» для него программами.
При повторных нарушениях запрет продлевают на два (три и т.д.) дня.
4. Тренировки силы (объема) абсолютной аккомодации амблиопичного глаза.
Она является необходимым компонентом лечения амблиопии, так как снижение силы аккомодации является таким же постоянным признаком амблиопии, как и понижение остроты зрения. Для ее повышения предложены многочисленные способы и устройства.
Однако того же результата можно добиться и довольно «примитивными» упражнениями. Своим пациентам для лечения в домашних условиях мы рекомендуем три вида упражнений.
Упражнение 1 для повышения силы аккомодации проводят у окна, через которое виден горизонт.
Закрывают один глаз, берут в руку мелкий текст (например, карманный календарь) и медленно приближают его к открытому глазу до тех пор, пока текст не станет плохо различимым.
Затем еще медленнее отодвигают его от глаза, стараясь снова увидеть его четким.
Как только четкость текста будет восстановлена, цикл повторяют то приближая текст до ухудшения четкости, то удаляя его от глаза до ее восстановления.
Через 2-2,5 минуты делают минутный отдых, во время которого пациент старается рассмотреть через окно расположенные вдали предметы.
Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
Упражнение 2 для повышения устойчивости аккомодации проводят так же, только текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения и стараются четко его видеть в течение 2-2,5 мин на неизменном расстоянии от глаза.
Затем делают минутную паузу, во время которой стараются рассмотреть через окно далекие предметы, и далее цикл повторяют.
Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
Упражнение 3 для повышения мобильности аккомодации проводят стоя к окну лицом.
Во время упражнения текст устанавливают в ближайшую точку ясного зрения так, чтобы он не мешал видеть через окно горизонт (нужно слегка опустить текст).
Далее то в течение 5-10 секунд рассматривают текст, то в течение такого же периода времени смотрят на горизонт, стараясь четко увидеть далекие предметы.
Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день по 5-7 минут для каждого глаза.
При тренировках можно менять упражнения: в одном сеансе делать упражнение 1, в следующем – упражнение 2, в третьем – упражнение 3, или в ином порядке.
Дети с
гиперметропией
и
гиперметропическим астигматизмо
м сначала проводят упражнения в очках. При этом, по мере усиления аккомодации, у них происходит повышение некорригированной остроты зрения.
Через какое-то время у многих детей она становится равной остроте зрения в очках. С этого момента упражнения можно проводить без очков. Дети с врожденной близорукостью проводят тренировки только в очках.
Применяемый нами комплекс лечения амблиопии с ЦЗФ не требует использования специальных тренажеров, паттерн-стимуляторов и дорогих компьютерных программ для сенсорной тренировки.
Последняя происходит при перифовеальной пенализации и при тренировках аккомодации глаза.
Этот лечебный комплекс используется при лечении в домашних условиях. Он высоко эффективен, так как в конечном итоге амблиопия с ЦЗФ с его помощью рано или поздно излечивается у всех пациентов.
Наше утверждение основано на результатах лечения этим комплексом более тысячи детей, страдавших этим дефектом зрения.
Лечебный комплекс может использовать в своей практике и рекомендовать своим пациентам любой врач-офтальмолог, что особо важно для врачей, работающих в детских поликлиниках и ЦРБ (ТМО).
Скачать
Источник