Глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки презентация

Инфоурок

Физика
›Презентации›Презентация к уроку «Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова» Глаз как оптическ

Описание слайда:

МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова» Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Очки. Урок разработан учителем физики Т.Е. Хоченковой Рязань 2014 г. 8 класс

2 слайд

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Описание слайда:

Как прекрасен этот мир, посмотри!

3 слайд

Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк   В

Описание слайда:

Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. Уильям Блейк   В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет.

4 слайд

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Гла

Описание слайда:

Строение глаза По форме глаз – шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя и пыли. Назначение слёз – смачивать поверхность глазного яблока, чтобы она не высохла. Слёзные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз. Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной коры головного мозга. Глаз — орган восприятия светового раздражения у человека.

5 слайд

Строение глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента глаза

Описание слайда:

Строение глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента глаза

6 слайд

Структура строения глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента гл

Описание слайда:

Структура строения глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента глаза 1. Склера Защищаетсодержаниеглаза,обеспечиваетжесткость. 2. Роговица Пропускает и преломляет свет 3. Радужная оболочка Меняет размеры зрачка, регулирует поступление света в глаз 4. Зрачок Отверстие в радужке, через которое проходит свет 5. Хрусталик Обеспечивает фокусировку лучей света на сетчатке 6. Цилиарная связка Меняет радиус кривизны хрусталика 7. Стекловидное тело Поддерживает форму глаза, пропускает свет 8. Сосудистая оболочка Снабжает кровью сетчатку, препятствует отражению света от внутренних поверхностей глаза

7 слайд

Структура строения глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента гл

Описание слайда:

Структура строения глаза № Элемент строения глаза Функция данного элемента глаза 9. Сетчатка (палочки, колбочки) Содержит фоторецепторные клетки 10. Зрительный нерв Проводит импульсы от сетчатки в мозг 11. «Слепое пятно» Место на сетчатке, не обладающее светочувствительностью 12. «Желтое пятно» Область наибольшей остроты зрения

8 слайд

Глаз как оптическая система Свет, преломляясь в оптической системе глаза, кот

Описание слайда:

Глаз как оптическая система Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение рассматриваемого предмета. Диафрагма Хрусталик Образ на сетчатке Объект Линза объектива Образ на фотопленке Радужка Оптическая система глаза напоминает фотоаппарат.

9 слайд

Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к четкому различению предме

Описание слайда:

Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза. Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика при помощи натяжения или расслабления ресничного тела. Когда ресничное тело натянуто, хрусталик растягивается и его радиусы кривизны увеличиваются. При уменьшении натяжения мышцы хрусталик под действием упругих сил увеличивает свою кривизну. Свойства глаза Изменение оптической силы глаза

10 слайд

Преимущества формирования изображения от двух источников Увеличивается поле з

Описание слайда:

Преимущества формирования изображения от двух источников Увеличивается поле зрение. Мы можем различать , какой предмет находится ближе, а какой дальше от нас. Мы видим предметы объёмными, а не плоскими. Два глаза – преимущество? Бинокулярность зрения – способность воспринимать глубину пространства (стереоэффект). Практическая работа №1. Определение бинокулярности зрения Возьмите авторучку и держите её вертикально, посмотрите на панораму прямо за ней. Если вы сначала закроете один глаз, затем второй, то увидите, что ручка в любом случае закрывает какую-то область пространства. Но если посмотреть обоими глазами, то всё, что ранее было «спрятано», теперь вполне обозримо.

11 слайд

Слепое пятно (место выхода зрительного нерва , отсутствуют фоторецепторы) Пал

Описание слайда:

Слепое пятно (место выхода зрительного нерва , отсутствуют фоторецепторы) Палочки (воспринимают форму предмета) Сетчатка Колбочки (отвечают за цветовое восприятие) Жёлтое пятно (место напротив зрачка с наибольшей плотностью колбочек, место наивысшей остроты зрения) Свойства глаза по различению цветов

12 слайд

Практическая работа №2 Определение слепого пятна. Цель: определить положение

Описание слайда:

Практическая работа №2 Определение слепого пятна. Цель: определить положение слепого пятна на сетчатке. Ход работы: На листе белой бумаги вы видите рисунок в виде черного кружка и крестика, расположенных на расстоянии 7 см друг от друга. Прикройте рукой правый глаз и поместите рисунок на расстоянии 15 см от глаз. Смотрите левым глазом на крестик и медленно приближайте и удаляйте рисунок до тех пор, пока черный кружок не будет виден. Теперь закройте левый глаз, правым смотрите на кружочек, приближая и удаляя листок, пока не будет виден крестик. Анализ полученного результата: чем можно объяснить данное явление? Вывод: изображение попало на слепое пятно, поэтому мы его не видим.

13 слайд

Проверка зрения Зрение проверяют в кабинете врача-офтальмолога. Проверка зрен

Описание слайда:

Проверка зрения Зрение проверяют в кабинете врача-офтальмолога. Проверка зрения включает исследование способности различать детали вблизи и на больших расстояниях, поля зрения (определение его дефектов) и возможности различать цвета. Остроту зрения проверяют как на большом расстоянии (зрение вдаль), так и отдельно на близком расстоянии (зрение вблизи). Для проверки остроты зрения вдаль пациенту демонстрируют набор букв или специальных символов различных размеров. 

14 слайд

Нормальное зрение Если глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные л

Описание слайда:

Нормальное зрение Если глаз в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.

15 слайд

Дефекты зрения: близорукость Недостаток зрения - хорошо видны близкие предмет

Описание слайда:

Дефекты зрения: близорукость Недостаток зрения — хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке , а перед ней. БЛИЗОРУКОСТЬ — заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки вследствие слабости цилиарной мышцы, нарушения кровообращения в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза или слишком большой длины оси глазного яблока.

16 слайд

Недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. При дальнозорк

Описание слайда:

Недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. При дальнозоркости входящие в глаз параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке, а за ней. Дефекты зрения: дальнозоркость Результат слабой преломляющей силы оптических сред глаза или слишком короткой длины оси глазного яблока. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ – врожденное заболевание, особенность строения глазного яблока: это либо короткий глаз, либо глаз со слабой оптикой.

Читайте также:  Характеристика на детей с близорукостью

17 слайд

Исправление дефектов зрения Близорукость Дальнозоркость Исправляется очками с

Описание слайда:

Исправление дефектов зрения Близорукость Дальнозоркость Исправляется очками с рассеивающими линзами. Исправляется очками с собирающими линзами.

18 слайд

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида

Описание слайда:

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого – либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона, впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0,5% женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого. На картинке изображены цифры “1” и “3” (отвечают “13”). Люди со слепотой в красной или зелёной части спектра видят цифру “6”. Дефекты зрения Таблицы Рабкина. Тест на нарушение цветового восприятия.

19 слайд

Астигматизм – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаз

Описание слайда:

Астигматизм – дефект, вызванный несогласованной работой мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз. Дефекты зрения Астигматизм — особый вид оптического строения глаза. Явление врожденного иногда приобретенного характера. Обусловлен неправильностью кривизны роговицы; представляет собой не поверхность шара, а отрезок вращающегося эллипсоида.

20 слайд

Профилактика утомления глаза Для профилактики утомления глаза можно использов

Описание слайда:

Профилактика утомления глаза Для профилактики утомления глаза можно использовать лечебную и/или расслабляющую гимнастику. Особенно это актуально для детей, так как до 18 лет глаз продолжает развиваться, и для людей, много времени проводящих за компьютером или перед телевизором.  Упражнения для глаз достаточно просты: движения глаз вверх – вниз, вправо – влево, вращения; смотреть 5 – 10 с на близкий предмет, а затем — на дальний предмет.

21 слайд

Глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки презентация

22 слайд

Оптические иллюзии «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зри

Описание слайда:

Оптические иллюзии «Мы смотрим не глазами, а мозгом»,- говорят физиологи. Зрительные обманы и иллюзии возникают из-за того, что, когда мы видим, то бессознательно рассуждаем, причём невольно вводим себя в заблуждение. Так что правильнее было бы говорить не об «обманах зрения», а об «обманах суждения».

23 слайд

у насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных фасеточные глаза

Описание слайда:

у насекомых, ракообразных и некоторых других беспозвоночных фасеточные глаза. В них нет единой сетчатки, рецепторы собраны в маленькие группы (ретинулы), каждая из которых обслуживается отдельным диоптрическим аппаратом. Понятия аккомодации, близорукости или дальнозоркости к такому глазу неприменимы. Зрение у насекомых

24 слайд

Зрение у животных у самого большого в мире животного (голубого кита) – самые

Описание слайда:

Зрение у животных у самого большого в мире животного (голубого кита) – самые большие глаза: величиной с футбольный мяч, около 23 см в поперечнике. у орла очень высокая острота зрения – он может увидеть зайца с высоты 3 км. у хищников – объёмное стереоскопическое зрение, глаза широко расставлены в одной плоскости. Это помогает оценивать расстояние до добычи. у травоядных – панорамное зрение, глаза расположены по бокам головы, из-за этого поле зрения намного шире, но изображение плоское, не стереоскопическое.

25 слайд

Вариант 1. Вариант 2. №1. Какие части глаза образуют оптическую систему? № 1.

Описание слайда:

Вариант 1. Вариант 2. №1. Какие части глаза образуют оптическую систему? № 1. Что общего в строении глаза и устройстве фотоаппарата? № 2. Как отличить очки для дальнозорких людей от очков для близоруких людей? № 2. На каком «экране» создает изображение наш глаз? Какое это изображение – действительное или мнимое? №3. Хрусталик человеческого глаза может изменять свою кривизну. Для чего это нужно? № 3. Ученица пользуется очками с оптической силой + 2дптр. Каково фокусное расстояние линз в этих очках? Какой недостаток зрения они исправляют? № 4. Врач порекомендовал Сергею носить очки с оптической силой: –1дптр. Какой недостаток зрения у Сергея? Каково фокусное расстояние линз этих очков? № 4. В каком случае фокусное расстояние хрусталика больше: когда вы читаете книгу или когдасмотрите телевизор? № 5. Где формирует изображение близорукий глаз? Какими линзами оно исправляется? № 5. Где формирует изображение дальнозоркий глаз? Какими линзами оно исправляется?

26 слайд

Итоги урока Дополнительное задание: В данной таблице перепутаны определения и

Описание слайда:

Итоги урока Дополнительное задание: В данной таблице перепутаны определения и их соответствия. Нужно их правильно сопоставить. Хрусталик Самое совершенное и самое поразительное из всех наших чувств Очки При таком недостатке глаза изображение формируется за сетчаткой Аккомодация Находится зазрачком, похож на собирающую линзу Дальнозоркость Устройство корректирующее недостатки зрения Зрение Иногда называют«живым фотоаппаратом» Глаз Способность глаза приспосабливаться к видению и на близком и на далеком расстоянии

27 слайд

Спасибо за урок! Домашнее задание 1. Сообщение по теме «Особенности зрения у

Описание слайда:

Спасибо за урок! Домашнее задание 1. Сообщение по теме «Особенности зрения у насекомых и животных». 2. Практические задания по выбору.

28 слайд

Рефлексия 1. Что вам понравилось больше всего на уроке? 2. Как вы считаете, д

Описание слайда:

Рефлексия 1. Что вам понравилось больше всего на уроке? 2. Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? 3. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке? 4. Чем ценен для вас изученный материал? 5. Испытываете ли вы эмоциональный подъём, чувство удовлетворения от урока? Урок интересный, я все понял , у меня все получилось; Урок интересный,  но были затруднения; Урок неинтересный,  и я мало что понял. Светофор

29 слайд

https://www.zrenimed.com/index/stroenieglaza/0-42 Источник: https://viewangle.n

Описание слайда:

https://www.zrenimed.com/index/stroenieglaza/0-42 Источник: https://viewangle.net/lechenie/proverka/test-na-dal-tonizm.html

Выберите книгу со скидкой:

Глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки презентация

Курс профессиональной переподготовки

Учитель физики

Глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки презентация

Курс повышения квалификации

Глаз и зрение близорукость и дальнозоркость очки презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-143466

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

                                             «Глаз и зрение»  урок физики в 8-м классе 

Цели урока: Учащиеся  должны повторить  и обобщить знания  по теме  «Линзы;

Читайте также:  Близорукость у подростков реферат

                     oцeнить свои умения  применять знания об оптических системах; познакомиться с устройством  глаза и назначением  отдельных его элементов;  познакомиться с болезнями глаза и способами коррекции зрения научиться  применять знания из биологии к  объяснению механизма зрения; систематизировать имеющиеся знания об оптических системах и расширить их .

        Ученик  должен научиться применять знания и умения, полученные   в курсе биологии, к решению физических задач;  усвоить понятие расстояние наилучшего зрения, «близорукость» и «дальнозоркость», усвоить знания о  бинокулярном  зрении,   поле  зрения  на уровне применения их в знакомой ситуации.

Обучающие: Дать знания о механизмах, оптимизирующих  работу глаза как оптического прибора; представление о ходе лучей света в глазе. Дока зать, что изображение на сетчатке глаза перевернутое.  Познакомить с понятиями «поле зрения», «бинокулярное зрение», «аккомодация», «расстояние  наилyчшего  зрения», «близорукость» и «дальнозоркость».        

Установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для   исправления близорукости и дальнозоркости.

 Воспитательные:    воспитание умения выслушивать  товарища, уважать  мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Развивающие:  развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли вслух;  развитие внимания и       любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.

Оборудование и пособия:  модель «Строение глаза», мультимедийный проектор, индивидуальные карточки,  магнитная доска,  презентация.

План урока  1. Организационный момент.

                     2. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний.(Тест,опрос)

                     3. Объяснение новой темы.

                     4. Зарядка для глаз (физкульт.минутка).

                     5. Выходной тест. Закрепление изученного материала.

                     6. Подведение итогов урока, выставление оценок. 

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы урока в рабочие тетради. (Слайд 1)

II.   Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний)

Входной тест:  (Слайд2)

1. Линзой называют…

а)  Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.

б) Прозрачное тело.

в)  Тело, ограниченное сферической поверхностью.

2. На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

а)   1.           б) 2.         в) 3.        

3.Какой буквой обозначается главный фокус линзы?

а)F;              б)О;           в)Д.

В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?

2

1

а) мм;           б) кг;           в) дптр;        

Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?

а) собирающая;              б) рассеивающая.  

Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?

а) собирающая;              б) рассеивающая.

 Фронтальный опрос (Слайд3)

Что изображено на рис.,обозначенное «1»?.

Что обозначено точкой «О»?

Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз?                                    

Как называется линия  обозначенная «2»?

Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)

Какие два луча используют для построения изображения в линзах?

Какие изображения  даёт: а) собирающая линза? б)рассеивающая линза?

III.    Объяснение новой темы   (Слайд4)                                                                         

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

 Глаз – это орган,  который можно сравнить с окном в окружающий мир, его называют ещё «живым»

фотоаппаратом.

Всё пространство вокруг человека заполнено  различным излучением. И только малая его часть воспринимается органом зрения. Свет  или видимое излучение – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн.

Познакомимся со строением глаза. (Слайд5)Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).  (Слайд6)

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно —  покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?  (Слайд7)

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются  в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым.

Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного)  (Слайд8)Вся эта система аналогична  оптической системе собирающей линзы.

Но почему тогда  мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом

Читайте также:  Какие мышцы глаза напряжены при близорукости

Смотреть на мир умеет разум.

Фотоаппарат представляет собой устройство, принцип действия которого подобен действию  человеческого глаза. (Слайд8)

 Глаз приспособлен к работе в различной интенсивности освещения (благодаря адаптации)

Способность глаза приспосабливаться к видению,  как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией (от лат. accomodatio — приспособление). Благодаря аккомодации чело веку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика — на сетчатке глаза.

Однако при очень близком расположении рассматриваемого пред мета напряжение мышц, деформирующих хрусталик, усиливается, и работа глаза становится утомительной. Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см. Это расстояние называют расстоянием ясного (или наилучшего) зрения.

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость  глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть  на самом деле.. (Слайд10-13)

              У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. . Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный  аппарат.

             В процессе старения организма в глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Слайд14)

              Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. (Слайд15) При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. (Слайд16)При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

(Слайд17)Для исправления дефектов зрения с древних времён и по наши дни применяют очки.  Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые также можно было использовать для исправления недостатков зрения.  В древнем Риме в витринах харчевен выставляли стеклянные шары, наполненные водой.  Было замечено, что предметы, помещенные в воду внутрь таких шаров выглядят больше, чем на самом деле. Хозяева пытались привлечь посетителей необычайно  большими плодами и фруктами.  (Слайд18) Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519).     Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, надевал очки.                                                                           Известный итальянский ученый Леонардо да Винчи первым сделал попытку
переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область

Прошло  немало времени, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки .

. Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны.

Какие же линзы следует применять в очках?

(Слайд19)При близорукости необходимо  изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

(Слайд 20)При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких  линз — положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости»).

IV.  Зарядка для глаз (физкульт.минутка) : (Слайд21)

Ответьте на следующие вопросы:

1.Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

2.Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

Глаз – это живой  оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная  гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Сделаем  «Гимнастику для глаз»:

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

Переводи взгляд с ближних предметов (рама окна) на дальние предметы (на линии горизонта). Делай круговые движения глазами: по часовой стрелке и против.

Вытяни вперед руку.  Следи взглядом  за кончиком  пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

На карточках

Упражнение № 1.     «ИГРА В ПРЯТКИ»

1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии.

 2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза.

3. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное.

4. Подержите так  несколько секунд и постепенно приоткройте глаза.

5. Проделаем  так ещё 2 раза.

Упражнение № 2.    «СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ».

1. Согните руки в локтях, поставьте локти на  парту, так чтобы руки были чуть ниже уровня глаз.

2. Разомкните пальцы.

3. Делайте плавно повороты и смотрите вдаль сквозь пальцы.

Если вы делаете всё правильно, то руки должны проплывать мимо вас. Вам должно казаться, что руки движутся.

Упражнение № 3.  ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ГЛАЗА.

1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на переносице и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.

2. Проделаем так