Какие гигиенические требования надо соблюдать чтобы предупредить близорукость

Гиперметропия

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Глаза человека очень чувствительны к различным изменениям, что приводит к утрате остроты зрения. Зачастую человек не может различить предметы или вблизи, или вдалеке. Это условно называется дальнозоркостью и близорукостью. Дальнозоркость, она же гиперметропия, характеризуется четким видением предметов вдали, но с близкого расстояния у больного изображение размывчато. Почему так происходит? Оказывается, чёткость картинки формируется при помощи хрусталика, а местом преломления луча является сетчатка. Это в нормальном состоянии. При дальнозоркости глаз немного сплющивается, из-за чего лучи фокусируются за сетчаткой. Одним словом, фокусное расстояние хрусталика становиться больше, чем положено, а вот кривизна, наоборот, меньше.

Основные формы заболевания и симптомы

Гиперметропия подразделяется по степени тяжести следующим образом:

Зрение при дальнозоркости

  1. Гиперметропия слабой степени обоих глаз или одного органа проявляется вяло, поэтому больной практически не жалуется на изменения остроты в обычном быту. Только лишь при работе с мелкими предметами ему становится трудно видеть. Например, он не может без затруднений вдеть нитку в иголку или ему становится трудно читать мелкий шрифт. Гиперметропия слабой степени: что это такое, и какие симптомы бывают еще? Конечно, для этой степени очень важно обращать внимание на признаки, чтобы можно было своевременно обнаружить патологию. Кроме вышеперечисленных симптомов у больного наблюдается головная боль, расплывчатость предметов. Кроме того, ему тяжело сконцентрировать и сосредоточить взгляд на одном изображении. Для четкого видения человеку приходится приложить усилия и должно пройти несколько секунд. В качестве корректирующего средства назначаются контактные линзы или очки от 2,5 до 3-х диоптрий.
  2. Гиперметропия средней степени характеризуется размывчатым изображением всех предметов, расположенных рядом с глазами. Для того чтобы рассмотреть, например, книжку, больному приходится отстранять её на расстояние вытянутой руки. А вот видение вдаль еще сохраняется. Для коррекции зрения применяются стекла: +5-5,5 диоптрий.
  3. Гиперметропия высокой степени значительно отличается от средней и слабой, так как при данной стадии наблюдается ухудшение остроты зрения на большее расстояние. Конечно, предметы, расположенные совсем далеко человек видит чётко. Связано это с тем, что способность к искривлению хрусталика мышцами (аккомодация) исчерпывается. Если в 2-х первых случаях ношение очков может быть периодичным, то есть только в момент работы с предметами вблизи, то в данном случае это невозможно. Поэтому человек должен носить очки постоянно. Линзы имеют более 5-ти диоптрий.

ВНИМАНИЕ! Люди часто задают один и тот же вопрос: что такое гиперметропия 1 степени, 2 и 3. Дело в том, что отличить слабую стадию от высокой просто, но вот понять, что собой представляет стадия по цифрам сложно. В действительности, 1 степень – это слабая стадия, 2 – средняя и, соответственно, 3 – высокая.

Причины возникновения дальнозоркости

Гиперметропия глаза возникает при слишком коротком глазном яблоке, плоской роговице и нарушении аккомодации. А вот обстоятельства, приводящие к такому изменению, могут быть такими:

  1. Возраст человека после 40-ка лет. Дело в том, что с течением жизни все органы человека изнашиваются и особенно зрение. Потому что человек довольно много читает, работает за компьютером, смотрит телевизор и вообще напрягает глаза. Данный вид дальнозоркости называется пресбиопия.
  2. Наследственный фактор играет огромную роль, так как гиперметропия зачастую передается на генетическом уровне. И особенно нужно отметить, что в группу риска попадают дети, у которых оба родителя имеют дальнозоркость.
  3. Травмирование глаза при ударе, падении и т. д.
  4. Патологические изменения в сетчатке при сахарном диабете.
  5. Микрофтальмия, то есть синдром маленького глазного органа. Как правило, патология развивается внутри утробы матери.
  6. Фовеальная гипоплазия. В этом случае существуют проблемы с кровоснабжением сетчатки.

Дальнозоркость в детском возрасте

Проявление заболевания в ранеем возрасте

Сегодня дальнозоркость в детском возрасте встречается чаще, нежели в прежние времена. Поэтому вопрос, гиперметропия у детей: что это такое, очень актуален. Каждый родитель должен знать первичные симптомы заболевания, чтобы своевременно обратиться к детскому офтальмологу. Но почему же так часто дальнозоркость поражает именно детей? Оказывается, на это влияет не только наследственность и патологические нарушения внутри утробы, но и тот факт, что ребенок постоянно растет. Следовательно, размер глазного яблока периодически изменяется. Иногда увеличиваются размеры глазных элементов неравномерно, но с течением времени всё нормализуется. В этом случае гиперметропия проходит сама по себе примерно к 14-ти годам.

ВАЖНО! Не во всех случаях ребенок перерастает дальнозоркость, поэтому родителям крайне необходимо обращать внимание на поведение ребенка. Если он будет прищуривать глазки при рассмотрении предмета вблизи, немедленно отправляйтесь к врачу!

Дальнозоркость у детей характеризуется так же, как и у взрослых: она имеет такие же степени тяжести и симптомы. Очень важно своевременно купить плюсовые очки, так как без них ребенок будет подвергать свои глазки излишней нагрузке. А это приводит к развитию сопутствующих заболеваний. В итоге у ребенка появятся новые заболевания глаз.

Читайте также:  Близорукость упражнение на улучшение

Диагностика гиперметропии (дальнозоркости)

Для того чтобы диагностировать дальнозоркость необходимо обратиться к офтальмологу, который первоочередно проведет определение остроты зрения с разного расстояния (визометрия). После этого назначается следующее:

  1. Периметрия обоих глаз определяет поле зрения, что позволяет выявить место локализации патологии. Данный метод имеет высокую степень достоверности.
  2. Скиаскопия позволяет исследовать рефракции при помощи офтальмоскопа и линеек. В данном случае изучается характер движения тени в зрачке.
  3. Рефрактометрия определяет преломляющую способность.
  4. Офтальмоскопия выявляет сопутствующие заболевания.
  5. Осмотр через линзу Гольдмана.
  6. Ультразвуковое исследование рассматривает передние и задние оси.

Консервативные методы лечения гиперметропии

Очки и линзы - консервативные методы лечения

Лечение гиперметропии глаза проводится на индивидуальном уровне, в зависимости от степени тяжести патологии. В первую очередь врач назначит коррекцию при помощи очков или контактных линз, которые подбираются с учетом степени заболевания:

  1. Очковая коррекция считается самой распространенной и не дорогостоящей. При слабой и средней степени их необходимо надевать только в том случае, когда больной чем-то занимается (читает, убирает, пишет и т. д.). А вот при высокой степени ношение должно быть постоянным. Несмотря на все преимущества очков, они имеют и много недостатков. Во-первых, это эстетическая сторона, а во-вторых, очки доставляют массу неудобств. А именно: падают и сползают во время работы, быстро запотевают, на них оседает пыль и грязь. Поэтому они неудобны для рабочего процесса с активным физическим трудом и для занятий спортом. Но это не самое главное. Оказывается, очки не способны обеспечить 100 % коррекции. Дело в том, что в данном случае ограничено боковое зрение, следовательно, нарушено пространственное восприятие и эффект стереоскопии.
  2. Контактные линзы так же востребованы, но стоимость их гораздо превышает цену очков. К тому же их нужно периодически заменять новыми. К минусам можно отнести длительное привыкание к линзам и риск заражения инфекционными заболеваниями. Но это в случае неправильного хранения и надевания. Поэтому очень важно соблюдать гигиенические требования. В отличие от очков, линзы довольно часто (особенно в первое время) вызывают аллергию, следствием чего является покраснение глаз. Зато контактные линзы не препятствуют боковому зрению и активной форме жизни. Они никогда не выпадают и не разбиваются, не запотевают и не собирают пыль.

Медикаментозная терапия

К сожалению, препаратов, которые изменяют преломляющую силу или исправляют аккомодацию, не существует. Однако при дальнозоркости необходимым условием является улучшение всех обменных процессов и питание глаза. Для этого используется витаминная терапия. В основном применяется витамин А, так как он способствует остановке прогрессирования глазных заболеваний, улучшению остроты и питанию тканей глаз. Витамин В активизирует обменные процессы, а витамин С – подавляет токсины, выделяющиеся после метаболизма клеток. Сегодня активно применяются следующие глазные капли:

Тауфон - капли для глаз

  1. «Оковит».
  2. «Фокус».
  3. «Витайодурол».
  4. «Визиомакс».
  5. «Окулист».
  6. «Миртилене-форте».
  7. «Тауфон».

Если вы носите контактные линзы, то вам понадобится и «Визин». Эти капли быстро и эффективно снимают раздражение, отечность и любой воспалительный процесс. Чтобы глаза не пересыхали, используются увлажняющие капли типа «Рото Вита» и «Санте». Кроме медикаментов врач назначает и аппаратную терапию. Это может быть устройство «Амблиокор», «Синоптофор» или «Амблиотренер».

Хирургические методы

Для полноценного лечения гиперметропии глаза применяется хирургическое вмешательство. Сегодня существует много ультрасовременных, эффективных и безопасных методов:

  1. Кератотомия, при которой делаются глубокие надрезы.
  2. Термокоагуляция: врач наносит лазером точечные коагулянты.
  3. Гиперметропическая аутокератопластика: хирург вводит под поверхность роговицы имплантат (аутобиолинзы).
  4. Кератомилез – это срезание лазером некоторых участков роговицы.
  5. Фоторефрактивная кератэктомия.

Источник

Тема: «Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости гигиенических знаний для сохранения остроты зрения;

Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения;

Расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.

Развивающие:

Продолжить формирование умений:

Применять полученные ранее знания о способах сохранения зрения;

Устанавливать причинно – следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;

Обобщать при поиске ответа на проблемный вопрос

Читайте также:  Физические упражнения при близорукости глаз

Делать выводы при подведении итогов урока;

Воспитательные:

Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье;

Способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.

Тип урока: Комбинированный;

Структура урока:

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Постановка цели урока. Актуализация знаний и практических умений по сохранению зрения. Постановка проблемного вопроса.

Цели и задачи урока (на доске):

Выявить – какие практическое значение для человека имеет знание гигиенических правил сохранения зрения.

Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.

Оформить страничку альбома «Экология человека»

Найти ответ на проблемный вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?»

3 этап. Актуализация знаний.

Учитель: По данным СЭС г.Улан –Удэ у 30% школьников к окончанию школы ухудшается зрение. Полученные при изучении данной темы знания помогут вам сохранить зрение. Девизом нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока».

4 этап. Воспроизведение учащимися знаний о распространенных нарушениях зрения.

Учитель:Анализ данных медицинских осмотров учащихся школы за период с 2002-2008г позволяет сделать вывод о росте количества учащихся с различными нарушениями зрения (слайд презентации). Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Какие наиболее распространенные нарушения зрения вам известны?

Учащиеся:Дальнозоркость, близорукость, травмы глаз, глаукома, катаракта (слайд презентации)

Учитель: Как можно корректировать нарушение зрения при этих нарушениях?

Учащиеся объясняют способы коррекции нарушения зрения линзами при близорукости и дальнозоркости (слайд презентации).

Учитель: Какие опасности могут подстерегать наши глаза? (слайд презентации)

5 этап. Изучение нового материала с одновременным повторением ранее изученного.

Работа группами, выполнение полученных заданий (раздача карточек). Учащимся необходимо обсудить и выявить правила по сохранению здоровья глаз при воздействии различных факторов среды.

6 этап. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых знаний с ранее приобретенными знаниями.

Учащиеся поочередно сообщают о результатах совместной работы. Другие учащиеся заполняют страничку «Гигиена зрения» в рабочей тетради «Экология человека».

Учащийся: Проблемы видеоэкологии (слайд презентации)

Ученые доказали, что многократно повторяющиеся одинаковые геометрические рисунки и конфигурации отрицательно влияют на самочувствие людей.

Перед глазами горожан мелькают одинаковые кафельные плитки тротуаров, площадей, заборы из гофрированного металла, ряды скамеек на стадионах, в кинозалах. Усугубляется визуальная однотипность ландшафта и от плоских крыш, особенно при взгляде из квартир 7-10 этажей.

В городе больше движущихся объектов: машин, людей, пестрых, меняющихся реклам и др.

К тому же горожанин чаще смотрят телевизор, работают на компьютере, поэтому наиболее распространенное нарушение зрения – близорукость, у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще.

Учащийся: Цвет и самочувствие (см приложение)

Зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, делают его устойчивым;

Красный оказывает противоположное действие.

Поэтому рабочие места рекомендуется окрашивать в спокойные тона, стимулирующие работоспособность, и избегать тонов, снижающих её.

Учащийся: Чтение без вреда для глаз (слайд презентации)

1. Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз. При рассматривании предметов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия.

2. Нельзя читать лежа; положение книги по отношению к глазам все время меняется, что перенапрягает хрусталик глаза.

3. Нельзя читать в транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то откланяется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. Это может привести к ухудшению зрения.

Учащиеся посматривают видеофрагмент «Общие правила учебной работы»

Учащийся: Освещенность рабочего места. Гигиенические правила.

4. При письме сидеть следует прямо и свет должен падать слева (если вы правша) и соответственно справа, если вы левша; Мощность настольной лампы 50-60 Вт, свет должен освещать книгу или тетрадь, и не должен попадать в глаза. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. При 3-х часовой зрительной работы при освещенности 30-50 лк устойчивость ясного видения снижается на 37 %, в то время как при освещенности в 200 лк только на 10-15 %.

5. При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы в близи. В результате развивается близорукость.

Учащийся: Защита глаз от солнца (слайд презентации)

6. Берегите глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками, от искусственного – абажурами, тонированным стеклом. Слишком яркое освещениераздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению.

Читайте также:  Как восстановить близорукость упражнениями

Учащийся: Правила работы на компьютере (слайд презентации)

7. Не соблюдение правил пользования компьютером ведет к ухудшению остроты зрения, слезоточивость, к проблемам с умственной деятельностью. У младших школьников способность к четкому различению предметов нарушается через 20 мин, а у старших через 45 мин работы с компьютером. Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере:

размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см;

экран должен быть с фильтром для снижения излучени;

темное изображение на светлом фоне должно быть четким;

оптимальное расстояние до монитора – 60-70см;

не слишком яркое освещение;

длительность работы на компьютере: в 3-5 классе – 15 мин; в 6-7кл – 20 мин; в 8-9 кл – 25 мин; в 10-11 кл – 30 мин или 2 раза по 20 мин.

Учащиеся анализируют текст « Утомление глаз» (см приложение)

Учащийся: Правила просмотра телевизора (слайд презентации)

8. Не злоупотребляйте просмотром телепередач. Через 60 мин их непрерывного просмотра наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Продолжительность просмотра телепередач должна составлять: для младших школьников – не более 60 мин 2-3 раза в неделю, для старших – не более 1,5 ч с перерывами. Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 м от зрителей и на уровне глаз. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте.

Учащийся: Травмы глаз.

9. Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз.

Учащийся: Помощь при травме глаз (слайд презентации)

10. При необходимости – правильно оказывайте срочную помощь: при попадании в глаз химических жидкостей необходимо промыть глаз проточной водой (в течение 20 мин) и обратиться к врачу; при попадании соринки – чистым платком удалить её; при ушибе глаза приложить чистый платок, смоченный холодной водой; при тяжелых ранениях глаза (при разрыве его оболочек) нельзя промывать глаз и пытаться удалять инородное тело, а нужно наложить чистую повязку и обратиться срочно к врачу. Правильно оказанная помощь предотвратит тяжелые последствия травмы и потерю зрения.

11. Не трите глаза, если попала соринка грязными руками, или грязным платком, берегите глаза о пыли, т.к. в глаз могут попасть болезнетворные микробы, которые могут вызвать заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения.

12. При попадании в глаз твердых частиц следует их удалить с помощью мигания или чистого носового платка.

Учащийся: Витамин А и зрение (слайд презентации)

На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, вследствие чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А.

Для сохранения остроты зрения необходимо использовать в пищу продукты, содержащие витамин А.

Учащийся: Влияние других факторов на глаза (слайд презентации)

13. Соблюдать правила пользования контактными линзами.

14. При осуществлении сварочных работ защищайте глаза специальными очками, а так же при плавании в бассейне.

15. Правильно пользуйтесь косметикой.

Учащийся: Влияние алкоголя, курения на зрение (слайд презентации)

7 этап. Подведение итогов.

Учащийся, подводя итоги, прикрепляет на доске картинки с изображением факторов негативно влияющих на глаза.

Ответ на проблемный вопрос.

Учащийся: Не телевизор или компьютер, сами по себе, негативно влияют на глаза, а несоблюдение гигиенических правил по сохранению зрения.

8 этап. Практическое занятие с учащимися по гимнастике глаз.

9 этап. Заключительный. Оценки за ответы на уроке. Домашнее задание: оформить в рабочей тетради страничку «Гигиена зрения».

Литература:

  1. Жеребцова Е. (автор – составитель) «Готовые экзаменационные ответы. Биология. 9 класс» Санкт- Петербург изд. «Тригон» 2004г.

  2. Козачек Т. В. (автор – составитель) «Биология. 8 класс. Поурочные планы к учебнику» Волгоград изд. «Учитель» 2006г

  3. Лернер Г.И. «Биология. Тема: «Человек» 8-9-класс» Москва изд. «Эксмо» 2007г

  4. Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек. 8 класс» Москва «Дрофа» 2006г

Источник