Игра для глаз астигматизм
Во Всемирный день зрения мы выяснили, что такое детский астигматизм и как с ним бороться
Малыш никогда не скажет «Мама, я плохо вижу» — ведь он еще просто ничего не знает о нормальном зрении. Обычно родители узнают о том, что у крохи астигматизм, в момент прохождения «садиковской» медкомиссии и сразу же ужасно пугаются. На самом деле повода для паники нет: не такой уж и страшный это диагноз! Да, некоторое время ребенку придется делать специальную гимнастику для глаз и носить очки, но, когда он станет немного старше, от болезни можно будет избавиться полностью.
Что такое астигматизм
В переводе с латыни слово «астигматизм» означает «отсутствие фокусной точки»: глаз не может фокусироваться ни на близких, ни на дальних предметах, вследствие чего их изображения искажаются. Как правило, проблемы начинаются из-за изменений роговицы. Реже такие искажения происходят из-за неправильной формы хрусталика.
У подавляющего большинства нормально видящих людей есть прямой астигматизм (до 0,5 диоптрии) — он не опасен, а потому не требует коррекции. Мы же будем говорить о более тяжелых случаях — от 1 до 4 дипотрий. Обычно астигматизм развивается в раннем возрасте или «достается по наследству». Кроме того, астигматизм может появиться в результате травмы глаза, а также после операции на роговице.
Как распознать астигматизм
Понятно, что в домашних условиях распознать астигматизм весьма затруднительно, однако можно хотя бы заподозрить его наличие и вовремя обратиться к врачу. Вот что должно заставить вас насторожиться:
- ребенок всегда подносит предметы к самому лицу или, напротив, отодвигает их подальше от глаз;
- кроха жалуется на то, что «глазки устали», их «режет» или «все двоится»;
- малыша часто мучают головные боли, они могут быть вызваны постоянным напряжением глаз.
Если проворонить и запустить астигматизм, зрение может резко упасть.
Полностью избавиться от астигматизма можно только с помощью хирургической операции, но ее выполняют тогда, когда глаз уже перестает расти. В случае с дошкольниками речь может идти лишь о коррекции с помощью очков или линз. Дошкольникам же при астигматизме от 2 диоптрий выписывают очки.
Упражнения и советы для хорошего зрения
Советы, которые помогут сохранить хорошее зрение:
- Если у ребенка диагностирован астигматизм, ограничьте просмотр фильмов и мультиков до 30 минут за один раз.
- Проверьте, хорошо ли освещена комната и правильно ли установлен источник света на детском столе. Разумеется, вся мебель должна соответствовать росту ребенка, ведь от правильной посадки во многом зависит и качество зрения.
- Детям с астигматизмом можно бегать, прыгать и даже заниматься спортом — конечно, только в том случае, если у них нет сильной близорукости (тут физическую активность, увы, придется ограничить).
- Постарайтесь сделать так, чтобы в рационе ребенка было побольше фруктов и ягод красного, оранжевого и черного цветов, — они содержат много витаминов и минералов, необходимых для питания сетчатой оболочки глаза
- Специальная гимнастика для глаз поможет приостановить ухудшение зрения. Выполнять упражнения нужно систематически (в идеале — ежедневно): детям 3−5 лет — по 20 минут, шестилеткам — по 30 минут. Данный комплекс — это база, подходящая практически всем детям с астигматизмом. Но прежде чем приступить к занятиям, проконсультируйтесь со своим офтальмологом: если есть необходимость, доктор немного скорректирует список упражнений с учетом возраста, диагноза и даже характера вашего ребенка.
Внимание! Для начала научитесь правильно выполнять задания сами — тогда вам будет проще объяснить малышу, что от него требуется.
10 упражнений для глаз
- В правом и левом углах комнаты под потолком повесьте по одному яркому картонному кругу (лучше, если они будут отличаться по цвету и размеру). Предложите малышу в течение нескольких секунд смотреть сначала на один кружок, потом — на другой. Следите за тем, чтобы работали только глаза, поворачиваться всем телом не нужно! После 3−5 повторов — перерыв на 10 секунд (на это время глаза следует закрыть). Упражнение повторяют 3 раза.
- Попросите малыша зажмуривать и открывать глаза в течение 10 секунд — это упражнение помогает расслабить мышцы, поддерживающие глазное яблоко.
- Пусть ребенок положит кулачки под подбородок (это исключит движения головой) и смотрит вверх-вниз (4 раза), а затем вправо и влево (тоже 4 раза). Перерыв между «подходами» — 10 секунд.
- Для этого упражнения придется приготовить «тренажер» — крупное изображение змейки или, например, спирали. Закрепите рисунок под потолком и попросите малыша «пройти» глазами от головы змеи до хвоста или от начала спирали к концу и обратно.
- Ребенок сгибает руки в локтях — так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз, — и плавно поворачивает голову вправо-влево, смотря при этом вдаль сквозь растопыренные пальцы. Взгляд должен скользить по предметам, не останавливаясь на них. Если упражнение выполняется правильно, то будет казаться, будто ладошки «проплывают» мимо лица.
- Медленно делая глубокий вдох, малыш «смотрит» себе в межбровье и на несколько секунд задерживает глаза в этом положении. Потом, медленно выдыхая, он опускает глаза и ненадолго закрывает их.
- Глубоко вдыхая, ребенок смотрит на кончик носа, задерживает взгляд на несколько секунд и, выдыхая, возвращается в исходное положение.
- На вдохе малыш смотрит вправо (медленно, «до упора», но без сильного напряжения), а затем на выдохе, не задерживаясь, возвращает глаза в исходное положение. Упражнение нужно повторить и «в другую сторону». Первое время достаточно выполнять один цикл, через 2−3 недели — два.
- На вдохе ребенок смотрит вправо и вверх и, не задерживаясь, возвращает глаза в исходное положение. На следующем вдохе малыш смотрит влево и вниз, потом взгляд снова идет назад. Первое время достаточно выполнять один цикл, через 2−3 недели — уже два, а потом — три. В конце упражнения нужно закрыть глаза на несколько секунд. Вариант: точно такое же упражнение, только сперва нужно смотреть влево и вверх, а затем вправо и вниз.
- На вдохе малыш опускает глаза вниз и медленно поворачивает их по часовой стрелке, останавливаясь в самой верхней точке (на 12 часах). На выдохе, не задерживаясь, нужно продолжить движение глазами — по часовой стрелке вниз (до 6 часов). В конце упражнения следует закрыть глаза на несколько секунд. Вариант: то же самое упражнение, но глаза двигаются уже против часовой стрелки.
Источник
Татьяна Ефремова
Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»
В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.
Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.
Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.
Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.
Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.
В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.
Коррекционные упражнения и игры для развития зрительного восприятия.
1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».
Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.
3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур». Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.
4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».
Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).
5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.
6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки», которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.
7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.
Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.
При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.
Тренажер «Бабочка»
Тренажер «Ладошки»
Тренажер «Маршруты глаз»
1. Слежение глазами по заданной траектории;
2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.
На плакате изображены линии — «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.
9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.
1. — Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
2. — Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
3. — Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
4. — Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.
5. — Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Упражнения выполняются из положения стоя.
Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.
11. Пальминг (автор У. Г. Бейтс)
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
Особый интерес вызывают следующие упражнения:
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз — рука» и коррекцию ее недостатков.
Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.
«Собери из частей целое»
«Выложи из палочек фигуру»
«Пазлы»
«Мозаика»,
«Собери картинку из геометрических фигур»
фланелеграф «Времена года»
«Кто быстрее»
Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
• У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
• Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.
Литература:
1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М., 1990
2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.
3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.
4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».
5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. — Ростов на Дону: «Феникс», 2008.
7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.
Источник
Люди с астигматизмом ощущают постоянный дискомфорт при ношении оптики. Повторяющиеся головные боли и болезненные ощущения в глазах — признаки патологии, связанной с дефектом преломляющих сред, поэтому избавление от астигматизма — мечта многих. Могут ли исправить астигматизм специальные упражнения для глаз?
Дефекты зрения при астигматизме
В норме и хрусталик, и роговица глаза человека изогнуты одинаково во всех направлениях, что позволяет лучам света правильно фокусироваться на сетчатке. Из-за дефектов роговицы и хрусталика, их деформаций, развивается астигматизм, который становится причиной оптических искажений. У человека с астигматизмом существенно снижается острота зрения, потому что изображения получаются нечеткими, размытыми, без видимых очертаний, нередко искажается форма предметов и их цвета.
Контактные линзы и очки не решают проблему, а лишь временно устраняют некоторые дефекты зрения. Учитывая сложность подбора астигматических линз, которые должны исправлять зрение и по вертикали, и по горизонтали с разной оптической силой, нередки ошибки специалистов, что приводит к стойкому ощущению дискомфорта во время ношения корректирующей оптики.
Быстрым и доступным методом исправления астигматизма является операция с использованием лазера, но у такого оперативного вмешательства есть ряд противопоказаний.
Операция не проводится, если пациенту младше 18 лет. Оптимальный возраст — от 21 года, при этом зрение человека должно оставаться стабильным в течение одного-двух лет. А ведь астигматизм часто сочетается с близорукостью, которая склонна прогрессировать, что может стать препятствием к операции. По этой причине вопрос о том, можно ли исправить астигматизм другим способом, например, специальной гимнастикой для глаз, остается актуальным для всех, кому пока не доступны лазерные методики коррекции зрения.
Можно ли вылечить астигматизм упражнениями?
Различные авторские методики, направленные на улучшение зрения людей с миопией и дальнозоркостью, входят в комплекс терапии при лечении нарушений рефракции. Польза гимнастики для глаз доказана при купировании симптомов ложной близорукости, при прогрессировании подростковой миопии, для снятия напряжения, усталости глаз. Полностью избавиться от астигматизма, выполняя упражнения для глаз, нельзя, но результат будет заметен за счет улучшения остроты зрения и укрепления цилиарной мышцы.
Польза упражнений для глаз при астигматизме:
- улучшение периферического зрения, профилактика косоглазия (часто развивается при астигматизме);
- тренировка аккомодационной мышцы — многие люди не догадываются, что испытывают спазм аккомодации, который существенно влияет на остроту зрения, а упражнения помогают устранить эту проблему и избежать в последствии ее появления;
- улучшение обмена веществ, кровотока сосудов глаза, восстановление работы глазных мускулов;
- оздоровление органов зрения детей и взрослых — регулярные упражнения помогают остановить прогрессирование близорукости у подростков, улучшить работу зрительного аппарата и являются эффективной профилактикой быстрой утомляемости.
Чтобы эффект от зарядки был заметен, важна регулярность занятий. Необходимо ежедневно выполнять гимнастику для глаз, чтобы органы зрения привыкали к определенным нагрузкам.
Обычно в комплекс включены упражнения, которые тренируют аккомодацию, улучшают кровоснабжение глаз, позволяют глазам двигаться в нечасто используемых направлениях (чередование горизонтальных движений глазами с вертикальными и движением наискосок). Гимнастика для глаз при астигматизме улучшает фокусировку и остроту зрения, предупреждает развитие осложнений и прогрессирование заболевания.
Эффективный комплекс упражнений для глаз при астигматизме
Упражнения для глаз могут быть полезными при астигматизме, если выполнять их регулярно. Какой эффективности стоит ждать от подобной гимнастики? Исправит ли регулярная зарядка астигматизм? Во время выполнения упражнений органы зрения не только получают специфическую нагрузку, полезную для тренировки аккомодации, адаптации к разным условиям видимости и т.д., но и расслабляются. Так, знаменитая методика Жданова позволяет с помощью упражнений расслабить спазмированные глазные мышцы, а если они расслаблены, наоборот, вернуть им тонус.
Какой эффект от упражнений при астигматизме:
- гимнастика Аветисова (вертикальные и горизонтальные движения глазами, вращения и т.д.) укрепляет глазные мышцы, улучшает циркуляцию внутриглазной мышцы;
- упражнения по Утехину: методика заключается в чтении каждым глазом попеременно, по 15-20 минут, а также в активном чтении при плавном приближении книги, что способствует повышению остроты зрения и снятию дополнительного напряжения глаз;
- методика Жданова объединяет наработки известных офтальмологов и предполагает изменение образа жизни (отказы от вредных привычек, полноценный сон, отдых, правильное питание), заниматься гимнастикой нужно в расслабленном состоянии, очень важен психологический настрой;
- гимнастика по Бейтсу (движение глазами по часовой стрелке, вверх-вниз, вправо-влево и т.д.) эффективна при астигматизме, так как помогает быстро снять усталость глаз, предупреждает появление головных болей.
Избавиться от астигматизма средней и высокой степеней с помощью зарядки для глаз не получится, но вполне возможно предупредить прогрессирование болезни и появление других патологий.
Отсутствие прогрессирования близорукости, которая часто сочетается с астигматизмом, — это одно из главных условий для лазерной коррекции, а специальные упражнения, как раз направлены на то, чтобы стабилизировать зрение.
Как происходит коррекция астигматизма лазером?
Операция с использованием лазерных методик, направленных на исправление астигматизма, является самым прогрессивным методом восстановления зрения. Результат оперативного вмешательства можно оценить уже через несколько часов после операции — новый профиль роговицы, сформированный с помощью лазера, позволяет видеть изображения четко, без искажений.
В настоящее время есть ряд методик, позволяющих исправить астигматизм: SMILE, FemtoLASIK, LASIK и т.д. Выбор методики зависит от особенностей роговицы пациента, возможностей клиники, в которой планируется операция. Если состояние роговицы не позволяет провести лазерную операцию, пациенту может быть предложена имплантация факичных линз.
Офтальмологи советуют пациентам, перенесшим операцию, не забывать о профилактических мерах, предупреждающих развитие близорукости и астигматизма, потому что лазер исправляет только дефект, но не его причину.
Чтобы эффект операции сохранялся долгие годы, стоит регулярно выполнять упражнения для глаз, выбрав подходящую методику.
Источник