Инерционность сетчатки человеческого глаза

Кажущаяся простота

Инерция зрения — это явление, в котором на сегодняшний день много загадок и неясностей, несмотря на его видимую простоту и довольно активное практическое использование (например, в кинематографе). При зрительном восприятии действительно легко заметить, что прекращение какого-либо зрительного воздействия, или его начало сопряжены с некоторым отставанием нашего зрительного восприятия по времени. Предмет физически уже перед нами, а его отображение в нашем сознании ещё только собирается. Это в самом деле несколько напоминает собой физическое явление инерции, когда тело не может мгновенно приобретать скорость и не может мгновенно останавливаться. Но в отношении зрительной инерции дело обстоит несколько сложнее, чем с инерцией механической, потому что инерция зрения — это не только процесс физиологический, но и процесс, имеющий прямое отношение к нашему личному опыту, что уже выходит за рамки простой физиологии, пусть даже физиологии высшей нервной деятельности.

От чего зависит

Зрительную инерцию в основном почему-то сопрягают с сетчаткой глаза, но это может быть верным только в отношении вспышки, как примитивного явления, а в отношении образного восприятия простым эффектом послесвечения этого не объяснить. Инерция в отношении зрительных образов, наблюдаемых нами предметов, может быть объяснена только исходя из свойств и функций сознания, а не из свойств сетчатки.

Личный опыт восприятия

Наше восприятие во многом зависит от нашего предыдущего личного опыта. Те богатые зрительные образы, которые мы легко создаём от окружающей реальности, вовсе не являются прямой «съёмкой», подобной съёмке телекамеры. В сознание поступают лишь отдельные впечатления от всего увиденного в окружающем мире, а вслед за этим сознание уже само синтезирует всю непрерывную картину реальности, опирающуюся на эти полученные впечатления. Синтез полной картины уже зависим и от нашего предыдущего опыта, а не только от прямого зрительного поступления. Проще говоря, мы видим то, что когда-то учились видеть в прошлом, а теперь при беглом взгляде на аналогичные вещи мы способны воссоздавать их полные образы по отдельным впечатлениям, полученным от них. Ясно, что это требует некоторого времени, ведь реставрация картины внутри воспринимающей системы — это процесс сложный. Это и интерпретируется нами, как задержка нашего видения, задержка нашей зрительной реакции, напоминающей инерцию. Но и при исчезновении предмета из реального пространства нашему сознанию тоже требуется некоторое время на сборку зрительной картины без данного объекта, и это уже для нас похоже на задержку исчезновения зрительного образа, что опять же напоминает собой инерцию.

Эффект визуальной непрерывности

Визуальная непрерывность — это главный эффект, вызывающий интерес к проблеме инерции зрения. Кинематограф нам это убедительно доказал, а современные визуальные технологии — тем более. Если, например, на одном и том же экране монитора изображение исчезнет и в тот же момент появится в другом его месте, то у вас возникнет иллюзия, что изображение «перелетело». То есть вы как бы увидите его быстрый полёт. Этот эффект основан на том, что опираясь на предыдущий опыт, наше сознание синтезирует последовательную динамику даже несуществующего перемещения, поскольку мгновенный перескок противоречит естественному положению дел (телепортации в природе не бывает, а мониторы или прочие экраны по эволюционным меркам появились сравнительно недавно). Данное явление наиболее широко используется в кинематографе, поскольку достаточно быструю подачу отрывочных кадров наше сознание превращает в мягкую непрерывную динамику. Оптимальная частота кадров просто совпадает с частотой нашей внутренней реставрации при зрительном восприятии, и тогда мы видим, как будто и впрямь изображение не прерывается, не скачет, а идёт плавно, согласно нашему обыденному жизненному опыту. Опыт для нашего восприятия играет существенную роль, так как сознание производит свой синтез целых динамичных картин по отдельным поступающим впечатлениям. И это также используется в искусстве фокусника, который сначала показывает нам нормальное и последовательное поведение предмета, а затем совершает с ним действие, противоречащее нашему обыденному опыту. В результате этого мы видим лишь нами же созданную, то есть иллюзорную ситуацию, при которой предмет якобы продолжал всё также двигаться в поле нашего зрения (хотя объективно его там уже не было), а затем его почему-то не стало и для нас. И, так называемая, инерция зрения, и иллюзии от фокусника — всё это явления, создаваемые эффектом поведенческого динамического синтеза нашего сознания при восприятии нашего образного сознания, дополняющего отрывочные впечатления до целой и непрерывной картины на основе нашего же предыдущего опыта.

Wikimedia Foundation.
2010.

Смотреть что такое «Инерция зрения» в других словарях:

  • инерция зрения — Свойство органа зрения реагировать на изменения световых условий с некоторым опозданием. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 79. Физическая оптика. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1970 г.] Тематики физическая… …   Справочник технического переводчика

  • инерция зрения — (лат. inertia бездействие, вялость) физиологическое явление, заключающееся в отставании возникновения и исчезновения зрительного ощущения от воздействия светового раздражителя; проявляется наличием латентного периода, возникновением… …   Большой медицинский словарь

  • ИНЕРЦИЯ ЗРЕНИЯ — (от лат. inertia неподвижность, бездеятельность…) развитие ощущения со сдвигом во времени по отношению к началу действия зрительного раздражителя и его прекращения. Это обусловливается особенностями работы глаза как при восприятии отдельных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Инерция зрения — Феномен, связанный с тем, что вследствие замедленной нейронной реакции на стимуляцию впечатление от стимула может остаться даже после его исчезновения …   Психология ощущений: глоссарий

  • Инерция зрения —   (от лат. inertia бездействие, вялость) – физиологические явления, проявляющиеся отставанием возникновения и исчезновения зрительного ощущения от воздействия светового раздражителя; характеризуется длительным латентным периодом …   Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

  • Инерция (значения) — В Викисловаре есть статья «инерция» Инерция (от лат.  …   Википедия

  • ИНЕРЦИЯ — ИНЕРЦИЯ, особое свойство материи, хат рактеризуемое первым основным законом движения (законом И.) : всякое тело, предоставленное самому себе, пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действие сил не… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЗРЕНИЯ, ИНЕРЦИЯ — См. иконический (2) …   Толковый словарь по психологии

  • Кинематографический принцип — при демонстрации последовательных неподвижных кадров, несущих изображение объекта, при определенной скорости возникает иллюзия движения объекта. Кинематографический принцип лежит в основе записи и воспроизведения движущегося изображения… …   Википедия

  • СТРОБОСКОПИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ — один из видов иллюзий оптических, заключающийся в слиянии в сознании зрителя в один образ отд. изображений неподвижного или движущегося предмета, наблюдаемых не непрерывно, а в течение ряда коротких и периодически следующих друг за другом… …   Физическая энциклопедия

Читайте также:  Биометрические методы аутентификации сетчатка глаза

Источник

От момента попадания световых лучей на сетчатку до возникновения у человека
ощущения света проходит определенный промежуток времени, еще более значительный
— до опознания образа. Оказывается, что такой интервал достаточно велик. Еще
в начале 20-го века путем остроумных психофизиологических экспериментов было
показано, что при раздражителях средней интенсивности (в 400 раз превышающей
порог) у человека ощущение света возникает только спустя 0,1 секунды после его
фактического действия, увеличиваясь до 0,25 секунды при уменьшении интенсивности
раздражителя и несколько уменьшаясь при возрастании яркости.

Аналогично этому ощущение не прекращается с прекращением действия раздражителя, а сохраняется на протяжении иногда длительного промежутка времени, занимая порой несколько секунд и даже десятки секунд. Это явление получило название «последовательные образы», и оно хорошо знакомо практически каждому человеку. Если в поле вашего зрения попадает ярко горящая лампочка, молния, ярко освещенный предмет и тому подобное, то, отведя взгляд, вы еще некоторое время будете видеть их, хотя порой и с изменением цвета и фона. Этот феномен привлек пристальное внимание исследователей, его изучению было посвящено очень большое количество работ, однако было и немало разочарований, так как данное явление крайне трудно оценивать объективно.

Учитывая такую инерционность в возникновении и исчезновении наших ощущений, попытаемся представить временное взаимоотношение между субъективными процессами и фактическим действием света в условиях прерывистого его воздействия. При сравнительно редких световых импульсах ощущение успевает исчезнуть до момента следующего фотостимула. Однако очевидно, что при возрастании частоты мельканий, то есть уменьшении межимпульсного интервала, наступает такое состояние, когда всякая последующая вспышка света подается еще на фоне ощущения, возникшего от предшествующей. В этом случае мы видим свет непрерывным, несмотря на то, что объективно он мелькающий. Вот поэтому при частотах до 20-30 герц мы различаем мелькания, а при больших — уже нет. Та минимальная частота, при которой наступает эффект «слияния» мельканий, получила название критической частоты слияния мельканий.

Различные участки сетчатки обладают различной инерционностью и величиной критической частоты слияния мельканий. Так, наше центральное зрение более инертно по сравнению с периферическим. В этом легко убедиться, когда вы смотрите на экран телевизора. Если ваш взгляд направлен непосредственно па экран, то вы отчетливо видите изображение, которое представляется вам постоянным. Но стоит отвести взор в сторону на 25-45 градусов, как станет заметна развертка, экран начнет мелькать, детали изображения при этом вы уже рассмотреть не сможете.

На инерционности зрения основано кино. Как хорошо известно, при демонстрации фильма на экране с определенной частотой меняются изображения, однако ощущение человека при этом непрерывно. А если меняется расположение деталей в кадре (на определенные угловые размеры), то это приводит к возникновению ощущения движения этих деталей.

Источник

  • Инерция зрения (персистенция, от лат. persisto — постоянно пребывать, оставаться) — особенность зрительного восприятия дискретных последовательных событий, которые кажутся непрерывными. Так, например, когда крутят горящий факел, глаз видит огненный круг вместо нескольких положений одного и того же горящего факела. Кинескопный телевизор , если он имеет частоту кадров 50 герц, имеет мерцание , но из за инерционности нашего зрения мы этого мерцания не видим.

    Таким образом, персистенция — это способность глаза соединять быстро сменяющиеся изображения в одно — неподвижное. Именно на этом принципе устроен кинематограф, поскольку любое изображение (в кино или на экране монитора) представляет собой множество быстро сменяющихся изображений.

    Длительность эффекта персистенции зависит от интенсивности света, отражаемого или излучаемого предметом, а также цвета.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Эффе́кт Пу́льфриха — психофизический эффект восприятия, возникающий при искусственной или естественной задержке зрительного сигнала одного из глаз, в результате которого движущийся вбок объект в поле зрения интерпретируется зрительной корой как находящийся, в зависимости от направления и скорости движения, ближе или дальше от реального положения.

Машина сновидений (также известна как «машина мечты» и «машина сна», англ. The Dreamachine или The Dream Machine) — стробоскопическое устройство, созданное на основе электрофона в 1961 году совместными усилиями писателя Уильяма Берроуза, художника Брайона Гайсина и математика Иэна Соммервиля. Первые идеи относительно будущего устройства посетили Гайсина в конце 1950-х, а окончательно оформились после прочтения книги «Живой мозг» нейрофизиолога У. Г. Уолтера, в которой учёный описал влияние различных…

Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии…

Теория ретинекса (англ. retinex theory; от retina — сетчатка и cortex — кора головного мозга) — теория цветовой константности зрения, сформулированная Эдвином Г. Лэндом в 1971 году.

Цветопостоянство (цветовая константность) — особенность человеческого восприятия цвета, которая заключается в том, что воспринимаемый цвет объекта остается примерно одинаковым при изменении цвета освещения. Например, глаз (а точнее, мозг) видит зелёное яблоко зелёным как в середине дня, при белом освещении, так и на закате, когда освещение красное.

Визуальным полем является «пространственный массив зрительных ощущений, доступный для наблюдения в интроспекционных психологических экспериментах» Визуальное поле иногда путают с полем зрения. Поле зрения всё, что в данный момент времени вызывает падение света на сетчатку. Этот вход обрабатывается зрительной системой, которая вычисляет визуальное поле в качестве выхода.

Подробнее: Визуальное поле

Фенакистиско́п (от греч. φεναξ — «обманщик» и σκοπέω — «смотрю») — лабораторный прибор для демонстрации движущихся рисунков, конструкция которого основана на персистенции — инерции человеческого зрения. Изобретателем фенакистископа считается Жозеф Плато. Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ, и назвал его стробоскопом.

Эффе́кт Макка́лоу — оптическая иллюзия, впервые открытая и исследуемая американским психологом Селестой Маккалоу в 1965 году. Эта иллюзия относится к иллюзиям последействия и заключается в том, что черно-белые горизонтальные и вертикальные полоски на тестовой картинке начинают казаться цветными.

Читайте также:  Лазерная коагуляция сетчатки глаза в краснодаре

Щётка Гайдингера — энтоптический феномен, впервые описанный австрийским физиком Вильгельмом фон Гайдингером в 1844 году.

Зеркало Ко́зырева — конструкция, представляющая собой металлические, обычно из алюминиевых сплавов, поверхности, часто цилиндрической формы. По мнению исследователей паранормальных явлений, которое не признаётся научным сообществом, в пространстве такого зеркала изменяется течение времени, а помещённые туда люди могут испытывать аномальные психофизические ощущения.

Спрайт (англ. sprite — фея; эльф) — вид электрических разрядов холодной плазмы, бьющей в мезосфере и термосфере.

Зрение человека (зрительное восприятие) — способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.

Опти́ческое иску́сство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Иллюзия Луны («лунная иллюзия») — оптическая иллюзия, которая заключается в том, что Луна низко над горизонтом кажется в несколько раз больше, чем когда она находится высоко в небе (около зенита). На самом деле угловой размер Луны практически не зависит от её высоты над горизонтом. Иллюзия возникает и при наблюдениях Солнца и созвездий. Свидетельства о феномене сохранились с древних времён и зафиксированы в различных источниках человеческой культуры (например, в летописях). В настоящее время существует…

Ревербератор (autowave reverberator) — автоволновой вихрь в двумерной активной среде.Ревербератор возникает в результате эволюции обрыва фронта плоской автоволны. Обрыв фронта автоволны может появляться, например, при столкновении фронта с невозбудимым препятствием — и в этом случае в зависимости от условий возможно возникновение либо спиральной волны, вращающейся вокруг этого препятствия, либо же автоволнового вихря со свободным концом, т.е. ревербератора.

Сонолюминесце́нция — явление возникновения вспышки света при схлопывании кавитационных пузырьков, рождённых в жидкости мощной ультразвуковой волной. Типичный опыт по наблюдению сонолюминесценции выглядит следующим образом: в ёмкость с водой помещают резонатор и создают в ней стоячую сферическую ультразвуковую волну. При достаточной мощности ультразвука в самом центре резервуара появляется яркий точечный источник голубоватого света — звук превращается в свет.

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.

Субитизация — функция восприятия, обеспечивающая моментальное определение количества предметов в поле зрения, когда это количество укладывается в диапазон от одного до четырёх (диапазон субитизации). Этот термин был введен Э. Л. Кауфманом (E. L. Kaufman) и его коллегами и происходит от латинского subitus (внезапный).

Темнота́ — относительное отсутствие видимого света; понятие, противоположное яркости. Явление темноты приводит к появлению чёрного цвета в цветовом спектре. Когда нет света, палочки и колбочки внутри глаза не стимулируются, в результате клетки фоторецепторов не посылают в мозг никакой реакции, как они это делают при раздражении их светом какой-либо определённой частоты и длины волны. При плохой освещённости восприятие глаз становится ахроматическим, а в случае темноты — чёрным. Эмоциональная реакция…

Скайфиш (от англ. sky — «небо» и fish — «рыба»), также их нередко называют rods (стержни) — артефакты, изображения в виде продолговатых тонких объектов с продольной мерцающей «бахромой», создаваемые попадающими в кадр видеосъемки быстро летящими насекомыми.

Подробнее: Летающие стержни

Тетрахрома́тия — восприятие видимого диапазона спектра электромагнитного излучения комбинациями четырёх основных цветов. В глазах тетрахроматов содержатся четыре типа световых рецепторов с разными степенями восприятия разных поддиапазонов видимого спектра. Тетрахроматы способны видеть излучения, выходящие за пределы видимого человеческим глазом спектра и различают цвета, которые для обычного человека воспринимаются как идентичные. Такой структурой строения глаза обладают отдельные виды птиц, рыб…

Эффе́кт До́плера — изменение частоты и, соответственно, длины волны излучения, воспринимаемое наблюдателем (приёмником), вследствие движения источника излучения и/или движения наблюдателя (приёмника). Эффект назван в честь австрийского физика Кристиана Доплера.

Младе́нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.

Светографика (англ. light graphic) — техника фотографии, основанная на съёмке в темноте и экспонировании сюжета при помощи перемещаемых вручную источников света на длительной выдержке. При этом светящиеся объекты и следы от них могут использоваться в качестве части сюжета или для освещения других предметов в поле зрения фотоаппарата.

Портрет в светлой тональности (Высокий ключ) — портрет, тональное исполнение которого определяется тем, что самые тёмные участки изображения не выходят за границы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей. (Определение в дословном прочтении есть в книге Я. Д. Фельдмана/ (Высо́кий ключ англ. High-key ) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических…

Длительность — теория времени и сознания положенная французским философом Анри Бергсоном.

Со времени их первого появления в 1963 году, далеки, вымышленная инопланетная раса из британского научно-фантастического телесериала «Доктор Кто», были представлены в виде множества моделей и вариаций.

Подробнее: Список моделей далеков

Хронофотография — разновидность фотографии, позволяющая записывать движение какого-либо объекта при помощи фотосъёмки его отдельных фаз через короткие равные интервалы времени. Полученная серия снимков может быть использована для изучения движения или создания движущегося изображения с помощью других технологий, таких как зупраксископ или праксиноскоп. Хронофотография стала промежуточным этапом в процессе изобретения современного кинематографа и позволила понять основные принципы записи движущегося…

Повторные новые — класс новых звёзд, у которых наблюдаются мощные вспышки c интервалом в несколько десятков лет. При этих вспышках звезда становится ярче в среднем на 10 величин.

Эффект Зелигера (оппозиционный эффект, оппозиционный скачок или скачок противостояния) — эффект резкого увеличения яркости твёрдой шероховатой поверхности тела, если источник его освещения расположен точно за наблюдателем.

Читайте также:  Повторная операция на сетчатке

Парадо́кс близнецо́в — мысленный эксперимент, при помощи которого пытаются «доказать» противоречивость…

Круги на полях (англ. crop circles), или агроглифы (порт. agroglifos; фр. agroglyphes; «агро» + «глифы»), — геоглифы; геометрические рисунки в виде колец, кругов и других фигур, образованные на полях с помощью полёгших растений. Могут быть как небольшими, так и очень крупными, целиком различимыми лишь с высоты птичьего полёта или с самолёта. Привлекли общественное внимание, начиная с 1970-х—1980-х годов, когда их во множестве стали обнаруживать на юге Великобритании.

Часы́ — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших, чем одни сутки. Самыми точными часами считаются атомные.

Стереоскопическое зрение (от греч. στερεός — твёрдый, пространственный) — вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению (количество глаз может быть и больше 2-х, как например у ос — два сложных глаза и три простых глаза (глазка), скорпионов — 3-6 пар глаз) или другим типам зрения.

Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются…

Антиките́рский механи́зм (другие варианты написания: антикитирский, андикитерский, антикиферский, греч. Μηχανισμός των Αντικυθήρων) — механическое устройство, поднятое в 1901 году с древнего судна. Остатки судна и его груз обнаружены греческим водолазом 4 апреля 1900 года недалеко от греческого острова Антикитера (греч. Αντικύθηρα). Механизм датируется приблизительно 100 годом до н. э. (возможно, до 150 года до н. э. или 205 года до н. э.). Хранится в Национальном археологическом музее в Афинах…

Окулография (отслеживание глаз, трекинг глаз; айтрекинг) — определение координат взора («точки пересечения оптической оси глазного яблока и плоскости наблюдаемого объекта или экрана, на котором предъявляется некоторый зрительный раздражитель»). Отслеживатель глаз — устройство, используемое для определения ориентации оптической оси глазного яблока в пространстве (то есть для отслеживания глаз). Отслеживатели глаз используются в исследованиях зрительной системы, психологии, когнитивной лингвистике…

Эффект ганцфельда (от нем. «полное поле»), или перцептивная депривация, это феномен восприятия, вызванный нахождением человека в однородном и бесструктурном зрительном и слуховом окружении. Эффект возникает, когда мозг использует белый шум, чтобы дополнить зрительную картину ощущений при нехватке визуальной информации. Белый шум интерпретируется верхней зрительной корой головного мозга, что порождает галлюцинации.

Эффект чёрной капли (англ. Black drop effect) — оптическое явление, наблюдаемое в течение прохождения Венеры и, в меньшей степени, Меркурия, по диску Солнца.

Виньети́рование (фр. vignette — заставка) — явление частичного ограничения (затемнения) наклонных пучков света оправой или диафрагмами оптической системы. Результатом является снижение яркости изображения к краям поля зрения системы. В фотографических, киносъёмочных, телевизионных и проекционных объективах это проявляется в виде повышенной яркости центральной части кадра по отношению к его углам.

Визуальный снег (англ. visual snow) представляет собой расстройство восприятия, при котором люди видят белые или чёрные точки в частях или во всех своих визуальных полях. Чтобы удостовериться, что человек страдает визуальным снегом, у него должен быть замечен как минимум один дополнительный симптом помимо постоянной ряби в глазах. Бывают периоды, когда одна симптоматика сменяет другую. Зачастую больные имеют множество симптомов одновременно.

Иллюзия Эббингауза (Эббингхауза) или круги Титченера — оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. Самая известная версия этой иллюзии состоит в том, что два круга, идентичные по размерам, помещаются рядом, причём вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён мелкими кружками; при этом первый круг кажется меньше второго.

Куб Неккера — это оптическая иллюзия, впервые опубликованная в 1832 году швейцарским кристаллографом Луисом Неккером.

Шарова́я мо́лния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование. Единой физической теории возникновения и протекания этого явления к настоящему времени не представлено, также существуют научные теории, которые сводят феномен к галлюцинациям. Существует множество гипотез, объясняющих явление, но ни одна из них не получила абсолютного признания в академической среде. В лабораторных условиях похожие, но кратковременные явления удалось получить несколькими разными…

Интерфере́нция све́та — интерференция электромагнитных волн (в узком смысле — прежде всего, видимого света) — перераспределение интенсивности света в результате наложения (суперпозиции) нескольких световых волн. Это явление обычно характеризуется чередующимися в пространстве максимумами и минимумами интенсивности света. Конкретный вид такого распределения интенсивности света в пространстве или на экране, куда падает свет, называется интерференционной картиной.

Мировое эхо (LDE, англ. Long delayed echo) — особый вид эха в диапазоне радиоволн, которое возвращается через время от 1 до 40 и более секунд после радиопередачи и которое иногда наблюдается в диапазоне коротких волн. Это явление было впервые зарегистрировано в 1927 г. скандинавским радиоинженером Jorgen Hals, который около года скрывал наличие такого труднообъяснимого эффекта.

Пятно Араго — Пуассона (иногда просто пятно Пуассона) — это яркое пятно, возникающее за непрозрачным телом, освещённым направленным пучком света, в его области геометрической тени.

Мю-ритм (μ-ритм, роландический ритм, сенсомоторный ритм, аркоидный (arceau) ритм, аркообразный (wicket) ритм, гребенчатый ритм, дугообразный ритм) — периодические колебания биопотенциалов в сенсомоторной области коры головного мозга на частоте 8 — 13 Гц (чаще всего 9 — 11 Гц). Эти колебания могут быть зарегистрированы методами электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), или электрокортикографии (ЭКОГ). Наиболее выражен в состоянии физического покоя. В отличие от альфа-ритма, который…

Сте́реосугге́стия (лат. suggestio — сугге́стия, внушение; др.-греч. στερεός — объёмный, пространственный) — внушение, осуществляемое в гипнотическом или трансовом состоянии посредством визуальной и слуховой стимуляции, основным принципом которого является разграничение подаваемой информации в различные полушария мозга в соответствии со спецификой их функционирования.

Источник