Исследовательские работы о близорукости
Софья Райчева
Научно-исследовательский проект «Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Конкурс
учебно-исследовательских и творческих работ
«Юность в науке»
Направление: социально – гуманитарные и экономические науки
Секция: наука в масс-медиа
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Автор: Райчева Софья Алексеевна,
ученица 5 «А» класса
Научный руководитель:
Абучова Майрам Мамедгасановна
учитель русского языка и литературы
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аннотация…. …. 3
2. План исследования…. …. …. 5
3. Описание работы. …. ….…. 7
3.1. Теоретическая часть. …. …. 7
— понятие близорукости…. …. 7
— причины появления близорукости …. …. 8
3.2. Учебно-исследовательская работа …. …. 8
— из-за чего у меня падает зрение…. ….8
— тест для слушателей…. 10
— сколько нас: близорукие ученики СОШ №4…10
— близорукость и успеваемость…. …11
3.3. Заключение….11
3.4. Список используемой литературы и интернет ресурсы…. 12
4. Приложение….I-V
—
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Райчева Софья Алексеевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
1. Аннотация
Человеческий глаз — это орган, созданный для восприятия света. Это самый ценный и удивительный дар природы. В глазах отражается всё, что мы чувствуем: радость и страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаз — очень чувствительный и ранимый орган. Не секрет, что зрение людей становится всё хуже и хуже. Большинство из нас просто злоупотребляют своими глазами, не дают им никакого отдыха, пренебрегают ими, совсем забывая, что работа глаз во время бодрствования не прекращается ни на секунду и что всё воспринимаемое ими передаётся для осмысления мозгу. Установлено, что проблемы со зрением наблюдаются у 30% жителей планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире 45 млн. человек лишены зрения и ещё 135 млн. страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020 г, число слепых людей на планете увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих до – 200 млн. человек. Каждую минуту в мире слепнет один ребёнок, каждые пять секунд – взрослый. У меня возник вопрос: что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир?
Актуальность проекта. В научной конференции я участвую третий раз. В каждом проекте я пытаюсь изучить себя. В первом, я рассматривала феномен человека — левши, во втором – причины появления у меня веснушек. Сейчас я попытаюсь выяснить почему, снимая очки, я плохо вижу. У меня близорукость, поэтому окружающий мир предстает передо мной в размытом виде. А ведь еще в детском саду, я обращала внимание на детей в очках. Почему они их надевают? Я была уверена, что очки носят только пожилые люди. Мои стереотипы разрушились во втором классе, когда проблема коснулась меня лично. Постепенно меня и у многих моих друзей стало ухудшаться зрение, мы стали чаще обращаться к окулисту и надели очки. Посмотрите вокруг, с каждым годом нас, близоруких, становится все больше и больше. Согласно статистике, которую ведут специалисты покачевской городской больницы, за последние пять лет количество заболевших школьников увеличилось вдвое. Мне стало интересно, почему же мы теряем зоркость? Как сохранить зрение? И только ли компьютеры виновники этой проблемы?
Идея проекта. Среди моих сверстников бытует мнение, что только отличники и «заучки» имеют плохое зрение и носят очки. Многие считают, что дети становятся слабовидящими из-за того, что много читают и работают с компьютером. У меня возникла идея, узнать, так ли это на самом деле.
Я учусь в школе на одни пятерки, но не согласна, что слабое зрение у меня из — за школьных нагрузок, и поэтому цель моего проекта: опровергнуть сложившееся мнение о том, что в очках ходят только отличники
Задачи:
1. Изучить научную литературу по теме с целью узнать, что такое близорукость;
2. Выяснить, каковы основные причины появления близорукости;
3. Провести анкетирование среди всех учеников нашей школы, с целью выяснить сколько учеников страдают этим заболеванием и как они учатся.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты;
5. Дать моим одноклассникам рекомендации по сохранению зрения.
Методы и приемы исследования: изучение литературы по теме; проведение учебно-опытной работы; тестирование; опрос и эксперимент.
Объект исследования: ученики школы с диагнозом миопия.
Предмет исследования: влияние школьных учебных нагрузок на проблемы со зрением.
Теоретическая значимость исследования в том, что его результаты позволяют опровергнуть бытующее мнение о том, что только отличники являются слабовидящими, так как много времени проводят за учебниками и компьютером.
Практическое значение моего проекта состоит в том, что учителя на уроках станут проводить офтальмологические физминутки; учащиеся станут бережнее относиться к своему здоровью и беречь зрение.
Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать ценность сохранения здоровья глаз.
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Райчева Софья Алексеевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
2. План исследования
Проблема: только ли отличники имеют проблемы со зрением?
Гипотеза: близорукостью болеют не только отличники, и не только из-за просмотра компьютера и использования гаджетов ухудшается наше зрение.
Работая над проектом, я решила придерживаться следующего плана:
1. Изучить научно –популярную литературу и информацию по теме.
2. Узнать причины моей близорукости.
3. Провести анкетирование среди детей СОШ №4 с целью выявления детей с миопией и выяснения их уровня обучения в школе.
4. Посетить врача-офтальмолога.
5. Доказать, что близорукость — не болезнь отличников.
6. Составить памятку для детей «Как сохранить зрение?»
7. Вместе с учителем ввести в практику проведение на уроке офтальмологических пятиминуток.
8. Составить картотеку комплекса гимнастики для глаз.
9. Обобщить и проанализировать полученные данные.
10. Представить исследовательскую работу на научной конференции.
Библиография
1. Аветисов Э. С. «Близорукость». – М. ; Медицина, 2001 г.
2. Анисимова Н. А. «Физкультура при близорукости».-М.:Медицинская литература, 2000 г.
3. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии». – М. ; Книга, 2007.
Уровень успеваемости детей с диагнозом миопия
Райчева Софья Алексеевна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
город Покачи
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
5 «А» класс
3. Описание работы
3.1. Теоретическая часть
Понятие близорукости.
Прежде чем разбираться в причинах близорукости, я определила, что это за болезнь. По-научному, она называется миопией. Это такой дефект зрения, при котором изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Такие изменения происходят из-за растяжения плотной оболочки глазного яблока в среднее-заднем направлении. Глаз, вместо шаровидной, приобретает форму эллипсоида, становится похожим на куриное яйцо. Деформация органов зрения не происходит сиюминутно — это сложный и длительный процесс.
Приобретая такой дефект, мы стремимся все приблизить к глазам. Отсюда и такое название болезни — мы четко видим только на расстоянии вытянутой руки.
Причины появления близорукости.
Тогда почему форма глаз одних детей изменяется, а других нет? Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила научную литературу. Из научных статей я узнала, что это происходит в трех случаях. В первом – это результат наследственности. Близорукость передается от родителя — организм новорожденного как бы «запрограммирован» на избыточное удлинение глазного яблока, что проявляется в школьном возрасте. Известно, если отец и мать близоруки, то в 70 случаях из ста их ребенок будет иметь минусовое зрение. Если один из родителей близорук, то, по статистике, 30% детей уже в раннем возрасте имеют риск заболевания миопией. Причем чаще «жертвами» болезни становятся девочки. Вторая причина – врожденная. Нарушение происходит, когда ребенок находится еще в утробе матери. Оно связано с патологическими процессами, происходящими в её организме. Например, преждевременными родами. И третья, пожалуй, самая непредсказуемая — ее появление во многом зависит от нас самих. Называется она приобретенной. Острота зрения у ребенка нарушается, когда у него повышена зрительная нагрузка, несбалансированное питание или он не соблюдает гигиену глаз.
По данным офтальмологов именно третья причина доминирует над всеми остальными. И в зоне риска как раз находятся дети моего возраста. Так как в периоде между семью и пятнадцатью годами возрастает нагрузка на формирующийся глазной аппарат: это и растущие школьные минимумы, и увеличение времяпровождения за компьютером, и некачественное питание. Подростки злоупотребляют фастфудами и прочей «нехорошей» едой.
Развивается болезнь у детей следующим образом:
• ухудшается зрение вдаль;
• контуры предметов становятся размытыми;
• окружающий мир, буквально, сливается;
• но … сохранятся хорошее зрение вблизи;
Этим – то детская болезнь и отличается от недуга бабушек и дедушек – дальнозоркости. Пожилые люди видят хорошо только вдаль, и у них это закономерный процесс — в результате возрастных изменений в организме. Тогда как школьники могут «справиться» с близорукостью и в большинстве случаев процесс ухудшения зрения можно не только избежать, но и повернуть процесс вспять. Главное — вовремя выяснить причину.
3.2. Учебно — исследовательская работа
Из-за чего у меня падает зрение.
Я решила выяснить, откуда же у меня появился этот недуг? В первую очередь я отправилась к педиатру уточнить, не было ли у меня родовых травм, которые смогли бы спровоцировать развитие миопии. Наш педиатр, Гульмира Таибовна Мутаева, просмотрев карточку, отметила — я появилась на свет здоровым ребенком и никаких отклонений у меня при рождении не было. Таким образом первая причина, врожденная, не подтвердилась.
Возможно, близорукость передалась мне по наследству? Чтобы выяснить, так ли это, я провела исследование в моей семье, понаблюдала за своими родителями. Мои мама и папа. Они такие разные не только из – за того что они мужчина и женщина, а еще из-за зрения. Моя мама никогда в жизни не испытывала проблем с глазами, а папа имеет миопию. Но…. появилась она у него в возрасте двадцати лет. Таким образом один из моих родителей имеет близорукость и возможно я вхожу в число тех 30% детей, которые, согласно статистики, получили миопию в наследство.
А может моя близорукость — результат чрезмерных нагрузок на глаза? Для детей среднего и старшего возраста они должны быть не более 8-10 часов в день. Чтобы определить, превышен у меня лимит или нет, я провела анализ своего рабочего дня.
• 4ч. и 50 минут – это зрительные нагрузки в школе. Рассчитывая их, я учитывала тот факт, что 80% информации, преподносимой на уроках, передается через глаза.
6ч х 80%: 100% =4ч. 50мин.
• Еще четыре часа я провожу за компьютером и другими информационными гаджетами. Как видите, уже этого времени достаточно, чтобы мои глаза утомились.
• Плюс подготовка домашнего задания и чтение литературы. На все это у меня уходит около двух часов в день.
• На занятия спортом я трачу около двух часов. Но игра в волейбол полезна для моих глаз. Физическая культура при близорукости необходима.
• Прогулки. Им я посвящаю всего час свободного времени. А они, при миопии – очень важны. Это доказали японские ученые.
Таким образом, лимит нагрузок на глаза у меня превышен на 20%, я мало времени провожу на свежем воздухе, а много – за компьютером. Такой режим, по данным врачей, прямой путь к близорукости, тем более что у меня есть наследственная предрасположенность.
Собрав весь материал по исследуемой проблеме, я отправилась к офтальмологу в соседний город Лангепас. Так почему у меня падает зрение? Это наследственность или приобретенная болезнь. Выслушав мой рассказ, офтальмолог Светлана Юрьевна Кирдяева сказала, что моя близорукость – не наследственность, она не передалась мне от родителей, а спровоцировало падение зрения у меня неправильно назначенное лечение заболевания глаза – халязион, перенесенное мною в возрасте двух лет. Мне было назначено лечение препаратами, которые имели ряд побочных эффектов для малышей. А со временем увеличивающиеся нагрузки на глаза ухудшили зрение. Это и злоупотребление гаджетами, и чтение книг лежа, и неправильный режим дня, в котором прогулкам на свежем воздухе уделялось второстепенное значение.
Тест для слушателей
А вдруг вы тоже близоруки? Предлагаю проверить с помощью экспресс-теста. Посмотрите на картинку.
Кого вы увидели? Если вы разглядели актрису Мерлин Монро, то вы неважно видите на расстоянии. Ну а те, кто увидел знаменитого физика Эйнштейна – поздравляю! У вас глаз-алмаз!
Сколько нас? Близорукие ученики МАОУ СОШ № 4
Исследуя данную тему, мне необходимо выяснить, все ли учащиеся нашей школы могут похвастаться стопроцентным зрением? В покачёвской городской больнице ведётся статистика по заболеваниям органов зрения. Я узнала, что из 855 обучающихся 115 близоруких детей (Приложение 1). В Таблице отражены близорукие дети по классам. Заметьте, с каждым старшим классом количество детей с миопией становится больше. Тенденция наблюдается, начиная с пятого класса. Представим данные таблицы в виде диаграммы, отразив соотношение всех учеников школы и детей с диагнозом миопия. (Приложение 2, диаграмма1) В процентном соотношении получаем, что в нашей школе 12% детей с миопией. Мальчиков близоруких – 44%, девочек – 56%. То есть из 115 близоруких – 52 мальчика и 63 девочки (Приложение 2, диаграмма 2).
Таким образом, я подтвердила научный факт – близорукими чаще становятся девочки, нежели мальчики; а также, ученики четверной школы также «шагают в ногу со временем». Количество детей, страдающих близорукостью, увеличивается. Я выяснила, что каждый восьмой школьник нашей школы сегодня страдает миопией. А ведь еще каких-то 20 лет такие дети были белыми воронами в классе — взрослые, наверняка вспомнят — их еще обзывали очкариками или ботаниками.
Близорукость и успеваемость
С давних времен вместе с этими «дразнилками» перекочевало мнение: близорукий ребенок – это заучка и зубрила, у него одни пятерки в дневнике и ничего он не видит дальше своего носа, как в прямом, так и в переносном смысле. У него на уме только школа, да домашнее задание. Я, как, представитель армии близоруких, не согласна с этим мнением.
Поэтому, приближаясь к цели своего исследования, я решила выяснить, каковы успехи в обучении таких детей нашей школы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с учительницей проанализировали ответы анкеты и узнали уровень успеваемости близоруких детей нашей школы за прошедшие три четверти. Я выяснила, что отличников с плохим зрением – 19, ударников – 78, троечников – 18 (Приложение 2, диаграмма 3). Итак, мы видим, что отличников и троечников – практически одинаковое количество процентов – 16% и 17%, а вот ударников – 68%.
3.3. Заключение
Таким образом, проанализировав, как учатся близорукие ребята нашей школы, я подтвердила свою гипотезу. Я сделала также несколько важных выводов.
— У близоруких детей, так же как и у других детей, есть и трудности и успехи в учёбе. Это ученики с разным уровнем успеваемости в школе. А значит и носят очки не из-за того что усердно зубрят.
— Острота зрения зависит во многом от нас самих. И чем раньше мы начнем заботиться о своих глазах и здоровье, тем лучше. Ведь давно известно — болезнь легче предупредить, нежели лечить.
Результатом моей работы стали, разработанные мной памятки с рекомендацциями для родителей о том, как сохранить зрение детей. (Приложение 4) Я подготовила подборку интересных фактов о нашем зрении (Приложение 5). Вместе с научным руководителем я составила картотеку комплексов гимнастики для глаз (см. папка).
3.4. Список используемой литературы и интернет – ресурсы
1. Аветисов Э. С. «Близорукость». – М. ; Медицина, 2001 г.
2. Анисимова Н. А. «Физкультура при близорукости».-М.:Медицинская литература, 2000 г.
3. Демирчоглян Д. В. «Улучшаем зрение».-М.:Эксмо,2003.
4. Ерошевский Т. И. «Глазные болезни».-М.:Медицина,2001.
5. Кузнецова М. В. «Причины развития близорукости и её лечение». – М.: МЕД-проминформ, 2004.
6. Мазанова Е. В. «Коррекция оптической дисграфии». – М. ; Книга, 2007.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт Прозрение https://www.prozrenie.ru/korrekciya-zreniya/blizorukost/
2. Сайт Мед-Либ https://med-lib.ru/speclit/oftalm/index.php
3. Сайт Медицинаформ https://medicinform.ru/index.php/forum/327-развитие-детей/
4. Сайт Очкарик https://ochkarik.ru/sunglasses/
Источник
Социально значимый проект «Наше здоровье»
Краснодарский край Муниципальное образование Тбилисский район Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» Социально значимый проект «Наше здоровье» Автор
Подробнее
Компьютер и зрение школьника
Компьютер и зрение школьника Автор: Соболев Сергей Школа: ГБОУ Школа 1173 Класс: 5 Г Руководители: учитель английского языка Филиппова О.В., учитель информатики Волкова И.С. Проблема: Персональный компьютер
Подробнее
Профилактика нарушений зрения у школьников
Профилактика нарушений зрения у школьников Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку
Подробнее
ГЛАЗ-КАК ОПТИЧЕСКИЙ ПРИБОР
ГЛАЗ-КАК ОПТИЧЕСКИЙ ПРИБОР Рассмотрим вопросы геометрической оптики Объектом исследования в геометрической оптике является линза Линзы Собирающие выпуклые линзы (середина линзы толще краев): D>0 Рассеивающие
Подробнее
«Твое зрение твой друг»
«Твое зрение твой друг» Автор(ы):Абрамян Марк,Абрахим Мухамед,Аверьянов Андрей, Исмаилов Али, Васильева Кира, Глущак Михаил, Горюнова Арина, Еременко Станислав, Зайдулин Константин, Зубкова Ольга, Макаров
Подробнее
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ БЛИЗОРУКОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ БЛИЗОРУКОСТИ Близорукость или миопия одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 15-16 лет практически каждый второй ребенок страдает близорукостью. В наше
Подробнее
Профилактика нарушения зрения у детей.
Профилактика нарушения зрения у детей. Орган зрения человека состоит из глазного яблока, зрительных нервов и зрительных центров в головном мозге. Образование зрительного впечатления в сильно упрощенном
Подробнее
Точечный массаж и дыхательная гимнастика.
Точечный массаж и дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые
Подробнее
Интегрированный урок
Интегрированный урок Построение изображений в линзах. Практическое использование линз. Методика организации и проведения интегрированного урока физики и биологии. Шипкина Елена Александровна, учитель физики
Подробнее
Тематическое планирование Предмет: БИОЛОГИЯ
Тематическое планирование Предмет: БИОЛОГИЯ Класс:8 Часов в неделю:2 Всего часов за год: 72 Iтриместр. Всего недель, всего часов 22.. Раздел. Общий обзор организма человека Науки, изучающие организм человека.
Подробнее
Web-квест «Компьютер и человек»
Компьютерный Зрительный Синдром (КЗС) Web-квест «Компьютер и человек» Работа ученицы 5 «И» класса Пожарской Софии Компьютерный зрительный синдром В 1998 году Американской ассоциацией оптометристов был
Подробнее
Формирование правильной осанки
Формирование правильной осанки Одним из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы является правильная осанка. Правильная осанка делает фигуру человека стройной и красивой. Осанка
Подробнее
ИЗМЕРЕНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ КАБИНЕТОВ ШКОЛЫ
ИЗМЕРЕНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ КАБИНЕТОВ ШКОЛЫ Проект выполнен ученицами 8 класса ЧОУ СОШ «Исток» Котелевцевой Н. и Знаменской А. Научный руководитель :Белова Татьяна Владимировна Цель работы: Измерить освещенность
Подробнее
Аннотация учебной дисциплины
Аннотация учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена 1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной
Подробнее
«Компьютер и ребенок дошкольник»
«Компьютер и ребенок дошкольник» «Компьютер и дети» Приобщение к информационной культуре — это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной
Подробнее
Эргономика на рабочем месте
Эргономика на рабочем месте Эргономика при работе стоя, сидя и поднятии тяжестей Общеукрепляющая силовая тренировка для начинающих Упражнения на растяжку При активном поддержании осанки голова и уши должны
Подробнее
Строение глазного яблока
ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ 1 строение глаза Глаз состоит из: глазного яблока, диаметром 2,5см, соединенного зрительным нервом с головным мозгом; вспомогательного аппарата: веки, слезные органы, и мышцы, двигающие глазное
Подробнее
КАК ВЛИЯЕТ КОМПЬЮТЕР НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
КАК ВЛИЯЕТ КОМПЬЮТЕР НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ Баженова Марина, Кудинова Диана МБОУ гимназия 10, КГБОУ ДОД ККДПиШ, 4Г класс Руководитель: Левченко О.С., учитель МБОУ Гимназия 10 Литвинцева Н.В., педагог ДО ККДПиШ
Подробнее
Источник