Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости
(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)
•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить —выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6— раз.
•И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6— раз в каждом направлении.
•И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—0 раз каждой ногой.
•И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—0 раз каждой ногой.
•Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1— мин с последующим переходом на ходьбу.
•И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—0 раз в каждом направлении.
•И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.
•И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.
Улучшение зрения по методу У. Бейтса
Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.
•Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.
•Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
•Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
•В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
•Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
•Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.
Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2— недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.
Профилактика травматизма
Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физической культурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.
Во время урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.
Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях физическими упражнениями. Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику основным зрительным функциям.
2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наиболее часто встречающимся у детей школьного возраста.
3. Как вы понимаете термин «ребенок с нарушением зрения»?
4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей со зрительной депривацией.
5. Охарактеризуйте особенности психического развитие детей с нарушением зрения.
6. В чем заключается коррекционная направленность уроков физического воспитания детей с депривацией зрения?
7. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.
8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены противопоказания и к каким видам физических упражнений?
9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) физического воспитания детей с депривацией зрения.
10. Перечислите методы и методические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.
11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания?
12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе физического воспитания?
13. В чем заключается коррекционная направленность подвижных игр?
14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекционной направленности.
15. Перечислите формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.
16. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения
17. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.
18. В чем заключаются особенности регулирования физической нагрузки на уроках физкультуры, ритмики, ЛФК?
19. Существует ли разница в методике обучения двигательным действиям незрячих и слабовидящих детей?
Литература
1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000.
2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк, 1997.
3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (перевод). —СПб., 1998.
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.
5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.
6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.
7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.
8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.
9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997.
10. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.
11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое
пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучреждений и родителей. — М., 1997.
Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 571 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
физические упражнения при близорукости
^ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)
-
И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два»
поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить
мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — выдох.
Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз. -
И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые дви
жения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить
6—8 раз в каждом направлении. -
И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сги
бая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой
ногой. -
И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз»
сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в ле
вую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет
«три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под
левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.
-
Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых но
гах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных
суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин
с последующим переходом на ходьбу.
-
И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между
стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч.
Повторить 8—10 раз в каждом направлении.
-
И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять
руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» дер
жать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз. -
И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдав
ливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах,
распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча;
на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.
^ Профилактика травматизма
Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению
травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий
эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с
ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому
воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не
только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий,
туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о
необходимости остерегаться всего, — что может привести к травме, и
проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения,
соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика,
гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры,
туристические походы, спортивные соревнования и т. д.
Во время
урока учителю следует постоянно контролировать самочувствие детей.
Снижение работоспособности, нарушение координации движений, -внимания,
нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети
становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба
и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее
выражены в конце учебного года.
Травмы при занятиях физической
культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать
как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом
неудовлетворительной профилактики травматизма. Причины связаны с
состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой организацией и
методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного
контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к
каждому ребенку, с неправильным поведением ученика при занятиях
физическими упражнениями.
Источник
Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие — плохо, а дальнозоркие (гиперметропы),
наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.
У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения,
отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами
читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.
Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости
Эти упражнения можно выполнять как в домашних условиях, так и на свежем воздухе. Приготовьте место для занятия: постелите коврик, поставьте цветной предмет (лучше зеленого или голубого цвета), на который будете смотреть, выполняя отдельные упражнения. Это могут быть мяч, ваза, чашка и другие предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, включите музыку, возьмите волейбольный мяч и начинайте.
- • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1-2 поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет 3-4 руки через стороны опустить — выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6-8 раз.
- • Исходное положение: стоя, держать руки с мячом впереди.
Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
- • Исходное положение: стоя, держать мяч сзади. На счет 1 отвести плечи назад — вдох; на счет 2 наклониться вперед, прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад — выдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз.
- • Исходное положение: то же. На счет 1 присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо; на счет 2 вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10-16 раз.
- • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке.
Круговые движения тазом, мяч перекладывать из одной руки в другую по кругу. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
- • Исходное положение: стоя, держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
- • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1 сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет 2 опустить ногу; на счет 3-4 — то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
- • Исходное положение: стоя, прижать мяч ко лбу. Надавливать лбом на мяч (не сильно!) 8-10 раз, затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10 раз надавливать на мяч. Повторить 2-3 раза.
- • Исходное положение: сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж задних мышц шеи в течение 40-45 с.
- • Выполнить упражнения по методике «Метка на стекле» (см. приложение), в течение 1-2 мин.
- • Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1-2 мин. с последующим переходом на ходьбу.
- • Исходное положение: стоя, поднять руки вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить
4-6 раз.
- • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
- • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади. Не отрывая рук и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз.
- • Исходное положение: то же. На счет 1 приподнять таз, голову назад, прогнуться; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8- 10 раз.
- • Исходное положение: лежа на спине, зажать мяч между стопами. На счет 1 поднять ноги и коснуться мячом пола за головой; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить
- 6-8 раз.
- • Исходное положение: лежа на спине, согнуть ноги, коленями сжать мяч. Ритмично надавливать на мяч в течение 10-15 с. Повторить 10-15 раз.
- • Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8-10 раз.
- • Исходное положение: лежа на спине, держать мяч впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8-10 раз.
- • Исходное положение: лежа на животе, держать мяч сзади. На счет 1 поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет 2-3 держать, на счет 4 опустить руки. Повторить
8-10 раз.
- • Исходное положение: лежа на животе, положить кисти на пол около плеч, мяч сдавливать стопами. На счет 1 согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, головой постараться коснуться мяча; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
- • Исходное положение: встать на четвереньки. На счет 1 выгнуть спину, голову опустить (руки не сгибать!); на счет 2 спину прогнуть, голову поднять. Повторить 10-12 раз.
- • Исходное положение: то же. На счет 1 выпрямить и отвести назад прямую правую ногу и поднять вверх левую руку, прогнуться — вдох; на счет 2 вернуться в исходное положение; на счет 3-4 то же другой ногой и рукой. Повторить по 4-5 раз каждой ногой.
- • Исходное положение: сидя, ноги врозь, мяч держать в руках. Круговые движения туловищем. При наклоне туловища мячом тянуться вперед, при разгибании отводить руки с мячом вверх и назад. Повторить по 5-6 раз в каждом направлении.
- • Исходное положение: то же, мяч прижать к животу. Выпячивать брюшную стенку, давить ею на мяч, затем втягивать. Повторить 10- 12 раз.
- • Исходное положение: стоя на коленях, держать мяч впереди. На счет 1 поднять мяч вверх, отвести как можно больше назад туловище, голову и руки, прогнуться; на счет 2 сесть на пятки, руки опустить. Повторить 8-10 раз.
- • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. Выполнять подскоки на двух ногах, мяч перебрасывать из одной руки в другую. Выполнять в течение 20-30 с.
- • Исходное положение: стоя, наклонить туловище вперед, мяч в опущенных руках. На счет 1 повернуть туловище вправо, руки вправо; на счет 2 то же влево, смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
- • Исходное положение: стоя. На счет 1 поднять руки вверх -глубокий вдох; на счет 2 наклонить туловище, расслабленные руки бросить вниз — выдох. Повторить 5-6 раз.
Приведенный комплекс рассчитан на 25-30 мин. После выполнения последнего упражнения посчитайте пульс и примите душ.
Источник
• И. п. – стоя. Держать мяч вправой руке. На счет «один‑два» поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить – выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6–8 раз.
• И. п. – стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6–8 раз в каждом направлении.
• И. п. – стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8–10 раз каждой ногой.
• И. п. – стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед‑вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три‑четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8–10 раз каждой ногой.
• Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1–2 мин с последующим переходом на ходьбу.
• И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8–
10 раз в каждом направлении.
• И. п. – лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два‑три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8–10 раз.
• И. п. – лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8–10 раз.
Улучшение зрения по методу У. Бейтса
Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.
• Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.
• Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
• Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
• В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
• Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
• Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.
Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2–3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.
4. Комплекс упражнений
для развития физических качеств глухих детей круговым методом
Содержание | Дозировка | Время отдыха между станциями |
Станция 1. Бег на прямых ногах 10 м | 1 раз | 15–20 с |
Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх | 6–8 раз | 20–25 с |
Станция 3. Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы | 8–10 раз | 25–30 с |
Станция 4. Лазание по гимнастической лестнице вверх–вниз разноименным способом, руки согнуты | 1 раз | 20–25 с |
Станция 5. Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры | 8–10 раз | 15–20 с |
Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине | 4–8 прыжков | 25–30 с |
Станция 7. Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх | 6–8 раз | 35–50 с |
4. Подвижные игры на воде
Нырки»
Цель – ознакомление детей с водой. Количество игроков – 6–15.
Инвентарь – легкий яркий мяч.
Инструкция. В мелкой части бассейна поплавками отмечается круг диаметром 5–6 м. В кругу размещаются дети, выполняющие роль нырков. За кругом – столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг, стараясь попасть в кого‑нибудь из них. Единственное спасение для нырков – проворно погрузиться с головой под воду.
Методические указания. Каждое попадание мяча выводит нырка из круга. Игра проводится на время, через 5 мин нырки и охотники меняются местами.
Развивается ориентировка в пространстве, преодоление страха перед водной средой, быстрота реакции, точность движений при бросках и ловле мяча, дифференцировка усилий.
Делай, как я»
Цели: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой.
В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно, в зависимости от их умения плавать.
Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бортика бассейна спиной к нему, педагог – на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону ведущего, проныривая под разделителями дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребками, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок.
Методические указания. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зависимости от особенностей заболевания детей.
Водолазы»
Цель – обучение детей погружению в воду и ориентировании под водой.
Количество игроков – 6–8.
Инвентарь – 10–15 цветных тарелочек или других тонущих предметов.
Инструкция. На дно неглубокого бассейна бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 с) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек.
Вариант. Можно разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета.
Методические указания. Следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков.
Резиновый мячик»
Цель – обучение детей вдоху и выдоху. Количество игроков: 4–10.
Инвентарь – резиновые мячи (или другие нетонущие предметы).
Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому нетонущему предмету). По команде дети кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех. То же задание выполняется подряд 3–5 раз.
Методические указания. Во время игры необходимо обеспечить безопасность детей.
Слалом»
Цель – обучение детей свободному передвижению в воде.
Играют две команды по 4–8 человек с равным количеством мальчиков и девочек.
Инвентарь – 6 буйков.
Инструкция. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые 3 м устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Методические указания. Команды должны быть примерно равны по силам.
Коррекционно‑развивающая направленность. Быстрота реакции, внимание, ориентировка в пространстве, управление направлением и скоростью передвижения, согласованность движений рук, ног и дыхания, развитие дыхательной мускулатуры
Буксиры»
Цель – обучение детей свободному передвижению в воде.
В игре одновременно могут участвовать от 8 до 20 человек.
Инвентарь – яркие буйки (на якоре) по количеству соревнующихся команд.
Инструкция. Соревнуются несколько команд по 4–8 человек в каждой, с равным количеством девочек и мальчиков в командах. Дети заходят в воду по пояс и выстраиваются за линией старта парами – девочки, стоя сзади, держат мальчиков за пояс. Перед каждой командой, на расстоянии 10 м, устанавливают цветные буйки. По сигналу на старт выходят первые пары от каждой команды. Мальчики плывут, транспортируя девочек, как на буксире. Девочки руками держатся за пояс плывущего, усиленно работая ногами. Обогнув буйки, «буксиры» возвращаются назад и касанием руки посылают на старт следующую пару. Побеждает команда, первой закончившая дистанцию.
Методические указания. Игра‑эстафета отличается большой интенсивностью, поэтому инструктору необходимо тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности и состоянием детей.
Развивается быстрота движений, координация и согласованность действий партнеров, развитие скоростно‑силовых качеств.
5. Упражнения для коррекции искривлений позвоночника
у детей с умственной отсталостью
Источник