Как лучи пересекаются лучи на сетчатке
Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев
Темы кодификатора ЕГЭ: глаз как оптическая система.
Глаз — удивительно сложная и совершенная оптическая система, созданная природой. Сейчас мы в общих чертах узнаем, как функционирует человеческий глаз. Впоследствии это позволит нам лучше понять принципы работы оптических приборов; да, кроме того, это интересно и важно само по себе.
Строение глаза.
Мы ограничимся рассмотрением лишь самых основных элементов глаза. Они показаны на рис. 1 (правый глаз, вид сверху).
Рис. 1. Строение глаза |
Лучи, идущие от предмета (в данном случае предметом является фигура человека), попадают на роговицу — переднюю прозрачную часть защитной оболочки глаза. Преломляясь в роговице и проходя сквозь зрачок (отверстие в радужной оболочке глаза), лучи испытывают вторичное преломление в хрусталике. Хрусталик является собирающей линзой с переменным фокусным расстоянием; он может менять свою кривизну (и тем самым фокусное расстояние) под действием специальной глазной мышцы.
Преломляющая система роговицы и хрусталика формирует на сетчатке изображение предмета. Сетчатка состоит из светочувствительных палочек и колбочек — нервных окончаний зрительного нерва. Падающий свет вызывает раздражение этих нервных окончаний, и зрительный нерв передаёт соответствующие сигналы в мозг. Так в нашем сознании формируются образы предметов — мы видим окружающий мир.
Ещё раз взгляните на рис. 1 и обратите внимание, что изображение разглядываемого предмета на сетчатке — действительное, перевёрнутое и уменьшенное. Так получается потому, что предметы, рассматриваемые глазом без напряжения, расположены за двойным фокусом системы роговица-хрусталик (помните случай для собирающей линзы?).
То, что изображение является действительным, понятно: на сетчатке должны пересекаться сами лучи (а не их продолжения), концентрируя световую энергию и вызывая раздражения палочек и колбочек.
Насчёт того, что изображение является уменьшенным, тоже вопросов не возникает. А каким же ему ещё быть? Диаметр глаза равен примерно 25 мм, а поле нашего зрения попадают предметы куда большего размера. Естественно, глаз отображает их на сетчатке в уменьшенном виде.
Но вот как быть с тем, что изображение на сетчатке является перевёрнутым? Почему же тогда мы видим мир не вверх ногами? Здесь подключается корректирующее действие нашего мозга. Оказывается, кора головного мозга, обрабатывая изображение на сетчатке, переворачивает картинку обратно! Это установленный факт, проверенный экспериментами.
Как мы уже сказали, хрусталик — это собирающая линза с переменным фокусным расстоянием. Но зачем хрусталику менять своё фокусное расстояние?
Аккомодация.
Представьте себе, что вы смотрите на приближающегося к вам человека. Вы всё время чётко его видите. Каким образом глазу удаётся это обеспечивать?
Чтобы лучше понять суть вопроса, давайте вспомним формулу линзы:
.
В данном случае — это расстояние от глаза до предмета, — расстояние от хрусталика до сетчатки, — фокусное расстояние оптической системы глаза. Величина является неиз
менной, поскольку это геометрическая характеристика глаза. Следовательно, чтобы формула линзы оставалась справедливой, вместе с расстоянием до разглядываемого предмета должно меняться и фокусное расстояние .
Например, если предмет приближается к глазу, то уменьшается, поэтому и должно
уменьшаться. Для этого глазная мышца деформирует хрусталик, делая его более выпуклым и уменьшая тем самым фокусное расстояние до нужной величины. При удалении предмета, наоборот, кривизна хрусталика уменьшается, а фокусное расстояние возрастает.
Описанный механизм самонастройки глаза называется аккомодацией. Итак, аккомодация — это способность глаза отчётливо видеть предметы на различных расстояниях. В процессе аккомодации кривизна хрусталика меняется так, что изображение предмета всегда оказывается на сетчатке.
Аккомодация глаза совершается бессознательно и очень быстро. Эластичный хрусталик может легко менять свою кривизну в определённых пределах. Этим естественным пределам деформации хрусталика отвечает
область аккомодации — диапазон расстояний, на которых глаз способен чётко видеть предметы. Область аккомодации характеризуется своими границами -дальней и ближней точками аккомодации.
Дальняя точка аккомодации (дальняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при расслабленной глазной мышце, т. е. когда хрусталик не деформирован.
Ближняя точка аккомодации (ближняя точка ясного видения) — это точка нахождения предмета, изображение которого на сетчатке получается при наибольшем напряжении глазной мышцы, т. е. при максимально возможной деформации хрусталика.
Дальняя точка аккомодации нормального глаза находится на бесконечности: в ненапряжённом состоянии глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке (рис. 2, слева). Иными словами, фокусное расстояние оптической системы нормального глаза при недеформированном хрусталике равно расстоянию от хрусталика до сетчатки.
Ближняя точка аккомодации нормального глаза расположена на некотором расстоянии от него (рис. 2, справа; хрусталик максимально деформирован). Это расстояние с возрастом увеличивается. Так, у десятилетнего ребёнка см; в возрасте 30 лет см; к 45 годам ближняя точка аккомодации находится уже на расстоянии 20–25 см от глаза.
Рис. 2. Дальняя и ближняя точки аккомодации нормального глаза |
Теперь мы переходим к простому, но очень важному понятию угла зрения. Оно является ключевым для понимания принципов работы различных оптических приборов.
Угол зрения.
Когда мы хотим получше рассмотреть предмет, мы приближаем его к глазам. Чем ближе предмет, тем больше его деталей оказываются различимыми. Почему так получается?
Давайте посмотрим на рис. 3. Пусть стрелка — рассматриваемый предмет, — оптический центр глаза. Проведём лучи и (которые не преломляются) и получим на сетчатке изображение нашего предмета — красную изогнутую стрелочку.
Рис. 3. Предмет далеко, угол зрения мал |
Угол называется углом зрения. Если предмет расположен далеко от глаза, то угол зрения мал, и размер изображения на сетчатке также оказывается малым.
Рис. 4. Предмет близко, угол зрения велик |
Но если предмет расположить ближе, то угол зрения увеличивается (рис. 4). Соответственно увеличивается и размер изображения на сетчатке. Сравните рис. 3 и рис. 4 — во втором случае изогнутая стрелочка оказывается явно длиннее!
Размер изображения на сетчатке — вот что важно для подробного разглядывания предмета. Сетчатка, напомним, состоит из нервных окончаний зрительного нерва. Поэтому чем крупнее изображение на сетчатке, тем больше нервных окончаний раздражается идущими от предмета световыми лучами, тем больший поток информации о предмете направляется по зрительному нерву в мозг — и, следовательно, тем больше подробностей мы различаем, тем лучше мы видим предмет!
Ну а размер изображения на сетчатке, как мы уже убедились из рисунков 3 и 4, напрямую зависит от угла зрения: чем больше угол зрения, тем крупнее изображение. Поэтому вывод: увеличивая угол зрения, мы различаем больше подробностей рассматриваемого объекта.
Вот почему мы одинаково плохо видим как мелкие объекты, пусть и находящиеся рядом, так и крупные объекты, но расположенные далеко. В обоих случаях угол зрения мал, и на сетчатке раздражается небольшое число нервных окончаний. Известно, кстати, что если угол зрения меньше одной угловой минуты (1/60 градуса), то раздражается лишь одно нервное окончание. В этом случае мы воспринимаем объект просто как точку, лишённую деталей.
Расстояние наилучшего зрения.
Итак, приближая предмет, мы увеличиваем угол зрения и различаем больше деталей. Казалось бы, оптимального качества видения мы достигнем, если расположим предмет максимально близко к глазу — в ближней точке аккомодации (в среднем это 10–15 см от глаза).
Однако мы так не поступаем. Например, читая книгу, мы держим её на расстоянии примерно 25 см. Почему же мы останавливаемся на этом расстоянии, хотя ещё имеется ресурс дальнейшего увеличения угла зрения?
Дело в том, что при достаточно близком расположении предмета хрусталик чрезмерно деформируется. Конечно, глаз ещё способен чётко видеть предмет, но при этом быстро утомляется, и мы испытываем неприятное напряжение.
Величина см называется расстоянием наилучшего зрения для нормального глаза. При таком расстоянии достигается компромисс: угол зрения уже достаточно велик, и в то же время глаз не утомляется ввиду не слишком большой деформации хрусталика. Поэтому с расстояния наилучшего зрения мы можем полноценно созерцать предмет в течении весьма долгого времени.
Близорукость.
Напомним, что фокусное расстояние нормального глаза в расслабленном состоянии равно расстоянию от оптического центра до сетчатки. Нормальный глаз фокусирует параллельные лучи на сетчатке и поэтому может чётко видеть удалённые предметы, не испытывая напряжения.
Близорукость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза меньше расстояния от оптического центра до сетчатки. Близорукий глаз фокусирует параллельные лучи перед сетчаткой, и от этого изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 5; хрусталик не изображаем).
Рис. 5. Близорукость |
Потеря чёткости изображения наступает, когда предмет находится дальше определённого расстояния. Это расстояние соответствует дальней точке аккомодации близорукого глаза. Таким образом, если у человека с нормальным зрением дальняя точка аккомодации находится на бесконечности, то у близорукого человека дальняя точка аккомодации расположена на конечном расстоянии перед ним.
Соответственно, ближняя точка аккомодации у близорукого глаза находится ближе, чем у нормального.
Расстояние наилучшего зрения для близорукого человека меньше 25 см. Близорукость корректируется с помощью очков с рассеивающими линзами. Проходя через рассеивающую линзу, параллельный пучок света становится расходящимся, в результате чего изображение бесконечно удалённой точки отодвигается на сетчатку (рис. 6). Если при этом мысленно продолжить расходящиеся лучи, попадающие в глаз, то они соберутся в дальней точке аккомодации .
Рис. 6. Коррекция близорукости с помощью очков |
Таким образом, близорукий глаз, вооружённый подходящими очками, воспринимает параллельный пучок света как исходящий из дальней точки аккомодации. Вот почему близорукий человек в очках может отчётливо рассматривать удалённые предметы без напряжения в глазах. Из рис. 6 мы видим также, что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до дальней точки аккомодации.
Дальнозоркость.
Дальнозоркость — это дефект зрения, при котором фокусное расстояние расслабленного глаза больше расстояния от оптического центра до сетчатки.
Дальнозоркий глаз фокусирует параллельные лучи за сетчаткой, отчего изображения удалённых объектов оказываются размытыми (рис. 7).
Рис. 7. Дальнозоркость |
На сетчатке же фокусируется сходящийся пучок лучей. Поэтому дальняя точка аккомодации дальнозоркого глаза оказывается мнимой: в ней пересекаются мысленные продолжения лучей сходящегося пучка, попадающего на глаз (мы увидим это ниже на рис. 8). Ближняя точка аккомодации у дальнозоркого глаза расположена дальше, чем у нормального.Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого человека больше 25 см.
Дальнозоркость корректируется с помощью очков с собирающими линзами. После прохождения собирающей линзы параллельный пучок света становится сходящимся и затем фокусируется на сетчатке (рис. 8).
Рис. 8. Коррекция дальнозоркости с помощью очков |
Параллельные лучи после преломления в линзе идут так, что продолжения преломлённых лучей пересекаются в дальней точке аккомодации . Поэтому дальнозоркий человек, вооружённый подходящими очками, будет отчётливо и без напряжения рассматривать удалённые предметы. Мы также видим из рис. 8, что фокусное расстояние подходящей линзы равно расстоянию от глаза до мнимой дальней точки аккомодации.
Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Источник
Нормальное зрение. Близорукость. Дальнозоркость
Чтобы рассматриваемый предмет был ясно виден, надо, чтобы лучи от всех его точек попали на сетчатку, т. е. были сфокусированы на ней.
Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близком расстоянии, кажутся расплывчатыми, они не в фокусе. Если глаз ясно видит близкие предметы, неясно видны отдаленные.
Попробуйте одновременно одинаково ясно увидеть шрифт книги через марлевую сетку и саму марлевую сетку. Это вам не удастся, так как предметы расположены от глаза на разных расстояниях.
Глаз способен приспосабливаться к четкому видению предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Эту способность глаза называют аккомодацией (от латинского слова accomodatio — приспособление к чему-либо).
При рассматривании близких предметов хрусталик делается более выпуклым, благодаря чему лучи от предмета после преломлений сходятся на сетчатке. Вы уже знаете, что от хрусталика к ресничному телу тянутся тонкие, упругие волокна. Благодаря мышце в ресничном теле хрусталик может менять свою форму, становиться более или менее выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи света.
При рассматривании предметов, находящихся на далеком расстоянии, ресничная мышца расслаблена, а волокна, прикрепленные к капсуле хрусталика, в это время натянуты, что вызывает сдавливание хрусталика и его растягивание. Поэтому при взгляде вдаль кривизна хрусталика и, следовательно, преломляющая сила его становятся наименьшими.
При приближении предмета к глазу происходит сокращение ресничной мышцы, волокна, прикрепленные к капсуле хрусталика, расслабляются. Вследствие эластичности хрусталик становится более выпуклым и его преломляющая сила увеличивается.
Интересно осуществляется аккомодация у рыб. Хрусталик у них имеет форму шара и не изменяет своей кривизны, но под действием мышц может перемещаться вред или назад (вглубь) в глазном яблоке (рис. 36).
В нормальном глазу преломляющие свойства его оптической системы обеспечивают фокусирование изображения на сетчатке, т. е. параллельные лучи от предмета после преломления сходятся на сетчатке.
Далеко не у всех людей глаз является нормальным.
Дальнозоркость. Дальнозоркость является следствием короткой продольной оси глаза. Она либо бывает связана с неправильной формой глаза от рождения (укороченное глазное яблоко), либо может развиться вследствие уменьшения выпуклости хрусталика, что наблюдается чаще всего у пожилых людей. Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью. В таком глазу параллельные лучи, идущие от далеких предметов, пересекаются за сетчаткой. На сетчатке получается расплывчатое изображение.
|Для перемещения изображения на сетчатку дальнозоркий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счет увеличения кривизны хрусталика уже при рассматривании отдаленных предметов. Ещё большее напряжение аккомодации потребуется для ясного видения близко расположенных предметов. Если аккомодация не в состоянии обеспечить получение на сетчатке дальнозоркого глаза чётких изображений предметов, необходимы очки с собирающими двояковыпуклыми стеклами.
Близорукость. В близоруком глазу параллельные лучи идущие от далеких предметов, пересекаются перед сетчаткой, не доходя до нее. Это может быть связано со слишком длинной продольной осью глаза или с большей, чем нормальная, кривизной хрусталика. Такому глазу, преломляющая способность которого и без того велика, аккомодация помочь не в состоянии. Близорукий глаз видит хорошо только близко расположенные предметы. При близорукости врач рекомендует пациенту носить очки с рассеивающими двояковогнутыми стеклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся.
Близорукость в большинстве случаев врожденная, однако она постепенно увеличивается в школьном возрасте.
В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ухудшает зрение и может привести даже к отслоению сетчатки. Поэтому своевременное ношение очков школьниками, страдающими близорукостью, является обязательным.
По каким признакам судят о развитии близорукости? Обычно такие школьники говорят, что они стали плохо видеть написанное на классной доске, просят пересадить ближе к доске. При чтении они приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, в кино или театре стремятся занять место поближе к экрану или сцене.
Для близоруких характерно прищуривание глаз при рассматривании отдаленных предметов. Стремление приблизить рассматриваемый предмет к близоруким глазам, чтобы сделать его изображение на сетчатке более четким, требует значительной нагрузки на мышечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой напряженной работой и один глаз отклоняется в сторону виска или носа. Появляется косоглазие.
При неосложненной близорукости правильно подобранные очки часто восстанавливают нормальное зрение.
Для четкого видения предмета необходимо, чтобы лучи от всех его точек после преломления в глазу были сфокусированы на сетчатке. В близоруком глазу лучи от предмета пересекаются перед сетчаткой. Близорукий глаз хорошо видит только близко расположенные предметы. При близорукости пользуются очками с рассеивающими линзами.
Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью, и лучи, идущие от далеких предметов, фокусируются за сетчаткой. При дальнозоркости пользуются очками с собирающими двояковыпуклыми линзами.
Вопросы:
1. Что такое аккомодация глаза?
2. Какова ее роль в зрении?
3. Почему близорукие учащиеся допускают много ошибок при описании с доски, становятся рассеянными, теряют интерес к знаниям? Как им можно помочь?
4. Можно ли пользоваться чужими очками?
5. Каковы причины близорукости? Дальнозоркости?
§ 12. Гигиена зрения.
Зрение нарушается от воспалительных болезней (конъюнктивиты и др.), болезней век и слезных желез. С возрастом у детей и подростков увеличивается частота травм глаза. Нужно смолоду соблюдать правила личной гигиены: часто мыть руки с мылом, менять личные полотенца индивидуального пользования наволочки, носовые платки.
При ярком солнечном свете следует пользоваться специальными защитными очками. Яркое освещение раздражает клетки сетчатки. Это вредит зрению. Поэтому в быту и на производстве источники сильного света прикрывают абажурами или плафонами из матового стекла или пластика.
При занятиях учащихся свет обязательно должен падать с левой стороны; при освещении справа книга или тетрадь затемняется правой рукой, а свет, падающий: спереди, слепит глаза. Важно, чтобы свет от источника света падал на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае быстро развивается утомляемость. Абажур настольной лампы, желательно зеленого или желто-зеленого цвета, должен полностью закрывать от глаз нить накала лампы.
Следует избегать избыточного освещения рабочего га, так как это утомляет, может вызвать резь в глазах, головные боли.
Поверхность рабочего стола не должна давать слепящих глаза бликов, поэтому не следует покрывать рабочий стол стеклом или плексигласом.
Стены учебных помещений рекомендуется окрашивать клеевыми красками светлых тонов, максимально отражающих свет, отчего освещенность в помещении увеличивается. Лучше всего отражают свет поверхности, окрашенные белой (до 80—90%), светло-желтой (60%), светло-зеленой (46%) красками.
В помещение, где занимаются ученики, должно попадать как можно больше солнечного света. Окна должны быть свободными от посторонних предметов (на них можно держать лишь низкорослые растения), шторы на окнах днем должны быть раздвинуты; оконные стекла следует регулярно очищать от пыли.
В профилактике близорукости большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней строк на странице книги или тетради. Наклон крышки стола (или парты) облегчает работу школьника, ибо при этом верхняя и нижняя строки страницы находятся приблизительно на одинаковом расстоянии от глаз. Дома также желательна наклонная крышка стола, для чего можно использовать деревянную подставку. Такая подставка облегчит работу глаз, обеспечит правильную посадку. Тетрадь или книга должна находиться от глаз на расстоянии 30—35 см. Такое расстояние не требует напряжения зрения и дает возможность работать не наклоняясь.
Когда человек читает или пишет за высоким рабочим столом или при слабом освещении, он вынужден напрягать зрение. При этом хрусталик долго находится в состоянии максимальной выпуклости, что может привести с течением времени к близорукости.
Для профилактики близорукости во время приготовления домашних заданий через каждые 35—45 мин следует давать отдых глазам примерно на 10 мин. При этом рекомендуется поглядеть вдаль на зеленые деревья. Во время прогулки, экскурсии старайтесь рассматривать далеко стоящие деревья, строения, другие предметы. Полезны игры типа городков, метания в цель мяча, снежков.
Во время зрительной работы полезно, закрыв глаза, подвигать ими в разных направлениях: вверх —вниз, влево — вправо.
Вредно читать лежа: в таком положении трудно книгу на нужном для глаз расстоянии. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте: сотрясение книги увеличивают нагрузку на глазные мышцы, напряжение аккомодационного аппарата. Вредно также читать во время перемены: это препятствует полноценному отдыху глаз между уроками.
Следует помнить о вредном действии курения на зрение. В молодости, особенно в школьном возрасте, ядовитый никотин, который содержится в табаке, может вызвать тяжелое поражение зрительного нерва. От табачного дыма глаза курильщиков начинают слезиться, веки краснеют, часто воспаляются.
Первая помощь при повреждении глаз. Если в глаза попала соринка, промойте его водой и удалите с века соринку чистой влажной ватой (руки предварительно вымойте с мылом).
При ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченные холодной водой.
При тяжелых ранениях глаза нельзя промывать его и пытаться удалить инородное тело. Нужно наложить на глаз чистую повязку и пострадавшего отправить в больницу.
При попадании в глаза щелочи, кислоты, ядовитых веществ следует промывать глаза чистой проточной водой в течение 15—20 мин, затем пострадавшего шить к врачу.
Причины нарушения зрения разнообразны: травмы, инфекция, недостаток или избыток света, неправильно оборудованное рабочее место, чтение в движущемся транспорте или лежа, курение. Для сохранения зрения следует соблюдать ряд гигиенических правил.
1. Правильно ли оборудовано ваше рабочее место в школе и дома? 2. Что нужно сделать, чтобы сохранить зрение?
Источник