Лечение глаз в древности
Офтальмология
Амбулаторное лечение
Лимфотропная терапия
Диагностические исследования
Все существа, начиная с амебы и земляного червя и заканчивая дельфином и слоном, появляются на свет приспособленными к той жизни, которую им предстоит вести. Поэтому одни из них обладают такой окраской, которая дает им возможность надежно прятаться от врага среди листьев и цветов. У других лапы устроены так, чтобы быстро взбираться даже по гладким стволам деревьев. Третьи для собственной безопасности меняют летнюю «шубку» на зимнюю и т. д.
Человек — не исключение. Люди изначально были защищены природой от бед и напастей прекрасным, особенно на расстоянии, зрением. Поскольку наши древние предки были охотниками и воинами, их выживание зависело именно от способности хорошо видеть. Тот, кто обладал дефектом зрения, оказывался беззащитным перед врагом и беспомощным перед голодом: попробуй выследить и поймать быстроногую лань, если плохо различаешь предметы.
Люди научились лечить глаза еще в глубокой древности. Так, в гробницах египетских фараонов были найдены флаконы с остатками глазных снадобий, возраст которых приближается к 4400 годам. В тексте надгробного памятника, который датируется 2500 годом до н. э., уже содержится упоминание о некотором «окулисте». Первым же глазным врачом, имя которого сохранила история, был Пепи Анк Ири, живший в эпоху VI династии (около 1600 года до н. э.).
Анатомические и клинические познания древних египтян в области офтальмологии известны из медицинских папирусов, в которых описаны 28 различных глазных заболеваний и способы их лечения. В Вавилонском своде законов царя Хаммурапи (XVIII век до н. э.) упоминается уже и глазная операция. Специалисты полагают, что речь здесь идет, говоря современным языком, о коррекции (восстановлении проходимости) слезного канала.
Высокого развития достигла офтальмология в Древней Индии. В санскритских текстах, которые могут быть отнесены к 400-250 годам до н. э., перечислены 76 болезней органов зрения, среди которых встречаются ячмень, трахома, зарагдение зрачка, катаракта.
Медики Древнего Китая различали трахому, слезотечение, бельмо, катаракту и аномалии рефракции (всего более 100 заболеваний и нарушений). Катаракта по-китайски называлась «белое внутреннее препятствие», для лечения которого врачи предлагали такие способы, как иглоукалывание и прижигание, что, собственно, не утратило своего значения и до сих пор.
В древнегреческой медицине заболевания глаз впервые были описаны Гиппократом. Для лечения он почти не употреблял средства локального действия, а ограничивался лишь общим лечением в виде кровопусканий, приема слабительных препаратов, теплых ванн (в том числе и минеральных), вина и очищающих лекарств. Однако ближайшие ученики Гиппократа стали весьма широко применять и местное лечение: глазные капли, примочки и мази, в состав которых входили соли различных металлов, шафран, виноградное вино, сок, мед и т. д.
Время шло. Немало хорошего случилось с «человеком разумным» за годы непрерывного развития. Однако и всевозможных бед цивилизация принесла человечеству немало. Одна из них заключается в том, что мы окончательно и бесповоротно испортили себе зрение.
Орган зрения человека никогда не предназначался природой для тех целей, в которых он используется в наше время, то есть для работы на близком расстоянии, чего требуют от нас условия современной жизни. Природа не предполагала, что человек придумает крохотные значки, назовет их буквами, знаками препинания и станет с их помощью обмениваться информацией. Ради этого человеку пришлось сделаться достаточно близоруким, чтобы иметь возможность разбираться в своем же письме. С этого и начались наши неприятности.
В результате многочисленных исследований было установлено, что у 9 из каждых 10 человек, перешагнувших 20-летний рубеж, нарушено зрение. По мере взросления это соотношение растет: почти невозможно найти сорокалетнего человека, лишенного недостатков зрения. И это связано не с огромной нагрузкой на наши глаза, а прежде всего — с психикой. Ведь усилие что-либо увидеть, разглядеть является психическим усилием, а напряжение психики во всех случаях сопровождается частичной потерей психического контроля.
Получается, что чем мы цивилизованнее, тем меньше у нас шансов рассмотреть то, что происходит вокруг.
Есть ли выход из этой ситуации? Конечно, есть. На него указывал еще Сократ: «Когда приходит к врачам человек, страдающий болезнью глаз, они ему объясняют, что глаза находятся в голове, нужно лечить голову. Голова прикреплена к позвоночнику, нужно лечить позвоночник, а позвоночник находится в теле, необходимо лечить все тело. Телом же управляет дух, надо его лечить».
Можете себе представить: данная «методика» действует и по сей день. Для того чтобы иметь хорошее зрение, нужно правильно питаться, заниматься физкультурой, бывать на воздухе, крепко спать, избегать стрессов, то есть вести здоровый образ жизни. Но ведь точно такие же советы можно дать тому, кто хочет сохранить здоровым свое сердце, позвоночник или, допустим, поджелудочную железу. А как лее иначе! Все в нашем организме взаимосвязано: то, что хорошо для одного органа, полезно и другому.
Глаза очень тесно связаны со всеми органами человека. Малейшие изменения во внутренних органах отражаются на радужной оболочке глаза. Но существует и обратная связь. Общее здоровье организма становится хуже от зрительных дефектов. Совершенствуя зрение посредством соблюдения гигиены, мы тем самым вызываем и положительные изменения в целом организме.
Зрительный образ формируется в мозговом центре, куда поступают нервные импульсы из сетчатки глаза. Поэтому восприятие окружающего мира, а следовательно, и качество нашей жизни зависит не только от питания, состояния глазных мышц, но и от работы центральной нервной системы. Образ жизни, поддерживающий здоровье всего организма, будет укреплять нервную систему, а значит — и наше зрение.
Вообще же глаза являются очень чувствительным и сложным органом. По данным современной медицины, 90% информации из окружающей среды человек получает посредством зрения. Только 50% энергии, получаемой организмом за счет биохимических процессов, расходуется на физиологические функции (пищеварение, дыхание, выделение, движение, мышление и т. д.). Остальная часть потребляется глазами, то есть предназначена для зрения. Вот почему отдыхать лучше молча, с закрытыми глазами.
Хотя забота о глазах должна начинаться, прежде всего, с восстановления общего здоровья, тем не менее, можно использовать специальные приемы для тренировки глаз с целью сохранения и даже совершенствования зрения. Об этом, а также о тех проблемах, которые могут возникнуть, если мы не будем поддерживать зрение в норме, речь и пойдет далее.
O. Cтeпaнoвa
Источник
Меню
Улучшая зрение, помогаем людям жить полной жизнью в Перми и Пермском крае
Онлайн запись
От Древней Греции до XIX века: как лечили глаза и боролись с плохим зрением
22 ноября 2019 13:22
Сейчас существование врачей-офтальмологов никого не удивляет. Только в Оптике «Точка Зрения» работает почти 50 профессиональных и квалифицированных специалистов, которые помогут вам решить проблемы с глазами, назначат лечение и посоветуют оптимальные способы коррекции зрения.
Однако так было, конечно же, не всегда. Погружаемся в историю офтальмологии и делимся интересными и местами шокирующими фактами о ней.
- Гиппократ, вошедший в историю как отец медицины, предлагал множество необычных способов лечения глаз, которые сегодня вряд ли кто посчитает нормальными. Например, ванная для ног или рассечение кожи головы. Попробуйте не удивиться и удержать челюсть на месте.
- Хирургические операции, например, удаление катаракты, делали уже в далекой древности — специальной иглой пытались переместить хрусталик в глазу. Правда, чаще всего подобные попытки приводили к тяжелым осложнениям, вплоть до слепоты. Кстати, уже в те далекие времена знали о существовании близорукости и дальнозоркости. Но тут в отличии от хирургии полагались не столько на врачей, сколько на жрецов, которые своими обрядами и песнопениями должны были отпугнуть духов болезни.
- Отцом оптики считается арабский математик Ибн аль-Хайсам. Именно он в XI веке представил первые и достаточно точные описания того, как отражается и преломляется свет.
- В Европе первым таким ученым, изучавшим оптику, стал английский монах Роджер Бэкон. В XIII веке он стал автором революционной по тем временам теории, что зрение можно и нужно корректировать с помощью линз. Более того, он даже советовал пожилым людям пользоваться для чтения увеличительным стеклом.
- До создания очков он не дошел, а сделал это другой монах Александр де Спина в XIV веке. Кстати, искусство изготовления очков упоминается в книги «Имя розы» итальянского писателя Умберто Эко. Писатель-медиевист как раз и пишет о тех временах, а главные герои романа — монахи.
- Еще один любопытный факт: в XVI веке глазными врачами часто были парикмахеры. На самом деле чем только цирюльники не занимались: делали прически, пускали пациентам кровь (это был вообще рецепт от всех бед), лечили камни в мочевом пузыре, вырывали зубы. Более того, именно цирюльник Георг Бартиш стал автором первого трактата на тему офтальмологии. И ему было о чём там писать, ведь он успешно удалял воспаленные глаза и инфицированные веки, лечил катаракту уже упоминавшимся способом — иголкой в глаз.
- Другое, не менее опасное для глаз и зрения заболевание — глаукому — впервые научились распознавать и лечить в XIX веке с появлением офтальмоскопа.
Настоящий прорыв в офтальмологии наступил в XX веке. И про ключевые достижения этого столетия мы расскажем в отдельном материале. Следите за новостями на нашем сайте и в группе в «ВКонтакте».
Читайте также:
- «Очки погубили карьеру князя Голицына»: как относились к очкам в Российской Империи
- Необычные глаза в «кубических» картинах Пабло Пикассо
- Глаза в произведениях искусства: пять портретов, от которых невозможно отвести взгляд
Читайте также
05 июля 2019 00:45
Непроходимость слезного канала. Что это такое, как избежать и как лечить?
Слезы в организме вырабатываются непрерывно и им нужен постоянный выход наружу. Но иногда бывает так, что слезная жидкость не может этот выход найти.
Подробнее
25 июля 2019 10:11
Летние шляпки и солнцезащитные очки: пособие, как стильно сочетать два аксессуара
К наиболее популярным головным уборам на лето можно отнести канотье, федору и широкополую шляпу под названием Broadbrim. Давайте подробнее познакомимся с каждой из моделей и посмотрим, с какими очками их можно сочетать.
Подробнее
31 мая 2019 13:58
Очки для блондинок и брюнеток: как выбрать цвет оправы?
Объясняем, почему контрастность оправы должна соответствовать контрастности внешности.
Подробнее
02 июля 2019 17:35
Пляжный отдых с пользой для глаз: как спорт, море и фрукты помогут вашему зрению
Делимся тремя простыми способами, как позаботиться о глазах, наслаждаясь пляжным отдыхом.
Подробнее
Подписывайтесь на еженедельную рассылку
Источник
Древнейшие материальные свидетельства существования офтальмологии обнаружены в Египте. В гробницах найдены были флаконы из стеатита, алебастра, иногда из слоновой кости, с остатками глазных снадобий, возраст которых определяется в 4400 лет. На надгробном памятнике, который датируется 2500 г. до н.э., упоминается окулист. Первым глазным врачом, имя которого история сохранила высеченным на древней
египетской надгробной стеле, был Пели Дни Ири, живший при VI династии [около 1600 г. до н.э.).
Анатомические и клинические познания древних египтян в области офтальмологии известны из медицинских папирусов. В них описан ряд глазных болезней, таких как, например, слезотечение («вода в глазу»), пингвикула («жир в глазу»), а также геморрагии, лейкома. Косоглазие, градина и среди других » дождливое небо», что, вероятнее, означало трахому.
В древнеегипетской медицине, в числе 42 канонических книг, найденных в гробницах фараонов, относящихся к XV веку, 1500 лет до н.э., 6 книг было посвящено медицине, а одна из них болезням глаз. В священных книгах упоминается о 28 различных болезнях глаз или описываются различные симптомы этих заболеваний и способы их лечения.
В Египте древнейших времен специализированной отрасль науки о врачевании являлась офтальмология — диагностика, лечение и профилактика болезней органов зрения. Так, к 2500г. до н.э. относится письменный древнеегипетский документ, где впервые упоминается слово, переводимое как врач, специализирующийся на лечении обоих глаз.
Первое упоминание имени египетского врача-офтальмолога относится ко времени правления фараона VI династии Пепи I, а это примерно 2300 г. до н.э. В 1926 году во время археологических раскопок вблизи пирамиды Хуфу (Хеопса) была обнаружена похоронная стела (рис.1), извлеченная еще в древности из пока не найденной гробницы. Из иероглифической надписи (рис.2) следует, что на стеле изображен придворный врач Ири, имевший следующие специальности (в современном звучании): офтальмолог, фармацевт, гастроэнтеролог и проктолог.
Упоминание имени фараона Пепи I позволяет довольно точно установить дату создания этой стелы, так как фараоны VI династии правили в период с 2423г. по 2280г. до н.э. Это уникальное документальное свидетельство дает основание полагать, что, по крайней мере, в середине III тысячелетия до н.э. уже существовало четкое разделение практики врачевания по отдельным специальностям, среди которых находилась и офтальмология.
Еще одним документальным свидетельством является рельеф гробницы Ипуи (XX династия) в Дейр эль Медине (гробница № 217), наглядно демонстрирующий, каким образом могли быть получены «производственные» травмы при строительстве здания.
Сцена первая: врач «С» удаляет постороннее тело, попавшее в глаз работника «А». Предположение о том, что «С» является врачом, можно сделать на том основании, что удаление соринки из глаза совершается профессионально с помощью кисточки. Не случайно рядом с врачом изображен сосуд, видимо, при этой процедуре использовалась вода или какая-то жидкость.
Сцена вторая: работник «С» роняет свой молоток на ногу другому работнику «А» и, по всей видимости, наносит ему травму. При этом строительная пыль попадает в глаз работника «В».
Сцена третья: видимо, врач «Е» устраняет вывих руки строителя «F».
К теме данного очерка можно отнести и изображения на стенах гробниц «людей, которые видят темноту среди бела дня» — слепых музыкантов, развлекающих знатных вельмож (пример: гробница Нахта, жреца и астронома). Эти изображения свидетельствуют, что люди, потерявшие зрение, имели возможность оставаться нужными обществу.
О применении лекарств
В отношении состава лекарств следует сказать, что в состав рекомендуемых лекарств наиболее часто включаются:
- сурьмяный блеск (минерал сурьмы),
- мед или осадок меда,
- медянка,
- красная и желтая охра,
- лук «дарет»,
- алоэ,
- тмин,
- ладан,
- мирра,
- чернильный порошок,
- ляпис-лазурь,
- сок акации.
- В единичных случаях используются экскременты газели, крокодила, пеликана, младенца, а также желчь рыбы, кровь ящерицы и летучей мыши, глазная жидкость свиньи и т.п.
- К разряду не совсем понятных ингредиентов следует отнести не просто материнское молоко, а молоко женщины, родившей мальчика.
Один из рецептов лечения глаз поражает своим составом, а именно, там говорится, что нужно брать человеческий мозг, разделить на две половины, одну часть смешать с медом и применять как мазь, а другую — высушить, растолочь и затем приготовить помаду для глаз и применять ее по утрам. Этот рецепт не сопровождается точным указанием болезни, при которой его нужно применять и является как бы универсальным. В некоторых рецептах вместо человеческого мозга называется желчный пузырь человека или свиньи. Следует помнить, что перевод некоторых ингредиентов лекарств составляет определенную трудность и по этой причине они даются в кавычках и пишутся более жирным шрифтом.
Лекарства с твердыми составляющими прикладывали к глазам, иногда на несколько дней, или втирали в веки. При лечении жидкими лекарствами использовалось перо птицы, о чем прямо сказано в рецепте. Для избавления от рези в глазах древние офтальмологи рекомендовали втирание определенных лекарств в район виска.
Вероятно, древние врачи знали о существовании связи между заболеваниями глаз и ушей. Это отчасти может быть объяснено их представлением о распределении кровеносных сосудов, которые направляются сперва к вискам и ушам, а затем к глазам, а главным образом, наверное, на основании наблюдений: при страданиях глаз постоянно отмечаются сверлящие и мучительные боли в ушах.
Примечателен зафиксированный в папирусе Эдвина Смита факт — травма в районе виска может привести к появлению крови в глазу: «у больного налитый кровью глаз стой стороны, где травма».
Сведения о выдающихся достижениях древнеегипетских офтальмологов сохранились в переписке фараонов с хеттскими царями. Так, в связи с болезнью глаз хеттского царя Хаттусилиса III фараон Рамсес II в своем письме сообщает, что он посылает «хорошее медицинское средство» с послом Пирихнова. Из этого письма известно, что часть пути до дворца царя соседнего государства Амурру Бентешины посла Пирихнову будет сопровождать египетский колесничий, а оттуда до дворца Хаттусилиса — представитель аравийского племени амореев.
В отношении состава лекарств следует сказать, что в состав рекомендуемых лекарств наиболее часто включаются:
- сурьмяный блеск (минерал сурьмы) — 35 случаев,
- мед или осадок меда — 30 случаев,
- медянка -15 случаев,
- красная охра — 15 случаев,
- лук «дарет» — 13 случаев,
- алоэ — 12 случаев,
- тмин — бальзам из Библоса — 12 раз, а также ладан, мирра, желтая охра, чернильный порошок, ляпис-лазурь, сок акации.
Особо следует сказать о переводе рецепта Э.392. Б.Булгаков в книге «Древнеегипетская медицина» Харьков, 1926г. пишет с ссылкой на книгу Joachim H. Papyros Ebers, Berlin 1890:
«Один из рецептов лечения глаз поражает своим составом, а именно, там говорится, что нужно 6рать человеческий мозг, разделить на две половины, одну часть смешать с медом и применять как мазь, а другую — высушить, растолочь и затем приготовить помаду для глаз и применять ее по утрам, Этот рецепт (не) сопровождается точным указанием болезни, при которой его нужно применять и является как бы универсальным.
В книге Ebbell B. The Papyrus Ebers, Copenhagen 1937 в рецепте Э.392 вместо человеческого мозга называется желчный пузырь человека. Вместе с тем известный американский египтолог У. Даусон (W. Dawson) в 1927г. в статье «Три анатомических термина» полагает, что части человеческого тела ни в одном из древнеегипетских медицинских документах не используются в качестве ингредиента для производства каких-либо лекарств, он наглядно показал, что в названном рецепте рекомендуется желчный пузырь свиньи и продемонстрировал, каким образом произошла ошибка при прочтении текста папируса.
В отношении рецептуры приготовления лекарств следует сказать, что, как правило, состав лекарств указывается в количественных долях ингредиентов, что достигалось, по всей видимости, заполнением определенного объема мерной посуды.
В некоторых случаях в рецептах указывается общепринятые в то время меры объема. В Древнем Египте существовали следующие меры объема сыпучих и жидких веществ:
- 1 «хену» — это примерно 4.5 литра,
- 1 «хекат» — 1/10 «хену» — 0.45 литра,
- 1 «ро» — 1/320 «хекат» -1/32 «хену» — 0,014 литра.
Заметьте, что 1 «ро» получится, если объем в 1 «хену» последовательно пять раз разделить пополам: 450 — 225 — 112 — 56 — 28 — 14.
Магия и лечение глазных болезней
При лечении глазных болезней египетские врачеватели привносили элементы магии. В произносимых заклинаниях прослеживается четкая связь с мифологическими представлениями. Египтяне верили, что у бога Ра — два глаза: Солнце и Луна. Периодически мифологический крокодил заглатывает Луну, а иногда и Солнце. Следовательно, заклинания, которые способствовали спасению глаз бога Ра, необходимо произносить, чтобы спасти зрение у пациента.
Особо следует отметить, что примерно к XV веку до н.э. относится письменное свидетельство, которое может быть расценено как внедрение во врачебную практику офтальмологов элементов магии. Это гимны богу Амону (Лейденский папирус), в которых звучит призыв полагаться на всемогущество бога Амона и отказаться от каких-либо лекарств при лечении глазных болезней.
В составленном намного позже (II век н.э.) Лондонско-Лейденском магическом папирусе приведен всего один случай лечения болезни глаз, но в нем наряду с рациональными рекомендациями предписывается произнесение определенного магического заключения. Описание этого папируса и офтальмологического рецепта приведены в Приложении № 3.
Приемы, которыми пользовались древние офтальмологи изложены в медицинских папирусах Карлсберг № VIII, Лондонский медицинский № 10059, но наибольшее количество рецептов изложено в папирусе Эберса.
По всей видимости, рецепты папирусы Эберса копировались с нескольких документов, так как отсутствует четкая последовательность изложения рецептов лечения одной и той же болезни глаз. Примечательно, что в рецепте Э.419 указано, что он рекомендован верховным жрецом Гелиополиса по имени Чьюи. Еще в одном рецепте Э.422 сказано, что он был сообщен неким выходцем из Азии, примечательно, что некоторые ингредиенты в этом конкретном рецепте не повторяются в других (ячмень и квасцы).
Чтобы представить возможности древних офтальмологов, приведем перечень глазных болезней, рецепты лечения которых приведены в папирусе Эберса:
- лечение нагноения глаз (конъюнктивита) Э.337, Э340 — Э341, Э.386
- лечение при ударе в глаз Э338, Э.349, Э381
- лечение слезотечения Э.339, Э376, Э.415
- улучшение зрения Э.342 — Э.344, Э359, Э.377, Э.393 — Э.401, Э.414
- уменьшение зрачка Э345
- лечение трахомы Э.346, Э350, Э.383, Э.407
- удаление бельма в глазу Э.347, Э360, Э.382, Э.402 — Э.406
- удаление кровоподтека Э348, Э.352, Э384
- лечение куриной слепоты Э351
- устранение рези в глазу Э.353, Э.361 — Э-364, Э.366
- лечение раны глаза Э354
- устранение воспаления (ячмень) Э355, Э.423, Э.430
- лекарство при слепоте Э.356 — Э.358, Э.420
- устранение плевы на роговой оболочке (досл. появление жира) Э365, Э369 — Э.375, Э.409 — Э.413
- лечение катара глаз Э.367
- лечение болезни «беджедедж» Э368
- лечение катаракты (досл. подъем воды) Э.378 — Э.380, Э385
- лечение расширения кровеносных сосудов Э.387
- профилактическое средство для третьего месяца «зимы» Э.388
- профилактическое средство во все периоды года Э389 — Э390
- универсальное средство при всех случаях Э392
- птоз — опущение верхнего века Э.408
- лечение раны глаза Э.416 — Э.417, Э.431,
- лекарство жреца Чьюи Э.419
- лечение выворота век Э.421 ,
- лекарство выходца из Азии Э.422
- предотвращение загиба волос в глаз Э.424
- предотвращения роста волос в глазу Э.425 — Э.429
Связь с мифологическими представлениями древних египтян проявляется и в их вере в возможность некоторых людей нанести вред путем сглаза. Для защиты от «дурного глаза» использовались амулеты, статуэтки, небольшие пластинки с надписями на них магических заклинаний. Среди амулетов наибольшую силу имело изображение глаза бога Хора или Око Уаджет.
Две главные ипостаси Ока Уаджет — Око Ра и Око Хора.
Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими.
Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему проглотить своё Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, и Око воскресло. Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии — и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). Око Уаджет — Око Хора отождествлялось с левым глазом Хора-сокола — Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с правым глазом — Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке.
Египтян не смущал факт существенного различия двух глаз бога Ра. Возможно, при тщательном изучении строения глаза они заметили их некоторое различие. Основанием для такого предположения является факт существования врачей, специализирующихся по правому и левому глазам. Так, в надписи, датированной 2500г.до н.э. упоминается врачеватель двух глаз. Аналогичная надпись сохранилась и от времени правления Птолемеев. Другими словами, данное верование сохранялось на протяжении всей истории Древнего Египта. В этой связи важно отметить, что древнеегипетские врачеватели полагали, что признаком беременности женщины является различие в цвете радужки ее глаз: «если в одном глазу (женщины) радужная оболочка желтого. а в другом черного цвета. то она беременна.. «. По мнению специалистов, речь в данном случае может идти об изменении цвета пятна в определенном секторе радужной оболочки.
В последние годы в публикациях, посвященных истории иридодиагностики, сообщается о выдающихся достижениях древних египтян. При этом делаются ссылки на два папируса, якобы, хранящиеся в Ватиканской библиотеке, и на загадочные пластины с изображением радужки фараона Тутанхамона. Автору данного очерка, несмотря на предпринимаемые усилия, не удалось найти каких-либо конкретных описаний этих документальных свидетельств.
Продолжая разговор о магии, отметим, что при оценке влияния магии в древней медицине следует исходить из того, что к этому, одному из наиболее ранних коллективных представлений человечества, не следует относиться крайне негативно. Когда большинство людей покоряется и ждет милости от природы, находятся люди, которые верят в безграничные возможности человека, которые убеждены, что магия способна » заставить» богов и демонов подчиниться их воле. Другими словами, магия сохраняет веру в резервные возможности человеческого организма, и способность человека использовать свои биологические свойства и психическую энергию себе во благо.
Судя по сохранившимся документам, древнеегипетские офтальмологи осуществляли лечение заболеваний органов зрения не только человека, но и животных. В этом плане показательным является сохранившиеся фрагменты Кахунскою ветеринарного папируса, в которых приведены рецепты лечения болезней, приведших к нагноению в глазах собаки и к слепоте 6ыка. На этих фрагментах сохранились такие фразы, как «лечение болезни глаз рыбы» и ‘лечение болезни глаз птицы», которые комментировать очень трудно.
Источник