Как вылечить астигматизм и амблиопию
Астигматизм и амблиопия – это частое сочетание офтальмологических заболеваний.
Астигматизм представляет собой аномалию рефракции, при которой глазное яблоко имеет неодинаковую преломляющую силу на разных меридианах.
Астигматизм может быть миопическим и гиперметропическим; возможно и сочетание «плюсовых» и «минусовых» нарушений преломляющей силы на одном глазу.
Астигматизм – это серьезная проблема, причина снижения остроты зрения и появления амблиопии.
Как развивается амблиопия
Сетчатка глаза имеет центральную область, которая называется макулярной зоной, или макулой.
Ее функционирование начинается в момент рождения ребенка. Это происходит благодаря попаданию световых лучей, что активирует нервные клетки сетчатки, по которым передается импульс в головной мозг. В норме изображение фокусируется на симметричных участках сетчаток глаз – это обеспечивает адекватное восприятие визуальных образов.
В структурах мозга, которые отвечают за восприятие изображения, происходит обработка зрительной информации. Это очень важный процесс, без которого невозможно нормальное зрение.
Если по каким-то причинам световые лучи не попадают на сетчатку или изображение фокусируется на несимметричных участках сетчаток, происходит нарушение восприятия информации. Развивается амблиопия, или «синдром ленивого глаза».
Связь астигматизма и амблиопии
Астигматизм может стать причиной амблиопии. Это происходит в тех случаях, когда разница преломляющей силы на двух глазах составляет более ±1.5 Д.
В таком случае речь идет о рефракционной амблиопии – это значит, что восприятие изображения симметричными участками сетчаток нарушено из-за нечеткости изображения на одной из них.
При этом происходит «выключение» одной из сетчаток, а другой глаз становится ведущим.
Астигматизм и амблиопия: в чем опасность
Рефракционная амблиопия приводит к следующим проблемам:
- снижению остроты зрения,
- нарушению бинокулярного («объемного») зрения,
- нарушению фиксации взгляда.
Амблиопия может стать не только косметической, но и медицинской проблемой: причиной косоглазия, неуверенности в себе и снижения качества жизни.
Нужно ли лечение?
Ответ однозначный: лечение необходимо начинать как можно раньше.
Обычно астигматизм, осложненный амблиопией, диагностируется в детском возрасте. Чем раньше выявлена проблема, тем больше вероятность успешного лечения. Это связано с тем, что функциональные связи между нервными клетками мозга, которые отвечают за нормальное восприятие изображения от сетчаток, интенсивно образуются в первые 7 лет жизни.
Если астигматизм не был скорректирован, а амблиопия – вылечена до 7 лет, прогноз становится значительно хуже.
Поэтому важными мероприятиями являются:
- ежегодные профилактические осмотры у офтальмолога (для детей с 1 года),
- своевременное лечение выявленных заболеваний.
Комплексное лечение – путь к успеху
При сочетании астигматизма и амблиопии в офтальмологическом центре И. Медведева применяются следующие мероприятия:
- Коррекция астигматизма. Ребенку подбирается оптимальный вариант очковой коррекции.
- Плеоптическое лечение. Плеоптика – это комплекс лечебных мероприятий, который позволяет нормализовать работу неактивного и ведущего глаза и восстановить бинокулярное зрение.
Записаться на прием в Центр Охраны Зрения можно по телефонам: +7 (495) 727-00-44, (499) 246-32-28.
Источник
Ïî äàííûì ÂÎÇ êàòàðàêòà — îäíà èç ãëàâíûõ ïðè÷èí ñëåïîòû.
Ïðè ýòîì 80% ñëó÷àåâ ñëåïîòû ÿâëÿþòñÿ ïðåäîòâðàòèìûìè.
Ðàñïðîñòðàíåííîñòü êàòàðàêòû â Ðîññèè 1201,5 íà 100 òûñ. íàñåëåíèÿ.
Íà òåððèòîðèè ÐÔ íåðàâíîìåðíàÿ çàáîëåâàåìîñòü êàòàðàêòîé îáóñëîâëåíà ýòíî-ãåîãðàôè÷åñêèìè è ýêîëîãè÷åñêèìè àñïåêòàìè, ñâÿçàííûìè ñ ðàçëè÷íîé òåððèòîðèàëüíîé ïðèíàäëåæíîñòüþ è âîçäåéñòâèåì òàêèõ ôàêòîðîâ, êàê èíñîëÿöèÿ (ÓÔ ëó÷è ñïåêòðà Â), èîíèçèðóþùåå èçëó÷åíèå è ðÿä äðóãèõ ìåíåå çíà÷èìûõ.
Íåáîëüøîå ðàçëè÷èå åñòü ìåæäó çàáîëåâàåìîñòüþ ñðåäè ñåëüñêîãî è ãîðîäñêîãî íàñåëåíèÿ 3,63% è 3,36% ñîîòâåòñòâåííî.
Êîëè÷åñòâî åæåãîäíî ïðîâîäèìûõ â Ðîññèè îïåðàöèé ñîñòàâëÿåò 460 000-480 000 âìåøàòåëüñòâ, èç ÷åãî ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ õâàòàåò íå áîëåå ÷åì 1/3 áîëüíûõ ñ êàòàðàêòîé.
Êàòàðàêòà çàíèìàåò 3 ìåñòî ñðåäè ïðè÷èí èíâàëèäíîñòè ïî çðåíèþ ïîñëå òðàâì ãëàçà è ãëàóêîìû.
Õðóñòàëèê ïðè ðîæäåíèè â íîðìå ïðîçðà÷íûé, ò.ê. èìååò êàïñóëó, âíóòðè êîòîðîé âîëîêíà ðàñïîëàãàþòñÿ ñòðîãî îïðåäåëåííûì îáðàçîì, à òàêæå îí íå èìååò ñîñóäîâ. Ïèòàíèå õðóñòàëèêà îñóùåñòâëÿåòñÿ çà ñ÷åò âíóòðèãëàçíîé æèäêîñòè.
Ñ âîçðàñòîì áåëêè, îáðàçóþùèå âîëîêíà õðóñòàëèêà, íà÷èíàþò ðàñïàäàòüñÿ, íàðóøàåòñÿ îáìåí âåùåñòâ, è âîçíèêàåò ïîìóòíåíèå. Ïîìóòíåíèå òàêæå âîçíèêàåò ïðè ïîâðåæäåíèè êàïñóëû õðóñòàëèêà: âíóòðèãëàçíàÿ æèäêîñòü ïðîñà÷èâàåòñÿ âíóòðü õðóñòàëèêà, íàðóøàÿ ìåòàáîëè÷åñêèå öèêëû.
Ôàêòîðû ðèñêà âîçíèêíîâåíèÿ êàòàðàêòû
1. Ñàõàðíûé äèàáåò
2. Êóðåíèå
3. Äëèòåëüíûé ïðèåì êîðòèêîñòåðîèäîâ
4. Ïåðåíåñåííûå âíóòðèãëàçíûå îïåðàöèè
5. Êàòàðàêòà îáû÷íî àññîöèèðóåòñÿ ñ ïîæèëûìè ëþäüìè, îäíàêî ýòî çàáîëåâàíèå ìîæåò áûòü è ó äåòåé.
Ïî âðåìåíè âîçíèêíîâåíèÿ êàòàðàêòû äåëÿò íà:
1. Âðîæäåííûå
2. Ïðèîáðåòåííûå
Âðîæäåííàÿ êàòàðàêòà ýòî âíóòðèóòðîáíàÿ àíîìàëèÿ ðàçâèòèÿ, ÷àñòî àññîöèèðîâàííàÿ ñ ãåíåòè÷åñêèìè ìóòàöèÿìè, ìåòàáîëè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè, âíóòðèóòðîáíûìè èíôåêöèÿìè.
Ïðèîáðåòåííûå êàòàðàêòû â ñâîþ î÷åðåäü ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà:
1. Âîçðàñòíûå — ñàìàÿ ÷àñòî âñòðå÷àþùàÿñÿ ãðóïïà
2. Òðàâìàòè÷åñêèå (êîíòóçèè ãëàçà, ïðîíèêàþùèå ðàíåíèÿ)
3. Îñëîæíåííûå (íåêîòîðûå ãëàçíûå çàáîëåâàíèÿ ìîãóò îñëîæíÿòüñÿ ðàçâèòèåì êàòàðàêòû)
4. Òîêñè÷åñêèå (ïðè ïîïàäàíèè â îðãàíèçì òîêñèíîâ èëè èçáûòêà íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ)
5. Ðàäèàöèîííûå
6. Âûçâàííûå îáùèìè çàáîëåâàíèÿìè îðãàíèçìà
Âîçðàñòíàÿ êàòàðàêòà èìååò 4 ñòàäèè:
1. Íà÷àëüíàÿ êîãäà âîçíèêøèå ïîìóòíåíèÿ õðóñòàëèêà íå ñíèæàþò/ñíèæàþò íåçíà÷èòåëüíî îñòðîòó çðåíèÿ. Äëèòåëüíîñòü ýòîé ñòàäèè ó âñåõ èíäèâèäóàëüíà: ó êîãî-òî âñåãî 2-3 ãîäà, à ó íåêîòîðûõ äîñòèãàåò äåñÿòèëåòèé.
2. Íåçðåëàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíûì ñíèæåíèåì çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì ÷åëîâåê îùóùàåò äèñêîìôîðò è çàòðóäíåíèÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.
3. Çðåëàÿ êàòàðàêòà ïðåäìåòíîå çðåíèå óòðà÷åíî, ÷åëîâåê ìîæåò ëèøü ðàçëè÷èòü ìåñòîíàõîæäåíèå èñòî÷íèêà ñâåòà. Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå ïðîâîäÿò íå äîæèäàÿñü «ñîçðåâàíèÿ» êàòàðàêòû.
4. Ïåðåçðåëàÿ êàòàðàêòà èñòî÷íèê ñâåòà îùóùàåòñÿ, íî óêàçàòü íàïðàâëåíèå îòêóäà èñõîäèò ñâåò íåâîçìîæíî.
Êàêèìè æå ñèìïòîìàìè ïðîÿâëÿåòñÿ êàòàðàêòà?
1. Ñíèæåíèå îñòðîòû çðåíèÿ(ïðè ýòîì î÷êè íå ïîìîãàþò)
2. Ñíèæåíèå êîíòðàñòíîñòè
3. Ïîÿâëÿþòñÿ îðåîëû âîêðóã èñòî÷íèêà ñâåòà
Ñàìè ïàöèåíòû îáû÷íî îïèñûâàþò ýòè ñèìïòîìû êàê çàòóìàíåííîñòü çðåíèÿ, ïåëåíà ïåðåä ãëàçàìè, îùóùåíèå, ÷òî ñìîòðèøü ÷åðåç çàïîòåâøåå ñòåêëî.
Îáðàòèòå âíèìàíèå!
Ïåðå÷èñëåííûå ñèìïòîìû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ãëàçíûõ çàáîëåâàíèé, äèàãíîç ìîæåò óñòàíîâèòü òîëüêî âðà÷.
Êàêîå îáñëåäîâàíèå ïðîéòè, ÷òîáû äèàãíîñòèðîâàòü íàëè÷èå/îòñóòñòâèå êàòàðàêòû?
Ïîñòàâèòü äèàãíîç âðà÷-îôòàëüìîëîã ìîæåò â õîäå ðóòèííîãî îñìîòðà. Åñëè ãëàç íå ðàçëè÷àåò ïðåäìåòû, à âèäèò ëèøü ïðîåêöèþ ñâåòà, òî ìîæåò ïîòðåáîâàòüñÿ âûñîêîòåõíîëîãè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå äëÿ âûÿâëåíèÿ ñîïóòñòâóþùèõ ãëàçíûõ ïàòîëîãèé è îïðåäåëåíèÿ ïðîãíîçà îòíîñèòåëüíî âîçâðàùåíèÿ çðåíèÿ ïîñëå îïåðàòèâíîãî ëå÷åíèÿ.
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå êàòàðàêòû
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íåò èññëåäîâàíèé, ïîäòâåðæäàþùèõ ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå ïîëèâèòàìèíîâ è ìèíåðàëüíûõ äîáàâîê â âèäå òàáëåòîê èëè ãëàçíûõ êàïåëü íà ðàçâèòèå è ïðîãðåññèðîâàíèå êàòàðàêòû. Ò.å. íè òàóôîí, íè ýìîêñèïèí, íè ÷åðíèêà ôîðòå è ïðî÷èå ðàçðåêëàìèðîâàííûå ïðåïàðàòû íå ïðåäîòâðàòÿò ðàçâèòèå çàáîëåâàíèÿ è íå îêàæóò íèêàêîãî âëèÿíèÿ íà óæå ñóùåñòâóþùóþ êàòàðàêòó.(Age-Related Eye Disease Study Research Group. A randomized, placebo-controlled, clinical trial of high-dose supplementation with vitamins C and E and beta carotene for age-related cataract and vision loss: AREDS report no. 9; McNeil J.J., Robman L., Tikellis G. et al. Vitamin E supplementation and cataract: randomized controlled trial)
Áîëåå òîãî áåñêîíòðîëüíûé ïðèåì âèòàìèííûõ è ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ ìîæåò áûòü îïàñåí: âñåìè ëþáèìûå àíòèîêñèäàíòû óâåëè÷èâàþò ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ðàêà.
Ïîýòîìó âèòàìèíû äîëæåí íàçíà÷àòü âðà÷ ïðè íàëè÷èè ïîäòâåðæäåííîãî ãèïîâèòàìèíîçà.
Îïåðàòèâíîå ëå÷åíèå êàòàðàêòû
Ýòî åäèíñòâåííûé äåéñòâåííûé ñïîñîá ëå÷åíèÿ. Îñíîâíàÿ öåëü õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ óëó÷øåíèå çðåíèÿ.
Îïåðàöèÿ ïîêàçàíà â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:
1. Ñíèæåíèå çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì ñíèæàþòñÿ âñå âèäû àêòèâíîñòè ïàöèåíòà, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, òðóäîñïîñîáíîñòü, ìîáèëüíîñòü.
2. Íàëè÷èå ñîïóòñòâóþùèõ ãëàçíûõ ïàòîëîãèé, âûçâàííûõ êàòàðàêòîé
3. Àíèçîìåòðîïèÿ âûðàæåííîå ðàçëè÷èå â ðåôðàêöèè ãëàç. Íàïðèìåð, îäíîìó ãëàçó ìîãóò òðåáîâàòüñÿ î÷êè ñ «ïëþñîâûì» ñòåêëîì, äðóãîìó ñ «ìèíóñîâûì».
4. Çàòðóäíåííàÿ äèàãíîñòèêà/ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé çàäíåãî îòðåçêà ãëàçà
Àáñîëþòíîå ïðîòèâîïîêàçàíèå ê îïåðàöèè:
Ñèòóàöèè, ïðè êîòîðûõ íå îæèäàåòñÿ óëó÷øåíèå çðèòåëüíûõ ôóíêöèé. (Íàïðèìåð, ãëàç îñëåï ïî ïðè÷èíå, íå ñâÿçàííîé ñ êàòàðàêòîé, è åå óäàëåíèå íå âîññòàíîâèò çðåíèå)
 ÷åì ñóòü îïåðàöèè?
Âàø ïîìóòíåâøèé õðóñòàëèê çàìåíÿò íà èñêóññòâåííûé (ÈíòðàÎêóëÿðíàÿ Ëèíçà-ÈÎË)
Ñîâðåìåííûå ìîäèôèêàöèè îïåðàöèé âçðîñëûì ïðîèçâîäÿò ïîä ìåñòíîé àíåñòåçèåé.
¾ âñåõ îïåðàöèé âûïîëíÿþòñÿ áåç ðàçðåçîâ (ïðîêîë øèðèíîé 1-2ìì) ìåòîäîì óëüòðàçâóêîâîé ôàêîýìóëüñèôèêàöèè (ÔÝÊ), ÷òî íåòðàâìàòè÷íî, ïîçâîëÿåò íå íàêëàäûâàòü øâû, óìåíüøàåò ñòåïåíü èíäóöèðîâàííîãî àñòèãìàòèçìà è ñîêðàùàåò ñðîêè ðåàáèëèòàöèè.
 íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ õèðóðãè âûíóæäåíû èñïîëüçîâàòü òðàäèöèîííûå ìåòîäèêè ñ ðàçðåçîì.
Ýòàïû âûïîëíåíèÿ ÔÝÊ
 ðåäêèõ ñëó÷àÿõ ïîñëå îïåðàöèè âîçíèêàåò îñëîæíåíèå — âòîðè÷íàÿ êàòàðàêòà, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèåì, çàòóìàíåííîñòüþ çðåíèÿ èç-çà ïîìóòíåíèÿ çàäíåé êàïñóëû õðóñòàëèêà(íàïîìíþ, ÷òî õðóñòàëèê ñîñòîèò èç îñíîâíîé ìàññû âîëîêîí, êîòîðûå óäàëÿþòñÿ ïðè îïåðàöèè, è êàïñóëû, â êîòîðóþ ïîìåùàåòñÿ èñêóññòâåííàÿ ëèíçà.) Òàêîå îñëîæíåíèå ÷àùå âîçíèêàåò ó ïàöèåíòîâ ñ ñèñòåìíûìè çàáîëåâàíèÿìè, ñ ñîïóòñòâóþùåé (ïîìèìî êàòàðàêòû) ãëàçíîé ïàòîëîãèåé. Ëå÷èòñÿ äàííîå îñëîæíåíèå 5-ìèíóòíîé ïðîöåäóðîé: ëàçåðîì ñîçäàåòñÿ îòâåðñòèå â çàäíåé êàïñóëå õðóñòàëèêà. Ýòà ìàíèïóëÿöèÿ áûñòðà, áåçáîëåçíåííà, íå òðåáóåò ãîñïèòàëèçàöèè.
Ðåçþìèðóÿ âûøåñêàçàííîå, âû äîëæíû ïîìíèòü, ÷òî íè ðàçðåêëàìèðîâàííûå êàïëè ïî ðåöåïòó íèêîìó íå èçâåñòíîãî ïðîôåññîðà, íè îñîáåííûå î÷êè, íè ôèçèîëå÷åíèå, íè ãèìíàñòèêà äëÿ ãëàç íå èçáàâÿò âàñ îò âîçíèêíîâåíèÿ è ïðîãðåññèðîâàíèÿ êàòàðàêòû.
Îò âàñ òðåáóåòñÿ
— âåñòè çäîðîâûé îáðàç æèçíè;
— ðàçíîîáðàçíî è ïîëíîöåííî ïèòàòüñÿ;
— îòêàçàòüñÿ îò êóðåíèÿ;
— ïîëüçîâàòüñÿ ñîëíöåçàùèòíûìè î÷êàìè;
— êîíòðîëèðîâàòü ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ;
— ñâîåâðåìåííî îòïðàâèòüñÿ íà îïåðàöèþ, íå äîæèäàÿñü «ñîçðåâàíèÿ» êàòàðàêòû.
Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/kapli-ot-katarakty
Источник
Часто слышу вопросы про лечение амблиопии у взрослых.
Лечение следует начинать как можно раньше, так как амблиопия может сопровождаться значительным снижением зрения, в некоторых случаях наступает инвалидность. Желательно следить за остротой зрения и при любом, даже незначительном ухудшении, своевременно обращаться к врачу. К сожалению, амблиопия у взрослых труднее поддается лечению. Очень важна профилактика, постоянные осмотры у офтальмолога хотя бы раз в год, даже если нет никаких жалоб.
Методы лечения амблиопии у взрослых
Классическим методом лечения амблиопии для взрослого человека долгое время являлась окклюзия лучше видящего глаза. Под этим подразумевается наложение повязки на глаз, таким образом «ленивому глазу» приходится заново учиться видеть, работать в двойном режиме.
Еще одним зарекомендовавшим себя методом лечения амблиопии у взрослых является лазеростимуляция. Такая процедура длится около пяти минут для каждого глаза, при этом она безболезненна и комфортна. Все что требуется от пациента – смотреть на красный источник света и не отводить взгляд. Лазер увеличивает приток крови к сетчатке, снимает напряжение с мышц.Обычно курс лазерного лечения проводится раз в четыре-шесть месяцев, но для стабилизации заболевания может продолжаться долгие годы
Следует отметить и другие современные методы лечения амблиопии у взрослых. Существует несколько аппаратов и компьютерных программ, которые помогают вылечить амблиопию. Некоторые аппараты тренируют зрение с помощью отдаления — приближения изображения, другие – с помощью мелькания различных геометрических фигур разных цветов. Часто используют специальные линзы и гимнастику глаз, вакуумный массаж, электростимуляцию.
Вакуумный массаж проводится с помощью специальных очков, похожих на очки для плавания. Массаж улучшает кровообращение и гидродинамику глаз. Электростимуляция работает на стимуляцию зрительного нерва, электроток низкой интенсивности не вызывает неприятных ощущений. В некоторых случаях назначается и магнитное лечение – магнитотерапия.
Существуют случаи, когда для лечения амблиопии у взрослых необходима операция. Обычно решение об это принимается при обнаружении косоглазия, которое в таких случаях является причиной амблиопии. Косящий в сторону глаз получает искаженное изображение, в связи с чем мозг начинает отсеивать его. Сильно нарушается бинокулярное зрение, то есть человек перестает воспринимать объем и глубину.
Другим показанием для операции в рамках лечения амблиопии у взрослых является врожденная или приобретенная катаракта. При катаракте хрусталик становится мутным в связи с различными изменениями. Свет рассеивается и не попадает на сетчатку, изображение становится сероватым, мозг может начать не воспринимать его. В таком случае операцию желательно делать незамедлительно, так если время будет упущено, зрение может не восстановиться.
Автор: врач-офтальмолог Курьянова Ирина Валентиновна
Дата публикации: 25.03.2019 09:13
Читайте также
- Амблиопия(синдром «ленивого глаза»)-что это за заболевание
- 6 причин, вызывающих амблиопию у детей
- Как правильно диагностировать амблиопию у детей и взрослых
- Каковы основные симптомы амблиопии
- Амблиопия: как лечить-способы лечения
- Как вылечить амблиопию у детей
- Можно ли вылечить амблиопию в домашних условиях у взрослых и детей
- Берут ли в армию с амблиопией? Можно ли водить машину с амблиопией? На каких работах можно работать при амблиопии?
Источник