Лабораторная работа определение слепого пятна на сетчатке
8 класс
Оценка: Ф.И.__________________________
Дата__________________________
Лабораторная работа № 6.
ОБНАРУЖЕНИЕ «СЛЕПОГО ПЯТНА».
ЗРАЧКОВЫЙ РЕФЛЕКС.
Цель работы: научиться находить область «слепого пятна» для своих глаз; наблюдать результат действия зрачкового рефлекса; познакомиться с явлением содружественной реакции зрачков глаз; сформулировать выводы о морфофизиологических причинах данных явлений.
Материалы и оборудование: фонарик с матовым фильтром, яркий водный фломастер, линейка; ЦОР: презентация «Зрительный анализатор», презентация «Оптические иллюзии».
Инструктивная карточка.
Проведите опыт по обнаружению области «слепого пятна»:
работа проводится по очереди в паре;
нанесите яркую точку на ноготь указательного пальца правой руки;
закройте левый глаз;
поместите указательные пальцы обеих рук вместе прямо перед собой на комфортном расстоянии от глаз;
внимательно смотрите только на указательный палец левой руки;
не переводя взгляд на правый указательный палец, начинайте медленно отводить его вправо;
остановите движение пальца, когда перестанете видеть яркую точку и сам ноготь указательного пальца правой руки;
зафиксируйте расстояние между пальцами;
измерьте расстояние с помощью напарника;
запишите данные в таблицу с математическим округлением до 0,5см;опыт повторяет напарник и заносит свои данные в таблицу.
2. Обработка результатов.
Данные всего класса занесите в таблицу (количество ячеек делается по количеству присутствующих учеников).
2
Область
см
Проведите анализ результатов всего класса и ответьте на вопросы.
* Область «слепого пятна» — постоянная величина или индивидуальная?
* Какую величину можно назвать «нормой» и есть ли она?
3. Проведите эксперимент по выявлению реакции зрачков на свет.
Внимательно прочитайте определения.
Прямые зрачковые рефлексы – изменение величины зрачка в ответ на раздражитель (свет, боль).
Содружественные зрачковые рефлексы – сужение зрачка одного глаза при воздействии светового раздражителя на другой.
Проведите эксперименты, работая в паре; результаты занесите в таблицу.
откройте одновременно
В затемненном месте осветите фонариком только один глаз
4. Познакомьтесь с презентацией «Зрительный анализатор» и найдите объяснение своим наблюдениям.
5. Посмотрите презентацию «Оптические иллюзии» и выберите верный ответ (нужное – подчеркнуть).
Причиной оптических иллюзий является:
неправильное восприятие объекта глазами;
неправильный анализ информации в зрительных зонах мозга.
Подведение итогов работы.
Заполните пропуски в тексте.
Зрительный анализатор начинается с расположенных в глазу человека фоторецепторов. Их два вида:___________________ и ____________________. Они образуют внутреннюю светочувствительную оболочку глаза – _________________. Нервные отростки фоторецепторов соединяются в проводящий путь: ___________________________________. Место его выхода лишено фоторецепторов, не воспринимает световые волны и называется ________________
_______________. Его положение и размер имеют _____________________________ характер. Заканчивается зрительный анализатор в _____________________________
_____________ коры больших полушарий, расположенных в затылочных долях. Там осуществляется обработка зрительной информации. Поэтому говорят, что человек видит не глазами, а __________________.
Для правильной работы глаз важны зрачковые _________________________ рефлексы двух видов:___________________ и ________________________________.
Источник
Цель работы:
Определение поля зрения правого и левого глаза для белого, синего, красного и зеленого цветов; определение положения слепого пятна.
Приборы и принадлежности:
Периметр Форстера, транспортир со стрелкой, магнит, диски с цветными наклейками (маркёры).
Краткая теория:
Полем зрения называется пространство, видимое глазом человека при фиксации взгляда в одной точке. Величина поля зрения у различных людей неодинакова и зависит от глубины расположения и формы глазного яблока, надбровных дуг и носа, сетчатки глаза, а также функционального состояния организма. Различают цветовое (хроматическое) и бесцветное (ахроматическое) поля зрения. Ахроматическое поле зрения больше хроматического, так как оно обусловлено деятельностью палочек, которых больше, и расположены они преимущественно на периферии сетчатки. Для различных цветов поле зрения также неодинаково: больше всех оно для белого маркёра (горизонтальная протяженность составляет примерно 180°, а самое узкое для зеленого. Границы ахроматического поля зрения составляют: кнаружи — примерно 100°, кнутри и кверху — 60° и книзу — 65° (рисунок 9) [24].
Рисунок 9 — Периметрический снимок ахроматического и хроматического полей зрения
1- поле зрения черно-белого видения; 2 — поля зрения для желтого цвета, 3- поля зрения для синего цвета, 4- поля зрения для красного цвета, 5 — поля зеленого цвета.
Полем обзора называется область, воспринимаемая подвижным глазом при неподвижной голове.
Слепое пятно называется область на сетчатке, которая не чувствительна к свету, место входа зрительного нерва из глазного яблока — диск зрительного нерва. При попадании изображения в область слепого пятна оно становится невидимым.
Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично), поэтому при нормальном использовании обоих глаз они незаметны; кроме того, мозг корректирует воспринимаемое изображение; потому для обнаружения слепого пятна необходимы специальные приёмы. Со стороны носа, а следовательно вне оптической оси глаза, к area centralis примыкает зрительный диск, где собираются зрительные нервные волокна, покидающие глаз в составе зрительного нерва. Эта область лишена фоторецепторов, нечувствительна к свету и именуется слепым пятном [25].
Методика исследования поля зрения на периметре Ферстера состоит в следующем. Больного помещают в светлой комнате спиной к окну. Один глаз закрывают монокулярной повязкой, подбородок устанавливают на подставку периметра. Исследуемым глазом больной неподвижно фиксирует белую точку в центре дуги периметра.
Для определения границ поля зрения на белый цвет белый объект диаметром 5 мм медленно передвигают от периферии к центру до тех пор, пока больной, продолжая фиксировать центральную точку, не увидит белого объекта, о чем он сообщает ударом карандаша по столу. Деление дуги, на которой больной заметил белый объект, соответствует границе поля зрения. Полученные данные наносят на круговую систему координат (образец) (рисунок 10).
Рисунок 10 — Круговая система координат (образец)
Ход работы:
Подготовка установки к работе
1 Прикрепите периметр к краю рабочего стола при помощи струбцины, стержня, зажимной стойки и прямоугольного зажима так, чтобы открытая часть периметра была повернута к окну.
2 Вкрутите указатель в штатив (не касаясь стержня периметра) вертикально прямо и закрепите его при помощи рифленой гайки.
3 Прикрепите шкалу транспортира к стержню периметра так, чтобы она находилась строго горизонтально и крепилась при помощи рифленой гайки.
4 При помощи зажимной стойки прикрепите столик на ножке к штативной основе, отрегулируйте его высоту, чтобы глаз испытуемого находился точно по центру периметра.
5 В качестве проверки поверните периметр на 360?. Шкала транспортира должна вращаться вместе с периметром, а периметр не должен ударяться о струбцину или столик на ножке. Затем закрепите периметр в горизонтальном положении.
Порядок выполнения работы
1 Усадите тестируемого так, чтобы ему удобно было держать голову на столике длительное время без движения (при необходимости отрегулируйте высоту стула).
2 Глаза испытуемого должны быть направлены в точку внутреннего центра периметра в течение всего эксперимента. Прикрепите белый маркер к периметру во внутреннем центре как ориентир для глаза. Другой глаз должен быть закрыт в течение эксперимента. Передвигайте белые или цветные маркеры через поле зрения при помощи магнита с внешней стороны периметра.
3 Передвигайте белый маркер из точки внешней границы в центр внутренней поверхности периметра до тех пор, пока тестируемый не заметит его (глаза испытуемого при этом должны смотреть в центр). Определите значение по шкале за периметром и внесите его в круговую систему координат (рисунок 12).
Рисунок 12 — Нормальные граница поля зрения
4 Повторяйте измерение с шагом в 30? (отсчитывая на шкале транспортира) до тех пор, пока поле зрения не будет полностью нанесено на круговую систему координат. Затем проведите аналогичные измерения для второго глаза.
5 Не информируя испытуемого, повторите эксперимент с синими, красными и зелеными маркерами (часто меняйте цвета). Тестируемый должен сообщать, как только увидит цвет маркера (как правило, бесцветный, сероватый маркер замечается гораздо раньше).
Обнаружение поля обзора
Повторите эксперимент предыдущего раздела для белого цвета при неподвижной голове, но подвижном глазе. Экспериментальные данные нанесите на диаграмму. Объясните разницу полученных диаграмм.
Определение слепого пятна
Для обнаружения слепого пятна необходимо закрыть левый глаз, правым смотреть вперед и медленно отодвигать предмет (диск с белой наклейкой) из поля зрения в правую сторону до тех пор, пока в каком-то месте поля зрения этот предмет неожиданно исчезнет. Эксперимент проводить при горизонтальном положении периметра.
На удалении 12-18? от центра в височной половине располагается слепое пятно. Это — физиологическая абсолютная скотома.
Скотома — слепой участок в поле зрения, не связанный с его периферическими границами. Область сетчатой оболочки глаза с частично изменённой или полностью выпавшей остротой зрения, окружённая нормальными или относительно сохранными световоспринимающими элементами глаза («палочками» и «колбочками»)).
Она соответствует проекции диска зрительного нерва. Увеличение слепого пятна имеет диагностическое значение.
Центральные скотомы выявляют при кампиметрии. Пациент фиксирует взглядом светлую точку в центре плоской черной доски и следит за появлением и исчезновением белой (цветной) метки, которую врач перемещает по доске, и отмечает границы дефектов поля зрения.
Центральные и парацентральные скотомы появляются при поражении папилломакулярного пучка зрительного нерва, сетчатки и хормодеи. Центральная скотома может быть первым проявлением рассеянного склероза.
Вывод: Исследование по данной лабораторной работе проводилось на студентах 2 и 3 курсов, специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике» и направления «Физика (бакавриат)». Всего было исследовано 15 человек.
Студентам было предложено описание лабораторной работы с подробными указаниями к выполнению исследования. После выполнения данного эксперимента, учащиеся должны били нанести данные по эксперименту на круговую систему координат (рисунок 13,14), указав на ней место нахождения слепого пятна.
Рисунок 13 — Поля зрения и слепого пятна левого глаза
Подведя итоги эксперимента можно сказать, что у студентов слепое пятно находится на удалении 12-25? от центра в височной половине, что соответствует нормой, т.к. это физиологическая абсолютная скотома.
Источник
Теоретическая
часть. Все
нервные волокна, выходящие из сетчатки
лежат в виде переплетенного пучка на
пути света, создавая препятствие на
пути его попадания в рецепторы. Кроме
того, в том месте, где они выходят из
сетчатки по направлению к мозгу,
отсутствуют светочувствительные
элементы — это так называемое слепое
пятно. В
норме площадь слепого пятна от 2,5 до 6
мм2.
Свет, попадающий
на сетчатку в области слепого пятна не
воспринимается элементами сетчатки,
поэтому остается «дефект» изображения,
проецируемого на сетчатку. Однако
наличие слепого пятна не сказывается
на целостности зрительного восприятия.
Этот эффект или, точнее, дефект слепого
пятна компенсируют высшие зрительные
центры.
Для обнаружения слепого пятна существует
несколько специальных рисунков.
Цель. Обнаружение на сетчатке участка
не содержащего светочувствительных
рецепторов.
Оборудование и материалы. Специальные
рисунки для обнаружения слепого пятна.
Ход работы. Слепое пятно для правого
глаза обнаруживается правее центрального
луча, а для левого – левее. При этих
условиях в первом случае пропадает
правая часть рисунка, а во втором левая.
Поэтому для правого глаза необходимо
установить рисунок так, чтобы прямо
против глаза находилась левая часть
рисунка (например, центральный кружок
на рис. 21 и 22 или круг на рис. 23), а для
левого – правая часть рисунка
(перечеркнутая точка на рис. 21 или крест
на рис. 23).
Для обнаружения слепого пятна левого
глаза поместите перед глазами рисунок
23. Закрыв правый глаз, левым фиксируйте
крест, расположенный в правой части
рис. 23. Если необходимо удаляйте или
приближайте рисунок пока не будет
достигнут стойкий эффект. На определенном
расстоянии от глаз круг выпадет из поля
зрения. Для обнаружения слепого пятна
правого глаза, закрыв левый глаз, правым
фиксируйте круг, расположенный в левой
части рис. 23. Проделайте аналогичные
действия для рис. 21, 22.
Рис. 21.
Рис. 22.
Рис. 23.
Вывод.
Объясните почему, найденный участок
сетчатки не реагирует на действие
светового раздражителя.
Лабораторная работа № 40. Формирование изображения на сетчатке
Теоретическая
часть.
Непосредственно за зрачком располагается
прозрачный хрусталик, который эластичен,
он может менять свою кривизну благодаря
специальным мышцам. Световые лучи от
предметов проходят через зрачок,
хрусталик и стекловидное тело. У людей
с нормальным зрением лучи попадают
точно на сетчатку и образуют на ней
четкие изображения предметов (рис. 24,
25).
Рис. 24. Схема
горизонтального сечения правого глаза.
Рис.
25. Ход лучей от объекта (О) к изображению
(I)
в простой оптической системе. F1,
F2
– фокусы, Н – главная точка, N
– узловая точка. Показатель преломления
n2
> n1.
Изображение на
сетчатке получается хотя и четким, но
перевернутым. Почему же тогда мы не
видим все вокруг нас перевернутым вверх
ногами? Один австрийский ученый изобрел
специальные очки, переворачивающие
изображение на сетчатке. Он их носил
постоянно. Первое время он видел все
предметы вверх ногами, но вскоре вновь
научился видеть их нормально. В этих
очках он смог даже научиться ездить на
велосипеде. Но стоило ему снять очки,
как первое время он снова видел все
окружающие предметы перевернутыми.
Значит, такая особенность нашего глаза
исправляется с помощью обучения и
тренировки, в которой участвуют не
только зрительная, но и другие сенсорные
системы. Следовательно, зрительное
восприятие окружающего мира основывается
не только на самих зрительных ощущениях,
а использует сведения и от других
сенсорных систем. Среди них главную
роль выполняют органы равновесия,
мышечного и кожного чувства. В результате
взаимодействия этих сенсорных систем
возникают целостные образы предметов
и явлений.
Цель.
Доказательство формирования на сетчатке
перевернутого изображения.
Оборудование
и материалы.
Лист плотной бумаги, булавка.
Ход
работы. Опыт
№ 1. В куске
плотной бумаги проколите булавкой
маленькое отверстие. Встаньте лицом к
окну, или направьте взгляд на люминесцентную
лампу. Возьмите булавку головкой верх,
расположите ее на расстоянии 2 см от
глаза, за ней на расстоянии 4-5 см бумагу
(отверстие должно располагаться строго
за булавочной головкой). Смотрите через
отверстие в бумаге на яркое дневное
небо, или люминесцентную лампу. В светлом
отверстии вы увидите перевернутое
изображение (рис. 26).
Объяснение.
Тень булавки на сетчатке будет прямой,
но изображение булавки на ней будет
казаться перевернутым. Любое перемещение
булавки в стороны будет восприниматься
как перемещение ее изображения в обратном
направлении. Очертание булавочной
головки не очень четкое, будет казаться
при этом находящимся по ту сторону
листка бумаги. Подобный эффект обусловлен
тем, что булавка находится в пределах
фокусного расстояния от хрусталика
(переднее фокусное расстояние хрусталика
17,05 мм, заднее — 22,78 мм) поэтому на сетчатку
попадает не перевернутое изображение
как обычно, а прямое. Но поскольку в
процессе индивидуального развития
благодаря взаимодействию зрительного,
вестибулярного и соматосенсорного
анализатора головной мозг (кора больших
полушарий) научился переворачивать
зрительный образ предмета и формировать
«нормальную» картину мира, то он тоже
самое проделывает с прямым изображением
предмета.
Опыт № 2.Проколите в куске
плотной бумаги три отверстия, расположенные
в вершинах равностороннего треугольника
со сторонами приблизительно равными
1,5-2 мм. Затем расположите так же как в
опыте № 1 булавку и бумагу перед
глазом. Будут видны три перевернутых
изображения булавки.
Объяснение.Эти три изображения
образуются благодаря тому, что лучи
света, проходящие через каждое отверстие,
не пересекаются, так как отверстия
находятся на передней фокальной плоскости
хрусталика. Каждый пучок дает прямую
тень на сетчатке, и каждая тень
воспринимается нами как перевернутое
изображение.
Опыт № 3.Приставьте к глазу
бумагу с тремя отверстиями, а к источнику
света — бумагу с одним отверстием, вы
увидите обращенный (перевернутый)
треугольник.
Оформление отчета.Зарисуйте схему
преломления лучей хрусталиком глаза.
Объясните механизм формирования
изображения на сетчатке.
Вывод.Дайте заключение о характере
изображения, формирующегося на сетчатке.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Оснащение:
1. Таблица для определения остроты зрения
2. Указка
3. Щиток для глаза
Острота зрения – способность глаза различать две близко расположенные друг от друга точки как раздельные.
Методика:
Испытуемого следует усадить на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз щитком. Экспериментатор указкой показывает различные буквы, выясняя, какую из строк испытуемый отчетливо видит. Процедуру повторить с другим глазом.
Оформление результатов работы:
Дать определение понятия «острота зрения». Записать результаты исследования. Дать индивидуальную характеристику остроты зрения.
Средние показатели остроты зрения у человека:
Пониженная острота зрения – 0,8 и ниже;
Нормальная острота зрения – 0,9 и выше;
Повышенная острота зрения – 1,5-2,0.
Лабораторная работа 2. Рефлекторные реакции зрачка
Методика: проводится в парах. Испытуемого резко поверните лицом к свету и в этот момент обратите внимание на величину его зрачков. Затем на 10-15 секунд закройте один из глаз испытуемого и пронаблюдайте за расширением зрачка другого глаза (содружественная реакция). Быстро отнимите руку и снова определите величину зрачков. Можно наблюдать их быстрое сужение и незначительное последующее расширение как следствие наступившей адаптации.
Оформление результатов работы:
Выполнить в тетради схему рефлекторной дуги зрачкового рефлекса. Объясните, какое биологическое значение в жизни человека имеет зрачковый рефлекс, почему наблюдается содружественная реакция обоих глаз.
Лабораторная работа 3. Определение слепого пятна
На сетчатке глаза
Оснащение:
1. Черная карточка с изображением белого кружка и крестика
2. Щиток для глаза
3. Сантиметровая лента
Слепое пятно – участок сетчатки, не имеющий зрительных рецепторов.
Методика:
Испытуемый закрывает щитком левый глаз и, держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближает ее к открытому правому глазу. При этом испытуемый фиксирует взгляд на левом изображении карточки (крестике). Приближать карточку до тех пор, пока правое изображение (кружок) не исчезнет из поля зрения. Измерить расстояние от глаза до карточки в момент исчезновения кружка.
Опыт повторить, при этом правый глаз закрыть щитком и левым глазом фиксировать правое изображение на карточке (крестик).
Оформление результатов работы:
Дать определение понятия «слепое пятно». Записать результаты исследования. Сделать вывод.
Лабораторная работа 4. Определение поля зрения
Оснащение:
1. Периметр Форстера
2. Щиток для глаза
3. Ползунок с белым и цветным кружками
4. Стандартные бланки нормального поля зрения
5. Линейка
Поле зрения – пространство, которое видит глаз человека при фиксации взгляда в одной точке. Определение поля зрения применяют для диагностики поражений сетчатки и зрительных путей.
Методика:
Испытуемый садится спиной к свету так, чтобы внутренняя поверхность металлического полукруга периметра была хорошо освещена. Штатив для подбородка закрепляют так, чтобы его верхняя часть находилась на уровне нижнего края глазницы. Величину поля зрения для каждого глаза определяют отдельно, закрывая при этом другой глаз. Полукруг периметра устанавливается в горизонтальном положении, при этом испытуемый должен фиксировать взгляд на белом кружке в центре дуги. Экспериментатор медленно перемещает по шкале периметра ползунок от периферии к центру и отмечает, на каком градусе испытуемый начал отчетливо видеть предлагаемый ему для различения цвет. Местоположение точки отмечают на стандартном бланке. Затем измеряют поле зрения с другой стороны дуги и так же отмечают на стандартном бланке. Полученные показатели характеризуют внутреннюю и наружную границы поля зрения. Затем дугу периметра устанавливают вертикально и находят верхнюю и нижнюю границы поля зрения испытуемого. Аналогичным образом измеряют границы поля зрения, поворачивая дугу на 45 и 135°. Испытуемый не должен знать заранее, какого цвета ползунок ведут по шкале. Поэтому в опыте чередуйте цвета. Исследуемые цвета: белый, зеленый, красный, синий.
Предлагается определить поле зрения правого или левого глаза для белого цвета и одного из цветов (зеленый, красный, синий) на выбор.
Оформление результатов работы:
Дать определение понятия «поле зрения».
Определенные в эксперименте точки для каждого цвета следует соединить между собой, чтобы получить кривые, ограничивающие поле зрения для исследованных цветов. Сравнить границы поля зрения испытуемого со стандартными показателями. Объяснить значение анатомических особенностей лица человека для величины поля зрения.
Источник