Как играть в баскетбол с близорукостью

Известно, что подавляющее количество информации о внешнем мире (до 80-90%) человек воспринимает благодаря зрению. При этом глаз не просто «перерисовывает» в мозгу полученное извне изображение. По зрительным каналам передаётся в высшие отделы мозга лишь самое необходимое, самое значительное для человека в данный момент. Это очень облегчает сбор информации и зрительную ориентировку в пространстве. По мере приобретения опыта мозг может воспринимать не все детали окружающего мира, а сразу целые, обобщённые образы, что ускоряет обработку зрительных впечатлений [4, 14, 15].

У детей 13-14 лет заканчивается созревание зрительной системы. К этому времени высшие отделы мозга способны выделять и анализировать необходимые сведения из общего потока зрительной информации. В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействие, повышает эффективность технических и тактических действий. Когда изучали влияние слуха, зрения и кожной чувствительности на эффективность выполнения бросков в прыжках, то оказалось, что наибольшее ухудшение вызвало ограничение бокового зрения. При утомлении у игрока зрение ухудшается, и это снижает результативность его действий. Для точного выполнения различных приёмов, особенно бросков, очень важна способность зрения, оценивать удалённость предметов в пространстве. По этой способности, объему воспринимаемого пространства и остроте зрения баскетболисты занимают одно из первых мест среди спортсменов других видов спорта. При этом следует учесть, что чем больше в упражнениях используются зрительные сигналы, тем больше совершенствуется зрительный аппарат баскетболиста. Особенно важно влияние баскетбола на внутренние мышцы глаза, от которых зависит приспособление глаза видеть на различных расстояниях. Занятия баскетболом тренируют внутренние мышцы глаза, и поэтому являются средством предупреждения и лечения близорукости у подростков. Точность в баскетболе зависит так же от сочетания движений глаз и рук. Если движения глаз опережают движения рук, то достигается высокая точность. Перед броском, например, подросток должен сосредоточить взгляд на кольце, иначе мяч не попадёт в него. Оказалось, что если при утомлении движение глаз запаздывает и произойдёт одновременно или даже позднее движения рук, то бросок будет не точным. При рассматривании предмета, оба глаза наводятся на него. От точности этой наводки зависит четкость изображения, что обеспечивает высокую эффективность выполняемых движений. У баскетболистов такое идеальное согласие встречается гораздо чаще, чем у лиц не занимающихся систематической тренировкой. В конце соревнований или тренировочных занятий согласованность движений глаз может временно ухудшаться. Эти явления больше выражены у менее квалифицированных и более молодых баскетболистов [2, 7, 16].

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодежи.

Читайте также:  У человека некоторые формы близорукости доминируют над

В основе баскетбола лежат естественные движения — бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами — с двухлетнего возраста.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств.

Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов [1, 9].

Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.

Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды.

Баскетбол получил широкое распространение во всем мире, с каждым годом возрастает интерес к занятиям этим видом спорта, усиливается конкуренция на международной арене. Последнее вызывает необходимость совершенствования методики спортивной тренировки с учетом тенденций развития баскетбола.

Многообразие двигательных действий спортсменов во время игры весьма затрудняет количественное описание их компонентов. Современный тренировочный процесс настоятельно выдвигает необходимость разработки методов интегративного качественно-количественного описания организма спортсмена как большой системы с целью рационального моделирования его состояния [7, 8].

Моделирование игровых ситуаций весьма сложно. Однако в баскетболе можно выделить такие двигательные компоненты, которые поддаются детальному изучению и описанию. Это одна из разновидностей броска мяча в корзину.

Читайте также:  Медтехника для лечения близорукости

Изучение двигательной и информативной деятельности организма, являющихся решающими при реализации навыков в баскетболе, обусловленности этих видов деятельности общим функциональным фоном, интеграции указанных факторов в единую функциональную систему для обеспечения высокой надежности бросков мяча в корзину должно иметь широкий выход в практику как в плане методических рекомендаций по совершенствованию спортивного мастерства, так и для тестирования функциональной готовности спортсменов.

Однако в доступной нам литературе недостаточно точно охарактеризованы динамика и взаимосвязь временных компонентов и результативности бросков, что обеспечивает надежность. Весьма слабо изучено влияние информации, поступающей из 5 сенсорных систем, на параметры навыков и результативность при их реализации. Имеющаяся педагогическая литература (учебники, учебные пособия, методические указания и др.) базируется в основном на эмпирическом опыте тренеров.

Сущность игры состоит в том, что игроки каждой команды, перемещаются по площадке с мячом или без мяча и, преодолевая сопротивление противника, стараются, как можно больше забросить мячей в корзину соперника и препятствовать им в овладении мячом и бросках в корзину. Мяч можно передавать вести, бросать, отбивать, соблюдая правила игры. Выигрывает команда, на счету которой после окончания игры окажется больше очков [3, 5, 6].

В баскетболе выделяют такие амплуа игроков как: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий форвард, тяжелый или мощный форвард, центровой, лёгкий нападающий.

Разыгрывающий защитник

(англ. Point Guard) или первый номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость (некоторые разыгрывающие могут поспорить в этом компоненте с профессиональными легкоатлетами), ловкость в проходе к кольцу, многие обладают хорошей прыгучестью и могут закладывать данки не хуже более рослых игроков. Средний рост составляет приблизительно 175—190см. У игроков данной категории наиболее развито периферическое зрение.

В те далекие годы, когда баскетбол еще только набирал обороты, функцией 1-ого номера являлся исключительно розыгрыш комбинации в начале атаки, но в современном баскетболе разыгрывающий может выполнять функции Атакующего защитника — так называемые «защитники-гибриды».

Атакующий защитник

(англ. Shooting Guard) или второй номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Игроки этого типа обычно очень быстрые, ловкие, обладающие высоким прыжком и ростом приблизительно 190—200 см (но есть и ниже). Обязательным для атакующего защитника является хороший бросок со средней и дальней дистанции и быстрый дриблинг. Главной задачей 2-ого номера является набор очков, некоторые из них иногда могут выступать в качестве разыгрывающего (защитники-гибриды).

Лёгкий форвард

(англ. Small Forward) или третий номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. Средний рост 200—210 см.

Тяжелый или мощный форвард

(англ. Power Forward) или четвёртый номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера является подбор (англ. rebound) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 200—210 см. Игроки этого типа легко могут закладывать мяч в кольцо (см данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников.

Читайте также:  Сферические линзы при близорукости

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20 — 25 очков за матч, и еще успевают играть в защите, а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды.

Центровой

(англ. Center) или пятый номер — позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост 210—225 см), основная задача — игра под кольцом, подбор мяча.

У баскетболистов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. У связующих она значительно выше, чем у нападающих. Точность глубинного зрения при восприятии удаляющегося мяча (т.е. в момент передачи) у них более чем в два раза выше, чем у нападающих [10, 14].

Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано с развитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного определения расстояния до партнера по команде, до кольца зависят точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство баскетболистов во многом определяется точностью глазомера (глубинного зрения).

Точность глазомера, как и периферическое зрение, находится в прямой зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной формы она в среднем выше на 40-45%, чем в состоянии натренированности. Поскольку периферическое зрение и точность глазомера имеют в баскетболе большое значение, различные приемы и упражнения для развития данных зрительных восприятий должны занять свое место в учебно-тренировочной работе.

Учебно-тренировочные занятия и игры должны всегда проходить при достаточном освещении. Огромное воздействие на психику человека оказывает цвет. Психофизиологическая функция цвета — обеспечение наиболее благоприятных условий для зрительного восприятия, снижения утомления, улучшения освещенности.

Баскетбол — прекрасное средство всестороннего развития детей школьного возраста. Игровой метод позволяет осваивать элементы сложной координационной структуры, развивать быструю реакцию, расширять периферическое и глубинное пространственное зрение, оперативное мышление. В процессе игры формируется специфическое мышечное «чувство мяча», позволяющее точно дозировать мышечные усилия при бросках, передачах мяча на различные расстояния. Юные баскетболисты развивают в играх моторный интеллект, тактическое мышление, повышают скорость переработки информации, вырабатывают способность к творческому решению двигательных задач, повышают умственную работоспособность.

Особенности деятельности в баскетболе способствуют развитию специфических качеств внимания, ощущений, восприятий, в результате у баскетболистов появляется высокоразвитое комплексное восприятие. В основе его лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения. В баскетболе имеются следующие специализированные восприятия — «чувство мяча», «чувство площадки», «чувство времени».

Источник