Кома и астигматизм в фотографии

© 2013 Vasili-photo.com

Аберрации фотографического объектива – это последнее, о чём стоит думать начинающему фотографу. Они абсолютно не влияют на художественную ценность ваших фотографий, да и на техническое качество снимков их влияние ничтожно. Тем не менее, если вы не знаете, чем занять своё время, прочтение данной статьи поможет вам разобраться в многообразии оптических аберраций и в методах борьбы с ними, что, конечно же, бесценно для настоящего фотоэрудита.

Аберрации оптической системы (в нашем случае – фотографического объектива) – это несовершенство изображения, которое вызывается отклонением лучей света от пути, по которому они должны были бы следовать в идеальной (абсолютной) оптической системе.

Свет от всякого точечного источника, пройдя через идеальный объектив, должен был бы формировать бесконечно малую точку на плоскости матрицы или плёнки. На деле этого, естественно, не происходит, и точка превращается в т.н. пятно рассеяния, но инженеры-оптики, разрабатывающие объективы, стараются приблизиться к идеалу насколько это возможно.

Различают монохроматические аберрации, в одинаковой степени присущие лучам света с любой длиной волны, и хроматические, зависящие от длины волны, т.е. от цвета.

Особняком стоит дифракция, которую хоть и можно отнести к аберрациям объектива, однако в силу её фундаментального характера и принципиальной неустранимости обычно рассматривают отдельно от прочих аберраций.

Монохроматические аберрации

В 1857 г. немецкий математик и астроном Филип Людвиг Зейдель выявил и математически описал пять т.н. монохроматических аберраций третьего порядка. Вот они:

  • Сферическая аберрация
  • Кома
  • Астигматизм
  • Кривизна поля изображения
  • Дисторсия

Настоящая статья написана для фотографов, а не для математиков, а потому нас, прежде всего, интересует не то, какие формулы описывают каждую из аберраций, а то, как аберрации проявляют себя в практической фотографии.

Рассмотрим их по порядку.

Сферическая аберрация

Особенность сферической линзы такова, что лучи света, проходящие через линзу вблизи её края, преломляются сильнее, чем лучи, проходящие через центр. Объясняется это тем, что исходно параллельные лучи света падают на сферическую поверхность линзы под разными углами. Чем дальше лежит путь луча от оптической оси объектива, тем больше угол его падения, и тем сильнее он преломляется. В конечном итоге это приводит к невозможности сфокусировать точку иначе как в виде размытого по краям пятна, и всё изображение оказывается нерезким.

Идеальная линза

Ход световых лучей в идеальной линзе.

Сферическая аберрация

Ход лучей при сферической аберрации.

Диафрагмирование объектива заметно уменьшает сферическую аберрацию, поскольку при уменьшении отверстия диафрагмы отсекается часть лучей, проходящая через край линзы, а оставшиеся вблизи оптической оси лучи формируют более резкое изображение.

При конструировании объективов сферические аберрации устраняются комбинированием положительных и отрицательных линз, а также применением специальных асферических элементов, т.е. линз, преломляющая поверхность которых имеет асферическую форму, с тем расчётом, чтобы, вне зависимости от удалённости лучей света от оптической оси объектива, все они преломлялись по возможности одинаково, и таки сходились при фокусировке в одну точку. Чрезмерное исправление сферических аберраций, кстати, также ни к чему хорошему не приводит: пятно рассеяния становится ярче по краям, нежели в центре, что проявляется в виде кольцеобразного боке.

Кома

Коматическая аберрация или кома возникает, когда лучи света проходят через линзу под углом к оптической оси. В результате изображение точечных источников света приобретает по краям кадра вид ассиметричных пятен каплеобразной (или, в тяжёлых случаях, кометообразной) формы.

Кома

Коматическая аберрация.

Кома бывает заметна по краям кадра при съёмке с широко открытой диафрагмой. Поскольку диафрагмирование уменьшает количество лучей, проходящих через край линзы, оно, как правило, устраняет и коматические аберрации.

Конструкционно с комой борются примерно так же, как и со сферическими аберрациями.

Астигматизм

Астигматизм проявляется в том, что для наклонного (не параллельного оптической оси объектива) пучка света лучи, лежащие в меридиональной плоскости, т.е. плоскости, которой принадлежит оптическая ось, фокусируются отличным образом от лучей, лежащих в сагиттальной плоскости, которая перпендикулярна плоскости меридиональной. Это, в конечном итоге приводит к ассиметричному растягиванию пятна нерезкости. Астигматизм заметен по краям изображения, но не в его центре.

Астигматизм труден для понимания, поэтому я попробую проиллюстрировать его на простом примере. Если представить, что изображение буквы А находится в верхней части кадра, то при астигматизме объектива оно бы выглядело так:

Для исправления астигматической разности меридионального и сагиттального фокусов требуется не менее трёх элементов (обычно два выпуклых и один вогнутый).

Очевидный астигматизм в современном объективе указывает обычно на непараллельность одного или нескольких элементов, что является однозначным дефектом.

Кривизна поля изображения

Под кривизной поля изображения подразумевают характерное для весьма многих объективов явление, при котором резкое изображение плоского объекта фокусируется объективом не на плоскость, а на некую искривлённую поверхность. Например, у многих широкоугольных объективов наблюдается выраженная кривизна поля изображения, в результате которой края кадра оказываются сфокусированы как бы ближе к наблюдателю, чем центр. У телеобъективов кривизна поля изображения обычно выражена слабо, а у макрообъективов исправляется практически полностью – плоскость идеального фокуса становится действительно плоской.

Кривизна поля изображения

Кривизна поля изображения.

Кривизну поля принято считать аберрацией, поскольку при фотографировании плоского объекта (тестовой таблицы или кирпичной стены) с фокусировкой по центру кадра, его края неизбежно окажутся не в фокусе, что может быть ошибочно принято за нерезкость объектива. Но в реальной фотографической жизни мы редко сталкиваемся с плоскими объектами – мир вокруг нас трёхмерен, – а потому свойственную широкоугольным объективам кривизну поля я склонен рассматривать скорее как их достоинство, нежели недостаток. Кривизна поля изображения – это то, что позволяет получить одинаково резкими и передний, и задний план одновременно. Посудите сами: центр большинства широкоугольных композиций находится вдалеке, в то время как ближе к углам кадра, а также внизу, располагаются объекты переднего плана. Кривизна поля делает и то, и другое резким, избавляя нас от необходимости закрывать диафрагму сверх меры.

Читайте также:  Астигматизм у детей доктор комаровский видео

Рускеала

Кривизна поля позволила при фокусировке на дальние деревья получить резкими ещё и глыбы мрамора внизу слева.
Некоторая нерезкость в области неба и на дальних кустах справа меня в этой сцене мало беспокоила.

Следует, однако, помнить, что для объективов с выраженной кривизной поля изображения непригоден способ автоматической фокусировки, при котором вы сперва фокусируетесь на ближнем к вам объекте, используя центральный фокусировочный датчик, а затем перекомпоновываете кадр (см. «Как пользоваться автофокусом»). Поскольку объект при этом переместится из центра кадра на периферию, вы рискуете получить фронт-фокус вследствие кривизны поля. Для идеального фокуса придётся сделать соответствующую поправку.

Дисторсия

Дисторсия – это аберрация при которой объектив отказывается изображать прямые линии прямыми. Геометрически это означает нарушение подобия между объектом и его изображением вследствие изменения линейного увеличения по полю зрения объектива.

Выделяют два наиболее распространённых типа дисторсии: подушкообразная и бочкообразная.

При бочкообразной дисторсии линейное увеличение уменьшается по мере удаления от оптической оси объектива, в результате чего прямые линии по краям кадра изгибаются наружу, и изображение выглядит выпуклым.

При подушкообразной дисторсии линейное увеличение, напротив, возрастает с удалением от оптической оси. Прямые линии изгибаются внутрь, и изображение кажется вогнутым.

Кроме того, встречается комплексная дисторсия, когда линейное увеличение сперва уменьшается по мере удаления от оптической оси, но ближе к углам кадра снова начинает возрастать. В таком случае прямые линии приобретают форму усов.

Дисторсия наиболее выражена в зум-объективах, особенно с большой кратностью, но заметна и в объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Для широкоугольных объективов характерна преимущественно бочкообразная дисторсия (экстремальный пример такой дисторсии – объективы типа fisheye или «рыбий глаз»), в то время как телеобъективам чаще свойственна подушкообразная дисторсия. Нормальные объективы, как правило, наименее подвержены дисторсии, но полностью исправляется она только в хороших макрообъективах.

Ладога

Это не Земля закругляется, а обычная бочкообразная дисторсия.

У зум-объективов часто можно наблюдать бочкообразную дисторсию в широкоугольном положении и подушкообразную дисторсию в телеположении при практически свободной от дисторсии середине диапазона фокусных расстояний.

Степень выраженности дисторсии может также изменяться в зависимости от дистанции фокусировки: у многих объективов дисторсия очевидна, когда они сфокусированы на близлежащем объекте, но делается почти незаметной при фокусировке на бесконечность.

В XXI в. дисторсия не является большой проблемой. Практически все RAW-конвертеры и многие графические редакторы позволяют исправлять дисторсию при обработке фотоснимков, а многие современные камеры и вовсе делают это самостоятельно в момент съёмки. Программное исправление дисторсии при наличии надлежащего профиля даёт прекрасные результаты и почти не влияет на резкость изображения.

Хочу также заметить, что на практике исправление дисторсии требуется не так уж часто, ведь дисторсия бывает заметна невооружённым глазом только тогда, когда по краям кадра присутствуют заведомо прямые линии (горизонт, стены зданий, колонны). В сценах же, не имеющих на периферии строго прямолинейных элементов, дисторсия, как правило, совершенно не режет глаз.

Хроматические аберрации

Хроматические или цветовые аберрации обусловлены дисперсией света. Не секрет, что показатель преломления оптической среды зависит от длины световой волны. У коротких волн степень преломления выше, чем у длинных, т.е. лучи синего цвета преломляются линзами объектива сильнее, чем красного. Как следствие, изображения предмета, формируемые лучами различного цвета, могут не совпадать между собой, что приводит к появлению цветных артефактов, которые и называются хроматическими аберрациями.

В чёрно-белой фотографии хроматические аберрации не так заметны, как в цветной, но, тем не менее, они существенно ухудшают резкость даже чёрно-белого изображения.

Различают два основных типа хроматических аберраций: хроматизм положения (продольная хроматическая аберрация) и хроматизм увеличения (хроматическая разность увеличения). В свою очередь, каждая из хроматических аберраций может быть первичной или вторичной. Также к хроматическим аберрациям относят хроматические разности геометрических аберраций, т.е. различную выраженность монохроматических аберраций для волн разной длины.

Хроматизм положения

Хроматизм положения или продольная хроматическая аберрация возникает, когда лучи света с разной длиной волны фокусируются в разных плоскостях. Иными словами, лучи синего цвета фокусируются ближе к задней главной плоскости объектива, а лучи красного цвета – дальше, чем лучи зелёного цвета, т.е. для синего цвета наблюдается фронт-фокус, а для красного – бэк-фокус.

Хроматическая аберрация

Хроматизм положения.

К счастью для нас, хроматизм положения научились исправлять ещё в XVIII в. путём комбинирования собирательной и рассеивающей линз, изготовленных из стёкол с разными показателями преломления. В результате продольная хроматическая аберрация флинтовой (собирательной) линзы компенсируется за счёт аберрации кроновой (рассеивающей) линзы, и лучи света с различной длиной волны могут быть сфокусированы в одной точке.

Исправление первичной хроматической аберрации

Исправление хроматизма положения.

Объективы, в которых исправлен хроматизм положения, называются ахроматическими. Практически все современные объективы являются ахроматами, так что о хроматизме положения на сегодняшний день можно спокойно забыть.

Хроматизм увеличения

Хроматизм увеличения возникает за счёт того, что линейное увеличение объектива различается для разных цветов. В результате изображения, формируемые лучами с различной длиной волны, имеют немного разные размеры. Поскольку изображения разного цвета отцентрированы по оптической оси объектива, хроматизм увеличения отсутствует в центре кадра, но возрастает к его краям.

Хроматизм увеличения проявляется на периферии снимка в виде цветной каймы вокруг объектов с резкими контрастными краями, такими как, например, тёмные ветви деревьев на фоне светлого неба. В областях, где подобные объекты отсутствуют, цветная кайма может быть незаметной, но общая чёткость всё равно падает.

При конструировании объектива хроматизм увеличения исправить значительно труднее, чем хроматизм положения, поэтому эту аберрацию можно в той или иной степени наблюдать у весьма многих объективов. Этому подвержены в первую очередь зум-объективы с большой кратностью, особенно в широкоугольном положении.

Читайте также:  Астигматизм слабой степени код по мкб 10

Тем не менее, хроматизм увеличения не является сегодня поводом для беспокойства, поскольку он достаточно легко исправляется программными средствами. Все хорошие RAW-конвертеры в состоянии устранять хроматические аберрации в автоматическом режиме. Кроме того, всё больше цифровых фотоаппаратов снабжаются функцией исправления аберраций при съёмке в формате JPEG. Это означает, что многие объективы, считавшиеся в прошлом посредственными, сегодня с помощью цифровых костылей могут обеспечить вполне приличное качество изображения.

Хроматическая аберрация

Этот фрагмент фотографии иллюстрирует хроматизм увеличения. Наведите курсор для сравнения с программно исправленым вариантом.

Первичные и вторичные хроматические аберрации

Хроматические аберрации подразделяются на первичные и вторичные.

Первичные хроматические аберрации – это хроматизмы в своём исходном неисправленном виде, обусловленные различной степенью преломления лучей разного цвета. Артефакты первичных аберраций окрашены в крайние цвета спектра – сине-фиолетовый и красный.

При исправлении хроматических аберраций хроматическая разность по краям спектра устраняется, т.е. синие и красные лучи начинают фокусироваться в одной точке, которая, к сожалению, может не совпадать с точкой фокусировки зелёных лучей. При этом возникает вторичный спектр, поскольку хроматическая разность для середины первичного спектра (зелёных лучей) и для его сведённых вместе краёв (синих и красных лучей) остаётся не устранённой. Это и есть вторичные аберрации, артефакты которых окрашены в зелёный и пурпурный цвета.

Когда говорят о хроматических аберрациях современных ахроматических объективов, в подавляющем большинстве случаев имеют в виду именно вторичный хроматизм увеличения и только его. Апохроматы, т.е. объективы, в которых полностью устранены как первичные, так и вторичные хроматические аберрации, чрезвычайно сложны в производстве и вряд ли когда-нибудь станут массовыми.

Сферохроматизм

Сферохроматизм – это единственный заслуживающий упоминания пример хроматической разности геометрических аберраций и проявляется как едва заметное окрашивание зон вне фокуса в крайние цвета вторичного спектра.

Сферохроматизм

Сферохроматизм.

Сферохроматизм возникает из-за того, что сферическая аберрация, о которой говорилось выше, редко бывает в равной степени скорректирована для лучей разного цвета. В результате пятна нерезкости на переднем плане могут иметь лёгкую пурпурную кайму, а на заднем плане – зелёную. Сферохроматизм в наибольшей степени свойственен светосильным длиннофокусным объективам, при съёмке с широко открытой диафрагмой.

О чём стоит беспокоиться?

Беспокоиться не стоит. Обо всём, о чём следовало побеспокоиться, разработчики вашего объектива, скорее всего, уже побеспокоились.

Идеальных объективов не бывает, поскольку исправление одних аберраций ведёт к усилению других, и конструктор объектива, как правило, старается найти разумный компромисс между его характеристиками. Современные зумы и так содержат по двадцать элементов, и не стоит усложнять их сверх меры.

Все криминальные аберрации исправляются разработчиками весьма успешно, а с теми, что остались легко поладить. Если у вашего объектива есть какие-то слабые стороны (а таких объективов – большинство), научитесь обходить их в своей работе. Сферическая аберрация, кома, астигматизм и их хроматические разности уменьшаются при диафрагмировании объектива (см. «Выбор оптимальной диафрагмы»). Дисторсия и хроматизм увеличения устраняются при обработке фотографий. Кривизна поля изображения требует дополнительного внимания при фокусировке, но тоже не смертельна.

Иными словами, вместо того чтобы обвинять оборудование в несовершенстве, фотолюбителю следует скорее начать совершенствоваться самому, досконально изучив свои инструменты и используя их в соответствии с их достоинствами и недостатками.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

  Дата публикации: 15.11.2013

Лицензия Creative Commons

Вернуться к разделу «Матчасть»

Перейти к полному списку статей

Источник

«Почему многие объективы так плохо снимают по краю кадра?» — сим вопросом наверняка задавался каждый фотолюбитель, просматривая снимки на какон-нибудь 50/1.8 известной фирмы. Опытный и продвинутый в оптике человек ответит — «кома и астигматизм».

Кома

Что же такое — «кома» и почему она так странно названа? Ответ несложен: кома — вид оптического искажения, возникающего из-за невозможности линзы сфокусировать центральные и наклонные пучки в одну точку. А своим названием она обязана космическому объекту — комете — за свои характерные «хвосты», возникающие на фотографии.

Кома имеет свой знак (в соответствующем уравнении), от знака зависит то, куда будет направлен «хвост» на фотографии. Например, у объективов типа «Гелиос» и «Триплет» хвост комы направлен от центра кадра, а у объективов типа «Ахромат» (одиночная склейка линз — как https://lens-club.ru/lenses/item/c_5369.html — объектив от бинокля) «хвост» направлен к центру кадра, что весьма непривычно (а иногда — совсем не эститично) смотрится.

Схема 1 (Википедия). Возникновение комы

Кома и астигматизм в фотографии

Как проявляется кома на снимке

Кома на снимке может преподносить самые разные «сюрпризы»:

-Кома может проявляться на малоконтрастных объектах по краю кадра как обычное падение резкости в виде размытия контуров. Причем в зависимости от знака комы размытие будет с разных сторон контура объекта (ближе к центру в случае с ахроматами и ближе к краю — в случае с объективами вроде Гелиос-44 или Триплет 78/2.8);

-При малой степени дефокуса в зафокале возможно возникновение «птичек» — очень характерное явление для И-26М или плохо отъюстированного Гелиос-44. Для специфических объективов вроде ахроматов «птички» будут наоборот — в предфокале;

Пример «птичек» по левому краю кадра у Гелиос-44П с неродной задней линзой — юстировка нарушена, хоть и не совсем критично

Кома и астигматизм в фотографии

-В предфокале у слабо размытых объектов появляется кайма ориентированная к центру кадра. Справедливо для анастигматов. У ахроматов такое явление будет в зафокале;

Пример каймы на кружках нерезкости в левой части кадра у объектива Триплет 78/2.8

Кома и астигматизм в фотографии

-Кома способна давать неприятные артефакты на фотографии и при правильном фокусе — она проявляется меньше, но все же портит резкость;

Пример падения резкости на левом краю кадра на F/2 у Гелиос-44П с неродной задней линзой

Кома и астигматизм в фотографии

Снимок с характерными проявлениями комы на слабо размытых объектах, Гелиос-44П — разъюстированный вовсе

Кома и астигматизм в фотографии

-Кома имеет особенность усиливать «закрученность» боке в зафокале (у об-ов типа Гелиос, например) и предфокале (у ахроматов и некоторых (преимущественно неверно собранных) апланатов).

Пример усилившегося закручивания боке у разъюстированного Гелиос-44П. Даже на камере с кроп-фактором 1.6 «закрутка» начинается уже чуть далее от центра кадра!

Кома и астигматизм в фотографии

Устранение комы

-Кома легко «лечится» диафрагмированием — это главный способ борьбы с ней;

-Кома чаще встречается у нормальных и широкоугольных объективов, потому своеобразным «способом» избавления является использование более длиннофокусных объективов 🙂 ;

-Т.к. кома проявляется по краю кадра, то использование оптики среднего формата на малом позволяет «отсечь» края и по большей мере забыть об этом искажении;

-Иногда бывает полезна юстировка объектива, если Вы умеете это делать;

-Сложные оптические схемы (а также асферические элементы) современной оптики часто дают более чистую картинку по краю, нежели «классика» вроде Планаров, Зоннаров и Триплетов;

-Увы, искажение невозможно исправить в редакторе (а если и можно — то весьма «узким» софтом и едва ли хорошо).

Отношение фотографа к коме

-Кома — весьма противная абберация, снижающая резкость по краю и заставляющая уменьшать апертуру. Она мешает располагать ключевые объекты по краю кадра, иногда дает неэстетичные артефакты.

-Вместе с этим кома — это часть рисунка объектива. От комы зависит степень закрученности боке, и вообще — характер размытия по краю кадра. Необходимо учитывать степень и характер проявления этого искажения при выборе объектива, особенно — для портретной съемки.

Астигматизм

Астигматизм — это еще одно искажение, портящее резкость по краю кадра. Пожалуй, это одно из вреднейших искажений, хотя встречается ну очень редко в современной оптике (обычно его «заслоняют» другие искажения или он хорошо исправлен) и проявляется несильно.

«Астигматизм» в буквальном переводе — «не дающий точки» — он жействительно искажает картинку точечного источника света. Суть астигматизма заключается в том, что оптическая система не может сфокусировать горизнотальные и вертикальные пучки света в одной плоскости. Поэтому «правильный» фокус будет лежать между этими плоскостями — будут расфокусированы оба типа пучков. Т.е. наблюдается ощутимое падение резкости по краю, иногда — как будто «двоение» картинки.

Оптические системы, в которых достаточно исправлен астигматизм называются анастигматами. К ним принадлежит большинство объективов 20-21 в. 

Схема 2 (Википедия). Появление астигматизма

Кома и астигматизм в фотографии

Проявление астигматизма

-Проявляется как обычная нерезкость на малоконтрастных объектах при усредненном фокусе, как нерезкость по вертикали — при горизнотальном фокусе и как нерезкость по горизонтали при вертиклаьном фокусе;

Искусственный ример астигматизма на тексте (ист. — Сеть)

Кома и астигматизм в фотографии


-Астигматизм лучше всего заметен при фокусе на точечный объект: в дефокусе он может быть горизонтальной или вертикальной чертой, а в «среднем» фокусе — просто размыт.

Пример астигматизма у апланата КО-120 120/2.1 на левом краю поля в зоне резкости — вертикальный

(точк в виде гориз. черточек) и горизнотальный фокус (точки в виде верт. черточек). Заметен плохо, требуется крупный фрагмент снимка

Кома и астигматизм в фотографии

Кома и астигматизм в фотографии

Устранение астигматизма

-Астигматизм правится диафрагмированием объектива — это основной способ борьбы с ним.

-Использование анастигматов в подавляющем большинстве (ибо большиство объективов — анастигматы) случаев решает проблему;

-У анастигматов иногда все же заметен астигматизм (Гелиос-44 может показывает его, а не кому — в зависимости от качества сборки), а у апланатов, ахроматов, моноклей он в принципе не скорригирован. Во всяком случае, абберация «лечится» диафрагмированием;

-Можно использовать либо усредненный, либо вертикальный, либо горизонтальный фокусы — в зависимости от ситуации, чтобы минимизировать эффект искажения;

-Абберация может частично ликвидироваться редактором (с фильтром удаления размытия).

Отношение фотографа к астигматизму

-Абберация весьма вреднючая — требует тщательной фокусировки по краю кадра при острой необходимости снимать на больших апертурах.  Из-за астиматизма могут проявляться неприятные артефакты на снимке.

-Искжажение никак положительно не влияет на рисунок объектива — разве что отдельное круги нерезкости могут быть ассиметричны или искажены, что эстетики не добавляет. Зато при сильно выраженном астигматизме можно «ловить» двоение контуров в зоне резкости, что тоже красоты снимку едва ли добавит.

Выводы

В статье мы провели достаточно подробный анализ влияния двух ассиметричных аббераций — комы и астигматизма — на конечный снимок. Можно выделить главное:

-Кома и астигматизм — основные абберации, которые снижают резкость по краю кадра;

-Кома оказывает сильное влияние (иногда даже положительное) на рисунок объектива (особенно — на характер размытия), в то время как астигматизм не привносит существенных особенностей;

-Данные искажения весьма плохо минимизируются программно, но хорошо правятся диафрагмированием;

-Использование оптики более крупных форматов позволяет избежать влияние этих аббераций на результат;

-Оба искажения больше характерны для старых объективов и оптики «классических» схем (вроде 50/1.8 от Canon — типичнейший Планар). В наибольшей мере они встречаются у  экзотичных моноклей и ахроматов, у дешевых Триплетов (Т-43, Триплет 78/2.8) и Апланатов (П-4, КО-120).

На этом наша статья подошла к концу, надеюсь, что сей познавательный и интересный материал будет полезен фотографическому сообществу!

Автор: Rudzil 11.10.2015 23:00:18

Кома и астигматизм в фотографии4000Кома и астигматизм в фотографии8

Комментарии:

8.

7.

6.

5.

4.

3.

2.

1.

Извините, но комментарии могут добавлять только авторизованные пользователи

Источник

Читайте также:  Очки для левого астигматизма