Конспект занятия для детей с близорукостью
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей №25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска
Чувашской Республики
ЗАНЯТИЕ (НОД)
по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЛИЗОРУКОСТИ»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила и провела:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №25 «Гнёздышко»
Миронычева Вера Валентиновна
г. Новочебоксарск
сентябрь 2014 г.
Гимнастика для глаз «Веселая неделька» и комплекс гимнастики
«Дни недели»
Представленные комплексы гимнастики для глаз «Весёлая неделька» и «Дни недели» помогут не только запомнить дни недели, но и способствуют профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей. Данные комплексы можно использовать как самостоятельные гимнастическо-профилактические мероприятия, так и на занятиях в рамках физкультминутки. Нами предложено коррекционно-развивающее занятие с использованием одного из данных комплексов.
«Весёлая неделька» гимнастика для глаз
— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
— Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
«Дни недели» комплекс гимнастики на каждый день
Понедельник.
В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики. (Прыжки на двух ногах)
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики. (Обхватить себя руками)
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять (По очереди выставляют вперёд ножки)
Присядь вправо, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
Присядь влево, (Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад)
А затем кружись ты смело. (Покружиться)
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат. (Ладошки рук потереть друг об дружку).
Вторник.
К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий, (Взмахи руками вверх, вниз)
По болоту он шагал (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся, (Наклоны вперёд, руки отвести назад)
Вдаль смотрел на край болота (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк)
И на нос. Ой, где он? Вот он! (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца)
Аист полетел домой, (Взмахи руками вверх, вниз)
Машем мы ему рукой. (Машут рукой или одновременно двумя)
Среда.
В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил, (Ходьба на месте)
И наклоны выполнять, (Наклоны вперёд)
И на цыпочках стоять. (Поднимаемся на носочки)
Мы покрутим головой
Словно хоботом с тобой. (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)
В прятки поиграем
Глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём слона искать.
Пять, четыре, три, два, один,
Слон уходит в магазин. (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
Четверг.
А в четверг к нам приходила
Хитрая лисичка, (Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы)
Показала хвостик рыжий
Такой мягкий и пушистый. (Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад)
Посидели, постояли,
Притаились как лиса, (Приседания)
Мышку в норке поискали (Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю)
Вот такие чудеса! (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи).
Пятница.
Мишка в пятницу пришёл, (Ходьба на месте имитирует шаги медведя)
Он в лесу медок нашёл, (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево)
На высокой ёлке,
Где колкие иголки. (Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки)
Мы у пчёл медку попросим (Встряхнуть кисти рук)
На дворе настала осень, (Потянуться)
Скоро мишка ляжет спать, (Медленно приседают)
Будет лапу он сосать. (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой)
Пчёлы дали мёду,
Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах)
Суббота.
Мы в субботу пригласили (Взмахи руками к себе)
Шустрых белок на обед. (Повороты туловища вправо, влево с приседанием)
Щей капустных наварили, (Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками)
Наготовили котлет. (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами)
Белки в гости прискакали, (Прыжки на месте)
Посмотрели на столы …(Глаза широко открыть и крепко их зажмурить)
В лес обратно убежали (Бег на месте)
За орешками они. (Постукивание кулаками друг об друга)
Воскресенье.
В воскресенье выходной,
Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)
Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)
Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)
Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)
Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).
Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)
Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд)
Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте)
А лошадка бьет копытцем,
Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки)
Мы на этой карусели
Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).
Тема: Профилактика детской близорукости.
Задачи:
1.Учить сличению силуэтных изображений с реальными предметами, учить описывать предметы.
2. Развивать сенсорное восприятие, соотносить цвет с реальными предметами.
3.Развивать навыки микроориентировки на столе, словесно обозначать пространственное расположение предметов.
4.Совершенствовать моторные навыки в использовании трафаретов для изображения овощей и фруктов.
5.Приучать выслушивать ответы товарищей, развивать внимание, мышление, память, речь.
Словарная работа:
Предметы – овощи, фрукты.
Признаки – гладкий, шершавый.
Действия – посадила, вырастила.
Материал к занятию: муляжи и трафареты овощей и фруктов, замечательные карточки с силуэтными изображениями предметов, пластмассовые руки-подставки, наборы цветных резинок, простые карандаши, листы бумаги квадратной формы.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «Мой любимый овощ или фрукт».
Дидактическая игра «Теремок».
Дидактическая игра «Наряди свои пальчики».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! Я вчера побывала на огороде у бабы Феклы и ее внука Антошки и посмотрела на богатый урожай овощей, который они вырастили. А вы знаете, что такое овощи? Назовите их. (Ответы детей). Вот послушайте, что росло на огороде у бабы Феклы и запоминайте. /Воспитатель читает стихотворение/
Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,
Огурцы, укроп, капусту – чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.
Основная часть.
Воспитатель: У меня в корзине много овощей и фруктов и нужно выложить только те, что выросли у бабы Феклы и Антошки на огороде, гладкие на круглый поднос, а шершавые выложить на овальный поднос (проводится дидактическая игра: «Найди на ощупь»).
Воспитатель: Дети, а вы любите овощи и фрукты? А за что вы их любите? (Ответы детей). Я предлагаю вам рассказать о любимом овоще или фрукте, а помогут составить вам рассказ вот эти замечательные карточки.
Дети садятся за столы, берут карточки с силуэтными изображениями предметов и с помощью цифровых фишек составляют рассказы (проводится дидактическая игра «Мой любимый овощ или фрукт»).
Гимнастика для глаз «Весёлая неделька» (комплекс представлен вначале данного материала).
Воспитатель предлагает взять пластмассовые руки-подставки и надеть на указательный палец резинку такого же цвета, как помидор. (Далее дети работают в парах. Дают задания друг другу. Они смотрят на выложенные муляжи овощей и фруктов, соотносят цвета и надевают цветные резинки на пластмассовые руки).
Гимнастика для пальчиков.
Вырос у нас чесночок, Дети поочередно
Перец, томат, кабачок, соединяют пальчики
Тыква, капуста, картошка, обеих рук.
Лук и немного горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали. Две руки протягивают вперед.
Квасили, ели, солили, Жмут, едят, солят.
С дачи домой увозили. Крутят руль.
Прощай же на год Машут руками, как бы
Наш друг огород. прощаясь.
Воспитатель: Дети, перед вами на столе зеленый квадрат. Вот такой же формы сад- огород у бабы Феклы. Значит, какой он формы, скажите? (Ответы детей). Давайте поможем ей составить план посадки овощей и фруктов на следующий год. Что и где будет расти у бабы Феклы в саду-огороде. (Дети называют овощ или фрукт и располагают трафареты на квадрате по углам, сторонам и середине).
Воспитатель предлагает запомнить это расположение, затем по такой же схеме обвести трафареты на листке бумаги.
Подводится итог занятия.
Воспитатель: Я передам ваши планы бабе Фекле, она обязательно воспользуется ими при посадке своего нового урожая.
Источник
Близорукость — частое нарушение зрения в детском возрасте. Для его коррекции используют очки или контактные линзы. Однако они не излечивают этот дефект, а лишь компенсируют его. Хорошую эффективность оказывает также комплекс упражнений для профилактики близорукости при слабой и средней степени. Читайте подробнее в статье.
На сегодняшний день разработано несколько систем упражнений, которые приносят ощутимые результаты (при регулярном повторении). Они помогают приостановить развитие заболевания, а также улучшить качество и остроту зрения.
Кроме того, упражнения для профилактики близорукости помогают укрепить склеру, препятствуя её растяжению.
Перед тем как начать занятия, необходимо посетить офтальмолога для подробной консультации. Специалист посоветует, какие комплексы упражнений подойдут в конкретном случае, в том числе с учетом возраста маленького пациента. Недопустимо выполнять глазную гимнастику при воспалительных заболеваниях — конъюнктивите, блефарите, после недавно перенесенных травм глаз или головы, при сильных степенях миопии, из-за косоглазия, амблиопии — для них существуют свои методики. Словом, требуется предварительная грамотная консультация, чтобы упражнения для профилактики близорукости не нанесли вреда.
Какие результаты дает гимнастика для глаз?
Врачи и сами пациенты отмечают заметное улучшение качества зрения после того, как комплексы упражнений были назначены и регулярно выполнялись в течение определенного времени. Особенно полезны они при наследственной миопии, детям в младшем школьном возрасте при начале обучения в школе. В целом любая зарядка для глаз при близорукости дает следующий эффект:
- помогает расслабить глазные мышцы, сняв напряжение;
- устраняет признаки астенопии и спазма аккомодации;
- за счет стимуляции слезных желез помогает предотвратить сухость глаз;
- улучшает контрастность и фокусировку;
- укрепляет склеру;
- нормализует кровообращение в структурах глаза, снабжая их кислородом и другими питательными веществами.
И, конечно же, что самое главное, гимнастика для глаз помогает приостановить развитие близорукости. Напоминаем, речь идет о профилактике при слабых и средних степенях. В тяжелых случаях требуется коррекция другими способами — упражнения, увы, в таких случаях уже не окажут воздействия.
Комплекс упражнений для профилактики близорукости по Аветисову
Известный советский офтальмолог Э. С. Аветисов разработал группу несложных упражнений для профилактики миопии у детей школьного возраста. Они включают в себя разнообразные движения глазами, способствующие укреплению мышц, улучшению кровообращения, тренировке аккомодации:
- Сначала нужно крепко зажмурить каждый глаз по очереди на три-пять секунд, затем открыть на это же время.
- В течение 10-15 секунд необходимо ускоренно моргать, затем держать глаза открытыми семь-десять секунд. Повторить 3-4 раза.
- Тремя средними пальцами нужно несильно надавливать на закрытое веко, располагая их равномерно посередине и в уголках.
- Далее необходимо медленно поднять глаза вверх, затем перевести их вниз. Повторить 10-12 раз.
- Следует повернуть глаза влево так, насколько это возможно, затем перевести взгляд вправо. Повторить 8-10 раз.
- Необходимо вращать глазами по часовой стрелке, а затем против нее. Сделать 4-6 кругов в каждую сторону.
- Малыш должен вытянуть руку вперед, выставив указательный палец, и смотреть на его кончик 3-5 секунд. Затем нужно медленно приближать палец к носу, продолжая смотреть на него, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Комплекс упражнений для профилактики близорукости у детей по Аветисову состоит из разных упражнений, которые обеспечивают хороший результат при условии регулярного выполнения. Родителям необходимо первое время контролировать занятия, следя за тем, чтобы ребенок делал все движения правильно.
Нельзя не отметить, что гимнастика по методу Аветисова даёт только профилактический эффект. Если ребёнок уже имеет некоторую степень близорукости, то более эффективными для него станут занятия по системе Бейтса. Они направлены на то, чтобы снять напряжение глазных мышц путём выполнения специальных расслабляющих упражнений.
Система тренировок по Бейтсу
У. Г. Бейтс — американский медик, разработавший комплексы упражнений для тренировки глаз при различных нарушениях зрения. Они построены на расслаблении зрительного нерва и укреплении цилиарных мышц. Расскажем про некоторые из них, которые вполне по силам выполнять детям:
- Следует в течение нескольких секунд смотреть на красочный рисунок, а затем закрыть веки и попытаться мысленно воспроизвести его во всех деталях. Обычно на это уходит примерно несколько минут.
- Нужно закрыть глаза и по очереди представлять различные цвета: красный, синий, зеленый, жёлтый, чёрный. Такое упражнение тренирует клетки зрительных анализаторов. Каждый цвет надо представлять в течение 2-3 секунд.
- Необходимо вообразить цветок и в воображении «нарисовать» все его детали: лепестки, стебель, листья, тычинки, даже росу на листьях. Затем представить летающее вокруг соцветия или ползущее по стеблю насекомое.
- «Рисование» глазами различных фигур: змейки, прямоугольника, треугольника, цифр от 0 до 9 и так далее.
- Один глаз нужно закрыть плотной повязкой и заниматься обычными делами (но не сидеть перед компьютером или перед телевизором, не читать). Через полчаса повязку следует надеть на другой глаз.
Гимнастика при близорукости по Жданову
Профессор В. Г. Жданов полностью разделял убеждения Бейтса. Многие его упражнения имеют аналогии с тем, что были разработаны американцем.
Вот некоторые из них, которые вполне могут выполнять дети для профилактики миопии:
- Нужно «нарисовать» глазами крылья бабочки. Для этого следует зафиксировать взгляд в левом нижнем углу, затем поднять глаза вверх на 15 см, провести линию вправо, а потом опять вверх на 15 см и затем оттуда провести взгляд к первой точке, с которой началось рисование.
- Совершать глазами вращательные движения, представляя, что наматываете веревку на трубу.
Глазная гимнастика для детей дошкольного возраста
Совсем маленьким деткам, которые в силу возраста еще не могут выполнять вышеописанные упражнения, взрослые могут помочь и позаниматься вместе с ними. Например, нарисовать различные фигуры на больших листах, затем водить пальцем по контуру, а малыш будет следить за ним глазами. Предложите ему также «обвести» взглядом очертания любых предметов или мебели в комнате. Ещё одно упражнение для тренировки мышц и аккомодации — вырежьте и раскрасьте в разные цвета фигурки: круг, квадрат, человечка и т.д., повесьте на стену, перед ними усадите ребенка. Далее попросите его найти глазами (не крутя головой!) фигурки, которые Вы будете называть, к примеру, синий круг, жёлтый квадрат. Это хорошо влияет на умение настраивать фокус.
Перед выполнением упражнений контактную оптику нужно снять. Не следует проводить тренировки дольше, чем это рекомендовано. Чрезмерная нагрузка на глазные мышцы способна нанести вред органам зрения.
Источник