Курсовые на тему астигматизм
Астигматизм
Астигматизм получил свое название от латинского слова стигма, или точка. Астигматизм — это самая частая причина низкого зрения, часто сопровождающая близорукость или дальнозоркость. Его причиной является неправильная форма роговицы, что исправляется очками, контактными линзами или рефракционной хирургией.
Различают роговичный и хрусталиковый астигматизм, но влияние роговицы на преломление глаза сказывается сильнее, т.к. она обладает большей преломляющей способностью. Разница в силе преломления самого сильного и самого слабого меридианов характеризует величину астигматизма в диоптриях. Направление меридианов будет характеризовать ось астигматизма, выражаемую в градусах.
Астигматизмом могут страдать и взрослые и дети. В большинстве случаев астигматизм передается по наследству и называется врожденным. Приобретенный астигматизм обычно развивается из-за грубых рубцовых изменений в роговице после травм и хирургических операций на глазах.
Роговица и хрусталик нормального здорового глаза имеют ровную сферическую поверхность. При астигматизме их сферичность нарушена, она обладает разной кривизной по разным направлениям: более плотная в одном направлении и выпуклая в другом, как, например, узбекская дыня-торпеда. Таким образом, проходящие через деформированную роговицу или хрусталик световые лучи фокусируются на сетчатке не в одной точке, а сразу в нескольких. Поэтому изображение воспринимается глазом нечетко. Как правило, астигматизм сочетается либо с близорукостью (миопический астигматизм), либо с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм).
Виды астигматизма
Астигматизм, вызванный асимметрией структуры
Астигматизм, вызванный асимметрией осей главного меридиана
Неправильный астигматизм
Правильный астигматизм
Простой астигматизм
Простой дальнозоркий А.
Простой миопический (близорукий) А.
Сложный астигматизм
Сложный дальнозоркий А.
Сложный миопический (близорукий) А.
Смешанный астигматизм
Причины астигматизма
Астигматизм возникает, когда преломляющая сила роговицы не одинакова в разных меридианах. Для легкости восприятия на приведенном графическом примере показана разница в оптической силе роговицы в двух взаимно перпендикулярных меридианах. В меридиане, где лучи света обозначены желтым цветом, роговица преломляет свет гораздо сильнее, чем в меридиане, где лучи света обозначены зеленым. Следовательно, фокус в зеленом меридиане роговицы расположен дальше от нее, чем фокус для лучей в желтом меридиане.
Такая ситуация приводит к тому, что пучок параллельных лучей, падающих в глаз, фокусируются в двух точках вместо одной. Многие люди рождаются с астигматизмом, и, связанное с этим, снижение зрения может со временем нарастать. Быстрое прогрессирование близорукости и астигматизма, не исправляемых очками, в молодом возрасте (18-30 лет) может быть признаком серьезного глазного заболевания — кератоконуса. Обязательно пройдите полное офтальмологическое обследование.
Симптомы астигматизма
Если у Вас только малая степень астигматизма, Вы можете его не замечать или испытывать лишь несколько расплывчатое зрение. Иногда неисправленный астигматизм может вызывать частые головные боли или повышенную утомляемость глаз при зрительной нагрузке.
Если Ваш рецепт на очки или контактные линзы содержит цифры в разделах sph (сфера), cyl (цилиндр) и ax (ось), например sph -5.0 cyl -1.5 и ax 2, значит, у Вас есть та или иная степень астигматизма. Сфера показывает величину Вашей сферической коррекции, а цилиндр и ось — размер и ориентацию астигматизма. Такие очки пациенты часто называют «сложными», а врачи — цилиндрическими.
Лечение астигматизма
Корригируется астигматизм при помощи специальных цилиндрических линз (плюсовые линзы представляют собой продольный срез цилиндра, минусовые — слепок наружной поверхности цилиндра). Эти линзы позволяют изменить преломление только в одном меридиане, исправляя недостатки оптической системы глаза. Коррекция астигматизма возможна жесткими контактными и мягкими торическими линзами.
Врожденный астигматизм не прогрессирует, поэтому рефракционные эксимер-лазерные операции (ЛАСИК, РЭИК) возможно проводить и в детском возрасте при плохой переносимости очковой или контактной коррекции.
Астигматизм можно исправить очками или контактными линзами. Но в отличие от чистой близорукости или дальнозоркости без сопутствующего астигматизма, очковая и контактная коррекция астигматизма сопряжена с рядом проблем. Во-первых, многие люди не переносят «сложных» очков из-за появляющихся при их ношении головокружения, рези в глазах или зрительного дискомфорта. Особенно это касается случаев, когда цилиндрические очки выписываются взрослым пациентам, которые в детстве таких очков не носили. Во-вторых, доступность оптической коррекции астигматизма ограничена для многих жителей .Эта проблема имеет несколько составляющих. Изготовление цилиндрических стекол производится по предварительным заказам, что занимает время, и часто немалое, требует специального оборудования и поэтому возможно только в крупных городах. «Сложные» очки стоят недешево: цена отдельных разновидностей сопоставима со стоимостью лазерной операции. Материальная составляющая вопроса усугубляется определенными трудностями в правильном подборе таких очков. Часто пациентам приходится сталкиваться с необходимостью по два — три, а то и большое количество раз, менять свои очки, прежде чем будет найден более или менее приемлемый вариант, причем без всякой гарантии, что последний вариант самый оптимальный.
Что касается исправления астигматизма контактными линзами, то до относительно недавнего времени применялись только жесткие контактные линзы. Последние печально известны своим выраженным отрицательным влиянием на роговицу. В последнее время появились мягкие модели контактных линз, которые помогают при астигматизме. Они называются торическими. Проблемы, связанные с доступностью таких линз, не позволяют пользоваться ими большинству наших соотечественников.
Вы также можете выбрать рефракционную хирургию для исправления Вашего астигматизма. Основные преимущества данного подхода заключаются в одномоментности решения вопроса, в возможности получить максимально возможную и легко переносимую коррекцию. Существует множество методов хирургического исправления астигматизма. В настоящее время заслуженно наибольшее внимание уделяется методикам с использованием эксимерлазерных установок. Подробнее о впечатляющих возможностях современной рефракционной хирургии в коррекции астигматизма можно ознакомиться в соответствующем разделе.
Астигматизм относится к числу патологий рефракционной способности глаза. При ней нарушается сферичность роговицы: в разных меридианах преломление световых лучей происходит с разной силой, в результате чего предмет проецируется не в виде точечного изображения, а в виде прямого отрезка. Иначе говоря, человек зрительно воспринимает предметы в искаженном виде, причем одни контуры он видит довольно четко, а другие неясно.
Здоровая роговица напоминает поверхность шара, у которого все радиусы равны. При астигматизме ее передняя поверхность похожа на отрезок вращающегося эллипсоида, у которого каждый радиус отличается своей длиной. Именно это и приводит к тому, что каждый радиус имеет свое преломление, не совпадающее с соседними радиусами. В итоге в одном глазном яблоке могут одновременно проявляться близорукость, дальнозоркость и нормальное зрение. Такие «эффекты» вызывают нарушения в функционировании оптики глаза: световые лучи после преломления проецируются на сетчатку в виде отрезков разной длины, кругов, овалов или разрозненных точек. Четкое изображение практически не формируется.
Чаще всего астигматизм бывает врожденным и проявляется в раннем возрасте, однако причинами его возникновения могут быть и травмы глаз, операции на глазном яблоке, серьезные психические расстройства.
Астигматизм до 0,5 Д почти не влияет на остроту зрения, поэтому он считается чисто функциональным расстройством, не влияющим на зрительный комфорт. Астигматизм в 1 Д и более уже более опасен – он понижает зрение и может осложниться амблиопией и косоглазием. Очень важно выявить астигматизм на ранней стадии, чтобы успешно скорректировать зрение при помощи цилиндрических очков. Помимо неправильного восприятия контуров предметов и объектов, астигматизм сопровождается быстрой утомляемостью глаз, головными болями, постоянным понижением остроты зрения. Нередко после переутомления, например после 6-8 часов работы на компьютере или чтения книги с мелким шрифтом, в глазах начинает двоиться.
Интересно, что астигматизм развит у большинства людей, однако он очень мал и не мешает четкому восприятию предметов. Как правило, эти люди и не подозревают о таких нарушениях, даже если регулярно посещают офтальмолога. Дело в том, что стандартная проверка зрения не может выявить малый астигматизм, поскольку для его диагностики необходимо более глубокое компьютерное обследование.
Это интересно:
Если один или оба родителя страдают астигматизмом, ребенок обязательно должен пройти полное офтальмологическое обследование. Астигматизм воспринимается больным точно так же, как обычное понижение зрения, поэтому большинство родителей покупают ребенку очки без консультации с офтальмологом. Нередко это приводит к тому, что со временем развивается непереносимость очков и резкое ухудшение зрения.
ЗКГУ имени М. Утемисова
Кафедра физического воспитания
Реферат
На тему:
«Астигматизм»
Выполнила: студентка группы 03104
Митрофанова Наталья
Проверила: старший преподаватель
Темирханова М. Х.
Уральск 2010
Содержание
1 Определение астигматизма
2 Виды астигматизма
3 Причины астигматизма
4 Симптомы астигматизма
5 Лечение астигматизма
6
Это интересно!
Литература
В. П. Биран «Редкие болезни глаз у детей»
Алексеева С. В., Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д «Большой медицинский словарь»
Акжигитов Г.Н., «Большой англо-русский медицинский словарь «
Источник
Некоторые тезисы из работы по теме Астигматизм
ВВЕДЕНИЕ
Глаз человека – сложное морфо-функциональное камерное образование. Существуют данные [20], что орган зрения у человека практически не изменился в ходе эволюции, что указывает на его совершенство в современных условиях и существенный запас функциональных возможностей. Многие виды имеют более высокую остроту зрения, поле зрения, могут хорошо видеть под водой, однако такого удачного сочетания цветовосприятия, остроты и других качеств не наблюдается у других существ. Не удивительно, что до 70% информации человек получает с помощью зрения.
Современные условия жизни существенно отличаются от прежних. Продолжительное чтение, работа на компьютере являются нефизиологичными, в результате возникает постоянное напряжение орган зрения, что приводит к различным патологиям, таким как астигматизм и др.
Качество жизни современного человека во многом определяется его зрением, которое с возрастом снижается из-за нарушения эластичности и прозрачности хрусталика. Связь функциональных характеристик органа зрения с общим физическим состоянием все чаще дискутируется в последнее время.
Проблема коррекции астигматизма является актуальной ввиду технической сложности ее решения и индивидуальности патологических проявлений.
Целью работы является изучение астигматизма как нозологической единицы, методов исследования и основных принципов коррекции заболевания.
Объект исследования – данные современной литературы по вопросам строения и функции зрительного анализатора при астигматизме.
Предмет исследования – клинико-функциональные особенности течения и принципы коррекции астигматизма.
1. КЛИНИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АСТИГМАТИЗМА
1.1. Астигматизм как патология оптической системы
Роговица и хрусталик здорового глаза имеет ровную сферическую поверхность. Астигматизм (от греч. а — отрицательная частица и stigme — точка), недостаток оптической системы, получающийся вследствие неодинаковой кривизны оптической поверхности в разных плоскостях сечения падающего на неё светового пучка [32]. Сферическая волновая поверхность оптической системы деформируется и перестаёт быть сферической. Пучок лучей, исходящий из светящейся точки, после прохождения через оптическую систему собирается не в одной точке, а в двух взаимно перпендикулярных отрезках прямой линии, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Изображения в промежуточных сечениях будут иметь вид эллипсов; одно из них будет иметь вид круга. Астигматизм возникает либо вследствие асимметрии оптической системы, через которую проходит пучок света, например в цилиндрических линзах, либо — в обычных линзах — при падении пучка лучей под большим углом к главной оптической оси. Соответственно, при астигматизме в разных меридианах поверхности роговицы присутствует разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается с искажениями. Некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие — «за» или «перед» ней (бывают и более сложные случаи). В результате вместо нормального изображения человек видит искаженное, в котором одни линии четкие, другие — размытые [9]. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое искаженное отражение в овальной чайной ложке. Аналогичное искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Астигматизм — такая его рефракция, при которой лучи, исходящие из любой точки пространства, ни при какой установке глаза не могут дать на сетчатке точечного фокусного изображения. Астигматизм глаза связан с неправильностью строения роговой оболочки, которая в астигматических глазах не представляет собой правильной сферической поверхности, как в норме, но бывает более или менее неправильной. Различают случаи правильного и неправильного астигматизма. В первом случае роговица имеет форму не отрезка шара, но отрезка эллипсоида вращения. Лучи, проходящие в направлении, отвечающем короткой оси эллипсиса, испытывают наибольшее преломление и собираются в одну точку ближе, чем лучи, проходящие через все другие меридианы роговицы. Дальше всех собираются лучи, проходящие через меридиан, отвечающий расположению длинной оси эллипсиса, следовательно, имеющие направление, перпендикулярное короткому меридиану. Таким образом, изображение точки в астигматическом глазу никогда не будет точечным, но получит форму полоски, эллипсиса или кружка, в зависимости оттого, где расположены по отношению к сетчатке точки пересечения лучей, проходящих через наиболее и наименее преломляющие меридианы роговицы.
Источник
Ýòèìîëîãèÿ ðîãîâè÷íîãî è õðóñòàëèêîâîãî àñòèãìàòèçìà. Óðîâíè âëèÿíèÿ ðàññìàòðèâàåìîãî çàáîëåâàíèÿ íà ïðåëîìëåíèå ãëàçà. Êëàññèôèêàöèÿ, ñèìïòîìàòèêà è ëå÷åíèå àñòèãìàòèçìà. Õèðóðãè÷åñêèå ñïîñîáû óñòðàíåíèÿ ïàòîëîãèé ðåôðàêöèîííîé ñïîñîáíîñòè ãëàçà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÇÊÃÓ ÈÌÅÍÈ Ì. ÓÒÅÌÈÑÎÂÀ
Êàôåäðà îôòàëüìîëîãèè
Ðåôåðàò
Àñòèãìàòèçì: ïðè÷èíû, òå÷åíèå è óñòðàíåíèå
Âûïîëíèëà:
Ìèòðîôàíîâà Íàòàëüÿ
Óðàëüñê, 2010 ãîä
Àñòèãìàòèçì ïîëó÷èë ñâîå íàçâàíèå îò ëàòèíñêîãî ñëîâà ñòèãìà, èëè òî÷êà. Àñòèãìàòèçì — ýòî ñàìàÿ ÷àñòàÿ ïðè÷èíà íèçêîãî çðåíèÿ, ÷àñòî ñîïðîâîæäàþùàÿ áëèçîðóêîñòü èëè äàëüíîçîðêîñòü. Åãî ïðè÷èíîé ÿâëÿåòñÿ íåïðàâèëüíàÿ ôîðìà ðîãîâèöû, ÷òî èñïðàâëÿåòñÿ î÷êàìè, êîíòàêòíûìè ëèíçàìè èëè ðåôðàêöèîííîé õèðóðãèåé.
Ðàçëè÷àþò ðîãîâè÷íûé è õðóñòàëèêîâûé àñòèãìàòèçì, íî âëèÿíèå ðîãîâèöû íà ïðåëîìëåíèå ãëàçà ñêàçûâàåòñÿ ñèëüíåå, ò. ê., îíà îáëàäàåò áîëüøåé ïðåëîìëÿþùåé ñïîñîáíîñòüþ. Ðàçíèöà â ñèëå ïðåëîìëåíèÿ ñàìîãî ñèëüíîãî è ñàìîãî ñëàáîãî ìåðèäèàíîâ õàðàêòåðèçóåò âåëè÷èíó àñòèãìàòèçìà â äèîïòðèÿõ. Íàïðàâëåíèå ìåðèäèàíîâ áóäåò õàðàêòåðèçîâàòü îñü àñòèãìàòèçìà, âûðàæàåìóþ â ãðàäóñàõ.
Àñòèãìàòèçìîì ìîãóò ñòðàäàòü è âçðîñëûå è äåòè.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ àñòèãìàòèçì ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó è íàçûâàåòñÿ âðîæäåííûì. Ïðèîáðåòåííûé àñòèãìàòèçì îáû÷íî ðàçâèâàåòñÿ èç-çà ãðóáûõ ðóáöîâûõ èçìåíåíèé â ðîãîâèöå ïîñëå òðàâì è õèðóðãè÷åñêèõ îïåðàöèé íà ãëàçàõ.
Ðîãîâèöà è õðóñòàëèê íîðìàëüíîãî çäîðîâîãî ãëàçà èìåþò ðîâíóþ ñôåðè÷åñêóþ ïîâåðõíîñòü. Ïðè àñòèãìàòèçìå èõ ñôåðè÷íîñòü íàðóøåíà, îíà îáëàäàåò ðàçíîé êðèâèçíîé ïî ðàçíûì íàïðàâëåíèÿì: áîëåå ïëîòíàÿ â îäíîì íàïðàâëåíèè è âûïóêëàÿ â äðóãîì, êàê, íàïðèìåð, óçáåêñêàÿ äûíÿ-òîðïåäà. Òàêèì îáðàçîì, ïðîõîäÿùèå ÷åðåç äåôîðìèðîâàííóþ ðîãîâèöó èëè õðóñòàëèê ñâåòîâûå ëó÷è ôîêóñèðóþòñÿ íà ñåò÷àòêå íå â îäíîé òî÷êå, à ñðàçó â íåñêîëüêèõ. Ïîýòîìó èçîáðàæåíèå âîñïðèíèìàåòñÿ ãëàçîì íå÷åòêî. Êàê ïðàâèëî, àñòèãìàòèçì ñî÷åòàåòñÿ ëèáî ñ áëèçîðóêîñòüþ (ìèîïè÷åñêèé àñòèãìàòèçì), ëèáî ñ äàëüíîçîðêîñòüþ (ãèïåðìåòðîïè÷åñêèé àñòèãìàòèçì).
Âèäû àñòèãìàòèçìà:
— Àñòèãìàòèçì, âûçâàííûé àñèììåòðèåé ñòðóêòóðû;
— Àñòèãìàòèçì, âûçâàííûé àñèììåòðèåé îñåé ãëàâíîãî ìåðèäèàíà;
— Íåïðàâèëüíûé àñòèãìàòèçì;
— Ïðàâèëüíûé àñòèãìàòèçì;
— Ïðîñòîé àñòèãìàòèçì;
— Ïðîñòîé äàëüíîçîðêèé À;
— Ïðîñòîé ìèîïè÷åñêèé (áëèçîðóêèé) À;
Ñëîæíûé àñòèãìàòèçì;
— Ñëîæíûé äàëüíîçîðêèé À;
— Ñëîæíûé ìèîïè÷åñêèé (áëèçîðóêèé) À;
— Ñìåøàííûé àñòèãìàòèçì.
Ïðè÷èíû àñòèãìàòèçìà. Àñòèãìàòèçì âîçíèêàåò, êîãäà ïðåëîìëÿþùàÿ ñèëà ðîãîâèöû íå îäèíàêîâà â ðàçíûõ ìåðèäèàíàõ. Äëÿ ëåãêîñòè âîñïðèÿòèÿ íà ïðèâåäåííîì ãðàôè÷åñêîì ïðèìåðå ïîêàçàíà ðàçíèöà â îïòè÷åñêîé ñèëå ðîãîâèöû â äâóõ âçàèìíî ïåðïåíäèêóëÿðíûõ ìåðèäèàíàõ.
 ìåðèäèàíå, ãäå ëó÷è ñâåòà îáîçíà÷åíû æåëòûì öâåòîì, ðîãîâèöà ïðåëîìëÿåò ñâåò ãîðàçäî ñèëüíåå, ÷åì â ìåðèäèàíå, ãäå ëó÷è ñâåòà îáîçíà÷åíû çåëåíûì. Ñëåäîâàòåëüíî, ôîêóñ â çåëåíîì ìåðèäèàíå ðîãîâèöû ðàñïîëîæåí äàëüøå îò íåå, ÷åì ôîêóñ äëÿ ëó÷åé â æåëòîì ìåðèäèàíå.
Òàêàÿ ñèòóàöèÿ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïó÷îê ïàðàëëåëüíûõ ëó÷åé, ïàäàþùèõ â ãëàç, ôîêóñèðóþòñÿ â äâóõ òî÷êàõ âìåñòî îäíîé.
Ìíîãèå ëþäè ðîæäàþòñÿ ñ àñòèãìàòèçìîì, è, ñâÿçàííîå ñ ýòèì, ñíèæåíèå çðåíèÿ ìîæåò ñî âðåìåíåì íàðàñòàòü.
Áûñòðîå ïðîãðåññèðîâàíèå áëèçîðóêîñòè è àñòèãìàòèçìà, íå èñïðàâëÿåìûõ î÷êàìè, â ìîëîäîì âîçðàñòå (18-30 ëåò) ìîæåò áûòü ïðèçíàêîì ñåðüåçíîãî ãëàçíîãî çàáîëåâàíèÿ — êåðàòîêîíóñà. Îáÿçàòåëüíî ïðîéäèòå ïîëíîå îôòàëüìîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå.
Ñèìïòîìû àñòèãìàòèçìà. Åñëè ó Âàñ òîëüêî ìàëàÿ ñòåïåíü àñòèãìàòèçìà, Âû ìîæåòå åãî íå çàìå÷àòü èëè èñïûòûâàòü ëèøü íåñêîëüêî ðàñïëûâ÷àòîå çðåíèå. Èíîãäà íåèñïðàâëåííûé àñòèãìàòèçì ìîæåò âûçûâàòü ÷àñòûå ãîëîâíûå áîëè èëè ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü ãëàç ïðè çðèòåëüíîé íàãðóçêå. Åñëè Âàø ðåöåïò íà î÷êè èëè êîíòàêòíûå ëèíçû ñîäåðæèò öèôðû â ðàçäåëàõ sph (ñôåðà), cyl (öèëèíäð) è ax (îñü), íàïðèìåð sph -5.0 cyl -1.5 è ax 2, çíà÷èò, ó Âàñ åñòü òà èëè èíàÿ ñòåïåíü àñòèãìàòèçìà. Ñôåðà ïîêàçûâàåò âåëè÷èíó Âàøåé ñôåðè÷åñêîé êîððåêöèè, à öèëèíäð è îñü — ðàçìåð è îðèåíòàöèþ àñòèãìàòèçìà. Òàêèå î÷êè ïàöèåíòû ÷àñòî íàçûâàþò «ñëîæíûìè», à âðà÷è — öèëèíäðè÷åñêèìè.
Ëå÷åíèå àñòèãìàòèçìà. Êîððèãèðóåòñÿ àñòèãìàòèçì ïðè ïîìîùè ñïåöèàëüíûõ öèëèíäðè÷åñêèõ ëèíç (ïëþñîâûå ëèíçû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ïðîäîëüíûé ñðåç öèëèíäðà, ìèíóñîâûå — ñëåïîê íàðóæíîé ïîâåðõíîñòè öèëèíäðà). Ýòè ëèíçû ïîçâîëÿþò èçìåíèòü ïðåëîìëåíèå òîëüêî â îäíîì ìåðèäèàíå, èñïðàâëÿÿ íåäîñòàòêè îïòè÷åñêîé ñèñòåìû ãëàçà. Êîððåêöèÿ àñòèãìàòèçìà âîçìîæíà æåñòêèìè êîíòàêòíûìè è ìÿãêèìè òîðè÷åñêèìè ëèíçàìè. Âðîæäåííûé àñòèãìàòèçì íå ïðîãðåññèðóåò, ïîýòîìó ðåôðàêöèîííûå ýêñèìåð-ëàçåðíûå îïåðàöèè (ËÀÑÈÊ, ÐÝÈÊ) âîçìîæíî ïðîâîäèòü è â äåòñêîì âîçðàñòå ïðè ïëîõîé ïåðåíîñèìîñòè î÷êîâîé èëè êîíòàêòíîé êîððåêöèè.
Àñòèãìàòèçì ìîæíî èñïðàâèòü î÷êàìè èëè êîíòàêòíûìè ëèíçàìè. Íî â îòëè÷èå îò ÷èñòîé áëèçîðóêîñòè èëè äàëüíîçîðêîñòè áåç ñîïóòñòâóþùåãî àñòèãìàòèçìà, î÷êîâàÿ è êîíòàêòíàÿ êîððåêöèÿ àñòèãìàòèçìà ñîïðÿæåíà ñ ðÿäîì ïðîáëåì. Âî-ïåðâûõ, ìíîãèå ëþäè íå ïåðåíîñÿò «ñëîæíûõ» î÷êîâ èç-çà ïîÿâëÿþùèõñÿ ïðè èõ íîøåíèè ãîëîâîêðóæåíèÿ, ðåçè â ãëàçàõ èëè çðèòåëüíîãî äèñêîìôîðòà.
Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ ñëó÷àåâ, êîãäà öèëèíäðè÷åñêèå î÷êè âûïèñûâàþòñÿ âçðîñëûì ïàöèåíòàì, êîòîðûå â äåòñòâå òàêèõ î÷êîâ íå íîñèëè. Âî-âòîðûõ, äîñòóïíîñòü îïòè÷åñêîé êîððåêöèè àñòèãìàòèçìà îãðàíè÷åíà äëÿ ìíîãèõ æèòåëåé.
Ýòà ïðîáëåìà èìååò íåñêîëüêî ñîñòàâëÿþùèõ. Èçãîòîâëåíèå öèëèíäðè÷åñêèõ ñòåêîë ïðîèçâîäèòñÿ ïî ïðåäâàðèòåëüíûì çàêàçàì, ÷òî çàíèìàåò âðåìÿ, è ÷àñòî íåìàëîå, òðåáóåò ñïåöèàëüíîãî îáîðóäîâàíèÿ è ïîýòîìó âîçìîæíî òîëüêî â êðóïíûõ ãîðîäàõ.
«Ñëîæíûå» î÷êè ñòîÿò íåäåøåâî: öåíà îòäåëüíûõ ðàçíîâèäíîñòåé ñîïîñòàâèìà ñî ñòîèìîñòüþ ëàçåðíîé îïåðàöèè. Ìàòåðèàëüíàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ âîïðîñà óñóãóáëÿåòñÿ îïðåäåëåííûìè òðóäíîñòÿìè â ïðàâèëüíîì ïîäáîðå òàêèõ î÷êîâ. ×àñòî ïàöèåíòàì ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ íåîáõîäèìîñòüþ ïî äâà — òðè, à òî è áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðàç, ìåíÿòü ñâîè î÷êè, ïðåæäå ÷åì áóäåò íàéäåí áîëåå èëè ìåíåå ïðèåìëåìûé âàðèàíò, ïðè÷åì áåç âñÿêîé ãàðàíòèè, ÷òî ïîñëåäíèé âàðèàíò ñàìûé îïòèìàëüíûé.
×òî êàñàåòñÿ èñïðàâëåíèÿ àñòèãìàòèçìà êîíòàêòíûìè ëèíçàìè, òî äî îòíîñèòåëüíî íåäàâíåãî âðåìåíè ïðèìåíÿëèñü òîëüêî æåñòêèå êîíòàêòíûå ëèíçû. Ïîñëåäíèå ïå÷àëüíî èçâåñòíû ñâîèì âûðàæåííûì îòðèöàòåëüíûì âëèÿíèåì íà ðîãîâèöó.  ïîñëåäíåå âðåìÿ ïîÿâèëèñü ìÿãêèå ìîäåëè êîíòàêòíûõ ëèíç, êîòîðûå ïîìîãàþò ïðè àñòèãìàòèçìå.
Îíè íàçûâàþòñÿ òîðè÷åñêèìè. Ïðîáëåìû, ñâÿçàííûå ñ äîñòóïíîñòüþ òàêèõ ëèíç, íå ïîçâîëÿþò ïîëüçîâàòüñÿ èìè áîëüøèíñòâó íàøèõ ñîîòå÷åñòâåííèêîâ. Âû òàêæå ìîæåòå âûáðàòü ðåôðàêöèîííóþ õèðóðãèþ äëÿ èñïðàâëåíèÿ Âàøåãî àñòèãìàòèçìà. Îñíîâíûå ïðåèìóùåñòâà äàííîãî ïîäõîäà çàêëþ÷àþòñÿ â îäíîìîìåíòíîñòè ðåøåíèÿ âîïðîñà, â âîçìîæíîñòè ïîëó÷èòü ìàêñèìàëüíî âîçìîæíóþ è ëåãêî ïåðåíîñèìóþ êîððåêöèþ. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ìåòîäîâ õèðóðãè÷åñêîãî èñïðàâëåíèÿ àñòèãìàòèçìà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ çàñëóæåííî íàèáîëüøåå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ìåòîäèêàì ñ èñïîëüçîâàíèåì ýêñèìåðëàçåðíûõ óñòàíîâîê. Ïîäðîáíåå î âïå÷àòëÿþùèõ âîçìîæíîñòÿõ ñîâðåìåííîé ðåôðàêöèîííîé õèðóðãèè â êîððåêöèè àñòèãìàòèçìà ìîæíî îçíàêîìèòüñÿ â ñîîòâåòñòâóþùåì ðàçäåëå.
Àñòèãìàòèçì îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó ïàòîëîãèé ðåôðàêöèîííîé ñïîñîáíîñòè ãëàçà. Ïðè íåé íàðóøàåòñÿ ñôåðè÷íîñòü ðîãîâèöû: â ðàçíûõ ìåðèäèàíàõ ïðåëîìëåíèå ñâåòîâûõ ëó÷åé ïðîèñõîäèò ñ ðàçíîé ñèëîé, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðåäìåò ïðîåöèðóåòñÿ íå â âèäå òî÷å÷íîãî èçîáðàæåíèÿ, à â âèäå ïðÿìîãî îòðåçêà. Èíà÷å ãîâîðÿ, ÷åëîâåê çðèòåëüíî âîñïðèíèìàåò ïðåäìåòû â èñêàæåííîì âèäå, ïðè÷åì îäíè êîíòóðû îí âèäèò äîâîëüíî ÷åòêî, à äðóãèå íåÿñíî. Çäîðîâàÿ ðîãîâèöà íàïîìèíàåò ïîâåðõíîñòü øàðà, ó êîòîðîãî âñå ðàäèóñû ðàâíû. Ïðè àñòèãìàòèçìå åå ïåðåäíÿÿ ïîâåðõíîñòü ïîõîæà íà îòðåçîê âðàùàþùåãîñÿ ýëëèïñîèäà, ó êîòîðîãî êàæäûé ðàäèóñ îòëè÷àåòñÿ ñâîåé äëèíîé. Èìåííî ýòî è ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî êàæäûé ðàäèóñ èìååò ñâîå ïðåëîìëåíèå, íå ñîâïàäàþùåå ñ ñîñåäíèìè ðàäèóñàìè.
 èòîãå â îäíîì ãëàçíîì ÿáëîêå ìîãóò îäíîâðåìåííî ïðîÿâëÿòüñÿ áëèçîðóêîñòü, äàëüíîçîðêîñòü è íîðìàëüíîå çðåíèå. Òàêèå «ýôôåêòû» âûçûâàþò íàðóøåíèÿ â ôóíêöèîíèðîâàíèè îïòèêè ãëàçà: ñâåòîâûå ëó÷è ïîñëå ïðåëîìëåíèÿ ïðîåöèðóþòñÿ íà ñåò÷àòêó â âèäå îòðåçêîâ ðàçíîé äëèíû, êðóãîâ, îâàëîâ èëè ðàçðîçíåííûõ òî÷åê.
×åòêîå èçîáðàæåíèå ïðàêòè÷åñêè íå ôîðìèðóåòñÿ. ×àùå âñåãî àñòèãìàòèçì áûâàåò âðîæäåííûì è ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå, îäíàêî ïðè÷èíàìè åãî âîçíèêíîâåíèÿ ìîãóò áûòü è òðàâìû ãëàç, îïåðàöèè íà ãëàçíîì ÿáëîêå, ñåðüåçíûå ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà.
Àñòèãìàòèçì äî 0,5 Ä ïî÷òè íå âëèÿåò íà îñòðîòó çðåíèÿ, ïîýòîìó îí ñ÷èòàåòñÿ ÷èñòî ôóíêöèîíàëüíûì ðàññòðîéñòâîì, íå âëèÿþùèì íà çðèòåëüíûé êîìôîðò.
Àñòèãìàòèçì â 1 Ä è áîëåå óæå áîëåå îïàñåí — îí ïîíèæàåò çðåíèå è ìîæåò îñëîæíèòüñÿ àìáëèîïèåé è êîñîãëàçèåì.
Î÷åíü âàæíî âûÿâèòü àñòèãìàòèçì íà ðàííåé ñòàäèè, ÷òîáû óñïåøíî ñêîððåêòèðîâàòü çðåíèå ïðè ïîìîùè öèëèíäðè÷åñêèõ î÷êîâ. Ïîìèìî íåïðàâèëüíîãî âîñïðèÿòèÿ êîíòóðîâ ïðåäìåòîâ è îáúåêòîâ, àñòèãìàòèçì ñîïðîâîæäàåòñÿ áûñòðîé óòîìëÿåìîñòüþ ãëàç, ãîëîâíûìè áîëÿìè, ïîñòîÿííûì ïîíèæåíèåì îñòðîòû çðåíèÿ. àñòèãìàòèçì çàáîëåâàíèå ãëàç
Íåðåäêî ïîñëå ïåðåóòîìëåíèÿ, íàïðèìåð ïîñëå 6-8 ÷àñîâ ðàáîòû íà êîìïüþòåðå èëè ÷òåíèÿ êíèãè ñ ìåëêèì øðèôòîì, â ãëàçàõ íà÷èíàåò äâîèòüñÿ. Èíòåðåñíî, ÷òî àñòèãìàòèçì ðàçâèò ó áîëüøèíñòâà ëþäåé, îäíàêî îí î÷åíü ìàë è íå ìåøàåò ÷åòêîìó âîñïðèÿòèþ ïðåäìåòîâ.
Êàê ïðàâèëî, ýòè ëþäè è íå ïîäîçðåâàþò î òàêèõ íàðóøåíèÿõ, äàæå åñëè ðåãóëÿðíî ïîñåùàþò îôòàëüìîëîãà.
Äåëî â òîì, ÷òî ñòàíäàðòíàÿ ïðîâåðêà çðåíèÿ íå ìîæåò âûÿâèòü ìàëûé àñòèãìàòèçì, ïîñêîëüêó äëÿ åãî äèàãíîñòèêè íåîáõîäèìî áîëåå ãëóáîêîå êîìïüþòåðíîå îáñëåäîâàíèå.
Åñëè îäèí èëè îáà ðîäèòåëÿ ñòðàäàþò àñòèãìàòèçìîì, ðåáåíîê îáÿçàòåëüíî äîëæåí ïðîéòè ïîëíîå îôòàëüìîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå.
Àñòèãìàòèçì âîñïðèíèìàåòñÿ áîëüíûì òî÷íî òàê æå, êàê îáû÷íîå ïîíèæåíèå çðåíèÿ, ïîýòîìó áîëüøèíñòâî ðîäèòåëåé ïîêóïàþò ðåáåíêó î÷êè áåç êîíñóëüòàöèè ñ îôòàëüìîëîãîì.
Íåðåäêî ýòî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ñî âðåìåíåì ðàçâèâàåòñÿ íåïåðåíîñèìîñòü î÷êîâ è ðåçêîå óõóäøåíèå çðåíèÿ.
Ëèòåðàòóðà
1. Â.Ï. Áèðàí. — «Ðåäêèå áîëåçíè ãëàç ó äåòåé».
2. Àëåêñååâà Ñ.Â., Âëàäèìèðîâè÷ À.Ã., Åðîôååâ À.Ä. — «Áîëüøîé ìåäèöèíñêèé ñëîâàðü».
3. Àêæèãèòîâ Ã.Í. — «Áîëüøîé àíãëî-ðóññêèé ìåäèöèíñêèé ñëîâàðü».
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник