Из за близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить

Тема: «Россия в I четверти XIX века. Александр I».

1. Задание на знание основных дат ( задание на установление хронологической последовательности).

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

2.Задание на знание основных дат ( задание на установление соответствия).

Приведите в соответствие даты и проведенные реформы (мероприятия).

I. 1.1802—1804 гг.

А. А) преобразования в системе государственного управления

2. 2.1802—1811 гг.

Б. Б) курс реформ М.М.Сперанского

3. 3.1808— I8l I гг.

В. В) реформы в сфере образования

4. 4.1816— 1819гг.

Г. Г) отмена крепостного права в Финляндии, Польше, Эстляндии

3. В 1805 г. и в 1807 русские войска терпели поражения от французской армии под командованием Наполеона Бонапарта

4. Последствиями заключения Тильзитского мира стали

5. К мероприятиям периода правления Александра I относятся

4)разрешение богатым купцам покупать дворянские имения и приобретать дворянский титул

6) «указ о трёхдневной барщине».

6. Высшим законосовещательным учреждением, созданным по проекту М.М.Сперанского в 1810 г., был

7. Основные принципы функционирования государственного механизма, предлагавшиеся М. М.Сперанским в 1808—1811 гг., заключались в

5) предоставление всем жителям России гражданских прав.

8. Какие государственные органы предполагалось создать

М. М.Сперанским в его конституционном проекте?

9. К последствиям внешней политики Александра I относятся

1)вхождение Грузии в состав Российской империи

2) потеря черноморских портов и флота

3) присоединение крымского полуострова

4) потеря острова Сахалин

5) включение в состав России Северного Азейбарджана

6) включение в состав России Польши и Финляндии.

10. П. И. Багратион, М. Б. Барклай-де-Толли, А. П. Тормасов являлись

1) командующими русских армий в начальный период Отечественной войны 1812 г.

2) членами Государственного совета

3) ближайшими сподвижниками Александра в проведении либеральных реформ

4) участниками партизанского движения в ходе Отечественной войны 1812 г.

5) участниками Бородинской битвы

6) погибли в сражениях Отечественной войны 1812г.

11.Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.

«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <…> сына нашего большего, Александра, а по нём — всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому…»

1)Пётр1 2) Павел I 3) Николай I 4) Александр II 5) ПетрIII

12. Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь.

«Из-за …близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями — вновь победоносными и беспримерными — совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».

4) А.П. Ермолов

5) М.Д. Скобелев

Место

Событие

Дата

—————— (А)

Объединение сил 1 -й и 2-й русских армий

————- (Б)

г. Малоярославец

—————— (В)

12 октября 1812г.

—————— (Г)

Военный совет, принявший решение об оставлении Москвы

————— (Д)

Река Березина

—————— (Е)

14-17 ноября 1812 г.

17. Какое географическое название не связано с событиями Отечественной войны 1812

Пропущенные элементы:

  1. 26 августа 1812 г.

  2. г. Смоленск

  3. неудачная попытка окружения и уничтожения армии Наполеона

  4. деревня Фили

  5. сражение, исход которого заставил Наполеона отступать по Старой Смоленской дороге

  6. село Бородино

  7. 1 сентября 1812г.

  8. 4-5 августа 1812г.

  9. сражение, надломившее дух завоевателей, ослабившее их наступательную активность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Героями-партизанами Отечественной войны 1812 г. были

1) М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский

2) Е. В. Четвериков, Г. М. Курин, Д. В. Давыдов

3) Е. П. Ермолов, П. X. Витгенштейн, П. М. Волконский

4) Н. Н. Раевский, М. И. Платов, Ф. П. Уваров

5) В.Кожина, Г. М. Курин, П. М. Волконский

6) И.Сусанин, К.Минин, Г.М.Курин

19. Общая цель первых тайных обществ в России заключалась

Читайте также:  Чтение в транспорте приводит к близорукости

1) в подготовке и осуществлении преобразований в стране

2) в организации народного выступления против политического режима

3) в осуществлении государственного переворота и свержении монарха

4) в проведении вооруженного восстания против самодержавия

5) в распространении идей конституционализма

20. Прочитайте отрывок из работы историка С. В. Мироненко и определите, когда произошло событие, о котором идет речь.

«На площади появился…. Милорадович. Он подъехал к самому каре и обратился к солдатам с пламенной речью. Тут-то и раздался выстрел Каховского, смертельно ранивший Милорадовича. За ним последовали разрозненные выстрелы и из ряда солдат. Пролилась первая кровь».

1)1812г. 3. 1816г. 5) 1818г.

2)1815г. 4. 1822г. 6) 1825г.

21. Возник (ла) после падения империи Наполеона I с целью обеспечения незыблемости решений Венского конгресса, подавления революционного и национально-освободительных движений

1) Священный союз 4) Антанта

2) Тройственный союз 5) Священная лига

3) Антифранцузская коалиция 6) Лига наций

22. Временное правительство, Народное вече, Державная дума, Верховный собор — органы власти, предлагавшиеся по проекту

1) М. М. Сперанского 3. П. И. Пестеля 5) «Негласного комитета»

2) Н. Н. Новосильцева 4. Н. М. Муравьева

23.Прочтите отрывок из работы историка.

«И старики, и молодые равно усердно рукоплескали первым указам нового императора, ибо каждый мог впитывать в эти указы себя.

Первые восприняли поток либеральных обновлений как некий отмыв России от павловской грязи до екатерининского блеска; вторые увидели в них возможность такой переделки России, при которой неизбежной окажется быстрая смена политических поколений.

Первые настаивали на ускорении, сжатии и усечении административных реформ. Чтобы как можно быстрее увенчать себя драгоценной короной российской конституции и перераспределить отчуждённый у царя избыток власти в пользу опытных, зрелых, искушённых сановников. А в их лице — в пользу сословия в целом. Вторые продолжили разговоры о конституировании, но в некой туманной перспективе, на вырост, и завели сладкую песнь о немедленном и повсеместном преобразовании государственного аппарата управления как цели ближайшей и долговременной. Ибо наложить на самодержавную волю царя конституционные вериги сейчас значило усилить стариков, а преобразовать государственную машину значило лишить стариков тёплых насиженных мест. И начать самим насиживать эти места.

Но царь поставил свою задачу, ради неё ослабил и тех и других. На первом же заседании Негласного комитета в ответ на предложение молодых друзей сначала заняться изучением состояния Империи, затем преобразовать администрацию, а уж в конце концов как- нибудь приступить и к конституции, он тихо и ласково спросил: а нельзя ли сразу перейти к третьему пункту? (Смущённое молчание было ему ответом.)»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. В отрывке речь идёт о начале правления императора Александра I.

  2. Членом упоминаемого в тексте Негласного комитета был А.А. Аракчеев.

  3. Идею создания российской конституции в тот период, который описывается в отрывке, поддерживало только молодое поколение политиков.

  4. Одной из попыток разработки конституции в период правления императора, о котором идёт речь в отрывке, стала «Государственная уставная грамота Российской империи», составленная П.А. Вяземским и Н.Н. Новосильцевым.

  5. Одним из преобразований, осуществлённых императором, о котором идёт речь в отрывке, стала замена коллегий министерствами.

  6. Император, о начале правления которого говорится в отрывке, сменил на троне Екатерину II.

Рассмотрите схему и выполните задания

hello_html_747d8097.jpg

24.1.Назовите российского монарха, правившего в период, когда происходили обозначенные на схеме события.

25. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. В селе, обозначенном на схеме цифрой «1», состоялся военный совет, решение которого определило ход дальнейших военных действий.

  2. Среди участников военных действий, обозначенных на схеме, были А.Н. Сеславин и А.С. Фигнер.

  3. В ходе обозначенных на схеме событий главнокомандующий войсками противника делал попытки начать мирные переговоры.

  4. Современниками обозначенных на схеме событий были М.Д. Скобелев и Э.И. Тотлебен.

  5. Главные силы русских войск находились в районе населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «3», более трёх месяцев.

  6. Во время данных событий город, обозначенный на схеме цифрой «2», не пострадал.

26. Соотнесите период правления АлександраI и проведённые преобразования

А. А. либеральный период

I. 1.создание системы военных поселений

  1. 2.указ о свободных («вольных») хлебопашцах

  1. 3. начало аграрной реформы в Прибалтике

Б. Б. консервативный период —

4. 4. ужесточение государственного контроля над учреждениями образования

5. 5. создание привилегированного Царскосельского лицея

6. 6.подтверждение права помещиков ссылать крепостных в Сибирь без суда на вечное поселение за «дурные поступки»

27. Какие три из перечисленных ниже положений относятся к причинам победы Российской империи над армией Наполеона в 1812 году? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Читайте также:  Близорукость 6 диоптрий это сколько строчек

1) участие широких народных масс в борьбе с врагом и героизм русской армии

2) численное превосходство русской армии над неприятелем

3) тактика действий, выбранная командующим М.Б. Барклаем- де-Толли и продолженная М.И. Кутузовым

4) отказ союзников Наполеона продолжать войну против Российской империи

5) неготовность армии Наполеона к войне на больших территориальных пространствах в суровых климатических условиях

6) восстания в европейских государствах в то время, когда основные силы Наполеона были заняты в России

Рассмотрите изображение и выполните задания 28-29 (1)

hello_html_75eca972.jpg

28. Какие суждения об этом соборе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) данный собор выстроен в шатровом стиле

2) архитектор собора — О. Монферран

3) рядом со стройкой этого собора происходили события 14 декабря 1825 г.

4) собор был построен в I половине XIX в.

5) строительство собора было посвящено победе России в Северной войне

6) собор строился более 40 лет

Ответ:

29. Какой из памятников архитектуры был создан в тот же период, что и изображенный выше? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

hello_html_109aa88e.jpg

Рассмотрите изображение и выполните задания 28-29 (2)

hello_html_56f73a30.jpg

28. Какие суждения о российском императоре, изображенном на картине, являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. на картине изображен император Александр I

  2. он взошел на престол в 1825 г.

  3. в истории за ним осталось имя «Благословенный»

  4. при этом императоре в России была открыта Академия наук

  5. при этом императоре Россия завоевала выход в Черное море

Ответ:

29. Кто из представленных ниже деятелей русской культуры был современником императора Александра I?

2)hello_html_m2dbc5354.jpg

hello_html_10f08241.jpg

  1. Л.Н.Толстой 2)К.Брюлов

  1. А.П.Чехов 4)А.Блок

30.(1)Существует следующая точка зрения на причины поражения армии Наполеона в 1812 г. в России: Героизм российских воинов был основной причиной победы над Наполеоном.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие — опровергают её.

31. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в период царствования Александра I (1801 — 1825 гг.). Укажите не менее двух задач. Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трёх примеров).

Источник

Застарелая ненависть Запада к России не является чем-то новым

Начавшаяся на рассвете 22 июня 1941 года Великая Отечественная война перевернула судьбы Европы и мира. Вместо быстрого разгрома СССР, на который рассчитывали не только лидеры нацистской Германии и её сателлитов, но и многие политики в Англии, США, других западных странах, в мире возникло совершенно новое соотношение сил. Победа героической Красной армии принесла свободу европейским народам, приблизила появление на карте мира народного Китая, привела к коренному изменению ситуации на Дальнем Востоке, подъёму антиколониальной борьбы народов Азии и Африки.

Не такое развитие событий рассчитывали те западные лидеры, кто во второй половине 1930-х годов пытался «побрататься» с Гитлером на антисоветской и антирусской основе. Одним из них был британский премьер Невилл Чемберлен, бахвалившийся по возвращении из Мюнхена, что привёз соотечественникам «мир». Его ближайший советник по политическим вопросам сэр Гораций Уилсон оказался более словоохотливым. 10 сентября 1938 года (накануне решающей встречи Чемберлена с Гитлером по проблеме раздела Чехословакии) он предложил своему шефу заявить фюреру, что «Германия и Англия являются двумя столпами, поддерживающими миропорядок против разрушительного напора большевизма» и что лично он «не желает сделать ничего такого, что могло бы ослабить тот отпор, который мы можем вместе оказать тем, кто угрожает нашей цивилизации».

Мюнхенское соглашение 1938 года предоставило Германии свободу рук во всей Европе. Это, кстати, хорошо понял тогдашний президент Чехословакии Эдвард Бенеш. Его реакция, по словам личного президентского секретаря Прокопа Дртины, была следующей: «Это – конец. Вероломство наказывается. Уму непостижимо. Они думают, что спасут себя от войны и революции за наш счет. Ошибаются».

А в годы Второй мировой войны Бенеш в качестве президента Чехословацкой республики в изгнании стал активным сторонником сближения с СССР, в сотрудничестве с которым видел дополнительные гарантии безопасности от немецкой угрозы. Он хорошо понимал, что разгром Германии неизбежно приведёт к усилению СССР, к ослаблению Франции, Великобритании, центральноевропейских государств.

Западные же союзники Советского Союза в той войне и после войны не хотели признать колоссальные изменения в мире. Спустя год после разгрома Германии силами антигитлеровской коалиции администрация Гарри Трумэна заявила, что вне зависимости от того, какую политику проводит СССР, само его существование «несовместимо» с интересами безопасности США. Это было продолжение линии Чемберлена, говорившего, что для того, чтобы жила Великобритания, должен погибнуть «большевистский Советский Союз».

Читайте также:  Глазные капли от близорукости цены

В отличие от западных лидеров советские политики и дипломаты хорошо представляли ключевые тенденции развития международной обстановки в предвоенные годы. В секретном письме полномочного представителя СССР в Великобритании Ивана Майского народному комиссару иностранных дел Максиму Литвинову от 10 февраля 1939 года говорилось: «На ближайший период, скажем, до конца текущего года или, во всяком случае, до середины текущего года, в распоряжении Чемберлена нет таких «третьих стран», которые можно было бы сравнительно легко и удобно бросить, как кость, фашистским агрессорам. Быстро приближается момент, когда Чемберлену придется откупаться либо за счет Британской империи, либо за счет таких стран (Франция, Бельгия, Голландия), к судьбе которых, по соображениям самого эгоистического свойства, он не может быть слишком равнодушен… Политическая атмосфера в данный момент, после побед Франко и полного поглощения Чехословакии, также в высшей степени благоприятна для фашистских авантюр, – неизвестно, удержится ли она до будущего года. Равным образом неизвестно, сохранится ли до того времени у власти Чемберлен – этот важнейший союзник Гитлера и Муссолини, а также останется ли в силе тот раскол между Англией и Францией, с одной стороны, и СССР — с другой, который сейчас так облегчает Германии и Италии свободное маневрирование на европейской арене. Все эти и им подобные соображения должны, мне кажется, толкать Гитлера и Муссолини к большей активности именно теперь, пока еще не поздно, в 1939 году».

Оценки советского дипломата подтвердились последующим развитием событий. В секретном письме председателю Совета народных комиссаров и народному комиссару иностранных дел СССР Вячеславу Молотову от 11 декабря 1939 года (спустя три с половиной месяца после заключения советско-германского договора о ненападении) Иван Майский указывал: «С одной стороны, англо-французы боялись агрессии и ввиду этого хотели иметь пакт о взаимопомощи с СССР, но, с другой стороны, те же англо-французы опасались, что такой пакт может усилить Советский Союз, а это никак не входило в их расчеты. В конечном итоге данное опасение взяло верх, и переговоры закончились полным крахом. Окидывая одним общим взглядом позицию британского правительства в отношении СССР за последние 3,5 месяца, необходимо констатировать, что внутренняя противоречивость ее осталась в полной силе. Однако в обстановке войны эта противоречивость стала выражаться в несколько иных формах, чем раньше… С одной стороны, правящие круги Великобритании за рассматриваемый период были полны чувством глубокой ненависти к СССР. Эта ненависть не представляет собой чего-либо нового. Она является естественным и неизбежным продуктом этого классового чувства, которое так сильно развито в руководящих элементах английской буржуазии и которое неоднократно находило свое выражение и в прошлом. Однако хронически застарелая ненависть к СССР с начала войны приобрела особые остроту и напряженность. Объяснялось это тем, что крах летних переговоров с СССР явился вместе с тем крахом всей политики Чемберлена, которая в основном сводилась к тому, чтобы столкнуть Германию с СССР и, таким образом, развязать войну на Востоке. Вместо этого война развязалась на Западе».

Понимание пагубности политики Запада в отношении Гитлера и СССР присутствовало и у русских эмигрантов, оставивших Родину. Бывший посол российского Временного правительства во Франции Василий Маклаков писал 28 марта 1940 года из французской столицы бывшему посланнику России в Греции Елиму Демидову: «Я старался… указывать только на то, что бесспорно и чего в Европе понять все же не хотят: а именно на то, что распадение России прежде всего невыгодно для самих союзников, что всякая попытка ее ослабить пойдет на пользу Германии и что за нее впоследствии заплатят они – союзники. Думая об этом, положительно поражаешься близорукости всей европейской политики за многие годы и глупому отношению ее к России».

Однако переломить антисоветский дух, питавший профашистские симпатии значительной части политической элиты Великобритании и других западных держав, к моменту нападения Германии на СССР не удалось. Лишь летом-осенью 1941 года в западных столицах началось некоторое отрезвление, но и оно было неполным, двуличным. Позорная история затянувшегося сверх всякой меры открытия союзниками «второго фронта» – тому подтверждение. А поддержавший советскую Москву решительнее других западных лидеров Уинстон Черчилль уже в 1946 году агрессивной речью в Вестминстерском колледже в Фултоне (штат Миссури, США) дал старт холодной войне против Советского Союза.

Петр Искендеров, ФСК

Источник