Как быть в школе если у тебя близорукость

/О детях/Школа

Близорукий ребенок в школе: права и проблемыРассадка детей в классе. Должен ли близорукий ребенок сидеть за первой партой. Имеет ли учитель право пересадить плохо видящего ребенка на заднюю парту.

Бытует мнение, что ребенок с близорукостью должен непременно сидеть за первой партой в школе, иначе острота зрения продолжит снижаться. Так ли это и кому нужно уступить места «в партере», выясняла «Сибмама».

Очки в  ранце

По мнению Татьяны Сизых, завуча средней школы № 61 имени Н. М. Иванова, родительский ажиотаж вокруг первых парт – явление не особенно распространенное:

” — По моим наблюдениям, на первую парту гораздо чаще претендуют дети-отличники, для которых учеба очень важна, чем школьники с плохим зрением. Если родители ребенка предъявят справку от офтальмолога из государственной или частной клиники или даже просто попросят, чтобы сын или дочь сидели именно за первой партой, учитель, вероятнее всего, пойдет навстречу.

— За время своей работы я не сталкивалась с ситуацией, когда претендентов на первые парты больше, чем собственно парт, этот вопрос решается в спокойном рабочем режиме. Споры о партах в классе обычно начинаются тогда, когда дети привыкли каждый к своему месту, а один из учителей-предметников вдруг хочет рассадить их иначе. В каждой школе свои порядки, но чаще всего в роли третейского судьи приходится выступать классному руководителю.

Проблема ухудшающегося детского зрения не сводится только к месту в классе, считает Татьяна Сизых:

— Я бы посоветовала родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ребенок, которому доктор только что выписал очки, обычно очень их стесняется, даже если в детском коллективе обстановка в целом доброжелательная и дразнить никто не будет. Очки не любят одинаково и мальчики, и девочки. Зачастую ребенок надевает очки утром перед школой, чтобы родители не ворчали, а придя в класс, потихоньку прячет их в сумку. Поговорите с ребенком, если он болезненно отнесся к необходимости носить очки, поставьте в известность классного руководителя. Учитель может не знать, что школьнику давно полагается приходить на уроки в очках, дети умеют очень хорошо утаивать информацию, если нужно.

Во-вторых, выясните, проводится ли на уроках гимнастика для глаз. Физкультминуткам учителя уделяют внимание, а о гимнастике для глаз могут и забывать, особенно в среднем звене. Упражнения несложные, детям обычно нравится гимнастика, они любят даже просто посидеть полминуты с закрытыми глазами.

” — В-третьих, существует старое школьное правило: каждую четверть дети пересаживаются на один ряд вправо. То есть если осенью ребенок сидит в первом ряду, зимой он перемещается во второй и так далее. Не все учителя соблюдают его сегодня. Имеет смысл спросить на родительском собрании, что об этом думает классный руководитель».

Парты в дефиците

Александр ЛАРШИН, руководитель социальных проектов офтальмологического центра «Глазка», напротив, полагает, что проблема «битвы за первую парту» вполне актуальна.

— Первых парт всего три, а детей со сниженной остротой зрения больше, и родители часто пытаются посадить их поближе к доске. «Миф о первой парте», скорее всего, связан с давным-давно устаревшей офтальмологической практикой. Когда-то считалось, что очки должны корригировать зрение не полностью, а на 80 – 90 %. Сегодня, согласно европейским нормам, ребенок должен видеть каждым глазом на 100 %. Если зрение полностью скорректировано очками или контактными линзами, первая парта не нужна – это научные данные.

” —  Прискорбно, что офтальмолог в детской поликлинике, если он не читает современных статей и не ездит на профессиональные конференции, может быть не в курсе. Он выпишет справку о том, что ребенку нужно сидеть исключительно за первой партой. Но в 80 – 90 % случаев забота родителей о зрении ребенка справкой и ограничится. Беда в том, что прогрессирующая близорукость в это время будет прогрессировать и дальше. Не польза от справки получается, а один вред.

— Если классный руководитель видит такую справку, он вправе спросить у родителя: а что вы дальше делаете, наблюдаетесь ли у специалиста, идет процесс лечения? Конечно, в реальности педагоги редко задают такие вопросы.

— Медицинские показания «для первой парты», конечно, существуют. Например, школьник наблюдается у офтальмолога и проходит функциональное-аппаратное лечение. Нагрузка на органы зрения в этот момент увеличивается, ребенок ежедневно около двух часов проводит на занятиях в офтальмологической клинике. На этот период врач выписывает справку, чтобы школьника посадили за первую парту. Другой пример – ребенок находится на медикаментозном лечении для снятия спазма мышц аккомодационного аппарата. Но это всё единичные случаи.

Ирина СМИРНОВА, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, директор центра «Глазка», дополнила список таких показаний:

— Чтобы усадить ребенка за первую парту, у врача должны быть веские основания. Как правило, речь идет о детях с врожденными заболеваниями глаз, врожденными нарушениями развития зрения. Это слабовидящие школьники, которые действительно должны с первого класса сидеть за первой партой. Но чаще всего родители настаивают на том, чтобы дети сидели поближе к доске, совсем по другой причине – у сына или дочери развивается близорукость, приобретенный, а не врожденный, дефект зрения. Если за первую парту и нужно посадить ребенка, то только на самых начальных этапах развития близорукости, когда ему еще не показана очковая или другая оптическая коррекция зрения. Кстати, парта может быть и второй, не обязательно первой.

” — А дети, у которых зрение снижено и которым уже нужны очки или контактные линзы, могут сесть подальше. Более того, им полезнее сидеть на третьей или четвертой парте, чтобы смотреть и вдаль, и вблизи. Именно так происходит естественная тренировка аппарата аккомодации. К счастью, родители чаще всего с пониманием относятся к этим аргументам и не настаивают, чтобы ребенок сидел максимально близко к доске.

До семи лет – никаких гаджетов

Что могут сделать родители для того, чтобы предупредить развитие детской близорукости? Немало, уверен Александр Ларшин.

— Зрение у ребенка обычно начинает портиться в самом начале обучения в школе, в первом и во втором классе, когда нагрузка на органы зрения возрастает. Второй пик – 5 – 6 класс, в это время резко увеличивается количество изучаемых школьником предметов. Наши немецкие коллеги выделяют еще и третий пик – 18 – 19 лет, это первые курсы университета. Казалось бы, человек приблизился к возрасту стабильного зрения, но совмещение работы и учебы, постоянное сидение за компьютером делают свое дело.

” — Если говорить о дефектах детского зрения глобально, мы сейчас стоим на рубеже. В России пока еще можно помочь детям. А в Китае, Японии, Южной Корее в возрасте стабильного зрения 94 % мужчин и 75 % женщин имеют диагноз «близорукость». Естественно, в этих странах уже и дети рождаются с патологией по зрению. У нас ситуация пока не настолько удручающая, но если ничего не делать, мы пойдем той же дорогой.

Александр Ларшин рассказал и о профилактике близорукости.

  • Во-первых, ребенок должен обязательно проходить ежегодный осмотр у детского врача-офтальмолога. Только так можно поймать близорукость на ранних стадиях.

  • Во-вторых, задача родителей – научить ребенка взаимодействовать с современными гаджетами. Мы много работаем с педагогами, и обычно они радеют за здоровье школьников. Основной вред зрению ребенка, по нашим наблюдениям, наносится в семье. Если еще до школы малышу не объяснить, что увлекаться гаджетами опасно, то потом будут трудности. Меня родители часто спрашивают: что делать, если у пятиклассника пытаешься забрать телефон, а он в ответ устраивает настоящую истерику. Когда время упущено, этот вопрос лучше адресовать детскому психологу.

” — Подавайте детям правильный пример, следите, как часто малыш держит в руках гаджет. В возрасте до семи лет он вообще не должен пользоваться смартфоном, планшетом и так далее. Есть статистика, собранная на основе нашего проекта «Пятерка по зрению». За 8 лет мы осмотрели свыше 20 тысяч детей. За последние пять лет резко выросло количество первоклассников с дефектами зрения. Если раньше 1 – 2 % малышей приходили в первый класс с нарушениями зрения, сейчас их уже 15 – 17 %.Это прямое следствие того, что первые свои гаджеты ребенок получает уже в 3 – 4 года.

Не торопитесь. Конструкторы, игрушки, пластилин, гуашь, химические опыты – есть чем занять дитя и без технических новинок. Но опять же не стоит забывать. Что если ребенок часами собирает мелкий конструктор – это такая же нагрузка на глаза вблизи. Что касается ребят постарше, есть специальная формула, разработанная физиологами-офтальмологами. Возраст в минутах умножаем на три и получаем время, которое в день ребенок может проводить с гаджетом. Например, в 12 лет это время составит 36 минут. Самые опасные устройства – те, которые имеют маленький экран и подносятся ближе к глазам, а именно телефон и планшет. То есть чатиться в мессенджерах и социальных сетях опаснее, чем играть на компьютере.

  • В-третьих, в школьную практику нужно ввести обязательные физкультминутки с занятиями для глаз. Глазки у детей податливые, они быстро устают. Информацию об упражнениях можно найти в интернете, но это должны быть профильные сайты офтальмологических центров. Гимнастике приписывают множество волшебных свойств. Она, к сожалению, не лечит, зато может снять накопленный спазм аккомодации. Педагогов мы просим проводить для детей гимнастику после второго-третьего уроков, родителей – после приготовления домашнего задания.  

  • В-четвертых, не нужно бояться оптической коррекции зрения. К сожалению, на территории постсоветского пространства циркулирует очень много мифов, посвященных очкам. Есть мнение, что если ребенок надел очки, диоптрии будут только увеличиваться. Это в корне неверно. Если у ребенка уже диагностирована прогрессирующая близорукость, важно вовремя надеть на него очки или контактные линзы».  

Нормы и правила

«Вопрос первой парты», между тем, строго  регламентирован. Как сообщили журналисту «Сибмамы» в департаменте образования мэрии города Новосибирска,

«в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Детей с нарушениями зрения рассаживают на ближние к классной доске парты согласно рекомендациям».

Правило «перестановки» рядов также существует: не менее двух раз в год первый и третий ряды должны меняться местами. Кроме того, ограничено время непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором. Для учеников 1 – 2 классов оно составляет не более 20 минут, для учеников 3 – 4 – не более 25.

Желаем всем здоровья и успехов в учебе — за любой партой!

 1.11.2017

Подготовила Мария Тилишевска

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

У меня дочка на третьей парте сидит, стала жаловаться, что с доски не видит материал. Я повела к окулисту её, он сказал, что это потому что сильная нагрузка на глаза, они к такому не привыкли ещё. Начала давать Лютеин-комплекс детский курсом, там каротиноиды (лютеин, ликопин) и витамины некоторые для зрения, которые снижают риски развития близорукости, способствуют поддержанию зрения. ну и впереди лето, будем отдыхать.

согласна. главное чтобы прогресса к падению не было

Как быть в школе если у тебя близорукость

Ritt-ka, ну вот у моего сына -9, и он действительно без очков ничего не видит. Но в очках — вполне, и первая парта ему не нужна. То есть сама по себе близорукость не повод к первой парте, только если не удается скорректировать её.

Безусловно есть случаи когда ребенок всегда должен на первых партах сидеть. У меня подруга -10 зрение, так всю школу первые-вторые парты. потому что без очков она не видела даже соседа по парте. только цветное пятно

Очень удивлён, что в школах вообще рассаживают врачи . яу нас только классный руководитель, бывает такое, что он опаздывает на урок на 10-15 минут, но сейчас—это норма. У меня сын очень плохо видит, поэтому сидит за первой партой второго ряда. Его туда посадил классный руководитель, после предъявления справки. Больше он его не пересаживает

Как быть в школе если у тебя близорукость

Жукова Алена

а на домашнем по состоянию здоровья?

Как быть в школе если у тебя близорукость

да, помню время , настрадалась я с мальчишками с их мытарствами на последних партах. до сих пор как вспомню, так злиться начинаю, хоть к психологу иди.

хорошо, сейчас дочь на домашнем обучении, да и боевая насчет учебы, сама вперед всех рвется.

Как быть в школе если у тебя близорукость

Ritt-ka

получила

скинула)

Как быть в школе если у тебя близорукость

Ritt-ka

у нас так же. Киньте в личку пожалуйста коонтакты, а вдруг понадобится. Ребенок жалуется что зрение упало — просто попасть на прием к окулисту в нашей поликлинике проблемища…

У нас в школе рассаживает классный руководитель. Меняет каждые две недели детей с ряда на ряд и дальность рассадки.

А вообще если кому нужны очки и само изготовление очков можете обращаться. могу помочь сделать гораздо дешевле.

Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:

И на мой взгляд гаджетов не нужно лишать, просто дозировать

Как быть в школе если у тебя близорукость

До семи лет никаких гаджетов в принципе. Смартфон появился в 3 классе. 5 класс — резкое ухудшение зрения.

Как быть в школе если у тебя близорукость

А есть ли какие-то нормы по партам не касаемые зрения? Например, позвоночник, шея, уши?

Инга2007

Это на самом деле не редкость.

Первый раз слышу, чтобы рассаживал врач.

Я родителям на первом же собрании сказала, что если ребёнок жалуется, что не видит с доски, то это повод сходить к врачу.

Конечно, если принесут справку, что нуждается в 1-2 парте, то посажу.

Источник

Фото: bibo.kz

В наше время  редко кого обзывают очкариком, ношение очков и линз становится нормой. Сегодня модно ходить в очках и быть похожим на Гарри Поттера. Чуть ли не половина выпускников школ  страдает близорукостью: дети приобретают  в школе не только знания, но и проблемы со зрением.

По прогнозам медиков, в недалеком будущем близоруких людей станет в два раза больше. Близорукость – это нарушение фокуса зрения, при котором ухудшается видимость вдаль.  Как вовремя распознать и предотвратить заболевание? Об этом мы спросили у врача-офтальмолога Центра медицинской профилактики  Карелии Натальи Томберг.

– Наталья Эдуардовна, многие считают, что близорукость – это не так серьезно, как и очки на носу, с которыми легко можно ужиться…

–  Среди причин понижения зрения первое место занимает близорукость – миопия, которая у части детей прогрессирует и приводит к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потерей зрения. Осложненная миопия является одной из наиболее частых причин инвалидизации, поэтому легкомысленное отношение к понижению зрения при близорукости просто недопустимо.

– Какие  основные причины близорукости у детей?

– Увеличивает риск такого заболевания, как  близорукость,  длительная напряженная  зрительная  работа: например, работа на компьютере.

Неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы – плохое освещение рабочего места, мелкий шрифт текста, неправильная осанка, несоответствие учебной мебели росту школьника – то есть всё, что вызывает чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому объекту. Близорукость нередко наблюдается у ряда членов одной семьи, а также родителей и  потомков, что указывает на значение наследственного фактора.

Одной  из причин возникновения миопии являются хронические заболевания организма, снижение иммунитета, неправильное питание. Фаст-фуды, газированные напитки, еда всухомятку приводят к ослаблению аккомодации, истончению склеры, ухудшению кровоснабжения глазного яблока и удлинению передне-задней оси глаза.

– Наталья Эдуардовна, без телевизора, компьютера жизнь ребенка представить трудно. Сколько времени школьник с близорукостью может провести перед монитором?

 Без ущерба для глаз школьники начальных классов могут провести за монитором компьютера максимум 30 минут, старшеклассники — 45 — 60 минут.

Зрение особенно напрягается, если дети сидят слишком близко к экрану. А потом обязательно сделать перерыв. Посмотреть влево-вправо, вниз-вверх, вдаль, сделать упражнения для глаз.

–  Какие продукты, помогающие сохранить зрение, вы посоветуете?

– Это продукты, содержащие кальций: творог, молоко, масло сливочное, тыква, цукини, кабачки, зеленая фасоль, огурцы, томаты, листья салата, шпинат, брокколи, капуста, репа, дыня, киви, темный виноград, курага. 

Не реже 2- 3 раз в неделю рекомендуется употреблять  в пищу рыбу – лосось, тунец, макрель, орехи, которые богаты ОМЕГА-3 –  жирными кислотами.

Здоровая диета, содержащая богатые витаминами С и Е, селен, бета-каротин, лютеин, – это свежие фрукты и овощи.

Селен входит в состав большинства гормонов и ферментов. Этот микроэлемент не вырабатывается в организме и должен поступать с водой  и пищей. Лучше использовать витаминные комплексы, содержащие селен. Так как  при миопии происходит растяжение глазного яблока, сетчатки, образуется недостаток пигмента, выстилающее глазное дно. Восполнить его способны ягоды черники.

– Есть ли какие-либо безошибочные признаки, говорящие родителям о том, что у ребенка ухудшается зрение?

– Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Ребенок плохо видит с доски, прищуривается при взгляде вдаль, низко наклоняется над текстом, когда читает или делает уроки.

– Как часто нужно проверять зрение у ребенка?

Ежегодно, а при признаках снижения зрения каждые шесть месяцев.

–  Исследования показывают, что к 18 годам любая близорукость стабилизируется. Можно ли ее стабилизировать раньше?

 –  Дети с миопией должны обязательно наблюдаться у офтальмолога своей поликлиники. Главная задача этого наблюдения и лечебных мероприятий, предлагаемых врачом, – приостановить или замедлить ее прогрессирование  и предупредить ее возможные осложнения.

У большинства пациентов, наблюдаемых мною, близорукость останавливается к совершеннолетию, но никто не даст гарантии, что после этого возраста ухудшения зрения не будет. Спровоцировать это могут травма, роды, тяжелые заболевания.

– Есть мнение, что лечи – не лечи, зрение лучше не станет…

– Это не  так. Прогрессирующая миопия требует обязательного наблюдения и лечения, а в случае необходимости –  хирургического вмешательства.

– Каждый знает, если мышцы не тренировать, они станут слабыми. Относится ли  это к глазным мышцам?

– Да, относится. Постоянная тренировка глаз после зрительной нагрузки способствует восстановлению зрения, снятию зрительного напряжения, улучшению кровоснабжения глаза, что может стабилизировать миопию. Есть очень хорошие гимнастики для глаз по Аветисову.

– Часто при лечении не обойтись без и очков и контактных линз. Что вы посоветуете родителям?

Очки или контактные линзы способствуют коррекции близорукости, и пациент сам принимает решение, что ему лучше подходит. Для детей лучше очки – проще уход. Но если ребенок занимается спортом, за исключением плавания, я советую контактные линзы. Если ребенок пользуется контактными линзами, очки все равно должны быть в наличии. Нельзя носить линзы во время простуды, гриппа, ОРЗ или при наличии воспалительных заболеваний глаз – конъюнктивита, блефарита и других.

– Что вы можете сказать о профилактике близорукости?

– Если кратко, то это гигиена зрения, режим работы и отдыха и здоровое питание. Своевременное обращение к специалисту позволит сохранить зрение вашему ребенку.

Автор: Марина Лапшова

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Подписывайтесь на наш канал «Лицей»!

Фокус зрения

Источник