Характеристика на детей с близорукостью

Характеристика

На ученика 3 класса ( название учебного заведения)

Ф.И.О.

год рождения:

Проживающего по адресу:

Обучается по (название программы и УМК)

Воспитывается в неполной ( полной) семье, мама- (характеристика мамы), проживают в частном доме. Мама постоянно оказывает помощь при выполнении домашнего задания. Папа-(характеристика папы)

Психологические данные о ребенке:

Имеются нарушения зрительного восприятия. Скорость восприятия информации на уроке замедленна, имеются неточности. Внимание недостаточно устойчивое.

Умеет управлять своим поведением, усидчив.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту.

Умеет уживаться в коллективе, дружит, общается, играет вместе с одноклассниками. В классном коллективе чувствует себя комфортно, но (имя) тяжело заниматься в кружках дополнительного образования, секциях. Физически он развит, но в силу слабого зрения не может заниматься равноценно с другими учащимися.

При письме бывает замена букв. Изложения и диктанты даются нелегко, так как плохо видит. При списывании пропускает буквы и слова. При письме под диктовку пропускает гласные буквы, путает буквы с одинаковыми элементами, не следит за почерком.

Ребёнок слабо видит текст учебника. Техника чтения составляет 45 слов в минуту. Чтение осознанное, слоговое, при чтении искажает слова, делает замену букв и слогов, не дочитывает окончания.

Сильно напрягает зрение при работе с компьютером. Бывают головные боли, эмоциональные спады, перебои настроения.

Основная проблема ребенка заключается в том, что он плохо видит. Темп работы (имя) немного отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому обязательным условием работы с данным ребёнком является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация специальных занятий, направленных на устранение пробелов в знаниях.

Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задачОсобенно много ошибок делает во время списывания с доски( в том числе интерактивной).

Зрительная память ослаблена ( большие трудности возникают при написании зрительного диктанта или письма по памяти).

Работать с (имя) желательно индивидуально, объяснять материал необходимо несколько раз, стараться способствовать тому, чтобы ученик чувствовал себя среди одноклассников на равных. Мальчику разрешается вставать со своего места, чтобы лучше понять учителя или лучше видеть доску. Приходится произносить вслух то, что пишешь на доске. Большая часть учебного материала излагается на бумаге, поэтому применяется соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение).

Особое внимание уделяется материалу для чтения. Ребенок с нарушением зрения всегда будет медленнее остальных учеников. Поэтому мальчику даётся больше времени или сокращается количество упражнений, особенно если педагог уверен, что ученик понял материал. (имя) даётся возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, окружающего мира. Для (имя) снижены требования к письму. Тетради пока ещё ведет небрежно.

Директор школы: Ф.И.О.

Классный руководитель: Ф.И.О.

Источник

Îñíîâíûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ìèîïèè (áëèçîðóêîñòè) êàê ôîðìû íàðóøåíèÿ çðåíèÿ ÷åëîâåêà. Àíàëèç âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé çàáîëåâàíèÿ (îòñëîåíèå ñåò÷àòêè, ñëåïîòà). Îñíîâíûå âèäû äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ, êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äëÿ ïðîôèëàêòèêè áëèçîðóêîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

ÐÎÑÑÈÉÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÄÐÓÆÁÛ ÍÀÐÎÄÎÂ

ÊÀÔÅÄÐÀ «ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÃÎ ÂÎÑÏÈÒÀÍÈß È ÑÏÎÐÒÀ»

Ðåôåðàò

Õàðàêòåðèñòèêà áëèçîðóêîñòè

Ìîñêâà, 2014 ã.

Ââåäåíèå

Áëèçîðóêîñòü (ìèîïèÿ) — íàðóøåíèå çðåíèÿ, ïðè êîòîðîì ÷åëîâåê õîðîøî âèäèò ïðåäìåòû, ðàñïîëîæåííûå íà áëèçêîì ðàññòîÿíèè, è ïëîõî — ïðåäìåòû, óäàëåííûå îò íåãî. Âñòðå÷àåòñÿ áëèçîðóêîñòü ÷ðåçâû÷àéíî ÷àñòî: ïî ñòàòèñòèêå, åþ ñòðàäàåò êàæäûé òðåòèé æèòåëü Çåìëè. Îáû÷íî áîëåçíü íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ â âîçðàñòå îò 7 äî 15 ëåò, à çàòåì ëèáî óñóãóáëÿåòñÿ, ëèáî ñîõðàíÿåòñÿ íà ïðåæíåì óðîâíå.

1. Ïðè÷èíû

Ðàçâèòèþ áëèçîðóêîñòè ñïîñîáñòâóþò:

· íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü;

· ÷ðåçìåðíàÿ íàãðóçêà íà ãëàçà: ÷òåíèå â äâèæóùåìñÿ òðàíñïîðòå èëè â òåìíîòå, äîëãîå ñèäåíèå çà êîìïüþòåðîì è ó òåëåâèçîðà;

· îñëàáëåíèå èëè ïåðåíàïðÿæåíèå ãëàçíûõ ìûøö;

· ðîäîâûå òðàâìû è òðàâìû ãîëîâíîãî ìîçãà.

×òî ïðîèñõîäèò?

Ó ëþäåé ñî 100% çðåíèåì èçîáðàæåíèå ïðåäìåòîâ, ïðîéäÿ ÷åðåç îïòè÷åñêóþ ñèñòåìó ãëàçà, ôîêóñèðóåòñÿ íà ñåò÷àòêå. Ïðè áëèçîðóêîñòè òî÷êà èäåàëüíîãî èçîáðàæåíèÿ îêàçûâàåòñÿ ïåðåä íåé (âíóòðè ãëàçà), à äî ñàìîé ñåò÷àòêè êàðòèíêà äîõîäèò óæå â ñëåãêà ðàñïëûâøåìñÿ âèäå. Òàêàÿ ñèòóàöèÿ íàáëþäàåòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, êîãäà â ãëàç ïîïàäàþò ïàðàëëåëüíûå ñâåòîâûå ëó÷è, òî åñòü, êîãäà ÷åëîâåê ñìîòðèò âäàëü.

Ëó÷è, èäóùèå îò áëèçêèõ ïðåäìåòîâ, íå ïàðàëëåëüíû, à íåìíîãî ðàñõîäÿòñÿ. Ñ ýòèìè ëó÷àìè áëèçîðóêèé ãëàç ñïðàâëÿåòñÿ, ïîñëå èõ ïðåëîìëåíèÿ â îïòè÷åñêîé ñèñòåìå èçîáðàæåíèå ïîïàäàåò ïðÿìî íà ñåò÷àòêó. Âîò è ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ïðè ìèîïèè ÷åëîâåê õîðîøî âèäèò âáëèçè è ïëîõî âèäèò âäàëü.

×àùå âñåãî èçîáðàæåíèå óäàëåííûõ ïðåäìåòîâ íå äîñòèãàåò ñåò÷àòêè ïî äâóì ïðè÷èíàì:

· â ñëó÷àå íåïðàâèëüíîé (óäëèíåííîé) ôîðìû ãëàçíîãî ÿáëîêà;

· îïòè÷åñêàÿ ñèñòåìà ãëàçà ïðåëîìëÿåò ëó÷è ñëèøêîì ñèëüíî.

· Èíîãäà ñëó÷àåòñÿ è êîìáèíèðîâàííûé âàðèàíò: ñî÷åòàíèå îáîèõ äåôåêòîâ ãëàçíîãî ÿáëîêà ó îäíîãî ÷åëîâåêà.

2. Îñëîæíåíèÿ

Ïîìèìî òîãî, ÷òî áëèçîðóêèé ÷åëîâåê ïëîõî âèäèò óäàëåííûå ïðåäìåòû, ó íåãî òàêæå ìîæåò íàðóøèòüñÿ ñóìåðå÷íîå çðåíèå: â âå÷åðíåå âðåìÿ áëèçîðóêèì ëþäÿì òðóäíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íà óëèöå è óïðàâëÿòü àâòîìîáèëåì.

Ïðè ïîñòîÿííîì íàïðÿæåíèè ãëàç ó áëèçîðóêîãî ÷åëîâåêà âîçíèêàþò ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè, îí áûñòðî óñòàåò.

Ñàìîå òÿæåëîå îñëîæíåíèå ìèîïèè — îòñëîåíèå ñåò÷àòêè. Ïðè ýòîì çðåíèå íà÷èíàåò ðåçêî ïàäàòü, âïëîòü äî àáñîëþòíîé ñëåïîòû.

3. Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå

Äèàãíîç áëèçîðóêîñòè óñòàíàâëèâàåò âðà÷-îêóëèñò ïîñëå ïðîâåðêè îñòðîòû çðåíèÿ ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ òàáëèö. Ïðîâîäèòñÿ òàêæå îñìîòð ãëàçíîãî äíà ñïåöèàëüíûì çåðêàëîì. Ïåðåä ýòîé ïðîöåäóðîé ïàöèåíòó îáû÷íî çàêàïûâàþò â ãëàçà ëåêàðñòâî, ðàñøèðÿþùåå çðà÷îê.  ñîâðåìåííûõ êëèíèêàõ äëÿ èññëåäîâàíèÿ ãëàçíîãî äíà èñïîëüçóþò óëüòðàçâóê.

Читайте также:  Зрение близорукость у подростка

Ïðè áëèçîðóêîñòè íåîáõîäèìî ðåãóëÿðíî ïîñåùàòü îêóëèñòà, ïîñêîëüêó êîððåêòèðóþùèå ëèíçû è î÷êè íóæíî ïåðèîäè÷åñêè ìåíÿòü.  ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè âðà÷ ìîæåò íàçíà÷èòü ìåäèêàìåíòîçíîå èëè õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå.

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñóùåñòâóåò òðè ñïîñîáà êîððåêöèè áëèçîðóêîñòè: î÷êè, êîíòàêòíûå ëèíçû è õèðóðãè÷åñêèå îïåðàöèè, èç êîòîðûõ ñàìûå ïðîãðåññèâíûå — ëàçåðíûå.

Î÷êè è êîíòàêòíûå ëèíçû îò áëèçîðóêîñòè íå èçáàâÿò, çàòî ïîìîãóò ÷åëîâåêó ëó÷øå âèäåòü è çàìåäëÿò ðàçâèòèå áîëåçíè. Íå íàäåéòåñü, ÷òî â î÷êàõ ó âàñ ïîÿâèòñÿ îðëèíàÿ çîðêîñòü. Ïîñêîëüêó êîððåêòèðóþùèå ëèíçû íå äîëæíû ìåøàòü òðåíèðîâàòüñÿ ìûøöàì ãëàçà, î÷êè ïîäáèðàþò òàê, ÷òîáû ÷åëîâåê ìîã â íèõ âèäåòü (ìàêñèìóì) âîñüìóþ ñòðî÷êó â òàáëèöå. Î÷êè è êîíòàêòíûå ëèíçû ïîäáèðàþò èíäèâèäóàëüíî â çàâèñèìîñòè îò îñòðîòû çðåíèÿ è ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé ãëàç, è íàçíà÷àþò äëÿ ïîñòîÿííîãî ëèáî âðåìåííîãî íîøåíèÿ.

Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå — ïðàêòè÷åñêè åäèíñòâåííûé ñïîñîá ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèòü çðåíèå ïðè áëèçîðóêîñòè, îñòàíîâèòü ïðîãðåññèðóþùåå óäëèíåíèå ãëàçíîãî ÿáëîêà è ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå îñëîæíåíèé. Ïðè òÿæåëîé ïðîãðåññèðóþùåé áëèçîðóêîñòè âðà÷ ìîæåò äîïîëíèòåëüíî íàçíà÷èòü êóðñ âèòàìèíîâ è ïðåïàðàòîâ, óëó÷øàþùèå ïèòàíèå ñåò÷àòêè ãëàçà.

4. Ïðîôèëàêòèêà

ìèîïèÿ áëèçîðóêîñòü çðåíèå ñëåïîòà

Î÷åíü âàæíî âîâðåìÿ âûÿâèòü ïðîáëåìû ñî çðåíèåì. Ñ ðàííåãî äåòñòâà íåîáõîäèìî åæåãîäíî ïðîõîäèòü îáñëåäîâàíèå ó îêóëèñòà, à ïðè íàëè÷èè áëèçîðóêîñòè — ïðàâèëüíî è ñâîåâðåìåííî åå ëå÷èòü. Òàêæå î÷åíü âàæíî ñîáëþäàòü ïðàâèëà ãèãèåíû çðåíèÿ (äîñòàòî÷íîå îñâåùåíèå ðàáî÷åãî ìåñòà, ïðàâèëüíàÿ ïîñàäêà ïðè ÷òåíèè è ïèñüìå è ò.ä.), ÷åðåäîâàòü ðàáîòó ñ îòäûõîì, âûïîëíÿòü ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ òðåíèðîâêè ìûøö ãëàç, ïðîâîäèòü îáùåóêðåïëÿþùèå ïðîöåäóðû.

Çðèòåëüíûå íàãðóçêè ðåáåíêà äîëæíû áûòü äîçèðîâàíû. ×òåíèå âîçìîæíî òîëüêî ñèäÿ çà ñòîëîì ïðè õîðîøåì îñâåùåíèè. ×èòàòü ëåæà è çà åäîé íå ðåêîìåíäóåòñÿ. Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîñìîòðà òåëåâèçèîííûõ ïðîãðàìì. Äåòÿì ìëàäøå äâóõ ëåò âîîáùå íå ðåêîìåíäóåòñÿ ñìîòðåòü òåëåâèçîð. Ýòî ñâÿçàíî íå òîëüêî ñ íàãðóçêàìè íà ãëàçà, íî è ñ âëèÿíèåì íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, ÷òî ìîæåò ïðèâåñòè ê âîçáóæäåíèþ ðåáåíêà.

Îäíàêî, ìû íå ìîæåì ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü òåëåâèçîð èç æèçíè íàøèõ äåòåé. Ïîñîâåòîâàòü ìîæíî ñëåäóþùåå. Äëÿ äåòåé äî 7 ëåò îáùàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîñìîòðà òåëåâèçèîííûõ ïðîãðàìì íå äîëæíà ïðåâûøàòü 30-40 ìèí. â äåíü.  áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå ìîæíî ðàçðåøàòü ñìîòðåòü òåëåâèçîð äî 1,5 — 3 ÷àñîâ â äåíü. Ïðè ýòîì íåïðåðûâíàÿ íàãðóçêà äîëæíà áûòü íå áîëåå 1,5 ÷àñîâ (îäíè ôèëüì). Òèï òåëåâèçîðà (îáû÷íûé, «ïëîñêèé» ýêðàí, æèäêîêðèñòàëëè÷åñêàÿ ïàíåëü, ïëàçìåííûé òåëåâèçîð) ïðàêòè÷åñêè íå âëèÿåò íà ïåðåíîñèìîñòü çðèòåëüíûõ íàãðóçîê. Ïðè ïðîñìîòðå òåëåâèçîðà îñíîâíûì âðåäíûì ôàêòîðîì ÿâëÿåòñÿ äëèòåëüíàÿ çðèòåëüíàÿ íàãðóçêà íà êîíå÷íîì ðàññòîÿíèè. Òî æå ñàìîå ìîæíî ñêàçàòü è î ðàáîòå çà êîìïüþòåðîì.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì òàêæå íå äîëæíà ïðåâûøàòü 40 ìèíóò â äåíü.

Íå ïîñëåäíþþ ðîëü â íàðóøåíèè çðåíèÿ èãðàåò íåäîñòàòî÷íàÿ öèðêóëÿöèÿ êðîâè â îáëàñòè ãëàçíûõ ìûøö è íåðâîâ. Ïîãëàæèâàíèå, âèáðàöèÿ, íàæèì, ðàçìèíàíèå — îñíîâíûå ïðèåìû ìàññàæà ïîìîãóò óëó÷øèòü ñèòóàöèþ. Óêàçàòåëüíûì è ñðåäíèì ïàëüöåì «ðèñóéòå» âîñüìåðêè, äâèãàÿñü ê íîñó â îáëàñòè íèæíåãî êðàÿ ãëàçà è íàä áðîâÿìè — â îáëàñòè âåðõíåãî êðàÿ, ïîâòîðÿÿ ýòè äâèæåíèÿ îò 8 äî 16 ðàç. Ñî÷åòàéòå ìàññàæ ñ òàêèìè óïðàæíåíèÿìè äëÿ ãëàç, ïîâòîðÿÿ èõ ïî øåñòü è áîëåå ðàç:

1. Äâèãàéòå ãëàçàìè ïî ïðÿìîé ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèè âïðàâî è âëåâî. Óïðàæíåíèÿ äëÿ ãëàç ïðè áëèçîðóêîñòè

2. Òî æå ñàìîå, íî ââåðõ è âíèç.

3. Âðàùàéòå ãëàçàìè ïî êðóãó — ñíà÷àëà ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå, çàòåì ïðîòèâ íåå.

4. Èíòåíñèâíî è áûñòðî çàæìóðèâàéòåñü è ðàññëàáëÿéòå ãëàçà.

5. Äâèãàéòå ãëàçàìè ïî äèàãîíàëè: èç ëåâîãî íèæíåãî óãëà â ïðàâûé âåðõíèé è íàîáîðîò.

6. Ïîñòàâüòå ïàëåö íà ïåðåíîñèöó è ïîñòàðàéòåñü óâèäåòü åãî îáîèìè ãëàçàìè ñðàçó.

7. Áûñòðî-áûñòðî ïîìîðãàéòå.

8. Íàêëåéòå íà îêîííîå ñòåêëî ìåòêó èëè êðóæî÷åê. Îòìåòüòå êàêîé-ëèáî êðóïíûé îáúåêò äàëåêî ïîçàäè íåãî: ýòî ìîæåò áûòü äàëüíèé äîì èëè äåðåâî âî äâîðå. Îòîéäèòå îò îêíà íà ðàññòîÿíèå ìåòðà-äâóõ. Ïåðåâîäèòå âçãëÿä ñ ìåòêè íà ðàñïîëîæåííûé âäàëåêå îáúåêò è îáðàòíî.

Ñêàæåì «íåò» áëèçîðóêîñòè!

Âðåìÿ: îò 3 äî 5 ìèíóò

Õîòèòå ñíèçèòü ðèñê ðàçâèòèÿ áëèçîðóêîñòè, îñòàíîâèòü ïàäåíèå çðåíèÿ? Âûïîëíÿéòå ïî 5-6 ðàç îïèñàííûå íèæå óïðàæíåíèÿ äëÿ ãëàç. À åñëè Âû ïðîâîäèòå âåñü äåíü çà êîìïüþòåðîì, äåëàéòå óïðàæíåíèÿ êàæäûé ÷àñ. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå: ñÿäüòå íà ñòóë ñî ñïèíêîé èëè â êðåñëî, ðàññëàáüòåñü.

1. Îòêëîíèòåñü íàçàä, ãëóáîêî âäîõíèòå. Ïîäàâøèñü âïåðåä, âûäîõíèòå.

2. Îòêèíüòåñü íà ñïèíêó ñòóëà, ïðèêðîéòå ãëàçà. Ñèëüíî çàæìóðüòåñü, ïîñëå ÷åãî îòêðîéòå ãëàçà è âåðíèòåñü â èñõîäíîå ïîëîæåíèå.

3. Ïîëîæèòå ðóêè íà ïîÿñ è ïîâåðíèòå ãîëîâó âïðàâî. Ïîñòàðàéòåñü óâèäåòü ëîêîòü ïðàâîé ðóêè. Ïîâòîðèòå â ëåâóþ ñòîðîíó. Âåðíèòåñü â èñõîäíîå ïîëîæåíèå.

4. Ïîñìîòðèòå ââåðõ. Âðàùàéòå ãëàçàìè ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå è ïðîòèâ íåå.

5. Âûòÿíèòå ðóêè ïåðåä ñîáîé. Íå îòâîäÿ âçãëÿäà îò êîí÷èêîâ ïàëüöåâ, âäîõíèòå, ïîäíèìàÿ ðóêè ââåðõ. Îïóñêàéòå ðóêè íà âûäîõå. Ãîëîâîé íå äâèãàòü!

Äîëîé óñòàëîñòü!

Âðåìÿ: 5-7 ìèíóò

Èçáàâèòüñÿ îò óñòàëîñòè ãëàç, ðàññëàáèòü ìûøöû ïîìîãóò ïðîñòûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ãëàç, êîòîðûå íå îòíèìóò ìíîãî âðåìåíè. Äàâàòü îðãàíàì çðåíèÿ çàñëóæåííûé îòäûõ íåîáõîäèìî ðåãóëÿðíî è åæåäíåâíî.

1. Íå çàêðûâàÿ ãëàç, ìåäëåííî è ïëàâíî ñòàðàéòåñü íàðèñîâàòü ãëàçàìè «âîñüìåðêó» â âîçäóõå, äâèãàÿ èìè â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ. Íèêàêèõ ðåçêèõ äâèæåíèé è ñòàðàéòåñü äûøàòü â òàêò. 5-7 ðàç.

2. Âûòÿíèòå ïðàâóþ ðóêó ïåðåä ñîáîé, ïîäíèìèòå äî óðîâíÿ ãëàç.  òå÷åíèå ïÿòè ñåêóíä ñìîòðèòå íà áîëüøîé ïàëåö ðóêè. Íà÷íèòå îòâîäèòü ðóêó âïðàâî — ìåäëåííî è ïëàâíî, íå îòðûâàÿ âçãëÿäà îò ïàëüöà. Ãîëîâà íå äâèãàåòñÿ! Ïîâòîðèòå ñ ëåâîé ðóêîé. 5-7 ðàç.

Читайте также:  Люди которые избавились от близорукости

3.  òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ñåêóíä ñìîòðèòå íà êàêîé-ëèáî óäàëåííûé îáúåêò ïðÿìî ïåðåä ñîáîé. Ïîäíèìèòå ðóêó òàê, ÷òîáû ïàëåö îêàçàëñÿ íà ðàññòîÿíèè 25-30 ñì îò ãëàç, ïîñìîòðèòå íà íåãî, ïîñëå ÷åãî îïóñòèòå ðóêó è ñíîâà ïåðåâåäèòå âçãëÿä íà äàëåêèé îáúåêò. 10-12 ðàç.

4. Ïîäíèìèòå ðóêó è ðàñïîëîæèòå áîëüøîé ïàëåö íà ðàññòîÿíèè 25-30 ñì îò ãëàç.  òå÷åíèå 5 ñåêóíä ñìîòðèòå íà êîí÷èê ïàëüöà. Çàêðîéòå ïðàâûé ãëàç è ïðîäîëæàéòå ñìîòðåòü íà ïàëåö åùå 5 ñåêóíä. Îòêðîéòå ãëàçà, îòñ÷èòàéòå 5 ñåêóíä è çàêðîéòå ëåâûé ãëàç. Âñå ýòî âðåìÿ ïðîäîëæàéòå ñìîòðåòü íà ïàëåö. 10-12 ðàç.

Ñèñòåìàòè÷åñêè âûïîëíÿÿ óïðàæíåíèÿ äëÿ ãëàç, Âû âñêîðå çàìåòèòå, ÷òî ñòàëè ëó÷øå âèäåòü, à ãëàçà ïî÷òè íå óñòàþò äàæå â êîíöå ðàáî÷åãî äíÿ. Íå ïðåêðàùàéòå çàíÿòèÿ è êîãäà çðåíèå ïîëíîñòüþ âîññòàíîâèòñÿ. Ðåãóëÿðíàÿ ïðîôèëàêòèêà — çàëîã çäîðîâüÿ!

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Характеристика детей с нарушениями зрения Характеристика детей с нарушениями зрения

Характеристика зрительных нарушений Зрительные нарушения Врождённые    Приобретенные Характеристика зрительных нарушений Зрительные нарушения Врождённые Приобретенные

Аномалии рефракции: Близорукость (миопия) – один из вариантов нарушения оптической системы глаза,  приАномалии рефракции: Близорукость (миопия) – один из вариантов нарушения оптической системы глаза, при котором идущие от находящихся вдали предметов параллельные лучи соединяются впереди сетчатки глаза, попадая на неё в виде рассеянного пучка. Этим обусловлено снижение остроты зрения вдаль. Детям с высокой степенью близорукости противопоказан физический труд (кроме лёгкого), запрещается подъём тяжестей, частые наклоны головы и туловища, напряжённая зрительная работа вблизи.

Дальнозоркость (гиперметропия) возникает вследствие несоответствия преломляющей силы длине оси глаза,  которая оказывается меньшеДальнозоркость (гиперметропия) возникает вследствие несоответствия преломляющей силы длине оси глаза, которая оказывается меньше обычной. Такой глаз при включении аккомодации способен хорошо видеть вдаль. При дальнозоркости изображение рассматриваемых предметов проецируется не на сетчатку, а за ней, вследствие чего аккомодационный аппарат находится в постоянном напряжении. Это приводит к отсутствию полного расслабления аккомодационной мышцы. При дальнозоркости средних и высоких степеней отмечается ухудшение зрения, особенно при напряжённой длительной работе на близком расстоянии. Возникающие при этом ощущение быстрого зрительного утомления (астенопия) и головные боли являются результатом чрезмерного напряжения аккомодационного аппарата.

Схематическое изображение близорукости и дальнозоркости Схематическое изображение близорукости и дальнозоркости

Астигматизм  – сочетание в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней рефракцииАстигматизм – сочетание в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней рефракции одного вида. Например, по вертикали глаз обладает дальнозоркой рефракцией, а по горизонтали – соразмерной. Или в одном направлении имеется близорукость слабой степени, а в другом направлении близорукость средней степени. Ясного изображения светящейся точки на сетчатке таких глаз получить нельзя. Основными проявлениями астигматизма часто бывают: понижение зрения, быстрое утомление глаз при работе, головные боли, реже – хроническое воспаление краёв век.

Виды астигматизма:  • Прямой астигматизм – преломление в вертикальном меридиане сильнее, чем вВиды астигматизма: • Прямой астигматизм – преломление в вертикальном меридиане сильнее, чем в горизонтальном. • Обратный астигматизм – преломление в горизонтальном меридиане сильнее, чем в вертикальном.

Характер астигматизма:  • Простой астигматизм – это сочетание эмметропии (нормального зрения) в одномХарактер астигматизма: • Простой астигматизм – это сочетание эмметропии (нормального зрения) в одном меридиане с аномалией рефракции (миопия или гиперметропия) в другом меридиане. • Сложный астигматизм – наличие в обоих меридианах нарушения рефракции одного характера (миопия или гиперметропия), но разной степени. • Смешанный астигматизм – сочетание миопии в одном меридиане с гиперметропией в другом.

Схематическое изображение астигматизма Схематическое изображение астигматизма

Анизометропия – заболевание глаз, выражающееся в различной рефракции глаз. Болезнь может протекать с астигматизмомАнизометропия – заболевание глаз, выражающееся в различной рефракции глаз. Болезнь может протекать с астигматизмом и без него. При этой аномалии один глаз может иметь нормальную рефракцию, а другой – нарушенную, или оба глаза могут иметь одну и ту же аномалию рефракции, но в различной степени, или же в обоих глазах аномалия рефракции может быть различна. Например, близорукость одного глаза и дальнозоркость другого или неодинаковая их степень на обоих глазах. Если разница в рефракции глаз значительна, тогда бинокулярное зрение делается почти невозможным и предмет фиксируется попеременно то одним, то другим глазом, причём второй глаз, исключённый из акта бинокулярного зрения, отходит в сторону, смотря по преобладанию силы той или другой из прямых мышц глаза. Если в акте зрения участвует только один глаз, а другой его не заменяет, тогда в последнем глазу развивается ослабление зрения, которое может дойти до полной слепоты.

Патология глазодвигательного аппарата Патология глазодвигательного аппарата

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют наКосоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное (постоянное или периодическое, сходящееся или расходящееся, альтернирующее или перемежающееся) и паралитическое. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильного определения расстояний между предметами, их размеров и объёмов. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, нарушается в целом бинокулярное зрение. Больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестаёт функционировать; развивается частичная или полная потеря зрения – амблиопия косящего глаза.

Ребенок с косоглазием Ребенок с косоглазием

Нистагм – самопроизвольное колебательное движение глазных яблок (дрожание глаз). Различают физиологический и патологический видыНистагм – самопроизвольное колебательное движение глазных яблок (дрожание глаз). Различают физиологический и патологический виды нистагма.

Заболевания нервно-зрительного аппарата Заболевания нервно-зрительного аппарата

Атрофия зрительного нерва является следствием заболеваний, сопровождающихся отёком, воспалением,  сдавлением, повреждением, дегенерацией волоконАтрофия зрительного нерва является следствием заболеваний, сопровождающихся отёком, воспалением, сдавлением, повреждением, дегенерацией волокон зрительного нерва или питающих его сосудов. Проявляется атрофия зрительного нерва в снижении остроты зрения, изменении поля зрения и цветовосприятии.

Глаукома – заболевание глаз, характеризующее нарушением регуляции и повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функцийГлаукома – заболевание глаз, характеризующее нарушением регуляции и повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций и атрофией зрительного нерва. Глаукома проявляется затуманиванием зрения, появлением радужных кругов перед глазами при взгляде на источник света, головными болями, болью в глазу, повышением внутриглазного давления. В дальнейшем наблюдаются постепенное падение остроты и сужение поля зрения.

Заболевания сетчатки возникают вследствие нарушения кровообращения, патологического изменения сосудов,  пигментной дистрофии, новообразований. ПонижаетсяЗаболевания сетчатки возникают вследствие нарушения кровообращения, патологического изменения сосудов, пигментной дистрофии, новообразований. Понижается острота зрения и может выпадать участок поля зрения. При поражениях центральной области сетчатки искажается восприятие величины и формы предметов и изображений, нарушается цветоощущение, ухудшается различительная способность глаз, становится невозможным чтение. Периферические поражения сетчатки характеризуются ухудшением зрения в вечернее и ночное время, трудностями ориентировки в пространстве.

Читайте также:  Зрение в старости близорукость или дальнозоркость

Отслойка сетчатки проявляется внезапным резким падением вплоть до слепоты. В начальной стадии при взглядеОтслойка сетчатки проявляется внезапным резким падением вплоть до слепоты. В начальной стадии при взгляде в определённом направлении появляются сверкающие блёстки, искры, затем стойкая пелена.

Ретинопатия – общее название заболеваний сетчатки глаза циркулярно-обменного характера и поражения сетчатки при некоторыхРетинопатия – общее название заболеваний сетчатки глаза циркулярно-обменного характера и поражения сетчатки при некоторых заболеваниях других органов и систем. Ангиопатия сетчатки — изменение сосудов глазного дна.

Другие патологии: Птоз верхнего века – опущение верхнего века. Гипоплазия (дисков, зрительного нерва) –Другие патологии: Птоз верхнего века – опущение верхнего века. Гипоплазия (дисков, зрительного нерва) – порок развития, заключающийся в недоразвитии ткани, органа, части тела или целого организма.

Характеристика детей с нарушениями зрения Характеристика детей с нарушениями зрения

Современные научные исследования доказывают, что снижение функций зрения, неизбежно приводят к снижению скорости иСовременные научные исследования доказывают, что снижение функций зрения, неизбежно приводят к снижению скорости и точности восприятия. Дети воспринимают фрагментами, искажённо, как единичные предметы, так и групповые композиции; с трудом устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Это отрицательно влияет на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д. ) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность. Дети с нарушением зрения испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в ориентировке на своём теле, рабочей поверхности, в пространстве.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпомВ ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются: • Низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы. • Низкий уровень умения узнавать предметы, изображённые в различных вариантах (контур, силуэт, модель). • Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения. • Плохое запоминание букв и цифр. • Невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов. • Пропуск или появление новых (лишних) элементов. • Низкий уровень овладения навыками письма и чтения. • Наличие серьёзных затруднений в копировании букв. • Появление зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

 Пути профилактики и коррекции в учебном процессе Коррекция зрения осуществляется с помощью специальных Пути профилактики и коррекции в учебном процессе Коррекция зрения осуществляется с помощью специальных упражнений. Профилактике зрительных нарушений способствует укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), а также предупреждение и активное лечение общих заболеваний. Если зрительное нарушение возникло, то главная задача – приостановить или замедлить его дальнейшее развитие.

Упражнения для профилактики зрительного утомления: 1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула.Упражнения для профилактики зрительного утомления: 1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке парты, выдох. Повторить 5 -6 раз. 2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5 -6 раз. 3. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5 -6 раз. 4. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5 -6 раз. 5. Исходное положение – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки отпустить (выдох). Повторить 4 -5 раз. 6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 -3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3 -5 с. Повторить 6 -8 раз. 7. Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 с следует массировать их кончиками указательных пальцев.

Важна роль физической культуры в предупреждении близорукости и её прогрессирования. Циклические физические упражнения (бег,Важна роль физической культуры в предупреждении близорукости и её прогрессирования. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100 -140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения: передача мяча, броски теннисного мяча, броски мяча в баскетбольное кольцо, передача футбольного мяча в парах, игры в бадминтон, волейбол, настольный и большой теннис. Подвижные игры – прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения.

При чтении книга не должна лежать на столе. Её следует держать в небольшом наклонномПри чтении книга не должна лежать на столе. Её следует держать в небольшом наклонном положении, под углом в 15 градусов. Особенно важно для детей, имеющих высокую близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол. Нормальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении и письме должно составлять 30 -33 см. При выборе учебников следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций. Следует употреблять мягкие карандаши, ручки с тёмной пастой.

Классные доски рекомендуется иметь серо-зелёного цвета.  Мел должен быть белым и не крошиться,Классные доски рекомендуется иметь серо-зелёного цвета. Мел должен быть белым и не крошиться, что даёт возможность избежать пыли, вредной для глаз. Не рекомендуется линовать доску белым ме?